Сроки формирования корней постоянных зубов у детей. Общая оценка рентгенограмм. Развитие пульпы зуба

Филогенетически корень возник позже стебля и листа - в связи с переходом растений к жизни на суше и вероятно, произошёл от корнеподобных подземных веточек. У корня нет ни листьев, ни в определённом порядке расположенных почек. Для него характерен верхушечный рост в длину, боковые разветвления его возникают из внутренних тканей, точка роста покрыта корневым чехликом. Корневая система формируется на протяжении всей жизни растительного организма. Иногда корень может служить местом отложения в запас питательных веществ. В таком случае он видоизменяется.

Виды корней

Главный корень образуется из зародышевого корешка при прорастании семени. От него отходят боковые корни.

Придаточные корни развиваются на стеблях и листьях.

Боковые корни представляют собой ответвления любых корней.

Каждый корень (главный, боковые, придаточные) обладает способностью к ветвлению, что значительно увеличивает поверхность корневой системы, а это способствует лучшему укреплению растения в почве и улучшению его питания.

Типы корневых систем

Различают два основных типа корневых систем: стержневая, имеющая хорошо развитый главный корень, и мочковатая. Мочковатая корневая система состоит из большого числа придаточных корней, одинаковых по величине. Вся масса корней состоит из боковых или придаточных корешков и имеет вид мочки.

Сильно разветвлённая корневая система образует огромную поглощающую поверхность. Например,

  • общая длина корней озимой ржи достигает 600 км;
  • длина корневых волосков — 10 000 км;
  • общая поверхность корней — 200 м 2 .

Это во много раз превышает площадь надземной массы.

Если у растения хорошо выражен главный корень и развиваются придаточные корни, то формируется корневая система смешанного типа (капуста, помидор).

Внешнее строение корня. Внутреннее строение корня

Зоны корня

Корневой чехлик

Корень растёт в длину своей верхушкой, где находятся молодые клетки образовательной ткани. Растущая часть покрыта корневым чехликом, защищающим кончик корня от повреждений, и облегчает продвижение корня в почве во время роста. Последняя функция осуществляется благодаря свойству внешних стенок корневого чехлика покрываться слизью, что уменьшает трение между корнем и частичками почвы. Могут даже раздвигать частички почвы. Клетки корневого чехлика живые, часто содержат зёрна крахмала. Клетки чехлика постоянно обновляются за счёт деления. Участвует в положительных геотропических реакциях (направление роста корня к центру Земли).

Клетки зоны деления активно делятся, протяженность этой зоны у разных видов и у разных корней одного и того же растения неодинакова.

За зоной деления расположена зона растяжения (зона роста). Протяжённость этой зоны не превышает нескольких миллиметров.

По мере завершения линейного роста наступает третий этап формирования корня — его дифференциация, образуется зона дифференциации и специализации клеток (или зона корневых волосков и всасывания). В этой зоне уже различают наружный слой эпиблемы (ризодермы) с корневыми волосками, слой первичной коры и центральный цилиндр.

Строение корневого волоска

Корневые волоски — это сильно удлинённые выросты наружных клеток, покрывающих корень. Количество корневых волосков очень велико (на 1 мм 2 от 200 до 300 волосков). Их длина достигает 10 мм. Формируются волоски очень быстро (у молодых сеянцев яблони за 30-40 часов). Корневые волоски недолговечны. Они отмирают через 10-20 дней, а на молодой части корня отрастают новые. Это обеспечивает освоение корнем новых почвенных горизонтов. Корень непрерывно растёт, образуя всё новые и новые участки корневых волосков. Волоски могут не только поглощать готовые растворы веществ, но и способствовать растворению некоторых веществ почвы, а затем всасывать их. Участок корня, где корневые волоски отмерли, некоторое время способен всасывать воду, но затем покрывается пробкой и теряет эту способность.

Оболочка волоска очень тонкая, что облегчает поглощение питательных веществ. Почти всю клетку волоска занимает вакуоль, окружённая тонким слоем цитоплазмы. Ядро находится в верхней части клетки. Вокруг клетки образуется слизистый чехол, который содействует склеиванию корневых волосков с частицами почвы, что улучшает их контакт и повышает гидрофильность системы. Поглощению способствует выделение корневыми волосками кислот (угольной, яблочной, лимонной), которые растворяют минеральные соли.

Корневые волоски играют и механическую роль — они служат опорой верхушке корня, которая проходит между частичками почвы.

Под микроскопом на поперечном срезе корня в зоне всасывания видно его строение на клеточном и тканевом уровнях. На поверхности корня — ризодерма, под ней — кора. Наружный слой коры — экзодерма, вовнутрь от неё — основная паренхима. Её тонкостенные живые клетки выполняют запасающую функцию, проводят растворы питательных веществ в радиальном направлении — от всасывающей ткани к сосудам древесины. В них же происходит синтез ряда жизненно важных для растения органических веществ. Внутренний слой коры — эндодерма. Растворы питательных веществ, поступающие из коры в центральный цилиндр через клетки эндодермы, проходят только через протопласт клеток.

Кора окружает центральный цилиндр корня. Она граничит со слоем клеток, долго сохраняющих способность к делению. Это перицикл. Клетки перицикла дают начало боковым корням, придаточным почкам и вторичным образовательным тканям. Вовнутрь от перицикла, в центре корня, находятся проводящие ткани: луб и древесина. Вместе они образуют радиальный проводящий пучок.

Проводящая система корня проводит воду и минеральные вещества из корня в стебель (восходящий ток) и органические вещества из стебля в корень (нисходящий ток). Состоит она из сосудисто-волокнистых пучков. Основными слагаемыми частями пучка являются участки флоэмы (по ним вещества передвигаются к корню) и ксилемы (по которым вещества передвигаются от корня). Основные проводящие элементы флоэмы — ситовидные трубки, ксилемы — трахеи (сосуды) и трахеиды.

Процессы жизнедеятельности корня

Транспорт воды в корне

Всасывание воды корневыми волосками из почвенного питательного раствора и проведение её в радиальном направлении по клеткам первичной коры через пропускные клетки в эндодерме к ксилеме радиального проводящего пучка. Интенсивность поглощения воды корневыми волосками называется сосущей силой (S), она равна разнице между осмотическим (P) и тургорным (T) давлением: S=P-T.

Когда осмотическое давление равно тургорному (P=T), то S=0, вода перестаёт поступать в клетку корневого волоска. Если концентрация веществ почвенного питательного раствора будет выше, чем внутри клетки, то вода будет выходить из клеток и наступит плазмолиз — растения завянут. Такое явление наблюдается в условиях сухости почвы, а также при неумеренном внесении минеральных удобрений. Внутри клеток корня сосущая сила корня возрастает от ризодермы по направлению к центральному цилиндру, поэтому вода движется по градиенту концентрации (т. е. из места с большей её концентрацией в место с меньшей концентрацией) и создаёт корневое давление, которое поднимает столбик воды по сосудам ксилемы, образуя восходящий ток. Это можно обнаружить на весенних безлистных стволах, когда собирают «сок», или на срезанных пнях. Истекание воды из древесины, свежих пней, листьев, называется «плачем» растений. Когда распускаются листья, то они тоже создают сосущую силу и притягивают воду к себе — образуется непрерывный столбик воды в каждом сосуде — капиллярное натяжение. Корневое давление является нижним двигателем водного тока, а сосущая сила листьев — верхним. Подтвердить это можно с помощью несложных опытов.

Всасывание воды корнями

Цель: выяснить основную функцию корня.

Что делаем: растение, выращенное на влажных опилках, отряхнём его корневую систему и опустим в стакан с водой его корни. Поверх воды для защиты её от испарения нальём тонкий слой растительного масла и отметим уровень.

Что наблюдаем: через день-два вода в ёмкости опустилась ниже отметки.

Результат: следовательно, корни всосали воду и подали её наверх к листьям.

Можно ещё проделать один опыт, доказывающий всасывание питательных веществ корнем.

Что делаем: срежем у растения стебель оставив пенёк высотой 2-3 см. На пенёк наденем резиновую трубку длиной 3 см, а на верхний конец наденем изогнутую стеклянную трубку высотой 20-25 см.

Что наблюдаем: вода в стеклянной трубке поднимается, и вытекает наружу.

Результат: это доказывает, что воду из почвы корень всасывает в стебель.

А влияет ли температура воды на интенсивность всасывания корнем воды?

Цель: выяснить, как температура влияет на работу корня.

Что делаем: один стакан должен быть с тёплой водой (+17-18ºС), а другой с холодной (+1-2ºС).

Что наблюдаем: в первом случае вода выделяется обильно, во втором — мало, или совсем приостанавливается.

Результат: это является доказательством того, что температура сильно влияет на работу корня.

Тёплая вода активно поглощается корнями. Корневое давление повышается.

Холодная вода плохо поглощается корнями. В этом случае корневое давление падает.

Минеральное питание

Физиологическая роль минеральных веществ очень велика. Они являются основой для синтеза органических соединений, а также факторами, которые изменяют физическое состояние коллоидов, т.е. непосредственно влияют на обмен веществ и строение протопласта; выполняют функцию катализаторов биохимических реакций; воздействуют на тургор клетки и проницаемость протоплазмы; являются центрами электрических и радиоактивных явлений в растительных организмах.

Установлено, что нормальное развитие растений возможно только при наличии в питательном растворе трёх неметаллов — азота, фосфора и серы и — и четырёх металлов — калия, магния, кальция и железа. Каждый из этих элементов имеет индивидуальное значение и не может быть заменён другим. Это макроэлементы, их концентрация в растении составляет 10 -2 –10%. Для нормального развития растений нужны микроэлементы, концентрация которых в клетке составляет 10 -5 –10 -3 %. Это бор, кобальт, медь, цинк, марганец, молибден др. Все эти элементы есть в почве, но иногда в недостаточном количестве. Поэтому в почву вносят минеральные и органические удобрения.

Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.

Дыхание корней

Для нормального роста и развития растения необходимо чтобы к корню поступал свежий воздух. Проверим, так ли это?

Цель: нужен ли воздух корню?

Что делаем: возьмём два одинаковых сосуда с водой. В каждый сосуд поместим развивающие проростки. Воду в одном из сосудов каждый день насыщаем воздухом с помощью пульверизатора. На поверхность воды во втором сосуде нальём тонкий слой растительного масла, так как оно задерживает поступление воздуха в воду.

Что наблюдаем: через некоторое время растение во втором сосуде перестанет расти, зачахнет, и в конце концов погибнет.

Результат: гибель растения наступает из-за недостатка воздуха, необходимого для дыхания корня.

Видоизменения корней

У некоторых растений в корнях откладываются запасные питательные вещества. В них накапливаются углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества. Такие корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид. В формировании корнеплодов участвуют и корень, и стебель.

Корнеплоды

Если запасные вещества накапливаются в главном корне и в основании стебля главного побега, образуются корнеплоды (морковь). Растения, образующие корнеплоды, в основном двулетники. В первый год жизни они не цветут и накапливают в корнеплодах много питательных веществ. На второй — они быстро зацветают, используя накопленные питательные вещества и образуют плоды и семена.

Корневые клубни

У георгина запасные вещества накапливаются в придаточных корнях, образуя корневые клубни.

Бактериальные клубеньки

Своеобразно изменены боковые корни у клевера, люпина, люцерны. В молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков. Благодаря этим бактериям эти растения способны жить на бедных азотом почвах и делать их более плодородными.

Ходульные

У пандуса, произрастающего в приливно-отливной зоне, развиваются ходульные корни. Они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

Воздушные

У тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни. Они часто встречаются у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников. Воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.

Втягивающие

У луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов, среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней. Сокращаясь, такие корни втягивают клубнелуковицу глубже в почву.

Столбовидные

У фикуса развиваются столбовидные надземные корни, или корни-подпорки.

Почва как среда обитания корней

Почва для растений является средой, из которой оно получает воду и элементы питания. Количество минеральных веществ в почве зависит от специфических особенностей материнской горной породы, деятельности организмов, от жизнедеятельности самих растений, от типа почвы.

Почвенные частицы конкурируют с корнями за влагу, удерживая её своей поверхностью. Это так называемая связанная вода, которая подразделяется на гигроскопическую и плёночную. Удерживается она силами молекулярного притяжения. Доступная растению влага представлена капиллярной водой, которая сосредоточена в мелких порах почвы.

Между влагой и воздушной фазой почвы складываются антагонистические отношения. Чем больше в почве крупных пор, тем лучше газовый режим этих почв, тем меньше влаги удерживает почва. Наиболее благоприятный водно-воздушный режим поддерживается в структурных почвах, где вода и воздух находятся одновременно и не мешают друг другу — вода заполняет капилляры внутри структурных агрегатов, а воздух — крупные поры между ними.

Характер взаимодействия растения и почвы в значительной степени связан с поглотительной способностью почвы — способностью удерживать или связывать химические соединения.

Микрофлора почвы разлагает органические вещества до более простых соединений, участвует в формировании структуры почвы. Характер этих процессов зависит от типа почвы, химического состава растительных остатков, физиологических свойств микроорганизмов и других факторов. В формировании структуры почвы принимают участие почвенные животные: кольчатые черви, личинки насекомых и др.

В результате совокупности биологических и химических процессов в почве образуется сложный комплекс органических веществ, который объединяют термином «гумус».

Метод водных культур

В каких солях нуждается растение, и какое влияние оказывают они на рост и развитие его, было установлено на опыте с водными культурами. Метод водных культур — это выращивание растений не в почве, а в водном растворе минеральных солей. В зависимости от поставленной цели в опыте можно исключить отдельную соль из раствора, уменьшить или увеличить ее содержание. Было выяснено, что удобрения, содержащие азот, способствуют росту растений, содержащие фосфор — скорейшему созреванию плодов, а содержащие калий — быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к корням. В связи с этим содержащие азот удобрения рекомендуется вносить перед посевом или в первой половине лета, содержащие фосфор и калий — во второй половине лета.

С помощью метода водных культур удалось установить не только потребность растения в макроэлементах, но и выяснить роль различных микроэлементов.

В настоящее время известны случаи, когда выращивают растения методами гидропоники и аэропоники.

Гидропоника — выращивание растений в сосудах, заполненных гравием. Питательный раствор, содержащий необходимые элементы, подаётся в сосуды снизу.

Аэропоника — это воздушная культура растений. При этом способе корневая система находится в воздухе и автоматически (несколько раз в течение часа) опрыскивается слабым раствором питательных солей.

Закладка зачатков молочных и постоянных зубов, минерализация, прорезывание молочных зубов и рассасывание их корней, прорезывание постоянных и формирование их корней протекает в определенной последовательности и в определенные сроки. Формирование, развитие и прорезывание зубов находится в прямой зависимости от общего состояния организма ребенка и характера питания.

Полное развитие корней постоянных зубов, но литературным данным, заканчивается в следующие сроки: центральных и боковых резцов - на 10-м году жизни, клыков и малых коренных - в 12-14 лет, первых моляров - в 10 лет, вторых моляров - в 14-16 лет.

Для определения степени развития корней постоянных зубов в различном возрасте и уточнения сроков окончания формирования верхушки корня мы изучили 2087 рентгенограмм нижней челюсти у детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет (в возрасте от 3 до 7 лет было 600 детей, от 8 до 18 лет - 1287 детей). Уточнение этих сроков диктуется тем, что методика лечения: заболеваний пульпы зависит в первую очередь от того, закончился ли рост корня зуба и сформировалась ли окончательно его верхушка.

Сроком окончания роста и формирования корней зубов мы считаем тот период, когда апикальное отверстие суживается до минимального предела и окружающая периапикальная зона состоит из периодонта толщиной около 0,25 мм, за которым следует кость альвеолы. На рентгенограмме при наличии полностью сформированного корня мы уже не отмечаем отверстия верхушки, а в окружности ее ясно различаем лишь периодонт и костную ткань альвеолы.

Сроки окончания формирования постоянных зубов индивидуальны и подвержены значительным колебаниям. Все же следует отметить, что в немалом проценте случаев полное формирование корня заканчивается для изученных нами зубов позже сроков, указанных различными авторами.

Полное формирование корня шестого зуба заканчивается в десятилетнем возрасте лишь в 67,8% случаев. В 4,4% случаев корень формируется окончательно только в 12 лет, полное формирование седьмого зуба заканчивается в 16 лет, а в некоторых случаях - в 17 лет.

Формирование корней третьего, четвертого и пятого зубов заканчивается не в 12 лет, а значительно позже.

В 36% случаев мы видели на рентгенограммах 14-летних детей еще несформировавшуюся верхушку корня, и лишь на рентгенограммах 15-летних и 16-летних можно было видеть полностью сформировавшиеся верхушки этих зубов во всех случаях.

Особо мы фиксируем внимание на сроках окончания роста корней шестых и седьмых зубов. По частоте пораженности кариесом шестые зубы, как известно, занимают первое место. Осложненный кариес у детей школьного возраста поражает преимущественно зубы. Поэтому для выбора правильного метода терапии мы считаем обязательной рентгенографию их у детей во всех случаях лечения заболевания пульпы. При заболевании пульпы и периодонта зубов с незаконченным ростом корней дальнейшее формирование корней замедляется.

Учитывая литературные и наши рентгенологические данные о развитии зубов, их росте и сроках окончания формирования корней, мы предлагаем следующую схему развития постоянных зубов.

Шестой зуб . Закладка первого постоянного моляра происходит на 6-м месяце утробной жизни. В последнем месяце утробной жизни начинается образование зубных черепков, появляются центры минерализации. После 6 месяце жизни отдельные центры слипаются. Слияние отдельных черепков происходит по краю коронки, центральная же часть ее остается еще неминерализованной. К 6 месяцам жизни отмечается минерализация примерно 1/4 коронки. К 18-му месяцу коронка шестых зубов достигает 2/3 длины. К 3 годам появляются признаки образования шейки, к 4 годам шейка первого моляра полностью сформирована. К этому сроку процесс формирования эмали достигает эмалево-цементной границы. Эмаль первого постоянного моляра достигает своего полного развития в возрасте от 3 до 4 лет. С этого времени начинается образование корня, на 6-м году первый постоянный моляр прорезывается. У рано развивающихся детей он прорезывается в 5 лет, а иногда, как мы наблюдали, в 4 года. К 12 годам заканчивается рост корня; в исключительных случаях этот процесс затягивается до 13-14 лег.

Первый зуб . Зачаток первого зуба появляется на 5-м месяце утробной жизни. Минерализация начинается на 6-м месяце жизни, когда появляются черенки. К 9-му месяцу минерализуется небольшая часть коронки, к концу первого года - около 1/3 коронки, ко 2-му году - около половины ее. К концу 3-го года появляются признаки образования шейки. К 5-му году вся коронка и шейка уже сформированы. К 6-му году начинается рост корня. В 7 лет зуб прорезывается. К 10-му году заканчивается рост корня, верхушка ею к этому времени уже полностью сформирована.

Второй зуб . Зачаток зуба появляется на 5-м месяце утробной жизни. Зубные черепки появляются на 9-м месяце жизни. К концу первого года жизни минерализуется примерно 1/4 коронки, к 3-му году - около половины ее. К 4-му году появляются признаки образований шейки. К концу 6-го года сформированы вся коронка и шейка и начинается образование корня. В 8 лет зуб прорезывается. К 12-му году заканчивается рост корня, верхушка которого к этому сроку полностью сформирована. Иногда окончание формирования корня второго зуба несколько запаздывает, заканчиваясь к 13-му году.

Третий зуб . Зачаток появляется на 5-м месяце эмбрионального периода, зубной черепок - на 6-м месяце жизни. На 9-м месяце минерализуется верхушка коронки, к концу первого года - около 1/4 коронки, к 4-му году - 2/3 ее. К 7-му году вся коронка уже сформирована и начинает развиваться шейка зуба; к 8-му году сформировывается шейка зуба и начинается образование корня. К 12-му году заканчивается образование корня, кроме его верхушки, которая окончательно формируется к 14-му году, когда апикальное отверстие суживается до минимальных размеров. Окончание роста корня запаздывает иногда до 16 лет.

Четвертый зуб . Зачаток появляется к концу эмбрионального периода. На 2-м году жизни появляется мешочек четвертого зуба. В два с половиной года появляются черепки. К 4-му году минерализуется около 1/4 коронки. К 7-му году заканчивается развитие коронки и начинается рост корня. К 13-му году заканчивается образование корня, апикальное отверстие суживается до минимальных размеров. Окончание роста корня иногда затягивается до 14-летнего возраста.

Пятый зуб . Зачаток зуба появляется к концу первого года жизни или на 3-4 месяца позже. В 3 года появляются черепки. К 5-му году минерализуется около 1/4 коронки, к 6-му - около 1/3 зуба. К 8-му году коронка уже полностью сформирована, намечается шейка зуба. К 9-му году шейка полностью развивается и начинается рост корня. В 10 лет зуб прорезывается. В 14-летнем возрасте заканчивается образование корня, а апикальное отверстие принимает свой нормальный размер. Рост корня иногда завершается в 15 лет.

Седьмой зуб . Зачаток зуба появляется в конце первого года. К 3 годам появляются черепки. На 4-м году минерализуется около 1/4 коронки, к 6-му году - около 1/2. К 8-му году коронка уже полностью сформирована и развивается шейка зуба. К 9-му году развитие шейки полностью заканчивается и начинается рост корня. В 10-12 лет зуб прорезывается. К 12-му году минерализуется вся коронка 1/2 корня. В 14-17 лет заканчивается формирование корня и апикальные отверстия принимают свои нормальные размеры.

Восьмой зуб . Зачаток появляется в 4-5 лет. На 8-м году появляются черепки, на 12-м минерализуется только коронка зуба.

Дольше всех зубов развивается первый большой коренной зуб. Ко времени рождения ребенка обычно уже начинается минерализация коронки этого зуба, черепки которого появляются во время утробной жизни - на последнем месяце беременности. Редко у новорожденного не отмечается начало минерализации этого зуба. Шестой зуб прорезывается в 6 лет, редко в 4-5 лет, чаще в 7 лет. Рост же корней этого зуба заканчивается, как мы уже указывали, нередко в 12 лет. На нашем рентгенологическом материале мы наблюдали немало случаев, когда верхушки корней шестого зуба, еще не были полностью сформированы спустя долгое время после нормального срока роста корней этого зуба. Такие же наблюдения мы сделали и в отношении седьмого, пятого, четвертых зубов, у которых корни оказываются полностью сформированными к нормальным срокам. Эти наблюдения подтверждаются обнаружением несформированных верхушек на удаленных зубах.

В среднем развитие корня каждого зуба продолжается не менее 4 лет. Например, развитие корня шестого зуба продолжается в среднем 5 лет, седьмого - 5-6 лет, клыка - не меньше 5 лет, корня бокового резца - не меньше 4 лет, первого резца - около 4 лет. Корни малых коренных зубов развиваются в среднем на протяжении 4 лет. Этот срок следует считать с момента прорезывания зуба до времени полного формирования апикального отверстия. Формирование корня первого малого коренного зуба заканчивается в возрасте от 12 до 14 лет, второго малого коренного - приблизительно в 14-15 лет. Клык, прорезывающийся в 11-12 лет, иногда не имеет полностью сформированного корня раньше 15-16 лет

Интенсивность минерализации зависит от характера питания и общего состояния организма. Большей частью минерализация определенных участков заканчивается в нормальные сроки. Иногда она завершается преждевременно, нередко запаздывает.

  • Лекция

  • для студентов 2 курса стоматологического факультета на тему:

  • „Анатома-морфологические, гистологические и рентгенологические особенности зубочелюстной системы у детей в разные возрастные периоды ".



Периоды развития и формирования временных зубов

  • 1-й – внутриутробное развитие

  • образование зачатков зубов

  • гистогенез

  • 2-й – прорезывание

  • 4-й - стабилизация

  • 5-й - рассасывание корней


Периоды развития и формирования постоянных зубов

  • 1-й – внутриутробное развитие

  • образование зачатков зубов

  • диференцировка зубных зачатков

  • гистогенез

  • минерализация твердых тканей зуба

  • 2-й – прорезывание

  • 3-й – формирование и рост корней и периодонта

  • 4-й - стабилизация


Стадии формирования корня

  • Стадия несформированной верхушки

  • Стадия незакрытой верхушки

  • Стадия сформированного корня и периодонта

  • Стадия формирования периодонта


Стадии формирования корня

  • Стадия раструба (стадия роста корня в длину)






^ ВИДЫ РЕЗОРБЦИИ КОРНЕЙ ЗУБОВ

  • Физиологическая резорбция

  • Патологическая резорбция

  • Идиопатическая резорбция


  • Равномерная резорбция всех корней





^ СТРОЕНИЕ ПУЛЬПЫ

    • Одонтобласты (ОДБ)-клетки, специфические для пульпы, образуют дентин и обеспечивают его трофику.
  • Соседние ОДБ связаны межклеточными соединениями, благодаря которым слой ОДБ способен выполнять барьерную функцию, регулируя перемещение молекул и ионов между пульпой и предентином.

    • Фибробласты (ФБ) - наиболее многочисленные клетки пульпы у молодых людей.
  • Функция ФБ – выработка и поддержание необходимого состава межклеточного вещества соединительной ткани, поглощение и переваривание компонентов межклеточного вещества. Признаки высокой активности свойственны ФБ зубов молодых людей.




Лимфоциты

    • Лимфоциты (Лц) – в небольшом количестве, при воспалении их содержание резко возрастает. Лц пульпы относятся к различным субпопуляциям Т- клеток, преобладают цитотоксические супрессоры. В-клетки в норме не встречаются, при воспалении становятся многочисленными. Эти клетки активно синтезируют иммуноглобулины (преимущественно IgG) и обеспечивают реакции гуморального иммунитета.
    • Тучные клетки (Тк) - расположены периваскулярно, характеризуются присутствием в цитоплазме крупных гранул, содержащих БАВ: гепарин, гистамин, эозинофильный хемотаксический фактор и лейкотриен С. На внешней мембране ТК находятся рецепторы к IgE. Дегрануляция ТК способствует увеличению проницаемости сосудов, сокращению гладких миоцитов.


  • Для молочных зубов:

  • 1-й период – развитие функциональной активности пульпы (формирования корня зуба);

  • 2-й период – функциональной зрелости пульпы (стабилизации сформированного корня зуба);

  • 3-й период – угасания функциональных свойств пульпы (рассасывания корня зуба).


Пульпа молочных зубов

  • Более высокое содержание клеток, особенно в центральном слое, при меньшем количестве колагеновых волокон.

  • Объем пульпарной камеры и самой пульпы больше во временных зубах.

  • Более тонкие слои эмали и дентина – пульпа находится ближе к внешней среде, чем в постоянных зубах.

  • Различия между строением коронковой и корневой пульпы неотчетливы.


Период развития функциональной активности пульпы (период формирования корня зуба).

  • Полость прорезавшегося молочного зуба не имеет постоянной формы и размеров вследствие происходящего формирования корней.

  • В периферическом слое ОДБ расположены в 3-4 ряда. В центральном слое – многочисленные малодифференцированные клетки.

  • В основном веществе пульпы преобладают кислые МПС, гиалуроновая кислота. Под слоем ОДБ – преколлагеновые и ретикулиновые волокна. Почти не представлены коллагеновые волокна.

  • В первые годы роста зуба, когда пульпа морфологически напоминает эмбриональную ткань, пластические свойства пульпы особенно выражены.


Период угасания функциональных свойств пульпы – период рассасывания корней зубов.

  • Пульпа подвергается инволютивным изменениям: уменьшается клеточный состав и увеличивается количество коллагеновых волокон, промежуточного вещества и тканевой жидкости.

  • В пульпе происходят – ретикулярная или жировая дистрофия, фиброз.

  • Часть кровеносных сосудов редуцируются, утолщаются их стенки, возникает застойная гиперемия, изменяются нервные элементы пульпы.

  • Жизнеспособность пульпы сохраняется благодаря резорбционному органу, откуда доставляются питательные вещества.


Для постоянных зубов:

  • 1-й период – становления функциональной зрелости пульпы (формирование корня зуба);

  • 2-й период – наступившей функциональной зрелости (полностью сформированных корней зубов без признаков старения);

  • 3-й период – снижения функциональной активности пульпы (полностью сформированных корней с признаками старения зуба).


^ ПУЛЬПА ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ.

  • Период становления функциональной зрелости пульпы – период формирования корня зуба.

  • Предентин в зубах с несформированными корнями представлен широкой полосой одинаковой толщины.

  • Слой ОДБ в зубах с формирующимися корнями массивный, включает 8-12 рядов клеток, расположенных компактно. Число клеточных рядов зависит от функции - их больше в местах интенсивного дентиногенеза.

  • Пододонтобластический слой представлен ТК, ФБ, преОДБ, МК пульпы.

  • Ретикулиновые волокна представлены в основном преколлагеновыми, переходящими в коллагеновые.

  • Т.О., пульпу зубов с несформированными корнями можно охарактеризовать как неоформленную созревающую соединительную ткань.


Период функциональной зрелости пульпы (период полностью сформированного корня зуба).

  • Слой ОДБ компактный. Интенсивное дентинообразование продолжается до наступления признаков старения зуба.

  • В коронковой пульпе вторичный дентин снабжен канальцами, без радиального направления. В корневой пульпе ОДБ вырабатывают аморфный дентин, слабо канализированный.

  • После формирования верхушечного отверстия коронковая пульпа богата промежуточным веществом, в которое погружены хорошо развитые фибриллярные структуры. Пульпа содержит достаточное количество энергетического материала – гликогена, кислые и нейтральные МПС, обеспечивающие нормальные процессы волокнообразования, а также РНК и ДНК, участвующие в обмене белка. Пульпа в этот период хорошо кровоснабжена, ярко выражены ее функции дентинообразования, защиты, трофики. Структура пульпы полностью сформированного зуба соответствует зрелой соединительной ткани с установившейся высокой физиологической активностью .


Минерализация коронок боковых зубов начинается с верхушек бугров, а резцов - с режущего края, и на рентгенограмме они выглядят как точечные очаги обызвествления, их количество разное. Так, в резцах обычно отмечается наличие трех центров обызвествления, в клыках - четыре, в молярах и премолярах их столько, сколько бугорков на жевательной поверхности.

Минерализация распространяется вниз, к пришеечной области, и на боковых зубах различают стадию кольца, «колпачка» или «черепка».

Рис 6.1-4 Стадии минерализации фолликула постоянного моляра.

На резцах определяются контуры минерализованной коронки разной величины. У грудного ребенка на рентгенограммах челюстей определяется минерализация 1/6 части коронок центральных резцов, приблизительно 2/3 коронок латеральных резцов и иногда обызвествление в области верхушки клыка, заметно обызвествление в области бугорков временных моляров. Иногда видны участки обызвествления в области бугорков первого постоянного моляра и режущего края резца.

Отмечено, что у девочек прорезывание зубов происходит чуть раньше, чем у мальчиков. Однако встречаются индивидуальные отклонения от средних норм прорезывания. Даже колебания в границах 6 месяцев рассматриваются как норма. Рахит, хронические диспепсические нарушения, острые инфекции, эндокринные заболевания, нарушения питания, гиповитаминозы могут влиять на сроки минерализации и прорезывания зубов. В таких случаях рентгенологическое исследование позволяет определить наличие или отсутствие зачатков, оценить степень их формирования с учетом возраста.

Минерализация зубов постоянного прикуса начинается с первых моляров на 9 месяце внутриутробного развития. Сроки полной минерализации коронок и корней временных и постоянных зубов представлены в таблице 1.

Сроки минерализации коронок и корней временных и постоянных зубов

Рентгенологически различают 5 стадий развития корня зуба и периодонта:

I - стадия роста корня в длину;

II - стадия несформированной верхушки;

III - стадия незакрытой верхушки;

IV - стадия несформированного периодонта;

V - стадия полного завершения формирования корня и периодонта.

Рентгенологическая картина несформированной верхушки корня зуба и окружающих его тканей следующая: стенки корня параллельны, ширина их постепенно уменьшается, заканчиваясь остриями. Корневой канал имеет меньшую ширину в области, которая прилегает к полости зуба, и большую - у формирующегося апикального отверстия, что придает ему воронкообразный вид, или вид раструба. Периодонтальная щель имеет одинаковую ширину по всей длине корня, у верхушки корня она сливается с зоной роста; апикальное отверстие очень широкое.

На стадии незакрытой верхушки стенки корня отличаются большей толщиной стенок, у верхушки корня они сомкнуты не полностью. Поэтому на рентгенограмме четко видна проекция верхушечного отверстия, которое в зубах со сформированным корнем обычно не различают. Корневой канал широкий, но с меньшим диаметром в области верхушки, чем у шейки зуба. Периодонтальная щель становится различимой и в области верхушки корня, где она более широкая, чем вокруг других отделов корня. Более широкой периодонтальная щель остается еще некоторое время, и после того, как верхушка корня закончит свое развитие - произойдет ее закрытие.



Расширенная периодонтальная щель в области нижних постоянных центральных резцов наблюдается до 11 лет; в области латеральных резцов и первых моляров - до 11 лет; клыков - до 17 лет. В старшем возрасте периодонтальная щель имеет в норме равномерную ширину по всей длине, а апикальное отверстие не проецируется. Изменение ширины периодонтальной щели в сторону уменьшения или увеличения свидетельствует о наличии патологического процесса.


Рис 7.1 Рис 7.2 Рис 7.3.

Рис. 7.1-3 Стадии формирования корня зуба.

7.1 стадия несформированной верхушки (раструба);

7.2 стадия незакрытой верхушки;

7.3 стадия полного завершения формирования корня

В периоде сменного прикуса рентгенологически определяется смещение зачатков постоянных зубов к альвеолярному отростку после завершения процесса минерализации коронки. С момента окончания формирования коронки до полного прорезывания постоянных зубов проходит приблизительно 5 лет. Прорезыванию предшествует физиологическая резорбция корней временных зубов.

Наряду с резорбцией корней временных зубов в костной ткани челюстей происходят репаративные процессы; их сочетание обеспечивает наличие костной ткани вокруг резорбирующихся корней.

В зависимости от особенностей резорбции корней временных зубов

Т. Ф. Виноградова различает три вида резорбции:

Физиологическую, патологическую и идиопатическую. Физиологическая резорбция происходит в интактных зубах и зубах, которые лечили по поводу кариеса и пульпита, не осложненного периодонтитом. Патологическая резорбция происходит при периодонтитах, периоститах, остеомиелитах, кистах, при опухолевых процессах.

В зависимости от локализации выделяют три типа физиологической резорбции:

1.Равномерная резорбция всех корней.

2.Преобладает резорбция одного из корней, так называемый неравномерный тип резорбции. Чаще такой тип резорбции начинается с дистального корня нижних и дистального щечного корня верхних моляров. Неравномерная резорбция может наблюдаться и в однокорневых зубах.

3.Преобладает резорбция в области бифуркации с сохранением корней. Такой тип резорбции может привести к сообщению с коронковой частью пульпы.

В однокорневых зубах чаще отмечается равномерная резорбция, иногда неравномерная - преимущественно с язычной стороны корня в резцах и в медиальных отделах корня - в клыках.


8.1 8.2 8.3

Рис. Виды резорбции корней по Т.Ф.Виноградовой.

8.1. Равномерная резорбция всех корней 8.2. Резорбция одного из корней 8.3. Резорбция в области бифуркации

Физиологическая резорбция развивается неравномерно, однако захватывает всю поверхность корней. При этом внутренняя по­верхность корней, расположенная ближе к зачатку постоянного зуба, резорбируется быстрее. На поздних стадиях физиологической резорбции в процессе принимает участие пульпа зуба, осуществляя резорбцию дентина со стороны полости зуба. Источником остео­кластов при этом являются клетки пульпы.

Наряду с физиологической под влиянием ряда причин может развиваться патологическая резорбция корней (резорбция в резуль­тате хронического воспаления, идиопатическая резорбция , резорб­ция в результате новообразований).

Наиболее часто она возникает в результате хронического воспаления в периодонте временных зубов.

Патологическая резорбция корней временных зубов осуществля­ется многоядерными гигантскими клетками инородных тел (А. В. Ру­саков) и клетками воспалительного инфильтрата. Процессы костеобразования при этом минимальны и отстают от резорбции. В связи с этим при патологической резорбции ведущим рентгенологическим признаком является деструкция и отсутствие костной ткани между корнями временных зубов или вокруг них. Патологическая резорбция не подчиняется законам физиологической резорбции. Естественная ткань периодонта в этот период замещена грануляционной тканью воспалительного инфильтрата. Резорбция корня идет мелкими глубо­кими лакунами, которые заполнены клетками воспаления. В ткани воспалительного инфильтрата часто встречаются эпителиальные тяжи, которые захватывают большое пространство и могут прорастать всю толщу ткани и врастать в каналы корня. По мере прогрессирования патологического процесса корни временных зубов и фолли­кулы постоянных разобщаются, в то время как при физиологической резорбции они сближаются. При патологической резорбции может наступить рассасывание еще несформированных корней временных зубов, корней, отделенных от фолликула постоянного зуба и корней рядом стоящих зубов.

Процесс патологической резорбции может распространиться на фолликулы постоянных зубов, вызвать преждевременную резорбцию костной оболочки фолликула и прорезывание постоянного зуба.

На рентгенограммах в период сменного прикуса зубы и зачатки расположены в три ряда:

в зубной дуге - временные зубы; ниже - зачатки постоянных зубов, которые находятся на разных стадиях формирования; в третьем ряду - за­чатки клыков (на верхней челюсти - под нижнеглазничным краем, а на нижней - над кортикальным слоем нижнего края челюсти).

Период постоянного прикуса. В возрасте 12 - 13 лет сменились все временные зубы и в зубном ряду находятся постоянные зубы с разной степенью формирования корней.


Рис.9.1-4 Периоды развития зубочелюстной системы ребенка.

Эмаль на рентгенограмме представлена в виде интенсивной линейной тени, которая окаймляет дентин коронки; она лучше видна на контактных поверхностях зубов. Дентин и цемент на рентгенограмме не дифференцируются.

Между корнем и кортикальной пластинкой альвеолы находится узкое щелевидное пространство - периодонтальная щель. Ее ширина составляет от 0,10 до 0,25 мм.

На рентгенограммах временные зубы отличаются от постоянных следующим:

1. Высота коронки и длина корней временных зубов меньше.

2. Толщина твердых тканей временных зубов меньше, чем постоянных.

3. Корни временных зубов короткие и менее массивные.

4. Во временных зубах полость зуба и корневые каналы, особенно в передних зубах, значительно шире.

5. Корни временных моляров отходят один от другого под большим углом, чем в постоянных.

6. Между корнями временных моляров расположены зачатки постоянных зубов.

Полость зуба на рентгенограмме определяется в виде разрежения с четкими контурами на фоне коронки зуба, а корневые каналы - в виде линейных разрежений с ровными и четкими замыкающими контурами.

Зубы в альвеолярном отростке отделены друг от друга межзубной перегородкой. В молочном зубном ряду вершины межальвеолярных перегородок имеют разные очертания. Вершина перегородки, расположенной между центральными резцами верхней челюсти, раздвоена, между резцами нижней челюсти раздвоение межальвеолярной перегородки встречается редко. В области других передних зубов вершины межальвеолярных перегородок чаще имеют округлые, реже - острые очертания.

В третьем периоде временного прикуса (редукции) в связи с появлением физиологических диастем и трем вершины перегородок уплощаются. В области молочных моляров вершины межальвеолярных перегородок всегда плоские. Вершины межальвеолярных перегородок проецируются всегда вблизи эмалево-цементной границы. Кортикальная пла­стинка перегородок выражена хорошо, но петлистость губчатого вещества нечеткая.

В сменном прикусе у прорезывающихся зубов на нижней челюсти вершины межальвеолярных перегородок как бы срезаны в сторону прорезывающегося зуба и располагаются на уровне эмалево-цементной границы или вблизи нее. При этом создается впечатление, что периодонтальная щель как бы расширена у шейки и коронки прорезывающегося зуба; компактная пластинка в верхнем отделе перегородки, на стороне, обращенной к прорезывающемуся зубу, шире. Рисунок губчатого вещества нечеткий.

С окончанием прорезывания зуба заканчивается формирование межальвеолярной перегородки и проявляются особенности ее строения. Это выражается в появлении четких очертаний вершин перегородок и рисунка губчатого вещества.

В передних зубах вершины межальвеолярных перегородок прорезавшихся зубов приобретают острые или округлые очертания с четко выраженной компактной пластинкой одинаковой ширины на всем протяжении. У большинства детей и подростков перегородка, расположенная между центральными резцами, кроме указанных выше двух форм, может иметь как бы раздвоенную вершину; протяженность раздвоения иногда достигает 2 мм. Плоские вершины с четкой компактной пластинкой между передними зубами встречаются в тех случаях, когда между ними имеются диастема или тремы. Вследствие дугообразной формы зубной дуги на рентгенограмме четко часто бывает видна только одна межальвеолярная перегородка. Поэтому для получения ее четкого изображения в области передних зубов необходимо направить пучок лучей на ту перегородку, которую необходимо увидеть.

В области премоляров и моляров вершины межальвеолярных перегородок плоские, реже округлые, а сами перегородки напоминают трапецию. Компактная пластинка проецируется в виде четкой и непрерывной светлой полоски по краю межальвеолярных перегородок. Эта линия выглядит более четкой и широкой до 13-летнего возраста.

Рисунок губчатого вещества межальвеолярных перегородок разный и зависит от возраста. В области передних зубов он чаще бывает крупнопетлистым, реже - мелкопетлистым; в области премоляров и моляров в большинстве случаев четко выражено укрупнение петель губчатого вещества в направлении от вершины межальвеолярной перегородки к верхушкам корней. Крупнопетлистый рисунок определяется реже, чем мелкопетлистый. Крупнопетлистый рисунок чаще встречается у детей до 11 лет, а у детей старшего возраста - реже.

Схемы описания рентгенограмм.

1).Общая оценка рентгенограмм:

а).ф.и.о. больного, возраст, дата исследования;

б).метод исследования (внутриротовая контактная рентгенограмма, ортопантомограмма и др.);

в).проекция исследования (прямая, правая или левая боковыеаксиальная);

г).область исследования при внутриротовых рентгенограммах(номер зуба);

2).Изучение зуба:

а).расположение (смещение и т.д.);

б).коронковая часть (размеры, форма, контуры, наличие кариозной полости, присутствие" пломбировочного материала и степень заполнения им кариозной полости, характер пломбы, ее нависание и т.д.);

в).корень (степень визуализации, степень резорбции);

г).полость зуба (сообщается ли с кариозной полостью, степень облитерации и заполнения пломбировочным материалом каналов корней;

д).периодонтальная щель (ширина в мм, равномерность, отсутствие на отдельных участках и т.д.).

3).Изучение окружающих зуб тканей:

а).компактная пластинка лунки (сохранена, разрушена, уплотнена, утолщена);

б).межзубные (межальвеолярные) перегородки (сохранены, степень снижения высоты, полное разрушение);

в).периапикальная область (отсутствие или наличие очагов деструкции в виде просветления, их количество, размеры, форма, контуры, структура, ободок затемнения, наличие очагов уплотнения в виде затемнений с той же характеристикой);

г).состояние кортикальных тканей челюстей (истончение или утолщение, выбухание, разрушение);

д).нижнечелюстной канал (степень визуализации, смещение и т.д.);

е).альвеолярные отростки (состояние контуров краевых отделов, костная структура, остеопороз, остеосклероз, секвестры и др.)-

4).Изучение височно-нижнечелюстного сустава:

а).суставная щель (сужена, расширена, неравномерная, степень визуализации);

б).соотношение суставных поверхностей (вывих, подвывих);

в).замыкательные пластинки эпифизов (склерозирование, истончение, исчезновение, кистовидные просветления и др.);

г).головка мыщелкового отростка (размеры, форма, контуры, подвижность, структура);

д).шейка мыщелкового отростка (изменение угла по отношению к головке, укорочение и т.д.);

е).суставной бугорок (уплощение, структура и др.);

5.Изучение мягких тканей (увеличение, уменьшение, дополнительные тени или просветления);

6.Заключение о характере патологического процесса. В сомнительных случаях следует дать рекомендации о дальнейшем алгоритме рентгенологических методов.

Тема занятия: Методики телерентгенографии.

1. Актуальность темы: Теоретические знания и практические умения по анализу телерентгенограмм основными методами Шварца и Доунса позволят проводить дифференциальную диагностику гнатических и зубоальвеолярных форм зубочелюстных аномалий.

На основе полученных знаний будет формироваться понимание врачебной тактики лечения тех или иных зубочелюстных аномалий, выбор лечения с удалением или без удаления постоянных зубов, необходимость применения дополнительных хирургических методов оптимизации ортодонтического лечения.

2. Учебные цели занятия: Обучить студентов методам анализа телерентгенограмм и на основе систематизации полученных знаний формулировать заключения для выработки дальнейшего плана лечебно-профилактических мероприятий устранения зубочелюстных аномалий.

3. Цели развития личности. Научить студентов и вежливому отношению к родителям и детям различных возрастов с аномалиями зубочелюстной системы.


Формирование корня молочного зуба. В процессе формирования корня принято различать две ста­дии: I - несформированной вер­хушки и II - незакрытой верхуш­ки. В I стадии стенки корня тон­кие, идут параллельно друг другу. Канал широкий, у верхушки еще расширяется и переходит в ростко­вую зону, которая представлена в виде очага разрежения костной тка­ни, ограниченного по периферии четко выраженной кортикальной пластинкой. Во II стадии наблюда­ется незакрытие верхушки у корня, заканчивающего свое формирова­ние. В этой стадии стенки канала сформированы, закруглены и сбли­жаются у верхушки, у апикального отверстия канал сужается, ростко­вой зоны у верхушки нет. На месте ростковой зоны остается незначи­тельное расширение периодонталь-ной щели, которая сохраняется около года после окончания фор­мирования верхушки.

Анатомические особенности мо­ лочных зубов. В клинике имеют

значение следующие их особенно­сти. В молочном прикусе насчиты­вается 20 зубов; премоляры отсутст­вуют. Зубы первого прорезывания имеют белый цвет, напоминающий снятое молоко. Форма коронок мо­лочных зубов в общих чертах сход­на с таковой постоянных зубов, но они значительно меньше, слой твердых тканей тоньше, зубная по­лость обширнее. Корневые каналы и апикальные отверстия широкие в период формирования и рассасыва­ния. Граница перехода коронки в корень выражена резко. Более на­дежным признаком дифференциа­ции считается выступообразное утолщение эмали (эмалевый валик) в области шейки и меньшая твер­дость молочных зубов. Кроме об­щих признаков, имеются индивиду­альные особенности.

Резцы. У молочных зубов резцы более выпуклые, чем у постоянных. На небной поверхности отсутству­ют борозды. Признаки угла четко выражены. Дистальный угол боко­вого резца верхней челюсти более закруглен , чем у центрального рез­ца. Валик эмали на боковом резце у шейки менее выражен, чем у цент­рального. Корни центральных рез­цов верхней челюсти расширены, а их верхушки часто бывают изогну­ты в губную сторону. Коронки цен­тральных резцов нижней челюсти меньше. Корни их плоские, с бо­роздками на медиальных и латера­льных сторонах.

Клыки. Коронка молочного клыка верхней челюсти, как правило, ко­роче постоянного и имеет выпуклые поверхности. Характерно наличие на режущем крае острого зубца и на небной поверхности ярко выражен­ных бугорков. Коронка клыка ниж­ней челюсти уже клыка верхней. Зубец сохраняется на нем более длительно. Корень клыка округлой формы с несколько изогнутой вер­хушкой.

Первые моляры. Коронка первого моляра верхней челюсти вытянута в

медиально-дистальном направле­нии, на жевательной поверхности имеются два бугра с выраженным щечно-медиальным бугром. Небная поверхность коронки более выпук­ла. На щечной поверхности зуба располагаются две борозды, созда­ющие впечатление ребристой по­верхности. Первый молочный мо­ляр верхней челюсти имеет три ши­роко расходящихся корня. Их вер­хушки как бы срезаны, верхушеч­ные отверстия широкие. Коронка первого молочного моляра нижней челюсти вытянута в переднезаднем направлении. Четыре бугра на же­вательной поверхности лучше вы­ражены, чем у других зубов. Эмале­вый валик в области шейки хорошо развит. Щечная поверхность разде­лена на две части: медиальную - широкую и дистальную - узкую. У первого молочного моляра нижней челюсти имеются два сильно расхо­дящихся корня. Медиальный ко­рень длиннее и шире дистального.

Вторые моляры. Для вторых мо­лочных моляров верхней челюсти характерны косоугольная форма коронки и выраженная эмалевая складка, располагающаяся между переднеязычными и заднещечными бугорками, а также сращение зад-нещечного корня с небным и отсут­ствие признака корня. В первом молочном моляре верхней челюсти этот признак хорошо выражен. Вторые молочные моляры нижней челюсти по своей форме и строе­нию похожи на первые постоянные моляры той же челюсти. На жевате­льной поверхности коронки обна­руживается 5 бугорков: 3 из них расположены по щечному краю, а 2 - по язычному. Наиболее выра­женный бугор - переднещечный. Корни этих зубов по форме ничем не отличаются от постоянных, лишь больше расходятся в стороны.

Рассасывание корней молочных зубов (см. табл. 1.1). После 5 лет начинается смена молочного при­куса на постоянный. Этому пред-



Таблица 1.2. Сроки формирования и прорезывания постоянных зубов


поплазий эмали необходимо знать периоды внутричелюстного форми­рования зуба. Сроки и последовате­льность играют роль при распозна­вании адентий.

Большое практическое значение приобретает знание сроков периода роста корней и формирования пе-риодонта. Этими данными врач ру­ководствуется, определяя показа­ния к применению различных ме­тодов лечения пульпита, ортодон-тической аппаратуры и др. При анализе рентгенограмм постоянных зубов целесообразно в процессе формирования верхушечных отде­лов корня выделять две стадии: I - несформированной верхушки и II - незакрытой верхушки.

В I стадии длина корня достигает нормальной величины, стенки его расположены параллельно и в обла­сти верхушки корня представляют­ся заостренными. Корневой канал широкий и заканчивается в области верхушки корня раструбом. Перио-

шествуют рост зачатков постоян­ных зубов и физиологическое рас­сасывание корней молочных зубов, которые выглядят укороченными, изъеденными. Рассасывание корней молочных зубов начинается с того корня, к которому ближе прилежит зачаток постоянного зуба. Зачатки постоянных зубов передней группы располагаются у язычной поверхно­сти корня молочных зубов, причем зачаток клыка находится значите­льно дальше от альвеолярного края челюсти, чем резцы. Зачатки пре-моляров расположены между кор­нями молочных моляров: на ниж­ней челюсти ближе к заднему кор­ню, а на верхней - ближе к задне-щечному корню, поэтому в одноко-ренных молочных зубах рассасыва­ние начинается с язычной поверх­ности корня, а затем охватывает ко­рень со всех сторон. У молочных моляров рассасывание начинается с внутренней поверхности корней, т.е. с поверхности, обращенной к межкорневой перегородке, где рас­положен зачаток постоянного зуба. При рассасывании корней пульпа молочных зубов замещается грану­ляционной тканью, которая прини­мает участие в процессе рассасыва­ния. При значительном замещении пульпы грануляционной тканью рассасывание идет дополнительно от центра. Заканчивается оно к мо­менту прорезывания постоянного зуба.

В норме процессы прорезывания и рассасывания полностью уравно­вешены, но иногда этот физиологи­ческий процесс сопровождается от­клонениями. Наблюдается ускоре­ние или замедление процесса ре­зорбции. Ускорение рассасывания отмечается чаще всего в молочных зубах с мертвой пульпой , после хронической травмы, при наличии опухоли, в результате давления, оказываемого соседними зубами. Замедленная резорбция обнаружи­вается при отсутствии зачатков по­стоянных зубов.

Рассасывание корней молочных зубов необходимо учитывать при лечении пульпита, периодонтита, удалении зубов и ортодонтических вмешательствах. Лечение зубов с резорбированными корнями имеет свою специфику и отличается от методики обработки и пломбирова­ния сформированных молочных зу­бов.

Сроки прорезывания постоянных зубов (табл. 1.2). Время прорезыва­ния постоянных зубов, заменяю­щих молочные, при правильном развитии ребенка совпадает со вре­менем выпадения молочных зубов. Обычно вслед за выпадением мо­лочного зуба начинается прорезы­вание постоянного, часть режущего края или бугры которого видны по­сле выпадения молочного зуба. Од­нако наблюдаются случаи некото­рой задержки начала прорезывания постоянного зуба. Количество вы­павших молочных зубов обычно не­значительно превышает количество прорезавшихся постоянных. Проре­зывание постоянных зубов начина­ется с первого моляра в 6-летнем возрасте. В это время на рентгеног­рамме можно увидеть 3 ряда зубов. Первый ряд включает молочные зубы, стоящие в дуге, иногда уже и первый постоянный моляр, во вто­ром ряду располагаются зачатки постоянных зубов различных фаз развития, в третьем ряду стоят клы­ки верхней челюсти, локализующи­еся под глазными орбитами, на нижней челюсти - непосредствен­но под кортикальным слоем ниж­него края тела челюсти.

К 12-13 годам все молочные зубы заменяются постоянными. В прикусе остаются постоянные зубы с различной степенью форми­рования корней. Детскому стомато­логу для решения вопросов, связан­ных с распознаванием заболевания, и выбора тактики лечения следует помнить основные периоды разви­тия постоянных зубов. Так, при дифференциальной диагностике ги-

донтальная щель видна только по боковым стенкам корня, в области верхушки она не определяется. Компактная пластинка стенки лун­ки четко выражена на всем протя­жении корня. Эта стадия наблюда­ется в возрасте 8 лет для централь­ных и боковых резцов верхней че­люсти, в 6 лет - для централь­ных резцов нижней челюсти, в 7- 8 лет - для боковых резцов нижней челюсти и в 8 лет - для первых мо­ляров нижней челюсти.

Во II стадии стенки корня зуба сформированы , однако в области верхушки корня они недостаточно сближены, в результате чего на рентгенограмме выявляется широ­кое апикальное отверстие. Корне­вой канал широкий, но его диаметр в области верхушки меньше, чем в области шейки. Периодонтальная щель хорошо выражена. В области верхушки щель более широкая, чем в остальных отделах. Компактная пластинка лунки на всем протяже-

нии корня четко выражена. Эта стадия наблюдается в возрасте 9- 13 лет для центральных резцов верхней челюсти, в 9-12 лет - для боковых ее резцов, в 7-11 лет - для центральных и в 8-11 лет - для боковых резцов нижней челю­сти, а в 8-10 лет - для первых мо­ляров нижней челюсти. После за­крытия верхушки корня периодон-тальная щель около года продолжа­ет оставаться расширенной, осо­бенно в области верхушки корня.

Таким образом, окончание фор­мирования корней постоянных зу­бов происходит в возрасте от 10 до 15 лет. Окончание формирования корней зубов определяется рентге­нологически, когда на снимке не выявляется верхушечного отверстия и имеются четкие контуры перио-донта. Высшей дифференцировки зубочелюстной аппарат достигает к 15-18 годам. Следует помнить, что между постоянными зубами у детей и у взрослых имеются значитель­ные различия как в анатомическом, так и в биологическом отношении. Анатомически у детей в постоян­ных зубах полость зуба и пульпа значительно больше по объему при соответственно меньшем количест­ве твердых тканей, поэтому силь­ные экзогенные раздражения пред­ставляют для пульпы большую опасность.

1.2.4. Особенности строения некоторых органов и систем

Нервная система. Основными фун­кциями нервной системы - цент­ральной, периферической, вегета­тивной, координируемыми корой головного мозга, являются регуля­ция всех физиологических процес­сов растущего организма и непре­рывная адаптация его к меняю­щимся условиям внутренней и окружающей среды. Нервная систе­ма закладывается на самых ранних этапах эмбриональной стадии раз-

вития (2-3-я неделя), и в течение всего срока беременности отмеча­ется ее интенсивное развитие. Ре­бенок рождается с большим по объ­ему, но морфологически и функци­онально незрелым мозгом, даль­нейшее совершенствование и диф-ференцировка которого происходят под воздействием внешней и внут­ренней среды до 20-25-летнего возраста.

Головной мозг. Размеры и масса мозга при рождении относительно велики - около 400 г, что составля­ет %, общей массы тела (у взросло­го - у 40 ). К 20 годам он увеличива­ется в 4-5 раз. У новорожденного корковые клетки , нервные центры, стриарное тело, пирамидные пути развиты недостаточно. Серое и бе­лое вещество плохо дифференциро­ваны. Миелинизация отдельных клеток и проводящих путей закан­чивается в разные сроки: внутриче­репных нервов к 3-4 мес, череп­ных (за исключением блуждающе­го) - к I году, пирамидальных пу­тей - к 2-3 годам.

Спинной мозг к моменту рожде­ния имеет более законченное стро­ение, к 2 годам он почти соответст­вует спинному мозгу взрослого и функционально более совершенен, чем головной.

Периферическая нервная система у новорожденного представлена редкими, недостаточно миелинизи-рованными и неравномерно распре­деленными пучками нервных воло­кон, миелинизация которых закан­чивается на 2-4-м году жизни.

Вегетативная нервная система функционирует уже у новорожден­ного. К 3-4 годам устанавливается центральная регуляция деятельно­сти органов дыхания и кровообра­щения. У детей раннего возраста физиологичной является симпати-котония, на 3-4-м году сменяю­щаяся ваготонией; затем устанав­ливается равновесие двух систем, а в пубертатном периоде нередко возникает вегетососудистая дисто-

ния на фоне гормональной пере­стройки.

К моменту рождения перифери­ческие отделы анализаторов - ор­ганы чувств - структурно сформи­рованы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.

Оценивая высшую нервную дея­тельность ребенка и соответствие развития ЦНС его возрасту, необ­ходимо помнить следующее: I) дифференцировка нервных кле­ток, миелинизация проводящих пу­тей и нервных стволов происходят в определенной последовательно­сти; 2) образование условных реф­лексов возможно лишь в результате многократного повторения раздра­жения и его подкрепления (в ран­нем детском возрасте - пищевая доминанта); 3) структурное совер­шенствование коры идет паралле­льно развитию функции, причем последняя при правильном воспи­тании (направленная выработка по­ложительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологических субстратов и способствовать ему.

Клинически недостаточная сфор-мированность нервной системы проявляется в определенных зако­номерностях. Дети младшего возра­ста склонны к более резким, гене­рализованным реакциям в ответ на любое воздействие: инфекцию, ин­токсикацию, болевую и психиче­скую травму. Местные специфиче­ские признаки заболевания часто бывают сглажены, и на первый план выступают общие симптомы: повышение температуры тела, рво­та, понос. Ребенок раннего возрас­та с трудом определяет болезнен­ный участок.

В раннем возрасте превалирует общесоматическая реакция на забо­левание, которая снижает значи­мость местных проявлений в ЧЛО, что затрудняет своевременную по­становку диагноза и задерживает оказание специализированной по-

мощи ребенку. Особенно важно об этом помнить при остро протекаю­щих воспалительных заболеваниях ЧЛО у новорожденных и детей пер­вых лет жизни.

У детей, подвергшихся грубым, не щадящим психику манипуляци­ям без адекватного обезболивания и выключения сознания (насильст­венное лечение и удаление зубов , удушье и возбуждение при вводном эфирном наркозе и др.), значитель­но чаще наблюдается нарушение психоэмоционального состояния на длительный период. В подготовке таких больных к лечению стомато­логических заболеваний необходи­мо участие клинического психоло­га. Подобная реакция ребенка (как особенность функции ЦНС) явля­ется одним из важных факторов, расширяющих показания к прове­дению премедикационных меро­приятий и абсолютных показаний к хирургическому и терапевтическо­му лечению, а также к выполнению многих стоматологических манипу­ляций под наркозом.

Сердечно-сосудистая система. За­кладка сердца и крупных сосудов происходит на 3-й неделе эмбрио­нальной фазы. Мозг и печень полу­чают насыщенную кислородом кровь в большем объеме, а нижние конечности - в меньшем.

Сердце у новорожденного отно­сительно большое, составляет при­близительно 0,8 % массы тела. Наи­более интенсивное увеличение мас­сы и объема сердца отмечается в первые годы жизни и подростковом возрасте. Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела в целом. Кро­ме того, отделы сердца увеличива­ются неравномерно: до 2 лет наибо­лее интенсивно увеличиваются предсердия, с 2 до 10 лет - все сер­дце, после 10 лет - преимущест­венно желудочки.

Коронарные сосуды до 2 лет рас­пределяются по рассыпному типу, с 2 до 6 лет - по смешанному, после

w ji^i -- nu влрослому, магистраль­ному, типу. Увеличиваются просвет и толщина стенок (за счет интимы) основных сосудов, а перифериче­ские ветви редуцируются.

В первые 2 года жизни происхо­дят интенсивный рост и дифферен-цировка миокарда: мышечные во­локна утолщаются в 1,5 раза, к 10 годам гистологическая структура его аналогична таковой у взрослых. Иннервация сердца осуществляется через поверхностные и глубокие сплетения, образованные волокна­ми блуждающего нерва и шейных симпатических узлов. До 3-4 лет сердечная деятельность регулирует­ся в основном симпатической нер­вной системой, что отчасти объяс­няет наличие у этих детей физиоло- г ической тахикардии в первые годы «изни.

У новорожденных сердечно-сосу-щстая система наиболее развита. Частота сердечных сокращений у [етей больше, чем у взрослых, а АД шже. Объем крови у детей колеб-[ется от 80 до 150 мл на 1 кг массы ела (у взрослых 60 мл/кг). Ско-юсть кровотока в младшем возрас-е также примерно в 2 раза выше, ем у взрослых, большая часть кро-и циркулирует в центральных со-удах внутренних органов, а пери->ерическое кровообращение сни-:ено, барорецепторы развиты пло-о. Дети очень чувствительны к ровопотере и ортостатическим на­ущениям. Потеря 50 мл крови у оворожденного соответствует по-:ре 600-1000 мл ее у взрослого, ледовательно, даже небольшая эовопотеря крови у ребенка млад-его возраста должна быть полно-ъю возмещена по объему и каче-ву.

Функции органов кровообраще-1Я - доставка кислорода и пита-льных веществ ко всем органам и аням; удаление и выведение угле-[слого газа и других продуктов об-:на осуществляются в тесном аимодействии с органами дыха-

ния, пищеварения и выделения при регулирующем влиянии ЦНС, веге­тативной и эндокринной систем. Рост, структурное и функциональ­ное совершенствование органов кровообращения продолжаются в течение всего периода детства и происходят неравномерно, при не­одновременном созревании отдель­ных частей, а интенсивно текущие у ребенка процессы обмена предъ­являют высокие требования к их деятельности.