Дефицит когнитивных функций. Когнитивные нарушения головного мозга. Способы выявления причины имеющихся расстройств крайне разнообразны, к ним относятся


Введение

Когнитивные функции - наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.

Процесс рационального познания мира и целенаправленного взаимодействия с ним включает в себя четыре основных взаимодействующих компонента, с каждым из которых связана определенная когнитивная функция :
восприятие информации – гнозис
обработка и анализ информации – внимание, обобщение, выявление сходств и различий, формально-логические операции, установление ассоциативных связей, вынесение умозаключений (интеллект)
запоминание и хранение информации – память
обмен информацией, построение и осуществление программы действий – речь и праксис (целенаправленная двигательная активность)

Память - способность головного мозга усваивать, сохранять и воспроизводить необходимую для текущей деятельности информацию; функция памяти связана с деятельностью всего головного мозга в целом, но особенное значение для процесса запоминания текущих событий имеют структуры гиппокампового круга.

Гнозис - функция восприятия информации, её обработки и синтеза элементарных сенсорных ощущений в целостные образы; первичные нарушения гнозиса (агнозии) развиваются при патологии задних отделов коры головного мозга, а именно височной, теменной и затылочных долей.

Речь - способность обмениваться информацией с помощью высказываний; нарушения речи (афазии) чаще всего развиваются при патологии лобных или височно-теменных отделов головного мозга; при этом поражение височно-теменных отделов приводит к разного рода расстройствам понимания речи, а при патологии лобных долей первично нарушается способность выражать свои мысли с помощью речевых высказываний.

Праксис - способность приобретать, сохранять и использовать разнообразные двигательные навыки; нарушения праксиса (апраксии) чаще всего развиваются при патологии лобных или теменных долей головного мозга; при этом патология лобных долей приводит к нарушению способности построения двигательной программы, а патология теменных долей – к неправильному использованию своего тела в процессе двигательного акта при сохранной программе движений.

Внимание - отбор нужной информации, обеспечение избирательности различных программ своей деятельности, сохранение должного контроль над своим поведением; внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов; в отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет - оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них; внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой – психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность; внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.

Интеллект - способность сопоставлять информацию, находить общее и различия, выносить суждения и умозаключения; интеллектуальные способности обеспечиваются интегрированной деятельностью головного мозга в целом.

Прежде чем переходить к рассмотрению синдрома «умеренных когнитивных нарушений» необходимо рассмотреть такое понятие, как «возрастная когнитивная дисфункция».

Возрастная когнитивная дисфункция

В 1994 г. Международной психогериатрической ассоциацией при ВОЗ был предложен термин « возрастное когнитивное снижение » (англ. аging-аssociated сognitive decline) для определения ослабления памяти и внимания возрастного характера. Проведенные к настоящему времени исследования убедительно свидетельствуют, что для нормального старения характерны инволютивные процессы как центральной, так и периферической нервной системы. Со стороны центральной нервной системы процесс старения проявляется уменьшением объема и массы головного мозга, и числа синаптических связей. Наряду с уменьшением числа церебральных рецепторов имеет место и медиаторная церебральная недостаточность. С возрастом уменьшается число и плотность дофаминовых D2-рецепторов стриатума и снижается концентрация дофамина в подкорковых образованиях головного мозга. Следствием этого являются клинические проявления нормального старения, хорошо известные врачам-гериатрам: обеднение мимики, некоторая общая замедленность, согбенная, старческая поза, некоторое укорочение длины шага. Помимо моторных, при снижении уровня дофамина развиваются и «дофамин-чувствительные» когнитивные симптомы. Так, проведенные к настоящему времени исследования показали, что с возрастом снижается быстрота реакции, становится труднее усваивать и реализовывать новую программу действия, снижается уровень внимания и объем оперативной памяти. Указанные изменения не носят патологического характера, осознаются пациентами и не приводят к нарушению адаптации пожилых людей. Важно отметить, что при нормальном старении снижение памяти и других когнитивных способностей носит практически стационарный характер. Для дифференциального диагноза между физиологической возрастной когнитивной дисфункцией и начальными признаками патологического ухудшения высших мозговых функций существенное значение имеет анализ характера нарушений памяти. При нормальном старении забывчивость связана преимущественно со снижением активности запоминания и воспроизведения, в то время как первичные механизмы памяти остаются сохранными. В отличие от этого при болезни Альцгеймера нарушается сама способность усвоения новой информации. Поэтому внешняя организация процесса запоминания в сочетании с подсказками при воспроизведении в значительной степени компенсирует возрастную забывчивость, но малоэффективна при болезни Альцгеймера, в том числе на ранних ее стадиях. Эти данные легли в основу метода дифференциального диагноза нормального и патологического старения, впервые предложенного Гробером и Бушке.

Диагностические критерии связанного со старением когнитивного снижения, разработанные Международной психогериатрической ассоциацией ВОЗ (1994):
критерии включения
:
когнитивные нарушения, отражаемые в жалобах пациента или его ближайшего окружения
постепенное развитие нарушений и их наличие в течение минимум 6 месяцев
нарушения в одной из следующих сфер: памяти, внимания, мышления, речи, зрительно-пространственной ориентировки
результаты нейропсихологических тестов минимум на одно стандартное отклонение ниже нормы, разработанной для данной возрастной группы
критерии исключения :
наличие умеренного когнитивного расстройства по критериям МКБ-10
наличие соматической патологии, способной привести к когнитивным нарушениям
органическая патология головного мозга
выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства: депрессия, тревога, делирий и др.
употребление психоактивных веществ

Согласно указанным критериям, о синдроме «возрастного когнитивного снижения», не связанном очевидным образом с каким-либо установленным соматическим, неврологическим или психическим заболеванием, можно говорить в случаях ухудшения одной или нескольких когнитивных способностей, отклоняющихся от среднестатистических показателей для данной возрастной группы, превышающих их, но не достигающих выраженности деменции .

Таким образом, синдром «возрастного когнитивного снижения» занимает промежуточное положение между нормальным старением и патологическими изменениями, обусловленными органическим поражением головного мозга . По эпидемиологическим данным, распространенность «возрастного когнитивного снижения» составляет не менее 40% среди лиц старше 50 лет. Однако в повседневной клинической практике провести грань между «физиологическим» и «патологическим» ухудшением когнитивных способностей в пожилом возрасте весьма сложно, а нередко вообще не представляется возможным.

Умеренные когнитивные нарушения (расстройства)

Когнитивные нарушения, выходящие за пределы возрастной нормы, но не достигающие степени деменции, отмечаются у 11-17% пожилых и старых людей.

Согласно критериям МКБ-10 , синдром умеренных когнитивных расстройств (УКР; англ. mild cognitive impairment, MCI) может быть выставлен при условии наличия :
снижения памяти, внимания или способности к обучению
жалоб пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы
нарушения памяти и других высших мозговых функций, не вызывающих деменцию и не связанных с делирием
органической природы указанных расстройств

Диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (УКН) по J. Touchon, R. Petersen (2005) :
когнитивные нарушения по словам пациента и/или его ближайшего окружения (последнее предпочтительнее)
признаки ухудшения когнитивных способностей по сравнению с индивидуальной нормой для данного индивидуума, которое произошло в недавнее время
объективные свидетельства когнитивных нарушений полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонения от среднестатистической возрастной нормы)
нет нарушений привычных для пациента форм повседневной активности, однако могут быть трудности в сложных видах деятельности
деменция отсутствует - результат краткой шкалы оценки психического статуса составляет не менее 24 баллов

Клинические особенности синдрома УКН разнообразны и определяются характером основного заболевания, которое является причиной нарушений.

R. Petersen и соавт. выделяют три основных клинических варианта синдрома УКН :
амнестический вариант , при котором в клинической картине доминируют нарушения памяти
УКН с множественной когнитивной недостаточностью , для которого характерно одновременное ухудшение нескольких когнитивных функций
УКН с преобладанием нарушений в какой–либо одной когнитивной сфере при сохранной памяти

О.С.Левин, Л.В.Голубева (Кафедра неврологии РМАПО, Москва) выделяют четыре клинических варианта УКР (с учетом характера мнестических нарушений и возможности взаимодействия когнитивных функций) :
амнестический тип с характерным дефектом эпизодической памяти, связанным с нарушением запоминания (дефект воспроизведения, опосредованного запоминания и узнавания); в тесте на свободные и направленные вербальные ассоциации возможно также снижение семантически опосредованной речевой активности
дизрегуляторный (лобный) тип , характеризуется преобладанием дисфункции лобных долей, которая может быть связана с первичной патологией лобной коры или является вторичной по отношению к патологии глубинных структур (подкорково-лобный синдром); при этом типе возможно вторичное снижение памяти с дефектом воспроизведения, но сохранным узнаванием и опосредованным запоминанием; характерно также снижение речевой активности (особенно уменьшение числа фонетически опосредованных ассоциаций)
комбинированный (мультифункциональный) тип УКР, характеризующийся сочетанием амнестического синдрома гиппокампального типа (с нарушением воспроизведения и узнавания) с нарушением регуляторных или других когнитивных функции
УКР с преобладающим нарушением какой-либо иной когнитивной сферы , например зрительно-пространственных или речевых (дисфазические) нарушений

Следует подчеркнуть, что у большинства больных с УКР выявляется нарушение нескольких когнитивных функций, тогда как в чистом виде монофункциональный тип УКР наблюдается относительно редко. Поэтому при выделении различных типов УКР речь идет об относительном доминировании того или иного типа нарушений. Необходимо также отметить, что наиболее универсальным типом когнитивных нарушений является ослабление памяти, выявляемое примерно у 85% пациентов с УКР, и определение его природы играет ключевую роль в дифференциации различных вариантов УКР.

Диагноз УКР является по существу синдромальным . Констатация наличия когнитивных расстройств, выходящих за пределы возрастной нормы, недостаточна для понимания природы заболевания и выработки терапевтической тактики. Синдром УКР не является результатом только возрастных изменений головного мозга или дисметаболических когнитивных расстройств, развивающихся в результате соматической патологии - синдром УКР полиэтиологичен и может развиваться как «доклинические» проявления целого ряда неврологических заболеваний, наиболее часто наличие синдрома УКР является либо проявлением дебюта болезни Альцгеймера и сосудистой мозговой недостаточности, либо сочетанного сосудисто-нейродегенеративного процесса. Поэтому пациенты с синдромом УКР подлежат тщательному клиническому и инструментальному обследованию с целью выявления возможной причины нарушений.

Синдром УКН в большинстве случаев является прогрессирующим состоянием . По эпидемиологическим данным, 10–15% случаев УКР в течение одного года трансформируются в деменцию, а за 4 года наблюдения деменция развивается у 55–70% пациентов с синдромом УКН. В некоторых случаях, однако, умеренные когнитивные нарушения остаются стационарными в течение весьма длительного времени. Нередко встречаются также случаи обратимого синдрома УКН. Риск прогрессирования когнитивных нарушений и развития деменции выше в старших возрастных группах, при плохих результатах нейропсихологических тестов, при наличии атрофии гиппокампа на МРТ головного мозга, а также у лиц с отягощенным семейным анамнезом по деменциям.

Диагностика синдрома УКР

Диагностика синдрома УКР базируется :
на субъективных жалобах пациента на снижение памяти и умственной работоспособности (или жалоб родственников или ближайшего окружения)
на данных объективных методов исследования

Примерно у половины пациентов с активными жалобами на снижение памяти применение простых скрининговых шкал не подтверждает наличия когнитивных нарушений. Самой частой причиной субъективных жалоб на снижение памяти при отсутствии объективного подтверждения являются эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности или снижения фона настроения (включая депрессюию). Поэтому всем пациентам с жалобами на снижение памяти следует тщательно оценивать эмоциональную сферу.

Для объективизации когнитивных нарушений используются нейропсихологические методы :
набор нейропсихологических методик должен быть достаточно простым, чтобы обеспечить диагностику синдрома УКР на этапе первичного неврологического консультирования, но в то же время достаточно чувствительным к относительно небольшим по выраженности когнитивньм расстройствам
в клинической практике обычно применяются более простые методики, хорошо зарекомендовавшие себя в скрининговой диагностике деменции - краткая шкала исследования психического статуса (англ. – Mini–Mental State Examination) и тест рисования часов
для уточнения диагноза нередко бывает необходимо динамическое наблюдение за пациентом и повторные клинико–психологические исследования - нарастание выраженности когнитивных нарушений со временем является одним из наиболее надежных признаков патологического характера когнитивных расстройств
использование клинических шкал, которые содержат описания наиболее типичных когнитивных, поведенческих и функциональных симптомов, характерных для ранних стадий болезни Альцгеймера и других нейрогериатрических заболеваний - клиническая рейтинговая шкала деменции (КРШД) и общая шкала нарушений (ОШН)

Диагноз УКР является, по существу, синдромальным, поэтому пациенты с синдромом УКР подлежат тщательному клиническому и инструментальному обследованию с целью выявления возможной причины нарушений :
начальных признаков нейродегенеративного процесса
сосудистой мозговой недостаточности
других неврологических заболеваний

При этом о возможной начинающейся болезни Альцгеймера будет свидетельствовать :
преобладание в клинической картине нарушений памяти
быстро прогрессирующий характер расстройств
отсутствие очаговой неврологической симптоматики
атрофия гиппокампа при МРТ головного мозга

Важным этапом дифференциального диагноза синдрома УКР является исключение вторичного характера когнитивных нарушений по отношению к системным метаболическим расстройствам.

Поиск причины УКР должен проводиться систематически и обязательно включать следующие этапы :
исключение связи УКР с побочным действием лекарственных средств (особенно имеющих седативный или холинолитический эффект)
исключение заболеваний, вызывающих когнитивный дефицит, который потенциально обратим при специфической терапии , - например, гидроцефалия, эндокринопатии (сахарный диабет, гипотиреоз, тиреотоксикоз), заболевания легких и сердца (особенно протекающие с сердечной и дыхательной недостаточностью), токсические и дисметаболические энцефалопатии (например, связанные с дефицитом витамина В12 или тиамина, заболеваниями печени и почек), некоторые системные (системная красная волчанка, саркоидоз, васкулиты) или инфекционные заболевания (нейросифилис, нейроборрелиоз и др.); для выявления этих заболеваний может потребоваться дополнительное лабораторное или инструментальное обследование
дифференциация УКР, связанного с сосудистым поражением мозга (цереброваскулярного типа УКР) от ранней стадии болезни Альцгеймера (альцгеймеровского типа УКР) и возрастной когнитивной дисфункции

В пользу сосудистой мозговой недостаточности говорят связь нарушений с перенесенными инсультами, наличие очаговой неврологической симптоматики, а также постишемических кист и выраженных изменений белого вещества при МРТ головного мозга.

Целесообразно выделять по крайней мере три основных варианта цереброваскулярного УКР :
постинсультное УКР (выявляется примерно у половины пациентов, перенесших инсульт, и может существенно затруднять процесс реабилитации)
УКР, возникающее как проявление дисциркуляторной энцефалопатии , как правило, связанной с преимущественной патологией мелких мозговых сосудов
УКР, возникающее на фоне стенозирующего атеросклероза магистральных артерий головного мозга и часто связанное с микроэмболизацией сосудов мозга

Для диагностики цереброваскулярного типа УКР важное диагностическое значение могут иметь :
наличие факторов риска цереброваскулярного заболевания (артериальная гипертензия, гиперлипидемия, сахарный диабет, нарушение сердечного ритма, курение и др.)
анамнестически, клинически или инструментально подтвержденные признаки поражения мозговых сосудов (например, данные ультразвукового исследования или ангиографии) и/или вещества мозга (например, выявляемые при осмотре очаговые неврологические симптомы либо данные КТ и МРТ головного мозга)
наличие неравномерного (ступенеобразного) прогрессирование с чередованием периодов резкого ухудшения, частичного регресса и относительной стабилизации

Лечение синдрома УКР

Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений преследует две основные цели :
вторичная профилактика деменции, замедление темпа прогрессирования когнитивных расстройств;
уменьшение выраженности уже имеющихся нарушений с целью улучшения качества жизни пациентов и их родственников.

Принципы лечения синдрома УКР :
индивидуальность
направленность на те патогенетические факторы нарушений когнитивных функций, которые определяются при клиническом и инструментальном исследовании в каждом конкретном случае
основные группы фармакологических препаратов , которые могут применяться при наиболее частых патогенетических вариантах синдрома УКР (связанных с начинающейся болезнью Альцгеймера, сосудистой мозговой недостаточностью или сочетанием обоих патогенетических факторов):
- ингибиторы ацетилхолинэстеразы (реминил, ривастигмин) - являются препаратами первого выбора для лечения болезни Альцгеймера; теоретически, чем раньше будут назначены ингибиторы ацетилхолинэстеразы, тем больше ожидаемый эффект; однако учитывая фармакоэкономические аспекты терапии ингибиторами ацетилхолинэстеразы, возможность системных побочных эффектов, их назначение целесообразно лишь при полной уверенности врача в патологическом характере расстройств и в нозологическом диагнозе, что не всегда достижимо при легкой выраженности когнитивных нарушений на стадии УКР
- антагонисты NMDA–рецепторов к глутамату (акатинол) - оказывают симптоматический ноотропный эффект обладают нейропротективным действием
- вазоактивные препараты - патогенетически оправданным является воздействие на микроциркуляцию как при нейродегенеративном процессе, так и при сосудистой мозговой недостаточности; в отечественной практике они традиционно назначаются курсами по 2–3 месяца 1–2 раза в год, однако учитывая то, что синдром УКР знаменует собой определенные стадии хронического прогрессирующего заболевания головного мозга, вероятно, с патогенетических позиций более оправданным является длительное, возможно, постоянное применение данных препаратов
- дофаминергические препараты (проноран) - с целью воздействия преимущественно на связанные с возрастными изменениями когнитивные симптомы
- пепдидергические препараты (например, церебролизин) - неспецифическое многомодальное положительное воздействие на нейрональный метаболизм и процессы пластичности нейронов
- препараты с нейрометаболическим действием - препараты Ginkgo biloba, пирацетам, пиритинол и др.

Тяжёлые когнитивные нарушениямоно- или полифункциональные расстройства когнитивных функций, которые приводят к полной или частичной утрате самостоятельности пациента в профессиональной, социальной и/или бытовой сфере, вызывают большую или меньшую зависимость от посторонней помощи в повседневной жизни. К тяжёлым когнитивным расстройствам относится деменция и выраженные монофункциональные когнитивные расстройства: грубая афазия, агнозия или апраксия, Корсаковский синдром. Наличие деменции или других видов тяжёлых когнитивных нарушений свидетельствует о значительном поражении головного мозга, которое чаще развивается в результате длительно текущего патологического процесса. Прогноз в большинстве случаев неблагоприятный, так как тяжёлые когнитивные нарушения чаще всего носят прогрессирующий, реже, стационарный характер.

К тяжелым когнитивным нарушениям относится деменция (слабоумие) различной этиологии. Деменция, по определению, это полифункциональные когнитивные нарушения, когда отмечается выраженное снижение, по меньшей мере, двух когнитивных способностей. Согласно рекомендациям международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), диагноз деменции правомерен при наличии следующих признаков:

    Нарушения памяти, которые проявляются в нарушении способности к запоминанию нового материала, а в более тяжелых случаях - также в затруднении припоминания ранее усвоенной информации. Нарушения проявляются как в вербальной, так и в невербальной модальности. Расстройства памяти должны быть подтверждены с помощью нейропсихологических методов исследования.

    Нарушение других когнитивных функций, таких как способности к выработке суждений, мышления (планирования, организации) и переработки информации. Эти нарушения должны быть подтверждены с помощью соответствующих нейропсихологических методов. Необходимое условие диагноза деменция ― снижение когнитивных функций по сравнению с более высоким исходным интеллектуальным уровнем.

    Нарушение когнитивных функций определяется на фоне сохранного сознания.

    Нарушение эмоционального контроля или мотиваций или изменение социального поведения - по меньшей мере, одно из следующих: эмоциональная лабильность, раздражительность, апатия, асоциальное поведение.

    Перечисленные признаки наблюдаются в течение, по меньшей мере, 6 месяцев; при более коротком наблюдении, диагноз может быть предположительным.

Диагностические критерии деменции МКБ-10 в последние годы всё чаще подвергаются критике в связи с чрезмерной привязанностью к клинической картине болезни Альцгеймера. Действительно, расстройства памяти, которые обязательны для диагностики деменции по МКБ-10, являются одним из основных проявлений болезни Альцгеймера, но могут отсутствовать или быть выражены в незначительной степени при некоторых формах сосудистой деменции, лобно-височной деменции, других заболеваниях головного мозга. Поэтому, более правильно было бы определить деменцию как выраженные нарушения в разных когнитивных сферах, которые часто, но не всегда затрагивают сферу памяти.

В настоящее время деменцией страдают в мире более 20 миллионов человек, при этом в связи с постарением населения число случаев деменции ежегодно увеличивается, приводя к существенным экономическим потерям, связанным с необходимостью лечения и ухода за больными людьми.

Деменция, как и недементные когнитивные нарушения, ― это полиэтиологический синдром, который развивается при органическом поражении головного мозга различной природы. Частота основных причин деменции приведена на рис. 5.2

Наиболее частая причина когнитивных расстройств, составляющая более половины всех случаев деменции – болезнь Альцгеймера. Около 10-15% случаев деменции вызваны сосудистыми заболеваниямиголовного мозга, а ещё 10-20% случаев обусловлены их сочетанием с болезнью Альцгеймера. Причиной деменции могут быть и другие дегенеративные заболевания головного мозга: деменция с тельцами Леви, лобно-височная деменция. Деменция развивается при черепно-мозговой травме, опухоли головного мозга, паркинсонизме, рассеянном склерозе, герпетическом энцефалите, эпилепсии, энцефалопатии при ВИЧ-инфекции, нейросифилисе и прочих. Когнитивные расстройства могут возникнуть при депрессии, приёме некоторых лекарственных средств (антипсихотических средств, транквилизаторов, снотворных препаратов, антихолинергических и противосудорожных средств), алкоголизме и других интоксикациях, метаболических нарушениях (гипогликемия, гипотиреоз, дефицит витамина В1 и В12, гипопаратиреоз, заболевания печени).

Длительное время деменция разделялась на корковую, подкорковую и смешанную (корково-подкорковую). Считается, что для корковой деменции характерны симптомы первичной заинтересованности коры головного мозга, такие как амнезия, афазия, апраксия и агнозия. К корковым деменциям относится деменция при болезни Альцгеймера, лобно-височной дегенерации и задней корковой атрофии.

«Подкорковая» деменция впервые была описана M.Albert и соавт. в 1974 году у пациентов с прогрессирующим надъядерным параличом. Затем аналогичные особенности когнитивных расстройств были описаны также при других заболеваниях с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев (болезни Паркинсона, Гентингтона, Вильсона-Коновалова и др.), а также при выраженном поражении белого вещества головного мозга (рассеянный склероз, выраженый лейкоареоз сосудистой этиологии). Основными клиническими характеристиками «подкорковой» деменции считаются замедленность когнитивных процессов, нарушения памяти по типу недостаточности воспроизведения, нарушение управляющих лобных функций, зрительно-пространственная дисгнозия и диспраксия. В большинстве случаев указанные когнитивные нарушения сочетаются с эмоциональные расстройствами в виде депрессии или апатии.

Смешанная (подкороково-корковая) деменция сочетает в себе признаки обоих типов деменций. Смешанный тип нарушений наблюдается при деменции с тельцами Леви, сочетании болезни Альцгеймера с цереброваскулярной патологией, кортико-базальной дегенерации, болезни Крейтцфельдта Якоба.

Практически очень важно то обстоятельство, что 10-15% деменций обратимы полностью или частично. К ним относятся деменции, развивающиеся вследствие лекарственной интоксикации, депрессии, метаболических нарушений или обусловленные соматическими расстройствами и иногда другими причинами.

К когнитивным функциям относятся: память, внимание, мышление, ориентация в месте, времени и собственной личности, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков. В любом периоде жизни память и другие когнитивные функции могут нас подводить, и, в общем, не стоит придавать большого значения единичным случаям забывчивости. Однако, если забывчивость стала постоянным симптомом, если она обращает на себя внимание родных, близких, знакомых, и имеет тенденцию к нарастанию, то это уже более тревожный симптом, т.к. при отсутствии лечения когнитивные нарушения могут прогрессировать вплоть до степени деменции (слабоумия).

Снижение когнитивных функций возможно при нейродегенеративных заболеваниях, сосудистых заболеваниях, нейроинфекциях, тяжелых черепно - мозговых травмах. В механизме развития главную роль играют механизмы, разобщающие связи коры мозга с подкорковыми структурами.

Основным фактором риска считается артериальная гипертензия, которая запускает механизмы сосудистых трофических нарушений, атеросклероза. Эпизоды острого нарушения кровообращения (инсульты, транзиторные ишемические атаки, церебральные кризы) способствуют развитию когнитивных расстройств.

Происходит нарушение нейротрансмиттерных систем: дегенерация дофаминергических нейронов с уменьшением содержания дофамина и ее метаболитов, снижается активность норадренэргических нейронов, запускается процесс эксайтотоксичности, то есть гибели нейронов в результате нарушения нейромедиаторных взаимосвязей. Имеет значение величина повреждения и локализация патологического процесса.

При поражении левого полушария возможно развитие апраксии, афазии, аграфии (неумение писать), акалькулии (неумение считать), алексии (неумение читать), буквенная агнозия (не узнавание букв), нарушается логика и анализ, математические способности, угнетается произвольная психическая деятельность.

Поражение правого полушария проявляется визуально-пространственными нарушениями, невозможностью рассматривать ситуацию в целом, нарушается схема тела, ориентация в пространстве, эмоциональная окраска событий, способность фантазировать, мечтать, сочинять.

Лобные доли мозга играют важную роль почти во всех когнитивных процессах: память, внимание, воля, выразительность речи, абстрактное мышление, планирование.

Височные доли обеспечивают восприятие и обработку звуков, запахов, зрительных образов, интеграцию данных со всех сенсорных анализаторов, запоминание, опыт, эмоциональное восприятие мира.

Повреждение теменных долей мозга дает разнообразные варианты когнитивных нарушений - расстройство пространственной ориентации, алексию, апраксию (неспособность выполнять целенаправленные действия), аграфию, акалькулию, нарушение ориентации - лево - право.

Затылочные доли - это зрительный анализатор. Ее функции - поля зрения, цветоощущение и узнавание лиц, образов, цветов и взаимосвязь объектов с цветовой гаммой.

Поражение мозжечка вызывает мозжечковый когнитивный аффективный синдром с притуплением эмоциональной сферы, расторможенным неадекватным поведением, нарушениями речи - снижением беглости речи, появление грамматических ошибок.

Когнитивные нарушения (КН или КР - расстройства) могут быть органическими и функциональными.
Органические когнитивные нарушения возникают в результате повреждения вещества головного мозга каким либо заболеванием, чаще встречаются у пожилых людей и обычно носят более устойчивый характер. Основные патоморфологические изменения - это проявления нейродегенеративного процесса (атрофии) и недостаточности мозгового кровообращения. Эти патологические изменения тесно взаимосвязаны между собой на патогенетическом уровне. Хроническая ишемия мозга способствует более раннему началу и более быстрому прогрессированию нейродегенеративного процесса. С другой стороны, при наиболее распространённых нейродегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера и деменция с тельцами Леви) развитие хронической ишемии глубинных отделов белого вещества головного мозга является закономерным.

Причинами функциональных когнитивных нарушений могут быть переутомление, нервные стрессы и перегрузки, отрицательные эмоции. Функциональные когнитивные нарушения развиваются в любом возрасте. Они не опасны и всегда проходят или значительно уменьшаются после устранения причины нарушений. Однако в случаях функциональных нарушений, имеющих стойкий характер, может потребоваться медикаментозное лечение.

Среди всех классификаций для клиницистов наиболее значимой является градация степени когнитивных нарушений : легкая, средняя (или умеренная) и тяжёлая. Клинические проявления когнитивных нарушений разнообразны, но наиболее частыми, безусловно, являются прогрессирующие нарушения памяти. Мнестические расстройства могут сочетаться с изменениями в других когнитивных сферах или быть изолированными. На основании нейропсихологических профилей R. Peterson (2004 г.) описал четыре основных типа КР, которые могут быть предвестниками определённых нейродегенеративных заболеваний:
1 тип - амнестический (избирательное нарушение только памяти), часто прогрессирует в болезнь Альцгеймера;
2 тип - амнестический мультифункциональный (сочетание нарушений памяти с изменениями в других сферах) - предвестник сосудистой деменции, болезни диффузных телец Леви;
3 тип - мультифункциональный без нарушения памяти (фронто-темпоральная деменция);
4 тип - монофункциональный не амнестический (изменения только в одной сфере при сохранной памяти) - возникает очень редко, предвестник первичной прогрессирующей афазии.

Своевременная нейропсихологическая диагностика иногда может распознать нейродегенеративное заболевание на преддементных стадиях и ускорить проведение целенаправленного патогенетического лечения.

Обследование при нарушении когнитивных функций.
В каждом случае причину забывчивости устанавливает невролог в ходе всестороннего клинического и инструментального обследования. Для определения наличия когнитивной дисфункции учитывается исходный уровень. Опрашивается и пациент и родственники. Имеют значения случаи деменции в роду, травмы головы, употребление алкоголя, эпизоды депрессии, принимаемые лекарственные препараты.

Невролог при осмотре может обнаружить основное заболевание с соответствующей неврологической симптоматикой. Анализ психического состояния проводится по различным тестам ориентировочно неврологом и углубленно психиатром. Исследуются внимательность, воспроизведение, память, настроение, выполнение инструкций, образность мышления, письмо, счет, чтение.

Широко используется краткая шкала MMSE (Mini-mental State Examination) - 30 вопросов для ориентировочной оценки состояния когнитивных функций - ориентировки во времени, месте, восприятия, памяти, речи, выполнение трехэтапной задачи, чтения, срисовывания (следует учитывать исходный уровень образования). MMSE используют для оценки динамики когнитивных функций, адекватность и результативность терапии.

Батарея лобных тестов используется для скрининга деменций с преимущественным поражением лобных долей или подкорковых церебральных структур. Это более сложная методика и определяются нарушения мышления, анализа, обобщения, выбора, беглость речи, праксис, реакцию внимания.

Тест рисования часов - простой скрининговый тест, когда больного просят нарисовать часы - циферблат с цифрами и стрелками, указывающими определенное время может использоваться для дифференциальной диагностики деменции лобного типа и при поражении подкорковых структур от альцгеймеровской.

Одной из наиболее полных клинических шкал, весьма часто применяемой на практике, является Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating).
2 и 3 позиции данной Шкалы соответствуют легкому когнитивному расстройству, а 4 - 7 - деменции (согласно МКБ-10).

  1. нет ни субъективных ни объективных симптомов нарушений памяти или других когнитивных функций.
  2. очень мягкие расстройства: жалобы на снижение памяти, чаще всего двух видов (а) - не помнит что куда положил; (б) забывает имена близких знакомых. В беседе с больным нарушения памяти не выявляются. Больной полностью справляется с работой и самостоятелен в быту. Адекватно встревожен имеющейся симптоматикой.
  3. мягкие расстройства: негрубая, но клинически очерченная симптоматика. Не менее одного из следующих: (а) невозможность найти дорогу при поездке в незнакомое место; (б) сослуживцы пациента знают о его когнитивных проблемах; (в) трудности поиска слова и забывчивость на имена очевидна для домашних; (г) пациент не запоминает то, что только что прочел; (д) не запоминает имена людей с которыми знакомится; (е) куда-то положил и не смог найти важный предмет; (ж) при нейропсихологическом тестировании может отмечаться нарушение серийного счета. Объективизировать когнитивные расстройства можно лишь с помощью тщательного исследования высших мозговых функций. Нарушения могут сказываться на работе и в быту. Больной начинает отрицать имеющиеся у него нарушения. Часто легкая или умеренная тревожность.
  4. умеренные нарушения: очевидная симптоматика. Основные проявления: (а) пациент недостаточно осведомлен о происходящих вокруг событиях; (б) нарушена память о некоторых событиях жизни; (в) нарушен серийный счет; (г) нарушена способность находить дорогу, осуществлять финансовые операции и.т.д. Обычно нет нарушений (а) ориентировки во времени и в собственной личности; (б) узнавания близких знакомых; (в) способности находить хорошо знакомую дорогу. Неспособность выполнения сложных заданий. Отрицание дефекта становится основным механизмом психологической защиты. Отмечается уплощение аффекта и избегание проблемных ситуаций.
  5. умеренно тяжелые нарушения: утрата независимости. Невозможность припомнить важные жизненные обстоятельства, например, домашний адрес или телефон, имена членов семьи (например, внуков), название учебного заведения, которое заканчивал. Обычно дезориентация во времени или в месте. Трудности серийного счета (от 40 по 4 или от 20 по 2). В то же время, основная информация о себе и окружающих сохранна. Пациенты никогда не забывают собственное имя, имя супруга и детей. Не требуется посторонней помощи при еде и естественных отправлениях, хотя могут быть трудности при одевании.
  6. тяжелые нарушения: не всегда возможно припоминание имени супруга или другого лица, от которого имеется полная зависимость в повседневной жизни. Амнезия на большинство событий жизни. Дезориентация во времени. Трудности счета от 10 до 1, иногда также от 1 до 10. Большую часть времени нуждается в посторонней помощи, хотя иногда сохраняется способность находить хорошо знакомую дорогу. Часто нарушается цикл "сон-бодрствование". Почти всегда сохранно припоминание собственного имени. Обычно сохранно узнавание знакомых людей. Изменяется личность и эмоциональное состояние. Могут быть: (а) бред и галлюцинации, например, идеи о том, что супруга подменили, разговор с воображаемыми лицами или с собственным отражением в зеркале; (б) навязчивости; (в) тревожность, психомоторное возбуждение, агрессия; (г) когнитивная абулия - отсутствие целенаправленной деятельности в результате утраты способности к ней.
  7. очень тяжелые нарушения: Обычно отсутствует речь. Недержание мочи, необходима помощь при приеме пищи. Утрачиваются основные психомоторные навыки, в том числе навык ходьбы. Мозг больше не способен руководить телом. Отмечаются неврологические симптомы декортикации.

Для больного с наличием приобретенного когнитивного дефицита необходимо проведение лабораторного обследования : анализ крови,липидограмма, определение тиреотропного гормона, витамина В 12, электролитов крови, печеночные пробы, креатинин, азот, мочевина, сахар крови.

Для нейровизуализации поражения головного мозга применяют компьютерную и магнитно-резонансную томографию, доплерографию магистральных сосудов, электроэнцефалографию.

Что необходимо для улучшения памяти (рекомендации для пациента).
Все рекомендации должны основываться на простом правиле, которое поддерживается передовыми неврологами и нейрохирургами мира: "use it or loose it". Если подробно, нейронная цепь существует для каждого конкретного навыка. Если навык не используется - нейроны его цепи получают меньше трофики и постепенно реорганизуются под выполнения других задач, или, что хуже - отмирают. Таким образом, любая сфера деятельности, любой когнитивный навык нуждается в тренинге. Для начальной коррекции необходимо:

1. нормализовать режим труда и отдыха,
2. заниматься тренировкой памяти и внимания.
3. оптимизировать питание
4. в случае необходимости - применять лекарственные средства.

Режим труда и отдыха.

Будучи очень ранимым, головной мозг реагирует практически на любые негативные изменения образа жизни. Даже если Вы просто недостаточно выспались или перенервничали, память уже будет работать немного хуже. Поэтому, если Вы недовольны своей памятью, подумайте, что Вы сами можете изменить в своей жизни.

Планируйте свою работу хотя бы на неделю вперед. Обязательно ведите ежедневник, в котором отмечайте все запланированные дела. Это поможет Вам разгрузить Вашу память. Вы достигнете больших успехов и сэкономите время.

Не следует перегружать себя в ущерб собственному здоровью, какие бы блага это не приносило, они того не стоят. Каждый день у Вас должно оставаться время для отдыха, чтобы восстановить силы и сделать Вашу жизнь более полной и интересной.

Доставляйте себе удовольствия. Посетите выставку, сходите в театр или кафе или куда-нибудь еще. Найдите то, что Вам действительно интересно и сделайте каждый день приятным себе.

Если у Вас есть хронические заболевания, тщательно соблюдайте все рекомендации Вашего лечащего врача. Особенно важно своевременно и правильно лечить гипертоническую болезнь, другие заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы. Если Вы курите, откажитесь от этой пагубной привычки или хотя бы уменьшите число выкуриваемых сигарет. Очень вредно для памяти также злоупотребление алкоголем.
Методы тренировки памяти и внимания.

Очень часто повышенная забывчивость связана с невнимательностью. В этих случаях могут быть полезны некоторые так называемые мнемонические приёмы, позволяющие увеличить концентрацию внимания.

Когнитивное расстройство у человека — это особые изменения, которые происходят в его познавательной области деятельности. Они проявляются снижением памяти, ухудшением мыслительных способностей по сравнению с изначальным личностным уровнем.

Благодаря когнитивным способностям мозга человек имеет возможность познавать окружающий его мир, взаимодействовать с ним. Получение и обработка информации, которая фиксируется и сохраняется в течение длительного времени, позволяет впоследствии эффективно использовать ее для осуществления поставленных целей.

Причины когнитивного расстройства

Для когнитивных нарушений свойственен либо функциональный, либо органический характер. Если нет непосредственных повреждений головного мозга, говорят о расстройствах функционального характера.

Причины когнитивного расстройства, как правило, связаны с наличием переутомления, периодическими стрессами, физическим и умственным перенапряжением, повторяющимися проявлениями отрицательных эмоций. Такие нарушения встречаются в каком угодно возрасте. После устранения патологического фактора эти нарушения практически нивелируются и исключительно редко требуют медикаментозного вмешательства.

Развивается в связи с повреждением мозга после травмы или заболевания. Как правило, этому подвержены люди в старческом возрасте. Изменения глубже и тяжелее. Правильно подобранная лекарственная коррекция способна смягчить и затормозить негативные процессы.

Чаще всего органические нарушения есть следствием недостаточности мозгового кровообращения, снижения массы головного мозга, его инволюции (атрофии), что в свою очередь развивается при гипертонии, сосудистых заболеваниях, сопровождающихся хронической ишемией мозга, после . Своевременная диагностика и показанная терапия этих болезней являются профилактикой возникающих осложнений.

Атрофические процессы, которые протекают в головном мозге, и усиливающиеся с возрастом, приводят к более выраженным нарушениям когнитивных способностей. Это состояние известно как болезнь Альцгеймера и имеет прогрессирующее течение. Степень ухудшения состояния мыслительной функции в значительной степени разнится, снижение ее может происходить исключительно медленно и пациенты довольно долго сохраняют способность к самостоятельной жизни.

На сегодня возможно достижение стабильного состояния пациента благодаря новым методам лечения. К подобным расстройствам могут приводить аномалии в головном мозге, метаболические нарушения, внутренние болезни, излишнее употребление алкоголя, отравления.

Симптомы когнитивных нарушений

Симптомы когнитивных нарушений определяются степенью выраженности процесса и локализации нарушений головного мозга. Наиболее часто затрагиваются несколько или сразу все функции.

Пациенты демонстрируют плохую память, низкую ментальную выносливость, не могут четко выразить свои мысли, сконцентрировать внимание, появляются сложности в счете, нарушается ориентация в незнакомой местности. Отмечается утрата критичности по отношению к себе.

Ослабление памяти проявляется прогрессирующим нарушением запоминания текущих или близких событий, затем теряется память о давних событиях. Снижение активности мышления выражается в беспомощности, когда требуется провести анализ информации, обобщить данные, извлечь из них выводы. Неспособность концентрировать внимание резко затрудняет решение конкретизированных задач.

Легкие когнитивные нарушения

Под легкими когнитивными нарушениями понимают расстройство высших функций головного мозга, причиной которого являются сосудистые нарушения. Это так называемое сосудистое слабоумие, которое начинается с легких изменений в когнитивной сфере, прежде всего памяти, и может прогрессировать вплоть до слабоумия. Клинические симптомы включают снижение памяти, внимания, быстрое утомление при , снижение обучаемости.

При этом атрофические процессы в головном мозге отсутствуют, а подобные нарушения называют церебрастеническим синдромом, при котором пациенты остаются относительно сохранными. Диагностируются нарушения по результатам клинических и психологических исследований. Отличием от органических расстройств является отсутствие эмоциональных, поведенческих и продуктивных изменений.

Умеренные и тяжелые когнитивные расстройства

Если происходит ухудшение в одном или нескольких когнитивных процессах, которое выходит за рамки нормы для данного возраста, но не доходит до степени деменции, то говорят об умеренном когнитивном расстройстве. Оно встречается у 20% людей, имеющих возраст более 65 лет. В последующие 5 лет у 60% из них наступает деменция. Примерно 20-30% пациентов демонстрируют стабильный или медленно ухудшающийся процесс снижения когнитивной функции. Если же несколько симптомов возникают за малый промежуток времени, необходима помощь специалиста.

К тяжелым формам когнитивных расстройств у человека относится , при которой возникают серьезные проблемы в профессиональной и социальной деятельности, самообслуживании. Для диагностики нарушений используется метод нейропсихологического тестирования, позволяющий обнаружить наличие и характер выраженности когнитивных нарушений. В ранний период возникновения такие расстройства хорошо корректируются медикаментозно и различными психологическими приемами.

Когнитивные нарушения у детей

В последнее время прослежена связь когнитивных нарушений в детском возрасте с недостаточным поступлением в организм ребенка витаминов и микроэлементов. Недостаток в рационе современного ребенка сырых, термически необработанных, нерафинированных продуктов приводит к дефициту этих важных для здоровья веществ.

От насыщенности организма витамином С, витаминами группы В зависят функции памяти, интенсивности мышления, четкости , концентрации внимания, обучаемости и др.

Эти проблемы встречаются почти у 20% детей и подростков. Частыми являются трудности при письме и чтении, гиперактивность с недостатком внимания, эмоциональная неустойчивость, нарушения поведенческих реакций.

Причинами могут быть и перенесенные ранее заболевания, такие как гипоксия мозга, родовые травмы, внутриутробные инфекции, а также некоторые нарушения обмена веществ, дегенеративные заболевания психики. Как можно более раннее выявление патологии способствует эффективной профилактике инвалидности у таких детей.

Лечение когнитивных расстройств

Лечение когнитивных расстройств подбирается индивидуально, во многом определяется причинами, приведшими к когнитивным расстройствам и степенью их выраженности. Широкое применение получили препараты, которые осуществляют ингибирование ацетилхолинэстеразы в головном мозге.

Кроме медикаментозной коррекции используется психотерапия таких пациентов, направленная на выработку способности изменять свое поведение и мысли. Основная задача – обучить пациента адаптивной реакции на негативные мысли, самоунижение.

Также рекомендуется тренировка памяти специальными упражнениями, например, заучивание стихотворений. Постепенное усложнение задач, постоянная оценка происходящих изменений личности человека, улучшение приспособления к стрессу, постоянная поддержка психотерапевта дают больному шанс адаптироваться к происходящим изменениям.

Лежит степень их выраженности. Когнитивные расстройства делятся на легкие, средней тяжести и тяжелые.

Легкие когнитивные нарушения

Обычно, носят нейродинамический характер. Страдает оперативная память, скорость обработки информации, способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой.
При легких нарушениях появляются жалобы на рассеянность, снижение памяти, внимания, работоспособности.

Память снижается на текущие события, на фамилии, имена, номера телефонов. Профессиональная - длительное время не страдает.
Вначале, изменения не заметны для окружающих.
При нейропсихологи и ческом исследовании выявляются
незначительные затруднения: более медленное выполнение задания, нарушение концентрации внимания.
Когнитивная недостаточность носит не специфический характер и является, преимущественно, мнестической.
То, что мы называем "возрастными" изменениями (в пожилом возрасте).
У людей других возрастных категорий подобные симптомы могут встречаться при хронических стрессах, длительных физических и умственных перегрузках, проблемах со здоровьем, (артериальная гипертензия, сахарный диабет и др.).
В большинстве случаев, они имеют обратимый характер и, при назначении своевременной адекватной терапии, оптимизации образа жизни и трудовой деятельности, уменьшаются или проходят совсем.

Умеренныекогнитивные нарушения

Имеют полиэтиологическую природу, не связаны с возрастом. Обычно, отражают начало болезней, приводящих к деменции.
Своевременное выявление умеренной стадии позволяет провести мероприятия по профилактике прогрессирования болезни.

Варианты синдрома умеренных когнитивных расстройств

При Амнестическом варианте преобладает нарушение памяти на текущие события. Проблема носит прогрессирующий характер и, с течением времени, может стать началом болезни Альцгеймера.

При Множественной когнитивной недостаточности
поражаются несколько когнитивных функций - память, пространственная ориентация, интеллект, праксис и др. Такой тип нарушения характерен для , фронтотемпоральной деменции.

Нарушение когнитивных функций при сохранности памяти
Этот вариант обычно протекает с преобладанием нарушения речи или праксиса. Наблюдается при нейродегенеративных болезнях - первично прогрессирующей афазии, кортикобазальной дегенерации, деменции с тельцами Леви.

Чем раньше распознается синдром умеренных когнитивных расстройств, тем успешнее будут результаты лечения, что и позволит как можно дольше сохранить достойное качество жизни.

Выраженное нарушение когнитивных функций


Это деменция. Если она возникла на фоне цереброваскулярных болезней, либо вследствие нарушений системной гемодинамики, то ее называют сосудистой.
Характеризуется нарушением таких высших психических функций, как речь, ориентация в пространстве и времени, способность к абстрагированию, праксис.
Больше всего страдают память и интеллект, что ведет к затруднению повседневной жизни.
Почти всегда болезнь сопровождается эмоционально - волевыми нарушениями.
Для сосудистой деменции характерно сочетание когнитивных расстройств с очаговой неврологической симптоматикой - гемипарезы, расстройства координации, статики и др., (но - это не обязательно).
Для установления именно сосудистой причины деменции, необходимо иметь данные о поражении сосудов головного мозга и установление временной и причинно - следственной связи между деменцией и сосудистым поражением головного мозга.
Например, если когнитивное снижение произошло сразу после (чаще в первые 3 месяца), то, много вероятности, что они возникли именно вследствие сосудистой причины.
Когнитивный дефицит может быть обусловлен не только самим инсультом, но и инсульт часто утяжеляет уже имеющиеся когнитивные проблемы, возникшие на фон дегенеративных изменений мозга: имеются два, совместно протекающих и взаимно утяжеляющих друг друга процесса. При деменции человек нуждается в постоянной посторонней помощи и уходе.
Важно выявление синдрома когнитивных расстройств в самом раннем периоде, это поможет своевременно установить причину нарушений и принять меры по профилактике утяжеления болезни.