Квотирование рабочих мест для инвалидов. Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи

Квотируемое рабочее место - что это такое?

Для некоторой категории граждан государство предусмотрело обязательное резервирование рабочих мест. Такие места называются квотируемыми. Квотируемое рабочее место: что это такое и для какой категории граждан оно предусмотрено.

В чем суть квотирования?

Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование - обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ . Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

Что значит квотируемое рабочее место

Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота.

Для какой категории граждан

Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

  • инвалиды;
  • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
  • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
  • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
  • вынужденные переселенцы и беженцы;
  • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
  • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше

Квоты для инвалидов

Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов возлагает на работодателя обязанность:

  • разработать и утвердить локальные нормативные акты, в которых содержатся сведения о квотируемых рабочих местах;
  • создавать рабочие места и выделять их для приёма инвалидов.

В среднесписочную численность сотрудников не включаются кадры, условия труда которых отнесены к опасным и (или) вредным условиям труда (что должно быть подтверждено аттестацией рабочих мест или специальной оценкой).

От соблюдения обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и созданные ими компании, в том числе общества и хозяйственные товарищества, если их уставный капитал состоит из вклада этого объединения.

Количество квот должно быть установлено законодательством конкретного субъекта РФ.

Извещение службы занятости

Работодатели, помимо создания рабочих мест, обязаны и извещать органы службы занятости о том, что компания исполнила обязанность по квотированию рабочих мест. Согласно части 3 статьи 25 Закона о занятости населения работодатели каждый месяц обязаны направлять указанным службам информацию о созданных по квоте рабочих местах. Помимо сведений о созданных рабочих местах, необходимо информировать и о локальных нормативных актах, содержащих сведения о выполнении квоты. Все эти сведения предоставляются по утверждённым формам.

Ответственность

За неисполнение компанией обязанности по выделению и созданию мест для работы по установленной квоте предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 5.42 КоАП РФ штраф за такое нарушение, как и за отказ в трудоустройстве инвалида по квоте, составляет от 5000 до 10 000 руб.

Если в вашей организации более 100 человек, то в нее обязаны принять инвалидов в количестве 2-4% от среднесписочной численности работников. Об особенностях квотирования рабочих мест для инвалидов в 2017 в столице и регионах эксперты рассказали в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Найти работу в современных реалиях непросто. Даже высококвалифицированные специалисты порой вынуждены становиться на учет на бирже труда и подолгу обивать пороги рекрутинговых агентств. В зону риска по безработице в первую очередь попадают граждане предпенсионного возраста, новоиспеченные выпускники вузов, не имеющие практического опыта работы, и не только. Но сложнее всего найти работу людям с ограниченными возможностями.

Скачайте документы по теме:

Работодатели, как правило, неохотно принимают инвалидов на работу, желая избежать дополнительных проблем и расходов, связанных с созданием для них особых условий труда. Поэтому в деле поиска работы инвалиды, как и другие социально незащищенные категории работников, пользуются дополнительной поддержкой со стороны государства. Одним из инструментов такой поддержки стало квотирование рабочих мест.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году призвано обеспечить реализацию законного права инвалидов на труд. Механизм квотирования прост и понятен. Работодатели в процессе поиска и набора кадров сохраняют небольшое (по отношению к общему числу сотрудников) количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. А при отсутствии вакансий - создают новые рабочие места, уведомив об этом службу занятости.

Квота выражается в процентах от среднесписочной численности работников, причем в федеральных нормах указывается только минимальное и максимальное значение - от 2% до 4%. Более точный размер квоты определяется нормами, действующими на территории конкретного региона.

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов: федеральные и региональные нормы

Законодательные нормы о квотировании рабочих мест в 2017 году делают трудоустройство инвалидов обязательным для многих учреждений и предприятий. На федеральном уровне действует два нормативных правовых акта:

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» №1032-1, утвержденный 19.04.1991г.;

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995г.

Именно эти документы определяют государственную политику в области защиты трудовых прав лиц с инвалидностью. О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов говорится в ст.21, 22 Федерального закона №181-ФЗ и в ст.13 Закона РФ №1032-1.

Кроме того, существуют региональные нормативы, актуальные для отдельных областей и населенных пунктов РФ. Например, на столичные предприятия распространяется действие ст.3 Закона г.Москвы № 90 от 22.12.2004г., устанавливающей самую низкую из возможных квоту рабочих мест для инвалидов на 2017 год - всего 2%. Аналогичный показатель утвержден и в населенных пунктах Московской области.

Но от региона к региону ситуация меняется. Так, организации Воронежской области должны соблюдать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников, а в Ростовской - 3%. Поэтому при определении актуальной для конкретного предприятия квоты нужно обращаться к региональному законодательству.

На региональном уровне прописываются и другие нюансы квотирования - рекомендованные сроки сдачи отчетности, особенности процедуры обустройства рабочих мест для инвалидов и т.д. Работодатели, попадающие под действе квот, обязаны ежемесячно информировать органы службы занятости о наличии свободных рабочих мест, выделенных для трудоустройства инвалидов, локальных актах, содержащих сведения о таких рабочих местах, и выполнении квоты (п.3 ст.25 Закона РФ №1032-1).

Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов-2017

Начиная с 2013 года к перечню основных обязанностей работодателей по выделению рабочих мест в рамках квоты для инвалидов добавился еще один пункт. Согласно Федеральному закону от 03.02.2013г № 11-ФЗ., внесшему ряд изменений в действующие нормативные акты по вопросу квотирования рабочих мест, теперь нужно разрабатывать локальную документацию по вопросам трудоустройства инвалидов на выделенные рабочие места. Раньше это делалось в добровольном порядке.

Основным документом, регламентирующим порядок квотирования рабочих мест в конкретной организации, считается «Положение» или аналогичный ему документ со сведениями о выделенных рабочих местах и порядке трудоустройства инвалидов:


Скачать в.doc

Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2017 году утверждается в ходе стандартной процедуры. Типовых форм и шаблонов, рекомендуемых законодателем, не существует. Поэтому каждая организация разрабатывает «Положение» в пределах своей компетенции, руководствуясь общими нормами трудового права и действующими соглашениями.

Фирмы, численность которых от 100 чел и больше, должны брать на работу 4% от численности инвалидов и также молодежи, которая еще не имеет стажа (требование органов службы занятости). Если не принимали на работу таких, то надо начисления делать на это количество по среднему размеру зп по региону для трудового населения.Как правильно это рассчитать, какие налоги/взносы с этого надо уплачивать, как отражать в бухгалтерском учете (если компания уже приняла инвалидов, но недостаточно).

Социальные гарантии при трудоустройстве определяются федеральными законами от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данными законами установлено, что работодатели обязаны устанавливать квоту на прием инвалидов и молодежи. При этом регионам дано право устанавливать размеры квоты в пределах величин, указанных в федеральных законах.

Федеральное законодательство не предусматривает замену квотирования рабочих мест на выплату денежной компенсации. Однако законодательство субъектов РФ такую возможность предоставляет.

Так, в п. 3 ст.2 Закона Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» сказано, что вместо квоты для молодежи работодатель имеет право выплатить в бюджет города Москвы компенсацию. Компенсация выплачивается ежемесячно, размер компенсации равен прожиточному минимуму на дату выплаты за каждое не созданное рабочее место. В отношении инвалидов выплата такой компенсации не предусмотрена. Величина прожиточного минимума устанавливается постановлениями Правительства Москвы. Так, на 3 квартал 2016 года прожиточный минимум установлен в размере 17487 рублей. На 4 квартал прожиточный минимум еще не установлен, но в п.2 указанного постановления говорится, что для расчета нужно брать прожиточный минимум для 2 квартала 2016 года. Вероятно, до утверждения прожиточного минимума за 1 квартал 2017 года лучше ориентироваться на эту же величину.

В Санкт-Петербурге порядок квотирования определяется Законом Санкт-Петербурга от 08.10.97 N 161-53 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге». Для молодежи квот не установлено. Также закон не устанавливает права уплатить компенсацию взамен резервирования рабочих мест для инвалидов.

По мнению контролирующих органов, выплата в бюджет компенсации не учитывается при расчете налога на прибыль. Такая точка зрения высказывалась в письмах Минфина России от 07.04.2014 № 03-03-06/1/15504, УФНС России по Москве от 22.03.2011 № 16-15/026835@, ФНС России от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@ и других.

Страховыми взносами выплата компенсации вместо квотирования рабочих мест не облагается страховыми взносами. Связано это с тем, что объектом обложения взносами являются выплаты в рамках трудовых, гражданско-правовых или авторских договоров. Однако в данной ситуации не идет речи о заключении договора, т.е. выплата производится за рамками трудовых и договорных отношений.

В бухучете отразите начисление квоты в прочих расходах:

Д 91.2 – К 76

Д 76 – К 51 – уплата компенсации в бюджет г. Москвы.

Обоснование

Ивана Шкловца , заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Можно ли отказать в приеме на работу гражданам, входящим в категории населения, для которых предусмотрено квотирование рабочих мест. Организация расположена в г. Москве

Да, можно. Однако сделать это организация вправе только по объективной причине или когда квота выбрана полностью.

Ведь если среднесписочная численность сотрудников превышает пороговое значение, и нет объективной причины не нанимать гражданина, для которого предусмотрена квота, то его придется принять в штат. По-другому поступить работодатель не вправе (ч. 1 ст. 64 ТК РФ).

К объективным причинам отказа в приеме на работу относят, например, неподходящее образование соискателя, недостаточный опыт работы, отсутствие необходимой профессии, квалификации, медицинские противопоказания ().

Давайте разберемся с существующим порядком.

Государственные гарантии

Квотирование рабочих мест установлено законодательно. Это дополнительная гарантия трудоустройства для инвалидов и молодежи. Разобраться в том, когда нужно применять квоту, поможет таблица.

Среднесписочная численность у работодателя Группы населения, для которых квота предусмотрена Как утверждают квоту Предельный размер квоты Основание
От 35 до 100 человек Инвалиды Местные власти вправе сами решить устанавливать квоту для приема или нет Не более 3 процентов среднесписочной численности персонала Часть 1
От 100 человек Инвалиды и молодежь В субъектах РФ квоту устанавливают обязательно Больше 2 и меньше 4 процентов среднесписочной численности сотрудников Пункты и статьи 13 Закона от 19 апреля 1991 № 1032-1,
часть 1 статьи 21 Закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ

В среднесписочной численности персонала для расчета квоты сотрудников с вредными и (или) опасными условиями труда не считайте. Главное, подтвердить тяжелые условия результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест).

Ответственность

Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.

А именно к штрафу:

Такие меры ответственности предусмотрены Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90 и Закона от 21 ноября 2007 № 45.

Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. ( , ).

Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90.

Учет расходов в виде ежемесячной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места

Вопрос: Может ли налогоплательщик учитывать для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с уплатой в целевой бюджетный фонд компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждого нетрудоустроенного лица, в том числе из числа несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет?

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников не менее 2 и не более 4% ().

При этом полномочия Российской Федерации в области содействия занятости, переданные для осуществления органам государственной власти субъектам Российской Федерации, установлены в Закона № 1032-1. К ним относится оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг, в частности, организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте до 18 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. В силу норм пункта 2 статьи 7.1 Закона № 1032-1 средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона № 1032-1 полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, федеральное законодательство устанавливает необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет. При этом указанными законами не предусмотрена замена квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного гражданина в возрасте до 18 лет.

Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников (). Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств являются средства работодателя.