Конспект занятия "профилактика инфекционных заболеваний". Профилактика инфекционных заболеваний

Беседа с родителями на тему « Откуда берутся частые простуды? Как уберечь ребёнка от несчастья»

Цель:

Выяснить причины частых простуд у детей;

Насморк, кашель, повышение температуры тела всё это симптомы респираторных заболеваний. Многие не выясняют название определённой болезни, а объединяют все признаки в одно заболевание, которое называется простуда.

Причиной простудных заболеваний являются вирусы. Если простуда протекает в лёгкой форме, её продолжительность составляет три дня. Она сопровождается лёгкими выделениями из носа и першением в горле. Однако вирусы имеют способность снижать иммунитет и тогда начинают действовать пневмококки, стрептококки и бактерии гриппа.

Частые простудные заболевания у детей возникают в зимнее время года, а также в период межсезонья. Во время отопительного сезона, когда температура воздуха в квартире повышается, у детей сохнет носоглотка, это приводит к снижению сопротивляемости инфекциям. Необходимо поддерживать температурный режим в пределах 20-21 градусов. Резкие перепады температуры способствуют развитию вирусов на слизистой оболочке носа. Ребёнок часто болеет простудными заболеваниями в возрасте от двух до шести лет. Болезнь длится дольше и протекает с осложнениями. После шести лет, простуда возникает реже и в более лёгкой форме.
Нервное напряжение способно создать благоприятные условия для размножения бактерий, что ведёт к возникновению простудных заболеваний.

Чаще всего простудными заболеваниями болеют дети, посещающие детские сады, школы, различные общественные места, так как заболевание передаётся воздушно-капельным путём. Стоит ребёнку чихнуть и бактерии попадают в дыхательные пути другого человека. Детям нужно рассказывать о простуде и о способах заражения. Если ребёнок будет знать, что нужно чаще мыть руки, держаться подальше от заболевшего человека. Количество простуд сократится.

Для того чтобы повысить сопротивляемость организма инфекциям, необходима профилактика простудных заболеваний у детей . Первым шагом в данном направлении будет повышение защитных свойств организма.

Проводя необходимые профилактические мероприятия в период обострения заболевания можно избавить своего ребёнка от нежелательной простуды.

  1. В осенне-зимний период, когда вероятность заболеть простудой, гриппом или другими вирусными заболеваниями возрастает в разы нужно особенно тщательно следить за питанием ребенка. Оно должно быть качественным, свежим и обогащенным натуральными витаминами и микроэлементами. Да, именно натуральными, а не синтетическими. Детским организмом они лучше усваиваются и реже вызывают аллергию. В рационе должна присутствовать капуста, красный перец, укроп, черная смородина, облепиха, шиповник и другие фрукты, овощи и ягоды.
  2. Особого внимания заслуживают чеснок и лук. Всем известны их антимикробные свойства, а также способность «убивать» свободные радикалы. Но ребенка не так-то просто ими накормить. Можно прибегнуть к маленькой хитрости: обычный черный хлеб обжарить на оливковом масле, либо сделать тосты и натереть их зубчиком чеснока. Такие гренки можно подать к обеденному супу или просто похрустеть.
  3. Ребенку следует чаще предлагать питье: натуральные соки собственного приготовления, морсы и компоты, чай, детскую минеральную негазированную воду. Жидкость не только смывает со слизистой горла возможные бактерии или вирусы, но и увлажняет ее, благодаря чему повышаются защитные силы носоглотки.
  4. Нужно следить за дыханием ребенка, не разрешать дышать ртом, особенно на улице или вне дома. Устройство носовых ходов таково, что главная их цель наряду с дыханием – это обеззараживание вирусов. В помощь этому природному свойству подойдет оксолиновая мазь.
  5. Отправляясь за покупками, не нужно забывать расстегивать верхнюю одежду себе и ребенку. Эта мера защитит от перегрева в магазине и дальнейшего переохлаждения на улице. Не следует также сильно укутывать горло. Тонкого трикотажного шарфика будет достаточно.
  6. Дома следует хорошо и часто проветривать комнаты, делать влажную уборку, а лучше больше гулять на свежем воздухе, приучать ребенка к занятиям физкультурой, делать зарядку, посещать бассейн. Это не только закаляет организм, но и приносит много положительных эмоций. Вдобавок, нужно позаботиться о полноценном сне и психологическом спокойствии детей.
  7. Конечно же, не нужно забывать о соблюдении элементарной гигиены рук, личных принадлежностей и изолировать больного (если такой появился в семье) от близкого общения с ребенком.
  8. Можно воспользоваться микрозакаливанием. Например, чаще кушать зимой мороженое (не на улице конечно), ягоды из морозильника (не совсем растаявшие), пить прохладные напитки. Благодаря таким приятным процедурам будет укрепляться, и закаляться горло.
  9. Во время эпидемии все-таки не лишним будет ограничить общение ребенка со сверстниками. Детский сад и школу, конечно, пропускать не стоит, но посещение других массовых мероприятий можно сократить.

Если следовать данным правилам всей семье, то спокойная и безболезненная зима, скорее всего, станет обычным делом.

Цель : формирование знаний студентов об основных инфекци­онных заболеваниях, об основных способах профилактики инфекци­онных заболеваний.

Основные термины и понятия : инфекция, карантин, иммунитет, эпидемия, пандемия,дезинфекция, дезинсекция и дератизация, вакцина, сыворотка.

План лекции:

1. Понятие об ин­фекционном заболевании. Их классификация.

2. Основные пути передачи инфекции.

3. Основные периоды, которые выделяются в течении инфекционных заболеваний.

4. Возникновение инфекционных заболеваний. Поня­тие об эпидемии и о пандемии.

5. Методы и средства для борьбы с переносчиками заболеваний: дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

6. Понятие об иммунитете. Вакцины и сыворотки.

7. Профилактика инфекционных болезней.

1. Понятие об ин­фекционном заболевании. Их классификация.

Человечество многократно подвергалось эпидемиям различных опасных заболеваний, уничтоживших десятки и сотни тысяч людей.

Болезни, которые вызывают специфическими возбудителями: болезнетворными микроорганизмами, простейшими, бактериями, вирусами, простейшими грибками, проявляющие болезнетворность к людям, животным и растениям называются инфекционными.

Инфекция - внедрение и размножение в организме человека или животного болезнетворных (патогенных) микроорганизмов, которые вызывают соответствующие биохимические, иммунологические, морфологические и другие изменения в организме.

На протяжении всей обозримой истории наибольшим бичом для человечества были чума, оспа, холера и желтая лихорадка, которые уносили из жизни большое количество людей.

Однако, сражение с возбудителями инфекции все еще продолжается и единственная инфекционная болезнь, успешно ликвидированная в мире, – это натуральная оспа.

Уничтожение других болезней, таких как, столбняк, корь, коклюш, дифтерия и полиомиелит, для которых эффективная иммунизация является вполне допустимой в мировом масштабе, достигнуто сегодня более чем на 90%.

Высокая иммиграция населения из стран “третьего мира” привела в промышленно развитых государствах к резкому увеличению числа лиц, страдающих инфекционными болезнями.

В то время как человечеству удалось научиться управлять старыми эпидемиями, появились новые. Необходимо отметить наличие продолжающейся эпидемии инфекции вируса иммунодефицита человека (HIV), которая сопровождается разрушительными последствиями не только в Африке и Азии, но и в Европе и Северной Америке.

Несмотря на улучшение условий жизни в экономически развитых странах, широко распространенную практику прививок и наличие эффективных антибиотиков, инфекционные болезни занимают еще значительное место в структуре заболеваемости и смертности человека и уступают первые места лишь болезням сердечно-сосудистой системы и злокачественным онкологическим заболеваниям. Большинство смертных случаев среди детей - это инфекционные болезни органов дыхания, кишечника, вызванные вирусами и бактериями.

В зависимости от течения инфекции бывают бессимптомные и клинически выраженные.

Виды инфекционных заболеваний в зависимости от поражаемого органа принятоподразделять на следующие классы :

1. Кишечные инфекции : инфекции, при которых возбудитель выделяется с фекалиями и мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит через рот.

Брюшной тиф, паратифы А и Б;

Дизентерия;

Пищевые токсикоинфекции и т.д.

2. Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекции : инфекции, при которых передача осуществляется воздушно-капельным или воздушно – пылевым путем.

Дифтерия;

Скарлатина; - натуральная оспа.

3. Кровяные инфекции, или трансмиссивные инфекционныезаболевания : инфекции, при которых возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, мухи, москиты и т.д.).

Сыпной и возвратный тиф;

Малярия;

Туляремия;

Клещевой энцефалит.

Лихорадка.

Лешманиоз.

4. Зоонозные инфекции : инфекции, которые передаются через укусы животных.

Бешенство.

5. Контактно-бытовые инфекции : инфекции, которые передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит в здоровый организм.

Заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП);

Сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомониаз и т.д.;

Вирусные инфекции (ВИЧ – вирус приобретенного иммунодефицита и СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита)

6.Инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки.

2.Основные пути передачи инфекционных заболеваний :

1. фекально-оральный : это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека с частицами кала, рвотными массами от больного человека через пищевые продукты, воду, посуду;

2. воздушно-капельный: это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека при чихании, поцелуях или разговоре с больным человеком;

3. жидкостный : это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека при укусах кровососущих насекомых (блох, вшей, насекомых и т.д.);

4.контактный или контактно-бытовой: это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека при тесном общении с больным человеком;

5. через укусы больных животных .

3.Основные периоды, которые выделяются в течении инфекционных заболеваний :

1. Инкубационный (латентный, скрытый) – промежуток времени с момента заражения до проявления первых симптомов болезни. При каждой болезни имеет определенную продолжительность;

2. Начальный период (продромальный, период общих реакций) – сопровождается общими проявлениями болезни: недомоганием, ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой и рвотой;

3. Период основных проявлений болезни (период разгара болезни) – характеризуется появлением наиболее существенных и специфических симптомов заболевания. При различных болезнях длится от нескольких часов, суток, дней и даже недель и месяцев. В это время может наступить смерть больного или болезнь переходит в следующую стадию;

4. Период угасания болезни – происходит исчезновение основных симптомов болезни;

5. Период выздоровления (реконвалесценции) – сопровождается слабостью, часто повышенным аппетитом и восстановлением веса. При некоторых болезнях может продолжаться до нескольких недель и месяцев.

Особо опасные инфекции.

Туляремия;

Сибирская язва;

Натуральная оспа;

Желтая лихорадка;

Сыпной и брюшной тиф;

Ботулизм;

Геморрагическая лихорадка Эбола;

Атипичная пневмония.

4.Возникновение инфекционных заболеваний. Поня­тие об эпидемии и о пандемии.

Инфекциям присущи формы распространения. Массовое распространение среди населения в данной местности очагов инфекционного заболевания определяется как эпидемия. Пандемией называется эпидемия, охватывающая значительную часть населения страны, а иногда и многих стран и континентов (грипп, холера, чума и некоторые другие инфекционные болезни). Эпидемическим очагом называют основное место распространения источника возбудителя инфекции с прилегающей к нему территорией, в пределах которой возбудитель доступен для заражения находящихся на ней людей. Он является структурной частью эпидемического процесса и местом проведения основных противоэпидемических мероприятий. Эпидемический процесс - процесс распространения инфекционного заболевания среди населения с формированием последовательно возникающих друг за другом эпидемических очагов - возникает только при сочетанном наличии источника инфекции, факторов, обеспечивающих передачу возбудителей, и восприимчивых к данной инфекции людей.

Современная медицина располагает рядом методов и средств, позволяющих успешно бороться с инфекционными заболеваниями:

1. воздействие на возбудителя (антимикробные сыворотки, гамма-глобулины, бактериофаги, антибиотики, вирусо- и химиопрепараты и др.);

2. воздействие на токсины, связанные с жизнедеятельностью возбудителя (антитоксические сыворотки, гамма-глобулины, глюкоза, кристаллоидные растворы, адсорбенты и др.);

3. воздействие на реактивность организма (вакцины, режим, диета, физиотерапия, витамины, иммуномодуляторы и др.).

5.Методы и средства для борьбы с переносчиками заболеваний: дезинфекция, дезинсекция и дератизация .

Кроме перечисленных воздействий на возбудителей инфекций существуют методы и средства для борьбы с переносчиками заболеваний: дезинфекция, дезинсекция и дератизация .

Дезинфекция, или обеззараживание , - комплекс специальных мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей заразных заболеваний в окружающей человека среде. Частными видами дезинфекции являются дезинсекция , под которой понимают уничтожение насекомых и клещей - переносчиков инфекционных заболеваний, и дератизация - истребление грызунов, опасных в эпидемиологическом отношении.

Различают дезинфекцию профилактическую, текущую и заключительную .

Профилактическую дезинфекцию проводят с целью предупреждения возможности возникновения инфекционных заболеваний или заражения от предметов и вещей, находящихся в общем пользовании.

Текущую дезинфекцию осуществляют у постели больного с целью предупреждения рассеивания инфекции (обеззараживание выделений больного и зараженных ими предметов).

Заключительную дезинфекцию проводят в очаге инфекции после изоляции, госпитализации, выздоровления или смерти больного с целью полного освобождения инфекционного очага от возбудителей заболеваний. В зависимости от показаний для дезинфекции применяют биологические, механические, физические и химические методы и средства обеззараживания. Биологический метод используют при очистке сточных вод на полях орошения. К механическим методам относятся влажная уборка помещений и обстановки, выколачивание одежды и постельных принадлежностей, освобождение помещений от пыли с помощью пылесосов, побелка и окраска помещений, мытье рук.

Физические средства и методы являются наиболее простыми и доступными способами дезинфекции. К их числу относятся солнечные лучи и облучение ультрафиолетовыми излучателями, проглаживание горячим утюгом, сжигание мусора и предметов, не имеющих ценности, обработка кипятком или нагревание до кипения. Надежную дезинфекцию и дезинсекцию зараженной одежды, постельных принадлежностей и др. можно провести в специальных дезинфекционных камерах.

Для уничтожения насекомых применяют физические (кипячение, проглаживание накаленным утюгом и др.), химические (применение дезинсекцирующих средств) и комбинированные способы; истребление грызунов в большинстве случаев проводят с помощью механических приспособлений (ловушек различных типов) и химических препаратов. Среди дезинсекцирующих средств наиболее широкое применение могут найти препарат ДДТ, гексахлоран, хлорофос; среди препаратов, предназначенных для истребления грызунов, – крысид, фосфид цинка, сернокислый калий.

После проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации проводится полная санитарная обработка лиц, принимавших участие в осуществлении названных мероприятий. При необходимости организуется санитарная обработка и остального населения.

Одновременно с рассмотренными мероприятиями в зоне карантина (обсервации) проводится выявление заболевших людей и даже подозрительных на заболевание. (Карантином называется комплекс режимных, административных и санитарных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных болезней и ликвидацию очага поражения).

Признаками заболевания являются повышенная температура, плохое самочувствие, головные боли, появление сыпи и т. п. Сан. дружинницы и медицинские работники выясняют эти данные через ответственных съемщиков квартир и хозяев домов и немедленно сообщают командиру формирования или в медицинское учреждение для принятия мер к изоляции и лечению больных.

После направления больного - в специальную инфекционную больницу в квартире, где проживал он, производится дезинфекция; вещи и одежда больного также обеззараживаются. Все контактировавшие с больным проходят санитарную обработку и изолируются (на дому или в специальных помещениях).

При отсутствии возможности госпитализировать инфекционного больного его изолируют на дому, ухаживает за ним один из членов семьи. Больной должен пользоваться отдельными посудой, полотенцем, мылом, подкладным судном и мочеприемником. Утром и вечером в одно и то же время у него измеряется температура, показания термометра записываются на специальном температурном листе с указанием даты и времени измерения. Перед каждым приемом пищи больному помогают вымыть руки и прополоскать рот и горло, а утром и перед ночным сном – умыться и почистить зубы.

Тяжелобольным необходимо обтирать лицо влажным полотенцем или салфеткой; глаза и полость рта протирают тампонами, смоченными 1 – 2% раствором борной кислоты или питьевой соды. Полотенца и салфетки, использованные для обработки больного, дезинфицируются, бумажные салфетки и тампоны сжигаются. Во избежание пролежней необходимо поправлять постель больного и помогать ему менять положение, а при необходимости применять подкладные круги.

Не менее двух раз в день помещение, в котором находится больной, следует проветривать и проводить в нем влажную уборку с использованием дезинфицирующих растворов.

Ухаживающий за больным должен применять ватно-марлевую повязку, халат (или соответствующую одежду), перчатки, средства экстренной и специфической профилактики; он должен тщательным образом следить за чистотой рук (ногти должны быть коротко острижены) и одежды. После каждого соприкосновения с выделениями, бельем, посудой и другими предметами больного необходимо мыть руки и дезинфицировать их 3% раствором лизола или 1% раствором хлорамина. Следует также иметь при себе полотенце, один конец которого должен быть намочен дезинфицирующим раствором.

6. Понятие об иммунитете. Вакцины и сыворотки.

Иммунитет - невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, отличающимся от него чужеродными свойствами. В зависимости от способа приобретения выделяют два основных вида иммунитета: врожденный и приобретенный. Врожденный иммунитет (наследственный, видовой, конституциональный) - эволюционно выработанная невосприимчивость, присущая тому или иному биологическому виду (человеку, животному) и передающаяся по наследству.

Приобретенный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания или введения вакцин и не передается по наследству. Приобретенный иммунитет особо специфичен и вырабатывается строго к определенному возбудителю (антигену). Различают два типа приобретенного иммунитета: активный и пассивный . Активно приобретенный иммунитет возникает вследствие перенесенной или латентно протекающей инфекции и после введения вакцин, может сохраняться длительное время, а после перенесения некоторых заболеваний (корь, ветрянка) - в течение всей жизни человека. Пассивно приобретенный иммунитет возникает при передаче антител матерью плоду через плаценту. Благодаря ему создается невосприимчивость к некоторым инфекциям. Для создания устойчивости организма (приобретенного иммунитета) к инфекционным заболеваниям применяется специфическая профилактика (иммунизация) заразных болезней человека и животных.

Вакцины - препараты, приготовленные из убитых или живых ослабленных болезнетворных микроорганизмов, а также из обезвреженных токсинов. Сыворотки (иммунные) - лечебные препараты, полученные из сыворотки крови человека или животного, иммунизированного каким-либо антигеном, и содержащие готовые антитела. Применяются в лечебных и профилактических целях.

Форма проведения : конференция в форме информационных сообщений.

Цель:

Оградить учащихся от беспечного отношения к правилам гигиены (акцентировать их внимание на предметах личного пользования);

Предупредить ребят об опасности гепатита С;

Рассказать о гриппе и его профилактике.

Подготовка

Найти интересный материал об инфекционных заболеваниях.

Сделать стенд «Здоровье в твоих руках».

Размножить памятки «Наркотик и гепатит — это гибель».

Пригласить для беседы по этим вопросам специалистов: учителя биологии, школьного врача, районного эпидемиолога.

Здоровье всего дороже. Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.

Русская пословица

Учитель : Ребята, в молодости многие люди легкомысленно относятся к самому драгоценному, что досталось им от природы, — к своему здоровью. К сожалению, в настоящее время можно сказать, что в связи с хроническими заболеваниями родителей, их нездоровым образом жизни и ухудшением экологической обстановки многие дети уже рождаются больными или с ослабленным иммунитетом и на первых дня своего существования подвергаются различным заболеваниям. Поэтому, чтобы не следовать выражению: «что имеем не храним, потерявши — плачем», необходимо быть вооруженным специальными знаниями об опаснейших инфекционных заболеваниях, которые подстерегают нас на каждом шагу. А знать — значит не бояться, значит уметь им активно противостоять!

Беседа первая - «Ласковый» убийца

Так называют гепатит С, открытый лишь в 1989 г., из-за его «тихого» течения. У некоторых больных клинические симптомы проявляются только тогда, когда рак печени уже развился. Число больных гепатитом С в России каждый год увеличивается в среднем на 100%, и многие врачи уже говорят об эпидемии этого вируса. Как можно предотвратить заражение, кто наиболее подвержен ему, какие существуют способы лечения? На эти и некоторые другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Что делать, чтобы не заразиться вирусом? Избегать контактов с кровью и другими инфицирующими материалами; избегать пользования общими средствами гигиены (зубными щетками, бритвами), а также такими предметами, как серьги и др. Всегда следовать правилам безопасных сексуальных контактов, включая использование презервативов.

Как узнать, не заражены ли вы вирусом гепатита С?

Как правило, на начальной стадии заболевание протекает очень мягко, поэтому выявить его можно только с помощью биохимического анализа сыворотки крови. Затем проводят вирусологическое исследование. При необходимости может быть проведено исследование ткани печени, полученной при помощи биопсии.

Как передается вирус гепатита С?

Поскольку вирус содержится в крови зараженных людей, основным путем передачи вируса является контакт с кровью и ее продуктами (это возможно не только при переливании крови, но и при использовании нестерильных инъекционных игл и других медицинских инструментов). Вирус может также передаваться половым путем, внутриутробно или во время родов от инфицированной матери к ребенку (редко). Возможна передача вируса при использовании общих предметов личного туалета — зубной щетки, бритвы, ножниц.

Как быстро может развиться цирроз печени вследствие заражения вирусом гепатита С?

У 25—30% больных в течение 15—20 лет развивается цирроз печени, который влечет за собой и высокий риск развития рака печени. У 65—75% больных острый гепатит С переходит в хроническую стадию.

Чем отличается вирус гепатита С от других вирусов?

В отличие от вирусов В и D, острый гепатит С может протекать с менее тяжелыми поражениями печени, а зачастую вообще без всяких симптомов. Некоторых пациентов лихорадит, они могут испытывать чувство тошноты, дискомфорта в животе. У некоторых появляется желтуха. Исчезновение вируса из крови в течение 6 месяцев случается лишь в 20% случаев. Далее речь уже надо вести о хронической стадии заболевания, которая в большинстве случаев также протекает бессимптомно вплоть до поздних стадий, когда развивается цирроз печени и его осложнения.

Существует ли вакцина прейте вируса гепатита С?

Нет, вакцины на сегодняшний день не существует, однако современные и эффективные методы борьбы есть и заключаются они в противовирусной терапии, которая должна проводиться под строгим контролем врача.

Беседа вторая «О гигиене ушей»

Тем, кто подолгу пользуется телефоном, плейером, наушниками, фонендоскопом, нужно запомнить, что эти аппараты должны быть индивидуального пользования.

Занести инфекцию в ухо можно, разговаривая из телефона-автомата, особенно если у вас в ухе есть ссадины или раздражения. Ждать беды можно и при ослабленном иммунитете, анемии, подагре, но чаще всего при сахарном диабете.

Болеть ушным дерматитом, кроме того, могут и люди, для которых наушники, телефонная трубка — рабочий инструмент. Это телефонистки и секретари. Пострадать могут даже врачи из-за частого пользования фонендоскопом, и те, кто подолгу носит слуховой аппарат или плейер.

Симптомом заболевания являются выделения из слухового прохода и болезненность при надавливании на ушную раковину.

При зуде и легкой болезненности, когда гнойный процесс еще не развился, слуховой проход смазывают бриллиантовой зеленью. Она высушивает кожу и уменьшает зуд. Делать это нужно ватой, намотанной тонким слоем на спичку, едва касаясь стенок уха. Ни в коем случае не втирать. От неправильного смазывания могут увеличиться зуд, появиться выделения водянистого характера. Тогда наступит ухудшение. Не стоит смазывать больное место и «ушными» палочками, которые сейчас везде продают. Их толщина не подходит для этой процедуры. Ими, к сожалению, можно сдвинуть разложившуюся кожу ближе к барабанной перепонке.

При ушном дерматите можно закапывать пипеткой или чайной ложкой в ухо 1% -ное ментоловое масло по 4—5 капель 2—3 раза в день. Ухо при этом наклоните так, чтобы закапанный раствор из него не вытекал.

Болезнь поддается лечению и борным спиртом. Смочите в нем неплотный ватный фитилек и аккуратно введите в ухо. Держать его надо 1 или 2 дня и не трогать. Вата сама расправится по всей коже слухового прохода. Чтобы вата не была сухой, можно на нее дополнительно капнуть борным спиртом. Потом нужно ввести новый фитилек. Первые 2—3 раза процедуру лучше провести под врачебным присмотром.

Лечение борным спиртом заключается в том, что он уничтожает поверхностный слой кожи, которая высыхает и чешуйками отходит. Так исчезают больные клетки.

Если вы страдаете аллергией, то слуховой проход лучше всего смазывать гормональными мазями, например, преднизолоновой или гидрокортизоновой. Вводить ее надо с помощью ватного фильтрика. Под влиянием тепла мазь в ухе сама растечется. В тяжелых случаях заболевание лечат антибиотиками.

Во время болезни нужно принимать поливитамины и витамины группы В. Больным сахарным диабетом во время обострения дерматита необходимы консультация эндокринолога и строжайшее соблюдение диеты.

Ушной дерматит можно предупредить, если соблюдать элементарные гигиенические правила. Чтобы не повредить кожу слухового прохода, никогда не извлекайте серу иголкой или булавкой. К развитию болезни может привести и промывание уха грязной водой. Делать это нужно только у врача, который назначит специальные капли для размягчения серы и удалит ее в стерильных условиях.

Тем, кто подолгу пользуется телефоном, наушниками, фонендоскопом, нужно запомнить, что эти аппараты должны быть индивидуального пользования. Если по вашему телефону разговаривал незнакомый человек, то протрите трубку спиртом или одеколоном.

Беседа третья «Что такое хламидноз?»

Заболевание вызывается бактериями рода хламидий. В природе существуют два вида хламидий: первый вид поражает животных и птиц и может вызвать у людей инфекционное заболевание — орнитоз; второй вид хламидий носит название Chlamidia trachomatis. Известно около 15 ее разновидностей, некоторые из них вызывают трахому, венерический лимфогранулематоз. Две из 15 разновидностей хламидий поражают мочеполовую систему человека, вызывая урогенитальный хламидиоз.

По своим свойствам хламидии занимают промежуточное положение между вирусами и бактериями. Поэтому до сих пор хламидиоз диагностируется и лечится с большим трудом, нежели обычные бактериальные инфекции. Урогенитальный хламидиоз относится к заболеваниям, передающимся половым путем. Часто отмечается сочетание хламидиоза с другими мочеполовыми инфекциями — трихомониазом, гарднелезом, уреаплазмозом.

Как проявляется хламидиоз?

Инкубационный период при хламидиозе составляет

примерно 1—3 недели. Заболевший хламидиозом замечает характерные стекловидные выделения из мочеиспускательного канала по утрам. Могут отмечаться зуд или неприятные ощущения при мочеиспускании, слипание губок наружного отверстия уретры. Иногда ухудшается общее состояние —- отмечается слабость, незначительно повышается температура тела. Следует отметить, что хламидиоз часто протекает без выраженных признаков или вообще без них.

Даже без лечения через некоторое время (около 2 недель) симптомы заболевания исчезают. Хламидиоз при этом приобретает хроническое течение, хламидийная инфекция как бы «консервируется» в организме, дожидаясь случая, чтобы снова напомнить о себе.

Какие осложнения может вызвать хламидиоз?

Основная опасность хламидиоза заключается именно в тех осложнениях, которые он может вызвать. По прошествии некоторого времени хламидии «добираются» до предстательной железы, к семенным пузырькам, вызывая хронические простатит и везикулит. Далее хронический процесс распространяется на придаток яичка, что может привести к обтурационной форме мужского бесплодия.

Хламидии также могут попасть на стенку мочевого пузыря и вызвать геморрагический цистит. Хроническое воспаление мочеиспускательного канала, вызванное хламидиями, приводит к развитию его сужения (стриктуры). У женщин хламидийная инфекция часто вызывает непроходимость фаллопиевых труб, внематочную беременность, послеродовой или послеабортный эндометрит. Беременность у больной хламидиозом часто протекает с осложнениями.

Помимо различных осложнений, касающихся половых органов, хламадиоз может вызывать поражение других органов. Тогда это заболевание уже будет называться болезнью или синдромом Рейтера. При синдроме Рейтера могут поражаться глаза (хламидийный конъюнктивит), суставы (чаще голеностопные, коленные и позвоночник), кожа, внутренние органы (чаще гепатит, но могут поражаться практически любые органы).

Какова диагностика хламидиоза?

Диагностика хламидиоза более сложна, чем бактериальной инфекции. Самые простые методы имеют точность не более 40%. Наиболее точным и доступным методом определения хламидий в отделяемом из уретры на сегодняшний день является реакция иммунофлюоресценции (РИФ) с использованием антител, меченных особым веществом — ФИТЦ.

Насколько сложно лечение хламидиоза?

В силу особенностей хламидий антибактериальные препараты против них не так эффективны, как против обычных бактерий, поэтому лечение хламидиоза более сложное и трудоемкое. Кроме курса антибактериальной терапии, оно обязательно включает в себя иммуномодулирующую терапию, поливитаминотерапию, нормализацию образа жизни, диету, отказ от половой жизни на время лечения. Лечение обязательно должно проводиться обоими партнерами. По окончании курса проводятся контрольные анализы. Если хламидии не обнаруживаются, то анализы проводятся еще 2 раза через 1 месяц (у женщин — перед менструацией). Только после этот можно будет говорить об эффективности проведенной терапии.

Каковы профилактические меры по хламидиозу?

Хламидиоза проще избежать, чем вылечить. Поэтому еще раз приведем правила гигиены половой жизни, которые обезопасят вас от различных венерических заболеваний:

Постоянный партнер, которому вы доверяете;

Отказ от случайных половых связей или использование презерватива. Однако помните, что презерватив — эффективное, но не 100%-ное средство защиты от венерических инфекций;

При малейших подозрениях на инфицирование обратитесь к урологу;

Помните: застарелую болезнь лечить труднее.

Беседа четвертая «Поговорим о гриппе»

Грипп — острое инфекционное заболевание с воздушно-капельным механизмом передачи, с эпидемическим и пандемическим (глобальным) распространением. Относится к группе острых респираторных вирусных инфекционных заболеваний (ОРВИ), вызывается РНК-содержащим вирусом и проявляется высокой, но кратковременной лихорадкой, выраженной интоксикацией, поражением органов дыхания.

Грипп был известен еще во времена Гиппократа. Название «инфлуэнца» заболевание получило в XIV в. Первое описание гриппа относят к началу XVII в.

Вирус — возбудитель болезни

Вирусная природа гриппа была установлена в 1918 г. Вирусы гриппа относятся к семейству ортомиксовирусов. Генетическая информация находится в ядре вируса и состоит из восьми цепей рибонуклеиновой кислоты (РНК), кодирующей состав восьми структурных белков.

В настоящее время выделяют три рода ортомиксовирусов, вызывающих грипп: А, который впервые был культивирован в 1939 г.; В — в 1940 г. и С — в 1947 г. К белкам вируса (антигенам) клетки иммунной системы образуют антитела, инактивирующие вирус и предохраняющие от повторного возникновения заболевания. Поверхностных антигенов, наиболее важных для выработки антител, два: гемагглютинин, обозначаемый буквой Н, и нейраминидаза—N. Структура антигенов вируса вариабельна: в зависимости от их состава внутри типа А выделяют серотипы, или штаммы.

Эпидемии и пандемии

Приблизительно каждые 20—70 лет за счет мутации вируса А появляется новый пандемический штамм (т.е. штамм, вызывающий глобальную эпидемию), характеризующийся своим набором гемагглютинина и нейраминидазы. Вирус А поражает также некоторых животных, например, водоплавающих птиц и свиней, которые, как считают, и являются источником нового пандемического штамма, появляющегося обычно в сельских районах Китая. Эпизоотии гриппа (эпидемии у животных) в специальной литературе не описаны.

За 2—3 года в рамках этого штамма возникает эпидемический серотип, являющийся вариантом вируса с незначительными отклонениями в строении поверхностных белков. Он вызывает крупные эпидемии, захватывающие целые страны. Первая отмеченная в истории эпидемия гриппа произошла в 1889 г., за ней последовала опустошительная пандемия испанского гриппа A (H1N1) —«испанки» — в 1918 г., унесшая жизни более 20 млн человек. Следующая пандемия A (H2N2) отмечена в 1957—1958 гг. и унесла жизни 70 тыс. человек в США.

Последняя пандемия гриппа A (H3N2) проходила в 1968—1969 гг., при этой пандемии в США погибло 34 тыс. человек. Место рождения штамма — Гонконг. Другой подтип вируса А, распространенный в наше время, A (H1N1), периодически вызывал большие эпидемии, но уже не такого масштаба, как в 1918— 1919 гг. Когда в 1957 г. появился азиатский грипп А (H2N2), то вирус A (Н1N1) исчез. Также исчез вирус A (H2N2), когда в 1968 г. был выявлен гонконгский вирус. В 1977 г. вирус A (H1N1) появился снова и с тех пор распространяется вместе с вирусом A (H3N2).

Ежегодно в мире заболевают гриппом от 5 до 15% людей. Во время эпидемий поражается до 20—40% населения.

Источник инфекции . Больной гриппом, особенно до 4—5-го дня болезни, выздоравливающий (до 2— 3 недель), здоровый вирусоноситель (у него вирус находится в дефектной форме) содержит семь фрагментов РНК.

Механизм передачи воздушно-капельный. Капельки слизи при кашле и чихании распространяются на расстояние до 3—3,5 м. Вирус может передаваться через предметы домашнего обихода (посуда, полотенца, дверная ручка и др.). Однако он неустойчив во внешней среде и разрушается при комнатной температуре за несколько часов, быстро гибнет под воздействием ультрафиолетовых лучей и при высыхании.

Поражаемый контингент — лица с отсутствием иммунитета к данному варианту вируса. Заболеваемость среди детей и подростков в 4,6 раза выше, чем среди взрослых.

Механизмы развития болезни. Вирус проникает в клетки эпителия слизистой верхних дыхательных путей: носа, затем гортани, трахеи и бронхов. Токсические вещества (компоненты вируса, продукты распада клеток, комплексы бактерий с вирусами, биологически активные вещества — кинины и биогенные амины) попадают в кровь. Развиваются выраженная интоксикация, лихорадка; вирус проникает в центральную нервную систему, легкие, сердце и скелетные мышцы, где резко нарушает циркуляцию крови в микрососудах: расширяются капилляры, повышается проницаемость и ломкость их стенок, замедляется кровоток, возникают кровоизлияния и отек. Эти изменения обусловливают появление мышечных болей, иногда развитие воспаления мышцы сердца. Могут обостриться ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь и другие хронические заболевания. При развитии диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (гиперактивации свертывающей системы крови с последующим ее истощением и развитием кровотечений) возрастает опасность поражения надпочечников с симптомами инфекционно-токсического шока. Выздоровление неосложненного гриппа вне зависимости от лечения происходит в среднем в течение 7—12 дней.

Иммунитет, т.е. невосприимчивость к инфекции, появляется после перенесенной болезни. Выработка противовирусных антител (главным образом к гемагглютинину и нейраминидазе) обеспечивает создание специфического иммунитета к данному типу и штамму вируса. В ряде случаев наблюдаются две волны болезни: сначала человек болеет гриппом в легкой форме (что связано с наличием антител от предыдущего заболевания), затем более тяжелой (из-за отсутствия иммунитета к новому штамму). У лиц, перенесших грипп А, иммунитет сохраняется в среднем около 2—3 лет, грипп В — 3—5 лет, грипп С — пожизненно. Иммунитет может передаваться от матери плоду и сохраняться у новорожденного до возраста б мес.

Поствакцинальный иммунитет вырабатывается через 7—15 дней и держится около 4 мес. (максимально до 2 лет).

Клиническая картина болезни . Инкубационный период длится от 3—4 ч до 3 дней. Клинические проявления при разных типах гриппа одинаковые, за исключением таковых при гриппе С, который характеризуется преимущественно легким течением:

1-е сутки: острое начало у 90—92% — озноб, общая слабость, жар, покраснение лица, температура быстро растет и за 6—12 ч достигает высоких цифр (38,5—40°С), появляются боли в мышцах и суставах, головная боль (за глазами, в висках и теменной области), больные отмечают саднение и сухость в носоглотке, чихают. В легких у 60% больных выслушиваются рассеянные сухие хрипы, выявляется притупление перкуторного звука и тимпанит вследствие местного полнокровия и отека, набухания вещества интерстициальной ткани легких, развития эмфиземы. На рентгенограмме может быть усиление легочного рисунка, уплотнение бронхов. Тоны сердца могут быть приглушены, частота сердечных сокращений может не соответствовать высоте лихорадки (относительная брадикардия);

2—3-е сутки: сохраняется высокая лихорадка (возможно снижение уже к концу вторых суток до нормальных цифр), сохраняется выраженная интоксикация, у 70—80% присоединяется катаральный синдром: серозные или серозно-слизистые, необильные выделения из носа, появляется кашель, сопровождающийся болью за грудиной. Часто присоединяются: осиплость голоса, чувство стеснения в грудной клетке, легкая одышка. У большинства больных к концу 2—3 суток кашель становится влажным и более редким. В 20—30% случаев грипп протекает без насморка («сухой катар»);

4—7-е сутки: период выздоровления. Происходит нормализация температуры (чаще к концу 4 суток), постепенно снижается интоксикация (к 5— 6-му дню), сохраняются катаральные явления до 10—12-го дня, появляются постгриппозная астения, общая слабость, повышенная утомляемость.

«Кишечный» грипп. При гриппе желудочно-кишечный тракт не страдает, хотя могут быть жалобы со стороны органов пищеварения. Обычно так неправильно называют гастрит или энтерит, возможно, связанный с энтеровирусной инфекцией или пищевой интоксикацией, сопровождающейся высокой лихорадкой.

Дифференциальная диагностика гриппа. Проводится врачом при неясном диагнозе — с острыми респираторными заболеваниями иной этиологии (парагрипп, респираторно-синцитиальная инфекция, риновирусная инфекция, аденовирусные инфекции, ОРЗ микоплазменной этиологии), ангиной, орнитозом; корью, энтеровирусными инфекциями, брюшным тифом, пневмонией. С этой целью могут быть назначены специальные обследования.

Ранние критерии тяжести гриппа. Обязательно обратитесь к врачу при возникновении следующих симптомов, свидетельствующих о тяжелом течении гриппа:

Необычный цвет лица (бледность при высокой температуре, цианоз, багровая окраска кожи);

Резкая неподвижность, заторможенность, редко — возбуждение;

Сильная диффузная головная боль, выраженные головокружения, обморочные состояния, бессонница;

Выраженная тахикардия, нерегулярный пульс, снижение систолического («верхнего») артериального давления (ниже 90 мм рт. ст.);

Одышка, аритмия дыхания, удушье;

Рвота в сочетании с какими-либо вышеперечисленными признаками;

Носовые кровотечения;

Температура тела выше 40°С.

Осложнения гриппа . В большинстве случаев заболевание самоликвидируется за 7—12 дней, но иногда наблюдают развитие осложнений, которые могут представлять угрозу для жизни больного. Осложнения подразделяют на две группы: связанные непосредственно с течением гриппа и с присоединением второй бактериальной инфекции.

I группа (1—2-е сутки болезни): геморрагический отек легких, менингоэнцефалит (серозный), инфекционнно-токсический шок. У детей при высокой лихорадке могут возникать фебрильные судороги;

II группа осложнений: пневмония (наиболее часто), отит, гломерулонефрит, гнойный менингит и септические состояния. Бактериальные осложнения после того, как больной почувствует себя лучше: снова может подняться высокая температура, появиться кашель с мокротой, боли в груди и др. Они могут быть отсроченными до 1—2 недель.

Постельный режим не менее 5 дней.

Обильное горячее питье, легкая молочно-растительная пища.

Антигистаминные препараты (димедрол по 0,05 г 2—3 раза в день).

Аскорбиновая кислота до 1,5—3 г/сутки.

У детей при гриппе аспирин не назначают, так как возможно развитие редко встречающегося специфического поражение центральной нервной системы — синдрома Рея, проявляющегося вначале неукротимой рвотой и ухудшением общего состояния, со смертностью в 20—40% случаях. В 1984 г. в США было описано 204 случая этого заболевания при гриппе и ветряной оспе.

Для лечения детей средняя разовая доза парацетамола (независимо от лекарственной формы — таблетки или ректальные свечи) составляет 5—10 мг/кг веса (суточная — примерно 65 мг/кг) каждые 4—6 ч. Детям до 12 лет не следует принимать парацетамол чаще 5 раз в день. Парацетамол в целом более безопасный препарат, чем аспирин, но при применении высоких доз возможно лекарственное поражение печени и почек.

Заключение

Учитель : Из нашей беседы о различных инфекционных заболеваниях вы получили квалифицированные ответы на многие вопросы. Обсуждение этих проблем показало, что любая болезнь сопровождается страданиями, мучительными стрессовыми, общефизиологическими недомоганиями и представляет большую опасность, особенно для детей. Главный вывод, который вы должны сделать для себя, — это не заболеть! А это значит — внимательно относиться к профилактическим мерам, поддерживать защитные функции своего организма, т.е. свой иммунитет.

Помните : «Здоровому врач не надобен!»

Наша школьная жизнь бежит очень быстро. Каждый день – новые события, которые несут немало трудностей и радостей. Мы не всегда можем стать «хозяевами своей судьбы». Часто мы зависим от обстоятельств, от людей с которыми нас сводит судьба в личной жизни. Вы – будущие наши выпускники, скоро выходите от нас в самостоятельную жизнь: « А вы готовы к взрослой жизни?» Сегодня мы еще раз поговорим о инфекционных заболеваниях и их профилактике. Профилактика (толковый словарь Ожегова) – предупредительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление нормального состояния. Инфекционных (инфекции) - заражение, внедрение болезнетворных микроорганизмов. Заболеваний (заболевания)- возникновение болезни. Мало кто из нас в суматохе дней, в бешеном потоке нынешнего времени думает о своем здоровье. Лишь когда валит с ног болезнь, мы начинаем думать о беспечно прожитых годах. А здоровье - это сокровище, которое нужно сохранять ежедневно. Окружающая среда насыщена разными микроорганизмами, многие из них вызывают инфекционные заболевания. Носители живут и в воздухе, и в почве, и в воде. Также переносчиками инфекционных заболеваний являются насекомые, птицы, дикие животные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Час общения «Инфекционные заболевания и профилактика»

Цель: Знакомство с инфекционными заболеваниями, их особенностями, профилактикой.

Задачи:

Формирование общеобразовательных компетенций: усвоение понятий инфекция, инфекционные заболевания.

Развитие любознательности, навыков и умений выделить главное, памяти, мышления, внимания.

Воспитание здорового образа жизни.

Коррекционная работа: развитие речи

Тип урока: повторение и закрепление .

Вид: киноурок

Метод: наглядный и практический.

Ф орма организации работы с учащимися: парная, индивидуальная, фронтальная .

Оборудование: мультимедийный проектор, экран; раздаточный материал: по теме «Здоровый образ жизни».

Место проведения: кабинет информатики

Время: 40 минут.

Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Станьте ровненько и приготовьтесь послушать музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского «Вальс цветов». Мы будем не просто слушать музыку, а попробуем дирижировать большим оркестром.

Представьте себе, что музыку – это энергия, которая вливается в ваше тело. Вы становитесь сильнее и сильнее. Все ваше тело наполняется огромной жизненной силой. Вслушайтесь в музыку, двигайте в такт ее руками, представьте, как будто вы управляете музыкой. Все неудачи уходят из вашего тела и вашей жизни. Вы становитесь сильными. Музыка течет через все ваше тело. Вы можете гордиться своим оркестром. Музыка кончилась. Давайте поаплодируем себе и оркестру за хороший концерт.

Наша школьная жизнь бежит очень быстро. Каждый день – новые события, которые несут немало трудностей и радостей. Мы не всегда можем стать «хозяевами своей судьбы». Часто мы зависим от обстоятельств, от людей с которыми нас сводит судьба в личной жизни. Вы – будущие наши выпускники, скоро выходите от нас в самостоятельную жизнь: « А вы готовы к взрослой жизни?» Сегодня мы еще раз поговорим о инфекционных заболеваниях и их профилактике. Давайте прочитаем тему нашего часа общения: тихо, вполголоса, громко. Молодцы!

Давайте разберем новые слова. Профилактика (толковый словарь Ожегова) – предупредительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление нормального состояния. Инфекционных (инфекции) - заражение, внедрение болезнетворных микроорганизмов. Заболеваний (заболевания)- возникновение болезни.

Мало кто из нас в суматохе дней, в бешеном потоке нынешнего времени думает о своем здоровье. Лишь когда валит с ног болезнь, мы начинаем думать о беспечно прожитых годах. А здоровье - это сокровище, которое нужно сохранять ежедневно. Окружающая среда насыщена разными микроорганизмами, многие из них вызывают инфекционные заболевания. Носители живут и в воздухе, и в почве, и в воде. Также переносчиками инфекционных заболеваний являются насекомые, птицы, дикие животные.

В природной среде множество 1. химических загрязнителей;

2.биологических – болезнетворных микроорганизмов:

Почва – ботулизм, столбняк, гангрену – метод борьбы – термообработка;

Вода – брюшной тиф, холеру, дизентерию – гигиена;

Воздух – грипп, ОРЗ, ОРВИ – карантин.

Насекомые:

Клещи – клещевой энцефалит – гигиена;

Вши – сыпной тиф – гигиена;

Блохи – чума – гигиена и карантин;

Малярийный комар – малярия – гигиена и карантин

Птицы – птичий грипп – прививка и карантин

Дикие животные – бешенство – прививка и осторожность.

Что же такое инфекционные заболевания?

(повесить лист на доску с понятием).

- Инфекции дыхательных путей (ангина, грипп, туберкулез, дифтерия, корь)

Кишечные инфекции (дизентерия, холера, брюшной тиф);

Кровяные инфекции (малярия, клещевой энцефалит, СПИД);

Инфекция наружных покровов (чесотка, сибирская язва, столбняк, лишай)

Повторим, что такое инфекционные заболевания?

Инфекционные заболевания – заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами.

Особенность инфекционных заболеваний – это наличие инкубационного периода, то есть периода, от времени заражения до появления первых признаков, длительность зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от несколько часов до несколько месяцев и бывает лет.

Причины их роста:

Рост городов, поселков, развитие промышленности, снижение культуры и жизненного уровня населения, а также люди и домашние животные заражаются попадая на территорию природного очага.

Механизм передачи инфекции:

  1. Пищевой механизм передачи инфекции – через некачественные продукты питания;
  2. Водный механизм передачи инфекции – через использование зараженной воды для питья, мытья продуктов, умывания: (так летом 2005 года были выявлены десятки случаев СЕРОЗНОГО МЕНИНГИТА у детей, купавшихся в водоемах);
  3. Воздушно – капельный механизм передачи инфекции – через вступление в контакт с больными гриппом, ОРЗ, кашлем людьми;
  4. Контактно – бытовой механизм передачи инфекции – через контакты в общественных местах (школа, транспорт, кинотеатр);
  5. Механизм поступления инфекции через передатчиков – при укусе животного, насекомого, птиц.

Профилактика инфекционных заболеваний: повторим, « Профилактика» (толковый словарь Ожегова) – предупредительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление нормального состояния.

1.Устранение возбудителя инфекции (карантин, обсервация).

Карантин – комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта или подозрительного на инфицирование лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта. Первоначально слово «карантин» означало «время, из сорока дней состоящее» («карантен» - « сорок »). Карантин чаще всего при многих инфекционных болезнях длился сорок дней. Первые упоминания карантинных мероприятий встречаются еще в Ветхом завете . «Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его».

Обсервация (наблюдение), система мер по наблюдению за изолированными в специальном помещении лицами, выезжающими или прибывающими из населенных пунктов и стран, неблагополучных по чуме, оспе, холере, желтой лихорадке.

2.Разрыв путей передачи инфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация)

ДЕЗИНФЕКЦИЯ - комплекс мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней.

ДЕЗИНСЕКЦИЯ - комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих, переносчиков возбудителей болезней (комары, мухи, вши)

ДЕРАТИЗАЦИЯ - комплекс мер по борьбе с грызунами.

3.Повышение невосприимчивости людей (вакцинация)

Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни.

Существует несколько ВИДОВ ВАКЦИН (введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни). (Живые вакцины, Вакцины из убитых микробов, Химические вакцины, Анатоксины (обезвреженные формалином токсины микробов, сохранившие свойство антигена).

Одним из видов профилактики является также забота о своем здоровье.

Индивидуальная работа (сложить пословицы о здоровье), поочередно выразительно их прочитать.

Забота о здоровье заключается в использовании одежды по сезону (многие ходят без шапок) и здоровом образе жизни:

  1. активный отдых;
  2. физическая зарядка;
  3. соблюдение режима дня;
  4. закаливание организма;
  5. соблюдение правил личной гигиены;
  6. принимать пищу богатую витаминами (чеснок, лук, фрукты);
  7. избегать тесных контактов с возможным очагом заражений (объятия, поцелуи с неизвестными людьми);
  8. а главное – вырабатывать иммунитет. Иммунитет – состояние невосприимчивости к возбудителям инфекционных заболеваний. Достигается ведением также здорового образа жизни и вакцинацией

Иногда инфекции распространяются так быстро и поражают здоровый организм, что превышают порок заболеваемости на данной местности и это распространение называется ЭПИДЕМИЕЙ (массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости)

ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭПИДЕМИЙ: биологические и социальные.

3. Факторы риска, влияющие на скорость распространения эпидемии?

Факторы риска – это условия, обстоятельства, причины, ответственные за возникновение и развитие болезней. (график)

Условно факторы риска можно разделить на несколько групп:

  • 1 группа, в зависимости от образа жизни человека (50%):
  • вредные привычки (пьянство, курение, наркомания),
  • переедание,
  • гиподинамия,
  • одиночество,
  • неудовлетворительные материально- бытовые условия,

Наследственные заболевания (сахарный диабет,

эпилепсия, слабая нервная система, туберкулез)

  • 3 группа, в зависимости от состояния внешней среды (17 %):

Загрязнения воздуха, воды и почвы вредными веществами,

  • 4 группа, в зависимости от работы служб безопасности населения (8%):
  • низкое качество медицинского обслуживания,
  • несвоевременное оказание медицинской помощи,
  • неэффективность профилактических мероприятий.

Самостоятельная работа.

Как вы понимаете это выражение?

Латинское изречение гласит: «Пока дышу, надеюсь». Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. Мы остановимся на инфекционных заболеваниях органов дыхания. Органы дыхания – это широкий проход для микробов в организм. Заразиться можно от больного человека и животных. Бактерии и вирусы, проникая через органы дыхания, могут вызвать серьезные заболевания, приводя даже иногда к эпидемиям. Какие же это болезни?

Мы остановимся подробнее на инфекциях дыхательных путей - заболеваниях грипп, пневмония, туберкулез. (карточки – работа по парам)

Грипп – это инфекционное заболевание передающееся воздушно-капельным путем воспалением дыхательных путей и лихорадочным состоянием.

Симптомы: слабость, головная боль, ломота в суставах, сухой кашель, повышенная температура тела.

Пневмония переводится воспаление легких.

Симптомы: лихорадка с подъемом температуры до 38-39 градусов, кашель, одышка, неприятные ощущения или боль в груди.

Профилактика: …………………………………………………………….

Туберкулез – заболевание, вызываемое особым микробом палочкой Коха и поражающее легкие, кости, суставы и мозг.

Симптомы: утомляемость, слабость, снижение работоспособности.

Профилактика: …………………………………………………………….

Что является возбудителями этих заболеваний?

Какие меры профилактики вы можете назвать?

1.Проведение вакцинации.

2. Соблюдение личной гигиены.

3.Карантин.

4. Пользоваться индивидуальной посудой, после использования кипятить.

Соблюдая правила профилактики, стараемся уберечь себя от болезней.

Я думаю, что наш сегодняшний разговор найдет отклик в вашей душе и поможет вам сберечь свое здоровье. Тема, которую мы сегодня затронули, является проблемой для всего человечества, ею занимаются медики, химики, биологии, экологии, но иногда она даже находит отражение в произведениях поэтов и писателей.

Так давайте же вместе забудем о пустых пожеланиях и займемся нашим сокровищем – здоровьем.

Спасибо за работу!


Все родители знают, что необходимо проводить профилактику детских инфекционных заболеваний, особенно если ребенок посещает дошкольное заведение, школу или же в семье есть еще дети, которые уже заболели каким-либо инфекционным заболеванием.

Общие правила профилактики

Общими правилами профилактики инфекционных заболеваний является, прежде всего, соблюдение правил детской гигиены. Необходимо тщательно мыть продукты перед приготовлением пищи, обязательно мыть руки перед приемом пищи и после посещения туалета, после прогулки на улице, после игр. Крайне необходимо проветривать жилые помещения, протирать пыль, мыть полы, не разрешать носить чужие вещи, пользоваться только личными средствами гигиены. Детей необходимо приучать к правильному здоровому питанию, выполнению физических упражнений, а также закаливать, чтобы повысить иммунитет.

Профилактику острых респираторных вирусных инфекций (ОВРИ) у ребенка необходимо начинать с раннего детства. Прежде всего для ребенка важно закаливание, так как это повышает способность организма сопротивляться вирусным инфекциям. Если у вас в семье есть заболевший ОГРИ член семьи, будь-то взрослый или ребенок, его необходимо изолировать, чтобы здоровый ребенок избежал заражения. Постоянное проветривание комнаты поможет уменьшить количество болезнетворных вирусов в помещении, что снизит вероятность заражения. Можно проводить облучение ртутно-кварцевой лампой, а также проводить влажную уборку. Рекомендуется ношение ватно-марлевой защитной повязкой, которую необходимо менять каждые 4 часа. Больной должен пользоваться индивидуальной посудой, полотенцем, мылом. Контакт ребенка с больным должен быть ограничен на период возможного заражения.

Профилактика желудочно-кишечных инфекций

Особое внимание при профилактике желудочно-кишечных инфекций следует обращать на качество и правильное приготовление пищи. Избегайте использовать сырую воду, а кипяченую храните в чистой закрытой посуде. Сырые овощи и фрукты необходимо тщательно мыть и обдавать кипятком. Мусорное ведро необходимо держать закрытым. С раненого детства необходимо приучать ребенка к регулярному мытью рук не только перед едой, но после каждого посещения туалета, после контакта с землей, поездок в городском транспорте.

Профилактика туберкулеза

Профилактики туберкулеза проводится практически с рождения ребенка, для этого проводиться вакцинация почти всех новорожденных детей. Вакцина Кальметта – Герена (БЦЖ) сначала вводится новорожденному, затем в возрасте 1 года, затем в 3 и 7 лет, последующие вакцинации проводятся в подростковом возрасте и взрослым до 30 лет. Повторные прививки детям делают только после обязательной проверки на реакцию Манту. И опять же во избежание заражения необходимо приучить ребенка соблюдать правила личной гигиены, которая включает в себя обязательное постоянное мытье рук. К тому же ребенка необходимо уберечь от общения с лицами без определенного места жительства, так как именно они чаще всего являются носителями туберкулеза.