Спасская башня Московского Кремля: вот что точно стоит посмотреть

350 лет назад, 26 апреля 1658 года, Фроловская башня Московского Кремля по указу царя Алексея Михайловича стала именоваться Спасской.

Спасская (бывшая Фроловская) башня - главная башня Московского Кремля. Была возведена для укрепления северо-восточной части Кремля на том месте, где в древности находились главные ворота Кремля. Башня построена в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Первоначально башня называлась Фроловской, так как неподалеку располагалась церковь во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, которые на Руси почитались как покровители домашнего скота. Церковь не сохранилась.

16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович издал указ о переименовании башен московского Кремля. Так, Тимофеевская, именовавшаяся по двору боярина Тимофея Васильевича Воронцова Вельяминова, стала Константино Еленинско, Свиблова Водовзводной, по установленной внутри нее машине, на которой поднимали воду. Фроловская башня была переименована в Спасскую в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля.

Старые названия строго запрещались. И только Боровицкая башня, которую было велено именовать Предтеченской, несмотря ни на какие запреты до наших дней дошла как Боровицкая, то есть построенная на месте небольшого бора или сосновой рощи "боровицы".

Ворота Спасской башни были главным парадным въездом в Кремль, считались святыми и особенно почитались в народе: мужчины должны были проходить в них с непокрытой головой, а проезжать через Спасские ворота верхом запрещалось. Отсюда уходили на битву полки, здесь встречали царей и иностранных послов.

При постройке башня имела четырехгранную форму и была приблизительно вдвое ниже, чем ныне.

С 1625 года кремлевские башни начали надстраивать. Первой была надстроена главная башня Кремля Фроловская. Русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром.

В середине XVII веке на вершине шатра водрузили герб Российской империи двуглавого орла. Позже подобные гербы были установлены на самых высоких башнях Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Ныне Спасская башня имеет 10 этажей. Ее высота до рубиновой звезды 67,3 метра, со звездой 71 метр. Звезда на Спасской башне впервые была установлена в 1935 году, в 1937 году ее сменила новая, имеющая размах крыльев 3,75 м.

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1491 году. В 1625 году их сменили новые часы, изготовленные англичанином Христофором Галовеем, русскими кузнецами Жданом с сыном и внуком, литейщиком Кириллом Самойловым. В 1707 году они были заменены голландскими курантами с музыкой. В 1763 году часы вновь заменили. Всем известные ныне Кремлевские куранты были смонтированы в 1851 1852 годах братьями Бутеноп.

Вконтакте

В середине XVII в. по центральным районам Русского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва.

Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане.

Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 г.

unknown , Public Domain

Икона так понравилась царю, что он велел оставить её в Москве, где она располагалась в . Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над воротами со стороны , через которые образ привезли в Москву.

В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена и сама башня были названы Спасскими.

В 1839 г. икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 г.

Народный собор , Public Domain

С приходом к власти большевиков надвратный образ, как и сама икона Спаса Нерукотворного были утрачены.

Новоспасский монастырь был закрыт в 1918 г. Незадолго до этого чудотворная икона из него пропала.

Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов) - в 1929 г. в Вятке был закрыт Спасский собор и хранившийся в нём список также исчез. Однако, в июне 2010 г. по инициативе движения «Народный Собор» в Москве иконописцем Дмитрием Винокуровым был написан точный список знаменитой чудотворной иконы Вятского Спаса по старинной репродукции, обнаруженной вятским искусствоведом Галиной Алексеевной Моховой.

28 августа 2010 года новый точный список Спаса Нерукотворного был передан в Спасский собор Кирова (бывш. Вятки).

Список с чудотворного образа XIX в. сохранился в Новоспасском монастыре, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала.

Надвратный киот Спасской башни с внутренней стороны Кремля по-прежнему пустует.

Фотогалерея

Полезная информация

Спас Нерукотворный на Спасской башне

Вятский (Хлыновский) образ

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны.

Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и своеобразные особенности лика Христа.

На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью.

Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты.

Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части.Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба.

Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.

Спасская башня - самая красивая и стройная башня Московского Кремля, главные его ворота. Она построена под руководством итальянского архитектора Петра Антонио Солярио в 1491 г. Об этом говорят надписи, вырезанные на белокаменных досках, помещенных над проездными воротами башни. Со стороны Красной площади надпись сделана на латинском языке, со стороны Кремля - на русском языке славянской вязью: «В лето 6999 (1491) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана» (Милана.-Ред.).

Со Спасской башни началось строительство новых укреплений на восточной стороне Кремля. Первоначально башня называлась Фроловской стрельницей, как предполагают, - от церкви Фрола и Лавра. Башня имела четырехгранную форму и по высоте была равна примерно половине теперешней башни. Со стороны Красной площади к ней была пристроена отводная стрельница с двумя боковыми бастионами. Башня завершалась деревянной шатровой надстройкой, на которой висел часовой колокол. От отводной стрельницы через ров, проходивший по Красной площади, был перекинут цепной подъемный мост, замененный каменным в XVII в.

В 1625 г. часовой мастер «аглицкой земли» Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов возвели на башне многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы. Только что надстроенная башня сгорела, но через год была восстановлена.

Нижний четверик башни был завершен поясом из арок, украшенных белокаменным кружевным узором, башенками, пирамидками, изваяниями фантастических животных. По углам возвышались белокаменные пирамидки с золочеными флюгерами.

В нишах аркатурного пояса были установлены белокаменные статуи - «болваны». Как известно из документов, царь Михаил Федорович дал распоряжение сшить для них однорядки - одежду, чтобы прикрыть их наготу (по обычаям того времени считалось неприличным выставлять статуи без одежды). В пожар 1654 г. статуи обгорели и рассыпались.

Внутренние стены нижнего четверика - двойные. Между ними устроены обходные галереи и междуярусные лестницы. С верхней площадки нижнего четверика поднимался двухъярусный четырехгранник меньшего размера с белокаменными деталями и колонками по углам и с часами - замечательным техническим новшеством того времени. Выше часов четырехгранник переходил в восьмерик с открытыми арочными звонами. Завершалась башня восьмигранным кирпичным шатром с черепичным покрытием.
Фролошские ворота с древнейших времен считались главными, «святыми» воротами Кремля и особо почитались в народе.

Через Спасские ворота проходили торжественные шествия духовенства, въезжали в Кремль цари, императоры и иностранные послы.

Здесь запрещалось проезжать на лошадях верхом и проходить с покрытой головой, даже цари обязаны были снимать шапку. Специальным царским указом в 1658 г. Фроловская башня была переименована в Спасскую. Новое название ее связано с изображением Спаса, написанного над ее воротами со стороны Красной площади.

Спасская башня неоднократно страдала от пожаров и поэтому часто ремонтировалась. Особенно большие ремонтные работы производились на башне в начале XIX в., после изгнания наполеоновских войск из Москвы, и во второй половине XIX в.

При реставрации 1946-1950 гг. на башне были восстановлены обветшавшие белокаменные детали и облицовка, позолочены флюгера и покрыт медью шатер.

С древнейших времен на Спасской башне существовали часы. Предполагают, что они впервые могли быть установлены сейчас же после постройки башни, в 1491 г. Однако упоминание в летописях о часовщиках Спасской башни относится только к XVI в.

Эти часы просуществовали до 1625 г., когда были заменены новыми. Их устанавливали под руководством Христофора Галовея русские кузнецы-часовщики крестьяне Ждан, его сын и внук, а тринадцать колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов.

Часы имели вращающийся циферблат, разделенный на 17 часов, и сверху - изображение солнца, луч которого служил указательной стрелкой. Выше часов находился двухъярусный восьмерик со звонами, в которых размещались часовые колокола. К концу XVII в. башенные часы, установленные Галовеем, пришли в полную негодность. При Петре I в 1706-1709 гг. были установлены новые, голландские часы с музыкой и 12-часовым циферблатом, которые впоследствии неоднократно ремонтировались. Часы, которые мы видим на Спасской башне сейчас, установлены в 1851-1852 гг. братьями Н. и П. Бутеноп. Об этом говорит надпись на часах: «Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве». Металлические конструкции с винтовой лестницей к часам внутри башни сделаны по проекту архитектора К. Тона. При взятии Кремля в дни октябрьских боев 1917 г. Спасские часы были повреждены снарядом. По указанию В. И. Ленина их исправил в 1919 г. мастер Н. В. Беренс. Мелодия «Интернационала» набрана на игральный вал заслуженным деятелем искусств М. М. Черемных.

Исторически Московский Кремль являлся не только светским, но и духовным центром Российского государства, будучи средоточием церковного управления и наиболее чтимых в народе святынь — мощей, икон и храмов. Чаще всего названия башен Кремля связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня получила свое название по иконе Спасителя (Спаса Смоленского); над воротами Никольской башни располагалась икона святителя Николая Чудотворца.

Конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно увидеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Троицкой, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен.

До революции иконы на Спасской и Никольской башнях были особо почитаемы народом.

Спасские ворота являлись главными из всех Кремлевских и всегда почитались святыми. В древности эти ворота назывались Фроловскими или Фрололаврскими, по имени находившейся рядом церкви Фрола и Лавра. Иногда ворота назывались Иерусалимскими, поскольку в Вербное Воскресенье через них совершался крестный ход, изображающий вход Господень в Иерусалим. Указ царя Алексея Михайловича от 16 апреля 1658 года закрепил за ними название Спасских по образу Спаса Смоленского, а также церкви Спасителя, существовавшей у Москворецких ворот до конца XVIII века.

Через Спасские ворота нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. Этот народный обычай был закреплен царским указом в 1658 году; за исполнением указа следили особые сторожа — воротники и стрельцы.

От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. 1 ноября 1612 года именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым торжественно вступило в Кремль. Все крестные ходы из Кремля шли через Спасские ворота, все правители России начиная с царя Михаила Федоровича перед коронацией торжественно проходили через них.

Последнее упоминание об иконах на Спасской и Никольской башнях относится к 30-м годам XX века, когда было принято решение о консервации образов — сокрытии под оштукатуренной сеткой.

Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на кремлевских башнях, полностью утрачены. Вопрос о возвращении икон на башни Кремля не раз поднимался российской общественностью. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля выступил . Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации и получила благословение приснопамятного .

Для предварительной проработки вопроса при Фонде Андрея Первозванного была создана специальная инициативная группа, которую возглавил президент ОАО «РЖД», председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного . В группу также вошли директор ФСО РФ Е.А. Муров, заместитель директора ФСО РФ С.Д. Хлебников, управляющий делами Президента РФ В.И. Кожин, руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) А.В. Кибовский, генеральный директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина, президент Фонда Андрея Первозванного С.Е. Щеблыгин, первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного, руководитель рабочей группы проекта М.И. Якушев.

Членами инициативной группы было сделано предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях сохранились в киотах под слоем штукатурки.

24 августа состоялось заседание комиссии по реставрации надвратных икон Московского Кремля, на котором работы по реставрации надвратной иконы на Спасской башне были признаны завершенными.

4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне.

В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.

Икона Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

Надвратный образ Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля представляет собой иконографический тип «Спас Смоленский». Спаситель изображен стоящим. Правой рукой Он благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). К ногам Спасителя припадают коленопреклоненные святые: преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2,2 х 1,5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах.

Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.

Одно из первых описаний Спасского образа содержится у Павла Алеппского, который сопровождал Антиохийского Патриарха Макария при его путешествии в Россию в 1654-1656 годах: «Над большими царскими восточными воротами снаружи находится образ Господа Христа, стоя благословляющего: Его нижнее одеяние голубое с золотыми разводами, а верхнее — бархатное, также с золотом. Этот образ называют Спас, т.е. Спаситель, Смоленский».

С древних времен икона имела большое почитание среди народа и считалась чудотворной.

В XIX веке с двух сторон от Спасских ворот располагались часовни. В одной из них находилась копия надвратного образа Спасителя, которая также чтилась богомольцами. Перед иконой Спасителя постоянно горели лампады и ежедневно служились молебны.

Особое празднование образу Спасителя на Спасской башне совершалось 1 августа по старому стилю (14 августа по новому стилю).

Икона святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля

Икона святителя Николая («Никола Можайский») на Никольской башне Московского Кремля датирутся концом XV - началом XVI века.

Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ святителя был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях известного искусствоведа И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы была предпринята реставрация изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.

В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был целиком задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 9 / 22 мая 1918 года совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего во главе крестного хода направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его надвратным образом.

Патриархия.ru

Сегодня стало известно, что на башнях Кремля восстановят иконы, замурованные в советские времена и долгие годы считавшиеся утраченными. Образ Спасителя со Спасской башни и Николая Чудотворца с Никольской пропали в 30-х годах, однако никаких документальных подтверждений об уничтожении не осталось.

И вот недавно обнаружилось, что изображения на месте. Правда, под толстым слоем штукатурки, который к концу нынешнего лета реставраторы обещают аккуратно снять.

Подробности — у корреспондента НТВ Антона Вольского .

Обе иконы считались утраченными бесследно, а нашлись на главных башнях страны. Казалось бы, что нового можно узнать о самой растиражированной московской достопримечательности — Кремле?

Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: «Самый неизученный, самый неисследованный памятник в Москве — это Кремль».

Иконы, предположительно написанные в XIV-XV веках, венчали ворота двух кремлевских башен: Спасской и Никольской. Последний раз образы видели в 34-м, после чего они как в воду канули. Остались только белые прямоугольники-оклады, которые с тех пор каждый год бережно подкрашивали. Никому почему-то и в голову не приходило поискать под штукатуркой.

Сергей Филатов, директор реставрационно-художественного управления: «Под слоем штукатурки, которую мы все всегда видели, находится металлическая решетка и металлическая сетка. Они отстоят, собственно, от красочного слоя живописи примерно на 10 сантиметров, то есть там имеется воздушная прослойка».

Пока иконы рассмотреть целиком не удалось, но предположительно — это то, что искали. Икона Спаса Нерукотворного на Спасской башне и Николая-чудотворца на Никольской.

Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: «Названия Спасская башня и Никольская башня происходят не от того, что там находились иконы. Спасская башня называлась так потому, что от нее вела дорога к храму Спаса Смоленского, который находился ниже собора Василия Блаженного. А Никольская башня была началом пути к храму Николы Старого, который стоял на Никольской улице».

Археологическая находка на Красной площади тянет за собой непростой политический вопрос. Ведь если иконы откроют, то они окажутся под символом богоборчества — рубиновыми звездами.

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД», председатель попечительского совета фонда «Андрей Первозванный»: «А когда вы видели последний раз башни? Но тогда вы там точно не заметили пятиконечных звезд».

Мы проверили — звезды на месте: как на Спасской, так и на Никольской башнях. Это видно и на кадрах, снятых сегодня днем. Быть может, их судьба уже решена, но еще не объявлена? Но тогда это новость не менее важная, чем находка икон.

Впрочем, одними звездами вопрос не исчерпывается. Если иконы откроют, то прямо между ними окажутся незахороненные останки Ленина, а в стене, соединяющей эти две башни, — колумбарий с прахом советских вождей. И то, что еще недавно казалось несовместимым — церковные святыни и коммунистические идеалы, — окажется объединено единым архитектурным ансамблем.