Что такое резонаторы в вокале. Резонаторы голоса. Грудной резонатор? Методические приемы направления звука в резонаторы

Головной и грудной резонаторы и их роль в постановке голоса. Виды резонаторов. Понятие высокой вокальной позиции.

Термины грудной и головной резонаторы широко применяются в вокальной педагогике. От ощущения резонирования звука в голове и груди получили своё название регистры голоса – головной и грудной.

Головные резонаторы – это полости выше нёбного свода, в лицевой части головы (носовые полости, носоглотка, придаточные пазухи носа – все они не способны менять свой объём, только носоглотка, вследствие под­вижности мягкого нёба, может менять свой объем и иметь разную степень сообщения с глоточной полостью). Резонируют они тогда, когда в исходном звуке, выходящем из гортани, содержится много высоких обертонов (ярко выраженная высокая певческая форманта – ВПФ ). Как было сказано в предыдущей главе, высокая форманта придаёт голосу яркость, блеск, «металличность» и полётность звука. Металлический блеск голоса зависит не от резонанса верхних резонаторов (сами по себе эти полости не оказывают влияния на исходный тембр), верхний резонатор лишь отзвучивает на правильное воспроизведение голоса.

ВПФ (высокая певческая форманта) – важное качество певческого голоса,

от которого зависит его звонкость. Она характеризуется группой высоких сильно выраженных обертонов с частотой 2500 – 3000 Гц (у взрослых певцов). Голос, лишённый ВПФ, звучит тускло, теряет всякую плотность.

Нос и его придаточные полости (пазухи) представляют собою наполненные воздухом пространства весьма небольшого объема. Самая большая придаточная полость носа - верхнечелюстная или гайморова, - имеет размеры порядка 3 см в диаметре. Следова­тельно, резонировать эти полости могут на высокие обертоны звука голоса. Трубочка длиною 3 см, открытая с одного конца, ре­зонирует примерно на частоту около 3000 Гц, т. е. на область высо­кой певческой форманты. Таким образом, явления резонанса в ли­цевой части могут возникнуть и будут сильно выражены тогда, когда тембр певческого звука, проходящего по надставной трубке, по полостям ротоглоточного канала, будет содержать в своем со­ставе много высокочастотных обертонов. На эти обертоны и "отвечают" придаточные полости носа. Звук певческого голоса, проходя по ротоглоточному каналу, убывает в силе, так как боль­шая часть его энергии передается стенкам полостей, где посте­пенно гасится. По твердым тканям энергия звука, конечно, дости­гает и придаточных полостей носа. Сотрясая их, она вызывает "раскачивание в такт" находящегося там воздуха, т. е. явление ре­зонанса. Непосредственно через воздушные пути звук в носовую полость, а тем более в его придаточные полости не попадает. Как известно, чистые гласные русского языка обычно произносятся при полном перекрытии мягким нёбом хода в носоглотку. Если нёбная занавеска поднята плохо, голос приобретает носовой отте­нок - гнусавость. Таким образом, хороший певческий звук пред­полагает или полное перекрытие хода в нос мягким нёбом, или со­вершенно незначительное сообщение.



На рентгеновских снимках, сделанных во время пения у про­фессиональных певцов, видно, что мягкое нёбо, как правило, плотно прижато к задней стенке глотки, т. е. ротовая и носогло­точная полости практически полностью разобщены. Кроме того, по воздушным путям, т. е. непосредственно, певческий звук не до­стигает придаточных полостей носа, потому что выходы из них уз­ки и забиты слизью, а попадает туда путем сотрясения мягких и костных тканей лица. Это сотрясение легко почувствовать, если во время пения приложить руку к лицу, голове, задней поверхности шеи. Вибрации ощущаются под рукой совершенно отчетливо. Можно считать доказанным существование резонанса придаточных полостей носа и носовых полостей во время профессиональной певческой фонации; при этом голос имеет яркий, металлический, полетный характер. У слушателя возникает впечатление большой звучности, а у самого певца появляется ощущение, как будто звук подается или направляется в "маску". Многие певцы ищут это ощущение, ибо тогда голосообразование становится легким, а звук сильным и полетным. Потому и считается, что, когда звук "попал в резонатор", - голос сформирован правильно.

В настоящее время доказано, что явления, воз­никающие в полостях головного резонатора, сотрясая окружающие ткани и вызывая раздражение обширной зоны нервных окончаний, рефлекторно возбуждают деятельность гортанного сфинктера. Вибрационные явления в головном резонаторе - сильнейший стимулятор голосовой функции. Отсюда легко понять, почему при "попадании звука в головной резонатор" певцу легче и удобнее петь.

Головной резонатор - важнейший индикатор правильного певческого звучания. На развитие резонаторных ощущений у уча­щихся пению следует обратить самое пристальное внимание. Не все сразу чувствуют их, поэтому многие педагоги употребляют приемы, наводящие на эти ощущения. К ним относятся: приемы, связанные с пением на звонкие согласные ("мычание" и "нычание"), когда рот закрыт и звук идет через носо­вые ходы, что приводит к сильному сотрясению стенок полостей верхнего резонатора даже в том случае, когда высокие частоты выражены слабо. Эти приемы помогают ученику понять, какого ощущения следует добиваться при пении.

Так же весьма полезно использование в пении гласного звука и. Форманты этого гласного составляют 400 и 3000 Гц, т. е. в чисто произнесенном звуке и всегда имеется группа усиленных обертонов порядка 3000 Гц, на которые и отвечает верхний резона­тор. С помощью гласного и мы легче вызовем явления головного резонирования, если сравнивать этот звук с другими гласными, не имеющими в своем спектре высококачественных формант.

Голос считается хорошо поставленным, когда он на всем протяжении диапазона «окрашивается грудным и головным резнированием». От ощущений резонирования звука в голове и груди соответственно получили свое название регистры голоса - голов­ной и грудной. Действительно, при пении возникают довольно явственные вибрации как в области лицевой части головы - го­ловное резонирование, иногда называемое "маской", так и в обла­сти грудной клетки. Эти ощущения бывают очень сильны. Так, при некоторых особенно удачно взятых нотах певцы чувствуют настолько сильные вибрации в области лицевой части головы, что у них возникает голо­вокружение. По-видимому, эти ощущения и вызывающие их фи­зические явления играют значительную роль при пении. Отзвучи­вание голоса "в маске" один из показателей правильной организа­ции певческого звука. Однако нельзя не отметить, что эти ощуще­ния, так сильно выраженные у большинства певцов, у иных неяр­ки, а в некоторых, правда редких случаях, головное резонирование отсутствует вовсе. Таким образом, хотя ощущение головного резонирования и характерно для хорошего звучания певческого голоса, но не является во всех случаях обязательным. Ощущение головного резонирования возникает у разных певцов в разных об­ластях. У некоторых оно появляется в той области лица, которая прикрывается маскарадной маской (отсюда и выражение - петь в "маску"); у других - у передних зубов верхней челюсти (Микиша, Моран); третьи чувствуют его в области лобных пазух (Дейша-Сионицкая), четвертые - в области темени или твердого нёба.

Область наибольшей вибрации обычно не бывает постоянной на протяжении диапазона голоса. Чаще всего на более низких но­тах она ощущается впереди - в области передних зубов или пере­дней части нёбного свода (точка Морана). По мере повышения звука ощущения перемещаются кзади и на верхних нотах появля­ются в районе темени. Варьируют эти ощущения и в связи с тех­никой образования звука.

Грудной резонатор находится в трахее, бронхах и лёгких, наполненных воздухом. Он добавляет голосу силу, полноту и объёмность звучания. Резонирование происходит на низкой частоте, близкой низкой певческой форманте (НФП ). Низкая форманта придаёт голосу округлость, полноту и мягкость звучания. Грудное резонирование ощущается, когда голосовые связки вибрируют большей площадью и глубиной.

Грудное резонирование носит разлитой характер и может быть выражено в весьма различной степени в зависимости от регистра, характера голоса, участка диапазона.

Грудное резонирование, т. е. ощущения яс­но выраженных вибраций в области грудной клетки, сопровождает все голосообразование на протяжении полутора октав диапазона мужского голоса и в нижнем и центральном участках женского. Резонатором в акустическом понимании здесь могут быть трахея и крупные бронхи - единственные воздушные полости-трубки, которые имеются в грудной клетке. Как известно, сама легочная ткань, составляющая основную массу легких, представляет собой эластичную губчатую ткань и поэтому является прекрасным поглотителем звука.

Так, трахея, длина которой около 15 см, должна резонировать на частоту примерно 500 Гц. Именно эта частота придает голосу округлость, мясистость, грудной колорит. Однако указать место, где образуется низкая певческая форманта, можно лишь предположительно. Некоторые приписывают ее резонансу нижней части глотки.

Резонаторные ощущения в грудной клетке явственно воспри­нимаются певцом, если он приложит руку к груди, но бесполезны для слушателя (как и в случае с головным резонатором). Надо отметить, что трахея и крупные бронхи не относятся к резонаторам, имеющим совершенно неизменный объем. При глу­боком вдохе они несколько растягиваются в длину, а за счет со­кращения гладкой мускулатуры могут в небольших пределах ме­нять и величину просвета, т. е. здесь имеется определенная воз­можность приспособления. Таким образом, грудной резонатор в этом отношении не похож на головной, где стенки полостей со­вершенно стабильны.

При одновременном отзвучивании головного и грудного резонаторов голосовые складки колеблются по смешанному типу, что позволяет петь весь диапа­зон, не ощущая регистровой ломки, ровным звуком. Для певца грудное и головное резонирование являются индикаторами пра­вильности певческого звука, поэтому на ощущениях резонанса следует останавливать внимание ученика. Чем тоньше ученик будет дифференцировать свои резонаторные ощущения, тем точнее смо­жет управлять работой голосового аппарата. Следует только пом­нить, что грудное и головное резонирование есть следствие пра­вильно организованного певческого звука.

Поэтому, певцу необходимо научится пользоваться в пении одновременно двумя резонаторами. При увлечении только головным или грудным резонированием, вне учета остальных моментов пев­ческого голосообразования, голос может деградировать. Предпоч­тение головного резонирования, при всей важности его, посте­пенно может привести к зажатию голоса, к "обуженному" звуча­нию, к потере органичности звука и способности полностью передавать эмоции и характер произведения. Певец начинает петь, как гово­рят, "только верхушкой", звук становится неполноценным, и пение затрудняется. Злоупотребление грудным резонированием тяжелит голос, становятся заметными регистровые переходы, затрудняется движение кверху, голос начинает покачиваться, теряет подвижность, детонирует. При злоупотреблении грудным резонированием может начаться ранняя тремоляция (качание голоса).

Одним из самых часто встречающихся «мифов» о вокале является неверное понимание, которое можно отразить во фразах «направляй звук в резонаторы» , «направляй звук в твердое нёбо» , «найди точку резонирования» , ну или что-либо в этом роде.

«Растут ноги» у такого восприятия процесса резонанса, его осознания на мыслительном уровне, в частности, и от ошибочного суждения, что резонанс – суть отражение звука. Но, правда, об этом можно прочитать в статье . Повторяться не буду.

Резонанс, действительно, один из краеугольных камней вокала, и им, действительно, можно управлять, это так, но давайте разберемся, как именно это возможно сделать.

Трактовка этого явления дана в статье несколько приблизительно, поэтому прошу не беспокоиться тех, кто хорошо знает физику. Так сделано лишь для облегчения понимания массовым читателям.

*****

В сущности, смысл явления резонанса можно описать «автомобильным» сравнением, вполне понятным и жизненным. Все, наверное, не раз видели, как люди выталкивают застрявшую в снегу, грязи или просто выбоине машину. Два, три, четыре человека в такт работе двигателя, по команде начинают раскачивать автомобиль. Раз качание, второе уже посильнее, машина стала раскачиваться по большей амплитуде, третье, четвертое… И – ура! Выскочили колеса на твердую почву, сама может двигаться! Вот такое «раскачивание», когда в последнем «качке» амплитуда движения корпуса автомобиля становится наибольшей (что помогает выбраться из «засады») и есть лучшая иллюстрация того, что такое резонанс.

В данном примере с каждым качанием амплитуда становилась все больше, а благодаря чему? Благодаря согласованным действиям людей и водителя, нажимающего педаль газа в строгом соответствии с ритмом движений людей, ему помогающих.

Как это иллюстрирует резонанс, который в вокале происходит?

*****

«Автомобилем» в данном случае становится определенная частота звуковой волны. Звук, как известно, это набор из разных частот. Та или иная частота не может, конечно, подобно машине застрять в какой-нибудь области, но при определенных условиях она начинает «раскачиваться», как выталкиваемое из ямы авто, резко усиливаясь по своей громкости. Процесс этот мгновенен, его прохождение можно только представить в своей голове, замедлив, как в фильме. Увидеть без приборов невозможно.

Итак, когда звук попал в соответствующую полость (глоточную, например, или ротовую), то звуковые волны (помним - набор из частот) обязательно будут сталкиваться со всеми стенками этой полости и отражаться от них – вот почему путают с отражением! Оно действительно есть, и без него не было бы акустического резонанса, да вот только отражение происходит СРАЗУ ОТ ВСЕХ стенок полости, определить область, от которой звук отражается больше или меньше - невозможно, потому что так не бывает.

А все зависит от размеров этой полости. У одних частот при отражении точно сложатся пики с пиками и впадины со впадинами (ведь волны же!), а вот у других нет. А то может и вообще пик попасть на впадину, и наоборот, и определенная частота вообще затухнет. Волны определенной частоты имеют и определенную длину, поэтому и зависит все от размера полости. Кратные ей по размерам частоты образуют стоячие волны. (См. рисунок)

Если же частота этих волн совпадет с собственной частотой этой полости - то она резко, в тысячи раз может усилиться.

Как будто одну машину раскачивают опытные люди, двигаясь в такт, а другие машины - совершенно неопытные, просто мешая друг другу, гася усилия соседа, а не увеличивая их.

*****

Таким образом, в голосе определенной полостью (глоткой, ртом, носом) усилится только определенная частота (если быть точнее, группа близко расположенных друг к другу в спектре частот). И такие группы называют ФОРМАНТАМИ .

Голос же – набор формант. Их не так уж много, из соответствующей статьи на сайте вы можете узнать об этом подробнее.

Однако важно здесь то, что влиять на спектр голоса, то есть его тембр, возможно только управляя самими резонаторами, полостями, его создающими. И уж никак не способом «направления звука»! Его невозможно куда-нибудь «направить», об этом говорится в статье «Пять ошибок вокальной педагогики» . И скорость звука слишком велика, и воздух «вытекает» из организма во время фонации, заполняя собой полости, находящиеся выше складок, все и сразу , и частотные волны отражаются СРАЗУ ОТ ВСЕХ стенок каждой полости!

Как вы направите куда-то часть воды, находящуюся в русле реки? Ладошкой придадите направление? Да река даже не заметит этого! Единственный способ - изменить русло реки... Удивительно, но именно такой способ и используется для контроля резонанса и управления им!

*****

Управление процессом резонанса в вокале всецело зависит только от одного, вернее, двух возможностей.

1. Можно изменить саму ФОРМУ резонатора-полости

2. Можно соединить несколько резонаторов вместе, создав дополнительные условия для усиления некоторых частот

Начнем со второго.

У любого человека НАД голосовыми складками существуют три основные полости, через которые проходит звук – глоточная, ротовая, носовая. Первые две мы никак не можем исключить из процесса, разве что сомкнув губы… А вот носовая полость может «подключаться» по нашему желанию, за счет открывания нёбной перегородки. По крайней мере, мы можем этим процессом научиться управлять.

Насколько будет приоткрыта «дверь» в носовую полость, настолько и усилится в ней ОПРЕДЕЛЕННАЯ форманта! Не весь звук! Но если перекрыть рот с глоткой, сомкнув губы, и ВЕСЬ звук пустить через нос, то получим гнусавость в абсолютном виде! А чем мы ее отличаем? Да формантой! Потому что усилятся в носовой полости не все частоты, а только определенные, вот это и даст нам на слух гнусавый голос. Просто потому, что в нем не будет ДРУГИХ формант, кроме носовой.

Однако управление нёбной перегородкой нужнО, поскольку носовая полость приглушает высокие частоты, а голосу не всегда нужен «звонок» в спектре, вокалист не может пренебрегать возможностью, данной природой. Все дело в СТЕПЕНИ включения в процесс носа. Много - гнусавость, оптимально – назальный тванг , что очень даже положительно отражается на тембре, особенно в высоких нотах, хотя всему есть свои рамки… И назальный тванг может быть чрезмерным. Кроме того, для его получения одного носа мало, но об этом рассказывает , здесь останавливаться на деталях не буду.

Еще одна полость, которая не дана нам от природы, может быть создана вокалистом искусственно. Она располагается в пределах самой гортани (ведь это хоть короткая, но трубка). Если научиться сжимать некую мышцу-сфинктер, то верхушка гортани приобретет некое «пережатие», и получится полость под этим пережатием, очень маленькая. Именно она и является «родиной» высокой певческой форманты или орального тванга, если рассматривать термины современного вокала, а не классики. В данном случае оральный – не от слова орать, а от слова oral, то есть – рот.

Так что слова «подключи резонаторы», по сути, справедливы, вот только мало кто может объяснить вокалисту, не обремененному анатомическими и акустическими знаниями, что же это обозначает в реальности!

*****

Ну а теперь – о первой возможности. Об изменении самой формы резонаторов.

Этот аспект управления тембром будет поважнее, поскольку можно неплохо петь, даже не задействуя «подключаемые» резонаторы, весь вопрос в том, что петь. Песни среднего уровня, так скажем. Не требующие от вокалиста владения мАстерскими методами. Таких, конечно, подавляющее большинство.

Глотка и рот – единственные и основные полости, которыми мы распоряжаемся с детства. Именно они и создают гласные звуки, состоящие из двух формант, глоточной и ротовой, причем у каждой гласной эти форманты разные, хоть звучат и одновременно. Но точнее об этом – не странице «Что такое форманты?»

Исследователи, и наши, и западные, уже давно говорят о глотке и рте как о едином резонаторе, называя его «ротоглоточным». Слишком там все взаимосвязано, слишком подвижные стенки, а присутствие языка может ТАК менять форму полости, что мы, имея всего лишь одну полость, правда большую, производим ею гигантское количество разнообразных звуков.

Что дает понижение гортани? Растяжку глотки. А известное из классики «выстраивание» купола? Изменение формы рта. Внутри. Конечно, все относительно. Но именно подобное «конфигурирование» своего главного резонатора приводит к звучанию академическому. Причем грешат такими приемами именно в России. Сам характер звука таким становится, даже если он не силен, как у звезд оперы, и не слишком высок или низок.

Вот это и есть управление резонансом! Улыбочка – звук ближе, кадык вниз – звук глубже… Ближе, глубже – это все сентенции восприятия, ведь на самом деле, просто меняются частоты в спектре голоса. Никто никуда звук не «направляет», вокалист меняет форму основного резонатора, только и всего! Так, например, пресловутый вокальный зевок опускает гортань, но одновременно ведет к приподниманию твердого нёба, а не мягкого. В целом звук становится глухим, в нем нет достаточной звонкости, поскольку при таких условиях практически невозможно получить певческую форманту.

Можно, конечно, возразить. Мол, так и говорят о направлении звука, ИМЕЯ ВВИДУ изменение формы. Но помилуйте! С течением времени одно уже давно заместило другое! Сегодня только и слышно – «направляй звук в резонаторы», как будто он может куда-то еще направляться, помимо них! И никто, заметьте (за редким исключением), при этих словах не старается объяснить, что под направлением звука он имеет ввиду то-то и то-то… Вот и приходится отвечать на бесконечные вопросы на сайте…

Да и зачем мудрить-то, если даже и так? Гораздо понятнее разговор об изменении формы, поскольку, как уже выяснено, «направление звука» - абсолютная ерунда.

*****

Нужно понимать, конечно, что хороший голос – это не только резонаторы. Они, как раз, довольно пассивные структуры, хотя, гладя на разнообразие возможностей разных вокалистов, так выразиться было бы слишком прямолинейно. Однако, резонаторы звук не создают, они его «обрамляют» и «оттеняют», если за основу брать просто голос речевой, привычный по жизни.

Я имею ввиду, что резонаторы не могут повлиять на сам первичный звук. Если голос с зажимами, резонаторы не устранят эффект зажима, если он сиплый или хриплый, резонаторы не помогут его исправить, они просто транслируют то, что им дадут.

Научиться ими управлять – еще не все, что требуется, но доля этого дела в вокале чрезвычайно велика!

«Уложи язык!» , «Открой рот!» , «Улыбнись!» - все эти сентенции как раз и направлены педагогом на единственный результат - изменение формы ротовой полости. А именно оно, в совокупности и с другими действиями, существенно меняет тембр голоса, придает звучанию необходимую в тот или иной момент окраску.

Просто задумайтесь! Не нужно искать «точку резонирования», достаточно найти для каждого звука свою форму основного резонатора, а если уметь подключать, то и дополнительных, хоть это и не просто, конечно. Зато с точки зрения понимания, что и чем нужно делать – значительно яснее!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Резонанс – физическое явление, но оно имеет прямое отношение к вокалу. Всем известно, что голос человека является определенными звуковыми колебаниями, а вот как использовать резонаторы голоса – вопрос не из легких.

Немного теории

Школа сайт предлагает всем желающим пройти курс обучения и научиться управлять своим голосом. Вокальное искусство подразумевает не только его силу, но и разные способы извлечения звука, именно это – главный показатель профессионализма. Поэтому так важно знать все резонаторы голоса у человека.

Итак, начнем. Воздух, который набирается в момент вдоха в легкие, проходит достаточно длинный путь: сначала он попадает в гортань, затем в бронхи. И вот здесь начинается волшебство! Благодаря мышцам, которые можно напрягать или расслаблять, звук на выдохе приобретает именно тот окрас, который и нужен! Все полости с воздухом и можно назвать резонаторами, так или иначе влияющими на звук.

Верхние и нижние резонаторы голоса

Все наши резонаторы условно разделены на две группы: нижние – они же грудные – расположены ниже голосовых связок, а верхние – соответственно, выше. Нижние резонаторы позволят сделать бархатистыми так называемые грудные звуки, чаще всего они низкие. Высокие тона будут зависеть от второй группы резонаторов, к тому же они могут быть очень разными по звучанию.

Обучение правильному резонированию – интересный этап для начинающего вокалиста. Наши педагоги обладают большим опытом, необходимым для планомерного обучения, а кроме того, с интересом наблюдают за ростом учеников и радуются их успехам. К слову, красивый тембр голоса, которым славятся известные певцы, это результат правильного обращения с резонаторами, и никак иначе!

Резонаторы голоса увеличивают его амплитуду, что сразу же сказывается на исполнении вокальной партии: известно, что в пределах одного произведения громкость может регулироваться от шепота до максимально возможных показателей. Различные техники исполнения благодаря умению правильно резонировать пригодятся как в классическом вокале, так и в современных вокальных жанрах.

Упражнения для верхних резонаторов

  • 1. Вдохните через нос, максимально мощно и коротко, на выдохе (рот закрыт) произносите звук «м-м-м».
  • 2. Вдохните через нос, на выдохе попробуйте пропеть слова «бом», «дом», «бим», заметно удлиняя последний звук «м».
  • 3. Сделайте глубокий вдох ртом, на выдохе произносите слоги в таком порядке: «ми – миии», «до – дооо», «му – мууу» и другие.

Общее правило таких упражнений – добиться ощущения легкой вибрации верхней губы и гортани. Все эти упражнения направлены на исправление слишком глухого звука.

Упражнения для нижних резонаторов

  • 1. Стоя прямо, наберите полную грудь воздуха и начинайте выдыхать, наклонившись вперед. На выдохе произносите как можно протяжнее «ууу», «ооо», «иии».
  • 2. Точно также набрав воздуха, на выдохе произносите слова: «молоко», «укушу», «туруру».
  • 3. Стоя набирайте воздух, положив руку на грудь. Попробуйте зевнуть, не открывая рта, задержите при этом гортань в нижнем положении на несколько секунд. На выдохе – протяжные звуки «о», «у».

К нижним (грудным) резонаторам относятся: трахея, бронхи и легкие. Грудное резонирование ощущается как вибрация в области грудной клетки (на протяжении полутора октав мужского голоса, а также в нижнем и центральном участках женского). Грудные резонаторы являются самой большой колебательной системой при пении. Они усиливают низкие частоты, придавая голосу объем, бархатистость и теплоту звучания.

Правильное грудное резонирование возможно при исключительной свободе и постоянном объеме грудной клетки, поскольку чрезмерное напряжение мышц груди и живота, а также сброс объема грудной клетки при дыхании препятствуют правильному распределению воздуха.

Необходимо стремиться к одновременному звучанию головного и грудного резонаторов. Это способствует созданию смешанного звучания и дает возможность избежать регистровых переходов.

ФУНКЦИИ РЕЗОНАТОРОВ

В отечественных трудах по методике вокального искусства резонаторам певческого аппарата традиционно отводятся следующие функции:

1. Фонетическая – формирование гласных и согласных.

2. Генераторная – излучение певческого звука.

3. Энергетическая – усиление певческого звука.

4. Эстетическая – обеспечение вибрато, звонкости, мягкости и полетности голоса.

5. Защитная – освобождение от перенапряжения гортани при достижении необходимой громкости звука.

6. Индикаторная – певческая настройка верности звукоизвлечения по вибрационным показателям.

7. Активизирующая – повышение тонуса голосового аппарата за счет вибрации резонаторов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТЕЙ РЕЗОНАТОРНОЙ СИСТЕМЫ

Голосовой аппарат певца работает как единое целое по принципу духового музыкального инструмента. Фактором, обеспечивающим тесное функциональное взаимодействие его основных частей (дыхательного аппарата, гортани и резонаторов), является акустическая волна.

Особенностью целостности этих системных связей является двусторонняя направленность сил взаимодействия: прямые (активные) и обратные (реактивные) силы. В результате чего воздействие на какую-либо одну часть немедленно отражается на работе двух других. Гортань воздействует на резонаторы, посылая в них звуковые волны, а резонаторы, усиливая те или иные группы обертонов, посылают эти усиленные звуковые волны обратно в гортань, тем самым изменяя характер колебаний голосовых связок и облегчая их работу по закону противодействия. Резонаторы обеспечивают положительное воздействие на гортань и повышают работу голосового аппарата в целом. Однако, резонаторы могут также поставить гортань в тяжелые условия путем неоптимальной настройки верхних и нижних полостей, в результате чего звук может стать не близким и полетным, а наоборот – глухим, плоским, белым, затылочным, носовым, опрокинутым и вульгарным.

Работая с оптимальной настройкой резонаторов, важно помнить, что голосовой аппарат певца – живой музыкальный инструмент. Он устроен гораздо более сложно, чем труба или орган, поскольку помимо акустических и пневматических сил взаимодействия в нем существуют чрезвычайно разнообразные силы нервно-рефлекторных связей между дыханием, гортанью и резонаторами.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЗОНАТОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Верное использование резонаторов при пении положительно влияет на тембр голоса, его полетность, высокое позиционное формирование и округление звука. Приступать к работе над верным функционированием резонаторных полостей необходимо с нахождения правильных ощущений при работе вокальных резонаторов.

Для того, чтобы вызвать понимание действия резонаторов существует ряд приемов:

НАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1 . Пение с закрытым ртом согласных «м», «н».

(При этом звук идет через носовые ходы, приводя к вибрированию полостей верхнего резонатора).

2 . Пение упражнений на гласный «и».

(Благодаря высокочастотным колебаниям этот звук уже сам по себе является высоким и дает хорошее ощущение резонирования).

3 . Пение на плотном смыкании связок.

(Приводит к яркости, металличности звука, вызывая ответ в резонаторах).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНИХ РЕЗОНАТОРОВ

1 . Вдох через нос. На выдохе при закрытом рте максимально мощно и коротко произнести звук «м-м-м».

(Рука, лежащая на темени, ощутит характерную вибрацию).

2 . Вдох через нос. На выдохе, заметно удлиняя последний звук, пропеть слова «бом», «дом».

3 . Вдох через рот. На выдохе пропеть слоги «ми-миии», «до-дооо», «му-мууу».

(Стараться удержать гласный в том же месте, где ощущается резонирование начального согласного звука).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНИХ РЕЗОНАТОРОВ

1 . Вдох через нос. Задержав гортань в нижнем положении, протяжно произнести звуки: «о», «у».

(Рука, лежащая на груди, ощутит характерную вибрацию).

2 . Вдох через нос. На выдохе пропеть слоги: «м - ууу», «м - ооо», «м - иии».

(Постарайтесь запомнить чувство вибрации грудной клетки, ощущаемое рукой).

3 . Вдох через рот. На выдохе пропеть: «молоко», «укушу», «туруру».

(Сохраняйте вибрацию грудной клетки на всем протяжении пения).

На развитие резонаторных ощущений следует обращать пристальное внимание уже в самом начале обучения пению для формирования понимания характера звучания, к которому следует стремиться, и для запоминания ощущений, которые должны сопровождать качественный певческий голос. Постепенно эти ощущения становятся привычными и воспринимаются как неотъемлемая часть хорошего звучания.

Важно одновременно развивать оба вида резонирования. Если не учитывать все компоненты певческого голосообразования, а зациклиться только на головном или грудном резонировании, результатом может стать деградация голоса, так как чрезмерное головное резонирование может привести к зажатию голоса, а при форсировании грудного резонирования голос утяжеляется и становится затруднительным его ход наверх.

По правильным резонаторным ощущениям певец может ориентироваться в качестве фонации и облегчить работу голосового аппарата. При одновременной работе обоих резонаторов связки функционируют по смешанному типу колебаний, что позволяет озвучивать весь диапазон ровным звуком, не ощущая регистровых скачков.

Работая над головным и грудным резонированием нужно помнить, что резонаторные свойства у разных певцов неодинаковы и зависят от индивидуальных особенностей, а также формы резонаторных полостей.