Норма экскурсии грудной клетки у подростков. Грудная клетка ребенка. Форма грудной клетки

Практическая работа № 1.

Определение уровня физического развития ребенка

по антропометрическим данным и расчетным формулам"

Цель. Научиться оценивать физическое развитие ребенка с помощью соматометрических и физиометрических показателей и расчетных формул.

Материалы и оборудование. Ростомер, напольные весы, сантиметровая лента, кистевой динамометр, коврик для проведения упражнений, скамейка или табуретка.

Ход работы.

Задание 1. С помощью ростомера измерьте длину тела испытуемых в положении стоя и сидя.

Рассчитайте средние значения должного роста по формулам (для возраста от 3 до 17 лет).

Рост девочек = 5 × возраст +80

Рост мальчиков = 5 × возраст + 85

Люди, рост которых на 5-10 см меньше среднестатистического считаются низкорослыми, больше статистического – высокорослыми. Отклонение реального роста от рассчитанного на 20% и более может свидетельствовать о гормональных нарушениях.

Сравните рост испытуемых со среднестатистическим. Сделайте вывод о величине роста испытуемых.

Ответьте на вопрос: от чего зависит рост ребенка?

Задание 2. Рассчитайте предполагаемый рост испытуемых в зависимости от роста их родителей по формуле доктора Дж. Хокера

ПР мальчика = (РО+РМ):2+6,4;
ПР девочки = (РО+РМ):2-6,4,

где РО – рост отца в сантиметрах, РМ – рост матери в сантиметрах, а ПР – предполагаемый рост.

Хронические заболевания, дефицит или, наоборот, избыток питания, недостаток в организме определенных веществ (например, йода), плохое эмоциональное состояние ребенка, недостаточность сна и неадекватная физическая нагрузка (низкая физическая активность или, например, занятия тяжелой атлетикой) могут привести к тому, что рост ребенка будет меньше «запрограммированного» на 5-15 сантиметров.

Сравните реальный рост испытуемых с предполагаемым. Сделайте вывод о степени влияния генетических факторов и среды на рост испытуемых.

Задание 3. Рассчитайте пропорциональность телосложения по формуле:

× 100%
рост стоя - рост сидя

рост сидя

При величине показателя 87-92% телосложение оценивается как пропорциональное; если показатель меньше 87%, это указывает на относительно малую длину ног; при величине показателя 92% и более – на большую длину ног.

Сделайте вывод о пропорциональности телосложения испытуемых.

Задание 4. Измерьте окружность грудной клетки испытуемых.

Окружность груди измеряется в трех фазах: во время спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Сантиметровая лента должна проходить по нижним углам лопаток сзади и по среднегрудинной точке спереди.

Рассчитайте величину экскурсии грудной клетки (разницу между окружностью грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе). У здоровых молодых людей она колеблется от 6 до 9 см.

Сделайте вывод о величине экскурсии грудной клетки у испытуемых. Если экскурсия испытуемого больше или меньше среднестатистических величин, попробуйте объяснить, чем это может быть вызвано.

Ответьте на вопрос: от чего зависит величина экскурсии грудной клетки и на какие другие физиологические показатели она может повлиять?

Задание 5. Рассчитайте по формуле крепость телосложения

Формула: Крепость телосложения (баллов) = Рост (см) – (Масса тела, кг + окружность груди при выдохе (см))

Сделайте вывод о крепости телосложения, используя шкалу Пиньи.

Шкала Пиньи: меньше 10 – крепкое телосложение;

10-20 – хорошее телосложение;

21-25 – среднее телосложение

26-35 – слабое телосложение

больше 35 – очень слабое телосложение.

Задание 6. Рассчитайте гармоничность телосложения испытуемых по формуле:

Окружность грудной клетки (в паузе) /рост × 100%

Сделайте вывод о гармоничности телосложения испытуемых исходя из данных, что телосложение считается гармоничным, если значение равно 50-55%.

Узкую грудную клетку обычно имеют люди с так называемым микросоматическим типом телосложения (астеник), нормальную – с мезосоматическим типом телосложения (нормостеник), широкую – с макросоматическим типом телосложения (гиперстеник). Обычно нормальный вес гиперстеника больше, чем нормостеника и астеника.

Таблица 1.

Среднестатистические величины

окружности грудной клетки (в паузе) у людей 13-17 лет

Возраст, лет Пол Узкая грудная клетка, см Нормальная грудная клетка, см Широкая грудная клетка,см
юноши 65-69 70-85 86-87
девушки 64-69 70-84 85-88
юноши 67-72 73-85 86-91
девушки 67-72 73-86 87-91
юноши 70-75 76-89 90-94
девушки 70-75 76-88 89-92
юноши 73-79 80-92 93-97
девушки 73-77 78-89 90-94
юноши 77-81 82-94 95-98
девушки 75-79 80-90 91-95

После того, как вы определили тип телосложения испытуемых, выберите для каждого из них подходящую формулу из таблицы 2 и рассчитайте рекомендуемый вес. Рекомендуемый вес – это вес, идеальный для сохранения оптимального уровня здоровья.

Рис. 3. Показатели веса учащихся 10-х классов в %

Рис. 4. Показатели окружности груди учащихся 10-х классов в %

В таблице 1 отражены показатели роста, веса, окружности груди, а также экскурсии грудной клетки учащихся 10-х классов.

Для девочек среднего типа телосложения рост рассчитывается по следующей формуле: Рост=6*возраст+76 , а для мальчиков - Рост=6*возраст+77 . Отклонения от средних физических величин не должны превышать ±2,5 см для мальчиков и ±3,5 см - для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения. Нормальная экскурсия грудной клетки составляет от 6 до 9 см.

Глава II . Определение гармоничности телосложения

Обладателем пропорциональной фигуры считается человек, у которого все показатели меньше половины, а объём талии не больше половины роста. Гармоничность телосложения определяется показателем развития грудной клетки, вычисляемой по формуле:

Окружность груди х 100

Рост

При нормальном телосложении значение гармоничности телосложения составляет 50-55%. Если это соотношение меньше 50% - телосложение слабое, а если больше 50% - крепкое.


Анализ результатов расчетов гармоничности телосложения учащихся 10-х классов показали, что большая часть 10-классников – около 60% - имеет нормальное телосложение, 36% - слабое, 4% - крепкое. Данные отражены на рис.5 и в таблице 2.

Рис. 5. Гармоничность телосложения учащихся 10-х классов в %

В таблице 2 приведены не только показатели гармоничности телосложения (ГТ), но также и состояние осанки учащихся 10-х классов, о которой будет рассказано в главе 3.

Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой являются как социально-экономические, так и экологические условия (Е.А.Криксунов, 1997).

Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания - как результат противодействия негативным условиям окружающей среды. Однако, нельзя забывать и том, что каждый человек способен самостоятельно укреплять свое здоровье и совершенствовать физическое развитие (В.П.Похлебин, 1992).

Из рисунка 6 видно, что 50% учащихся не следят за своим здоровьем – это очень тревожный показатель, особенно для данной возрастной группы. 38% уделяют своему физическому развитию недостаточно внимания: возможно, им не хватает теоретических знаний для использования более совершенных методик; или же на это влияет недостаток времени при значительных школьных нагрузках, отсутствие силы воли. И, наконец, только 4% школьников серьезно относятся к своему образу жизни и используют различные методики для сохранения и укрепления здоровья.

Школьникам, не занимающимся своим здоровьем вообще, можно посоветовать начать с малого: скажем, делать ежедневно утреннюю зарядку, начать программу закаливания и заниматься физкультурой в свободное время. Психологически наиболее трудно сделать первый шаг, но без него немыслимо серьезное отношение к собственному здоровью.

Наибольшему количеству 10-классников следует заняться индивидуальным физическим совершенствованием: заниматься спортом с учетом индивидуальных особенностей организма. Первый шаг уже сделан, следует продолжать в том же направлении.

Тем школьникам, которые серьезно занимаются своим здоровьем, можно продолжать выполнять свои программы оздоровления.

Рис. 6. Отношение учащихся 10-х классов к своему здоровью в %

Глава 3. Определение правильной осанки

На протяжении жизни человека в костной ткани меняется соотношение между органическими и неорганическими веществами. В костях ребенка больше органических веществ, а у пожилых людей – минеральных.

При искривлении поясничного отдела позвоночника может развиться лордоз (от греч. лордос – выгнутый). При этом позвоночник и грудная клетка выгнуты, что приводит к нарушению функций дыхательной и пищеварительной систем. В результате этих заболеваний у человека снижается обмен веществ, появляется повышенная утомляемость, головная боль (Л. П. Анастасова и др., 1997).

При нарушении осанки возникают различные патологические изменения в опорно-двигательной системе, происходит искривление позвоночника, которое может привести к различным заболеваниям.

Поэтому очень важно соблюдать гигиенические правила поведения, особенно в молодом возрасте (формирование правильной осанки у человека стабилизируется к 18 годам). И в первую очередь человек должен следить за своей осанкой (приложения 2,3).

На втором этапе работы учащиеся 10-х классов определили состояние своей осанки (в антропометрии этот метод называется соматоскопическим). Для этого они использовали формулу:

А = ширина плеч*100%

величина дуги спины,

где А – показатель осанки.

Результаты отражены в таблице 2 (см. Главу 2) и на рис.7.

Было произведено сравнение этих данных со среднестатистическими данными:

100-110% - нормальная осанка;

Менее 90 или более 125% - выраженное нарушение осанки;

90-100% или 110-125% - небольшое нарушение осанки.

Из рис. 7 видно, что 42% учащихся имеют выраженное нарушение осанки.

36% - небольшие нарушения осанки. Нормальная осанка – у 22% десятиклассников.

Причиной может являться то, что в лицее все парты и стулья практически одного стандартного размера (Санитарные правила и нормы, 2001).

Рис. 7. Состояние осанки учащихся 10-х классов в %

Глава 4. Определение физической нагрузки, факторов риска, уровня здоровья и степени адаптации к среде

Физическое развитие и здоровье учащихся зависит от многих факторов. Большое значение имеет отношение подростков к своему здоровью: занятия спортом, утренняя зарядка, правильное питание. Для того, чтобы определить факторы риска в развитии заболеваемости, учащимся 10 классов было предложено несколько тестов: «Факторы риска», «Физическая нагрузка», «Здоровье» - В.А. Иванченко, 1994 г., П.П. Морев, 1993 г., В. Михайлов, А. Палько, 1987 г. (приложение 4, приложение 5, приложение 6). Результаты тестирования - в таблице 3.

Грудная клетка ребенка имеет овальную форму, ребра расположены горизонтально. В первые месяцы жизни грудная клетка ребенка имеет коническую форму. Ребра прикреплены к позвоночнику под прямым углом, вследствие чего объем дыхательных движений грудной клетки новорожденного ограничен. В течение первых шести месяцев объем грудной клетки ребенка приблизительно равен или несколько меньше объема головы. В течение второго полугодия грудная клетка ребенка увеличивается быстрее и ее объем становится несколько больше, чем объем головы ребенка.

Окружность грудной клетки ребенка

Измерение окружности грудной клетки у грудных детей проводят в положении лежа, у старших детей - стоя. Ребенок должен находится в состоянии покоя, руки опущены. Начало сантиметровой ленты должно находится в левой руке со стороны подмышки, сзади лента проводится под углом лопаток, а спереди - по нижнему краю ареолы соска.
Измерение окружности грудной клетки ребенка проводится на вдохе и на выдохе.
Разница величины окружностей грудной клетки ребенка на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя:

Экскурсия грудной клетки ребенка = Окружность грудной клетки на вдохе - Окружность грудной клетки на выдохе

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 - 9 см - средним, а если 10 см и более - высоким.

обратите внимание на движение углов лопатки во время глубокого вдоха и выдоха. Асимметрия дыхательных экскурсий может быть вследствие плевритов, оперативных вмешательств, сморщивания легкого. Асимметрия грудной клетки связана с увеличением объема (вследствие накопления жидкости или воздуха в плевральной полости) или с его уменьшением, вследствие развития плевральных сращений, обтурационного ателектаза (спадения) легкого или его доли, фиброза (сморщивания) легочной ткани.

4.Оценка показателей дыхания:

а) дыхание через нос обычно наблюдается у здорового человека. Дыхание через рот наблюдается при патологических состояниях в полости носа (ринит, этмоидит, полипоз, искривление носовой перегородки).

б) тип дыхания:

грудной - обычно наблюдается у женщин;

брюшной (диафрагмальный) - у мужчин;

смешанный - иногда у пожилых.

в) частота (число дыханий в 1 минуту) - определение проводится путем подсчета числа дыхательных движений в 1 минуту незаметно для больного, для чего располагают руку на поверхности грудной клетки.

У здорового человека число дыханий в 1 минуту 16-20.

Учащение числа дыханий свыше 20 в 1 минуту (тахипноэ) наблюдается при уменьшении дыхательной поверхности легких (воспаление, спадение альвеол вследствие гидроторакса или пневмоторакса, выключение части легких из дыхания), при наличии препятствий для нормальной глубины дыхания (асцит, метеоризм, перелом ребер, заболевания диафрагмы и т.д.).

Урежение числа дыханий менее 16 в 1 минуту (брадипноэ) отмечается при угнетении дыхательного центра, которое возникает из-за повышения внутричерепного давления (менингит, кровоизлияние в мозг, опухоль и др.); при интоксикации (коматозные состояния, инфекции и др.); при обструктивных процессах (бронхиальная астма, хронический обструктивный бронхит, эмфизема легких).

г) глубина дыхания - определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха при обычном, спокойном состоянии. У здорового человека дыхание средней глубины. Поверхностное дыхание часто сочетается с патологическим учащением дыхания, а глубокое дыхание, наоборот, связано в большинстве случаев с патологическим его урежением. Иногда глубокое редкое дыхание сопровождается громким шумом. Оно получило название большого глубокого шумного дыхания Куссмауля и наблюдается при диабетической, уремической, печеночной комах, вследствие значительного изменения чувствительности дыхательного центра.

д) ритм дыхания - у здорового человека наблюдаются равномерные дыхательные движения. Нарушение ритма дыхания часто связано с уменьшением чувствительности дыхательного центра при тяжелых патологических процессах в головном мозге (острое и хроническое нарушение мозгового кровообращения, отек мозга, менингит), реже при токсическом влиянии на дыхательный центр (при диабетической, уремической, печеночной комах). Неритмичное или периодическое дыхание характеризуется появлением периодов задержки дыхания (апноэ). Возникновение периодического дыхания объясняется понижением возбудимости дыхательного центра, для восстановления которой необходимо увеличение в крови количества углекислоты, что происходит во время паузы. К периодическому дыханию относится дыхание Биота, дыхание Чейна-Стокса, дыхание Грокка.

Дыхание Биота характеризуется ритмичными, одинаковой глубины дыхательными движениями, которые чередуются примерно через равные интервалы времени с дыхательными паузами (от нескольких секунд до полминуты).

Дыхание Чейна-Стокса характеризуется постепенным нарастанием амплитуды дыхательных движений, которые, достигнув максимума, постепенно снижаются и заканчиваются паузой (от нескольких секунд до одной минуты).

Дыхание Грокка (волнообразное дыхание) - напоминает по форме дыхание Чейна-Стокса, с той лишь разницей, что вместо дыхательной паузы отмечается слабое поверхностное дыхание с последующим нарастанием и снижением глубины дыхательных движений. Волнообразное дыхание рассматривается как проявление более ранней стадии тех же патологических процессов, которые вызывают дыхание Чейна-Стокса.

5. Определение дыхательной экскурсии грудной клетки: проводится путем измерения сантиметровой лентой окружности грудной клетки при спокойном дыхании, на высоте максимального вдоха и выдоха, при этом лента сзади располагается на углах лопаток, а спереди - у места прикрепления четвертых ребер к грудине. Дыхательная экскурсия грудной клетки определяется как разность между показателями на вдохе и выдохе и составляет 6-8 см. Она уменьшается при наличии плевральных наложений (после перенесенного плеврита), пневмонии, при эмфиземе легких, ожирении.

Очень давно в одной из первых своих прочитанных книг о силовой подготовке я узнал о таком понятии как экскурсия грудной клетки. В этой книге объяснялось и аргементировалось, что экскурсия - это показатель атлетичности.

Экскурсия грудной клетки - разница окружности грудной клетки между вдохом и выдохом. Замерить ее очень просто - возьмите сантиметр, затем выдохните максимально и замерьте окружность грудной клетки, потом сделайте мощный вдох и снова замерьте. Вычтите из большего меньше - полученная разница и есть экскурсия грудной клетки(по соскам или непосредственно под грудными мышцами - не имеет значения, так как важна разница).

Экскурсия является косвенным показателем тренированности атлета. Установлено, что с годами интенсивнового тренинга экскурсия увеличивается. Возьмите сантиметр прямо сейчас - если у вас экскурсия равняется или превышает 10 см, то вам нет нужды беспокоиться - вы атлетичны и достаточно тренированны.

Среди тестируемых одними из первых в табели о рангах стоят пловцы на короткие дистанции и спринтеры - экскурсия их грудной клетки достигает 20 см!!! За ними следом, как не странно, идут борцы - даже у начинающих малолетних борцов экскурсия превышает 10 см. Эти данные можно без труда найти в любом спортивном диспансере, который в советские времена обслуживал огромную армию спортсменов - от детей, до чемпионов мира.

Однако в этих диспансерах нет никаких данных о пауэрлифтерах и тем более о культуристах. Я собственными силами постарался восполнить этот пробел - перемерял всех знакомых силовиков от КМС до МСМК.

Результаты оказались самыми удручающими... для пловцов, спинтеров и бороцов - для атлетов уровня МСМК и МС экскурсия грудной клетки превысила на 1,7 см в среднем экскурсию пловцов!!!
Представляете, если брать экскурсию грудной клетки за критерий атлетичности, то закон больших чисел говорит о том, что пауэрлифтеры самые атлетичные!!! Этот вывод меня весьма порадовал.
Я думаю он так же порадует и вас, дорогие мои собратья по железу.

Практически у всех силовиков уровня МСМК экскурсия грудной клетки составляет около 20 см - а это супергроссмейстерский показатель.

Логично предположить, что имеется связь между экскурсией и уровнем мастерства, а значит и атлетичности. Те, у кого экскурсия составляется 10 сантиметров, захотят увеличить ее до 15. Ате, кто является счастливым обладателем экскурсии 15 см, наверняка горят желанием поднять ее до 20 см! Встает вопрос - как это сделать...

Как это сделать...

Вполне достаточно комбинировать глубокие приседания и жим лежа широким хватом.
Эти упражнения рекомендуют все... они универсальны... универсальны они и для увеличения грудной клетки.

1. Жим лежа - хват должен быть чуть шире среднего, лопатки следует свести вместе, трапецией следует упереться в лавку и прогнуться в пояснице, ягодицы только касаются лавки - основная опора это ваши стопы и трапеция. По мере опускания штанги на грудь старайтесь максимально подать грудь вверх, вдохните на полную мощь ваших легких, сведите лопатки вместе - разверните грудь, чтобы она стала шире чем ваша входная дверь...

Помните, о психологической стороне - представьте, что вместо груди у вас кузнечных мех, а ваши руки гидравлические приводы... вам нет равных по мощи... вдох - мощный срыв... вдох - мощный срыв...

2. Приседания - приседайте так, как вы это обычно делаете, только акцентируйтесь на правильном дыхании.
Перед тем как ринуться вниз, сделайте мощный вдох и подайте грудь вперед.
Если для вас главное - это бочкообразная грудь, а не большой присед, то поставьте вес поменьше и набирайте в свои легкие воздух в самом низу - в глубоком "седе".

3. Жим гантелей - это упражнение как- будто специально придумали для увеличения грудной клетки.
Возьмите гантели поувесистей, представьте себе кузнечной машиной - ваши легкие - меха, а руки гидравлические привода. Опускайте гантели медленно и по мере опускания наполняйте легкие воздухом. Когда почувствуете, что ваши легкие готовы взорваться от кислорода, резко жмите гантели вверх

4. Пуловер(пулловеры) - любимое упражнение культуристов. Если вас преследует маниакальная идея увеличения грудной клетки, то это упражнения вам поможет.

Его смысл в достаточно большом количестве повторений - от 8 до 25.

Лавки должны касаться только ваши трапеции и центр спины - прогнитесь максимально.
Самое главное набрать в свои легкие как можно больше воздуха во время отведенной назад за голову гантели (штанги). Упражнение достаточно травмоопасно, поэтому не следует гнаться за большим весом - уделите больше внимания чистоте движения.

Эти 4 упражнения самые эффективные, поэтому я не буду перечислять бесконечный список.
Экскурсию можно тренировать всегда - главное, чтобы активно работали ваши легкие - вдох следует делать при максимальном растяжении плечевого пояса и груди.

Если вы хотите быть атлетом, а не 160килограммовыми свиноподобными Энтони Кларками(при всем моем уважение, его тело не внушает эстетического восторга), то вам не стоит забывать про аэробные нагрузки. Аэро - значит воздух, воздух который вы прогоняете через ваши легкие, а значит и тренируете их, увеличиваетет подвижность грудной клетки.

Старайтесь 1-2 раза в неделю делать разгрузку в бассейне - проплывите несколько спринтерских дистанций. Не стоит бояться потери так тяжело заработанных граммов мышечной массы - если вы худеете от 20-30 минут плаванья, то грош цена вашей мускулатуре... Увеличьте дневные каллориии и все будет в порядке.

Старайтесь 2-3 раза в неделю совершать забеги на 20-30 минут в спринтерско-марафонской смешанной манере. Лично я предпочитаю крутить педали велотренажера - так для коленей безопасней...

Самое главное даже во время бега не забывайте, что ваши легкие - это кузнечный мех...

Плюсы:

Большая экскурсия позволит вам значительно сократить амплитуду жима - 10-20 кг хорошая прибавка
- большая экскурсия - это хорошое легкие, а хорошие легкие - это силовая выносливость
- бочкообразная грудь внушит трепет и восторг окружающим

Минусы:
- минусов нет... кроме как возникновения проблемы с одеждой - придется шить пиджак на заказ...