Должностная инструкция фельдшеру-валеологу

Врач, который даст практические советы по сохранению и укреплению здоровья: - жизнь в гармонии с собой, своими близкими и окружающим миром; - сохранить на долгие годы стройную фигуру, привлекательную внешность, творческий задор; - успешно противостоять эпидемиям гриппа, ОРЗ и ОРВИ, а также избежать хронических заболеваний.

Что входит в компетенцию Валеологa:

Валеолог - это специалист с медицинским образованием, в компетенции которого вопросы о питании, по закаливанию, о том, как выйти из неприятной ситуации, как поднять свои психические и физические силы.

Также валеолог может дать рекомендации по полному оздоровлению организма по вопросу лечения драгоценными камнями (литотерапия), питание по сезонам, по группе крови, противораковое питание, как питаться чтобы не было депрессии, поднять и восстановить свою иммунную систему, чтобы не было остеопороза, чтобы родились здоровые дети.

Валеолог подскажет вам чем лучше питаться, чтобы организм был здоров, как одеться, чтобы поправить себе настроение, какое украшение подарить, чтобы сделать не только приятное, но и полезное человеку.

Какими заболеваниями занимается Валеолог

Проблемы, которые решают валеологи:

Теоретические и философские проблемы здоровья;

− Проблемы диагностики здоровья и оценки эффективности оздоровительных мероприятий;

− Стратегии и методы развития здоровья;

− Физическое воспитание и здоровье молодежи;

Двигательная активность в обеспечении здоровья и физической реабилитации;

− Проблемы валеологического просвещения;

− Образ жизни и здоровье;

− Демографическая характеристика здоровья населения.

Какими органами занимается врач Валеолог:

Валеология - это наука о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.

Когда следует обращаться к Валеологу:

Некоторые болезни (онкологические заболевания, инфекции мочевыводящих путей, эндокринные заболевания и так далее) могут длительное время развиваться, не вызывая никаких жалоб или проявляясь лишь общими неспецифическими симптомами -повышенной утомляемостью, общей слабостью - на которые люди, как правило, совсем не обращают внимания.

Если человек чувствует себя абсолютно здоровым, ему действительно не стоит проводить все известные исследования, но периодически все же рекомендуется сдавать анализы крови и мочи, посещать стоматолога, мужчинам - уролога, женщинам - гинеколога.

Если же самочувствие не совсем в порядке, то обязательно нужно обратиться к врачу, чтобы он назначил обследование.

Вот некоторые симптомы:
- Нарушения обмена веществ;
- Обмороки и потеря сознания;
- Плохой сон - бессонница;
- Зимняя депрессия.

Когда и какие анализы нужно делать:

Общий анализ крови;
- Общий анализ мочи;
- Мужчинам старше 45 лет - анализ на "антиген простаты";
- Биохимический анализ крови - после тридцати лет;
- Выявление у пациента инфекционных агентов (бактерий и/или вирусов) по крови;
- Выявление у пациента инфекционных агентов (бактерий и/или вирусов) по мазку;
- Анализ крови на гормоны;
- Анализ крови на гепатиты;
- Микроэлементный анализ волос или ногтей.

Какие основные виды диагностик обычно проводит Валеолог:

Полная классическая электропунктурная диагностика по методу Р.Фолля;
- Электрокардиограмма;
- Флюорография или рентген грудной клетки;
- Ультразвуковое обследование органов брюшной полости;
- Женщинам старше 30 лет - УЗИ (ультразвуковое обследование) молочных желез;
- Диагностика клеточного метаболизма (ДКМ).

Роль сна в поддержании психического здоровья.

Потребность во сне. зависит от возраста. Так, общая продолжительность сна новорожденных составляет 20-23 часа в сутки, в возрасте от 6 месяцев до 1 года - около 18 часов, в возрасте от 2-х до 4-х лет - около 16 часов, в возрасте от 4-х до 8 лет - 12 часов, в возрасте от 8 до 12 лет - 10 часов, в возрасте от 12 до 16 лет - 9 часов. Взрослые спят в среднем 7-8 часов в сутки.

В результате наблюдений было установлено, что люди старше 60 лет, страдающие различными заболеваниями спят, как правило, менее 7 часов в сутки. В то же время практически здоровые люди этого возраста спят более 8 часов в сутки.

При увеличении продолжительности сна у «малоспящих» пожилых людей наблюдается улучшение самочувствия. По некоторым данным продолжительность сна долгожителей Кавказа колеблется от 9 до 16-17 часов в сутки. В среднем же долгожители спят по 11-13 часов. Иными словами по мере старения человека продолжительность сна должна увеличиваться.

Лишенный сна человек погибает в течение двух недель. Лишение сна в течение 3-5 суток вызывает непреодолимую потребность во сне. В результате 60-80 часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация в окружающей среде, резко снижается работоспособность, возникает быстрая утомляемость при умственной работе.

Человек теряет способность к сосредоточенному вниманию, могут возникнуть различные нарушения мелкой моторики, возможны и галлюцинации, иногда наблюдаются внезапная потеря памяти и сбивчивость речи. При более длительном лишении сна могут возникнуть психопатии и другие расстройства психики.

Изменения вегетативных функций при длительной бессоннице очень невелики, отмечается только небольшое понижение температуры тела и незначительные замедления пульса.

В науке описаны несколько случаев длительного отсутствия сна, которые, наряду с явлениями сомнамбулизма (лунатизма) и летаргического сна до сих пор не нашли объяснений. Чаще всего эти случаи были связаны с сильными психическими потрясениями.

К наиболее характерным симптомам сна относится снижение активности нервной системы и прекращение контакта с окружающей средой за счет "выключения" сенсомоторной сферы. Пороги всех видов чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) во сне возрастают. По величине порога можно судить о глубине сна.

В первых четырех стадиях пороги восприятия увеличиваются на 30-40%, в то время как в БДГ сне - на 400%. Рефлекторная функция во время сна резко ослаблена. Условные рефлексы заторможены, безусловные значительно понижены. При этом некоторые виды корковой деятельности и реакции на определенные раздражители могут сохраняться во время нормального периодического сна. Например, спящая мать слышит звуки движений больного ребенка. Такое явление получило название частичного бодрствования.

Большинство мышц во сне находится в расслабленном состоянии, причем человек способен длительно сохранять определенную позу тела. При этом повышен тонус мышц, закрывающих веки. По мере погружения в сон ритмы сердца и дыхания замедляются, становятся все более равномерными.

Медленноволновой сон сопровождается снижением вегетативного реакций - сужаются зрачки, усиливается потоотделение, снижается активность сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, уменьшается частота дыхания, что приводит к ограничению объема поступающего в кровь кислорода и более медленному удалению углекислого газа, т.е. уменьшается интенсивность легочного газообмена. Именно поэтому ночью снижается частота сердечных сокращений, а вместе с ней и скорость кровотока.

Следует подчеркнуть, что, хотя в целом во сне понижается уровень обмена веществ, одновременно с этим активизируются процессы восстановления работоспособности всех клеток организма, интенсивно идет их размножение, происходит замена белков.

В противоположность этому во время парадоксального сна наступает "вегетативная буря". Дыхание становится нерегулярным, неритмичным, меняясь по глубине. Возможна и остановка дыхания (например, в ночном кошмаре).

В течение всей ночи у человека активизируется рост волос и ногтей. Температура тела человека во время сна понижается. Подобные суточные колебания температуры - снижение ночью и повышение днем - наблюдаются также и в отсутствии сна или при дневном сне и ночном бодрствовании.

Наименование организации УТВЕРЖДАЮ ДОЛЖНОСТНАЯ Наименование должности ИНСТРУКЦИЯ руководителя организации _________ N ___________ Подпись Расшифровка подписи Место составления Дата ФЕЛЬДШЕРУ-ВАЛЕОЛОГУ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Фельдшер-валеолог относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом __________________.

2. На должность фельдшера-валеолога назначается лицо, имеющее среднее специальное образование по специальностям "Лечебное дело", "Медико-профилактическое дело" и подготовку по специальности "Валеология" без предъявления требований к стажу работы.

3. В своей деятельности фельдшер-валеолог руководствуется:

Законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;

Методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;

Уставом учреждения;

Приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя);

Правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;

Настоящей должностной инструкцией.

4. Фельдшер-валеолог должен знать:

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в области здравоохранения;

Формы, методы и средства работы по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию здорового образа жизни;

Формы взаимодействия со средствами массовой информации;

Уровни и цели профилактики;

Актуальные проблемы профилактической медицины;

Теоретические и практические основы профилактической медицины;

Современные технологии гигиенического обучения, воспитания и формирования здорового образа жизни;

Медицинскую этику и деонтологию;

Психологию профессионального общения;

Основы законодательства о труде;

Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

5. Во время отсутствия фельдшера-валеолога его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

6. Для выполнения возложенных на него функций фельдшер-валеолог обязан:

6.1. Организовывать работу среди населения по вопросам гигиенического обучения, воспитания и формирования здорового образа жизни.

6.2. Вовлекать специалистов различного профиля в работу по формированию здорового образа жизни.

6.3. Проводить обучение населения различным аспектам здорового образа жизни, профилактике заболеваний.

6.4. Участвовать в разработке информационно-образовательных материалов по проблемам формирования здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

6.5. Принимать участие в организации и проведении массовых мероприятий по проблемам формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья.

6.6. Проводить конкурсы, выставки по теме формирования здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

6.7. Взаимодействовать со средствами массовой информации.

6.8. Формировать информационно-образовательные материалы по вопросам формирования здорового образа жизни и профилактике заболеваний для использования в работе специалистами организации.

6.9. Оказывать организационную и методическую помощь специалистам организации здравоохранения и другим заинтересованным лицам по вопросам формирования здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

6.10. Участвовать в разработке методических рекомендаций по профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни.

6.11. Организовывать и внедрять действующие и новые формы по гигиеническому обучению и формированию здорового образа жизни (школы здоровья, лектории и другое).

6.12. Оказывать методическую помощь при организации школ здоровья специалистами организаций здравоохранения.

6.13. Организовывать взаимодействие по вопросам формирования здорового образа жизни и профилактике заболеваний с организациями всех организационно-правовых форм собственности.

6.14. Участвовать в проведении социологических исследований по вопросам формирования здорового образа жизни, выявления социальных и поведенческих факторов риска.

6.15. Проводить учет и анализ проведенной работы.

6.16. Осуществлять контроль выполнения планов по формированию здорового образа жизни.

3. ПРАВА

7. Фельдшер-валеолог имеет право:

7.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

7.2. Знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми для качественного выполнения своих обязанностей.

7.3. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.

7.4. Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих обязанностей.

7.5. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
8. Фельдшер-валеолог подчиняется _____________________________________ __________________________________________________________________________. 9. Фельдшер-валеолог взаимодействует по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками следующих структурных подразделений учреждения: - с _________________________________________________________________: получает: __________________________________________________________________________; представляет: __________________________________________________________________________; - с _________________________________________________________________: получает: __________________________________________________________________________; представляет: __________________________________________________________________________.
5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

10. Работу фельдшера-валеолога оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).

11. Фельдшер-валеолог несет ответственность:

11.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

11.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты - в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов в _____________________.

Наименование должности руководителя структурного подразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи Визы С инструкцией ознакомлен _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата

Врач, который даст практические советы по сохранению и укреплению здоровья: - жизнь в гармонии с собой, своими близкими и окружающим миром; - сохранить на долгие годы стройную фигуру, привлекательную внешность, творческий задор; - успешно противостоять эпидемиям гриппа, ОРЗ и ОРВИ, а также избежать хронических заболеваний.

Что входит в компетенцию Валеологa:

Валеолог - это специалист с медицинским образованием, в компетенции которого вопросы о питании, по закаливанию, о том, как выйти из неприятной ситуации, как поднять свои психические и физические силы.

Также валеолог может дать рекомендации по полному оздоровлению организма по вопросу лечения драгоценными камнями (литотерапия), питание по сезонам, по группе крови, противораковое питание, как питаться чтобы не было депрессии, поднять и восстановить свою иммунную систему, чтобы не было остеопороза, чтобы родились здоровые дети.

Валеолог подскажет вам чем лучше питаться, чтобы организм был здоров, как одеться, чтобы поправить себе настроение, какое украшение подарить, чтобы сделать не только приятное, но и полезное человеку.

Какими заболеваниями занимается Валеолог

Проблемы, которые решают валеологи:

Теоретические и философские проблемы здоровья;

− Проблемы диагностики здоровья и оценки эффективности оздоровительных мероприятий;

− Стратегии и методы развития здоровья;

− Физическое воспитание и здоровье молодежи;

− Двигательная активность в обеспечении здоровья и физической реабилитации;

− Проблемы валеологического просвещения;

− Образ жизни и здоровье;

− Демографическая характеристика здоровья населения.

Какими органами занимается врач Валеолог:

Валеология - это наука о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.

Когда следует обращаться к Валеологу:

Некоторые болезни (онкологические заболевания, инфекции мочевыводящих путей, эндокринные заболевания и так далее) могут длительное время развиваться, не вызывая никаких жалоб или проявляясь лишь общими неспецифическими симптомами -повышенной утомляемостью, общей слабостью - на которые люди, как правило, совсем не обращают внимания.

Если человек чувствует себя абсолютно здоровым, ему действительно не стоит проводить все известные исследования, но периодически все же рекомендуется сдавать анализы крови и мочи, посещать стоматолога, мужчинам - уролога, женщинам - гинеколога.

Если же самочувствие не совсем в порядке, то обязательно нужно обратиться к врачу, чтобы он назначил обследование.

Вот некоторые симптомы:
- Нарушения обмена веществ;
- Обмороки и потеря сознания;
- Плохой сон - бессонница;
- Зимняя депрессия.

Когда и какие анализы нужно делать:

Общий анализ крови;
- Общий анализ мочи;
- Мужчинам старше 45 лет - анализ на "антиген простаты";
- Биохимический анализ крови - после тридцати лет;
- Выявление у пациента инфекционных агентов (бактерий и/или вирусов) по крови;
- Выявление у пациента инфекционных агентов (бактерий и/или вирусов) по мазку;
- Анализ крови на гормоны;
- Анализ крови на гепатиты;
- Микроэлементный анализ волос или ногтей.

Какие основные виды диагностик обычно проводит Валеолог:

Полная классическая электропунктурная диагностика по методу Р.Фолля;
- Электрокардиограмма;
- Флюорография или рентген грудной клетки;
- Ультразвуковое обследование органов брюшной полости;
- Женщинам старше 30 лет - УЗИ (ультразвуковое обследование) молочных желез;
- Диагностика клеточного метаболизма (ДКМ).

Роль сна в поддержании психического здоровья.

Потребность во сне. зависит от возраста. Так, общая продолжительность сна новорожденных составляет 20-23 часа в сутки, в возрасте от 6 месяцев до 1 года - около 18 часов, в возрасте от 2-х до 4-х лет - около 16 часов, в возрасте от 4-х до 8 лет - 12 часов, в возрасте от 8 до 12 лет - 10 часов, в возрасте от 12 до 16 лет - 9 часов. Взрослые спят в среднем 7-8 часов в сутки.

В результате наблюдений было установлено, что люди старше 60 лет, страдающие различными заболеваниями спят, как правило, менее 7 часов в сутки. В то же время практически здоровые люди этого возраста спят более 8 часов в сутки.

При увеличении продолжительности сна у «малоспящих» пожилых людей наблюдается улучшение самочувствия. По некоторым данным продолжительность сна долгожителей Кавказа колеблется от 9 до 16-17 часов в сутки. В среднем же долгожители спят по 11-13 часов. Иными словами по мере старения человека продолжительность сна должна увеличиваться.

Лишенный сна человек погибает в течение двух недель. Лишение сна в течение 3-5 суток вызывает непреодолимую потребность во сне. В результате 60-80 часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация в окружающей среде, резко снижается работоспособность, возникает быстрая утомляемость при умственной работе.

Человек теряет способность к сосредоточенному вниманию, могут возникнуть различные нарушения мелкой моторики, возможны и галлюцинации, иногда наблюдаются внезапная потеря памяти и сбивчивость речи. При более длительном лишении сна могут возникнуть психопатии и другие расстройства психики.

Изменения вегетативных функций при длительной бессоннице очень невелики, отмечается только небольшое понижение температуры тела и незначительные замедления пульса.

В науке описаны несколько случаев длительного отсутствия сна, которые, наряду с явлениями сомнамбулизма (лунатизма) и летаргического сна до сих пор не нашли объяснений. Чаще всего эти случаи были связаны с сильными психическими потрясениями.

К наиболее характерным симптомам сна относится снижение активности нервной системы и прекращение контакта с окружающей средой за счет "выключения" сенсомоторной сферы. Пороги всех видов чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) во сне возрастают. По величине порога можно судить о глубине сна.

В первых четырех стадиях пороги восприятия увеличиваются на 30-40%, в то время как в БДГ сне - на 400%. Рефлекторная функция во время сна резко ослаблена. Условные рефлексы заторможены, безусловные значительно понижены. При этом некоторые виды корковой деятельности и реакции на определенные раздражители могут сохраняться во время нормального периодического сна. Например, спящая мать слышит звуки движений больного ребенка. Такое явление получило название частичного бодрствования.

Большинство мышц во сне находится в расслабленном состоянии, причем человек способен длительно сохранять определенную позу тела. При этом повышен тонус мышц, закрывающих веки. По мере погружения в сон ритмы сердца и дыхания замедляются, становятся все более равномерными.

Медленноволновой сон сопровождается снижением вегетативного реакций - сужаются зрачки, усиливается потоотделение, снижается активность сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, уменьшается частота дыхания, что приводит к ограничению объема поступающего в кровь кислорода и более медленному удалению углекислого газа, т.е. уменьшается интенсивность легочного газообмена. Именно поэтому ночью снижается частота сердечных сокращений, а вместе с ней и скорость кровотока.

Следует подчеркнуть, что, хотя в целом во сне понижается уровень обмена веществ, одновременно с этим активизируются процессы восстановления работоспособности всех клеток организма, интенсивно идет их размножение, происходит замена белков.

В противоположность этому во время парадоксального сна наступает "вегетативная буря". Дыхание становится нерегулярным, неритмичным, меняясь по глубине. Возможна и остановка дыхания (например, в ночном кошмаре).

В течение всей ночи у человека активизируется рост волос и ногтей. Температура тела человека во время сна понижается. Подобные суточные колебания температуры - снижение ночью и повышение днем - наблюдаются также и в отсутствии сна или при дневном сне и ночном бодрствовании.

| Дмитрий Николаев | 4654

Связать свою будущую профессию с медициной и посвятить свою жизнь заботе о здоровье других людей – что может быть благороднее такой работы? Наверное, этим и объясняется большой интерес выпускников к медицинским специальностям, да и востребованность на рынке труда – играет не последнюю роль.

«Униформа» валеолога, часто напоминает врача, что вполне понятно – и те, и другие, заботятся о здоровье людей.
Правильное питание школьников – тема многих исследований в валеологии.
Утомляемость? Валеология знает, как с этим бороться!

Ориентируясь на медицинское направление, многие выпускники редко задумываются о будущей специализации (иначе говоря – кем конкретно они будут работать). Поначалу главным движущим стимулом зачастую является простое, но такое гуманное стремление: « ». Что немаловажно: для того, чтобы достичь этой цели, необязательно заканчивать вуз именно медицинского профиля – сегодня существуют профессии, возникшие на стыке медицины с другими науками (например, – синтез медицины, психологии и педагогики). Сегодня мы поговорим еще об одной «синтетической» профессии – валеологии.

Валеолог – специалист по здоровому образу жизни (режиму дня, правильному питанию, физическим упражнениям, закаливанию и др.), профилактике различных заболеваний, социальной адаптации и психологической устойчивости. Цель работы валеолога можно изложить несколькими словами: сохранение и укрепление здоровья пациента – но, несмотря на такое короткое определение, хорошо понятно, насколько это сложно и насколько это важно.

Особенности профессии

Как науку, валеологию можно назвать «концепцией о здоровье человека» она рассматривает в тесной взаимосвязи здоровье духовное и физическое. Часто валеолог начинает беседу с пациентом с рассказа о том, что в подавляющем большинстве случаев, здоровье зависит – не от медицинских достижений, а от условий жизни человека . Таким образом, наиболее оптимальным способом сохранения (и улучшения) здоровья, в идеале является не прямое лечение с помощью медицины, о косвенное – через улучшение социальной среды в которой находится человек.

Конечно, тут возможны возражения, что есть ситуации, где никак не обойтись без медицинского вмешательства, например при травме или тяжелом заболевании. Это так, но количество травм все-таки не сопоставимо с количеством других заболеваний, возникающих из-за неблагоприятных условий жизни и окружающей среды (о том, как экологическая обстановка способствует развитию заболеваний, слышали, наверное, многие). А ведь помимо здоровья отдельно взятого человека, все это оказывает отрицательное влияние и на наследственность – нет, болезнь все-таки легче предупредить, чем лечить .

Как специалисты, валеологи могут работать в научно-исследовательских или медицинских учреждениях (направление «медицинской валеологии»), но так, как нам ближе образовательная тематика, рассмотрим валеологию педагогическую, направленную на работу со школьниками.

Все начинается с анализа общей ситуации. Не секрет, что здоровье школьников в наше время – довольно критический вопрос, по мнению специалистов – более 60% старшеклассников имеют выраженные отклонения по медицинской линии. Да и счет на самые распространенные болезни идет десятками, поэтому хорошо понятно, что обучение школьников различным технологиям сохранения и улучшения здоровья – довольно актуальная задача для образовательных учреждений.

Формирование валеологической грамотности у школьников, происходит во взаимодействии с другими предметами из школьной программы – в первую очередь это биология, ОБЖ и физкультура. На этих уроках учащиеся получают базовые знания о строении тела, управлении своими психическими процессами, навыки поведения в критических ситуациях, другие предметы школьной программы (например, обществознание) показывает место человека в обществе и так далее. Задача педагога-валеолога в этом случае – свести воедино всю эту информацию, мотивировать учащихся на здоровый образ жизни и заботу о своем здоровье . Иногда в учебную программу включаются уроки по валеологии, например для учащихся старших классов разработан курс «Влияние внешней среды на здоровье человека».

Необходимые качества

Если говорить об общих качествах, которые должны присутствовать у валеолога, то они те же, что должны быть у медицинского работника. Одной из главных личностных характеристик является доброжелательность, еще одно важное качество – эмоциональная устойчивость , ведь подобная работа связана с большой психологической нагрузкой. Впрочем, валеолог, как специалист по сохранению здоровья, должен в совершенстве владеть умением саморегуляции:) Говорить про развитое чувство ответственности наверное даже излишне – это должно быть понятно «по умолчанию», ведь речь идет о здоровье людей.

Если валеолог будет работать в образовательном учреждении, то без педагогических наклонностей ему не обойтись. Как и без желания помогать другим людям жить долго и счастливо.

Где учат

Самый простой способ стать валеологом – это получить диплом по специальности психолога или социального педагога, после чего пройти переквалификацию. А в целом – факультеты валеологии есть, например, в или , где с успехом применяют достижения этой науки для обучения студентов.

Валеолог - это врач, который профессионально разбирается в вопросах здорового образа жизни, питания, закаливания, сохранения здоровья на физическом, социальном и психическом уровнях. Цель валеологии – сохранить здоровье человека, по возможности восстановить его и укрепить. Наука валеология здоровье и его состояние ставит в приоритет жизни.

Вопросы, которыми занимается валеолог: санитарно-просветительская массовая и индивидуальная работа, теоретические аспекты здоровья, вопросы диагностики здоровья и оценка эффективности проведенных оздоровительных мероприятий, стратегия и методология оптимального сохранения здоровья, физическое воспитание, двигательная и трудовая деятельность, жизнь без вредных привычек, рациональное адекватное питание.

С чем следует обращаться к валеологу?

Ряд болезней (онкологические новообразования , эндокринные хронические заболевания) долгое время могут не вызывать никаких проблем со здоровьем.

Проявляются они лишь общими симптомами - высокой утомляемостью, общим недомоганием и слабостью, бессонницей. На таких проявлениях, как правило, люди не акцентируют свое внимание и не принимают всерьез. Даже полностью здоровому человеку необходимо раз в полугодие проходить диспансеризацию у своего врача - сдавать анализ крови и мочи, пройти стоматолога , мужчинам посетить уролога , а женщинам - гинеколога .

Какие основные диагностики проводит валеолог?

1. Полную диагностику по Фоллю (электропунктурную);

2. Электрокардиограмму;

3. Флюорографическое обследование или рентген грудной клетки;

4. Ультразвуковое обследование брюшной полости;

5. Женщинам после 30 лет - ультразвуковое обследование груди;

6. Диагностику клеточного метаболизма (ДКМ).

Какие анализы нужно сдать?

Как минимум, это исследования крови и мочи. При необходимости сдается кровь на гормоны, различные маркеры и т.д.

Валеология педагогическая

Валеология в детском саду ставит своей целью обучение основным гигиеническим правилам и нормам маленьких детей, укрепление их здоровья и привитие знаний по здоровому образу жизни. Валеология в младшей группе включает закаливающие процедуры, личную и общественную гигиену, отдых, активную трудовую деятельность, рациональный возрастной режим питания. Помимо этого, валеология преподает детям знания об анатомии и строении тела человека.