Конспект НОД Тема: «Освоение космоса» старшая группа. "Покорение космоса" (конспект занятия по познанию в старшей группе)

НОД в старшей группе с использованием инновационных технологий
Тема: «Покорение космоса»
Цели:
- Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, учить гордиться своей страной;
- Вызвать интерес к космическому пространству;
- Расширить представление детей о профессии «Космонавт», воспитывать уважение к этой профессии;
- Развивать воображение, фантазию;
- Обогащать словарный запас детей;
- Продолжать учить детей делить слова на слоги (с использованием палочек Кюизенера, или счет);
- Закреплять умения работать с «Геоконтом».
Ход деятельности
Организационный момент
Дети сидят за столами.
Воспитатель: - Ребята, вы любите смотреть на небо ночью?
Ответы детей
- А, что можно увидеть на небе?
Ответы детей (Тучу, звезды…)
- Сколько на небе звезд?
Ответы детей
Рассказ воспитателя
Воспитатель: - Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что они находятся очень далеко от земли. На самом деле звезды очень большие. У звезд есть свои названия.
- Вокруг каждой звездочки могут вращаться такие же планеты, как наша Земля, вращается вокруг Солнца. Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь на них? И чтобы узнать это, наши ученые проводят большую работу.
Виртуальная экскурсия «Музей Космонавтики»
Слайд 1 – Космос – это огромное пространство выше неба, там не летают самолеты, там нет воздуха. И, чтобы изучать это пространство группа ученых под руководством профессора Королева изобрели I искусственный спутник Земли. Он был круглый с 4 антеннами. На нем были установлены приборы, которые передавали информацию на Землю. Итак, 4 октября 1957 года из Москвы прозвучало сообщение о запуске I спутника Земли.
Слайд 2 - Но ученые на этом не остановились. Они пошли дальше и вот в небо запустили II искусственный спутник Земли, но уже с пассажиром на борту. Это были собаки Белка и Стрелка, мухи, Обезьяны, кролики Марфуша и Звездочка, крысы и т.д. Для каждого животного готовили скафандры.
Слайд 3 - Но, наши ученые стремились узнать, как выглядит космос глазами человека. Они изобрели ракеты, которые могли доставить в космос космические корабли. И 12 апреля 1961года на весь мир по радио передали сообщение из Москвы о запуске очередного искусственного спутника Земли «Восток». Спутник стартовал с космодрома «Байконур». На его борту был 1 человек – Ю.А. Гагарин. Он облетел вокруг нашей Земли за 1,5 часа. Он увидел голубую Землю и совершенно черное небо.
Ю.А. Гагарин родился ещё до Войны, и с детских лет мечтал полететь в космос. Он много занимался, ходил в аэрокружок, учился в академии. Он стал первопроходцем проложившим путь к звездам.
С этого дня у нас в стране 12 апреля отмечают праздник «День космонавтики».
Слайд 4 - После Гагарина в космосе побывали многие космонавты, экипажи стали увеличиваться (2-3человека), среди них были и женщины.
Но первая женщина – космонавт опять была наша с вами соотечественница В. Терешкова. («Восток-6»).
Слайд 5 - Но на этом изучение космоса не остановилось. И вот по радио новое сообщение, в открытый космос вышел первый космонавт Алексей Леонов. Он покинул свой корабль и вышел в космос в специальном оборудованном скафандре.
Слайд 6 - Женщины не остались в долгу. В космос вышла первая Советская женщина С. Савицкая.
Слайд 7 - Ребята! Мы горды, что первый спутник, облетевший Землю, и первый человек, поднявшийся в космос – были люди нашей страны. Мы первыми вышли в открытый космос и облетели Луну.
Слайд 8 – Ребята, а каким должен быть космонавт?
Ответы детей
Динамическая пауза «Сделай, как я»
Викторина
Сидя за столами:
- Какая страна запустила 1 спутник?
- Кто был 1пасажиром II спутника?
- Кого назвали «Первопроходцем» космоса?
- Как звали 1 женщину космонавта?- Кто 1 вышел в открытый космос? (Леонов)- Как называлось место, откуда космические корабли отправлялись в путешествие? (Космодром)- Что такое скафандр?
Дидактическая игра
Итак, первое испытание на выносливость, мы прошли с вами в музее, а теперь 2-е (на логику)
(палочки Кюизенера – выложи количество слогов).
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она – большущий шар. (Зем – ля)
Бродит одинокоОгненное око.Всюду, где бывает, Взглядом согревает. (Солн – це)
Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету, Дети, кто, скажите, это? (Кос – мо – навт)
Не в первый раз, не в первый раз.
В огне и звуках грома Ракета в воздух поднялась с земного (Кос – мод – ро – ма)
Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной А зовут меня (Лу – ной)
Конструктивная игра
С помощью Геоконта и самой длинной резинки выложите силуэт космического корабля, как вы его себе представляете.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Космос»

Интегрированное занятие по художественному творчеству и окружающему миру в старшей группее группе

Тема: «Космос»

Цель : продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им; закреплять представление о космосе, планетах нашей вселенной; закрепить навыки вырезания фигур нужной формы.

Оборудование: презентация «Космос», муз. «Гимн России», кисти, клей, ножницы, цветная бумага, фото детей.

Ход занятия

Звучит музыка, дети входят в зал и рассаживаются по стульчикам.

Восп .: дети, сегодня я предлагаю вам окунуться в бесконечность нашей вселенной. А для этого мы с вами вспомним какие планеты существуют в нашей галактике, кто был нашим первым космонавтом. Поэтому предлагаю прослушать небольшой рассказ.

Посмотрите на этих малышей – они с интересом смотрят в ночное небо! Там столько красивых звезд! Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле!

И вот однажды они решили полететь в космос! К звездам! Для полета в космос люди построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь к звездам.

Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!». Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо.

В космосе он увидел много разных планет, они крутились вокруг одной самой яркой планеты, которую называют Солнце.

Восп .: ребята, давайте вспомним, какие планеты есть в нашей солнечной системе.

Дети: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Плутон, Юпитер, Уран, Нептун, Сатурн.

Восп .: Молодцы, все вспомнили. А еще космонавты увдели там звезды. Они так далеко находятся от нашей земли, что кажутся нам лишь маленькими точками.

Восп. : Сейчас Никита расскажет нам стихотворение о звездах.

Никита:

Что такое звёзды?

Если спросят вас -

Отвечайте смело:

Раскалённый газ.

И ещё добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор - Каждая звезда!

Восп. :Ребята, а вы знаете кто был первым космонавтом в России?

Дети : да, Ю. Гагарин.

Восп. : Правильно, это Юрий Гагарин.

А знаете ли вы, какие звери посетили первыми космос?

Дети: собаки.

Восп.: правильно, их звали Белка и Стрелка.

Звучит музыка, входит собачка «Белка»

Белка : здравствуйте, я слышала, что вы в космос собираетесь.

Восп. : да, собираемся.

Белка: а знаете ли вы, что в космос берут только подготовленных людей?

Восп.: знаем, только мы не знаем как нам подготовиться к полёту.

Белка : а я вам помогу. Давайте встанем в круг и сделаем зарядку.

Упражнение 1 . Бег по комнате - для разминки.

Упражнение 2 . Ходьба на носочках, на пяточках, ходьба по массажной дорожке (любой другой массажной поверхности – крупе, камушкам, карандашам и т.п.).

Упражнение 3. Тренируем вестибулярный аппарат (все как у настоящих космонавтов). Дети садятся на мячики и крутят попой в разные стороны.

Белка: молдцы, теперь вы готовы лететь в космос, вот только ракета то у вас есть?

Восп. : есть, только её надо достроить.

Белка : ну что ж, пойдемте достраивать, а то и мне уже захотелось поскорее отправиться с вами в косвос.

Ребята рассаживаются за столы с рабочим материалом.

Восп. : ну вот Белка, наша ракета готова.

Белка : ой какая красивая. Теперь я за вас спокойна. Остается пожелать вам счастливого пути, а я побегу к Стрелке и расскажу ей о том как вам помогла отправиться в космос. До свиданья!

Дети : До свиданья!

Восп.: ребята, в космос мы лететь готовы, но не совсем. Хороший космонавт перед полетом должен отдохнуть и подкрепиться хорошенько. Поэтому предлагаю для начала отправиться в группу чтобы еще раз отдохнуть перед полетом.

Екатерина Толстенева

Задачи : закреплять и расширять знания детей о первооткрывателях космоса, о подготовке, быте и значении космонавтов; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, спутник и др.); формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Ход занятия

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Они хотели летать, хотели узнать о небе. Воплощая мечты о полете, люди придумали волшебный ковер-самолет. Затем, с развитием науки, - дирижабль, самолет. И вот К. Э. Циолковский первым заявил о том, что человек может полететь в космос. А С. П. Королев сконструировал первую ракету «Восток».

Сначала в космос полетели спутники, затем собаки (Белка и Стрелка). После множества испытаний в космос отправился человек: Ю. А. Гагарин. Он один раз облетел вокруг Земли за 108 мин. За этот подвиг он получил звание Героя Советского Союза. С 12 апреля 1961 г день полета А. Ю Гагарина в космос был объявлен Днем космонавтики. С тех пор люди начали покорять космос. Первую женщину-космонавта звали В. Терешкова. Первый космонавт, вышедший в открытый космос был А. Леонов.

Физкультминутка «Подготовка космонавтов»

Прежде чем космонавты летят в космос, они проходят специальные тренировки. Например, они делают упражнения. Давайте мы с вами тоже попробуем сделать эти упражнения.

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Вправо-влево повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать…

Презентация «Покорение космоса» (продолжение)

Космонавты готовятся к выходу в космос от 5 до 10 лет. Занятия проходят в учебных классах, спортивных залах, на стремительно вращающейся центрифуге(«космическая карусель»). Будущие космонавты много внимания уделяют полетам на самолетах, прыжкам с парашютом, работе в «гидробассейне невесомости», учатся переносить перегрузки и невесомость, жару и холод.

Основной станцией, на которой находятся космонавты в наши дни, является международная космическая станция. Космонавты могут находится на ней продолжительное количество времени (до нескольких месяцев).

Что едят космонавты?

Космонавты во время полётов едят из тюбиков. Ну и консервы пришлись очень кстати. Или же пища должна быть в виде высушенного концентрата, герметично упакована и стерилизована облучением. Еда после такой обработки уменьшается чуть ли не до размера жвачки. Все, что нужно сделать - залить ее горячей водой. И можно подкрепляться!И никаких крошек на орбите Ведь попади какая-нибудь мелкая частица в прибор, может случиться непоправимое. Пюре, в которое превращена еда, хоть и похоже на детское питание внешне, по вкусу вполне годится для взрослых людей. Мясо с овощами, с черносливом или крупами, смородиновый, яблочный или сливовый соки, супы и шоколадный сыр, котлеты, жареное мясо, сэндвичи, спинки воблы, свежие фрукты - далеко не полное меню космонавтов. А сейчас на космических кораблях и станциях есть даже специальные печки, в которых можно подогревать еду.

Подвижно-дидактическая игра «Подбери еду для космонавтов»

На столе находятся разные наборы еды: тарелки с муляжами продуктов, чашки с жидкостью, тюбики и консервные банки. Детям предлагают объединиться в две команды. Одной команде нужно собрать в корзину продукты, которые могут употреблять космонавты на орбите, другая команда собирает продукты, которые нельзя употреблять в космосе.

Презентация «Покорение космоса» (продолжение)

Чем занимаются космонавты на орбите и какую пользу они приносят людям?

Исследования в космосе:

Биологические (выращивают растения, проводят различные опыты).

Медицинские наблюдения (влияние космоса на организм);

Технические наблюдения (обеспечивают космическую и радиотелевизионную связь, изучает поверхность земли, сообщают о местах где обнаружены полезные ископаемые).

Викторина по слайдам презентации


Имя человека, впервые заявившего о возможности полета в космос?

Имя человека, сконструировавшего первую ракету?

Что впервые запустили в космос?

Кто первый полетел в космос?

Кто из людей первым побывал в космосе?

Как назывался первый космический корабль?

Как звали первую-женщину-космонавта?

Как готовят космонавтов?

Что едят в космосе?

Чем занимаются космонавты на орбите?

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности:

«Покорение космоса»

в старшей

Подготовил: воспитатель Степанова Г.Ф.

Виды детской деятельности:

игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Ц е л и: познакомить детей с историей освоения космоса и с пер в ыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;

Совершенствовать навы ки счета в пределах 10; учить понимать о т нош е ния рядом стоящих ч и сел: 6 и 7, 7 и 8 , 8 и 9 , 9 и 10 .

Р аз вивать умение ориент и роваться на листе бумаги, опре д елят ь с т ороны , углы и середину лис т а .

Про д о л жать формировать ум ение видеть в окружающих предме т а х фор м у з накомы х г ео м е т р ич ес ких ф игу р (п л оск и х ) .

П л а н и р у е м ы е рез у л ь т а ты:

Уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения;

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е:

Презентация «Он первым на планете подняться к звездам смог»

Книги о космосе, портреты космонавтов

Кар т инк а с изображением космическо г о прос т ранства и к осмич е ско г о корабля , м яч, кар т очки с и з ображе н ие м пре д метов ра з ной фор м ы (по ко л ичеству д ете й ) , си л у э тно е из обра жени е ракеты , состоя щ е й из г еометрических фигур, соответс т в у ющих э мблемам д ете й, шнуры , фи з культурные палки .

Ра з даточный материа л.

Г ео м етрические фигуры- э мбле м ы (по ко л ичест в у д етей), наборы плоски х гео м етрических фи г ур , л и сты бумаг и, круги .

Музыкальное сопровождение

Вводное слово воспитателя.

Отгадай т е загадку:

Чудо - птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

(Ракета . )

- Сегодня мы с вами совершим путешествие на космической ракете и постараемся узнать, как люди стали осваи в ать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики .

Рассказ воспитателя о покорении космоса.

(сопровождается показом презентации)

П ро йдут г о ды, д еся тил е тия, века , н о эт о т день 1 2 апрел я люди бу дут по мнить все гда . именн о с эт о го дн я - 12 ап р е л я 196 1 г о да - чело в ек начал осво ен ие кос м оса . В Росси и мы ча е м Д ен ь к ос мо нав тики в о зн а м енова ни е п е рво г о по ле та че л овека в к ос м ос . Р ань ше , давным- да в н о , ког д а л ю ди толь к о н а чинали уз на ва т ь Зе м лю , о н и пре д ставлял и е е пер е вер н у т о й ч которая п око ит ся на трех гигантских сл о н а х , в аж н о с т оящ их на п а нц и ре о г ро мн о й череп а х и. чудо - черепаха пла в ае т в мо р е - океан е , а весь мир н ак ры т хру с т а ль ны м куп о л о м н еба с о мн ожест вом св е ркающих звезд . С тех пор прошл о несколько тыс я ч л е т . На нашей З емле вырос ло поко л ений до б рых и умных людей . Они п о строили к о рабли и, со в е р ш ив кругосветны е пу т ешествия, узнали, ч т о Зе м ля - ш а р. А астр о н о м ы д о каз а ли , что Зе мл я в ращае т ся в о круг С о лнца , один обор о т з а го д , а во к р уг своей ос и - за 24 ча с а. 12 а пре л я 1 961 г о да - день п олета первого в мире космон ав та, гражд а нина Рос с ии Ю р и я Гага р ина . Эт о т д ень с т а л бо ль ш им все нар одным праздником в честь летчиков - космона в то в , к о нструкт о р ов , инжене р о в , служащих и рабочих, ко т орые со з дают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли .

В космической р акете

С назв а ни е м «В ос т о к»

Он п ерв ым на п ла нете

Поднятьс я к зв ё здам с м о г .

Поёт об этом песни Весенн яя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апр е ль .

В . Сте п а н ов

Кем же был Гагарин?

Юрий Алексее в ич Гагарин родился в семье колхозника в деревне Клушино Гжатского района

С м оленской облас т и . В 1951 г . он с отличием окончил ремесленное училище в по д f ном г . Люберцы (по специальнос т и формовщик - литейщик) и одновременн о школу рабо чей мо лодёж и . В 1955 г. - с отличием индустриальный техникум и аэ р оклуб в Са р атове , поступ и, Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им . К . Е. Во р ошилова, кото р ое о кончил в 1957 го д у . Затем служил военны м л ётчиком в частях истребите л ьной авиации Северно го фло та , с 1960 г. в отряде космонавтов , с 1961 г . с т ал его командиром . В 1968 г . с отличием 1)" воен н о-во з душную инженерную ака д емию им . Н . Е . Жуковского .

После полёта в космос Гагарин пос т оянно совершенств ов ал своё мастерс т во и обуча л ко с мо н автов . Он т р агически погиб в ави а ционной катаст ро фе при выполнении тренировочного полё т а на самолёте. В цел я х увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатски й С моленско й области переименованы в горо д Гагарин и Гагаринский ра й он . имя Гагар ин при своено Военно-воз д ушной ака д е ми и в Монино. Учреж д ена стипен д ия и м . Ю. А . Гагар курсан т ов военных авиационны х училищ. Междунаро д но й авиационной федерацией (ФАИ) учреж д ена ме д аль им. Ю . А . Гагарина . имя Гагарина нося т Центр подготовки космонавто в. _ учеб н ы е заведения , улицы и площа д и многих г оро д о в мира . В Москве , Гага р ине , З вё здн о м г Софии установлены памя т н и к и к осмона в ту; мемориальный дом - музей в Гагарине . Имен ем Гага рина назван кратер на Луне .

Да , эт о верно - не забу д ем ни ма л ой мелочи о нём .

И жизнь его изучат люди

Всю - г о д з а годом, д ень за днём .

Он вровень встал с гря д ущим веко м. Но скорбь лишь глубже оттого,

Что до бе с смертья своего

И он был смертным челов е ком .

В. Туркин

В ря д у д есятилетий каждый год Мы м етим новыми Космическими вехами.

После Юрия Гага р ина в косм о се побывало 436 чело в ек .

Но помним:

К звез д а м начался поход

С гагаринского

Русского «П о ехали! »

Игровая ситуация

« Поле т в космос » .

Восп и татель вместе с детьми рассм а тривае т и ллюстрации с изображ ени е м кос м ическо г о прос т ранства и кос мич еско г о к орабля . Пре дл а г ае т совер ш и т ь поле т в космос и р аздает эм б л е мы в фо рм е р аз н ых г еометрическ и х фигу р .

Тренировка « космонавтов » пере д по л е т ом.

Дид а к т ич е ская игр а « Сч ит ай д ал ь ш е» .

Иг ра прово ди тся с мячо м . Восп итат е ль наз ыв а е т чи с л о , пере д а вая м я ч ребенку, а д ети считают от названно г о чис ла до 10.

Игра «Назови сосе д ей » .

Воспи т ате л ь н а з ыва е т число , а де ти е г о с о с едей (на о дин бо льше

и на од и н меньше) . .

Под музыку дети имитируют поле т .

Иг ровое упраж н ение «Найди с в о й с ув е нир» .

Д ети п риземляю т ся н а неи з вес т ную п л ан е ту. Н а с тульчи ка х и под око н никах разложены карточки с из ображ ением п ре дм е т ов р а з н о й формы. Дети находят «сувенир» , форма которо г о соо т ве тст вуе т фор м е э мб л е м ы, и объясняю т свой выбор.

П о д музыкальное сопровождениеден и е д е ти имити рую т п о ле т .

Игровое упражне н ие « Соберем ра ке т ы » .

Воспитатель показывает маке т раке т ы (с ил у эт но е из ображен ие) и пре дл а гает д е т ям помочь иноплане т я на м собр ать к ос миче с кие к ора б ли . Д е ти з апоминают строение ракеты и вык л а дыва ю т та к и е же и з гео метрических фигур , сто я у сто л ов .

П о д м у з ыкальное сопровождение п о л е т п р од о лжается .

В ос питате ль предла гае т про д о л жи т ь по л е т с п о м о щь ю ручн о г о уп равления . Дети берут листы бума г и и устанав лив аю т к руг - п ульт уп р а в л ения в середине лис т а .

Вос питател ь д ае т ко манд ы :

- впер ед и пла нет а Ма рс , ее н а д о обле т е ть, пе р ев е дя пул ь т у пр авл ения в верхний пр а вый у г ол;

- на вс т ре чу на м д в и ж ет с я м е т еор итный дождь , пер ево дим пуль т у пр авл ен ия в ни ж н и й л евы й у г о л ;

- приближае м ся к искусственном у сп утнику З е мли и п ерево дим п у ль т управления в нижний правы й уг о л;

- п е ресекае м со з ве здие Бол ьшой Медведицы и пе р еводим пульт у пр а в л ен и я в верх ний ле вы й у г о л;

- п ереходим на автомати ч еское упр авление, п ере в о д я п у льт у пр а вл ен ия н а сере д ину .

П о л е т п ро д о л ж а е т ся п о д м уз ыку.

Иг ра « На й д и сво й кос м одро м».

Д ет и пр и земляются на свои к ос м одромы , формы которых соответс т вуют формам эмбле м (кос м одро https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

К далеким планетам Пути полегли - По трассам Вселенной Летят корабли. По трассам Вселенной Ведут корабли Отважные люди Земли.

Ежегодно 12 апреля в России и в странах всего мира отмечают Международный День космонавтики - первый полет человека в космос - космонавта Юрия Гагарина. Волей судьбы 1961 год не только для России, но и для всей планеты стал исторической датой - Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль-спутник «Восток». Длительность полета составила 1 час 48 минут. Корабль сделал один виток вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от Земли Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза, а день 12 апреля объявили государственным праздником - Днем космонавтики.

12 апреля 1961 года, был начат отсчет космической эры человечества - на корабле "Восток" стартовал первый космонавт Юрий Гагарин.

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалёку от города Гжатск (ныне Гагарин). По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902 - 1973), - плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903 - 1984), - свинарка. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась. 24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск.

9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

Мать и сын Вот оно, свершилось, это чудо! …Мать идёт – посторонись, народ: Сын вернулся, да ещё откуда – Из самих космических широт! Это он ворвался в наше завтра, Что самой фантастике под стать… Первого на свете космонавта Обнимает и целует мать. И с такой материнской силой, Радость всенародную деля, Обнимает сына вся Россия, Рукоплещет сыну вся Земля!

Он первый А вы сумели бы, как он, Прорвав земное тяготенье, Раздвинув звёзд столпотворенье, Воздвигнуть над планетой трон? Там звёзды, весело кружа, Ему дорогу освещали, Маня в непознанные дали И расступаясь не спеша. Да! Он был первым из землян! Эпохи космоса – начало! И имя Юрий прозвучало По репродукторам всех стран. С тех пор прошло немало лет. Прогресс шагает с нами в ногу, Но помнят люди ту дорогу, В сердцах оставившую след. (В. Гринцов ■)

Сказал « поехали » Гагарин, Ракета в космос понеслась. Вот это был рисковый парень! С тех пор эпоха началась. Эпоха странствий и открытий, Прогресса, мира и труда, Надежд, желаний и событий, Теперь все это – навсегда. Наступят дни, когда пространство Кто хочет, сможет бороздить! Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй! Никто не сможет запретить! Вот будет жизнь! Но все же вспомним, Что кто-то первым полетел … Майор Гагарин, парень скромный, Открыть эпоху он сумел.

«Юрий Гагарин» В космической ракете С название «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

27 марта 1968 года он погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полётов. Похоронен у Кремлёвской стены на Красной площади.

КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО (РОСКОСМОС)| Биография Ю.А.Гагарина Биография Ю.А.Гагарина. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР... federalspace.ru › Федеральное космическое › ?id=88 ещё копия COSMOC ВПТ:: 50 ЛЕТ ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС » Биография Ю.А. Гагарина БИОГРАФИЯ ЮРИЯ ГАГАРИНА »Биография ». ...Семья, в которой я родился, самая обыкновенная... cosmos.technicum.ru › gagarin /index_1.html ещёкопия OSMOS . TECHNICUM . RUS . TECHNICUM . RU 30сайт научной тематики - стихи, песни Биография Юрия Гагарина. первый полет челов... Первые космонавты. … стихи, песни. Константин СИМОНОВ."САМЫЙ ПЕРВЫЙ". Рассвет. ilmir.ucoz.ru › index / stikhi_pesni /0-13 ещёкопия Гагарин, Юрий Алексеевич - Википедия Биография Семья Психологическая характеристика


МБДОУ детский сад №156

Конспект занятия
По познавательному развитию
В старшей группе на тему:
«Покорение космоса»

Выполнила:
Кузнецова Ольга Юрьевна
Воспитатель старшей группы
город Тверь

2016 год
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Покорение космоса».
Кузнецова Ольга Юрьевна Воспитатель МБДОУ детский сад № 156. Первая квалификационная категория.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция с другими областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Программное содержание:
Расширить представление детей старшего дошкольного возраста о космических полетах.
Познакомить их с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики,- К.Э. Циолковским, С.П. Королевым.
Закрепить знания детей 6-го года жизни о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
Подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию того, что летчиком-космонавтом может быть только здоровый, тренированный, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.
Воспитывать у детей интерес к космонавтике, чувство патриотизма и гражданственности через гордость за свою великую страну- Россию.
Структура:
Организационный момент: 0,5 минут.
часть: 4,5 минуты.
часть: 1 минута.
часть: 10 минут.
часть: 2 минуты.
часть: 5 минут.
Игровая мотивация (организационный момент): Отгадывание загадки о теме занятия.
часть: вступительное слово воспитателя о первых покорителях космоса;
часть: исполнение отрывка из песни А.Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был?» /запись/;
часть: рассказ воспитателя о первом космонавте Земли Ю.А. Гагарине с чтением отрывка из рассказа В.Бороздина «Первый в космосе»;
часть: физкультурная минутка «Мы летим в космос»;
часть: создание коллективной работы «Далекий космос» аппликация.
Итог: Покорение космоса продолжается- создание альбома «О космосе».
Общее время: 23 минуты.
Резервное время: 1-2 минуты.
Контроль за усвоением детьми программного содержания:
часть: правильные ответы детей на вопросы воспитателя;
часть: внимательное прослушивание отрывка из песни А. Пахмутовой о первом космонавте Земли, гражданине России - «Знаете, каким он парнем был?»;
часть: усвоение детьми материала познавательной беседы о Ю.А. Гагарине;
часть: точное и быстрое выполнение детьми команд воспитателя;
часть: создание красивой аппликационной картины «Далекий космос» для познавательной зоны старшей группы.
Организация детей:
часть: сбор детей в познавательной зоне (+ книжный уголок);
часть: свободная посадка на ковре;
часть: посадка на стульчики перед одним большим столом;
часть: свободное перемещение детей на ковре;
часть: посадка на стульчики за одним большим столом.
Оборудование: доска с магнитами, музыкальный центр, диск с записями песен и мелодий.
Демонстрационный материал: фотографии российских ученых- К.Э. Циолковского и С.П. Королева, первого космонавта Земли - Ю.А. Гагарина, собак, побывавших первыми в космосе - Белки и Стрелки, различных иллюстраций о космосе.
Раздаточный материал: заготовки звезд, планет, ракеты и ее частей, изображение космонавта.
Предварительная работа: чтение детской художественной литературы о покорителях космоса (В. Гагарин «Грустная история Найденыша», Ю. Гагарин «Шла война», В. Терешкова «Старт корабля «Восток-6», А. Леонов «Шаги над планетой», Ю. Яковлев «Трое в космосе» и др.); рассматривание иллюстраций в книгах, картинок, репродукций с картин советских и российских художников о покорителях космоса, о далеком космосе; организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Космодром», «Юные исследователи космоса»; конструирование «Готовим ракету к полету»; оригами «Космонавт»; оформление выставки детских работ «12 апреля - День российской космонавтики»; организация выставки книг, пособий, альбомов и др. о космосе и космонавтах.

1 часть. Воспитатель: «Ребята! Человек с давних пор стремился в небо, он хотел летать высоко-высоко, как птицы, даже еще выше птиц...Но у него не было крыльев и тогда он стал изобретать летательные приборы. Какие?»
-Ответы детей (воздушные шары, дирижабли, аэропланы, аэростаты, вертолеты, самолеты и...шары-спутники, ракеты).
Догадайтесь, о каком летательном аппарате говорится в этой загадке:

Чудо-птица, алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную... (ракету).

Кто же в России придумал первую ракету?
- Наш русский ученый и изобретатель из маленького городка Калуга Константин Эдуардович Циолковский. (Воспитатель показывает портрет ученого).
Он долгими вечерами наблюдал за звездами в телескоп, проводил расчеты, делал чертежи и... придумал ракету, но не успел ее сделать.
И только через много-много лет другой ученый-конструктор - Сергей Павлович Королев (воспитатель показывает портрет ученого) вместе со своими помощниками смог сконструировать и изготовить сначала первый космический спутник, в котором вокруг Земли летали собаки- Белка и Стрелка, а потом ракету, на которой 12 апреля 1961 года в космос впервые полетел человек.
Словесные:
-вступительное
слово педагога;
-вопросы-ответы;
-загадывание
загадки;
-краткий рассказ об ученых- изобретателях и первых полетах в космос.

2 часть. Воспитатель: «Кто же был первым космонавтом Земли?»- Ответы детей.
-Это был Юрий Алексеевич Гагарин, гражданин России. (Воспитатель показывает портрет Ю.А. Гагарина. Звучит отрывок из песни А. Пахмутовой «Знаете каким он парнем был?»).

Словесные:
-вопрос-ответ. Наглядные:
-портрет, илл.

3 часть. Воспитатель: «Юрий Гагарин открыл людям дорогу в космос благодаря своему труду, упорству, летному мастерству. До 1960 года он служил военным летчиком в частях истребительной авиации Северного флота, затем был принят в отряд космонавтов, а через год стал его командиром.
День 12 апреля - стал всенародным праздником в честь летчиков- космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли, искусственные спутники Земли.»

В космической ракете Поет об этом песни
С названием «Восток» Весенняя капель:
Он первым на планете Навеки будут вместе
Подняться к звездам смог. Гагарин и апрель. /В.Степанов/.

Что чувствовал Ю.А. Гагарин во время своего первого в мире космического полета, что он пережил, мы узнаем из рассказа Виктора Бороздина «Первый в космосе». Послушайте внимательно. (см. в Приложении).
Словесные:
-краткий рассказ воспитателя;
-чтение отрывка из стихотворения о Ю.А. Гагарине;

Чтение рассказа; -вопросы-ответы.

4 часть. Воспитатель: «Ребята! Как вы думаете, каким должен быть космонавт?»
- Ответы детей. Воспитатель суммирует: «Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, мужественным, смелым, т.к. во время космического полета человек испытывает огромные физические и психические перегрузки. А если сбой системы или какие-то поломки на корабле... Космонавт должен быть ко всему готовым. Хотите проверить на выносливость себя, как будущих летчиков и космонавтов?» - Да, хотим.
Тогда займите и.п. на ковре для проведения физкультминутки

«Мы летим в космос».

Разомнем мы ручки, ножки
И побегаем немножко.
Полетим мы в темный космос
К самым дальним, дальним звездам.
(Дети выполняют под музыку и слова педагога).

Словесные:
-вопросы-ответы;
-суммирование
(подведение
итогов дискуссии);
-предложение.

5 часть. Воспитатель: «Ребята, присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Сегодня мы с вами должны закончить большую картину «Далекий космос». Она украсит нашу познавательную зону и весь месяц апрель пройдет под девизом: «Вперед! Снова к звездам!».
(Дети, под тихую музыку, выполняют коллективную аппликационную работу под общим названием «Далекий космос»).

Практические:
-изготовление отдельных частей для коллективной работы.

ИТОГ: Дети вместе с воспитателем радуются красивой картине. В конце занятия воспитатель говорит: «После Юрия Гагарина в космосе побывало уже 440 человек. Мы многих космонавтов помним. Это и Алексей Леонов, первый космонавт, который вышел в открытый космос, это и женщины космонавты Валентина Терешкова и Светлана Савицкая (показ портретов) и многие другие.»

В ряду десятилетий каждый год Но помним:
Мы метим новыми К звездам начался поход:
Космическими вехами. С гагаринского
Русского «Поехали!» А может быть кто-то и из вас, когда вырастет, тоже захочет стать летчиком, космонавтом или конструктором, будет сам летать, изобретать новые летательные аппараты, на которых люди смогут открыть новые планеты.
Задание: собираем наглядный материал для альбома «О космосе».
Словесные:
-подведение итогов познавательной беседы;
-предложение
на будущее;
-«дача» задания.

ЛИТЕРАТУРА:
1.Е.А. Паникова, В.В. Инкина. Беседы о космосе. /Методическое пособие/.
М., ТЦ «Сфера», 2012.
2.О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом.
/Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/. М., ТЦ. «Сфера», 2001.
3.Наша Родина. /Пособие для воспитателей детского сада/.
Составители: Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. М., Просвещение, 1994.
4.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Автор-составитель Н.В. Лободина. Старшая группа.
Волгоград, изд-во «Учитель», 2013.
5.Ю.М. Нагибин. Рассказы о Гагарине, /сборник рассказов/.
М., изд-во «Детская литература», 1979.

ПРИЛОЖЕНИЕ.
Виктор Бороздин.
Первый в космосе.
Ракета неслась все дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее прижимало к креслу.
Тело стало вдруг невероятно тяжелым. Руки, ноги, каждый палец стали не своими, словно отлитыми из чугуна. Прошла всего минута полета, а Гагарину казалось, что он летит целый час. Грудь сдавило, дышать стало трудно.
А с Земли по радио уже спрашивали: «Как себя чувствуешь?» Надо ответить, но сказать хоть одно слово тоже не просто. Трудно даже открыть рот. И все же Гагарин нашел в себе силы: ведь недаром перед полетом он столько тренировался.
- У меня все в порядке, все в порядке,- передал он,- лечу нормально. Чувствую себя хорошо.
Ракета дрожала. Она словно изо всех сил спешила взлететь на ту высоту, которую ей указали ученые.
И вдруг стало тихо - это перестал работать двигатель. Но корабль мчался с огромной скоростью. Кабину больше не трясло, и к креслу прижимало все меньше. Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом, и тело его ничего не весит. Он поднял руку - она так и осталась приподнятой, поднял ногу - она не опускалась.
Захотел Гагарин записать в журнал свои наблюдения, посмотрел, а карандаша на месте нет: он плывет по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.
Ни есть, ни пить Гагарину еще не хотелось, но надо было попробовать, ведь еда в космосе тоже ничего не весит, и, как знать, сможет ли он ее проглотить? А что, если в горле застрянет? На Земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. Ну а тут?
Пища у Гагарина была специальная, «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом смородиновый сок. Все проглотил.
Вот только тогда, когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они черными ягодками поплыли по воздуху...