Сон как функциональное состояние организма. Требования к организации сна детей

И подростков и обеспечения её деятельности имеет правильная в гигиеническом отношении организация сна. Нормально проводимый сон обеспечивает полный отдых организма, в особенности центральной нервной системы, органов чувств и мышечной системы. В свете учения великого русского физиолога И. П. Павлова сон представляет собой распространение торможения по коре больших полушарий и затем на нижележащие центры головного мозга, регулирующие деятельность скелетной мускулатуры. Этот процесс вызывает расслабление скелетных мышц (понижение их тонуса, т. е. напряжения).

Однако во время сна, конечно, далеко не вся центральная нервная система находится в состоянии торможения. Центры, регулирующие дыхание и сердечно-сосудистую деятельность и другие внутренние органы, функционируют и во сне. Кроме этого во время сна в центральной нервной системе (в коре больших полушарий) иногда сохраняются очаги возбуждения у одних индивидуумов в большей мере, у других - в меньшей - в зависимости от целого ряда условий (общее состояние нервной системы, условия проведения сна, характер времяпровождения, предшествующего наступлению сна, и др.). Эти очаги возбуждения в центральной нервной системе обусловливают наблюдающиеся иногда во время сна двигательное беспокойство, вскакивание, вскрикивание, разговор, снохождение. Иногда такого рода явления связаны с начинающимся инфекционным заболеванием, иногда с наличием глист, иногда с переутомлением. Особенно часто они наблюдаются у нервных детей. Сновидения также являются последствием возникающих в коре больших полушарий очагов возбуждения и нередко свидетельствуют о том, что вместо глубокого, крепкого сна мозговая кора находится в состоянии промежуточном между бодрствованием и полноценным сном.

Основным гигиеническим требованием при проведении сна детей и подростков является нормирование его продолжительности в соответствии с их возрастом. Продолжительность сна ребёнка и подростка того или иного возраста зависит от особенностей его организма, в первую очередь от степени развития его нервной системы. Чем моложе ребёнок, тем продолжительность сна его должна быть большей.

Ложиться спать дети и подростки должны всегда в одно и то же время. Чёткий режим чередования сна и бодрствования приводит к тому, что в установленное время они гораздо легче засыпают. Недостаточная продолжительность сна вызывает у детей и подростков вялость, быструю утомляемость, понижение психических функций, истощение нервной системы и резкое снижение сопротивляемости организма.

Сон - это широко распространившееся по коре больших полушарий торможение. Следовательно, всё то, что мешает торможению распространяться по коре больших полушарий, будет препятствовать наступлению сна. Основным препятствием иррадиации торможения является возникновение в коре больших полушарий сильных очагов возбуждения. Именно поэтому перед сном надо избегать всего того, что может усилить возбуждение нервной системы.

Для правильной в гигиеническом отношении организации сна детей и подростков необходимо, чтобы время после ужина протекало в спокойной обстановке, исключающей возможность возбуждения и тем более перевозбуждения нервной системы. Несоблюдение этого влечёт за собой неспокойный сон. Необходимо иметь в виду, что в течение первого часа сна ещё имеет место некоторое остаточное возбуждение центральной нервной системы ребёнка (подростка) и всего его психомоторного аппарата. Добавочные раздражители перед укладыванием ко сну усиливают возбуждение центральной нервной системы.

Непосредственно перед укладыванием ко сну следует избегать усиленной умственной работы, чтения книг, вызывающих тяжёлые переживания или чрезмерно развивающих фантазию (обычно после такого чтения бывают «страшные» сны), шумных игр, связанных с сильными движениями, и т. п. Время перед сном целесообразно использовать для прогулки на свежем воздухе в течение 15-20 минут. Можно это время использовать также для чтения художественной литературы, для спокойной музыки, бесед с родителями и пр.

В равной мере не следует допускать, чтобы дети ужинали непосредственно перед отходом ко сну. При переполнении желудка диафрагма приподнимается кверху и тем самым оказывает давление на сердце и лёгкие, нарушая их нормальную деятельность, последствием чего бывает неспокойный сон, сопровождающийся тревожными сновидениями. Нельзя также непосредственно перед сном давать детям возбуждающих нервную систему веществ - шоколада, натурального кофе и крепкого чая. Ужин детей должен быть лёгким и проводиться не позже как за 1 час до укладывания ко сну.

Не менее важно создать обстановку для спокойного сна детей. Комната, в которой спят дети и подростки, перед укладыванием ко сну должна быть хорошо проветрена.

Во время сна дыхание у детей ровное и более поверхностное, чем во время бодрствования, а потому наличие свежего доброкачественного воздуха обязательно. Следует приучать детей и подростков в тёплую пору года спать при открытой форточке или фрамуге. Спать в жарком помещении вредно, тем более, что сама постель обычно согревает тело, а при высокой температуре комнатного воздуха затрудняется теплорегуляция организма. Температура воздуха в спальной комнате не должна превышать 15-16° С и должна быть по возможности ровной в течение всего времени сна.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Сон - это особая активность мозга, при которой у человека выключаются сознание и механизмы поддержания естественной позы, снижена чувствительность анализаторов. Сон представляет собой чередование различных функциональных состояний головного мозга, а не «отдыхом» для головного мозга, как считалось ранее. Во время сна перестраивается мозговая деятельность, которая необходима для переработки и консолидации информации, попавшей в период бодрствования, перевода ее с промежуточной в долговременную память.

Функции сна

  • обеспечивает отдых организма.
  • играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон: восстановление пластичности нейронов, и обогащение их кислородом; биосинтез белков и РНК нейронов.
  • способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю.
  • это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).
  • восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.

По своим физиологическим проявлениям сон неоднороден и имеет две разновидности: медленный (спокойный или ортодоксальный) и быстрый (активный или парадоксальный).

При медленном сне наступает уменьшение частоты дыхания и ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего становится минимальным. В это время его трудно разбудить. Медленный сон обычно занимает 75 - 80%.

При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются: учащаются дыхание и ритм сердца, повышается двигательная активность спящего, движения глазных яблок становятся быстрыми (в связи с чем этот вид сна и получил название "быстрый"). Быстрые движения глаз свидетельствуют о том, что спящий в этот момент видит сновидения. И если его разбудить спустя 10 - 15 минут после окончания быстрых движений глаз, он расскажет об увиденном во сне. При пробуждении в период медленного сна человек, как правило, не помнит сновидений. Несмотря на относительно большую активизацию физиологических функций в быстром сне, мышцы тела в этот период бывают расслабленными, и разбудить спящего значительно труднее. Быстрый сон имеет важное значение для жизнедеятельности организма. Если человека искусственно лишить быстрого сна (будить в периоды появления быстрых движений глаз), то, несмотря на вполне достаточную общую продолжительность сна, через пять - семь дней у него наступают психические расстройства.

Сон должен иметь достаточную для возраста продолжительность и глубину . Более продолжительное время полагается спать детям с ослабленным здоровьем, выздоравливающим после острых инфекционных заболеваний, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющимся детям. Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную работу. Ужин должен быть легким, не позднее 2-1,5 часа до сна. Для сна благоприятны:

  • свежий, прохладный воздух в помещении (15-16)
  • постель должна быть не мягкой и не жесткой.
  • чистое, мягкое без складок и рубцов постельное белье
  • лежать лучше на правом боку или спине, что обеспечивает более свободное дыхание, не затрудняет работу сердца.

Следует приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка довольно легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условным раздражителем при этом является время отхода ко сну.

Детский сон поверхностный и чуткий. Они спят несколько раз в день.

У новорожденных сон занимает большую часть суток, а активированный сон, или сон с подергиваниями (аналог парадоксального сна взрослых), составляет большую часть сна. В первые месяцы после рождения быстро увеличивается время бодрствования, доля парадоксального сна снижается, а медленного увеличивается.

  • §5. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
  • §6. Вегетативная нервная система
  • Глава III Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
  • §1. Условные и безусловные рефлексы
  • §2. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
  • §3. Типы высшей нервной деятельности
  • §4. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций
  • §5. Интегративные процессы в цнс как основа психических функций
  • Глава IV Возрастная физиология и гигиена анализаторов
  • §1. Общая характеристика сенсорных систем§2. Зрительный анализатор§3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков§4. Слуховой анализатор
  • §1. Общая характеристика сенсорных систем
  • §2. Зрительный анализатор
  • §3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
  • §4. Слуховой анализатор
  • Глава V Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе и пту
  • §1. Работоспособность детей и подростков
  • §2. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности
  • §3. Гигиена письма и чтения
  • §4. Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся пту
  • Глава VI Режим дня детей и подростков
  • §1. Гигиенические требования к режиму дня школьников
  • §2. Гигиена сна
  • §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем
  • §4. Режим дня воспитанников школ-интернатов
  • §5. Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа
  • §6. Режим дня учащихся пту
  • §7. Режим дня в пионерском лагере
  • Глава VII Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы
  • §1. Эндокринная система§2. Половое созревание
  • §1. Эндокринная система
  • §2. Половое созревание
  • Глава VIII Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ и пту
  • §1. Общие сведения об опорно-двигательной системе
  • §2. Части скелета и их развитие
  • §3. Мышечная система
  • §4. Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды
  • §5. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом
  • §6. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
  • §7. Школьная мебель и ее использование
  • §8. Гигиенические требования к организации труда учащихся
  • Глава IX Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания
  • §1. Строение и функции органов пищеварения§2. Обмен веществ и энергии§3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
  • §1. Строение и функции органов пищеварения
  • §2. Обмен веществ и энергии
  • §3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
  • Глава X Возрастные особенности крови и кровообращения
  • §1. Кровь и ее значение
  • §2. Система кровообращения
  • §3. Движение крови по сосудам
  • §4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
  • §5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
  • Глава XI Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
  • §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности§2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
  • §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности
  • §2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
  • Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
  • §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
  • §1. Строение и функция почек
  • §2. Строение и функция кожи
  • §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
  • §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
  • Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков
  • §1. Понятие о здоровье§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии§3. Инфекционные заболевания§4. Защита организма от инфекции
  • §1. Понятие о здоровье
  • §2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии
  • §3. Инфекционные заболевания
  • §4. Защита организма от инфекции
  • Глава XIV Гигиена физического воспитания
  • §1. Задачи, формы и средства физического воспитания§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
  • §1. Задачи, формы и средства физического воспитания
  • §2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания
  • §3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
  • Глава XV Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
  • §1. Организация трудовой деятельности учащихся§2. Профессиональная ориентация учащихся
  • §1. Организация трудовой деятельности учащихся
  • §2. Профессиональная ориентация учащихся
  • Глава XVI Профилактика вредных привычек
  • §2. Гигиена сна

    Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имею­щий достаточную для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения. Новорожденные дети спят 20-22 ч в сутки. С возрастом про­должительность сна у человека снижается (табл. 5).

    Таблица 5: Продолжительность сна детей и подростков (в ч)

    Сокращение продолжительности сна у детей на 2-4 ч и более резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Снижается работоспособность, сопротивляемость организ­ма различным инфекциям, быстрее наступает утомление. Потреб­ность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. Вместе с тем потребность в сне зависит и от состояния здоровья, и от физиче­ского развития. Поэтому, устанавливая определенную продолжи­тельность сна, следует также учитывать и индивидуальные осо­бенности детей. Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после острых инфекционных заболеваний, с туберкулезной интоксика­цией, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утом­ляющиеся должны спать более продолжительное время, чем здо­ровые. Для школьников с указанными отклонениями в состоянии здо­ровья по заключению врача предусматривается дневной сон не менее часа, желательно на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной двухчасовой сон. Дневной сон показан также практически здоровым младшим школьникам. Для полноценного отдыха организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и до­статочную его глубину. Неглубокий ночной сон, даже при доста­точной продолжительности, не обеспечивает хорошего отдыха ор­ганизму. Здоровым детям и подросткам глубокий сон можно обе­спечить выполнением определенных правил. Нужно приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка легко образуются условные рефлексы на об­становку сна. Условным раздражителем становится время от­хода ко сну. Вид часов со стрелками, показывающими это время, уже способствует засыпанию. Условным раздражителем становит­ся весь комплекс процедур, входящих в вечерний туалет (умыва­ние, чистка зубов, мытье ног, раздевание). Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усилен­ную умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойной обстановке, исключающей сильное возбуждение нерв­ной системы. Лучше всего перед сном на 20-30 мин выйти на прогулку. Ужин должен быть легким, не позднее 2-1,5 ч до сна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь давать детям не ре­комендуется. Свежий, прохладный воздух в помещении, где спят дети, спо­собствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Лучшей температурой в спальной комнате является 15-16°С.

    §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем

    Определились три основные формы продленного пребывания учащихся в школе: группы (одновозрастные и разновозрастные), классы и школы. Группы продленного дня обеспечиваются помещением, отвечаю­щим гигиеническим требованиям, необходимой мебелью, пособия­ми для внеклассной работы (книги, настольные игры и т. д.). Школы с продленным днем, так же как и школы-интернаты, одно­временно с высоким уровнем общественного воспитания призваны содействовать хорошему физическому развитию и укреплению здоровья детей. Поэтому в таких школах особенно необходимо широко проводить оздоровительные мероприятия в отношении всех учащихся и особенно в отношении детей с ослабленным здоровь­ем. Режим дня организуется таким образом, что общешкольные помещения (столовая, актовый и гимнастический залы, веранды, кабинеты и лаборатории), а также пришкольный участок исполь­зуются поочередно разными классами. Это ни в какой мере не нарушает гигиенических требований, поскольку возрастные осо­бенности детей, в частности особенности высшей нервной дея­тельности, диктуют именно дифференцированное построение ре­жима дня в I, II-III, IV и V-VIIIклассах. Исходными для та­кого построения являются нормативы продолжительности учебных и неучебных занятий и отдыха учащихся младших и средних классов. В школах с продленным днем широко, во всех его элементах, должно быть поставлено физическое воспитание учащихся как одно из важнейших средств, содействующих росту, развитию и высокой работоспособности организма. Гимнастика до уроков, физкультурные паузы во время учеб­ных занятий, ежедневные дополнительные непродолжительные (20-25 мин) занятия физическими упражнениями в начальных классах, подвижные игры и спортивные развлечения на открытом воздухе в часы отдыха, работа спортивных секций и секций общей физической подготовки - все это должно найти свое место в ре­жиме школ с продленным днем. Все больше завоевывает себе место в учебном расписании часовая динамическая пауза или спортивный час после учебных занятий в группах продленного дня. Для детей 6 лет после вто­рого, а иногда третьего урока предусмотрено проведение дина­мической паузы - занятия продолжительностью не менее 40 мин. В это время с детьми проводятся подвижные игры и спортивные развлечения в любое время года на открытом воздухе под ру­ководством учителя. Динамическая пауза в дни, когда этому занятию в расписании предшествует урок физической культуры, проводится своеобразно: первые 25-30 мин дети самостоятельно играют и выполняют различные физические упражнения, а в тече­ние последних 10-15 мин организуется общая для всех ребят игра средней подвижности с учетом времени года и погодных условий. В режиме групп, классов и школ продленного дня предусмат­риваются также время и условия для творческой деятельности и эстетического воспитания учащихся, занятий музыкой, пением, хо­реографией, работы в различных технических кружках. В течение дня учащиеся I-II классов нуждаются не только в активном отдыхе, но и в сне. Дневной сон в течение 1-1,5 ч, проходящий в гигиенически полноценных условиях, обеспечивает восстановление работоспособности организма 7-10-летних детей в большей мере, чем активный отдых. После сна показатели ра­ботоспособности у детей оказываются на 26% выше, чем после отдыха без сна. Благодаря этому учащиеся затрачивают меньше времени на приготовление уроков. Для детей 6 лет в школе продленного дня также обязателен двухчасовой дневной сон. Таким образом, помимо учебных занятий с учителем и само­стоятельного выполнения учащимися заданий под контролем вос­питателя, а также общественно полезного труда, включающего и работы по самообслуживанию, в режиме школ с продленным днем важно не только предусмотреть, но и обеспечить для учащихся начальных классов дневной сон (1 ч), пребывание на воздухе [(3 -3,5 ч), состоящее из трех раздельных прогулок, творческую деятельность или свободное время (1-1,5 ч); для учащихся III-VIIIклассов 2-2,5-часовое пребывание на воздухе, 1,5-2-ча­совую творческую деятельность или свободное время. Примерное дифференцированное построение режима дня приведено в табли­це 6. В этой примерной схеме режима дня количество уроков, продолжительность самостоятельных учебных занятий, общест­венно полезного труда для каждой возрастной группы учащихся находятся в соответствии с гигиеническими рекомендациями. Пре­дусмотрено время для дневного сна учащихся I-II классов и де­тей с ослабленным здоровьем, выделены 2 ч для активного отдыха на открытом воздухе и творческой деятельности (табл. 6).

    Таблица 6: Примерная схема режима дня учащихся в школах продленного дня (в ч)

    Для детей 6 лет - учащихся первых классов, посещающих группу продленного дня, рекомендовано следующее построение режима:

    8.30-9.00 сбор детей, утренняя гимнастика 9.00-9.35 первый урок 9.35-9.55 первая перемена (горячий завтрак) 9.55-10.30 второй урок 10.30-10.50 вторая перемена 10.50-11.30 динамическая пауза (занятие подвижными играми, прогул­ка) 11.30-12.05 третий урок 12.05-12.25 третья перемена 12.25-13.00 четвертый урок (или прогулка) 13.00-13.30 обед 13.30-15.30 сон 15.30-15.45 уборка постелей, туалет 15.45-16.20 занятия по интересам, тихие игры 16.20-16.40 полдник 16.40-18.00 прогулка, подвижные игры на воздухе

    Особого внимания в школах с продленным днем требуют уча­щиеся с ослабленным здоровьем: с туберкулезной интоксикацией первой степени, реконвалесценты после тяжелых заболеваний, страдающие ревматизмом и находящиеся в межприступном периоде, с пониженным физическим развитием и содержанием гемо­глобина ниже нормы, высоковозбудимые и быстро утомляющиеся. Учащимся с ослабленным здоровьем рекомендуется ежедневно спать 1 -1,5 ч на свежем воздухе и гулять не менее 3-3,5 ч. Це­лесообразно обеспечить таких детей специальным питанием. Оздоровительный режим в течение 6-12 дней показан также учащимся, перенесшим кратковременные заболевания (ангина, грипп, острые респираторные заболевания).

    4. Гигиенические требования к организации сна школьников и подростков

    Для сна, так же как и для других режимных моментов, в распорядке дня детей предусматривается определенное время.

    Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и глубину с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения.

    Бодрствование и сон - сопряженные состояния, т. е. активное бодрствование способствует глубокому сну и, наоборот, достаточный по длительности и глубине сон обеспечивает активное бодрствование. У новорожденного ребенка периоды сна и бодрствования аритмичны, они возникают хаотично. При этом самым сильным раздражителем, способным нарушить сон, является голодное возбуждение. Ребенок почти все время спит, но его сон беспокойный, неглубокий. Общая продолжительность сна у новорожденного составляет 16-20 часов в сутки. В конце 1-го месяца жизни у ребенка под влиянием естественных раздражителен в окружающей среде и на основе суточной потребности во сне формируется суточный ритм сна и бодрствования.

    Количество раздражителей, поступающих в кору головного мозга, ночью резко сокращено по сравнению с дневным временем, вследствие чего происходит концентрация сна в ночном периоде, а бодрствования - в дневном. Для образования у ребенка ритмичности чередования состояний сна и бодрствования в дневную часть суток необходимо создание специальных условий для быстрого засыпания и крепкого сна в часы, предназначенные для сна, и активного состояния в часы, предназначенные для бодрствования. В результате специальных исследований, проведенных П. М. Щеловановым, Н. Л. Фигуриным и др., установлена суточная потребность ребенка во сне и продолжительность каждого отрезка дневного сна, изменяющегося с возрастом. Ребенок по мере взросления способен бодрствовать без признаков утомления все более длительное время, при этом уменьшается количество отрезков дневного сна. Так, ребенок в возрасте 5-9 месяцев спит днем 3 раза, после 9 месяцев - 2 раза, а с полутора лет на протяжении раннего и дошкольного возраста - 1 раз. Длительность ночного сна остается почти без изменений (10-11 час.). С возрастом сон изменяется не только количественно, но и качественно; он становится более глубоким, спокойным. Известно, что во время сна частично восстанавливается энергетический потенциал клеток центральной нервной системы, который расходуется во время бодрствования. В этом охранительное значение сна. Полноценный сон достигается при соблюдении ряда условий. В частности, ребенок должен спать в затемненном помещении, где нет шума, очень важно обеспечить ему достаточное время дневного сна (в соответствии с возрастом). Т. к., с точки зрения охраны здоровья, для ребенка вреден преждевременный перевод с двухразового дневного сна на одноразовый или вообще лишение дневного сна.

    Более быстрому наступлению сна и его поддержанию способствует длительное воздействие какого-либо слабого ритмически действующего раздражителя. Полезен, особенно в первые 2 года жизни, сон на открытом воздухе. Движение свежего воздуха является слабым тактильным раздражителем для кожи, слизистых оболочек носа и верхних дыхательных путей, способствующим быстрому засыпанию. Свежий воздух является не только усыпляющим, но и оздоровительным фактором.

    По мере развития ребенка происходят существенные качественные сдвиги в организации нервных процессов в течение сна. Они могут быть объективно оценены путем регистрации вегетативных и двигательных реакций, а также ЭЭГ. Значительное укорочение с возрастом периодов «беспокойного», или «активного» сна при сравнительно небольшом изменении продолжительности «спокойного» сна, установленное посредством количественной оценки частоты и ритмичности дыхания, сердечных сокращений и общей двигательной активности, корректирует с эволюцией биопотенциалов мозга ребенка. «Созревание» систем, обеспечивающих синхронизированный сон, сопровождается формированием механизмов реципрокного взаимодействия между медленными и быстрыми фазами сна. А. Н. Шеповальников (1971) считает, что быстрый сон новорожденного не аналогичен ФБС взрослого человека и в процессе возрастного развития лишь постепенно достигает его характеристик. Во время сна мозг может функционировать на уровне, соответствующем как бы его более низкой стадии онтогенетического развития. Например, у детей, во время сна могут появляться двигательные рефлексы, характерные для более раннего возрастного периода (поиск груди, в норме наблюдающийся у детей до 7-месячного возраста).

    В процессе онтогенетического развития человека происходит количественное и качественное изменение электроэнцефалографического цикла сна и его отдельных компонентов. Эти изменения наиболее значительны в возрасте до 6 лет. Абсолютная продолжительность сна уменьшается к 20 годам, хотя индивидуальные различия в продолжительности сна сохраняются на протяжении всей жизни.

    Новорожденные дети спят 20 – 22 ч в сутки. С возрастом продолжительность сна у человека снижается.

    Сокращение продолжительности сна у детей на 2 – 4 часа и больше резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии клеток коры головного мозга – понижается их реактивность и падает величина условных рефлексов. Более длительное недосыпание вызывает очень высокие изменения реактивности коры головного мозга. Кортикальные клетки развивают то максимальный эффект, то, наоборот, не отвечают на раздражения (Н.И. Красногорский). Существенные изменения корковой динамики и вегетативной реактивности происходят при недосыпании и у практически здоровых детей 7 – 8 лет.

    При сокращении ежедневной продолжительности сна до 8 – 9 часов у школьников 7 – 8 лет нарушается подвижность, уравновешенность, сила условных реакций, взаимодействие между первой и второй сигнальной системами. С увеличением продолжительности сна до 11,5 часов в сутки функциональное состояние центральной нервной системы у учащихся улучшается: условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные, быстро вырабатываются и оказываются стойкими, что свидетельствует об уравновешенности раздражимого и тормозного процессов, улучшается и взаимодействие между первой и второй сигнальными системами (Л.С. Богаченко).

    Недосыпание неблагоприятно влияет и на учащихся старшего возраста. Отмечено, что при продолжительности ночного сна 7,5 – 8 часов показатели, характеризующие уровень работоспособности практически здоровых учащихся 12 – 13 лет (6-й класс), оказываются на 30% ниже обычных, свойственных детям с 9 – 10-часовым ночным сном (М.В. Антропова).

    Аналогичная особенность присуща и подросткам 14 – 15 лет (9-й класс), недосыпание в 1,5 – 2 часа существенно изменяет обычную работоспособность их организма (М.В. Антропова). Показатели работоспособности оказываются более низкими и обнаруживают более резкое падение под влиянием учебных занятий, чем в дни, когда нарушения в режиме сна не было. Недосыпание в 2,5 и более часов приводит к тому, что спустя 2 часа от начала учебных занятий в первую смену учащиеся становятся практически неработоспособными. Все это свидетельствует о важности соблюдения продолжительности ночного сна, рекомендуемой для детей и подростков разного возраста.

    Строго заведенный порядок в смене бодрствования и сна может увеличивать потребность во сне и без достаточного утомления клеток коры. Это для детского организма имеет существенное значение.

    Потребность детей во сне тем больше, чем моложе ребенок. Вместе с тем потребность во сне зависит и от состояния здоровья и физического развития ребенка. Поэтому, устанавливая определенную продолжительность сна, следует учитывать и индивидуальную потребность детей.

    Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после острых инфекционных заболеваний, дети с туберкулезной интоксикацией, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющиеся должны спать более продолжительное время, чем здоровые дети. Для школьников с указанными отклонениями в состоянии здоровья по заключению врача предусматривается дневной сон не менее часа и желательно на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной двухчасовой сон.

    Дневной сон показан и практически здоровым детям, о чем свидетельствуют экспериментальные исследования. Изучение динамики работоспособности учащихся 9 – 10-летнего возраста при различной организации их отдыха между учебными занятиями в школе и дома показало, что наилучшее влияние оказывает 3-х часовой отдых с введением одного часа сна. После такого отдыха дети затрачивали наименьшее время на приготовление уроков, и работоспособность их после выполнения всех учебных занятий была выше, чем в дни, когда 3-часовой отдых не включался дневной сон.

    Для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и достаточную глубину. Неглубокий ночной сон, например со сновидениями, даже при достаточной продолжительности не обеспечивает хорошего отдыха организму.

    Здоровым детям и подросткам глубокий сон можно обеспечить выполнением определенных правил. У ребенка легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условными раздражителями становится время отхода ко сну. Вид часов со стрелками, показывающими это время, уже способствует засыпанию. Условным раздражителем становится весь комплекс процедур, входящих в вечерний туалет (умывание, чистка зубов, мытье ног, раздевание). Нужно приучить детей ложиться спать и вставать в одно и то же время; в последние часы перед сном следует проводить спокойные игры, 20 – 30-минутную прогулку, успокаивающую нервную систему. В комнате должен быть чистый, свежий воздух, что способствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Лучшей температурой в спальной комнате является 15 – 16˚C. Необходимо исключить громкие разговоры, игру на музыкальных инструментах и яркое освещение в комнате, мешающие сну. Очень важно соблюдать правила личной гигиены и приема пищи перед сном. Постель должна быть чистой и не очень мягкой.

    Наш мозг способен адаптироваться к периодам без сна, длящимся 2-3 дня. Но со временем недостаток сна приводит к раздражительности, иррациональности, галлюцинациям и помешательству. Мозг во время сна не отдыхает. Деятельность мозга продолжается.

    Традиционно считается, что потребность во сне уменьшается с возрастом и что люди старше 65 лет спят в среднем не более 5 с половиной часов. Однако исследования показывают, что потребность во сне остается постоянной со времени наступления половой зрелости.

    Продолжительность сна не связана ни с полом, ни с физической активностью, ни с диетой, ни с интеллектом. Это глубоко личная характеристика, связанная, возможно, с детскими привычками или психологией. Продолжительность сна обычно составляет 6-8 часов в сутки, но возможны изменения в довольно широких границах (4-10 часов). При нарушениях сна его длительность может составлять от нескольких минут до нескольких суток.

    Продолжительность сна у новорожденных, взрослых и пожилых людей составляет 12-16, 6-8 и 4-6 ч в сутки соответственно. Длительность сна менее 5 ч (гипосомния) или нарушение физиологической структуры считаются факторами риска бессонницы.

    Лишение сна является очень тяжёлым испытанием. В течение нескольких дней сознание человека теряет ясность, он испытывает непреодолимое желание уснуть, периодически «проваливается» в пограничное состояние со спутанным сознанием. Человек без сна может обходиться гораздо меньше времени, чем без пищи и воды. Человек, бодрствующий долгое время, проходит периоды сильной усталости, но может преодолевать их и продолжать функционировать без сна. Однако люди, в течение долгого времени лишенные сна, становятся все более дезориентированными и утомленными психически и физически. После примерно 10 дней полного отсутствия сна наступает смерть. Этот способ психологического давления недаром использовался при допросах, в настоящее время он рассматривается, как изощрённая пытка.

    Чтобы сон мог наилучшим образом выполнить свою жизненно важную функцию, необходимы благоприятные условия. Но это тема для отдельного разговора…(4)


    Заключение

    СОН (somnus) - физиологическое состояние, при котором создаются наилучшие условия для восстановления работоспособности организма, в частности центральной нервной системы. Является жизненной необходимостью: треть жизни человека проходит в состоянии периодически наступающего ежесуточного сна.

    Во время сна отмечаются изменения мышечного тонуса (большинство мышц спящего человека расслаблено), резкое ослабление всех видов чувствительности - зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожной чувствительности. Безусловные и условные рефлексы заторможены. Уменьшается поступление к тканям крови, что сопровождается снижением интенсивности обмена веществ на 8-10% и понижением температуры тела.

    Согласно современным представлениям, сон - это не только отдых, но и деятельность, направленная на переработку различной информации, накопленной за день. О том, что работа мозга во время сна не прекращается, можно судить по сохраняющейся в эти часы его биоэлектрической активности. Биопотенциалы отражают биохимические процессы, происходящие в его клетках, и свидетельствуют об активной деятельности мозга.

    Если провести опрос на тему: «Какие сны Вы видите?», то найдутся, возможно, такие, которые ответят, что они никогда не видят снов. Однако это не так. Исследователи следили за уснувшим человеком, и как только у него наступал быстрый сон, тут же будили и спрашивали, что он видел во сне. Разбуженный неизменно вспоминал сон и рассказывал о нем. И действительно, когда смотришь на человека в фазе быстрого сна, можно сделать вывод, что спящий что-то переживает: у него учащается дыхание, изменяется сердцебиение, шевелятся руки и ноги, наблюдаются быстрые движения глаз, мышц лица. Исследователи предположили, что именно в такие моменты уснувший человек видит сон. Так и оказалось. А стоило того же человека разбудить во время медленного сна, и он уверял, что никаких снов не видел. Причина была простой - он их уже забыл, пока длился медленный сон. За 6-8 часов сна медленный сон продолжительностью 60-90 минут несколько раз сменяется быстрым – на 10 минут.

    В процессе индивидуального развития организма характер сна закономерно меняется. Так, у новорожденного ребенка суточная продолжительность сна составляет 16-20 ч, периоды сна и бодрствования чередуются аритмично. С возрастом потребность во сне постепенно снижается, структура сна, характерная для взрослого человека, формируется в основном в пубертатном периоде. В пожилом и старческом возрасте наблюдаются дальнейшее укорочение длительности ночного сна, уменьшение доли быстрого сна.

    К основным расстройствам сна можно отнести повышенную сонливость (гиперсомнию) и бессонницу (инсомнию). Гиперсомния чаще всего возникает у людей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания (сыпной тиф, менингит, грипп), при анемии, поражениях нервной системы (например, при энцефалите). К гиперсомниям относится также нарколепсия. Бессонница встречается чаще. Она может сопутствовать различным заболеваниям, к числу которых относятся неврозы, психозы, органические заболевания головного мозга (особенно атеросклероз мозговых сосудов), болезни внутренних органов и эндокринных желез. Бессонница может быть трех видов: затрудненное засыпание, поверхностный, беспокойный сон с частыми пробуждениями и раннее окончательное пробуждение. Люди, страдающие бессонницей, обычно жалуются на резкое недосыпание, но объективные исследования показали, что длительность сна у них равна 5-55 ч (нормальный сон длится не менее 65 ч). Все дело в нарушении качества сна. Полная, или тотальная, бессонница, при которой преобладает бодрствование, лишь изредка прерывающееся дремотой, встречается чрезвычайно редко.

    ... ; Rathunde K., 1963; Roe A., Siegelman M., 1963). Из приведенного обзора литературы можно сделать вывод, что до настоящего времени подход к проблеме пограничных психических расстройств у детей, находящихся в условиях семейной депривации не носит характер систематической терапевтической помощи и поддержки, не разработаны принципы оценки состояния и уровня развития детей, находящихся в условиях...

    Организация режима дня (сон, прогулка, питание)

    Одно из ведущих мест в НЧДОУ принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, время прогулок.

    При проведении режимных процессов мы придерживаемся следующих правил:

    1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

    2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

    3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

    4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

    5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

    6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

    Основные принципы построения режима дня:

    1. Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.

    2. Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в НЧДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.

    3. Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года

    Организация сна

    При недостатке сна 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам. Поэтому общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 часа отводят дневному сну. Для детей от 2 до 3 лет – до 3-х часов.

    При организации сна учитываются следующие правила:

    1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.

    2.Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5 градусов.

    3. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

    4. Не допускается хранение в спальне лекарства и дезинфицирующих растворов.

    5. Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать их в постели, сделать «ленивую гимнастику».



    Организация прогулки

    Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с.

    Прогулка состоит из следующих частей:

    наблюдение,

    подвижные игры,

    труд на участке,

    самостоятельную игровую деятельность детей,

    индивидуальную работу с детьми по развитию физических качеств.

    Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку организовывается подгруппами, а продолжительность регулируется индивидуально, в соответствии с возрастом и погодными условиями. Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.

    В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинают с наблюдений, спокойных игр.

    Организация питания

    В НЧДОУ для детей организуется 4-х разовое питание, которое достаточно по калорийности, разнообразию, по набору продуктов, сбалансировано по содержанию отдельных пищевых веществ, рационально распределено в течение дня и подготовлено с соблюдением санитарных норм.

    Такие продукты, как хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи включаются в меню ежедневно, а остальные продукты (творог,рыба, сыр, яйцо)-1,2 раза в неделю.Ежедневно дети получают соки, фрукты.Соблюдается питьевой режим.При составлении меню учитываются возрастные нормысуточной потребностив основных пищевых веществах. Меню составляется по технологическим картам, рекомендованным департаментом образования и согласованным с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области.Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на старшую медицинскую сестру учреждения.

    В НЧДОУ осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества, организации питания, с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье, с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время пребывания в НЧДОУ.

    Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд соответствует выходу блюд, указанному в меню-раскладке.

    Для каждой возрастной группы выделена столовая и чайная посуда, столовые приборы. Для персонала имеется отдельная столовая посуда, которая хранится в отдельном от детской посуды месте.

    В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил питания:

    мыть руки перед едой

    класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать

    рот и руки вытирать бумажной салфеткой

    после окончания еды полоскать рот

    Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами: тарелкой, ножом (в старшей и подготовительной группах), вилкой, столовой и чайной ложками. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб на блюдце.

    В организации питании, начиная со средней группы, принимают участие дежурные воспитанники группы. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Работа дежурных сочетается с работой каждого ребенка: дети сами могут убирать за собой тарелки, а салфетки собирают дежурные. Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения.