Почему собаки не любят ведьм. Как видит мир собака - и что значат собачьи поцелуи. Правила использования собак

Что такое крестовые походы? Это военные компании, в которых участвовали крестоносцы, а их инициаторами всегда являлись папы римские. Однако сам термин «крестовый поход» разными учёными трактуется по-разному. Существуют 4 точки зрения на данное историческое явление:

1. Традиционное представление, подразумевающее военные действия в Палестине. Их цель заключалась в освобождении Иерусалима и Храма Гроба Господня от мусульман. Это длинный исторический период с 1095 по 1291 годы.

2. Любая военная компания, санкционированная папой римским. То есть если есть санкция понтифика, то, значит, это крестовый поход. Сами же причины и географическое положение никакого значения не имеют. Сюда относятся и походы в Святую Землю, и походы против еретиков, а также политические и территориальные разногласия между христианскими странами и монархами.

3. Любая война в защиту христианской веры, связанная с латинской (католической) церковью.

4. Самое узкое понятие. Оно включает в себя лишь начало религиозного пыла. Это Первый крестовый поход в Святую Землю, а также походы простолюдинов и детей (Детский крестовый поход). Все остальные военные компании уже не считаются крестовыми походами, так как являются лишь продолжением первоначального порыва.

Крестовые походы в Святую Землю

Эти походы разбиты историками на 9 отдельных военных компаний от Первого крестового похода (1096-1099) до Девятого крестового похода (1271-1272). Однако данное деление не совсем соответствует истине. Пятый и шестой походы можно было бы считать одной военной компанией, так как в них вначале косвенно, а затем и непосредственно принимал участие германский император Фридрих II. То же самое можно сказать о Восьмом и Девятом крестовых походах: Девятый являлся продолжением Восьмого.

Причины крестовых походов

Паломники посещали Гроб Господний в Палестине на протяжении многих веков. Мусульмане при этом не чинили никакие препятствия христианам. Но 24 ноября 1095 года римский папа Урбан II в городе Клермоне (Франция) произнёс проповедь, в которой призвал христиан силой освободить Гроб Господний. Слова понтифика произвели на людей огромное впечатление. Все закричали: «Так хочет Бог» и пошли в Святую Землю.

Первый крестовый поход (1096-1099)

Состоял этот поход из двух волн. Вначале в Святую Землю пошли толпы плохо вооружённых простолюдинов, а уже за ними двинулись хорошо экипированные отряды профессиональных рыцарей. Путь и первых, и вторых шёл через Константинополь в Малую Азию. Первую волну всю уничтожили мусульмане. Обратно в столицу Византийской империи вернулись лишь единицы. А вот отряды под командованием герцогов и графов достигли больших успехов.

Второй крестовый поход (1147-1149)

По прошествию времени владения христиан в Палестине заметно уменьшились. В 1144 году эмиром Мосула была захвачена Эдесса, а также большая часть земель Эдесского графства (одно из государств крестоносцев). Это стало причиной Второго крестового похода. Возглавили его французский король Людовик VII и германский император Конрад III. Они вновь пошли через Константинополь и испытали много невзгод от алчности греков.

Третий крестовый поход (1189-1192)

Султан Саладин 2 октября 1187 года захватил Иерусалим, и Иерусалимское королевство осталось без столицы. После этого римский папа Григорий VIII объявил Третий крестовый поход. Возглавили его король Англии Ричард Львиное Сердце, король Франции Филипп II и германский император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый).

Первым начал поход Барбаросса. Он двинулся со своим войском через Малую Азию и одержал несколько побед над мусульманами. Однако при переправе через горную речку утонул. После его гибели большая часть германских крестоносцев повернула назад, а оставшиеся воины Христа продолжили поход под командованием герцога Фридриха Швабского (сын погибшего императора). Но этих сил было мало, и они не сыграли никой решающей роли в данной военной компании.

Четвёртый крестовый поход (1202-1204)

Пятый крестовый поход (1217-1221)

Иерусалим оставался в руках мусульман, и римский папа Гонорий III провозгласил Пятый крестовый поход. Возглавил его венгерский король Андраш II. Вместе с ним крест возложили на себя австрийский герцог Леопольд Славный и голландский граф Виллем. Венгерские крестоносцы первыми прибыли в Палестину, но их военные действия никак не изменили существующую политическую обстановку. Поняв бесплодность своих попыток, Андраш II отбыл на родину.

Шестой крестовый поход (1228-1229)

Этот крестовый поход назвали «походом без похода», а возглавившего его германского императора Фридриха II «крестоносцем без креста». Император был человеком высокообразованным и сумел без военных действий, а лишь путём переговоров вернуть Иерусалим христианам. Он даже провозгласил себя королём Иерусалимского королевства, но не был утверждён ни римским папой, ни собранием знатных феодалов королевства.

Седьмой крестовый поход (1248-1254)

В июле 1244 года мусульмане вновь захватили Иерусалим. В этот раз освобождать святой город вызвался французский король Людовик IX Святой. Во главе крестоносцев он, как и его предшественники, отправился в Египет в дельту Нила. Его войско захватило Дамиетту, а вот наступление на Каир закончилось полным крахом. В апреле 1250 года крестоносцы были разбиты мамлюками, а сам французский король попал в плен. Однако уже через месяц монарха выкупили, заплатив за него огромные деньги.

Восьмой крестовый поход (1270)

Этот поход вновь возглавил Людовик IX, жаждущий реванша. Но со своим войском отправился он не в Египет или Палестину, а в Тунис. На африканском берегу крестоносцы высадились возле древних развалин Карфагена и разбили военный лагерь. Воины Христа хорошо его укрепили и стали ждать союзников. Но стояло жаркое лето, и в лагере вспыхнула эпидемия дизентерии. Французский монарх заболел и скончался 25 августа 1270 года.

Девятый крестовый поход (1271-1272)

Что касается Девятого крестового похода, то он считается последним. Организовал и возглавил его английский наследный принц Эдуард. Он никак не проявил себя на землях Туниса, а поэтому решил прославить своё имя в Палестине. Никто не оказал ему помощи и поддержки, но принц решил полагаться больше на дипломатию, чем на военную силу.

Крестовые походы против еретиков

Помимо военных компаний против иноверцев били организованы аналогичные компании и против христиан, попавших в разряд еретиков. Вина этих людей заключалась в том, что их религиозные взгляды не совпадали с официальными догмами католической церкви. Тут уже крестоносцам не нужно было совершать трудные, полные лишений походы в далёкие азиатские земли. Еретики жили в Европе под боком, а поэтому оставалось только безжалостно их уничтожать, не тратя силы и энергию на длительные переходы. Инициировали крестовые походы против еретиков тоже папы римские при полной поддержке своей паствы.

Альбигойский крестовый поход (1209-1229)

В XI веке на юге Франции в Лангедоке большим авторитетом начало пользоваться дуалистическое учение, известное под названием катаризм. Его носители катары проповедовали концепции, кардинально расходящиеся с традиционно христианскими. Очень скоро этим людям навесили ярлык еретиков, а в 1209 году римский папа Иннокентий III объявил против них Альбигойский крестовый поход, так как катаров ещё называли альбигойцами. Название произошло от города Альби, считавшегося центром катаризма.

Крестовые походы против гуситов (1420-1434)

В Чехии в 1419 году начались волнения, которые спровоцировали последователи Яна Гуса – гуситы. Они объявили римского папу антихристом и стали ратовать за новые религиозные обряды. Понтифик, германский император Сигизмунд и все немцы заявили, что это жуткая ересь. Против гуситов было организовано 5 крестовых походов, при этом погибла половина населения Чехии.

В противовес крестоносцам гуситы создали народное войско. Во главе него встал разорившийся рыцарь и опытный воин Ян Жижка. Он проявил настоящий полководческий талант и не потерпел ни одного поражения. Воины Христа вынуждены были призвать на борьбу с чешскими еретиками точно таких же чехов, но придерживающихся более умеренных взглядов. Их купили посулами и обещаниями, и в Чехии разразилась междоусобная война, результатом которой стало поражение гуситского движения.

История человечества - это, к сожалению, не всегда мир открытий и достижений, а зачастую цепь несметного количества войн. К таким относятся и совершавшиеся с XI по XIII в. Разобраться в причинах и поводах, а также проследить хронологию вам поможет эта статья. К ней прилагается составленная по теме «Крестовые походы» таблица, содержащая важнейшие даты, имена и события.

Определение понятий «крестовый поход» и «крестоносец»

Крестовый поход - это вооружённое наступление армии христиан на мусульманский Восток, продолжавшееся в общей сложности около 200 лет (1096-1270) и выразившееся в не менее чем восьми организованных выступлениях войск из западноевропейских стран. В более поздний период так назывался любой военный поход с целью обращения в христианство и расширения влияния средневековой католической церкви.

Крестоносец - участник такого похода. На правом плече имел нашивку в виде То же самое изображение наносилось на шлем и флаги.

Причины, поводы, цели походов

Военные выступления были организованы Формальной причиной стала борьба с мусульманами с целью освобождения Гроба Господня, находящегося на Святой земле (Палестина). В современном понимании эта территория включает в себя такие государства, как Сирия, Ливан, Израиль, Сектор Газа, Иордания и ряд других.

Никто не сомневался в успехе. В то время считалось, что каждый, кто станет крестоносцем, получит прощение всех грехов. Поэтому вступление в эти ряды было популярно как у рыцарей, так и у городских жителей, крестьян. Последние в обмен на участие в крестовом походе получали освобождение от крепостной зависимости. Кроме того, для европейских королей крестовый поход был возможностью избавиться от могущественных феодалов, чья власть росла по мере увеличения их владений. Богатые купцы и горожане видели экономические возможности в военных завоеваниях. А само высшее духовенство во главе с римскими папами рассматривало крестовые походы в качестве способа укрепления могущества церкви.

Начало и конец эпохи крестоносцев

1 крестовый поход начался 15 августа 1096 года, когда неорганизованная 50-тысячная толпа крестьян и городских бедняков отправилась в поход без припасов и подготовки. В основном они занимались мародёрством (так как считали себя воинами Бога, которым принадлежит всё в этом мире) и нападали на евреев (которых считали потомками убийц Христа). Но в течение года это войско было уничтожено встретившимися по пути венграми, а затем турками. Вслед за толпой бедноты в крестовый поход отправились хорошо обученные рыцари. Уже к 1099 году они дошли до Иерусалима, захватив город и убив большое число жителей. Этими событиями и образованием территории с названием Иерусалимское королевство был завершён активный период первого похода. Дальнейшие завоевания (до 1101 года) имели цель укрепления завоёванных границ.

Последний крестовый поход (восьмой) начался 18 июня 1270 года с высадки армии французского правителя Людовика IX в Тунисе. Однако это выступление окончилось неудачно: ещё до начала сражений король умер от моровой язвы, что заставило крестоносцев вернуться домой. В этот период влияние христианства в Палестине было минимально, а мусульмане, наоборот, усиливали свои позиции. В итоге ими был захвачен город Акра, что положило конец эпохе крестовых походов.

1-4-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и/или основные события

1 крестовый поход

Герцог Готфрид Бульонский, герцог Роберт Нормандский и др.

Взятие городов Никеи, Эдессы, Иерусалима и др.

Провозглашение Иерусалимского королевства

2-й крестовый поход

Людовик VII, король Германии Конрад III

Поражение крестоносцев, сдача Иерусалима войску египетского правителя Салах ад-Дина

3-й крестовый поход

Король Германии и империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце

Заключение Ричардом I договора с Салах ад-Дином (невыгодного для христан)

4-й крестовый поход

Разделение византийских земель

5-8-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и основные события

5-й крестовый поход

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II и др.

Поход в Палестину и Египет.

Провал наступления в Египте и переговоров по Иерусалиму из-за отсутствия единства в руководстве

6-й крестовый поход

Германский король и император Фридрих II Штауфен

Взятие Иерусалима путём договора с египетским султаном

В 1244 году город снова перешёл в руки мусульман

7-й крестовый поход

Французский король Людовик IX Святой

Поход на Египет

Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой

8-й крестовый поход

Людовик IX Святой

Сворачивание похода из-за эпидемии и смерти короля

Итоги

Насколько успешны были многочисленные крестовые походы, таблица демонстрирует наглядно. В среде историков нет однозначного мнения, как повлияли эти события на жизнь западноевропейских народов.

Одни специалисты считают, что крестовые походы открыли путь на Восток, установив новые экономические и культурные связи. Другие отмечают, что это ещё успешнее можно было сделать мирным путём. Тем более что последний крестовый поход завершился откровенным поражением.

Так или иначе, в самой Западной Европе произошли существенные изменения: усиление влияния римских пап, а также власти королей; обнищание дворян и возвышение городских общин; появление класса свободных земледельцев из бывших крепостных крестьян, получивших свободу благодаря участию в крестовых походах.

27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у . В качестве возна-граждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.

1. Основные события Крестовых походов

Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век

15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, кото-рое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитате-лей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — граф-ство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское коро-левство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Афри-ки были отправ-лены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства кресто-носцев испытывали постоян-ную нехватку в защитниках.

В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окон-чился. В 1187 году , султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189-1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иеруса-лим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христиан-ский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участво-вать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Три-поли, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.

2. Как походы изменили отношение к войне


Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI век Wikimedia Commons

До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться цер-ковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию послед-него англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложи-ли на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло иску-пить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спа-сение души и обеспечивала место в раю.

Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, воз-никшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанно-стью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплие-ры при-няли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.

3. Сколько стоило участие в походе

Готфрид Бульонский переходит через Иордан. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век Bibliothèque nationale de France

Долгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так млад-шие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных бо-гатств Востока. Современ-ные историки от-вергают эту теорию. Во-первых, сре-ди крестоносцев было немало богатых людей, которые поки-дали свои владе-ния на долгие годы. Во-вто-рых, участие в Крестовых похо-дах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кор-мить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на воз-можность подработать в походе, а так-же на подаяния более обеспеченных кресто-носцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тра-тилось на провизию и другие необходимые вещи.

Исто-рики подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, дол-жен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульон-ский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.

Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дари-ли местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувший-ся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.

4. От чего умирали крестоносцы


Гибель Фридриха Барбароссы. Миниатюра из манускрипта «Саксонская всемирная хроника». Вторая половина XIII века Wikimedia Commons

Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не верну-лись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от получен-ных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка про-визии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Рим-ской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновид-ность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У дру-гого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.

5. Участвовали ли в походах женщины

Ида Австрийская. Фрагмент генеалогического древа Бабенбергов. 1489-1492 годы Участвовала с собственной армией в Крестовом походе 1101 года.
Stift Klosterneuburg / Wikimedia Commons

Да, хотя их количество сложно под-считать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во вре-мя Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 муж-чин приходилось 42 женщины. Неко-торые женщины участвовали в Кре-стовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались отно-сительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спа-сти душу, помолиться у Гроба Господ-ня, посмо-треть на мир, забыть о до-машних неурядицах, а также просла-виться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательни-цы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение кресто-носцы старались соблюдать целомуд-рие: внебрачные связи карались, а про-ституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.

В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.

6. В какие настольные игры играли крестоносцы


Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы DIOMEDIA

Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 го-ду они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, визан-тийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097-1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.

Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о свя-щенной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в ре-зультате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут поме-шать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, коро-лей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное раз-ре-шение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов мона-шеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть толь-ко в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпи-тальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).

7. С кем крестоносцы воевали


Альбигойский крестовый поход. Миниатюра из манускрипта «Большие французские хроники». Середина XIV века The British Library

Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не толь-ко на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим пред-лагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестонос-цев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство кресто-носцев не по-нимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погро-мы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.

С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про-тив мусульман, но и против язычников, ерети-ков, православных и даже като-ликов. Например, так называемые Альби-гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек-ты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с кресто-носцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Като-лик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых похо-дах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.

8. Какой поход был самым необычным


Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV век Biblioteca Apostolica Vaticana / Wikimedia Commons

Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Кре-стовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нару-ше-ние обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фрид-рихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муазза-мом. Но ко-гда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иеру-салим. У му-сульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом ска-лы» и ме-четью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть насе-ления которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Воз-вращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлу-ченным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.

Источники

  • Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья.
  • Лучицкая С. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов.
  • Филипс Дж. Четвертый крестовый поход.
  • Флори Ж. Боэмунд Антиохийский. Рыцарь удачи.
  • Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива.
  • Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю.

Крестовые походы (конец XI – конец XIII века). Походы западноевропейских рыцарей в Палестину с целью освобождения Гроба Господня в Иерусалиме из-под власти мусульман.

Первый крестовый поход

1095 год – на Клермонском соборе папа римский Урбан III призвал к крестовому походу для освобождения святых мест из-под ига сарацинов (арабов и турок-сельджуков). Первый крестовый поход состоял из крестьян и малоимущих горожан во главе с проповедником Петром Амьенским. 1096 год – они прибыли в Константинополь и, не дождавшись подхода рыцарского войска, переправились в Малую Азию. Там плохо вооруженное и еще хуже обученное ополчение Петра Амьенского без особого труда разбили турки.

1097 год, весна – в столице Византии сосредоточились отряды рыцарей-крестоносцев. Основную роль в Первом крестовом походе играли феодалы Франции: граф Раймонд Тулузский, граф Роберт Фландрский, сын нормандского герцога Вильгельма (будущего завоевателя Англии) Роберт, епископ Адемар.

В походе также принимали участие граф Готфрид Бульонский – герцог Нижней Лотарингии, его братья Болдуин и Евстафий, граф Гуго Вермандуасский – сын французского короля Генриха I и граф Боэмунд Тарентский. Папа Урбан написал императору Византии Алексею I Комнину, что в поход идут 300 000 крестоносцев, но в большей степени вероятно, что в Первом крестовом походе участвовало несколько десятков тысяч человек, из которых хорошо вооружено было лишь несколько тысяч рыцарей.

К крестоносцам присоединился и отряд византийской армии, и остатки ополчения Петра Амьенского.

Основная проблема крестоносцев была в отсутствии единого командования. Принимавшие участие в походе герцоги и графы не имели общего сюзерена и не желали подчиняться друг другу, считая себя не менее знатными и могущественными, чем коллеги.

Первый на землю Малой Азии переправился Готфрид Бульонский, а за ним и другие рыцари. 1097 год, июнь – крестоносцы взяли крепость Никею и выдвинулись в Киликию. Армия крестоносцев шла двумя колоннами. Правой командовал Готфрид Бульонский, левой – Боэмунд Тарентский. Войско Готфрида продвигалось долиной Дорилеи, а Боэмунд шел долиной Гаргона. Никейский султан Солиман 29 июня атаковал левую колонну крестоносцев, не успевшую еще удалиться от Дорилеи. Крестоносцы смогли построить вагенбург (замкнутую линию обозов). Кроме этого, их расположение было прикрыто рекой Бафус. Боэмунд послал Готфриду гонца с отрядом, чтобы известить о приближении турок.

Турки обрушили на пехоту Боэмунда град камней и стрел, а после начали отступать. Когда крестоносцы кинулись вслед за отступающими, их неожиданно атаковала турецкая конница. Рыцари оказались рассеяны. Потом турки ворвались в вагенбург и вырезали значительную часть пехоты. Боэмунду удалось при помощи кавалерийского резерва отбросить неприятеля, но к туркам подошло подкрепление, и они вновь оттеснили крестоносцев к вагенбургу.


Боэмунд послал еще одного гонца к Готфриду, колонна которого уже спешила к полю боя. Она прибыла своевременно, чтобы заставить турок отступить. После крестоносцы перестроились для решающей атаки. На левом фланге встали южно-итальянские норманны Боэмунда, в центре – французы графа Раймунда Тулузского, а на правом – лотарингцы самого Готфрида. В резерве оставалась пехота и отряд рыцарей под общим командованием епископа Адемара.

Турки были повержены, а их лагерь достался победителю. Но легкая турецкая кавалерия смогла уйти от преследования без особых потерь. Тяжеловооруженные рыцари не имели шансов за ней угнаться.

Новых атак на соединенные силы крестоносцев турки не предпринимали. Однако переход по безводной каменистой пустыне сам по себе был тяжким испытанием. Большая часть лошадей пала от бескормицы. Когда крестоносцы, в конце концов, вошли в Киликию, местное армянское население встретило их как освободителей. Там основали первое государство крестоносцев – графство Эдесса.

1097 год, октябрь – войско Готфрида после семимесячной осады овладело Антиохией. Город попытался отбить султан Мосула, но потерпел тяжелое поражение. Боэмунд основал еще одно государство крестоносцев – княжество Антиохию.

1098 год, осень – армия крестоносцев выдвинулась к Иерусалиму. По пути она овладела Аккрой и в июне 1099 г. подошла к священному городу, который защищали египетские войска. Почти весь генуэзский флот, везший осадные орудия, египтяне уничтожили. Но один корабль смог прорваться в Лаодикею. Доставленные им осадные машины дали возможность крестоносцам разрушить иерусалимские стены.

1099 год, 15 июля – крестоносцы взяли Иерусалим приступом. 12 августа недалеко от Иерусалима, в Аскалоне, высадилась большая египетская армия, но крестоносцам удалось разбить ее. Во главе основанного ими Иерусалимского королевства встал Готфрид Бульонский.

Успеху Первого крестового похода поспособствовало то, что объединенному войску западноевропейских рыцарей противостояли разрозненные и враждующие друг с другом сельджукские султанаты. Самое же мощное мусульманское государство Средиземноморья – Египетский султанат – только с большим опозданием двинуло в Палестину основные силы своей армии и флота, которые крестоносцам удалось разбить по частям. Тут сказалась явная недооценка мусульманскими правителями грозящей им опасности.

Для обороны образованных в Палестине христианских государств создали духовно-рыцарские ордена, члены которых поселились на завоеванных землях, после того как основная масса участников Первого крестового похода вернулась в Европу. 1119 год – был основан (рыцарей Храма), несколько поздней появился Орден госпитальеров, или иоаннитов, а в конце XII века появился .

Второй крестовый поход (кратко)

Второй крестовый поход, который был предпринят в 1147–1149 годах, окончился безрезультатно. В нем принимало участие, по некоторым оценкам, до 70 000 человек. Крестоносцев возглавляли король Франции Людовик VII и германский император Конрад III. 1147 год, октябрь – немецкие рыцари потерпели поражение у Дорилея от конницы иконийского султана. После на армию Конрада обрушились эпидемии. Император вынужден был присоединиться к войску короля Франции, с которым раньше враждовал. Большинство германских воинов предпочло возвратиться на родину. Французов же в январе 1148 г. разбили у Хонами.

В июле крестоносцы на протяжении пяти дней безрезультатно осаждали сильно укрепленный Дамаск. 1149 год – Конрад, а потом Людовик вернулись в Европу, осознав невозможность расширить пределы Иерусалимского королевства.

Третий крестовый поход (кратко)

Во второй половине XII столетия султаном противостоявшего крестоносцам Египта стал Саладин (Салах ад-Дин), талантливый полководец. Он разбил крестоносцев при Тивериадском озере и в 1187 г. захватил Иерусалим. В ответ провозгласили Третий крестовый поход, который возглавили император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август и английский король .

При переправе через одну из рек в Малой Азии Фридрих утонул, и его войско, лишившись предводителя, распалось и возвратилось в Европу. Французы и англичане, двигавшиеся морем, захватили Сицилию, а после высадились в Палестине, но действовали в целом неудачно. Правда, после многомесячной осады они взяли крепость Аккру, а король Англии захватил недавно отложившийся от Византии остров Кипр, где взял богатую добычу. Там возникло королевство Лузиньянов, на целый век ставшее оплотом крестоносцев на Востоке. Но распри между английскими и французскими феодалами вызвали уход короля Франции из Палестины.

Лишивших помощи французских рыцарей Ричард так и не смог взять Иерусалим. 1192 год, 2 сентября – Ричард подписал с Саладином мир, по которому под контролем крестоносцев осталась лишь прибрежная полоса от Тира до Яффы, при этом Яффа и Аскалон были предварительно разрушены мусульманами до основания.

Четвертый крестовый поход (кратко)

Четвертый крестовый поход начался в 1202 г. и закончился в 1204 г. завоеванием вместо Палестины Константинополя и значительной части владений христианской Византии. Столица империи взяли штурмом 13 апреля 1204 г. и разграбили. Первый приступ, который был предпринят 9-го числа со стороны моря, византийцы отбили.

Спустя три дня при помощи перекидных мостиков рыцари взобрались на стены. Часть крестоносцев проникла в город через пролом, сделанный при помощи стенобитных орудий, и уже изнутри открыла трое константинопольских ворот. Внутри города войско крестоносцев не встретило уже никакого сопротивления, так как немногие защитники бежали в ночь с 12 на 13 апреля, а население не собиралось браться за оружие, считая борьбу бессмысленной.

После Четвертого похода масштабы следующих крестовых походов в значительной мере сократились. 1204 год – король Иерусалима Амори Лузиньян попытался утвердить свою власть в Египте, пораженном засухой и голодом. Крестоносцы разбили египетский флот и высадились в Дамиетте в дельте Нила. Султан аль-Адиль Абу Бакр заключил с крестоносцами мирный договор, уступив им ранее отвоеванную египтянами Яффу, а также Рамлу, Лидду и половину Сайды. После чего на протяжении десятилетия между египтянами и крестоносцами не было крупных военных конфликтов.

Пятый крестовый поход (кратко)

Пятый крестовый поход был организован в 1217–1221 г. для завоевания Египта. Его возглавили венгерский король Андраш II и герцог Леопольд Австрийский. Крестоносцы Сирии встретили пришельцев из Европы без особого энтузиазма. Иерусалимскому королевству, пережившему засуху, трудно было прокормить десятки тысяч новых воинов, да и с Египтом оно хотело торговать, а не воевать. Андраш и Леопольд совершили набеги на Дамаск, Наблус и Бейсан, осадили, но так и не взяли сильнейшую мусульманскую крепость Тавор. После этой неудачи Андраш в январе 1218 г. возвратился на родину.

На смену венграм в Палестину в 1218 г. прибыли голландские рыцари и немецкая пехота. Было решено завоевать египетскую крепость Дамиетту в дельте Нила. Она находилась на острове, была обнесена тремя рядами стен и защищена мощной башней, от которой к крепости тянулись мост и толстые железные цепи, преграждавшие доступ к Дамиетте со стороны реки. Осада началась 27 мая 1218 г. Использовав свои суда в качестве плавучих стенобитных орудий и применив длинные штурмовые лестницы, крестоносцы овладели башней.

Узнав об этом, египетский султан аль-Адиль, который находился в Дамаске, от не перенес эту новость и скончался. Его сын аль-Камиль предложил крестоносцам снять осаду Дамиетты в обмен на возвращение Иерусалима и других территорий Иерусалимского королевства в границах 1187 г., но рыцари под влиянием папского легата Пелагия ответили отказом, хотя султан пообещал отыскать и вернуть даже куски Животворящего креста, захваченного Саладином.

Пелагий фактически возглавил войско, примирил разные группы крестоносцев и довел осаду до конца. В ночь с 4-го на 5-е ноября 1219 г. Дамиетта была взята штурмом и разграблена. К тому времени подавляющее большинство ее населения умерло от голода и болезней. Из 80 000 уцелели лишь 3 000. Но предложение Пелагия идти на Каир крестоносцы отвергли, понимая, что для завоевания Египта сил не хватит.

Ситуация изменилась, когда в 1221 г. в Дамиетту прибыли новые отряды рыцарей из Южной Германии. По настоянию Пелагия, мирные предложения аль-Камиля были опять отвергнуты, и крестоносцы атаковали позиции мусульман у Мансуры к югу от Дамиетты. На помощь аль-Камилю пришли его братья из Сирии, так что мусульманское войско по численности не уступало крестоносцам. В середине июля начался разлив Нила, и лагерь крестоносцев затопило, тогда как мусульмане заранее приготовились к разгулу стихии и не пострадали, а потом отрезали армии Пелагия путь к отступлению.

Крестоносцы запросили мира. В это время египетский султан больше всего опасался монголов, уже появившихся в Ираке, и предпочел не искушать счастья в борьбе с рыцарями. По условиям перемирия крестоносцы оставили Дамиетту и отплыли в Европу.

Шестой крестовый поход (кратко)

Шестой крестовый поход возглавил в 1228–1229 г.г. германский император Фридрих II Гогенштауфен. Сам император перед началом похода был отлучен от церкви папой Григорием IX, назвавшим его не крестоносцем, а пиратом, который собирается «похитить королевство в Святой земле». Фридрих был женат на дочери короля Иерусалима и собирался стать владетелем Иерусалима. Запрет похода никак не повлиял на крестоносцев, которые шли за императором в надежде на добычу.

1228 год, лето – Фридрих высадился в Сирии. Там он смог уговорить аль-Камиля, воевавшего со своими сирийскими эмирами, возвратить ему Иерусалим и другие территории королевства в обмен на помощь против его врагов – как мусульман, так и христиан. Соответствующее соглашение заключили в Яффе в феврале 1229 г. 18 марта крестоносцы без боя вошли в Иерусалим.

Потом император возвратился в Италию, разбил посланную против него армию папы и вынудил Григория по условиям Сен-Джерменского мира 1230 г. снять отлучение и признать договор с султаном. Иерусалим, таким образом, перешел к крестоносцам только за счет угрозы, которую их армия создавала аль-Камилю, да еще благодаря дипломатическому искусству Фридриха.

Седьмой крестовый поход

Седьмой крестовый поход состоялся осенью 1239 г. Фридрих II отказался предоставить для крестоносной армии во главе с герцогом Ричардом Корнуэллским территорию Иерусалимского королевства. Крестоносцы высадились в Сирии и, по настоянию тамплиеров, вступили в союз с эмиром Дамаска для борьбы с султаном Египта, но вместе с сирийцами были в ноябре 1239 г. разгромлены в битве при Аскалоне. Таким образом, седьмой поход закончился безрезультатно.

Восьмой крестовый поход

Восьмой крестовый поход состоялся в 1248–1254 г.г. Его целью снова было отвоевание Иерусалима, захваченного в сентябре 1244 г. султаном ас-Салих Эйюб Наджм ад-Дином, которому помогала 10-ти тысячная хорезмийская конница. Почти все христианское население города вырезали. На этот раз в крестовом походе ведущую роль играл король Франции Людовик IX, а общее число крестоносцев определялось в 15–25 тыс. человек, из которых 3 тыс. составляли рыцари.

В начале июня 1249 г. крестоносцы высадились в Египте и захватили Дамиетту. В начале февраля 1250 г. пала крепость Мансура. Но там крестоносцы сами были осаждены армией султана Муаззама Туран-шаха. Египтяне потопили флот крестоносцев. Страдающая от голода армия Людовика покинула Мансуру, но до Дамиетты добрались немногие. Большинство было уничтожено или оказалось в плену. В числе пленных оказался и король Франции.

Среди пленников распространились эпидемии малярии, дизентерии и цинги, и мало кто из них уцелел. Людовика в мае 1250 г. выпустили из плена за громадный выкуп в 800 000 безантов, или 200 000 ливров. При этом от короля потребовали, чтобы крестоносцы ушли из Дамиетты. Остатки «христова воинства» ушли в Аккру. В скором времени в том же 1250 г. Туран-шах был убит, и к власти пришли мамлюки – наемные воины на службе султана. Первым мамлюкским султаном стал Муиз Айбек. При нем активные боевые действия против крестоносцев практически прекратились. Людовик еще 4 года оставался в Палестине, но, так и не получив подкреплений из Европы, в апреле 1254 г. возвратился во Францию.

Девятый крестовый поход

Девятый и последний крестовый поход состоялся в 1270 г. Он был вызван успехами мамлюкского султана Бейбарса. Египтяне в 1260 г. разбили монгольские войска в битве при Айн Джалуте. 1265 год – Бейбарс захватил крепости крестоносцев Кесарию и Арсуф, а в 1268 г. – Яффу и Антиохию. Крестовый поход опять возглавил Людовик IX Святой, а участвовали в нем только французские рыцари. На этот раз целью крестоносцев был Тунис.

Численность армии крестоносцев не превышала 10 000 человек. К тому времени рыцари уже не стремились далеко на Восток, так как легко находили работу в Европе, постоянно сотрясаемой феодальными междоусобицами. Играла роль как близость тунисского побережья к Сардинии, где собрались крестоносцы, так и стремление Людовика иметь базу для удара по Египту с суши. Он надеялся, что Тунис легко будет захватить, так как там не было крупных сил египетских войск.

Высадка в июле 1270 г. прошла удачно, но в скором времени среди крестоносцев разразилась эпидемия чумы, от которой 25 августа скончался и сам Людовик. Его брат Шарль I, король Обеих Сицилий, прибыл в Тунис со свежими силами, чем спас крестоносное войско от распада. 1 ноября он подписал договор, по которому тунисский эмир возобновил в полном объеме выплату дани королевству Обеих Сицилий. После этого крестоносцы ушли из Туниса. После провала Девятого похода дни крестоносцев в Палестине были сочтены.

1285 год – султан Египта мамлюк Килавун захватил крепости Марабу, Лаодикею и Триполи в Иерусалимском королевстве. Последним оплотом христиан в Сирии оставалась Аккра. 1289 год – между Килавуном и королем Кипрским и Иерусалимским Генрихом II было заключено перемирие, но вскорости оно было нарушено войсками Генриха, вторгшимися в пограничные области государства мамлюков. В ответ султан объявил крестоносцам войну.

Гарнизон Аккры, получивший подкрепления из Европы, насчитывал 20 000 человек. Но в рядах христиан не было единства. Осенью 1290 г. Килавун выступил в поход, но вскоре заболел и умер. Армию возглавил его сын Альмелик Азшараф. В марте 1291 года мусульмане подошли к стенам Аккры. Они располагали 92 осадными машинами. Переговоры о перемирии, предложенные защитниками города, не увенчались успехом. Пятого мая армия султана начала штурм. Накануне в Аккру прибыл король Генрих с небольшим войском, но в ночь с 15 на 16 мая он возвратился на Кипр, причем к его отряду присоединилось около 3 000 защитников города.

Оставшийся гарнизон насчитывал 12–13 000 человек. Они отбивали неприятельские приступы вплоть до 18 мая, когда мусульмане смогли разбить ворота, разобрать заваленные обороняющимися бреши в стенах и ворвались на улицы Аккры. Египтяне убивали мужчин-христиан и брали в плен женщин и детей. Часть защитников смогла пробиться к гавани, где села на суда и отправилась на Кипр. Но на море поднялась буря, и многие корабли затонули.

Несколько тысяч оставшихся на берегу крестоносцев укрылись в замке тамплиеров, который войска султана быстро смогли захватить штурмом. Некоторые из христианских воинов смогли прорваться к морю и сесть на корабли, остальные были истреблены египтянами. Аккру сожгли и сровняли с землей. Это было возмездием за убийство египетского гарнизона Аккры, которое совершил король Англии Ричард Львиное Сердце. После падения Аккры христиане оставили и несколько небольших городов в Сирии, находившихся под их контролем. Таким был бесславный конец крестовых походов.

Содержание статьи

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1270), военно-колонизационные походы европейцев на Ближний Восток (в Палестину, Сирию, Египет, Тунис) в конце 11–13 вв. в форме паломничества с целью освобождения Святой Земли (Палестины) и Гроба Господня (в Иерусалиме) от «неверных» (мусульман). Отправляясь в Палестину , их участники нашивали красные кресты себе на грудь, возвращаясь, нашивали его на спину; отсюда название «крестоносцы».

Причины крестовых походов.

В основе крестовых походов лежит целый комплекс демографических, социально-экономических, политических, религиозных и психологических мотивов, не всегда осознававшихся их участниками.

Начавшийся в 11 в. в Западной Европе демографический рост натолкнулся на ограниченность ресурсов, в первую очередь, земли как основного средства производства (низкая производительность труда и урожайность). Демографическое давление обострилось в связи с прогрессом товарно-денежных отношений, что делало человека более зависимым от рыночной конъюнктуры, а его экономическое положение – менее устойчивым. Возник значительный излишек народонаселения, который не мог быть обеспечен в рамках средневековой системы хозяйствования: он образовывался за счет младших сыновей феодалов (в ряде стран господствовало право майората – наследование отцовских земельных владений только старшим сыном), обедневших рыцарей, мелкого и обезземеленного крестьянства. По словам Ж.Ле Гоффа, «крестовые походы воспринимались как очищающее средство от перенаселенности Запада». Укреплявшееся в сознании представление о несметных богатствах Востока порождало жажду завоевания плодородных заморских земель и приобретения сокровищ (золота, серебра, драгоценных камней, изысканных тканей).

Для итальянских торговых городов-республик Венеции, Генуи, Пизы экспансия на Восток была продолжением их борьбы с арабами за господство на Средиземном море. Их поддержка крестоносного движения обуславливалась стремлением утвердиться на берегах Леванта и поставить под контроль основные торговые пути в Месопотамию, Аравию и Индию.

Демографическое давление способствовало росту политической напряженности. Постоянной чертой европейской жизни стали междоусобицы, феодальные войны, крестьянские мятежи. Крестовые походы давали возможность канализировать агрессивную энергию фрустрированных групп феодального общества в справедливую войну с «неверными» и тем самым обеспечить консолидацию христианского мира.

В конце 1080-х – начале 1090-х социально-экономические и политические трудности усугубились чередой стихийных бедствий (суровые зимы, наводнения) и эпидемий (прежде всего «горячки» и чумы), обрушившихся в первую очередь на Германию, прирейнские области и Восточную Францию. Это способствовало широкому распространению во всех слоях средневекового общества религиозной экзальтации, аскетизма, отшельничества. Потребность в религиозном подвиге и даже в самопожертвовании, обеспечивающих искупление грехов и достижение вечного спасения, нашла свое адекватное выражение в идее особого паломничества в Святую землю ради освобождения Гроба Господня.

В психологическом плане стремление овладеть богатствами Востока и надежда на вечное спасение соединились со свойственной европейцам жаждой странствий и приключений. Путешествие в неизведанное давало возможность вырваться из привычного однообразного мира и избавиться от связанных с ним тягот и бедствий. Ожидание загробного блаженства причудливо сплеталось с поиском земного рая.

Инициатором и главным организатором крестоносного движения стало папство, существенно укрепившее свои позиции во второй половине 11 в. В результате Клюнийского движения () и реформ Григория VII (1073–1085) значительно возрос авторитет католической церкви, и она вновь могла претендовать на роль лидера западно-христианского мира.

Начало крестовых походов.

Положение на Востоке.

С распадом халифата Аббасидов в конце 10 в. Палестина оказалась под властью фатимидского Египта; усилилась враждебность мусульман к христианам. Ситуация стала еще более напряженной после захвата Иерусалима турками-сельджуками (1078). Европу будоражили рассказы о бесчинствах мусульман по отношению к христианским святыням и жестоких преследованиях верующих. В 1071–1081 сельджуки отобрали у Византийской империи и Малую Азию. В начале 1090-х византийский император Алексей I Комнин (1081–1118), теснимый турками, печенегами и норманнами, обратился к Западу с призывом о помощи.

Клермонский собор.

Воспользовавшись обращением Алексея I, папство взяло на себя инициативу в организации священной войны для освобождения Гроба Господня. 27 ноября 1095 на Клермонском соборе (Франция) папа Урбан II (1088–1099) выступил с проповедью перед знатью и духовенством, призвав европейцев прекратить междоусобные распри и отправиться в крестовый поход в Палестину, пообещав его участникам отпущение грехов и вечное спасение. Речь папы была с энтузиазмом воспринята многотысячной толпой, повторявшей как заклинание слова «Так хочет Бог», ставшей лозунгом крестоносцев.

Крестьянский крестовый поход.

Многочисленные проповедники разнесли призыв Урбана II по Западной Европе. Рыцари и крестьяне продавали свое имущество, чтобы приобрести необходимое военное снаряжение, и нашивали на свою одежду красные кресты. В середине марта 1096 толпы крестьян (около 60–70 тыс. человек), в основном из Прирейнской Германии и Северо-восточной Франции, во главе с аскетом-проповедником Петром Пустынником двинулись в поход, не дожидаясь, пока соберутся рыцари. Они прошли по долинам Рейна и Дуная, пересекли Венгрию и летом 1096 достигли пределов Византийской империи; их путь был отмечен грабежами и насилиями над местным населением и еврейскими погромами. Чтобы предотвратить бесчинства, Алексей I потребовал от них нигде не задерживаться более, чем на три дня; по территории Империи они следовали под неусыпным наблюдением византийских войск. В июле значительно поредевшее (сократившееся почти вдвое) ополчение крестьян-крестоносцев подошла к Константинополю. Византийцы спешно переправили его через Босфор в местечко Циботус. Вопреки советам Петра Пустынника крестьянские отряды двинулись на Никею , столицу Сельджукского государства. 21 октября они попали в засаду, устроенную султаном Кылыч-Арсланом I в узкой пустынной долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разгромлены; большинство крестьян-крестоносцев погибло (ок. 25 тыс. чел.).

Первый рыцарский крестовый поход начался в августе 1096. В нем приняли участие рыцари из Лотарингии во главе с герцогом Готфридом IV Бульонским, из Северной и Центральной Франции во главе с графами Робертом Норманнским, Робертом Фландрским и Стефаном Блуазским, из Южной Франции во главе с графом Раймундом IV Тулузским и из Южной Италии (норманны) во главе с князем Боэмундом Тарентским; духовным предводителем похода был епископ Адемар из Пюи. Путь лотарингских рыцарей шел по Дунаю, провансальских и северо-французских – через Далмацию, норманнских – по Средиземному морю. С конца 1096 они стали сосредотачиваться в Константинополе. Несмотря на напряженные отношения крестоносцев с местным населением, порой выливавшиеся в кровавые столкновения, византийской дипломатии удалось (март-апрель 1097) добиться от них принесения ленной присяги Алексею I и обязательства вернуть Империи все ее прежние владения в Малой Азии, захваченные турками-сельджуками. К началу мая крестоносные отряды переправилось через Босфор и в середине месяца совместно с византийцами осадили Никею. Рыцари нанесли поражения армии Кылыч-Арслана I под стенами города, однако его гарнизон сдался не им, а византийцам (19 июня); чтобы умиротворить крестоносцев, Алексей I выделил им часть добычи.

В конце июня рыцари выступили в поход на Антиохию. 1 июля они наголову разгромили сельджуков при Дорилее и, с большим трудом пройдя через внутренние области Малой Азии (турки использовали тактику выжженной земли), в середине августа достигли Икония. Отбив нападение сельджуков у Ираклии, крестоносцы вступили в Киликию и в октябре, перевалив через хребет Антитавр, вступили в Сирию. 21 октября они осадили Антиохию, однако осада затянулась. В начале 1098 отряд рыцарей захватил Эдессу; их предводитель Балдуин Бульонский основал здесь первое государство крестоносцев – графство Эдесское. Антиохию крестоносцы смогли взять только 2 июня 1098. 28 июня они нанесли поражение пришедшей на выручку городу армии эмира Мосула. В сентябре 1098 по соглашению между вождями крестоносцев Антиохия была передана во владению Боэмунду Таренскому; таким образом, возникло второе государство крестоносцев – княжество Антиохийское.

После падения Антиохии предводители крестоносного воинства занялись покорением сирийских крепостей, что вызвало недовольство рядовых воинов, желавших продолжать поход. Зимой 1098/1099 они подняли бунт в Мааре и заставили своих вождей двинуться весной 1099 на Иерусалим, к тому времени перешедшему из рук сельджуков под власть египетского султана. 7 июня 1099 они осадили город и 15 июля взяли его штурмом, истребив все нехристианское население. Победители создали Иерусалимское королевство, которое возглавил Готфрид Бульонский с титулом «охранителя Гроба Господня». 12 августа Готфрид разбил войска Фатимидов под Аскалоном, покончив с их господством в Палестине.

В первой четверти 12 в. владения крестоносцев продолжали расширяться. В 1101 они захватили Триполи и Кесарию, а в 1104 – Акру. В 1109 было создано графство Триполи, правителем которого стал Бертран, сын Раймунда IV Тулузского. В 1110 пали Бейрут и Сидон, в 1124 – Тир.

Государства крестоносцев.

Иерусалимский король являлся верховным сюзереном подпавших под власть христиан палестинских и сирийских земель; граф Эдессы, князь Антиохии и граф Триполи находились от него в вассально-ленной зависимости. Каждое государство было организовано по западно-европейской феодальной модели: оно делилось на баронии, а баронии – на рыцарские феоды. Вассалы были обязаны по призыву сюзерена в любое время года нести военную службу. Прямые вассалы правителей заседали в совете (в Иерусалимском королевстве – Ассиза Высшего суда). Правовые отношения регулировались местным судебником – Иерусалимскими Ассизами . В портовых городах ведущую роль играли итальянские купцы (генуэзцы, венецианцы, пизанцы); они обладали широкими привилегиями и имели собственные укрепленные кварталы, управлявшиеся выборными консулами, Зависимое население составляли крестьяне местного происхождения и рабы (в основном пленные).

В церковном отношении крестоносные земли образовывали Иерусалимское патриаршество, делившееся на четырнадцать епископий. Местная католическая церковь обладала большими богатствами и немалым политическим весом. В Сирии и Палестине существовала разветвленная система монастырей.

В крестоносных государствах возникли особые духовно-рыцарские ордена, в задачу которых входили борьба с «неверными» и обеспечение условий для паломничества христиан в Святую землю (охрана дорог и святынь, устройство больниц и странноприимных домов). Их члены являлись одновременно монахами (приносили обеты целомудрия, бедности и послушания) и рыцарями (могли брать в руки оружие для защиты веры). Ордена возглавлялись великими магистрами и капитулами, непосредственно подчинявшимися римскому папе. Первым таким орденом в Палестине стал орден иоаннитов, или госпитальеров (орден Св. Иоанна Милостивого; с 1522 Мальтийский орден), конституировавшийся в 1113; его члены носили красные плащи с белым крестом. В 1128 оформился орден тамплиеров (орден Храма Соломона); они облачались в белые плащи с красным крестом. В 1190/1191 немецкие рыцари основали Тевтонский орден (орден Св. Девы Марии); их отличительным признаком был белый плащ с черным крестом.

Последующие крестовые походы.

После того как в декабре 1144 эмир Мосула Имад ад-Дин Зенги захватил Эдессу, в 1145 папа Евгений III (1145–1153) призвал к новому крестовому походу. Пламенный проповедник аббат Бернар Клервосский убедил возглавить его французского короля Людовика VII (1137–1180) и германского императора Конрада III (1138–1152). В 1147 немецкая армия двинулась в Азию по Дунайскому пути через Венгрию; спустя два месяца за ней последовали французы; общая численность двух армий составляла 140 тыс. человек. Император Византии Мануил I (1143–1180) не оказал им серьезной материальной поддержки и поспешил переправить их через Босфор. Не дождавшись французов, немцы направились вглубь Малой Азии. В конце октября 1147 они потерпели поражение от турок-сельджуков у Дорилеи, отступили в Константинополь, а затем морем добрались до Акры; другой немецкий отряд был разбит в Памфилии в феврале 1148.

Французская армия, достигнув Константинополя, переправилась через Босфор и двинулась в Сирию южной дорогой (через Лидию). В сражении у Лаодикеи южнее р. Меандр Людовик VII потерпел неудачу, отступил в Памфилию и из Атталии отплыл в Святую Землю.

В марте 1148 немецкие и французские войска прибыли в Палестину. Вместе с отрядами иерусалимского короля Балдуина III они предприняли два похода на Дамаск и на Аскалон, окончившиеся полным провалом. В сентябре 1148 Конрад III эвакуировал свою армию из Палестины; вскоре его примеру последовал Людовик VII.

В начале 1150-х положение крестоносных государств в Палестине несколько улучшилось: в 1153 им удалось овладеть Аскалоном. Однако в середине 1170-х они столкнулись с новой угрозой: в 1176 новый египетский султан Салах ад-Дин (Саладин) подчинил Сирию, и крестоносцы оказались в кольце его владений. В 1187 один из крупнейших феодалов Иерусалимского королевства Рено Шатийонский захватил караван с сестрой Салах ад-Дина, что спровоцировало нападение султана на крестоносные государства. В июне 1187 египтяне нанесли рыцарям ряд поражений близ Геннисаретского озера, а 5 июля разгромили их основные силы при Хаттине, взяв в плен короля Ги де Лузиньяна, великого магистра ордена Тамплиеров, Рено Шатийонского и большое число рыцарей. 19 сентября Салах ад-Дин осадил Иерусалим и 2 октября принудил его к сдаче. Затем он захватил Аскалон, Акру, Тивериаду и Бейрут, часть графства Триполи и княжества Антиохийского.

По призыву папы Климента III (1187–1191) был организован третий крестовый поход, который возглавили германский император Фридрих I Барбаросса (1152–1190), французский король Филипп II Август (1180–1223) и английский король Ричард I Львиное Сердце (1189–1199). Первыми выступили немцы (конец апреля 1189). Заключив союз с венгерским королем Белой III (1173–1196) и сельджукским султаном Кылыч-Арсланом II, Фридрих I повел свою армию по Дунайскому пути. Он беспрепятственно достиг границ Византии, но, оказавшись на ее территории, столкнулся с враждебностью императора Исаака II Ангела (1185–1195). Тем не менее ему удалось договориться с византийцами, которые позволили немецкой армии перезимовать в Адрианополе. Весной 1190 Фридрих I переправился через Геллеспонт в Малую Азию и двинулся в Сирию через Лидию, Фригию и Писидию. Немцы захватили Иконий, перевалили через Тавр и вступили в Исаврию; 10 июня 1190 Фридрих I утонул во время купания в р.Каликадне (Салеф) недалеко от Селевкии. Армию возглавил его сын герцог Фридрих Швабский; миновав Киликию и Сирию, он достиг Палестины и осадил Акру.

В 1190 Филипп II Август и Ричард I сосредоточили свои войска в Мессине (Сицилия). Но вспыхнувший между ними конфликт привел к разделению сил крестоносцев. В марте 1191 французы покинули Сицилию и вскоре присоединились к немцам, осаждавшим Акру. За ними последовали англичане, которые по пути захватили Кипр, принадлежавший византийскому династу Исааку Комнину; в июне 1191 они высадились под Акрой. Несколько недель спустя крепость пала. Новый конфликт с Ричардом I заставил Филиппа II Августа эвакуировать свои войска из Палестины. Во второй половине 1191 – первой половине 1192 Ричард I предпринял ряд военных операций против Салах ад-Дина, но не добился каких-либо успехов; три его попытки взять Иерусалим провалились. В сентябре 1192 он заключил с египетским султаном мир, по которому христиане вернули себе прибрежную полосу от Яффы до Тира, мусульмане обязались разрушить Аскалон, но сохранили за собой Иерусалим. 9 октября 1192 английские войска покинули Палестину. Кипр Ричард I уступил бывшему иерусалимскому королю Ги де Лузиньяну, основавшему самостоятельной Кипрское королевство (1192–1489).

Четвертый крестовый поход.

Неудача третьего крестового похода побудила римского папу Иннокентия III (1198–1216) начать агитацию за крестовый поход против Египта, главного врага крестоносных государств, владевшего Иерусалимом. Летом 1202 отряды рыцарей во главе с маркизом Бонифацием Монферратским собрались в Венеции. Поскольку у вождей крестоносцев не было средств, чтобы заплатить за транспортировку по морю в Палестину, они согласились на требование венецианцев принять участие в карательной экспедиции против отложившегося порта Дары (Задар) в Далмации. В октябре 1202 рыцари отплыли из Венеции и в конце ноября после недолгой осады захватили и разграбили Дару. Иннокентий III отлучил крестоносцев от церкви, пообещав, однако, снять отлучение, если они продолжат поход в Египет. Но в начале 1203, по просьбе бежавшего на Запад византийского царевича Алексея Ангела, сына императора Исаака II, свергнутого в 1095 его братом Алексеем III (1195–1203), рыцари решили вмешаться во внутриполитическую борьбу в Византии и восстановить Исаака на престоле. В конце июня 1203 они осадили Константинополь. В середине июля, после бегства Алексея III, власть Исаака II была реставрирована, а царевич Алексей стал его соправителем под именем Алексея IV. Однако императоры не смогли выплатить крестоносцам обещанную им огромную сумму в двести тысяч дукатов, и в ноябре 1203 между ними вспыхнул конфликт. 5 апреля 1204 в результате народного восстания Исаак II и Алексей IV были свергнуты, и новый император Алексей V Мурзуфл вступил с рыцарями в открытую конфронтацию. 13 апреля 1204 крестоносцы ворвались в Константинополь и подвергли его страшному разгрому. На месте Византийской империи было основано несколько крестоносных государств: Латинская империя (1204–1261), королевство Фессалоникийское (1204–1224), Афинское герцогство (1205–1454), Морейское (Ахейское) княжество (1205–1432); ряд островов достались венецианцам. В итоге Четвертый крестовый поход, целью которого было нанести удар по мусульманскому миру, привел к окончательному расколу западного и византийского христианства.

В начале 13 в. в Европе распространилось убеждение, что только безгрешные дети способны освободить Святую землю. Пламенные речи проповедников, оплакивавших захват «неверными» Гроба Господня, нашли широкий отклик среди детей и подростков, в основном из крестьянских семей Северной Франции и Прирейнской Германии. Церковные власти в большинстве своем не препятствовали этому движению. В 1212 двумя потоками юные крестоносцы направились к берегам Средиземного моря. Отряды французских подростков, возглавляемые пастушком Этьеном, добрались до Марселя и сели на корабли. Часть из них погибла во время кораблекрушения; остальные, по прибытии в Египет, были проданы судовладельцами в рабство. Та же участь постигла немецких детей, отплывших на восток из Генуи. Еще одна группа молодых крестоносцев из Германии добралась до Рима и Бриндизи; папа и местный епископ освободили их от обета и отправили на родину. Мало кто из участников Детского крестового похода вернулся домой. Это трагическое событие, возможно, легло в основу легенды о крысолове-флейтисте, уведшем всех детей из города Гаммельна.

В 1215 Иннокентий III призвал Запад к новому крестовому походу; наследовавший ему Гонорий III (1216–1227) повторил в 1216 этот призыв. В 1217 венгерский король Эндре II высадился с войском в Палестине. В 1218 туда прибыли более двухсот кораблей с крестоносцами из Фрисландии и Прирейнской Германии. В том же году огромная армия под командованием иерусалимского короля Жана де Бриена и великих магистров трех духовно-рыцарских орденов вторглась в Египет и осадила стратегически важную крепость Дамиетту в устье Нила. В ноябре 1219 крепость пала. По требованию папского легата кардинала Пелагия крестоносцы отвергли предложение египетского султана аль-Камиля обменять Дамиетту на Иерусалим и предприняли наступление на Каир, но оказались зажатыми между египетскими войсками и разлившимся Нилом. За возможность беспрепятственного отступления им пришлось вернуть Дамиетту и уйти из Египта.

Под давлением пап Гонория III и Григория IX (1227–1241) германский император Фридрих II (1220–1250), супруг наследницы иерусалимского престола Иоланты, предпринял летом 1228 поход в Палестину. Воспользовавшись конфликтом аль-Камиля с правителем Дамаска, он вступил в союз с египетским султаном; по условиям заключенного между ними десятилетнего мира аль-Камиль освободил всех христианских пленников и вернул Иерусалимскому королевству Иерусалим, Вифлеем, Назарет и побережье от Бейрута до Яффы; Святая земля была открыта для паломничества и христиан, и мусульман. 17 марта 1229 Фридрих II торжественно въехал в Иерусалим, где возложил на себя королевскую корону, а затем отплыл в Италию.

По истечении срока десятилетнего мира крестоносцы предприняли несколько наступательных операций против мусульман. В 1239 в Палестине высадился Тибо I, король Наварры (1234–1253), но его действия не имели никакого успеха. Более удачным был поход 1240–1241 английских рыцарей под командованием графа Ричарда Корнуэльского, брата короля Генриха III (1216–1272); Ричард добился от египетского султана Айюба освобождения всех пленников-христиан и отбыл на родину. Но в 1244 Айюб, собрав войско из турецких наемников, вторгся в Палестину, захватил Иерусалим и разбил крестоносцев в сражении при Газе. В 1247 мусульмане овладели Аскалоном. В ответ на призыв папы Иннокентия IV (1243–1254) французский король Людовик IX (1226–1270) в феврале 1249 с большим флотом отплыл из Марселя и высадился в Египте. Французы заняли оставленную мусульманами Дамиетту и двинулись на Каир, однако попали в окружение и были вынуждены капитулировать. Весь рядовой состав армии был истреблен. С большим трудом Людовику IX удалось заключить перемирие и получить свободу за огромный выкуп в двести тысяч ливров; Дамиетта была возвращена египтянам. Король отправился в Акру и в течение четырех лет вел с переменным успехом военные действия в Сирии. В 1254 он вернулся во Францию.

Во второй половине 1250-х позиции христиан в Сирии и Палестине несколько укрепились, поскольку мусульманским государствам приходилось бороться с татаро-монгольским нашествием. Но в 1260 египетский султан Бейбарс подчинил Сирию и начал постепенно захватывать крепости крестоносцев: в 1265 он взял Кесарию, в 1268 – Яффу, в том же году овладел Антиохией, положив конец существованию княжества Антиохийского. Последней попыткой оказать помощь крестоносным государствам стал Восьмой крестовый поход, возглавленный Людовиком IX, сицилийским королем Карлом Анжуйским (1264–1285) и арагонским королем Хайме I (1213–1276). Планировалось сначала напасть на Тунис, а затем на Египет. В 1270 крестоносцы высадились в Тунисе, но из-за вспыхнувшей среди них эпидемии чумы (в числе умерших был Людовик IX), прервали поход, заключив мир с тунисским султаном, который обязался платить дань королю Сицилии и предоставить католическому духовенству право свободного отправления культа в своих владениях.

Эта неудача сделала неизбежным падение последних оплотов крестоносцев в Сирии и Палестине. С 1289 мусульмане овладели Триполи, ликвидировав одноименное графство, а в 1291 взяли Бейрут, Сидон и Тир. Утрата в том же году Акры, которую отчаянно защищали тамплиеры и иоанниты, стала концом крестоносного владычества на Востоке.

Последствия крестовых походов.

Крестовые походы принесли неисчислимые бедствия народам Ближнего Востока и сопровождались уничтожением материальных и культурных ценностей. Они (особенно Четвертый крестовый поход) подорвали силы Византийской империи , тем самым приблизив ее окончательное падение в 1453. Крестовые походы закончились неудачей, и поэтому не решили ни одной из долгосрочных проблем, стоявших перед средневековой Европой. Тем не менее они оказали значительное влияние на ее дальнейшее развитие. Они позволили на определенный период ослабить демографическую, социальную и политическую напряженность в Западной Европе. Это способствовало укреплению королевской власти и созданию национальных централизованных государств во Франции и Англии.

Крестовые походы привели к временному усилению католической церкви: она существенно укрепила свое финансовое положение, расширила сферу своего влияния, создала новые военно-религиозные институты – ордена, сыгравшие важную роль в последующей европейской истории (иоанниты в защите Средиземноморья от турок, тевтонцы в немецкой агрессии в Прибалтике). Папство подтвердило свой статус лидера западно-христианского мира. В то же время они сделали непреодолимой пропасть между католицизмом и православием, углубили конфронтацию между христианством и исламом, обострили непримиримость европейцев к любой форме религиозного инакомыслия.

Раньше считалось, что крестовые походы значительно обогатили европейскую продовольственную флору, дали толчок развитию производственных технологий и обусловили расширение культурного потенциала за счет заимствований с Востока. Новейшие исследования, однако, не подтверждают подобные утверждения. В то же время крестовые походы не прошли бесследно для западной экономики и культуры. Ограбление заморских стран стало катализатором имущественного расслоения и прогресса товарно-денежных отношений. Возросло экономическое могущество итальянских торговых республик, получивших огромную прибыль за счет фрахта и значительно укрепивших свои коммерческие позиции в Восточном Средиземноморье и на Черном море, серьезно потеснив арабов и византийцев. Крестовые походы способствовали социальной мобильности европейцев, преодолению их страха перед неизведанным; в психологическом плане они подготовили Великие географические открытия. И, наконец, крестоносное движение и крестоносный дух нашли отражение в средневековой литературе (рыцарский роман, поэзия трубадуров, историописание). Среди наиболее значительных произведений – историографические и биографические труды Вильгельма Тирского, Жоффруа де Виллардуэна, Робера де Клари и Жана де Жуанвиля, поэмы Песнь об Антиохии и История священной войны .

По словах Ж.Ле Гоффа, крестовые походы оказались «вершиной экспансионизма средневекового христианского мира», «первым опытом европейского колониализма».

Иван Кривушин

Литература:

Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1960
Робер де Клари. Завоевание Константинополя . М., 1986
Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1986
Добиаш-Рождественская О. А. Крестом и мечом. М., 1991
Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя . М., 1993
Анна Комнин. Алексиада . СПб, 1996