Путин летит в Египет. Возобновят ли прямое сообщение для остальных россиян? Как запрет авиаперелетов между россией и украиной усложнил всем жизнь. Прибыльное или нет

Чартерные рейсы на популярные у россиян курорты Хургады и Шарм-эль-Шейха могут возобновиться в ближайшее время.

Президент РФ Владимир Путин и глава Египта Абдель Фаттах ас-Сиси договорились в полном объеме восстановить регулярное авиасообщение между Россией и Египтом.

«Рассмотрели и вопрос о полноформатном восстановлении туристических обменов и полного авиасообщения. В апреле возобновлены прямые регулярные рейсы по маршруту Москва — Каир», — сказал Путин по итогам переговоров, добавив, что в первую очередь, речь шла о рейсах в Хургаду и Шарм-эль-Шейх.

«Будем стремиться к тому, чтобы в ближайшее время возобновить чартерные перевозки по этим маршрутам», — пообещал президент, отметив также усилия, которые прилагает Каир для повышения уровня безопасности аэропортов.

В ходе встречи в Сочи Владимир Путин и Абдель Фаттах ас-Сиси обсудили перспективы военно-технического сотрудничества, новую промышленно-логистическую зону в районе Суэцкого канала, которая будет создана в Египте с участием РФ. Путин уточнил, что в нее будет привлечено порядка $7 млрд инвестиций и создано свыше 35 тыс. новых рабочих мест.

Кроме того, российский лидер заявил о поддержке Москвой идеи создать зону свободной торговли между Египтом и Евразийским экономическим союзом. «Россия является крупным поставщиком зерна на египетский рынок», а «в 2017 году объем российско-египетской торговли увеличился на 62%, составил $6,7 млрд, в январе-августе вырос еще на 28%», добавил Путин.

Президенты также подписали договор о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве, в котором, по словам Путина, «поставлены серьезные и ответственные задачи по дальнейшему углублению российско-египетских связей по самым разным направлениям».

Еще несколько лет назад Россия занимала первое место по числу туристов, приезжающих в Египет. У наших соотечественников курорты Хургады и Шарм-эль-Шейха были одним из самых популярных направлений, наряду с Турцией.

По словам Дмитрия Горина, советника руководителя Ростуризма, до кризиса в отношениях между государствами Египет посещали порядка 2-2,5 млн россиян в год.

Авиасообщение между странами было приостановлено после крушения в результате теракта в 2015 году самолета авиакомпании «Когалымавиа», летевшего из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Находившиеся на борту 217 российских туристов и семь членов экипажа погибли. Позже Россия потребовала от Египта усилить меры авиационной безопасности. Самолеты из РФ перестали летать в Египет, Россия также перестала принимать самолеты EgyptAir.

Переговоры о возобновлении воздушного сообщения между странами велись несколько лет. В конце прошлого года было достигнуто соглашение о возобновлении регулярных рейсов между Каиром и Москвой, вопрос с полетами на курорты все еще остается открытым.

Накануне встречи двух лидеров, министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщил журналистам, что планируется вновь отправить российских экспертов для проверки систем безопасности воздушных узлов египетских курортов. «С коллегами договорились, что мы сможем направить группу для проверки условий безопасности, соблюдения требований безопасности наших граждан, которые могли бы воспользоваться этими рейсами», — сказал Дитрих. Но когда именно такая группа сможет отправиться в Египет, он не уточнил.

В пресс-службе Минтранса также пока воздерживаются от комментариев о сроках возвращения полетов из РФ в Хургаду и Шарм-эль-Шейх.

Тем временем даже в отсутствии прямых чартеров спрос на Египет у россиян растет. По данным Aviasales, пик спроса в этом году пришелся на сентябрь, который показал прирост 43% бронирований относительно апреля.

Как отмечают эксперты сервиса, доля бронирований авиабилетов в Каир составляет всего 30%. Все остальное — это пляжные направления Хургада и Шарм-эль-Шейх, куда россияне летают с пересадками в Стамбуле, Брюсселе и Париже. Так, если билеты на прямые рейсы из Москвы в Каир стоят от 24 тысяч рублей, то билеты с пересадками в Хургаду и Шарм-эль-Шейх — от 20 тысяч рублей.

Туристический поток из России в Египет будет неизбежно восстановлен в полном объеме, заявил замглавы МИД РФ Михаил Богданов. Египет - «оптимальная страна» для российских отдыхающих с точки зрения географии, приводит его слова ТАСС.

Для российских туристов Египет — один из немногих вариантов бюджетно отдохнуть на море в холодное время, отмечает директор по развитию сервиса путешествий OneTwoTrip Аркадий Гинес. По данным недавнего опроса, проводимого сервисом, 74% клиентов хотели бы поехать в Египет этой осенью или зимой, если откроется чартерное авиасообщение и начнется продажа туров. Но 64% респондентов готовы потратить на поездку не больше 40 тысяч рублей на человека, отмечает он.

Раньше египетские курорты предлагали самый бюджетный пляжный отдых в сравнении с конкурентными направлениями. После запуска чартерного авиасообщения Египет будет постепенно восстанавливать свои позиции на российском рынке и стремиться стать направлением №1 в зимний сезон, уверен эксперт.

Сами игроки туристического рынка отмечают, что в первую очередь должны быть обеспечены меры безопасности российских туристов и это должно быть подтверждено официальными решениями государственных органов.

После принятия соответствующих решений и открытия авиасообщения для формирования пакетных туров операторам будет достаточно нескольких недель, заверили Газету.Ru в туроператоре Tui.

Фото: Vasin Lee / shutterstock.com

Во время «Прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным прозвучало много острых вопросов. В первую очередь россиян волновали проблемы, связанные с качеством жизни. Но в тени не осталась и другая важная для жителей страны тема - гражданская авиация, положение дел в которой влияет на ситуацию в России не меньше, чем уровень развития автомобильных и железных дорог.

Работник аэропорта Ростова-на-Дону Александр Серов обратил внимание на чудовищный перекос в пользу Москвы, который сложился в системе авиасообщения России: «Скажите, пожалуйста, будут ли планироваться мероприятия, которые направлены на расширение нашей внутрирегиональной маршрутной сети, чтобы связать наши районы, области, регионы прямым авиасообщением?».

В ответ Путин озвучил ключевой смысл существования сбалансированной системы авиасообщения - сохранение единства территории России. «Граждане должны иметь возможность передвигаться в регионах не через столичные города. Вы правы абсолютно», - отметил президент. В то же время Путин констатировал, что «в 1990-х, начале 2000-х у нас эта сеть полностью развалилась». По его словам, власти сейчас работают над тем, чтобы воссоздать нормальное авиасообщение между регионами на «новой базе».

«Для Дальнего Востока, для Восточной Сибири эти проблемы наиболее остро ощущаются: расстояния большие, а население не такое, чтобы загружать крупные лайнеры. - пояснил Путин. - Мы создали семь казенных предприятий, которые должны заниматься организацией этих внутренних межрегиональных перевозок. Это первое. Они функционируют, и я очень надеюсь, что будем делать дальше: расширять их деятельность и количество на другие регионы Российской Федерации».

Одновременно государство планирует реанимировать проект Ил-114, двухмоторного турбовинтового самолета ОКБ Ильюшина, предназначенного для эксплуатации местными авиалиниями. В июле 2014 года Путин поручил правительству подумать над организацией серийного производства этой машины. Было решено создать модернизированную версию Ил-114, однако недостаток финансирования мешает окончательно решить этот вопрос и наладить выпуск самолета. На «Прямой линии» президент пообещал, что «попеняет» правительству на ситуацию с Ил-114.

Проблемы гражданской авиации РФ сводятся одному аспекту, который как раз озвучил Путин, - слабая экономика межрегиональных перевозок. Государство вынуждено субсидировать прямые рейсы между городами и труднодоступными населенными пунктами, иначе население просто не сможет оплатить цену билета (похожая ситуация сложилась с электричками). Причина в том, что у местных перевозчиков порой отсутствует соответствующая авиатехника (те же Ил-114), и они вынуждены эксплуатировать более дорогостоящие машины.

Организация казенных предприятий и субсидирование является полумерами. Выходом станет массовое появление Ил-114 и других ближне- и среднемагистральных самолетов, включая МС-21. Немало усилий нужно приложить для развития малой авиации, как частной, так и государственной. Для этого потребуются внести изменения в законодательство и вложить деньги в восстановление небольших аэродромов.

Если вышеперечисленные меры будут осуществлены, то в России появится почва для усиления конкуренции среди авиакомпаний. Это позволит снизить нагрузку на государство, выправит ситуацию на рынке пассажирских перевозок и, возможно, приведет к снижению цен на билеты.

Однако история с ликвидацией «Авиановы» и «Трансаэро» свидетельствует о волчьих правилах, которые господствуют на авиарынке РФ. В данном случае профильные госорганы должны следить за неукоснительным соблюдением законодательства и одергивать крупных игроков, которым невыгодна конкуренция со стороны частных компаний и лоукостеров.

Гражданская авиация после распада СССР ушла в глубокое пике. Достаточно сказать, что в Советском Союзе насчитывалось 1,4 тыс. аэродромов, а сейчас - около 200. В декабре 2017 года в Ростове-на-Дону откроется первый с 1991 года аэропорт! При этом 96% пассажироперевозок в РФ осуществляется судами иностранного производства. Однако у государства, несмотря на дефицит финансов, есть все возможности для улучшения ситуации.

Фундаментом для положительных перемен является устойчивый массовый спрос на полеты внутри страны, который сформировался в последние годы. Россияне готовы платить за авиабилеты. Об этом свидетельствуют данные Росавиации: несмотря на кризис пассажиропоток в РФ не упал.

Так, в 2015 году авиакомпании (включая иностранные, работающие в России) перевезли 159,3 миллиона человек, а в 2016-м - 159,6 миллиона. Снижение пассажиропотока коснулось только международных рейсов (с 54,1 миллиона до 46,4 миллиона человек). Количество пассажиров, летавших внутренними рейсами, выросло на 7,6%, до 113,1 миллиона.

Конечно, возросший спрос на внутренние перевозки можно объяснить падением доходов россиян, «закрытием» Египта и Турции. Граждане стали отказываться от зарубежного отдыха и командировок за границу в пользу отечественных направлений. Тем не менее, неразумно игнорировать «капитализацию» столь масштабного спроса на внутрироссийские перелеты.

Если местные или федеральные авиакомпании получат необходимую авиатехнику и запустят хотя бы нерегулярные рейсы между городами, расположенными в нескольких сотнях километрах друг от друга, то спрос на них будет высоким. Однако государству с большой вероятностью придется субсидировать подобные перевозки, по крайней мере, первое время.

Благие начинания может похоронить существующая система управления отраслью. За положение дел в гражданской авиации отвечают несколько ведомств: Минтранс, Минпромторг, Росавиация, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Ростехнадзор. В связи с этим целесообразно использовать советский опыт, создав Министерство гражданской авиации. Это подчеркнет приоритет развития гражданской авиации и позволит следить за выполнением поставленных задач.

Запрет на прямые рейсы между Россией и Украиной вступил в силу. РБК посмотрел, как иностранные авиакомпании готовятся к выходу на рынок, на котором российские и украинские перевозчики зарабатывали 7–8 млрд руб. в год

Пассажиры в зале ожидания аэропорта «Борисполь» в Киеве (Фото: REUTERS 2015)

Только в обход

Суббота — последний день, когда у лететь из Москвы в Киев и обратно можно было прямым рейсом. C 25 октября прямые перелеты между двумя странами запрещены, а продажи закрыты. О введении запрета стало известно в конце сентября, и в октябре многие воспользовались последним шансом удобного перелета — сервис онлайн-продажи билетов Biletix зафиксировал рост продаж прямых по направлению Москва — Киев на 11% к прошлому году, Москва — Одесса — на 4%, рассказал РБК гендиректор компании Александр Сизинцев.​

Кто обслуживал прямые рейсы на Украину

«Аэрофлот» совершал 35 вылетов в неделю в Киев, 21 вылет в Одессу и 14 — в Харьков.

«Трансаэро» выполняла 23 рейса в неделю в Киев, один раз в Одессу.

S7 еженедельно осуществляла семь рейсов в Киев и один в Одессу.

«ЮТэйр» 14 раз в неделю летала в Киев и семь раз в неделю — во Львов и Одессу.

«Международные авиалинии Украины» (МАУ) осуществляли прямые рейсы из Киева в Москву — 20 вылетов в неделю, в Санкт-Петербург — 14 вылетов в неделю, Калининград — три вылета в неделю. Из Одессы у МАУ было четыре рейса в неделю в Москву и один в Санкт-Петербург.

«Днеправиа» совершала семь рейсов в неделю из Днепропетровска в Москву.

Источник: данные авиакомпаний на конец сентября 2015 года, данные Росавиации

С этого понедельника долететь на Украину можно только с пересадкой. До запрета перелет Москва — Киев занимал в среднем полтора часа. Теперь самый короткий перелет займет не меньше 4-4,5 часа (Air Moldova с остановкой в Кишиневе). Остальные варианты еще дольше — 4-8 часов (Вelavia с пересадкой в Минске) или 7,5-9 часов (AirBaltic с пересадкой в Риге), сообщает Onetwotrip.​​ По данным Aviasales, 25 октября самый дешевый рейс в один конец с часовой стыковкой Air Moldova будет стоить 5952 руб., Вelavia — 8276 руб. (стыковка — полтора часа), AirBaltic — 9453 руб. (стыковка — пять часов).

На рейсы с пересадкой всплеска продаж пока не наблюдается — ранние продажи авиабилетов на Украину после 25 октября практически равны нулю, сообщает туристический сервис Tutu.ru. «Мы наблюдаем повышение спроса, но скачка нет», — подтверждает вице-президент AirBaltic ЯнисВанагс. Он считает, что клиенты до последнего ждали, будет ли реализован запрет.

По данным аналитиков Onetwotrip, до запрета авиасообщения между Россией и Украиной выгоднее было покупать прямые рейсы: текущие цены на билет туда и обратно с пересадкой примерно равны ценам на прямые билеты, действовавшим раньше, или даже выше. По расчетам Onetwotrip, 28 сентября — 25 октября средняя цена прямого билета в Киев составляла 11 312 руб., в Одессу — 14 098 руб. 25 октября — 22 ноября средняя цена перелета, по которой продаются билеты из Москвы в Киев, составляет 12 931 руб., в Одессу — 13 621 руб.

Перелеты — иностранцам

Киев продолжит входить в рейтинг десяти наиболее популярн ых внешних направлений из России вне зависимости от политической ситуации, считает генеральный директор Biletix Александр Сизинцев. «Конфликт не распространяется на авиакомпании третьих стран, которые возьмут на себя это направление», — говорит он.

Рейс Москва — Киев был одним из самых частых запросов среди пользователей онлайн-сервисов по продаже билетов, в месяц на это направление приходится порядка 100 тыс. пассажиров, говорит Янис Дзенис из Aviasales. По данным Росавиации, за три квартала 2015 года на украинском направлении были перевезены 800 тыс. человек.

По подсчетам аналитиков Tutu.ru, доля иностранных авиаперевозчиков на украинском направлении — Вelavia, Turkish Airlines, LOT — Polish Airlines, Air Baltic — составляла до последнего времени менее 1% от общего количества купленных билетов. За последние дни их доля по дате продажи выросла почти до 14%, по дате вылета — до 25%.

Эти перевозчики разделят 7-8 млрд руб. в год, в такую сумму в начале октября министр транспорта Максим Соколов оценил общую выручку российских и украинских компаний от прямых рейсов. Причем две трети потерь придется на российские авиакомпании: по данным Министерства инфраструктуры Украины, национальные перевозчики обслуживали только 30% пассажиров на российском направлении.

Список из 20 российских авиакомпаний, которым Украина запретила полеты в страну с 25 октября, был опубликован в середине сентября. В него попали «Аэрофлот» и его «дочки» («Россия», « Донавиа» и «Оренбургские авиалинии»), « Трансаэро», «Сибирь», «Уральские авиалинии» и другие более мелкие перевозчики. Все они оказались в списке, потому что игнорируют запрет украинских властей на полеты из России в Крым. Российские власти приняли ответные меры 28 сентября.

Около 10 млн россиян посетили Украину в 2013 году, согласно данным Ростуризма. В 2014-м этот показатель сократился до 2,7 млн. В первом полугодии 2015 года — до 800 тыс. человек.

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян выставил ультиматум в отношении авиасообщения между Украиной и Россией. По его мнению, оно может быть восстановлено только после того, когда ... Крым, Донбасс, Кубань и остальные некогда захваченные Россией украинские территории.


Украина закрыла России небо

"Мы восстановим авиасообщение с Россией только после возвращения Крыма, востока Украины и, надеюсь, Кубани", — заявил глава транспортного ведомства и добавил, что он также ждет возвращения "других украинских территорий, которые были захвачены Россией в свое время".

Напомним, что самолетов российских авиакомпаний в украинских аэропортах, а также их пролет над территорией Украины, был введен в конце сентября 2015 по личному распоряжению тогда еще премьера-министра Арсения Яценюка. Он практически процитировал героя Фрунзе Мкртчяна из "Мимино", высказавшись в том смысле, что такую личную неприязнь испытывает к триколорам на российских самолетах в Борисполе, что кушать не может. Украине пришлось спасать главу своего кабмина.

Под запретительный указ молодого миллиардера попали сначала "Аэрофлот", "Трансаэро", "Якутия", S7 Airlines, которые без разрешения Киева летали в Крым. Минтранс России логично и ожидаемо принял ответные меры, запретив пяти украинским авиакомпаниям — МАУ, YanAir, "МоторСич", а также WizzAir-Украина и "Днеправиа" (две последние уже не существуют) — совершать полеты в РФ. Украинское министерство инфраструктуры, вспомнив известный анекдот, выразило свое недоумение: а нас-то за что? В итоге, с 25 октября украинское небо было закрыто уже для всех российских авиакомпаний.

Это все печально, и конца этому безобразию пока, увы, не предвидится. Эксперты утверждают, что от этих взаимно-глупых санкций страдают обе стороны. Российские авиакомпании при этом пострадали больше, так как они выполняли 75% всех рейсов между двумя странами. Реальные последствия украинских санкций ощутили на себе "Аэрофлот", S7 Airlines и Utair.

Ущерб компании "Международные авиалинии Украины" оценивается в более, чем в 35 миллионов долларов в год. В убытке также и украинские аэропорты — они теряют на отказе в гостеприимстве российским лайнерам от 10 до 20 миллионов долларов в год. В Борисполе, главном аэропорту страны, на российское направление приходилось 10% всего пассажиропотока; то есть аэропорт сейчас не досчитывается более 300 тысяч пассажиров. Международный аэропорт "Киев" (более известный как Жуляны) из-за ухода российских авиакомпаний потерял около трех с половиной миллионов долларов.

Кроме того, пострадало и государственное предприятие по обслуживанию воздушного движения "Украэрорух", которое управляет всеми диспетчерскими службами страны. Ведь авиакомпании, пролетающие через воздушное пространство Украины, обязаны платить сервисный сбор за сопровождение диспетчерами по воздушным трассам. Взаимные запреты больно ударили по "Украэроруху"; сейчас он не досчитывается примерно десяти миллионов долларов в год. Ведь российские авиакомпании, выполняющие рейсы, например, из Москвы на Кавказ и Крым, теперь вынуждены облетать территорию Украины. Увеличилась и продолжительность этих рейсов — самолеты находятся в воздухе на 40 минут дольше.

И, разумеется, пострадали те пассажиры, которые теперь вынуждены летать из Киева в Москву и обратно транзитом. Так что запрет имени Яценюка привел к значительному увеличению времени в пути и подорожанию авиабилетов. Кстати, примерно 75% из этих путников являются гражданами именно Украины, которые горячо благодарят бывшего премьера за доставленное им "удовольствие".

Запрет авиаперелетов между Украиной и Россией ощутили на себе все: авиакомпании, аэропорты и, разумеется, пассажиры. Зато выгоду от этого взаимного глупого запрета получила белорусская авиакомпания "Белавиа", осуществляющая теперь три раза в день транзитные рейсы из Внуково в Жуляны через Минск. Оказавшиеся в практически маразматической ситуации пассажиры этих рейсов теряют свои деньги и время. Но при всем этом железнодорожное сообщение между двумя странами продолжается: ежедневно из многих украинских городов в Москву отправляется до семи поездов.

Однако вернемся к теме, поднятой Владимиром Омеляном, и напомним о том, что еще в июне 2016 глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский заявил о том, что Украина должна вернуть себе исконно украинские земли, в том числе Брянскую, Воронежскую, Ростовскую области, а также Краснодарский край. Депутат Госдумы от Брянской области Петр Романов тогда посоветовал Жебривскому обратиться к истории: "Если мы взглянем с вами на карту 1917 года, то увидим, какой была маленькой Украина, и какой она стала, когда большевики, руководствуясь самыми гуманными принципами, наделили ее громадными землями".

На слова Владимира Омеляна отреагировал и губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Он порекомендовал украинскому министру "не дразнить казачество, которое всегда защищало Кубань как часть российской земли". Кондратьев также заявил о готовности отправить Омеляну партию учебников по истории и географии для восполнения пробела в знаниях. Глава Кубани добавил, что регион никогда не принадлежал и не будет принадлежать Украине.

Возможно, в украинском правительстве подобным "патриотическим" заявлением решили кинуть ложку дегтя в бочку меда, когда украинцы в День Победы вместе с россиянами и жителями многих других стран приняли участие в памятной акции . Как знать…

Визит президента Египта в Россию должен был стать уникальным в истории не только самого Абдельфаттаха Сиси, но и Владимира Путина . С советских времен египетского друга не принимали в нашей стране с таким размахом. Накануне вечером два президента прогулялись по сочинской набережной, пообщались с отдыхающими, решительно заявившими, что курорты Краснодарского края не хуже, египетских, а завершили день Путин и Сиси неформальным ужином в адлерском ресторане «Высота 5642».

В среду программа была запланирована еще обширнее, но трагедия в Керчи заставила изменить все планы. Открывая встречу с президентом Египта в узком составе Путин был краток и никак не прокомментировал реплику гостя о желании вновь открыть авиасообщение между курортами Красного моря и российскими городами.

Через два часа переговоров по сокращенной программе президенты вышли к журналистам.

Прежде чем мы проинформируем вас о результатах нашей сегодняшней работы, хотел бы сказать о том, что несколько часов назад в городе Керчь, произошло трагическое событие, - начал с самого главного Путин. - В результате взрыва подготовленного взрывного устройства погибли люди, много раненых. Я хочу выразить соболезнования родственникам погибших и выразить надежду на то, что пострадавшие поправятся, и как можно быстрее. Мы всё для этого сделаем. Уже сейчас ясно, что это преступление. Мотивы и версии этой трагедии тщательно изучаются. В знак памяти о погибших я прошу почтить их память минутой молчания.

Зал - и обе делегации, и российские, и египетские журналисты - встал. И лишь после этого началось подведение итогов. Путин и Сиси подписали подписали Договор о всестороннем партнёрстве и стратегическом сотрудничестве, обсудили строительство в Египте российскими специалистами атомной станции и поставку египтянам российского зерна.

Хотел бы прежде всего упомянуть крупный контракт стоимостью 1 миллиард евро - пассажирских вагонов для Египта, - напомнил президент про договор о 1300 пассажирских вагонах, уезжающих в Каир . - Рассмотрели и вопрос о полноформатном восстановлении туристических обменов и полного авиасообщения.

На этой фразе египтяне затаили дыхание, но сенсации не произошло.

В апреле возобновлены прямые регулярные рейсы по маршруту Москва – Каир, сегодня мы обсудили проблематику чартерных полётов на популярных у россиян туристических направлениях – в Хургаду и Шарм-эль-Шейх, - сказал Путин. - Наши египетские друзья делают всё необходимое, чтобы повысить уровень безопасности. Будем стремиться к тому, чтобы в ближайшее время восстановить чартерные перевозки по этим маршрутам.