Звуки речи и буквы

Итак, что же такое звук?

Звук – распространение механических колебаний среды в пространстве, характеризующихся ее сжатием и растяжением (увеличением и уменьшением давления) с частотой внешнего воздействия, такого, к примеру, как струна музыкального инструмента или колеблющегося поршня.

Громкость звука – это численная характеристика возмущения давления при распространении звука, то есть кратковременное увеличение давления относительного нормального, чем больше прирост давления, тем громче звук. Шум – совокупность всех лишних звуков, испускаемых оборудованием, человеком и т.д, которые мешают и которые следует убрать(в данном случае). Минимальный порог слышимости уха человека 0,00002 Па(для сравнения нормальное атмосферное давление 100000Па), это значение растет с возрастом и зависит от частоты. Человеческое ухо способно слышать звуки частотой от 17 до 20000 Герц, которые воспринимаются человеческим ухом с различной чувствительностью. Чувствительность может изменяться в процессе привыкания уха к шуму.

Например, после продолжительного прослушивания громкой музыки человек не сразу может разговаривать шепотом («нормальным» шепотом в тихой обстановке так как он не сразу будет себя слышать). Максимальное слышимое значение громкости называется болевой порог, при превышении которого происходит повреждение барабанных перепонок.

Зависимости уровней громкости от частоты приведены на рисунке 1. Для удобства, громкость измеряют по относительной, логарифмической шкале, (где нулевое значение соответствует порогу слышимости на частоте 1000 Герц) единицей измерения которой служит децибел (дБ). Выражение для громкости в децибелах выглядит следующим образом:

(Рисунок 1)

где Рпорог – пороговое значение возмущения давления, Р – текущее значение возмущения давления.

Для примера, ниже приведена таблица уровней громкости различных шумов:

Звук Громкость Давление
Порог слышимости 0дБ 20 мкПа
Шелест листвы и слабого ветра
Тиканье наручных часов
Дыхание
10-20дБ 60 - 200 мкПа
Тихий шепот
Тиканье настенных часов
20-30дБ 200 - 600 мкПа
Шум в помещении 30-40дБ 0.6 - 2 мПа
Тихий разговор 40-50дБ 2 - 6 мПа
Разговор средней громкости 50-60дБ 6 - 20 мПа
Громкий разговор 60-70дБ 20 - 60 мПа
Шумная улица 70-80дБ 60 - 200 мПа
Двигатель грузового автомобиля ~80дБ 200 мПа
Шум в метро во время движения
Отбойный молоток
~90дБ 600 мПа
Громкая дискотека 100-120дБ 2 - 20 Па
Самолет на взлете 120дБ 20 Па
Болевой порог 130дБ 60 Па

Если же существуют несколько источников шума, то максимальная громкость не равна сумме громкостей. Рассмотрим несколько примеров:

  • У нас есть 2 источника шума с одинаковой громкостью, в этом случае суммарная громкость увеличивается на 3 дБ.
  • Если разница уровней шума превышает 10 дБ, суммарный уровень шума равен величине большего из двух шумов.(Для 2 источников шума с громкостями 30 и 60 дБ суммарный уровень равен 60 дБ)
  • Если разница уровней шума не более 10 дБ, нужно воспользоваться приведенной ниже таблицей. Вычисляем разность уровней шума установок. (Есть 2 шума громкостью 52 и 48 дБ, суммарная громкость равна 53,5 дБ)

Продолжительное нахождение в помещении с высоким уровнем шума негативно воздействует на психику, как следствие человек сильно устает, становится раздражительным, появляется сонливость, снижается работоспособность, может даже развиться гипертоническая болезнь. Одновременно с этим долгое нахождение в очень тихом или приглушенном помещении влияет на психику также не лучшим образом. Поэтому очень важно сохранять акустически комфортную среду.

Звукопоглощение

При прохождении звука через границу двух материалов часть энергии отражается от контакта, часть передается дальше. Количество отраженной энергии или коэффициент отражения зависит от свойств материалов, а именно от акустических импедансов этих материалов. Акустическим импедансом материала называют произведение его плотности на скорость звука в этом материале.

Коэффициент отражения имеет выражение:

(Рисунок 2)

где Z1 = ρ1С1 и Z2 = ρ2С2 акустические импедансы материалов, ρ – плотность материала, С – скорость звука в указанном материале. Акустически согласованными называются два материала(две среды), акустические импедансы которых приблизительно можно считать равными Z1 ≈ Z2.

Из (2) следует, что для того, чтобы звук полностью проходил во второй материал, эти материалы должны быть акустически согласованными, или иметь равные плотности и скорости распространения(упругие свойства), и наоборот, чтобы максимально заизолировать акустически, материалы должны иметь максимально различные свойства. Наиболее акустически согласованными с воздухом можно считать различные мягкие пористые материалы, например мягкое базальтовое(минеральное) или стеклянное волокно, которые на настоящий момент времени имеют максимальные поглощающие свойства.

Здесь становится важным и высокие поглощающие свойства при прохождении звука внутри материала, которые зависят от упругих, вязких и теплопроводящих свойств вещества. Эти свойства также очень высоки у базальтового и минерального волокна.

Одной из основных характеристик акустических материалов является коэффициент поглощения, который равен

(Рисунок 3)

где Wпрошед, Wпад – энергия прошедшего и падающего звука соответственно. Коэффициент поглощения измеряется от 0 до 1, но в случае если идет речь о так называемом реверберационном коэффициенте звукопоглощения, который получается при расчете изменения времени реверберации в специальной камере при внесении в нее испытываемого образца и крепление его к поверхности, с относом 200мм(по умолчанию). В приложении стандарта DIN EN содержится классификация коэффициента звукопоглощения по следующим классам:

Коэффициент поглощения измеряют на восьми октавных частотах, таких как 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Герц. Результат измерения представляют в виде зависимости от частоты. Не редко вместо этой зависимости пишут коэффициент NRC, который считается как:

(Рисунок 4)

- коэффициенты поглощения, измеренные на соответствующих октавных частотах.

Главным акустическим параметром помещения является время реверберации, которое характеризует время снижения уровня звука на 60 дБ.

В зависимости от назначения, для конкретного помещения существует оптимальное значение времени реверберации, которое в простейшем случае (диффузное поле(равномерно распределенное) в помещении в форме куба и объемом до 2000 м 2) описывается уравнение Уалека Клемета Сэбина.

(Рисунок 5)

где V – объем помещения, А = ≈пола·площадь пола + ≈потолка·площадь потолка + ≈стен·площадь стен + ≈предметов·площадь предметов – эквивалентная звукопоглощающая поверхность.

В более сложных случаях эквивалентные поверхности и коэффициенты поглощения вычисляются методами компьютерного моделирования. Из вышеперечисленного следует, что для получения оптимального времени реверберации узкоспециализированного помещения необходимо устанавливать акустические потолки, стеновые панели и напольное покрытие с заданными коэффициентами звукопоглощения. Так, например, для оперных театров важно максимально усилить звуки музыки, голоса актеров и выступающего (в среднем это частотный диапазон от 500 до 2000 Гц). Для залов с системами электрического усиления (кинотеатры, концертные залы), а также офисы и другие помещения, в которых требуется максимально убрать эффект порхающего эха (ощущение запаздывания звука за счет его переотражения параллельными поверхностями стен и пола-потолка).

Звукоизоляция

Звукоизоляция относится к предмету строительной акустики, области акустики, которая занимается изучением вопросов распространения звука (шума) между помещениями одного здания или между помещениями здания и излучающими шум объектами, не принадлежащих зданию(дороги, отдельно стоящие кафе, рестораны, заводы). Для примера, целью звукоизоляции является снижение уровня шума от буйных соседей сбоку, топота сверху, работы инженерного оборудования. Шумы, распространяющиеся по зданию условно можно разделить на 3 типа: воздушный, ударный и структурный. Причем первые два классифицируются по способу возникновения, а третий по способу передачи.

Источниками воздушного шума служат крики соседей, лай собаки, включенный на полную громкость музыкальный центр и др., т. е. он попадает на препятствие после того, как был излучен в воздух.

Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем .

Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно , если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё - [й"о], е - [й"э], ю - [й"у], я - [й"а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают :

- твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

- мягкие – произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п"]= (пь), [к"]= (кь), [д"]= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б"], [т] – [т"], [л] – [л"] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

- всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

- всегда мягкие согласные – [ч"], [щ"], [й"];

- звонкие согласные – произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

- глухие согласные – произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

- всегда звонкие – [й], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"];

- всегда глухие – [х], [х"], [ц], [ч"], [щ"].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!

Важнейшей частью речи являются слова, их мы произносим, пишем и читаем, из них складываем фразы и предложения. Они состоят из букв и звуков, которые настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их почти не замечаем.

Буквы и звуки - не одно и то же, хотя и представляют собой тесно взаимосвязанные понятия. Буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки - произносим и слышим. Буквы - это графические письменные символы, в то время как звуки - акустическая составляющая слов и человеческой речи в целом. В различных словах одной и той же букве иногда соответствуют разные звуки.

«Вначале было слово. Потом слова, слова, слова…» (авт. Владимир Колечицкий).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, — другим людям». (авт. В. Короленко).

Изучением букв и звуков занимаются различные разделы языковой науки. Звуки изучает фонетика , а буквенные символы - графика . Правописание букв прерогатива орфографии .

Совокупность букв любого языка составляет его алфавит. Буквы русского языка делятся на согласные звуки, гласные и вспомогательные. К вспомогательным относятся не несущие звуковой информации — твёрдый и мягкий знак.

Согласные буквы и звуки русского алфавита

Согласные звуки и буквы характеризуются тем, что во время их произнесения на пути воздуха в ротовой полости возникает определённое препятствие. Вследствие этого, в акустическом звучании согласных обязательно присутствует шум. Название «согласные» получили потому, что почти всегда стоят рядом с гласными или в одном слове с ними.

Всего в русском языке 21 согласная буква:

б в г д ж з й
к л м н п р с
т ф х ц ч ш щ

Ещё одна характерная особенность согласных - их невозможно произнести нараспев. Произношение шипящих согласных растянуть можно (например: с , ф , ш , щ ), но «пения» не получится.

Как было отмечено выше, согласные в словах почти всегда соседствуют с гласными. Однако, существует ограниченное число слов, которые состоят только из согласных. Наряду с предлогами к , с или частицей б , это некоторые иноязычные имена собственные (Крч - район Праги; армянское имя Мкртч , которое в русском языке иногда пишут с гласной - для благозвучия), а также междометия типа брр или тсс .

Классификация согласных букв и звуков в русском языке производится на основе акустических критериев.

Звонкие и глухие согласные

Те согласные, произношение которых состоит только из шума, называются глухими. В отличие от них, согласные, образованные звуком и шумом - называются звонкими.

Особняком стоит буква й (и краткая). По акустическому звучанию её относят к звонким согласным, однако, изолированное произнесение её невозможно. Буква й может произноситься только вместе с предшествующим либо последующим гласным звуком, например [йы] , [ий] и т. д.

Парные и непарные согласные

Большинству звонких согласных соответствуют определённые глухие. Такие созвучные друг другу буквы называются парными . Есть и согласные, которые не имеют пары. Среди них также есть глухие и звонкие, и они называются непарными .

Парные звонкие и глухие Непарные звонкие Непарные глухие
б - п л х
в - ф м ц
г - к н ч
д - т р щ
ж - ш й
з - с

Мягкие и твёрдые согласные

Произношение согласных в словах может быть твёрдым либо мягким. Если звук произносится мягко, то язык при этом слегка выдвигается вперёд, приближаясь к верхнему нёбу или касаясь его. При произнесении твёрдых звуков выдвижения языка вперёд не происходит (но язык может касаться верхнего нёба за счёт движения вверх).

Большинство согласных букв образуют как твёрдые, так и мягкие звуки, но есть и некоторые исключения. В частности, буквы ж , ц , ш всегда имеют твёрдое звучание, а буквы й , ч , щ - мягкое.

В остальных случаях твёрдость или мягкость согласных определяется тем, какая буква идёт вслед за ними.

Если согласная сопровождается буквами а , о , у , э , ы , ъ - тогда получается твёрдый звук. То же самое, если согласная стоит в конце слова или после неё идёт другая согласная.

Если же согласная сопровождается буквами е , ё , и , ю , я , ь - тогда её звучание будет мягким.
Видео урок

Шипящие и свистящие согласные

Некоторые из согласных в русском языке по произношению напоминают шипение. Это звуки ж , ш , щ , ч , которые называют шипящими согласными.

Другая группа согласных звуков при выходе из ротовой полости образует акустические колебания, напоминающие свист. Это звуки з , с , ц — свистящие.

Особенно заметны свойства шипящих и свистящих согласных при их длительном произношении.

Одна из важных особенностей этих звуков состоит в том, что именно с их произношением связана большая часть речевых дефектов. По этой причине работе с шипящими и свистящими согласными следует уделить особое внимание при обучении детей. Важно отметить, что недостатки речи, связанные с этими звуками, могут поддаваться логопедической коррекции.

Гласные русские буквы и звуки

В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность - их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.

Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв - согласных, твёрдого и мягкого знаков - может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись , по-лом-ка , двор , кар-ти-на .

Количество гласных букв в русском языке - 10:

а е ё и о у ы э ю я

А гласных звуков всего 6: [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] . Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы - е , ё , ю , я - двузвучные, и отдельно произносятся как [йэ] , [йо] , [йу] , [йа] . В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).

Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения — я , её ; союзы — и , а ; предлоги — у , о ; междометия — э , ау .

Ударные и безударные гласные

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
  • При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге - сильной позицией.

Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» - маленьким «/» штрихом над гласной буквой.

Видео урок

Обозначения звуков при фонетическом разборе слова

Фонетический или звуковой разбор слова служит целью отобразить и разобрать его правильное произношение. Фонетически обозначаться могут как слова, так и отдельные буквы.

Обозначения звуков, в отличие от букв, заключаются в квадратные скобки. Графическая запись произношения слова носит название транскрипции.

Основные правила, в соответствии с которыми обозначаются звуки при фонетическом разборе слова, следующие:

  • Твёрдость согласных не имеет какого-либо обозначения, но мягкость отображается знаком апострофа. Например, если [б] - твёрдый звук, то [б’] - мягкий.
  • Долгое звучание в транскрипции обозначается двоеточием, например: касса - [кас:а] .
  • Не всегда, но часто в транскрипции слов ставится ударение. Например: волна - [вална́] .
  • Мягкий знак и твёрдый знак не имеют звукового произношения, поэтому и отображения при фонетическом разборе нет.

Видео урок

Как научить детей различать твёрдые и мягкие звуки

Иногда у детей могут возникать затруднения при различении твёрдых и мягких согласных. В этом случае есть некоторые приёмы, облегчающие усвоение темы.

Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что понятия твёрдости и мягкости относятся не к согласным буквам, а к их звукам. И что одна и та же буква может звучать как твёрдо, так и мягко. Приведу пример: «б » — слова баран — белый, «р » - работа — ремень, «л » - лошадь — лебедь.

Объясняя буквы-исключения, для лучшего запоминания их рекомендуется записать так:

  • й , ч , щ
  • ж , ш , ц

Нужно дать понять ребёнку, что подчёркнутые буквы как бы «сидят на подушечках» - подушечки мягкие и буквы тоже мягкие.

Чтобы ребёнок хорошо запомнил, перед какими гласными буква становится твёрдой или мягкой, можно использовать следующий приём: вначале с серьёзным выражением лица читать слог с твёрдой согласной - а после, с улыбкой на лице, прочесть другой слог, где эта согласная мягкая. Затем, то же самое проделать с другими буквами и слогами. Например: ла ля , му ми , зо зя , бо бю , ры рё и т. д. Мягкое произношение хорошо ассоциируется у ребёнка с улыбкой, а твёрдое - с серьёзностью и строгостью, что позволяет ассоциативно запомнить материал.

Постепенно нужно совершенствовать навыки, и проделывать те же упражнения с простыми словами, такими как: мама , пап а - дядя , тётя и т. д. По мере запоминания, от простых слов следует переходить к более сложным. Разъяснения и упражнения необходимо постепенно чередовать с заданиями: писать слова, а затем спрашивать, какие согласные в них твёрдые, а какие мягкие.

Можно предложить и другое упражнение: сделать таблички со словами, в которых мягкие согласные написаны одним цветом, а твёрдые - другим. Например:

  • Н О С И К
  • К О В Ё Р
  • Ч И СЛ О
  • Т Ё ПЛ Ы Й

Существует немало вариантов, но желательно выбирать среди них те, что больше нравится ребёнку. Это способствует лучшему восприятию материала, его запоминанию и практическому усвоению.

Видео урок

Немного занимательной и полезной информации

  • Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример - произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе - при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах - ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
  • Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф », имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
  • Все слова, начинающиеся на букву «й », также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
  • Буква «ё » в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало - это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты ), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх — (двадцатитрёхзна́чный , четырёхдве́рный , трёхты́сячный ). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё », одна из которых становится ударной, а другая - безударной (трёхзвё́здочный , четырёхколё́сный , самолётоподъё́мник , трёхрублё́вка ).
  • В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед , зоообъединение , длинношеее . Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм ). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность , уменьшительность , мультифункциональность , прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь . Односложное слово из 8 букв: вскользь . Можно привести и много других интересных примеров.
  • Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке - о , е , а , и , т , н , с , р . Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.

Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности. В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком - один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста - основа для познания других наук. Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть - через личный опыт.

Улицы, бытовых приборов, музыкальные и речевые звуки. Значение слова "звук" будет трактоваться с позиции акустики. Начнем с самого простого. Прежде всего, звук - это явление физическое (волнообразно распространяется в газообразной, жидкой и твердой среде), воспринимаемое человеческим ухом. Из музыкальных звуков строится мелодия и гармония, а речевые являются простейшим элементом языка с характерными свойствами.

Разнообразие звуков

Условно можно разделить их на речевые, музыкальные и шумовые (имеют очень много подгрупп и градаций). Самыми распространенными являются звуки третьей группы, которые окружают человека в повседневной жизни (условно можно выделить звуки улицы города, домашней обстановки, окружающей живой и неживой природы). Если говорить обобщенно, то звук - это то, что воспринимается слухом (хотя некоторые из звуков нельзя услышать в силу особенностей строения слухового аппарата).

Параметры

Основные характеристики и влияние на человека всех звуков изучает такой раздел физики, как акустика.

Поскольку звук - это результат колебаний упругих тел, то имеются параметры его измерения.

Частота и скорость звука

Человеческий слуховой аппарат настроен на восприятие определенного диапазона колебаний (16-20000 Гц). К примеру, всем известный камертон (обычно выпускается в виде вилки) настроен на 440 Гц (Герц), что соответствует частоте колебаний определенного музыкального звука - это «ля» первой октавы.

1 Гц - это одно колебание в секунду. Все звуки, выходящие за рамки слышимого диапазона, людьми не различаются. Если это диапазон (условно) от 0 до 15 Гц, то он называется инфразвуком. Все колебания выше 20000 называются ультразвуком.

Как физическое явление звук обладает такой характеристикой, как скорость, которая, подчиняясь основным законам, зависит от характера среды распространения (точнее - от ее характеристик: температуры, плотности, давления, состояния и т. д.).

Амплитуда волн

Если от количества герц зависит высота (высоко-низко), то от амплитуды колебаний зависит его громкость. Изменение амплитуды выражается в децибелах. Децибел является относительной величиной, указывающей на изменение амплитуды колебания в сторону увеличения или уменьшения (громче или тише).

Характеристики речевых звуков

Звук - это наименьшая составляющая речевого потока. Как и музыкальные, речевые записываются с помощью определенных знаков - букв. Но если в музыке звук имеет четыре основные характеристики (высота, длина, тембр и громкость), то речевые делятся на

Воплощению звуков в буквы способствовало возникновение письменной речи, которая является графическим запечатлением устной. Отличие гласных и согласных заключается в их формировании (или произнесении). Первые образуются при помощи голоса и при произношении струя воздуха не встречает на своем пути преград. А вот вторые образовываются при помощи голоса и шума (сопротивление преград струе воздуха) или только шума. Исходя из характеристик и места звуков в словах производится их классификация.

Гласные звуки

Названия в классификации гласных указывают на участие в образовании звуков тех или иных органов и их положение во время произнесения.

Так, лабиализованные звуки отличаются от нелабиализованных участием в их образовании губ (от лат. labium - губа). А вот положение языка учитывается по нескольким параметрам.

Первый - это положение языка относительно вертикали: верхний, средний и нижний подъемы. Соответственно, язык находится вверху, посередине и внизу. Различают также передний, задний и средний ряды. В первом случае ключевая роль в звукообразовании отводится кончику языка, во втором - корню языка (поднимается к мягкому небу), в третьем - спинке языка.

Стоит отметить, что в русском языке 10, а звуков всего 6. Происходит такое несовпадение благодаря йотированным буквам, которые обозначают не один, а сразу два звука (Е, Ё, Ю, Я).

Согласные

Это З4 звука и 23 буквы (2 из них не обозначают звуков), которые делятся по твердости и мягкости, звонкости и глухости.

Отсутствие согласных звуков в словах превращает речевой поток в несуразицу. А вот при недостатке гласных текст (худо-бедно) можно прочитать, хотя и с большими трудностями.

Классификация согласных происходит по тому же принципу, что и гласных.

Исследования одного английского университета

При помощи букв происходит кодировка устной речи в письменную. Это два вида деятельности, тесно связанные друг с другом, но имеющие и свои законы. Это наглядно показывает тест в виде текста с неправильной расстановкой букв.

Многие дети начальной школы не в состоянии прочитать этот текст до конца и понять смысл, поскольку у них недостаточно автоматизирован сам процесс чтения. А вот взрослые частенько замечают перестановку букв только в конце текста. Такая способность появляется после того, как правила русского языка начинают применяться «на автомате» и не вызывают затруднений.

Лингвистика
Теоретическая лингвистика
  • Фонология
  • Морфология
  • Синтаксис
  • Фразеология
  • Семантика (+лексическая)
  • Прагматика
  • Когнитивная лингвистика
  • Генеративная лингвистика
Дескриптивная лингвистика
  • Антропологическая лингвистика
  • Эволюционная лингвистика (сравнительно-историческое языкознание, этимология)
  • Фонетика
  • Социолингвистика
Прикладная лингвистика
  • Компьютерная лингвистика
  • Лингвистическая экспертиза
  • Усвоение языка
  • Языковое тестирование
  • Развитие речи
  • Прескриптивизм
  • Антропологическая лингвистика
  • Нейролингвистика
  • Психолингвистика
  • Стилистика
  • Переводоведение
Прочее
  • Письменность
  • Дешифровка
  • Типология
  • История лингвистики
Портал:Лингвистика

Фоне́тика (от греч. φωνή - «звук», φωνηεντικός - «звуковой») - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Предмет фонетики

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего устное общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Четыре аспекта фонетических исследований

1) Анатомо-физиологический (артикуляционный) - исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; активны или пассивны голосовые связки; и т. д

2) Акустический (физический) - рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) Функциональный аспект (фонологический) - изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

4) Перцептивный - изучает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношения между произнесёнными звуками и услышанными.

История фонетики как науки

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. Ф. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Эрнста фон Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.)» (1872).

Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Панини, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ж. П. Руссло, П. Пасси, Ж. Жильерон, Э. Зиверс, М. Граммон, Д. Джоунз, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Г. Фант, М. Халле, Л. Р. Зиндер, Р. И. Аванесов, М. В. Панов, Л. Л. Касаткин, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова.

Методы фонетических исследований

  • Артикуляционный аспект:
    • самонаблюдение (интроспекция)
    • палатографирование
    • лингвографирование
    • одонтографирование
    • фотографирование
    • киносъёмка
    • рентгеносъёмка.
  • Акустический аспект:
    • осциллографирование
    • спектрографирование
    • интонографирование.

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

  • Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
  • Синтагма (речевой такт) - отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.
  • Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
  • Слог - наименьшая единица речевой цепочки.
  • Звук - минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

  • Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
  • Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
  • Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
  • Длительность - время звучания сегмента речи.

Разделы фонетики

Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.

  • Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц - фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.
  • Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть вглубь их истории.
  • Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка - его отделения от праязыка).
  • Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

Артикуляционная фонетика

Место артикуляции звуков

Артикуляционная фонетика рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства.

Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Она призвана отвечать на вопросы, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания данной фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные

Классификация звуков речи

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией, которая складывается из 3 частей: приступа, или экскурсии, когда органы готовятся к произношению звука, средней части, или выдержки, когда органы устанавливаются в рабочее положение, и отступа, или рекурсии, когда органы возвращаются в нерабочее положение. Звуки с мгновенной выдержкой - мгновенные звуки (например, [p], [b], [t], [d], , [ʨ], [k], [g]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [p], [b], [t], [d], [k], [g]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: → [s], [ʨ] → [ɕ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой - длительные звуки. Хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [m], [n], [l], [r], [f], [v], [s], [z], [ʂ], [ʐ], [j], [h]; в русском всегда длительно [ɕ]). Впрочем, благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [p], [b], [t], [d], , [ʨ], [k], [g], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания (например, в таких случаях, как обб ить, отт ого, подд ал, палацц о, так к ак и т. п.).

Все звуки речи делятся на гласные и согласные - это деление исходит из акустических и артикуляционных признаков. Впрочем, мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Фердинанд де Соссюр и Морис Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки); Лев Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные (по отсутствию и наличию преграды на пути струи воздуха, по характеру напряженности органов речи и по силе воздушной струи). Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно.

Акустические признаки

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в [r] разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума. Самый звучащий звук: [a], самый шумный: [p][источник не указан 1750 дней ].

В пределах шумных выделяют:

  • Звонкие шумные длительные (пр.: [v], [z], [ʐ])
  • Звонкие шумные мгновенные (пр.: [b], [d], [g])
  • Глухие шумные длительные (пр.: [f], [s], [ʂ], [h])
  • Глухие шумные мгновенные (пр.: [p], [t], [k])

Артикуляционные признаки

По артикуляционным признакам звуки делятся на ртосмыкатели (согласные) и ртораскрыватели (гласные). Так называемые полугласные звуки ([j] и [w]), находящиеся между гласными и согласными, на поверку всегда оказываются либо теми, либо другими; граница гласных и согласных как раз и проходит между артикуляциями гласных [i], [u] и соответствующих согласных [j] и [w].

Сила выдоха (экспирации) неодинакова у разного рода звуков: она сильнее всего у глухих согласных (почему они и называются fortes - сильные), слабее у звонких согласных (lenes - слабые), ещё слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных. В «слабости» гласных и большинства сонорных согласных легко убедиться, если произносить их без голоса.

Согласные

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть:

  1. свободным , когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода - это гласные;
  2. суженным , когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода - это фрикативные согласные (иначе спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): к фрикативным согласным относятся [f], [v], [s], [z], [ʂ], [ʐ], [j], [h], а также и гортанные придыхательные [h];
  3. сомкнутым , когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду - смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на:

  • взрывные , когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости наружу; это [p], [b], [t], [d], [k], [g], а также и гортанный взрыв [ʔ];
  • аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно; это [пф], , [дз], [ʨ], [дж];
  • носовые (или назальные), когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (для чего надо опустить мягкое небо и продвинуть маленький язычок вперед, не разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот; различие носовых друг от друга объясняется различием ротового резонанса в зависимости от того, где образована смычка); это [m], [n] и другие н (gn французское, ng немецкое и английское);
  • боковые (или латеральные), когда смычка остается ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым небом; это разного типа [l];
  • дрожащие (или вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, то есть органы речи производят дрожание, или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания; это разного рода р; картавое язычковое, когда дрожит маленький язычок, соприкасаясь с задней частью большого языка; язычное, когда дрожит кончик языка, соприкасаясь с твердым небом (таково русское [r]), и, наконец, губное, когда дрожат губы (например, в слове тпру! ).

Шумные

Согласные, характерным признаком которых является шум от сближения органов произношения, который или составляет всё содержание звука (глухие шумные согласные), или преобладает над голосом (звонкие шумные согласные). Голос при произношении шумных согласных или отсутствует, или играет второстепенную роль. В русском языке к шумным согласным принадлежат: а) глухие шумные согласные [k], [h], [p], [f], [t], [s], [ʂ], [ʨ], и б) звонкие шумные согласные [g], [j], [b], [v], [d], [z], [ʐ]. Однако согласные [v] и [j] занимают промежуточное положение между звонкими шумными согласными и сонорными.

Сонорные

Основная статья: Сонорные согласные

В русском языке к сонорным согласным относятся [r], [l], [m], [n], [j] (, , , ). Например, в словосочетании «лимонный рай» все согласные сонорные.

Место образования

Основная статья: Место образования

Гласные

Гласные звуки и их классификация

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [i], [ɨ], [u]; гласные среднего подъема э [e], [o]; гласный нижнего подъема [a].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [i], э [e]; гласные среднего ряда [ɨ], [a] и гласные заднего ряда [u], [o].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [o], [u] и нелабиализованные (неогубленные) [a], э [e], [i], [ɨ].

Фонетика русского языка

Основная статья: Русская фонетика

В звуковом строю русского языка насчитывают 43 фонемы: 6 гласных фонем - [a] [ɛ] [i] [ɨ] [o] [u]; 37 согласных - [b], , [v], , [g], , [d], , [ʐ]1, [z], , [j], [k], , [l], , [m], , [n], , [p], , [r], , [s], , [t], , [f], , [h], , , , [ʃ], [ɕ], [ʐʲ:]².

1 фонемы [ʐ][ʃ] - всегда твёрдые; фонема - всегда мягкая
² некоторые авторы не признают самостоятельности фонем [ɕ] и парного ей [ʐʲ:] (встречается в словах «вожж и», «езж у»), считая их вариантами [ʃ] и [ʐ] (мнение московской фонологической школы)

Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема - это некое абстрактное явление, объединяющее в себе свои аллофоны, она никогда не встречается в речи в чистом виде. Фонема имеет основной вариант - звук, находящийся в сильной позиции: для гласных - это позиция под ударением, для согласных - позиция перед гласным или сонорным.

Почему фонемы не встречаются в речи в чистом виде? Когда мы говорим, мы не отделяем звуки друг от друга, но произносим их слитно (причём иногда звуки накладываются друг на друга или вообще выпадают, ср. говорить - . В потоке речи звуки видоизменяются под влиянием соседних фонем. Ср. c-[z] сделать - : глухие фонемы перед звонкими озвончаются, звонкие перед глухими - оглушаются. Кроме того, на конце слов могут встречаться только глухие согласные(конец слова считается слабой позицией), ср. клад - , но клады - .

Наиболее изменчивой фонемой считается О. Как таковая она встречается только в сильной позиции (под ударением). Во всех остальных случаях она редуцируется (согласно другой точке зрения: происходит чередование фонем /о/ и /а/).

Редукция - видоизменение звука, потеря ими артикуляторной четкости. Редукция бывает количественная и качественная . Фонема О подвергается как количественной, так и качественной редукции, ср. сторожил - , где ə-редуцированный звук, практически не распознаваемый как О.

Чередования

Как было упомянуто выше, в процессе речи звуки чередуются, сменяют друг друга[источник не указан 2830 дней ]. Порой эти чередования принимают вид довольно причудливых сочетаний, ср. жёлтый - желтеть - [ʐoltɨj] - [ʐɨltʲetʲ]. О чередуется с Ы. Чередование О//Ы называется минимальным фонемным рядом. Существует несколько различных фонемных рядов, вот наиболее распространённые из них:

  • О//А : говор - говорить
  • Е//И : держит - держать
  • А//И : час - часы
  • А//Ы : жаль - жалеть и т. д.

Различают два вида чередований: фонетические и исторические . Фонетические в свою очередь делятся на комбинаторные и позиционные . Комбинаторные обусловлены соседством звука с другими, а позиционные - позицией звука в слове, морфеме.

Исторические чередования мы не можем объяснить с фонетической точки зрения. Они, как правило, являются вариантом слова (или морфемы), который широко использовался в прошлом, например бегу - бежать , где бег чередуется с беж (раньше было два различных глагола); рука - ручной и т. д.

ЗВУК это:

ЗВУК ЗВУК ЗВУК , звука, муж. 1. Быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органом слуха (физ.). || всё порождаемое движением, колебанием чего-нибудь и воспринимаемое слухом, всё, вызывающее слуховые ощущения. Звуки голоса. Звук песни. Звук рояля. Звук поцелуя. Звук шагов. Монотонные звуки дождевых капель. «Мне тягостны веселья звуки.» Лермонтов . Звуки кашля. 2. Тон определенной высоты, в отличие от шума (муз.). Музыкальный звук. Гамма состоит из 8 простых звуков. 3. Членораздельный элемент произносимой речи (линг.). История звуков русского языка. Чередование звуков. Изменение звука "о" в "а". ❖ Звук пустой - о чем-нибудь, лишенном всякого содержания, значения. В капиталистической Европе свобода, равенство и братство стали пустыми звуками. Ни звука - о полном молчании. Зову его, а он ни звука.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Что такое звук речи? какие звуки русского языка вы можете назвать? для чего служат звуки в языке?

Светлана

Звуки это то, что мы произносим и слышим (короче буквы), они бывают гласные (их 6-а, о, у, ы, и, э) делятся на ударные и безударные. Согласные твёрд., мягкие, звонкие и глухиеделятся на-парные и непарные. Звуки выполняют важную смыслоразличительную роль, они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и помогают отличать слова друг от друга.

Елена

Звук речевой, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы) .
Наука о звуках речи называется фонетикой. В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с трёх точек зрения:
1) акустической, поскольку звук является акустическим явлением;
2) физиологической, так как звуки являются продуктом деятельности центральной нервной системы и образуются органами речи;
3)лингвистической (социальной) , так как при помощи речевых звуков осуществляется общение; звуки определяют различия смысла слов в каждом отдельном языке.
В целом звуки речи подразделяются на шумы и тоны. Тоны в речи возникают в результате колебания голосовых складок; шумы образуются в результате непериодических колебаний выходящей из лёгких струи воздуха. Тонами являются обычно гласные; почти все же глухие согласные относятся к шумам. Звонкие согласные образуются путём слияния шумов и тонов. Шумы и тоны исследуются по их высоте, тембру, силе и многим другим характеристикам.
Соответственно звуки бывают: гласными (а, о у ы Э) , звонкими (б в г д...) или глухими (т п...) согласными, щипящими согласными (ш ж щ...) . Согласные бывают мягкими и твердыми (ляля - звук Л мягкий, его смягчает ЙА) , стол, звук С, Т, Л - твердые, их ничего не смягчает.

Татьяна

Фонетика – (греч. фоне – звук) – учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию) . Речь -это поток звуков. Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.
http://www.gumfak.ru/russ_html/rus_konspekt/kon1.shtml

Пу №98

Звук - это волнообразное давление воздуха. Если бы не было воздуха, мы бы не слышали никакого звука. В космосе нет звука.
Мы слышим звук потому, наши уши чувствительны к изменению давления воздуха - звуковым волнам. Наиболее простой звуковой волной является короткий звуковой сигнал - вот такой: Когда вы хлопаете в ладоши, воздух между ладонями выталкивается и создается звуковая волна. Повышенное давление заставляет молекулы воздуха распространяться во все стороны со скоростью звука, который равен 340 м/с. Когда волна достигает уха, она заставляет вибрировать барабанную перепонку, с которой сигнал передается в мозг и вы слышите хлопок.
Хлопок - это короткое одиночное колебание, которое быстро затухает. График звуковых колебаний типичного хлопка выглядит так:
Другой типичный пример простой звуковой волны - периодическое колебание. К примеру, когда звонит колокол, воздух сотрясается от периодических колебаний стенок колокола.
Если стенки колеблются медленно, вы слышите "низкий" звук:
Если стенки колеблются быстро, вы слышите "высокий" звук.

Что такое Фонетика,

Что такое Фонетика, Морфемика, Лексика, Морфология, Синтаксиз, Орфографию, Пунктуация,Орфоэпия?
Напишите по по 2 предложения к каждому

Ирина робертовна махракова

Всё это – разделы науки о языке. Нет никакой необходимости писать по два предложения, так как определение каждого из разделов вполне укладывается в одно предложение. Я напишу эти определения, хотя мне и непонятно, почему Вы не знаете их – они изучаются в школе. Если забыли, то почему не возьмёте учебники русского языка и не найдёте в них все эти определения? Наконец, почему, сидя у компьютера, имея выход в Интернет, не можете сделать простейшее: найти определения разделов лингвистики самостоятельно?

Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучаются морфемы, то есть значимые части слова.
Словообразование – это раздел лингвистики, в котором изучаются способы образования слов.
Лексика (правильнее лексикология) – это раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка.
Фразеология – это раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологические обороты, то есть устойчивые сочетания слов.
Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.
Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения.
Пунктуация – это раздел языковедения, в котором изучаются система знаков препинания и правила их расстановки.
Орфография – это раздел науки о языкознания, в котором изучаются правила написания слов.
Орфоэпия – это раздел науки о языке, в котором изучается произношение слов.

Наука о языке, языкознание, языковедение, лингвистика – это одно и то же, полные синонимы.

Любаша

1)ФОНЕТИКА (гр. phonetike)-1)раздел языкознания, изучающий акустические и физиологические (артикуляционные) особенности звуков речи; 2)акустические и физиологические (артикуляционные) свойства звуков данного языка. 2)ЛЕКСИКА (