Психологическая кинезиология. Комплекс упражнений по образовательной кинезиологии. Кинезиология: упражнения для мозга. Кинезиология для похудения

Врач-психотерапевт, к. м. н., доцент кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФПКМР РУДН, психотерапевт Единого Европейского реестра и Всемирного реестра профессиональных психотерапевтов, Действительный член ОППЛ, преподаватель ОППЛ международного класса, аккредитованный супервизор ОППЛ. Автор и руководитель модальности психотерапевтическая кинезиология в ОППЛ.

Окончила лечебный факультет Московской Медицинской Академии им. И.М. Сеченова. Стажировалась в ГДР, в клинике Шарите; в США в Университете Миннесоты на кафедре семейной медицины. Специализировалась на работе с аутоагрессивными больными, защитила кандидатскую диссертацию по теме «Психотерапия больных, совершивших суицидальные попытки». В течение 20 лет профессионально занимается кинезиологией.

Общая продолжительность программы: 260 академических часов.

О кинезиологии

Психотерапевтическая кинезиология — это интегративный подход, в котором для диагностики используется мышечное тестирование, а для коррекции — система различных методов, упражнений и техник воздействия на физическом, психоэмоциональном и духовном уровнях, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия и гармонизации личности пациента.

Интегративность заключается в том, что синтез различных техник и методов воздействий проводится с учетом ведущей концепции личности — психогенетической модели личности, ее развития, психопатологии и симптомообразования.

Рассчитана на помощь здоровым и больным людям разных возрастов.

Зачем все это нужно?

Основная цель кинезиологии — вернуть человеку состояние выбора в тех областях жизни, где, как ему кажется, никакого выбора уже нет и быть не может. Мышечное тестирование используется для определения стрессов и их коррекции. Когда человек находится в стрессе, то он не может использовать свои возможности на 100%. Когда эмоциональный стресс заканчивается, мозг восстанавливает способность полноценно функционировать. И человек обретает целостный взгляд на жизнь. Кинезиология помогает вернуть себе свой собственный авторитет. На занятиях мы увидим, как события нашей жизни, наши переживания остаются в теле и в памяти и влияют на происходящее. А самое главное, мы сможем повлиять на это таким образом, чтобы смягчить влияние прошлого, выровнять настоящее и открыть двери позитивному будущему.

Что такое мышечное тестирование?

Это настоящая биологическая связь со всем организмом и мозгом. Пациент является единственным источником информации, так как только он знает правду о себе. Наша работа касается самообразования и осознания. Используя этот подход, можно безболезненно проработать различный негативный опыт, касающийся вашего прошлого или настоящего.

Во время консультации кинезиолог берет вас за руку и помогает прояснить нынешнюю ситуацию, узнать, что из прошлого опыта все еще влияет на вас, и главное, как с этим справиться.

Когда и кому это помогает?

В медицинской практике можно успешно применять для лечения стрессовых, аффективных, лицами и беременными женщинами.

В психологической практике кинезиология помогает оказать помощь практически при любом запросе: межличностные отношения, снятие острого стресса при несчастных случаях, разводе, других проблемах. Сложности в общении с другим полом, внутри семьи, между супругами, с детьми и со старшим поколением. Проблемы на работе, конфликтные отношения с начальством, коллегами или подчиненными, неумение отстаивать свою точку зрения, неудовлетворенность работой и др.

В педагогической практике кинезиологию можно использовать в работе с детьми, испытывающими различные трудности в обучении, в помощь детям с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, для решения логопедических проблем.

Программа обучения:

1. Антистрессовая кинезиология — 1,2

  • Семинар 1 — 22,23, 24 сентября 2017 г.
  • Семинар 2 — 10,11, 12 ноября 2017 г.

На этом семинаре мы окунемся в удивительный мир кинезиологии, позволяющий через реакции тела понимать происходящее на разных уровнях психики, Души, здоровья. Мы освоим основы кинезиологии, научимся проводить мышечное тестирование, диагностику актуального сейчас стресса и стрессовых ситуаций и переживаний, которые мы перенесли в прошлом. Познакомимся с теорией эмоций и «путеводной картой эмоций» - эмоциональной последовательностью, которая поможет нам точно определять и находить название нашим переживаниям и переключаться на светлую сторону жизни.

Мы освоим 5 больших областей коррекций, 14 упражнений и 5 мышц. Эти упражнения помогут нам улучшить слух, зрение, понимание происходящего, снять блокирующий сухожильный рефлекс, восстановить нашу защитную оболочку и активно включиться в жизнь. Мы начнем работать с эмоциональными травмами и уделим особое внимание школьным проблемам. Благодаря воздействию на уровне нервной системы, формированию новых продуктивных нервных связей упражнения этого семинара прекрасно помогают восстановить обучаемость в любом возрасте, вновь научиться легко читать и воспринимать тексты (и не засыпать за книжкой), улучшат тонкую моторику и многое другое.

В результате прохождения этого семинара участники научатся оказывать помощь лицам со школьными проблемами, с реакцией на острый стресс, снизить уровень хронического стресса, а также значительно улучшат собственное самочувствие.

Научатся проводить мышечное тестирование, работать с прошлыми травмами, включая школьный стресс, восстанавливать эмоциональное и физическое равновесие.

Все занятия по Психотерапевтической кинезиологии носят учебно-практический характер. Сначала проводится теоретическая часть, затем демонстрация техник и отработка навыков в парах.

Этот семинар является обязательным для начала обучения Психотерапевтической кинезиологии.

  • История возникновения и развития кинезиологии.
  • Обучение мышечному тестированию.
  • Тестирование передней дельтовидной, грудинно-ключичной, надостной, широчайшей мышцы спины, четырехглавой мышцы.
  • Теории эмоций. Эмоции в кинезиологии.
  • Эмоциональная последовательность в поведении.
  • Теории стресса, эмоциональные и телесные признаки стресса.
  • Упражнения по снятию острого и хронического стресса.
  • Коррекция школьного стресса.
  • Полная схема работы со стрессом.

2. Индивидуальные особенности — 1,2

  • Семинар 1 — 8,9, 10 декабря 2017 г.
  • Семинар 2 — 2,3, 4 февраля 2018 г.

Этот семинар вводит нас в мир наших личных особенностей, с которыми мы родились и живем. Далеко не все в нашей жизни появилось в результате воспитания или воздействия стресса. Каждый ребенок рождается с уникальным набором присущих ему особенностей характера, которые значительно влияют и даже предопределяют его жизнь. Не все особенности ведут его к счастливой жизни, многие из них доставляют неудобства, особенно если для близких они чужды. Одновременно ребенок и каждый из нас сталкивается с особенностями окружающих. Все вместе это определяет мозаику наших радостей и проблем в отношениях. Этот семинар несет потрясающие открытия о нас самих и наших близких и о корнях наших проблем в отношениях!

Мы изучим 56 отдельных черт, научимся определять собственные и чужие особенности по внешнему виду, смягчим их проявления, узнаем выигрышные тактики в поведении. А также научимся использовать эту информацию в работе с клиентами и пациентами, в коррекциях.

  • Физиогномика и френология.
  • Индивидуальные особенности и их проявления в теле и в поведении.
  • Применение этих знаний в быту и в профессии.
  • Связь с эмоциями, энергией и меридианами.
  • Возможности коррекции.

3. Кинезиология здоровья — 1,2

  • Семинар 1 — 12,13, 14 января 2018 г.
  • Семинар 2 - 2,3, 4 марта 2018 г.

На этом семинаре мы погрузимся в мир психосоматических взаимосвязей, влияния наших эмоций на самочувствие, нашего прошлого опыта на здоровье. Первая часть будет посвящена различным коррекциям, позволяющим определить и отпустить патологические влияния наших переживаний на наше тело. Во второй части мы уделим особое внимание пищеварению, подбору индивидуальной диеты, дефицитам и избыткам различных веществ в организме, регуляции метаболизма, коррекции проблем желудочно-кишечного тракта.

  • Понятие здоровья и болезни.
  • Понятие психосоматических отклонений.
  • Диагностика и коррекция психосоматических отклонений в кинезиологии.
  • Диагностика и коррекция отклонений пищеварительного тракта.
  • Учение о чакрах. Диагностика и коррекция отклонений на уровне чакр.
  • Диагностика переносимости продуктов.
  • Подбор индивидуальной диеты при различных проблемах.
  • Диагностика эмоциональной составляющей психосоматических отклонений.
  • Полная коррекция, нацеленная на оздоровление.

4. Отрицание

  • 31 марта - 1 апреля 2018 г.

Отличный семинар для проработки сложно-достижимых целей. Часто за этим скрывается наше собственное отрицание возможности реализовать свои желания. Мы посмотрим на то, что происходит с другой стороны, узнаем, как мы тормозим собственное движение. И самое главное - скорректируем и уберем эти внутренние препятствия.

5. Как достичь изобилия

  • 18-19-20 мая 2018 г.

Кого не интересует улучшить свой бюджет и расширить собственность?! Семинар рассматривает тему финансово-материального благополучия, которое включает возможность зарабатывать, получать иные доходы, делать покупки, владеть движимым и недвижимым имуществом, путешествовать, отдыхать, быть успешным в материальном мире. Для наших сограждан эта тема непроста, так как в течение последних ста лет отношение к материальному благосостоянию несколько раз кардинально менялось. На семинаре мы погрузимся в историю свою собственную и своей семьи, связанную с имуществом и финансами. мы сможем развязать трудные места и облегчить достижение желаемого.

6. Семинар для кинезиологов консультантов

  • 8-9-10 июня 2018 г.

Семинар обязателен для прохождения желающим, получить Удостоверение о повышении квалификации «Кинезиолог-практик».

Для участия в нем надо пройти ВСЕ предыдущие семинары, написать письменную работу о применении Психотерапевтической кинезиологии, сдать практические навыки. Для получения Удостоверения об окончании первого курса надо пройти 5 часов индивидуальной коррекции с кинезиологами, рекомендованными Институтом кинезиологии; а также 9 часов практики с супервизией. Она предполагает проведение полной коррекции с другими обучающимися под наблюдением преподавателя супервизии. Практика с супервизией преподавателя ежемесячно.

После успешного прохождения этого семинара участники получают Удостоверение о повышении квалификации по Психотерапевтической кинезиологии (260 ак.ч.).

  • Супервизия
  • Дополнительные стратегии работы

По прохождению каждого семинара участникам выдаются накопительные Свидетельства ОППЛ, действительные для вступления в ЕАП.

По прохождении программы выдается «Свидетельство о повышении квалификации. Института повышения квалификации ОППЛ.

Формы работы: Лекции, демонстрации кинезиологических коррекций; работа в парах; супервизия.

Режим занятий: 3 дня (пятница, суббота, воскресенье).

Время проведения: 10.00-18.00.

Расписание занятий на 2017-2018 гг.

  • 22-23-24.09.2017 - Антистрессовая кинезиология -1 часть. Ведет Чобану И.К.
  • 6.11
  • 10-11-12.11.2017 - Антистрессовая кинезиология часть 2. Ведет Чобану И.К.
  • 2.12 - Практическое занятие. Ведет Нерода А.Р.
  • 8-9-10.12.2017 - Индивидуальные особенности - 1 часть. Ведет Чобану И.К.
  • 12-13-14.01.2018 - Кинезиология здоровья - 1 часть. Ведет Чобану И.К.
  • 22.01 - Практическое занятие. Ведет Нерода А.Р.
  • 2-3-4.02.2018 - Индивидуальные особенности - часть2. Ведет Чобану И.К.
  • 12.02 - Практическое занятие. Ведет Нерода А.Р.
  • 2-3-4.03.2018 - Кинезиология здоровья - часть 2. Ведет Чобану И.К.
  • 26.03 - Практическое занятие. Ведет Нерода А.Р.
  • 31.03-01.04.2018 - Отрицание. Ведет Чобану И.К.
  • 18-19-20.05.2018 - Как достичь изобилия. Ведет Чобану И.К.
  • 2.06 - Практическое занятие. Ведет Нерода А.Р.
  • 8-9-10.06.2018 - Семинар для кинезиологов консультантов. Ведет Чобану И.К.

Наталья Рогаль
Что такое кинезиология? Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми

Термин «кинезиология » происходит от греческого слова kinesis- «движение» и logos- «наука, слово» . В соответствии с этим кинезиология означает беседы о движении или, в современном понимании, изучение движения.

Кинезиология - это современное направление психотерапии, возникшее на стыке разных практик и дисциплин : телесно-ориентированной психотерапии, психодинамического подхода, психологии личности, общей психологии, психосоматической медицины, нейропсихологии, нейрофизиологии и физиологии движения. Кроме того, в ней используется опыт некоторых древних восточных практик (йога, индийские мудры, китайская медицина) .

В пространстве психотерапии кинезиология находится ближе всего к телесно-ориентированной психотерапии и психодинамическим направлениям.

Цель кинезиологии - это оздоровление и гармонизация, что достигается коррекцией любых обнаруженных нарушений с помощью как стандартных терапевтических техник, например, заимствованных из акупунктуры, так и кинезиологических подходов . Этот подход рассчитан на помощь здоровым и больным людям разных возрастов.

Одно из определений этого направления, сформулированное Федерацией Кинезиологии в Великобритании , звучит так : Кинезиология , буквально изучение движений тела, - это целостный подход к балансированию движения и взаимодействий человеческих энергетических систем. Мягкое использование мышечного тестирования помогает определить те зоны, где блок или дисбаланс нарушает физическое, эмоциональное или энергетическое благополучие человека. Этот же метод помогает определить факторы, влияющие на появление подобного дисбаланса.

Естественные оздоравливающие силы пациента стимулируются посредством воздействия на рефлекторные и акупунктурные точки, через определенные упражнения и изменения в диете, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия.

Кинезиологи смотрят на здоровье с трех основных направлений – химического, структурного и умственного – каждый из них взаимодействует с другими, и все вместе они представляют собой целое, единое, что и называется Триада Здоровья. Чтобы кто-то был полностью здоров, все три системы должны функционировать хорошо, в гармонии друг с другом. А корень, вызывающий болезнь, не всегда очевиден.

В медицине широко известна спортивная кинезиология . Спортивная кинезиология нацелена на помощь спортсменам в достижении высоких результатов и оптимальном восстановлении после травм. Существуют различные виды кинезиологии : прикладная, психотерапевтическая, образовательная, целебное прикосновение, клиническая и т. д.

Образовательная кинесиология , что нас и интересует, в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения, в частности чтения, письма, математики, запоминания и пр. Она оказывает помощь, как детям, так и взрослым, в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями.

В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга. Еще в 1960-ые годы перекрестные движения использовались для помощи детям с мозговыми нарушениями. Перекрестные движения вынуждают правое и левое полушарие работать одновременно . Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело – своеобразный мост между правым и левым полушариями, улучшается.

Для улучшения обучаемости используются и другие различные упражнения. В программе «Гимнастика для мозга » эти упражнения собраны в комплекс, рекомендуемый для выполнения детям.

Первым шагом коррекции становится определение нерешенных эмоциональных стрессов и отрицательных убеждений, которые мешают людям проявить весь свой потенциал. Основным методом обследования является мышечное тестирование мышцы - индикатора с целью определения приоритета стрессов и их коррекций, выбираемых из широкого спектра техник для снятия стресса. Мышечное тестирование позволяет моментально по бессознательному телесному ответу определить реакцию на эмоциональные стимулы, тем самым прояснить внутренние конфликты, скрытые негативные убеждения и отношения, которые обнаруживаются у людей, когда они неосознанно препятствуют собственному выздоровлению, хотя на сознательном уровне желают его.

С помощью кинезиологии можно избавиться от самых разнообразных проблем, таких как :

Снятие острого стресса при несчастных случаях, разводе, других проблемах;

Сложности в общении с другим полом, внутри семьи, между супругами, с детьми и со старшим поколением

Проблемы на работе , конфликтные отношения с начальством, коллегами или подчиненными, неумение отстаивать свою точку зрения, неудовлетворенность работой ;

Хронически плохое настроение, депрессия, бессонница, раздражительность, плаксивость, апатия; различные давнишние проблемы со здоровьем, хронические боли в спине, частые простуды, аллергии;

у детей : сложности с обучением в школе, неусидчивость, неумение быстро читать, грамотно писать и правильно считать, плохое поведение.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития неповторяемый на протяжении последующей жизни. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга , отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.

Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в обучении, а так же в управлении своими эмоциями.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы. Неподвижный ребенок не обучаем и его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий , улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется

регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Как обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике воздействия.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия :

Занятия проводятся утром;

Занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам ;

Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) .

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Чобану И.К. Что такое кинезиология? [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http:// ppip.su (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Термин «кинезиология» происходит от греческого слова «kinesis», обозначающего «движение» и «logos» – «наука, слово». В соответствии с этим определением кинезиология означает беседы о движении или, в современном понимании, изучение движения.

Федерация Кинезиологии в Великобритании использует следующее определение:

«Кинезиология, буквально изучение движений тела, – это целостный подход к балансированию движения и взаимодействий человеческих энергетических систем. Мягкое использование мышечного тестирования помогает определить те зоны, где блок или дисбаланс нарушает физическое, эмоциональное или энергетическое благополучие человека. Этот же метод помогает определить факторы, влияющие на появление подобного дисбаланса.

Естественные оздоравливающие силы пациента стимулируются посредством воздействия на рефлекторные и акупунктурные точки, через определенные упражнения и изменения в диете, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия».

По мере появления и развития различных ветвей науки о движении термин «кинезиология» стали применять как общее обозначение всей системы. Кинезиология обеспечивает самый прямой путь коммуникации через тело с пациентом или клиентом.

История возникновения кинезиологии

Основателем науки о движении человека был Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.), впервые описавший действие мышц и осуществивший их геометрический анализ. Его пионерские усилия заложили основу последующих работ Галена (131 – 201 г.г.), Галилея (1564 – 1643 г.г.), Ньютона (1642 – 1727 г.г.) и Борелли (1608 – 1679 г.г.). Работы этих философов и ученых привели к тому, что движение человека стали рассматривать как последовательность взаимодействий мышц и внешних сил, воздействующих на систему из окружающей среды. Кинезиология в таком варианте широко используется в спортивной и реабилитационной медицине.

В 30-е годы ХХ века врачи – супруги Кендалл заметили, что при некоторых воздействиях на организм или психику человека тонус его мышц меняется: сильная мышца может стать слабой или наоборот. Это послужило толчком к использованию мышечного тестирования для диагностики. Хотя в более ранних традиционных практиках коренных жителей Южной Америки уже встречается упоминание об использовании прямого ответа тела для лечения тех или иных отклонений.

Использование мышечного тестирования для диагностики состояния организма получило дальнейшее развитие и обоснование в прикладной кинезиологии – детище Джорджа Гудхарта, наблюдательного и творческого американского врача из Детройта, штат Мичиган, США. Эта система использования мышечного тестирования в диагностических и терапевтических целях при различных состояниях была разработана в 1964 году. Корни ее произрастают из мануальной терапии. Прикладная кинезиология – это целостный подход, основанный на концепции Триады здоровья, которую составляют структурные, химические и эмоциональные факторы.

К структурным факторам относятся такие составляющие организма, как мышцы, кости и суставы. Мышца оказалась самой реактивной частью, которая реагирует ослаблением на дисбаланс в какой – либо части системы. Была установлена непосредственная связь между мышцами и отдельными позвонками, внутренними органами, железами, головным мозгом.

Химические факторы – это вторая составляющая "триады здоровья". Значение ее трудно недооценить, ведь человек – саморегулирующаяся биохимическая структура, в которой одновременно происходят сотни видов биохимических реакций. Большое влияние на организм оказывают такие внешние факторы воздействия, как прием пищи, различные химические токсины, радиация и т.д. К химическим факторам также относятся аллергические реакции, пищевой дефицит, гормональный дисбаланс, дисбаланс уровня глюкозы и токсические вещества. Одной из целей лечения становится индивидуальный подбор лечебных препаратов или продуктов питания, которые в данный момент необходимы и наиболее полезны каждому конкретному пациенту.

К эмоциональным факторам можно причислить мысли, систему убеждений, отношения, чувства, как сознательные, так и подсознательные, относящиеся к прошлому, настоящему и будущему. В совокупности они могут приводить к многочисленным когнитивным и эмоциональным проблемам, включая стресс, тревогу, бессонницу, зависимости, фобии. Эти эмоциональные факторы не только глубоко воздействуют на наше поведение, но и на все здоровье в целом. Вы становитесь тем, во что вы верите. А то, кем вы являетесь сейчас, отражает то, во что вы верили в прошлом. Поэтому, работая с любой проблемой со здоровьем, важно определить все вовлеченные эмоциональные факторы. Эмоциональной составляющей Триады здоровья уделяется все больше внимания, как в ортодоксальной, так и в альтернативной медицине. Все яснее становится понимание воздействия разума на здоровье и все реже можно услышать фразу «возьми себя в руки и продолжай жить».

Итак, появившись в 60-ые годы, прикладная кинезиология распространилась в США среди врачей и мануальных терапевтов. В 1974 году в Великобритании образовался Международный Колледж Прикладной Кинезиологии, активно действующий и поныне, где проводится обучение врачей. Сегодня термин «прикладная кинезиология» используется только применительно к системе, преподаваемой этим колледжем.

Целебное прикосновение. Вклад доктора Джона Тая

За время, прошедшее с 1964 года, у кинезиологии появились многочисленные ответвления. Этому в немалой степени способствовал доктор Джон Тай, друг и ученик доктора Гудхарта. Он поставил своей целью сделать этот замечательный подход доступным для широкой публики. Так, в 1973 году была издана его книга «Целебное прикосновение» (“Touch for health”), в которой он обобщил и изложил техники прикладной кинезиологии в доступной для непрофессионалов форме. Вслед за этим был создан Фонд «Целебное прикосновение», проводивший обучающие семинары по всему миру. С 1973 года более 2 миллионов человек в 42 странах прошли обучение этой системе. Целью «Целебного прикосновения» стало обучение самопомощи через балансирование энергии. Это не терапия, этот курс нельзя использовать для диагностики или лечения. В «Целебном прикосновении», как и в прикладной кинезиологии, используются такие же основные концепции: Триада здоровья, мышечное тестирование, связь меридианов, органов и мышц, только изучается ограниченное количество мышц и меньший набор корректирующих техник.

У Целебного прикосновения «выросли» различные ветви: кинезиология здоровья, клиническая кинезиология, гипертонус, христианская кинезиология, кинезиология трансформации, биокинезиология и многие другие. В настоящее время насчитывается более 100 вариантов, большинство из которых в России неизвестны, их основатели и представители у нас не бывали. С некоторыми из течений кинезиологии наши соотечественники знакомы.

Образовательная кинесиология

Дальнейшим шагом в развитии кинезиологии стало рождение образовательной кинесиологии, применявшейся в педагогике. Автором этого направления стал Пол Деннисон, который после 20-ти летней работы с детьми во вспомогательном центре в Калифорнии в 1979 году прошел курс обучения «Целебному прикосновению». В 1982 году Деннисон разработал программу восстановления координации и включил в нее наряду с детьми и взрослых. Результаты оказались успешными. Образовательная кинесиология в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения, в частности чтения, письма, математики, запоминания и пр. Она оказывает помощь, как детям, так и взрослым, в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями.

Образовательная кинесиология использует мышечное тестирование для определения стресса и дисбаланса, появляющегося при каких-либо движениях или деятельности, которые могут влиять на координацию и достижения в различных областях. Например, в стрессовых ситуациях у некоторых людей взгляд вниз приводит к ослаблению всего организма. Это относится не только к походке, но и к чтению. Если вовремя это выявить и назначить подходящие упражнения, то они помогут сбалансировать состояние человека, а также улучшить его походку и восстановить легкость чтения.

В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга. Еще в 1960-ые годы перекрестные движения использовались для помощи детям с мозговыми нарушениями. Перекрестные движения вынуждают правое и левое полушарие работать одновременно. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело – своеобразный мост между правым и левым полушариями, улучшается.

Для улучшения обучаемости используются и другие различные упражнения. В программе «Гимнастика для мозга» эти упражнения собраны в комплекс, рекомендуемый для выполнения детям. Некоторые из этих упражнений используются в комплексе под названием «Единый мозг» – начальном курсе концепции «Три в одном». Опыт работы российских и зарубежных кинезиологов подтверждает эффективность этого подхода.

Концепция «Три в одном»

Авторами этого направления стали Гордон Стокс, Дениел Уайтсайд и Кендис Калэуей. Сотрудничество Г. Стокса и Д. Уайтсайда началось в 1963 г., когда они совместно работали в области генетики поведения. Гордон Стокс в течение почти 20 лет был в первых рядах движения за самооздоровление. Более 10 лет он работал директором фонда «Целебное прикосновение».

Сотрудничество Уайтсайда и Стокса, продолжавшееся более четверти века, протекало в поле психологии и генетики поведения. Они совместно выступали почти во всех изданиях концепции «Три в одном». Г. Стокс создал Международную Ассоциацию специалистов – кинезиологов, президентом которой был в течение многих лет.

В 1972 году Г. Стокс и Д. Уайтсайд разработали новый подход – концепцию «Три в одном», который включил в себя работу с телом и эмоциями, достижения нейробиологии и их собственные оригинальные находки. К. Калэуей присоединилась к ним позже. Их образование, бесспорно, наложило отпечаток на созданное ими направление. Они уделили гораздо больше внимания эмоциональной стороне жизни человека. Мышечное тестирование предлагалось использовать для определения стрессов и их коррекции. В основе этого подхода лежит следующая концепция: когда человек находится в состоянии стресса, то не может использовать возможности своего мозга на 100%. Когда эмоциональный стресс заканчивается, мозг восстанавливает способность полноценно функционировать, используя логику левого и творческий подход правого полушария. Целостный мозг обеспечивает интегрированный взгляд на жизнь. Во многом эмоциональные, физические и поведенческие проблемы произрастают из прошлых травм. Техники концепции «Три в одном» в первую очередь восстанавливают способность осуществлять свободный выбор в настоящем времени без тормозящих последствий прошлого опыта.

Первым шагом коррекции становится определение нерешенных эмоциональных стрессов и отрицательных убеждений, которые мешают людям функционировать, используя весь свой потенциал. Основным методом обследования является мышечное тестирование мышцы индикатора с целью определения приоритета стрессов и их коррекции, выбираемых из широкого спектра техник для снятия стресса. Мышечное тестирование позволяет моментально по бессознательному ответу определить реакцию на эмоциональные стимулы, прояснить внутренние конфликты, скрытые негативные убеждения и отношения, которые часто обнаруживаются у людей с различными проблемами, когда они неосознанно препятствуют собственному выздоровлению, хотя на сознательном уровне желают его. Мышечное тестирование позволяет получить точную информацию, когда и где произошло событие, повлиявшее на появление проблемы. Также оно помогает уточнить наличие стресса, оставшегося после травмы или аварии, и способствующего сохранению хронической боли.

При необходимости в качестве домашнего задания предлагаются некоторые из этих упражнений. Для определения эмоций, что для некоторых пациентов может оказаться невыполнимой задачей, используется поведенческий барометр, похожий на систематизированную карту эмоций и включающий в себя гнев, страх, горе и другие негативные эмоции, а также желаемое позитивное состояние. Для точного определения возраста пациента, в котором возникли проблемы, применяется техника возвращения по возрасту. Теоретически это обосновывается таким образом: даже если человек не помнит на сознательном уровне, что с ним произошло, на глубинном уровне сохраняется воспоминание об этом событии. К этому воспоминанию можно обратиться так, словно оно произошло сейчас. Обнаружив этот стресс, кинезиолог использует техники снятия стресса для излечения травмы.

Кинезиология в России

Впервые с термином «прикладная кинезиология» российские врачи познакомились на международной конференции по мануальной терапии в мае 1990 г. в Москве. Доклад о прикладной кинезиологии сделали президент Европейской Коллегии Прикладной Кинезиологии Джозеф Шейфер и вице-президент Кристофер Смит. Затем в России проводились семинары: в Новокузнецке, в Санкт-Петербурге, во Владивостоке. Постепенно этот метод завоевал внимание специалистов, была создана Межрегиональная Ассоциация прикладной кинезиологии.

В нашей стране также известна образовательная кинесиология. У нас изданы следующие книги: «Образовательная кинесиология: баланс общения личности» Линды Сьюиз Ханек в 1998 году и «Мудрое движение. Мы учимся не только головой» Карлы Ханнафорд в 1999 году. Вы можете почерпнуть более подробную информацию из этих книг.

Направление «Три в одном» в Россию впервые привезла американка Кэрол Энн Хонц в 1991 г. Она сама пишет в своей книге «Безграничные возможности»: «В первый раз я приехала в Москву в феврале 1991 года, чтобы провести семинар «Целебное прикосновение»... В апреле 1991 года, во время своего второго визита в Москву, я провела семинар «Единый мозг», целью которого было рассказать о том, как привести в соответствие работу тела, разума и духа, объединить их в целое, сделав человека более гармоничным. Подобное объединение позволяет выявить ту творческую, деятельную, счастливую и крепкую здоровьем личность, которая скрыта глубоко внутри каждого из нас. Мы – сверкающие драгоценные камни, ждущие часа быть извлеченными из пустой породы и осветить весь мир!» [Хонц К.]

Будучи педагогом, она долгое время обучала детей в школах системы Монтессори. Затем познакомилась с образовательной кинесиологией, а позднее заинтересовалась концепцией Стокса и Уайтсайда, уделявшей значительное внимание эмоциональным стрессам у детей. Этот подход настолько увлек Кэрол, что она изучила его досконально, а затем стала преподавать. Благодаря замечательной работе Кэрол, ее вскоре стали приглашать в Европу. С 1991 по 1997 г. она регулярно проводила лекции и семинары в Москве и других городах, начиная с первого курса и до заключительного курса для консультантов. Дальнейшее развитие кинезиологии происходило в России.

Психотерапевтическая кинезиология

Стокс и Уайтсайд предполагали, что рассеивание стресса приводит к выздоровлению пациента. Это действительно характерно для людей со здоровой личностью. Для помощи пациентам с длительными глубокими проблемами, особенно в области психического здоровья, было разработано личностно-ориентированное направление – психотерапевтическая кинезиология. За основу была взята психогенетическая теория и модель личности [Валентик Ю.В., 1993], базирующаяся на представлении о том, что психика формируется и функционирует в рамках процесса развертывания генетической программы.

В соответствии с этой моделью были выделены основные структуры личности, или личностные статусы, связанные с различными жизненными сферами и раскрывающиеся по ходу жизни у большинства обследованных пациентов. В процессе терапии проводится диагностика состояния этих структур личности, при необходимости их коррекция, что помогает восстановить жизнедеятельность пациента в различных сферах жизни: профессиональной, семейной, сексуальной и других, а также гармонизировать его личность.

Общественное признание

В сентябре 2004 г. в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге была открыта секция психотерапевтической кинезиологии. В июне 2005 г. заседание секции было проведено в рамках Международного конгресса по психотерапии в Москве. На нем прозвучали доклады кинезиологов из Москвы, Ангарска, Рязани, Одессы. Для многих психотерапевтов существование кинезиологии оказалось открытием. В июле 2005 г. в Одессе с успехом прошла первая конференция кинезиологов СНГ, на которую съехались специалисты из Украины, России, гости из Канады. В течение двух дней мы обменивались опытом, собственными достижениями, строили творческие планы. В декабре 2005 г. на Первой всероссийской конференции по методам в психотерапии, проходившей в Москве, прозвучал пленарный доклад о психотерапевтической кинезиологии.

В марте 2006 г. на заседании комитета по модальностям Профессиональной Психотерапевтической Лиги психотерапевтическая кинезиология была признана официальным методом психотерапии. В июне 2006 г. и в октябре 2008 г. прошли заседания секции психотерапевтической кинезиологии в рамках Международного конгресса по психотерапии в Москве. В мае 2007 г. наши коллеги приняли участие в 4-ом Паназиатском конгрессе по психотерапии в г. Екатеринбурге, в октябре 2008 г. и 2009 г. – в Международном конгрессе «Вся психотерапия и консультирование». Информация о новом методе вновь вызвала интерес коллег.

В настоящее время на кафедре психосоматической патологии РУДН можно пройти курс тематического усовершенствования (144 ч.) по психотерапевтической кинезиологии, что подчеркивает важность этой дисциплины.

Кинезиология в первую очередь интересна тем, что это строго индивидуальный метод, который усиливает здоровье здоровых, а больным помогает справиться с болезнью.

Преимущества кинезиологии

Цель кинезиологии – это оздоровление и гармонизация, что достигается коррекцией любых обнаруженных нарушений баланса с помощью как стандартных терапевтических техник, например, заимствованных из акупунктуры, так и уникальных кинезиологических подходов. Одно из самых замечательных преимуществ кинезиологии – обращение к самому телу для определения необходимых коррекций. К примеру, слабый мышечный ответ указал на наличие дисбаланса, этот же слабый мышечный ответ можно использовать для уточнения коррекции или необходимого лечения, которые изменят мышечный ответ на сильный.

Следующее преимущество – возможность использования обратной биологической связи для моментального определения потребности тела без необходимости ждать дни или недели, чтобы узнать о действенности процедуры. В случае правильно подобранного и проведенного лечения можно сразу увидеть изменение мышечного ответа со слабого на сильный. Не только специалист, но и пациент способен почувствовать изменения в тонусе мышц и оценить эффективность коррекции. Кинезиология обеспечивает прямой путь коммуникации с пациентом через тело.

Неоспоримая сильная сторона кинезиологии – это четкая схема работы, подобная строгому протоколу, который регламентирует каждый шаг в коррекции. Благодаря этой схеме психотерапевтическая сессия протекает максимально безопасно.

Также к преимуществам следует отнести широкий диапазон воздействий: от телесных упражнений до работы с эмоциональными состояниями, неисправимыми формами поведения, что позволяет охватить спектр самых разнообразных симптомов и проблем, таких как преодоление последствий острых и хронических стрессов, аффективных, психосоматических, личностных и аддиктивных расстройств. Психотерапевтическая кинезиология показана при нарушениях адаптации и реакциях на острый стресс, невротических, депрессивных, психосоматических и аддиктивных расстройствах, расстройствах личности в стадии декомпенсации, суицидальном поведении, в психотерапии детей и подростков, а также беременных. Единственное противопоказание – это психотические состояния любого генеза.

Заключение

Любая новая дисциплина, а кинезиология появилась в середине 60-х годов, нуждается во времени, чтобы распространиться и завоевать признание. Профессионалы, применяющие ее в ежедневной практике, уже не сомневаются в ее эффективности и надежности. Мы надеемся, что многие последуют за нами.

Литература

  1. Вайтсайд Д. Под кодом: Три в одном: пер. с англ. / Д. Вайтсайд, Г. Стокс, К. Каллоувей. – М.: Диалог-МГУ, 1996.
  2. Валентик Ю.В. Мишени психотерапии в наркологии // Лекции по наркологии / под ред. проф. Н.Н. Иванца. – М.: Медпрактика, 2001. – С. 233-243.
  3. Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация: Пер. с англ. – М.: Смысл, 2003.
  4. Основы физиологии человека: учеб. для ВУЗов / под ред. Б.И. Ткаченко.– Т. 1. – СПб.: Международный фонд истории науки, 1994.
  5. Патент 2312597 Российская Федерация. МПК 51 А61В5/16; А61В 5/11 Способ диагностики психологических особенностей индивида при помощи психотерапевтической кинезиологии / Чобану И.К., Корженков Ю.А.: заявитель и патентообладатель И.К. Чобану, Ю.А. Корженков. – 2006118172/14; заявл. 29.05.06; опубл. 20.12.07.
  6. Стокс Г. Инструменты для работы или как понять свое «я» и обрести веру в себя: пер. с англ. / Г. Стокс, Д. Вайтсайд. – М.: Диалог-МГУ, 1995.
  7. Вайтсайд Д. Единый мозг. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга / Д. Вайтсайд, Г. Стокс. – М.: Диалог-МГУ, 1996.
  8. Уайтсайд Д. Барометр поведения. Толкование значений используемых слов. Пер. с англ. – М.: Кинезис, 1998.
  9. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. / Пер. с англ. – М.: Восхождение, 1999.
  10. Энока Р.М. Основы кинезиологии / Пер с англ. – Киев.: Олимпийская литература, 2000.
  11. Dennison P.E., Dennison G.E. Edu-K for Kids. – Glendale, CA: Edu-Kinestetics Inc., 1986.

Приглашаем вас освоить Психотерапевтическую кинезиологию — удивительное направление, которое поражает точностью диагностики и глубиной коррекций. Мы увидим, как события нашей жизни, наши переживания остаются в теле и в памяти и влияют на происходящее. А самое главное, мы сможем повлиять на это таким образом, чтобы смягчить влияние прошлого, выровнять настоящее и открыть двери позитивному будущему.

Мы работаем по лицензии на дополнительное профессиональное образование , выдаём нашим слушателям удостоверения о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке (в соответствии с программой обучения, которую прошёл слушатель).

С нашими документами вы можете официально трудоустроиться или работать самостоятельно как кинезиолог!

Мы приглашаем:

  1. Тех, кто впервые знакомится с кинезиологией. Если вы новичок и не знаете, что такое мышечное тестирование, эмоциональная последовательность или пальцевые пробы, то вам надо выбрать начальные семинары.
  2. Приглашаем кинезиологов, которые уже освоили базовые направления и хотят двигаться дальше в своём образовании. Приглашаем всех, кто занимался концепцией "Три в одном" и желает двигаться дальше в освоении кинезиологии. Вы можете прийти на второй год обучения и освоить семинары, посвящённые диагностике и коррекции Аутоагрессии, аддикциям итд.
  3. Приглашаем профессионалов: медиков, психологов, педагогов, мануальных терапевтов, массажистов, тренеров. Все наши программы сертифицированы. Информацию со всех семинаров можно использовать в профессиональной деятельности. Мы выдаём официальные документы, оформляем Договора и командировочные на учёбу, заключаем договора с вышестоящими организациями для оформления сотрудников к нам на обучение. Знания и навыки, которые вы получите у нас, пригодятся в любой сфере.

Мы предлагаем 2 долгосрочных программы обучения по Психотерапевтической кинезиологии.

1. Программа длительностью 1 год обучения — 260 а.ч. Удостоверение о повышении квалификации по Психотерапевтической кинезиологии. Им присваивается категория консультанты по кинезиологии. Есть вариант очно-заочного обучения для иногородних.

Включает семинары:

  • "Отрицание" (18 академ. ч.).

2. Программа длительностью 2 года обучения — 547 а.ч. По окончании курса после успешной сдачи экзамена и письменной работы слушатели получают Диплом о профессиональной переподготовке по Психотерапевтической кинезиологии. Им присваивается категория инструкторы по кинезиологии. Включает семинары: 1 год: Антистрессовая кинезиология (54 а.к), Индивидуальные особенности (54 а.ч.), Кинезиология здоровья (54 а.ч.), Отрицание (18 а.ч.), Как достичь изобилия (27 а.ч.), семинар для консультантов (27 а.ч.), подготовка письменной работы, личная терапия, практика с супервизией (26 а ч).

Включает семинары:

  • "Антистрессовая кинезиология" (54 академ. ч.).
  • "Индивидуальные особенности" (54 академ. ч.).
  • "Кинезиология здоровья" (54 академ. ч.).
  • "Отрицание" (18 академ. ч.).
  • "Как достичь изобилия" (27 академ. ч.).
  • "Семинар для консультантов" (27 академ. ч.).
  • "Подготовка письменной работы, личная терапия, практика с супервизией" (26 академ. ч.).
  • "2-й год: Сложные формы поведения" (27 академ. ч.).
  • "Детские травмы" (27 академ. ч.).
  • "Мышцы, боль и избегания" (27 академ. ч.).
  • "Генетическое прошлое" (27 академ. ч.).
  • "Как преодолеть ревность и зависть" (18 академ. ч.).
  • "Жажда жизни" (27 академ. ч.).
  • "Аддикции" (27 академ. ч.).
  • "Сексуальность и личное счастье" (27 академ. ч.).
  • "Жадность, чувство вины и отношения с Высшим" (27 академ. ч.).
  • Семинар для инструкторов (27 академ. ч.), подготовка письменной работы, личная терапия, практика с супервизией (26 академ. ч.).

Приглашаем всех желающих вне зависимости от образования. Профессионалы — медики, врачи, педагоги — смогут применять этот подход в своей работе. Остальные смогут улучшить собственное здоровье и помочь этими техниками своим близким, а если захотят в будущем могут сменить профессию.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»