Возвращение Хургады: о чем договорились Путин и ас-Сиси. Информация от Днипроавиа

Чартерные рейсы на популярные у россиян курорты Хургады и Шарм-эль-Шейха могут возобновиться в ближайшее время.

Президент РФ Владимир Путин и глава Египта Абдель Фаттах ас-Сиси договорились в полном объеме восстановить регулярное авиасообщение между Россией и Египтом.

«Рассмотрели и вопрос о полноформатном восстановлении туристических обменов и полного авиасообщения. В апреле возобновлены прямые регулярные рейсы по маршруту Москва — Каир», — сказал Путин по итогам переговоров, добавив, что в первую очередь, речь шла о рейсах в Хургаду и Шарм-эль-Шейх.

«Будем стремиться к тому, чтобы в ближайшее время возобновить чартерные перевозки по этим маршрутам», — пообещал президент, отметив также усилия, которые прилагает Каир для повышения уровня безопасности аэропортов.

В ходе встречи в Сочи Владимир Путин и Абдель Фаттах ас-Сиси обсудили перспективы военно-технического сотрудничества, новую промышленно-логистическую зону в районе Суэцкого канала, которая будет создана в Египте с участием РФ. Путин уточнил, что в нее будет привлечено порядка $7 млрд инвестиций и создано свыше 35 тыс. новых рабочих мест.

Кроме того, российский лидер заявил о поддержке Москвой идеи создать зону свободной торговли между Египтом и Евразийским экономическим союзом. «Россия является крупным поставщиком зерна на египетский рынок», а «в 2017 году объем российско-египетской торговли увеличился на 62%, составил $6,7 млрд, в январе-августе вырос еще на 28%», добавил Путин.

Президенты также подписали договор о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве, в котором, по словам Путина, «поставлены серьезные и ответственные задачи по дальнейшему углублению российско-египетских связей по самым разным направлениям».

Еще несколько лет назад Россия занимала первое место по числу туристов, приезжающих в Египет. У наших соотечественников курорты Хургады и Шарм-эль-Шейха были одним из самых популярных направлений, наряду с Турцией.

По словам Дмитрия Горина, советника руководителя Ростуризма, до кризиса в отношениях между государствами Египет посещали порядка 2-2,5 млн россиян в год.

Авиасообщение между странами было приостановлено после крушения в результате теракта в 2015 году самолета авиакомпании «Когалымавиа», летевшего из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Находившиеся на борту 217 российских туристов и семь членов экипажа погибли. Позже Россия потребовала от Египта усилить меры авиационной безопасности. Самолеты из РФ перестали летать в Египет, Россия также перестала принимать самолеты EgyptAir.

Переговоры о возобновлении воздушного сообщения между странами велись несколько лет. В конце прошлого года было достигнуто соглашение о возобновлении регулярных рейсов между Каиром и Москвой, вопрос с полетами на курорты все еще остается открытым.

Накануне встречи двух лидеров, министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщил журналистам, что планируется вновь отправить российских экспертов для проверки систем безопасности воздушных узлов египетских курортов. «С коллегами договорились, что мы сможем направить группу для проверки условий безопасности, соблюдения требований безопасности наших граждан, которые могли бы воспользоваться этими рейсами», — сказал Дитрих. Но когда именно такая группа сможет отправиться в Египет, он не уточнил.

В пресс-службе Минтранса также пока воздерживаются от комментариев о сроках возвращения полетов из РФ в Хургаду и Шарм-эль-Шейх.

Тем временем даже в отсутствии прямых чартеров спрос на Египет у россиян растет. По данным Aviasales, пик спроса в этом году пришелся на сентябрь, который показал прирост 43% бронирований относительно апреля.

Как отмечают эксперты сервиса, доля бронирований авиабилетов в Каир составляет всего 30%. Все остальное — это пляжные направления Хургада и Шарм-эль-Шейх, куда россияне летают с пересадками в Стамбуле, Брюсселе и Париже. Так, если билеты на прямые рейсы из Москвы в Каир стоят от 24 тысяч рублей, то билеты с пересадками в Хургаду и Шарм-эль-Шейх — от 20 тысяч рублей.

Туристический поток из России в Египет будет неизбежно восстановлен в полном объеме, заявил замглавы МИД РФ Михаил Богданов. Египет - «оптимальная страна» для российских отдыхающих с точки зрения географии, приводит его слова ТАСС.

Для российских туристов Египет — один из немногих вариантов бюджетно отдохнуть на море в холодное время, отмечает директор по развитию сервиса путешествий OneTwoTrip Аркадий Гинес. По данным недавнего опроса, проводимого сервисом, 74% клиентов хотели бы поехать в Египет этой осенью или зимой, если откроется чартерное авиасообщение и начнется продажа туров. Но 64% респондентов готовы потратить на поездку не больше 40 тысяч рублей на человека, отмечает он.

Раньше египетские курорты предлагали самый бюджетный пляжный отдых в сравнении с конкурентными направлениями. После запуска чартерного авиасообщения Египет будет постепенно восстанавливать свои позиции на российском рынке и стремиться стать направлением №1 в зимний сезон, уверен эксперт.

Сами игроки туристического рынка отмечают, что в первую очередь должны быть обеспечены меры безопасности российских туристов и это должно быть подтверждено официальными решениями государственных органов.

После принятия соответствующих решений и открытия авиасообщения для формирования пакетных туров операторам будет достаточно нескольких недель, заверили Газету.Ru в туроператоре Tui.

Фото: Vasin Lee / shutterstock.com

Во время «Прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным прозвучало много острых вопросов. В первую очередь россиян волновали проблемы, связанные с качеством жизни. Но в тени не осталась и другая важная для жителей страны тема - гражданская авиация, положение дел в которой влияет на ситуацию в России не меньше, чем уровень развития автомобильных и железных дорог.

Работник аэропорта Ростова-на-Дону Александр Серов обратил внимание на чудовищный перекос в пользу Москвы, который сложился в системе авиасообщения России: «Скажите, пожалуйста, будут ли планироваться мероприятия, которые направлены на расширение нашей внутрирегиональной маршрутной сети, чтобы связать наши районы, области, регионы прямым авиасообщением?».

В ответ Путин озвучил ключевой смысл существования сбалансированной системы авиасообщения - сохранение единства территории России. «Граждане должны иметь возможность передвигаться в регионах не через столичные города. Вы правы абсолютно», - отметил президент. В то же время Путин констатировал, что «в 1990-х, начале 2000-х у нас эта сеть полностью развалилась». По его словам, власти сейчас работают над тем, чтобы воссоздать нормальное авиасообщение между регионами на «новой базе».

«Для Дальнего Востока, для Восточной Сибири эти проблемы наиболее остро ощущаются: расстояния большие, а население не такое, чтобы загружать крупные лайнеры. - пояснил Путин. - Мы создали семь казенных предприятий, которые должны заниматься организацией этих внутренних межрегиональных перевозок. Это первое. Они функционируют, и я очень надеюсь, что будем делать дальше: расширять их деятельность и количество на другие регионы Российской Федерации».

Одновременно государство планирует реанимировать проект Ил-114, двухмоторного турбовинтового самолета ОКБ Ильюшина, предназначенного для эксплуатации местными авиалиниями. В июле 2014 года Путин поручил правительству подумать над организацией серийного производства этой машины. Было решено создать модернизированную версию Ил-114, однако недостаток финансирования мешает окончательно решить этот вопрос и наладить выпуск самолета. На «Прямой линии» президент пообещал, что «попеняет» правительству на ситуацию с Ил-114.

Проблемы гражданской авиации РФ сводятся одному аспекту, который как раз озвучил Путин, - слабая экономика межрегиональных перевозок. Государство вынуждено субсидировать прямые рейсы между городами и труднодоступными населенными пунктами, иначе население просто не сможет оплатить цену билета (похожая ситуация сложилась с электричками). Причина в том, что у местных перевозчиков порой отсутствует соответствующая авиатехника (те же Ил-114), и они вынуждены эксплуатировать более дорогостоящие машины.

Организация казенных предприятий и субсидирование является полумерами. Выходом станет массовое появление Ил-114 и других ближне- и среднемагистральных самолетов, включая МС-21. Немало усилий нужно приложить для развития малой авиации, как частной, так и государственной. Для этого потребуются внести изменения в законодательство и вложить деньги в восстановление небольших аэродромов.

Если вышеперечисленные меры будут осуществлены, то в России появится почва для усиления конкуренции среди авиакомпаний. Это позволит снизить нагрузку на государство, выправит ситуацию на рынке пассажирских перевозок и, возможно, приведет к снижению цен на билеты.

Однако история с ликвидацией «Авиановы» и «Трансаэро» свидетельствует о волчьих правилах, которые господствуют на авиарынке РФ. В данном случае профильные госорганы должны следить за неукоснительным соблюдением законодательства и одергивать крупных игроков, которым невыгодна конкуренция со стороны частных компаний и лоукостеров.

Гражданская авиация после распада СССР ушла в глубокое пике. Достаточно сказать, что в Советском Союзе насчитывалось 1,4 тыс. аэродромов, а сейчас - около 200. В декабре 2017 года в Ростове-на-Дону откроется первый с 1991 года аэропорт! При этом 96% пассажироперевозок в РФ осуществляется судами иностранного производства. Однако у государства, несмотря на дефицит финансов, есть все возможности для улучшения ситуации.

Фундаментом для положительных перемен является устойчивый массовый спрос на полеты внутри страны, который сформировался в последние годы. Россияне готовы платить за авиабилеты. Об этом свидетельствуют данные Росавиации: несмотря на кризис пассажиропоток в РФ не упал.

Так, в 2015 году авиакомпании (включая иностранные, работающие в России) перевезли 159,3 миллиона человек, а в 2016-м - 159,6 миллиона. Снижение пассажиропотока коснулось только международных рейсов (с 54,1 миллиона до 46,4 миллиона человек). Количество пассажиров, летавших внутренними рейсами, выросло на 7,6%, до 113,1 миллиона.

Конечно, возросший спрос на внутренние перевозки можно объяснить падением доходов россиян, «закрытием» Египта и Турции. Граждане стали отказываться от зарубежного отдыха и командировок за границу в пользу отечественных направлений. Тем не менее, неразумно игнорировать «капитализацию» столь масштабного спроса на внутрироссийские перелеты.

Если местные или федеральные авиакомпании получат необходимую авиатехнику и запустят хотя бы нерегулярные рейсы между городами, расположенными в нескольких сотнях километрах друг от друга, то спрос на них будет высоким. Однако государству с большой вероятностью придется субсидировать подобные перевозки, по крайней мере, первое время.

Благие начинания может похоронить существующая система управления отраслью. За положение дел в гражданской авиации отвечают несколько ведомств: Минтранс, Минпромторг, Росавиация, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Ростехнадзор. В связи с этим целесообразно использовать советский опыт, создав Министерство гражданской авиации. Это подчеркнет приоритет развития гражданской авиации и позволит следить за выполнением поставленных задач.

Россия и Египет будут стремиться к тому, чтобы уже в ближайшее время возобновить чартерное авиасообщение на популярные египетские курорты. Об этом на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Египта заявил Президент РФ Владимир Путин.

Подробности - в материале «Вестника АТОР».

«Мы обсудили вопрос о полноформатном авиасообщении и туристических обменах. В апреле возобновлены прямые рейсы по маршруту Москва - Каир. Мы обсудили проблематику возобновления чартерных полетов на популярных у россиян туристических направлениях - Хургаду и Шарм-Эль-Шейх. Отметили, что наше египетские друзья делают все необходимое, чтобы повысить уровень безопасности. Будем стремиться к тому, чтобы в ближайшее время возобновить чартерные перевозки по этим маршрутам», - заявил Владимир Путин.

По данным источников АТОР, очередные инспекции египетских аэропортов уже включены в график Минтранса РФ. Это подтвердил сегодня российским СМИ и глава Минтранса РФ Евгений Дитрих. По его словам, Россия и Египет договорились об отправке российских экспертов в эту ближневосточную страну для проверки вопросов безопасности, связанных с проблемой возобновления прямого авиасообщения с курортами Хургада и Шарм-эль-Шейх. Вместе с тем он воздержался от ответа на вопрос, когда такая группа сможет направиться в Египет.

По сообщениям египетских СМИ, российских экспертов готовы принять в Хургаде и Шарме. Об этом заявили источники в Минавиации АРЕ. В общей сложности за последние три года с момента приостановки авиасообщения РФ провела в Египте 12 проверок воздушных гаваней АРЕ. При этом в Минавиации АРЕ настаивают, что «Египет выполнил все просьбы российской стороны по повышению мер безопасности и готов принять российских экспертов в то время, когда они сочтут это возможным».

По данным АТОР, ряд российских перевозчиков имеет допуски на полеты в Шарм-эль-Шейх и Хургаду. При снятии ограничения на чартеры в Египет авиакомпании могут заявить о постановке программ на курорты через 15 дней после их согласования с Росавиацией. По расчетам экспертов, в зимнем сезоне на египетских направлениях можно поставить около 600 чартерных завозных рейсов в месяц. Это более 30% от примерного объема чартеров, которые уже запланированы на предстоящую зиму (около 2000 рейсов в месяц).

В 2017 году в Египте побывало 94 тысячи россиян, которые приехали в страну самостоятельно. Максимальным для российского рынка по объемам выдался 2014 год: тогда в Египте, по данным Росстата, отдохнуло 2,6 миллиона россиян. При восстановлении чартеров в Египет Страна пирамид может рассчитывать на 2,5-3 млн российских туристов в год. Альтернатив Египту в сегменте бюджетного отдыха, особенно в низкий сезон, нет.

Эксперты АТОР говорят, что в случае получения разрешения на прямое чартерное сообщение с курортами Красного моря в Египте турпоток наберет силу в течение месяца.

Возобновление авиасообщения между Россией и Египтом снова откладывается. Во вторник египетские СМИ со ссылкой на главу авиакомпании EgyptAir Сафуата Муслима сообщили, что рейсы египетского перевозчика из Каира в Москву начнутся не ранее апреля.

«Полеты в Москву начнутся с апреля, если нет особой необходимости организовывать полеты в марте, для чего требуется особая процедура резервирования», — цитирует его «Аль-Ахрам».

Россия прервала авиасообщение с Египтом осенью 2015 года после того, как в результате теракта над Синаем произошло крушение самолета российской авиакомпании «Когалымавиа», летевшего из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Погибли 217 российских туристов и семь членов экипажа. Россия выдвинула к Египту требование усилить меры авиационной безопасности.

Договоренность о возобновлении авиасообщения между Каиром и Москвой была достигнута в конце прошлого года в ходе визита в Каир президента РФ Владимира Путина. Позже руководители профильных ведомств подписали в Москве соответствующее соглашение.

Глава Минтранса Максим Соколов ранее отмечал, что речь пока идет только об авиасообщении между столицами, полеты будут осуществлять «Аэрофлот» и EgyptAir, а начнутся регулярные рейсы в феврале.

Называлась даже дата выдачи окончательного разрешения со стороны Росавиации - 20 февраля.

Однако сроки первых полетов все еще не установлены, а продажи билетов не открыты.

«Минтранс призывает все задействованные в процессе ведомства ускорить процесс возобновления полетов», — сообщили «Газете.Ru» в ведомстве.

Там же рассказали, что все политические решения о возобновлении полетов между Москвой и Каиром приняты, а также улажены все технические вопросы.

По расписанию EgyptAir планирует совершать три рейса между Москвой и Каиром в неделю. Для этого в аэропорту «Домодедово» уже забронированы выходы и стойки регистрации. Сама компания заявляла, что планирует начать полеты еще с 1 февраля.

Представители российского авиаперевозчика тоже сообщали о планах на февраль. Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев в середине января говорил журналистам, что рейсы в Каир могут быть запущены в конце февраля.

Во вторник в пресс-службе авиакомпании сказали «Газете.Ru», что пока компания не собирается делать никаких заявлений о сроках возобновления полетов в столицу Египта.

В Росавиации также воздержались от комментариев.

Нельзя или все-таки можно?

Между тем, для туроператоров ситуация с открытием Египта создает больше неудобств, чем возможностей. И в первую очередь потому, что сегодня не все игроки рынка до конца понимают, станет ли Каир конечным пунктом для перелета (дальше придется добираться до Хургады или Шарм-эль-Шейха 5-8 часов на автобусе), либо в тур можно будет включать стыковочные рейсы до курортных районов.

Российский союз туриндустрии направил в Ростуризм запрос о правомерности формирования туров не только в Каир, но и через него на другие дистанции, сообщил «Газете.Ru» вице-президент союза Юрий Барзыкин.

«Мы хотели получить официальный ответ, поскольку в правовом порядке все трактуется по-разному», — сказал он.

Глава Ростуризма Олег Сафонов на полях Российского инвестиционного форума в Сочи рассказал «Газете.Ru», что с представителями рыка данный вопрос не обсуждается.

«Туроператоры самостоятельно формируют туристический продукт. Ростуризм никогда не вмешивался в их производственную деятельность и не собирается это делать. Мы исходим из того, что нужно внимательно читать указ президента, там все написано. В указе написано, что авиационная перевозка — до Каира», — сказал глава ведомства.

Документ, на который ссылается чиновник, это «запретительный» указ президента, вышедший после катастрофы над Синаем в ноябре 2015 года, и в который в январе этого года были внесены изменения в связи с разрешением полетов в египетскую столицу.

В указе рекомендуется туроператорам и турагентам на время действия запрета полетов «воздерживаться от реализации гражданам туристического продукта, предусматривающего воздушные перевозки (в том числе коммерческие) граждан с территории Российской Федерации на территорию Арабской Республики Египет, за исключением г. Каира».

В тоже время, ни президентском в указе, ни в законе нет ограничения, которое бы не позволило туристам, прибывшим в Каир, добраться самолетами местных авиакомпаний в другие города, отмечает юрист компании «Глазунов и Семенов» Вадим Ипатов.

В Ростуризме ранее отмечали, что запрет туроператорам формировать путевки в любые города Арабской Республики Египет, кроме Каира, отсутствует.

Красное море не стало ближе

Туристам пока не удается даже узнать сроки возможного начала бронирования путевок в Египет. В call-центрах всех крупных туроператоров сообщают, что на в настоящее время никаких продаж нет.

Так, в компании Сoral Travel корреспондента «Газеты.Ru» проконсультировали, что «сегодня направление закрыто». В «Интуристе» отметили, что пока нет информации о возможности начала бронирования туров.

Как рассказали «Газете.Ru» в TUI, туроператоры готовы формировать туры в Египет через Каир, но поскольку наиболее востребованы у россиян поездки на побережье Красного моря, кроме безопасности при авиасообщении, необходимым условием для начала продаж туров в Египет является обеспечение безопасности перемещений внутри страны.

Tez Tour также планирует формировать туры на базе прямого направления в столицу Египта. Туроператор может продавать только туры с перелетом «Москва-Каир-Москва», дальше же речь идет о трансфере, пояснила PR-директор российского туроператора Лариса Аханова.

Пока нет перелетов даже в Каир, россияне ездят Египет через третьи страны. Стоимость перелета из Москвы в Каир туда и обратно в феврале 2018 года начинается от 20 тысяч рублей, приводит цифры директор по развитию сервиса OneTwoTrip Аркадий Гинес.

По данным сервиса Biletrix, ранние продажи авиабилетов в январе-феврале из России на египетские курорты в летнем сезоне 2018 года выросли в 4 раза, однако объем не превышает 0,1% от всех продаж по международным направлениям.

Средняя стоимость перелета из Москвы в Каир, Хургаду и Шарм-эль-Шейх выросла с 20 573 рублей до 28 591 рублей, то есть на 38%.

При этом прямых рейсов в Египте в системе Biletix еще не появилось. По словам Гинеса, рейсы между Каиром, Хургадой и Шарм-эль-Шейхом выполняют три египетские авиакомпании, и их услуги обойдутся путешественникам еще в 6-8 тысяч рублей.

Таким образом, текущая стоимость перелета составляет не менее $500. Прямые рейсы будут дешевле, говорят эксперты.

Замглавы Союза туристических палат Египта Мостафа Хелиль говорил в интервью агентству «РИА Новости», что стоимость путевки на египетские курорты с учетом перелета Москва — Каир будет начинаться от $650.

Барзыкин полагает, что в итоге стоимость путевки может быть больше, да и риски повышены. Между тем, россияне ждут бюджетный Египет, а не по тем ценам, по которым он будет продаваться с трансфером из Каира, резюмирует он.

МОСКВА, 24 окт — РИА Новости/Прайм. Ровно год исполняется во вторник, 25 октября, с введения взаимного запрета на прямое авиасообщение между Россией и Украиной. За это время стороны так и не смогли сесть за стол переговоров, поэтому эксперты и политологи, по-разному оценивая потери перевозчиков, единодушны в одном - расписание рейсов Москва-Киев на табло аэропортов пассажиры увидят еще не скоро.

На Украине потребовали отказаться от русского языка в аэропортах Вся информация, которая размещается в аэропортах Украины или озвучивается через громкоговорители, должна быть на украинском и английском языках, заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.

Украина "закрыла небо" для российских пассажирских и грузовых перевозок с 25 октября 2015 года — с началом зимнего расписания. В санкционный список попали крупнейший российский перевозчик "Аэрофлот", тогда еще находившаяся в предбанкротном состоянии "Трансаэро", авиакомпания "Якутия", авиакомпании группы S7. Все перечисленные перевозчики летали чартерами или регулярными рейсами в ставший российским Крым.

С того же дня и Россия ввела зеркальные меры в отношении украинских авиакомпаний. Запрет, отмечала год назад Росавиация, будет действовать до тех пор, пока решение украинских властей в отношении российских авиакомпаний не будет отменено.

Однако, как заявляло ведомство, после катастрофы МН17 под Донецком абсолютное большинство российских авиакомпаний отказалось в целях безопасности от выполнения транзитных полетов через воздушное пространство Украины, и лишь незначительная часть отечественных перевозчиков совершала по необходимости транзитные перелеты через территорию сопредельного государства.

"Раньше у нас с Украиной был динамично развивающийся рынок воздушных сообщений по принципу "открытого неба". К сожалению, на инициативу украинской стороны мы были вынуждены дать адекватный ответ", — напоминает председатель Общественного совета при Росавиации Петр Дейнекин.

Потерпевшие и выигравшие

Решение со стороны Киева ударило, прежде всего, по авиационной отрасли и аэропортам самой Украины, говорил министр транспорта РФ Максим Соколов. По данным российских авиакомпаний, которые приводила Росавиация, более 70% пассажиров всех рейсов между двумя государствами формировали именно украинцы. Пассажиропоток между двумя странами за 8 месяцев 2015 года составил около 800 тысяч человек.

"Трагедии у нас не произошло, а вот Украина многое потеряла. Наши авиакомпании являются добросовестными плательщиками, аэропортовые сборы и средства за пролет воздушного пространства Украине платились регулярно, так что авиационные предприятия Украины потерпели большие убытки", — считает Дейнекин.

ОАК оценит последствия включения компании в санкционный список Украины Объединенная авиастроительная корпорация в течение нескольких лет ведет последовательную работу по плавному импортозамещению и диверсификации поставщиков ряда авиационных систем, заявили в компании.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник напоминает о потерях Украины от транзита. "Мы потеряли не только возможность зарабатывать на авиасообщении с Россией, но и часть транзитного потенциала. Многие россияне летали в Россию через украинские аэропорты, я думаю, что сегодня речь идет о десятках процентов падения транзитного потенциала, хотя количество путешествующих в этом году авиапассажиров в Украину выросло", — заявил эксперт.

В ноябре прошлого года Андрей Пивоварский, тогда занимавший пост министра инфраструктуры Украины, оценивал потери Государственного предприятия по обслуживанию воздушного движения Украины от запрета транзитных перевозок для авиакомпаний РФ в 25-30 миллионов евро в год.

По мнению главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, точно оценить потери российских авиакомпаний от запретов на полеты в Украину довольно трудно. "Очевидно, что точных цифр (потерь - ред.) нет, потому что авиакомпании в основном сумели оперативно пересмотреть свои маршрутные сети и расписания, за счет этого найти другие источники доходов и возможности, чтобы задействовать свои самолеты", — считает он. По мнению эксперта, убытки перевозчиков связаны, во-первых, с общим сокращением количества рейсов, а во-вторых, с необходимостью облета территорий стран.

Потери понесли не только авиакомпании, но и аэропорты. В феврале текущего года замдиректора "Домодедово" Денис Нуждин оценивал потери российских аэропортов от приостановления авиасообщения с Украиной в 690 миллионов рублей.

А, например, белорусская авиакомпания "Белавиа", напротив, выиграла от прекращения авиасообщения РФ и Украины, говорил Пантелеев. "Именно этот перевозчик предлагает наиболее короткий и быстрый вариант добраться из подавляющего большинства пунктов в России в ряд городов Украины", — сказал он. Этот авиаперевозчик смог значительную часть пассажиров, путешествующих прямыми рейсами, пересадить на свои самолеты с пересадкой в Минске.

Сама "Белавиа" сообщила, что сразу после прекращения авиасообщения между двумя странами удвоила свой пассажиропоток на линии Минск-Киев. А с декабря перевозчик открыл рейс в Харьков.

Готовность есть, контактов нет

В конце октября 2015 года госавиаслужба Украины получила письмо от Росавиации с предложением провести переговоры по восстановлению авиасообщения между странами, однако украинское ведомство заявило, что изложенная РФ позиция неприемлема для Киева.

Украинская сторона настаивала на том, что для начала переговорного процесса Россия должна прекратить выполнять полеты в Крым и заплатить штраф за полеты российских авиакомпаний над территориями, где Киев закрыл авиапространство.

А в ноябре министерство инфраструктуры Украины заявило, что Киев не позволит летать в аэропорты страны авиакомпаниям из РФ, пока они совершают рейсы в Крым.

В 2016 году Крым посетит рекордное число туристов По прогнозам главы комитета крымского парламента по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, в 2016 году количество туристов, посетивших Крым, превысит 5 миллионов.

Москва в течение года неоднократно выражала готовность к переговорам и компромиссу. В августе глава Минтранса Максим Соколов в очередной раз заявил, что РФ готова к возобновлению диалога по этим вопросам как целиком, так и по частям.

"В ближайшее время возможностей для восстановления этих перевозок и прямых авиасвязей между Украиной и Россией абсолютно нет. Очевидно, что все упирается в политические амбиции, и в то политическое противостояние, которое развернулось между Украиной и Россией", — говорит Бортник.

Дейнекин также считает, что в ближайшее время подвижек в этом вопросе не будет. "Вы спрашиваете, надолго ли это? К сожалению, надолго. Так что пока не будет проявлена политическая воля, такая абсурдная ситуация будет сохраняться", — считает он.

"Российская сторона открыта к диалогу по данному вопросу. Украинская сторона на официальные контакты не выходит", — подтвердили РИА Новости в пресс-службе Минтранса РФ.

"Недавно президент ввел в действие решение СНБО о продлении санкций еще на год. Вот и ответ на вопрос о возможном возобновлении авиасообщения", — ответили на вопрос РИА Новости в госавиаслужбе Украины.

На Украине с 2015 года действовали ограничительные меры против российских физических и юридических лиц. Президент Украины Петр Порошенко в октябре своим указом ввел в действие решение СНБО о продлении и расширении санкционного списка в отношении юридических и физических лиц РФ. Список дополнен 167 предприятиями. В частности, в отношении авиакомпании "ЮТэйр" введены санкции, которые ограничивают, частично или полностью прекращают транзит ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины.