Девять самых известных зданий итальянского архитектора кваренги в россии. Краткая биография джакомо кваренги Что построил кваренги

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (итал. Quarenghi, Guarenghi; 20 сентября 1744, Бергамо - 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург) - известный архитектор и живописец, сын живописца и внук живописца.

Джакомо Кваренги является крупнейшим представителем архитектуры русского классицизма, утвердившегося к 1770-м годам во всех областях отечественного искусства.

Искусство Дж. Кваренги хорошо исследовано, но всегда найдется место для добавлений и всегда будет уместен пристальный интерес к отдельному произведению в творчестве мастера.

Он усиливается благодаря недавним публикациям обширного графического наследия Кваренги, ставшего более доступным для специалистов. Графические листы, хранящиеся, в основном, в собраниях Городской библиотеки Бергамо в Италии (более 700 произведений), Государственного Музея истории Санкт-Петербурга и Государственного Эрмитажа, как правило, не датированы, что представляет определенную проблему в выстраивании хронологии и оставляет место дискуссии, но именно они являются важным источником информации наряду с письмами архитектора. При сопоставлении и анализе материала яснее осознаются масштаб работ, разнообразие осуществленных и неосуществленных проектов, повторяющиеся идеи, которые волновали мастера, заимствования и инновации в его решениях, художественная традиция, которой он следовал.

Родился в Италии возле Бергамо в старинной знатной семье. Обучался живописи в Бергамо у Дж. Реджи, ученика Тьеполо. Путешествовал по Италии. В Риме вначале учился живописи у А. Р. Менгса, а затем архитектуре у Ст. Поудо. Находился под влиянием А. Палладио. Имел знатных друзей и покровителей. Много работал в Италии и Англии. Один из самых известных архитекторов и рисовальщиков XVIII века.

Замыслы архитектора, основанные на изучении памятников античности и эпохи Возрождения, отвечали духу времени, и Екатерина II предложила Кваренги работать при русском дворе.

В одном из самых ранних писем, отправленном Кваренги из Санкт-Петербурга и датированном 1 мая 1780 г., архитектор описывал заботливый прием, который ему оказала Екатерина II по приезде, отметив также, что она испросила его рисунки. Он послал те, которые были выполнены в Риме несколько лет назад, после чего императрица объявила публично на одном из празднеств, что она, наконец, нашла в Кваренги архитектора своего склада.

Литография в карандашной манере, бумага, 34,5 x 30 см
Опубликовано на аукционном доме bidspirit

Екатерину всегда отличало пристрастное наблюдение за выполнением ее архитектурных заказов и непосредственность общения с архитекторами. В одном из писем Кваренги упоминал, что императрица неоднократно обращалась к нему с программами построек и набрасывала эскизы. В обширном архиве Кваренги в Городской библиотеке Бергамо сохранились собственноручные записки Екатерины с карандашными набросками планов, которые она адресовала архитектору. Они свидетельствуют о личном и частом обращении к нему («Я забыла вам сказать вчера три вещи...»), понимания того, чего она хочет, представления о возможных ресурсах материалов: «Господин Кваренги, я вас прошу сделать мне рисунок для зала или салона в саду в форме, как это отмечено на бумаге, в центре которого можно было бы поместить статую Аполлона Бельведерского или какую-либо другую, которая бы вам понравилась, с которых есть формы и которые я приказала бы отлить...».

Джакомо Кваренги подписал контракт 1 (12) сентября 1779 года еще в Италии и прибыл в Санкт-Петербург в конце 1779. В конце 1779 года итальянский зодчий вместе с женой прибыл в Петербург и до конца жизни остался в России.

Здесь он создал выдающиеся архитектурные памятники, вошедшие в историю русского искусства: Английский дворец в Петергофе, здание Академии наук на Васильевском острове, Эрмитажный театр, Ассигнационный банк на Садовой улице, Мариинский госпиталь в пригороде Санкт-Петербурга - Павловске; Академия наук на Университетской набережной; Эрмитажный театр; Лоджии Рафаэля в Эрмитаже; здание Коллегии иностранных дел на Английской набережной; Ассигнационный банк на Садовой улице; Серебряные ряды на Невском проспекте; дом Салтыкова на Марсовом поле; дом Фитингофа на Адмиралтейском проспекте; дом Юсуповых на Садовой улице; здание Главной аптеки на Миллионной улице; Мариинская больница для бедных на Литейном проспекте; Екатерининский институт на Фонтанке; здание "Кабинета Его Величества" на Невском проспекте; Смольный институт; Конногвардейский манеж; Английская церковь на Английской набережной. Александровский дворец в Царском Селе.

Все постройки Кваренги отличает простота композиции, строгость внешнего облика и в то же время изысканность, достигнутая благодаря необыкновенной соразмерности пропорций. Фасады его построек почти лишены декора; внимание акцентируется на главной - центральной части здания, обычно украшенной портиком или колоннадой.

А. Орловский. Карикатура на Джакомо Кваренги, 1802 и 1817

В качестве придворного архитектора сначала работал в Петергофе, а затем в Санкт-Петербурге. Блестящий мастер эпохи классицизма, он много строил в Москве, работал при трех российских императорах: императрице Екатерине II, императоре Павле I и императоре Александре I. Значительный период жизни и творчества Кваренги связан с пригородами Петербурга, и в первую очередь с Царским Селом.

Екатерина в письме Гримму от 2 февраля 1780 сообщает, что он «сразу же по прибытии засел за один план» - когда Камерон уже работал над замыслом "Холодной бани", она предложила, по своему обыкновению, составить проект и другому только что приглашенному ею архитектору.

Деятельность Кваренги в Царском Селе началась в 1780-х годах, когда, следуя воле Екатерины II, придворный архитектор создал в пейзажной части Екатерининского парка, на одном из островов так называемых Верхних прудов» , задуманный как храм, посвященный богине плодородия Церере, и первоначально названный Храмом Дружбы.

В 1780-х годах недалеко от Концертного зала архитектор выстроил еще один павильон, названный . По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «… руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».

Кухня-руина и Концертный зал, органично вписанные в окружающий ландшафт, образуют один из наиболее живописных и романтических уголков пейзажной части Екатерининского парка. Островок, на котором расположены обе постройки, Кваренги соединил с берегами пруда двумя металлическими мостами (вместо прежних деревянных), конструкции которых были отлиты по его проекту на Сестрорецких оружейных заводах.

Мостики Царскосельского парка восхищали гостей Екатерины II. Франсиско де Миранда, посетивший загородную резиденцию императрицы, писал: «Мост, сделанный полностью из железа в подражание подлинному английскому мосту, впечатляет своей легкостью, прочностью и изяществом, превосходя все прочие. Пожалуй, это лучшее, что есть в этом парке...».

В 1783 году архитектор поселился с семьей в существенно перестроенном им казенном доме, располагавшемся на , недалеко от императорского дворца.

На территории прилегавшей к зданию усадьбы по его проекту был разбит сад с беседкой и небольшим круглым прудом. В ответ на просьбу зодчего в 1804 году Александр I распорядился передать усадьбу со всеми строениями в его полную собственность.

28 марта (8 апреля) 1783 года священником Стефаном Ивановым, рядом с деревянным, была совершена закладка нового каменного храма на Кузьминском кладбище - . Храм возводился по проекту Д. Кваренги.

В двумя месяцами позже в Пулкове заложили другой каменный храм по проекту Кваренги, а построили его в период 1783-1785 гг. - .

Обоим этим храмам не суждено будет дожить донаших дней- они будут разрушены во время войны. Но храм в б. Большом Пулкове планируют восстановить по проекту Кваренги, правда, несколько сместив его в сторону из-за проектов расширения Петербургского шоссе у Экспофорума.

В 1785 году мастера Сестрорецких заводов изготовили по проекту Кваренги установленную в Екатерининском парке на правом берегу второго Нижнего пруда.

XVIII столетия, наряду с «мыльнями», были купальни под открытым небом. Одной из обязательных принадлежностей парков в Царском Селе были купальни и банные комплексы. В 1791 году Кваренги построил открытую , находившуюся между Рамповой аллеей и Большим прудом.

В 1794 году Кваренги приступил к капитальной перестройке в классическом стиле Зала на острову, построенного в конце 1740-х годов архитектором С. И. Чевакинским. Памятник был полностью реконструирован.

В 1795 году Кваренги оформил заново оформил в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.

Для любимого внука Екатерины II Александра в живописном месте Нового (Александровского) парка по указу императрицу Кваренги выстроил . Этот памятник является лучшей и наиболее масштабной работой архитектора в Царском Селе. Чертежи и проекты Нового дворца (так его называли первоначально), предположительно, были выполнены архитектором в начале 1792 года. Переезд "малого двора" во дворец состоялся в 1796 году- год смерти Екатерины.

Кваренги органично вписал здание в ансамбль разбитого в это же время Нового сада.

В решении интерьеров архитектору удалось соединить строгость и утонченную роскошь. Отбор предметов убранства был самым тщательным, многие из них сохранялись в дворцовых залах и при последующих перестройках. Оформляя интерьеры, Кваренги проектировал и мебель, органично вписывая ее в архитектурный облик зала, гармонично сочетая мебельное убранство с архитектурными формами.

Парадные залы Александровского дворца, созданные по проекту Дж. Кваренги, не только являются яркими образцами творчества архитектора, но и входят в историю русского и мирового искусства XVIII столетия.

Хотелось бы упомянуть еще об одном удивительном дворце, построенном в то же время в Царском Селе Кваренги. Дворцы были построены в одно и тоже время для родных братьев. Но как разительно отличается их облик и судьба. Речь идет о , выстроенном на Большом лугу у Зубовского корпуса на берегу Верхних прудов. Константиновский дворец был построен в честь . Великий князь Константин Павлович родился в Царском Селе и был вторым сыном и его второй супруги . Будучи на полтора года младше брата Александра, он рос и воспитывался вместе с ним у бабушки императрицы Екатерины II.

После смерти Екатерины II в 1797 году дворец, по приказу Павла, был перенесен архитектором П.В. Нееловым в Павловский парк. Кваренги известен в первую очередь как создатель каменных сооружений. Деревянные постройки этого зодчего мало изучены. Среди них дача Донаурова на Охте, имеющая много общих черт с Констан-тиновским дворцом. В связи с этим он представляет значительный интерес для историков русского классицизма.

Слева от Александровского дворца, фасадом на Кузьминскую (Дворовую) улицу в 1795-1796 годах Дж. Кваренги соорудил

Джакомо Кваренги известен не только как автор выдающихся архитектурных памятников. С самого начала своей деятельности он изучал и зарисовывал привлекавшие его интерес работы других мастеров. Ему принадлежат зарисовки с разных точек пейзажной части Екатерининского парка, строения которого его восхищали и в котором он сам создал ряд павильонов и мостов. В рисунках и эскизных набросках Кваренги очевиден уверенный почерк талантливого мастера-графика.

Творчество Кваренги является неотъемлемой частью расцвета русской культуры Екатерининской эпохи. Работы зодчего следуют духу палладианства и традициям новой итальянской школы, для которой характерны сдержанные архитектурные формы, исполненные изящества и благородства. Творения архитектора отличает безупречный художественный вкус и гармония пропорций. Памятники, сооруженные им в Царском Селе, принадлежат к числу лучших образцов русской архитектуры эпохи классицизма.

В 1801 году посетил родину, где был встречен с триумфом.

С 1805 года - вольный общник Санкт-Петербургской Академии художеств.

Кваренги Джакомо (1744-1817), итальянский архитектор.

Родился 20 или 21 сентября 1744 г. близ Бергамо. В молодости много странствовал по Италии, делая обмеры и зарисовки античных памятников и построек архитектора А. Палладио, что оказало огромное влияние на его последующее творчество.

На родине деятельность Кваренги ограничивалась ландшафтной архитектурой, сопровождением туристов на экскурсиях по Риму и выполнением небольших заказов. В 35 лет мастер приехал в Россию, с которой связан важнейший период его жизни. Первые годы здесь он посвятил глубокому изучению русского зодчества, освоению его основных приёмов. Во многом благодаря этому искусство Кваренги органично вписалось в русскую культуру.

Большинство его проектов предназначалось для Петербурга и его окрестностей. Немало делал архитектор и в Москве, а также в городах и усадьбах России и Украины.

В 80-х гг. XVIII в. он построил дворец П. В. Завадовского в Ляличах на Черниговщине, Ассигнационный банк в Петербурге на Садовой улице (1783- 1790 гг.), здание Академии наук (1783-1789 гг.), «Лоджии Рафаэля» и Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), Английский дворец в Петергофе (1781- 1789 гг.), дворец Юсуповых на Фонтанке и дом Салтыковых на набережной Невы, павильон «Концертный зал» в Екатерининском парке Царского Села (1782- 1788 гг.).

Крупнейшим произведением Кваренги первой половины 90-х гг. является Александровский дворец в Царском Селе. К 90-м гг. относится и Мальтийская капелла во дворе петербургского дома М. И. Воронцова, проекты дворцов для А. А. Безбородко и для Шереметевых в Москве. Кроме того, для Шереметевых Кваренги частично переработал созданный Е. С. Назаровым проект Странноприимного дома в Москве.

В первое десятилетие XIX в. Кваренги создал торговые ряды на углу Невского и набережной Фонтанки, Смольный и Екатерининский институты, Конногвардейский манеж, больницу на Литейном проспекте и большую усадьбу в Хотени на Украине.

Для творчества зодчего 10-х гг. XIX в. наиболее характерны монументы, посвященные Отечественной войне 1812 г.: Триумфальные ворота у Нарвской заставы в Петербурге (1814 г.) и храм-памятник в Москве, проект которого не был осуществлён.

Подробности

Джакомо Кваренги.

Жизнь и творчество

Портрет Джакомо Кваренги. Акварель. 1810-е гг.

Классицизм - художественный стиль в архитектуре XVII-XVIII вв.

В России - с поел, трети XVIII - до нач. XIX в. Одним из главных требований к сооружениям этого стиля является подчинение архитектурной композиции ордерной системе, которая по форме и пропорциям близка идеальным формам и образам античного мира. Для зданий и сооружений, исполненных в стиле классицизма, характерны четкие объемы, гладкие массивы стен, ясное пространственное членение, мягкая цветовая гамма отделки, умеренность в использовании пластического декора. В своей эволюции имел три этапа: ранний, строгий и поздний.

Палладианство - направление в европейской архитектуре XVII-XVIII вв., развивавшее принципы, заложенные в творчестве А. Палладио, его взгляды на архитектуру, идеи, получившие обоснование в трактате «Четыре книги об архитектуре».

Наследие Джакомо Кваренги - это целая эпоха в зодчестве Петербурга и Москвы последней трети XVIII - начала XIX века. Имя знаменитого архитектора неразрывно связано с классицизмом и русским палладиан-ством в каменной летописи екатерининского времени.

Джакомо Кваренги родился 20 сентября 1744 года в окрестностях Бергамо, в долине Иманья на севере Италии. Он был вторым по старшинству из трех сыновей в семье члена городского судьи Бергамо. Родители прочили ему карьеру адвоката или священнослужителя, и Джакомо был отдан в училище при монастыре. В юности Кваренги с увлечением занимался изящной словесностью. Тогда же сказалась его наследственная склонность к живописи - дед и отец будущего зодчего неплохо владели кистью. Первые уроки подросток получал от лучших бергамских художников того времени - Д. Раджи и П. Бономини. Занятия продвигались настолько успешно, что по настоянию отца в начале 1762 года 17-летний Джакомо отправился в Рим для продолжения образования.

В Риме юношу определили в мастерскую А. Р. Менг-са - широко известного живописца и теоретика. После.

Барокко - художественный стиль в архитектуре в XVI-XVIII вв. Для сооружений стиля барокко характерны пластичность объемов, сложные системы пространств, причудливая игра света и тени, пышность пластического декора, богатство лепки, скульптуры резьбы.

Дж. Кваренги. Произвольная композиция на римскую тему

Архитектурный ордер - художественно осмысленная переработка каменной стоечно-бапочной конструкции, закрепленная традицией в нескольких вариантах, которые отличаются общим характером композиции, строго установленным составом, формой и взаиморасположением элементов, а также своими профилями (обломами) и орнаментом. Различаются: дорический, ионический, коринфский, тосканский, композитный.

отъезда Менгса на службу ко двору испанского короля Карла III Бурбонского Кваренги сменил нескольких наставников-архитекторов, представителей позднего барокко: С. Поцци, П. Пози, А. Деризе, Н. Джансомини. Ряд рисунков Кваренги, выполненных в Риме, демонстрирует его увлечение композиционным и графическим мастерством Д. Б. Пиранези, с которым он был знаком и, возможно, дружил. Значимой фигурой в судьбе будущего зодчего стал В. Бренна - выдающийся итальянский художник-декоратор и архитектор. Кваренги утверждал, что «...названный г. Бренна явился первым моим учителем», и, вероятно, именно 20-летний Бренна сумел пробудить в Джакомо истинную любовь к архитектуре. В Риме параллельно с занятиями живописью и зодчеством молодой человек проявил глубокий интерес к литературе и музыке - важным источникам формирования его художественного вкуса.

Подлинным откровением для Джакомо Кваренги стал трактат итальянца А. Палладио «Четыре книги об архитектуре». В сочинении, изданном в 1570 году, великий архитектор опубликовал собственные проекты. Применяя классический архитектурный ордер и заимствуя у древних традиционные ордерные композиции, Палладио создал собственную систему планировочных и фасадных решений, а также новые типы зданий. После первого прочтения трактата в 1768 году Кваренги восторженно написал: «Вы никогда не поверите, какое впечатление произвела на меня эта книга. С тех пор я думал только о том, чтобы изучать столь многочисленные великолепно построенные памятники, на которых можно научиться хорошим и совершенным приемам».

Творческий подход Палладио к Античности определил для Кваренги вектор познания богатейшего архитектурного наследия Италии и явился стимулом для тщательного изучения, зарисовок и обмеров уникальных памятников. Дорожные альбомы и письма Кваренги говорят о том, что он уделял пристальное внимание сооружениям античного Рима, а также работам знаменитых мастеров архитектуры Возрождения - Альберти, Браманте, Сангалло, Романо, Санмикеле и, самое главное, Палладио. Путешествуя по Италии, Кваренги с восторгом открывал для себя центры культуры Возрождения - Флоренцию, Виченцу, Верону, Мантую. Но поистине его пленила Венеция - город, которым он не переставал восхищаться, где нашел множество друзей и единомышленников. Одним из них надолго стал Томмазо Теманца - архитектор по образованию, но более известный как историк и теоретик. В этот же период, желая расширить профессиональный кругозор, Кваренги внимательно знакомился с английским и французским зодчеством раннего классицизма.

Дж. Кваренги. Кремлевский Теремной дворец в Москве. 1797 г.

Интерьер церкви Санта-Сколастика в Субиако.

В 1769 году Джакомо Кваренги получил на родине первый значительный заказ на реконструкцию интерьера церкви Санта-Сколастика бенедиктинского монастыря в Субиако близ Рима. Архитектор изменил прежнее пространство центральной части трехнефного храма, прорезав стены глубокими нишами и перекрыв его сводом с полуциркульными окнами. Простенки между нишами он декорировал пилястрами ионического ордера. Дневной свет, акцентируя белизну поверхностей, визуально раздвинул узкое помещение, а игра светотени облегчила массивный антаблемент. Кваренги решил интерьер в классическом стиле - просто и строго. В этой постройке наметился его архитектурный почерк и те композиционные приемы, которые он впоследствии будет использовать в культовых сооружениях России. По-видимому, церковь в Субиако - единственный осуществленный в Италии крупный проект архитектора.

К 30 годам Кваренги был уже достаточно известен. Он в совершенстве владел приемами классической архитектуры Античности и Ренессанса, ставшими для зодчего эталоном прекрасного. Несмотря на это, заказы носили случайный характер и не отличались масштабностью. В 1772-1779 годах он выполнил ряд работ, большая часть которых осталась на бумаге. Среди них: проект алтаря для новопостроенного храма в Сериата; рисунок великолепного надгробия шведскому королю Адольфу Фридриху и надгробия папе Клименту XIII; рисунок для оформления римского монастырского храма Святой Марии в Кампителли; проект загородного дворца и парковых павильонов для усадьбы английского лорда Хагерстона в графстве Нортумберленд; проект Музыкального зала Капитолийского дворца; проект театра для города Бассано (Северная Италия); проект главного алтаря для храма Александра-дела-Колонна в Бергамо и чертеж фасада в проекте реконструкции памятника «Альпийские трофеи» в Ла-Тюрби.

Композиция и декор церкви в Субиако во многом схожи с венецианским монастырским храмом Иль Реденторе, построенным по проекту Андреа Палладио в 1570-е годы. При этом Кваренги придал своему сооружению особое, авторское звучание. Он изменил палладианскую схему и декорировал помещение церкви в неоклассическом духе.

Неф - вытянутое в плане помещение, ограниченное с одной или двух сторон продольным рядом колонн или столбов; выделенная таким образом часть базилики, церкви и т. п.

Ниша - углубление в стене здания для установки статуй или для пластической обработки стены.

Пилястра - вертикальный, плоский, прямоугольный в плане выступ стены или столба, обработка которого соответствует ордерной системе колонны.

Антаблемент - верхняя горизонтальная часть сооружения, опирающаяся на колонны, сложный декоративный составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза.

Английский дворец в Петергофе. Литография. XIX в.

В одной из церквей Бергамо до сих пор находится алтарный образ работы деда Джакомо Кваренги. Сохранились росписи, выполненные предками архитектора.

Отсутствие перспектив реализации творческих замыслов побудило архитектора к поиску работы за пределами Италии. 1 сентября 1779 года он подписал контракт с советником Екатерины II И. Я. Рейфенштей-ном о приеме на службу при императорском дворе. С этого момента жизнь и последующие этапы творческого пути Кваренги будут связаны с Россией, где его талант максимально раскрылся. Русская архитектура той поры развивалась в русле общеевропейских тенденций. К середине XVIII века помимо сближения с античным наследием в зодчестве наблюдается всплеск палладианства. Введенный Екатериной Великой, официальный государственный стиль классицизм менялся вместе с архитектурным вкусом императрицы. Во второй половине 1770-х годов он уже ориентировался не на французскую традицию классицизма, а на отточенный итальянский вариант палладианской неоклассики. Для воплощения новых идеалов Екатерина II нуждалась в иных придворных архитекторах. Свои пожелания она высказала в письме к М. Гримму: «...я хочу двух итальянцев, поскольку у нас есть французы, которые слишком много знают и строят дрянные дома...» Императрица обратилась сразу к трем источникам достоверной интерпретации античной культуры - Ш. Л. Клериссо, Ч. Камерону и Дж. Кваренги, который станет главным последователем палладианской традиции в России.

Дж. Кваренги. Проект росписи одного из плафонов Английского дворца.

О начале знакомства Кваренги с русским зодчеством повествуют выполненные им зарисовки памятников древнерусской архитектуры. Многочисленные альбомные листы отразили к тому же постройки его непосредственных предшественников, а также современные ему сооружения в Петербурге и его окрестностях. В период с 1780 по 1790 год он установил творческие контакты с архитекторами И. Е. Старовым, Н. А. Львовым, И. В. Нееловым, Ч. Камероном, Ю. М. Фельтеном. Вскоре зодчий и сам вошел в плеяду основных представителей русской архитектурной школы конца XVIII века.

Первым значительным проектом Кваренги в России стал дворец в Английском парке Петергофа. Именно эта постройка стала декларацией творческого метода архитектора, основанного на переработке композиционных принципов его знаменитого «учителя» - А. Палладио.

В Английском дворце в Петергофе Кваренги запроектировал парадные лестницы открытыми. Парадный вестибюль-ротонду архитектор предполагал возвести с открытыми арочными проемами со стороны прилегающих к нему больших гостиных. Такие проекты не подходили к условиям суровой русской зимы.

Палладианский дом - здание, представляющее собой блок, прямоугольный в плане, в центре которого размещался портик.

Портик - выступающая часть здания, которая образована колоннадами, несущими перекрытие. Портик, как правило, завершается фронтоном.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове. Утрачена в 1943 г. Фотография 1910-х гг

Полуколонна - колонна, выступающая на половину диаметра от стены по всей своей высоте.

Притвор - небольшое крытое помещение перед входом в церковь или самая западная часть храма, отделенная от средней его части глухой стеной.

Апсида - выступ в восточной части храма, чаще всего полукруглый или многогранный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым сводом.

Кессоны - небольшие углубления, чаще всего в форме квадрата, на поверхности свода или потолка.

Ротонда - круглое в плане помещение, здание или сооружение, чаще всего увенчанное куполом и окруженное колоннадой.

Проектирование здания было начато в 1780 году. Завершение всех строительных и отделочных работ со многими изменениями и дополнениями к первоначальному замыслу датируется 1794 годом. Основу проекта представлял палладианский дом, что отражало эстетические предпочтения зодчего и полностью отвечало требованиям заказчика - Екатерины II. Трехэтажное здание кубической формы отличалось предельной строгостью и лаконичностью. Композиционной доминантой главного фасада являлись восьмиколонный портик коринфского ордера и широкая лестница. Пропорциональное сочетание гладкой поверхности стены, прорезанной прямоугольными оконными проемами, с портиком придавало постройке монументальность и торжественность. Но, несмотря на массивность архитектурных форм, дворцу были присущи камерность и отсутствие помпезности. Простотой и изысканностью убранства отличались и интерьеры, созданные Кваренги. Особенно выделялась отделка большой гостиной. В композиции этого зала были ясно выражены излюбленные зодчим декоративные приемы. Стены украшали полуколонны коринфского ордера, перекрытия разработаны рельефно выступающими балками, промежутки между которыми заполняли живописные орнаментальные вставки. Помимо дворца в парке предполагалось возвести два павильона: один - для наследника Павла Петровича, другой - для великих князей. К сожалению, постройки не были завершены, а Английский дворец в Петергофе так и не стал жилым императорским дворцом. Однако значимость этой работы для Кваренги велика - он надолго закрепил за собой почетный статус «архитектора двора».

В 1780 году, когда рождался замысел дворца в Петергофе, Кваренги было поручено проектирование, а позднее возведение четырех церквей вблизи другой загородной резиденции - Царского Села. Маломасштабные культовые постройки в Пулкове, Кузьмине, Московской Славянке и Федоровском были заложены практически одновременно - в 1781 году и окончены к 1785 году. Плановые решения церквей в Пулкове и Московской Славянке почти идентичны. Непосредственно за входом - небольшой притвор, за ним - почти квадратная в плане центральная часть, за которой расположена достаточно глубокая алтарная апсида, перекрытая полусферическим кессонированным сводом. В связи с церковной архитектурой Кваренги нельзя не упомянуть чрезвычайно выразительный Мавзолей А. Д. Ланского и надвратную колокольню на Казанском кладбище в Царском Селе, возведенные в том же 1785 году.

Госпиталь с церковью Св. Марии Магдалины в Павловске.

Еще одной работой Кваренги 1781 года стал госпиталь с церковью в Павловске, предназначенный для придворных великого князя Павла Петровича. Прямоугольное в плане здание госпиталя было возведено одноэтажным с расположенным в центре храмом. В целом фасад лишен архитектурного декора. Лишь со стороны апсиды церковь выступала полуротондой в шесть колонн тосканского ордера, а вход в храм был отмечен портиком с четырьмя колоннами и фронтоном.

Наступивший 1782 год положил начало многим новым творениям Джакомо Кваренги. В течение последующего десятилетия, находясь в зените славы, архитектор создал основные и лучшие свои произведения. Галерею этих построек открывает Концертный павильон (1782-1786) или, как называла его императрица, «концертная зала», стоящий в пейзажном парке Царского Села недалеко от Екатерининского дворца. Павильон с большим залом для музыки, двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере, обращен главным фасадом к водной глади пруда. Современники-очевидцы писали так: «...внутреннее устроение сей залы произведено по правилам акустики. Вход в залу сделан круглым портиком; в ней свод овальный, стены и пилястры покрыты белесоватым и разноцветным фальшивым мрамором, пол цветной мозаический; свод расписан живописно; на падугах изображены зодиакальные созвездия, а над дверьми десюдепортные картины; по сторонам входа две небольшие комнаты или ниши». В стороне от павильона - кухня-руина (1785-1786), задуманная Кваренги как неотъемлемая часть садового ансамбля.

Иконы для церкви в Павловске Кваренги заказал римскому художнику Дж. Кадесу. Стенная роспись выполнялась русским мастером Ф. Даниловым.

Фронтон - чаще всего треугольное, образованное двумя скатами и карнизом завершение фасада здания, колоннады или портика. Изящные фронтоны могут быть размещены над окнами, дверьми и нишами.

Концертный павильон в Екатерининском парке Царского Села. Фасад с портиком.

Первым крупным сооружением зодчего в Петербурге стал Эрмитажный театр, к проектированию которого он приступил в 1783 году. В этой работе Кваренги почти дословно процитировал решение внутреннего пространства театрального здания «Олимпико» А. Палладио в Виченце, возродив интерес современников к архитектуре античного театра.

Кухня-руина в Царском Селе

Одновременно с этой постройкой Кваренги возвел целый ряд сооружений, вошедших в комплекс Зимнего дворца и Эрмитажа. Вдоль набережной Зимней канавки архитектор расположил корпус Лоджий Рафаэля - галерею для размещения копий с росписи Рафаэлевых лоджий Ватиканского дворца в Риме. В связи с многочисленными сложностями при выполнении внутренних работ строительство здания, начатое в 1783 году, окончательно завершилось только в 1794 году. Корпус Лоджий Рафаэля был почти полностью уничтожен при возведении Нового Эрмитажа и известен ныне лишь по проектным чертежам Кваренги и изображениям с натуры.

Во второй половине 1780-х годов по желанию Екатерины II были значительно обновлены интерьеры

Концертный павильон в Екатерининском парке Царского Села. Фасад с ротондой.

Во время последнего пребывания Кваренги в родном Бергамо местный художник Дж. Полли написал его парадный портрет по заказу города, чтившего прославленных земляков. Портрет поместили в зале городского муниципалитета. Там он находится и по сей день.

Руины - распространенный в садово-парковом искусстве классицизма и романтизма вид сооружения, имитирующий развалины античных или готических строений.

Усадьба А. А. Безбородко в Полюстрове в Санкт-Петербурге

Екатерининский-Головинский дворец в Лефортово, Москва.

Зимнего дворца. Основная задача Кваренги заключалась в перестройке пяти антикамер Растрелли в три зала и решении их в стиле строгого классицизма. Помимо парадных апартаментов - аванзала, «Большой галереи на Неву» и Концертного зала зодчий завершил Георгиевский (Тронный) зал и выполнил отделку некоторых второстепенных жилых помещений.

В 1783 году Кваренги приступил к строительству административных зданий Академии наук (1783-1785) и Ассигнационного банка (1783-1799). Сооружения общегосударственного значения архитектурно воплощали политический имидж Екатерины Великой и потому отличались репрезентативностью. Первое - визуально утверждало положение Академии как научного центра страны. В здании Академии наук предстояло поместить большой зал заседаний, квартиры профессоров, типографию и книжный магазин. Архитектурное решение этой постройки почти аналогично примененному в Английском дворце в Петергофе. Здание Ассигнационного банка заявляло об активном развитии в России банковского дела, об общественной и охранительной функции заведения. Подковообразный в плане банк имеет оригинальную пространственную композицию, логика которой полностью подчинена назначению постройки.

Геогриевский (Тронный) зал Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

Еще одно значительное сооружение Кваренги должно было украсить стрелку Васильевского острова, где предполагалось строительство Торговой биржи. Ее начали возводить по проекту зодчего в 1783 году, и к 1787-му здание уже было подведено под крышу. Однако оно осталось незавершенным и в 1805 году было полностью снесено, чтобы уступить место Бирже Тома де Томона.

В 1780-х годах Кваренги получал много частных заказов. Он строил новые и перестраивал старые дома в Петербурге, Москве, а также дальних имениях столичной знати. Среди этих работ особенно выделяются усадьба А. А. Безбородко, дом Фитингофа, дом Н. И. Салтыкова, особняк Юсуповых, дворец графа П. В. Завадовского.

Прекрасным образцом русского классицизма и пал-ладианства стала усадьба А. А. Безбородко в Полюстро-ве на правом берегу Невы. В 1783-1784 годах Кваренги принял участие в перестройке этого загородного дома. Архитектор оставил почти без изменений основной объем, дополнив фасад треугольным фронтоном и невысоким портиком со сдвоенными колоннами. Трехчастная композиционная схема усадьбы очень близка пространственному решению виллы Бадоер в Полези-не А. Палладио. Кваренги объединил стоящий в центре главный корпус (господский дом) и симметрично расположенные по бокам флигели полуциркульными галереями. Удачным дополнением к ансамблю стали небольшие постройки в пейзажном парке, где архитектор разместил павильон-ротонду и павильон-руину.

Антикамера - обычно небольшое помещение, расположенное перед парадным залом.

Аванзал - обычно небольшое помещение, расположенное перед парадным или танцевальным залом во дворце, приемная для гостей, зал для аудиенций. Декоративное убранство аванзала чаще всего отвечало архитектурно-художественному оформлению других помещений.

Дворец Юсуповых на ул. Фонтанке в Санкт-Петербурге. Главный фасад.

Планировочная усадебная схема дворца Юсуповых на Фонтанке стала исключением из применяемых Кваренги. Протяженные двухэтажные служебные корпуса с небольшим арочным проездом полностью закрывают парадный двор и красивый главный фасад от обзора с набережной.

Дом И. Ф. Фитингофа (1786) на углу Гороховой улицы и Адмиралтейского проспекта и дом Ф. Гротена - Н. И. Салтыкова (1788) на Неве между Летним садом и Мраморным дворцом достаточно скромны в использовании декоративных приемов. В средствах выразительности Кваренги ограничился сочетанием гладкой и рустованной поверхностей стен, горизонтальными членениями в виде промежуточных тяг и умеренным использованием ордерных элементов.

Дворец Юсуповых на Фонтанке (1789-1792) стал результатом изменений, внесенных Кваренги в прежнюю планировку небольшого городского особняка, в решение его фасадов и интерьеров. После перестройки каменного сооружения середины XVIII века усадьба стала полностью отвечать требованиям классицизма и социальному статусу именитого заказчика.

Дворец в имении графа П. В. Завадовского в Ляли-чах Черниговской губернии (1794-1795) по праву считается одним из лучших творений Джакомо Кваренги. Здесь зодчий в полном объеме реализовал свой замысел, создав изумительный архитектурный ансамбль. В основу планировочной структуры положена палладианская система проектирования загородных вилл. Трехэтажный, прямоугольный в плане дом-дворец располагался в глубине полукруглого парадного двора. Главное здание соединялось со служебными одноэтажными корпусами дугообразными галереями. Законченность композиции придавала каменная ограда с монументальными въездными воротами. Дорога, идущая через эти ворота к парадному входу, была центральной композиционной осью всего комплекса. Вход во дворец украшал шестиколонный портик колоссального коринфского ордера с треугольным фронтоном. Он был поднят на прорезанное арками высокое цокольное основание, облицованное рустом. За портиком возвышался купол, перекрывающий круглый центральный зал дворца. Замечательная архитектура на фоне садово-паркового пейзажа производила сильное эстетическое впечатление.

Дворец Юсуповых. Центральная часть садового фасада.

В роли заказчиков проектов знаменитого зодчего выступала не только аристократия, но и купечество. Уже в 1780 году Кваренги выполнил проект Гостиного Двора для Иркутска. С 1784 по 1787 год велось строительство корпуса Гостиного Двора в Петербурге. Так называемые «Серебряные ряды» выходили фасадом на Невский.

Флигель - пристройка, небольшое здание, примыкающее к главному или недалеко от него расположенное. Галерея - крытое протяженное светлое помещение, где вместо одной из продольных стен установлены столбы или колонны. Галереи могут соединять отдельные части здания.

Ансамбль - несколько зданий и сооружений, образующих единую архитектурную композицию.

Руст, рустовка - рельефная кладка или облицовка здания, придающая ему особую массивность и оживляющая игрой света и тени. Иногда рустовку фасада имитируют штукатуркой.

Тяга - горизонтальный поясок, разделяющий стену по горизонтали или реже по вертикали. Тяги могут обрамлять потолок или панно.

Колоссальный ордер (гигантский) - один из двух типов декоративного ордера. В отличие от малого (поэтажного) имеет размер в несколько этажей.

Цоколь - лежащая на фундаменте, выступающая нижняя часть наружной стены, сооружения, памятника.

Екатерининский институт в Санкт-Петербурге

Гостиный Двор в Москве. Фотография нач. XX в.

В 1770-х гг. были составлены проекты перестройки старого Гостиного Двора на Ильинке. Трагическое событие - обвал 15 лавок - ускорило решение о полном освобождении участка между улицами Ильинкой и Варваркой от старых построек. Это был превосходный замысел красивой и рациональной организации квартала, охваченного ритмом арок и коринфских полуколонн гигантского ордера.

проспект у Думской каланчи. Позднее, в 1803-1805 годах, на углу Невского и Фонтанки по проекту Кваренги будут сооружены Торговые ряды у Аничкова моста. Общую планировочную композицию этого масштабного строения архитектор подчинил Аничкову дворцу. Ритм полуколонн ионического ордера во всю высоту здания прерывается только главным въездом со стороны набережной. Кваренги решает его как трехчастный проезд-пропилеи, разделенный сдвоенными колоннами.

К 1789 году относится начало постройки Гостиного Двора в московском Китай-городе. Здание занимало целый квартал, ограниченный четырьмя улицами. Основной корпус торговых помещений был окружен открытыми галереями. Наружный фасад представлял собой два яруса аркад, пилоны которых усиливались мощными колоннами гигантского коринфского ордера. Дворовый фасад решен по той же схеме, но пилоны декорированы пилястрами ионического ордера. Время не пощадило московский Гостиный Двор - до наших дней нетронутыми остались лишь проемы аркад с коринфскими колоннами. В процессе развития торговли магазины и лавки постоянно подвергались переделкам. Купцы нередко надстраивали и видоизменяли фасады торговых помещений с учетом коммерческих и технических нужд, а также в связи с часто возникавшими пожарами.

Гостиный Двор в Москве. Уличные фасады.

Из провинциальных торговых сооружений самым грандиозным проектом Кваренги можно назвать комплекс ярмарочных корпусов в Коренной пустыни близ Курска, датируемый серединой 1780-х годов. Под ярмарку был отведен громадный земельный участок размером более 65 гектаров, где разместились около 500 двухэтажных лавок. Композиционным ядром ансамбля являлась биржа. Примыкающие к ней торговые ряды образовывали овальную площадь, которая могла вместить до 50 ООО человек. На территории ярмарки были возведены два здания - «ставки». Первое предназначалось для остановок в нем губернатора, другое - для проживания коменданта. Благодаря своему расположению они фланкировали широкий главный въезд.

Работы зодчего для Москвы немногочисленны. Кроме Гостиного Двора на Варварке в те же годы Кваренги проектировал Оружейную палату Московского Кремля, принимал участие в достройке Екатерининского-Головинского дворца. Дворец возводился на месте деревянного Анненгофского, созданного Ф. Б. Растрелли на высоком берегу Яузы в Лефортово. Здесь еще в 1771 году заложили огромное, с четырьмя внутренними дворами здание. Центральную часть уличного фасада с протяженной лоджией Кваренги акцентировал колоннадой гигантского коринфского ордера. Здание приобрело классицистическую торжественность и респектабельность, не став при этом излишне монументальным. К концу века относится также проект московского дворца А. А. Безбородко в Немецкой слободе, ставший для архитектора важной вехой его творческой биографии. Проект отражал совокупность архитектурных приемов, выработанных мастером за время почти 20-летней строительной практики. Но, к сожалению, он не был осуществлен. Особое место среди московских работ Кваренги занимают заказы графа Н. П. Шереметева - одного из богатейших людей России того времени. Записки Шереметева дают основание полагать, что его с архитектором связывали не только деловые, но и дружеские отношения. Зодчий подготовил проекты дворцов Шереметевых в Китай-городе и в подмосковной усадьбе Останкино (1792), завершил строительство крупного больничного здания - Странноприимного дома Шереметева на Сухаревой площади (1803-1807).

Странноприимный дом Шереметева. План первого этажа.

Значимым творением Кваренги 1790-х годов можно назвать Александровский дворец в Царском Селе (1792-1800). Объемно-пространственная композиция дворца имеет сложную конфигурацию. Она демонстрирует появление новых черт в искусстве зодчего: колоннада представлена как самостоятельный архитектурный объем. В архитектуре России конца XVIII века колоннада все чаще становилась доминантой в планировочных решениях зданий. Следуя этой тенденции позднего классицизма, зодчий отошел от традиций Палладио, в творчестве которого отсутствует обращение к теме свободно стоящих массивных колоннад.

Странноприимный дом Шереметева. Фрагмент фасада

В период правления Павла I, после 1797 года, Кваренги вступил в члены Мальтийского ордена, великим магистром которого был избран император. Для капитула ордена в Петербурге предоставили Воронцовский дворец на Садовой улице. Кваренги выполнял обязанности архитектора при капитуле, и ему поручили устройство двух капелл во дворце: Мальтийской и православной (1798-1800). Православная церковь разместилась в восточной части основного здания. Католическая задумывалась как самостоятельное сооружение. Благодаря крупному ордеру, примененному на фасаде, небольшая постройка кажется значительной. Зал Мальтийской капеллы принадлежит к очень интересному образцу работы зодчего в области интерьеров. Его отделка отличается разнообразием художественных средств и полихромностью. Колонны выполнены из желтого искусственного мрамора. Своды помещения сплошь покрыты росписью в виде строгих геометрических фигур. Конструктивные и декоративные приемы, использованные в Мальтийской капелле, во многом аналогичны решению корпуса Лоджий Рафаэля.

Колоннада - ряд или несколько рядов колонн, которые расположены симметрично и перекрыты антаблементом или арками, образуя своего рода галерею.

Капелла - небольшое сооружение, стоящее отдельно от храма, а также помещение в апсиде или в боковом нефе храма, в замке, дворце, представляющее собой часовню, домовую церковь.

Мариинская больница на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге. План первого этажа

Мариинская больница. Главный фасад

В начале XIX столетия Кваренги дополнил ряд собственных сооружений общественного назначения, построив Мариинскую больницу (1803-1805), Екатерининский (1804-1807) и Смольный (1806-1808) институты. В проектах остались: здание опекунского совета (1808), училище глухонемых (1815) и родильный госпиталь (1815). Мариинская больница на Литейном проспекте возводилась в связи с отмечаемым в 1803 году 100-летием основания Петербурга. В планировке больничного комплекса архитектор следовал усадебной схеме. Главный корпус отодвинут вглубь двора, образованного боковыми служебными флигелями. Их торцевые фасады расположены на уровне «красной линии» - границы основной застройки улицы. Центр двухэтажного здания выделен массивным восьмиколонным портиком во всю высоту. К подъезду ведут два симметричных пандуса. Больница выдержана в строгих формах. Планировка ее предельно проста: портику соответствует вестибюль, палаты располагаются по сторонам коридора, пронизывающего все внутреннее помещение.

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге.

Из двух построенных Кваренги зданий учебных заведений Смольный институт был любимым детищем зодчего. Лаконичность трактовки архитектурных масс продиктована функцией здания. Строгие классические формы сопряжены с рациональностью плана. Смольный институт в общем архитектурном решении вторит Екатерининскому. Но в связи с иными условиями постановки строения в пространстве фасады Смольного значительно монументальнее.

В те же годы зодчий работал и для военного ведомства. В 1804-1807 годах он построил манеж, входивший в комплекс казарменных построек Конногвардейского полка. Главный фасад здания ориентирован на площадь перед Адмиралтейством и акцентирован крупномасштабным портиком римско-дорического ордера с массивным фронтоном. Портик поставлен на стилобат с широкими ступенями. Несколько позже по обеим сторонам лестницы на гранитных постаментах были установлены скульптурные изваяния Диоскуров. С противоположной стороны здания расположен пандус для въезда лошадей. Классические архитектурные формы Конногвардейского манежа поражают своей величественностью.

Петербургский манеж Кваренги любопытно сравнить с манежем в Мюнхене (1811), построенным по его же проекту. Если в первом входы устроены с торцевых фасадов, то во втором - со стороны продольных.

Стилобат - верхняя ступень стереобата (цоколя) или его верхняя поверхность, на которой сооружается колоннада.

Постамент - основание какого-либо скульптурного произведения, архитектурного сооружения (колонны, памятника).

Дж. Кваренги. Проект Триумфальных ворот в Санкт-Петербурге. Главный фасад (вариант с аркой). 1814 г.

Последней серьезной работой Кваренги стала постройка Триумфальных ворот (1814) по случаю возвращения победоносных русских войск из заграничного похода. Ворота были запроектированы временными, деревянными, и поставлены за старой городской чертой, проходившей у Обводного канала. Строение быстро обветшало и впоследствии было заменено каменными воротами, сооруженными по проекту В. П. Стасова за Нарвской заставой.

Памятник-бюст Кваренги на Манежной площади в Санкт-Петербурге. Архитектор В. В. Попов, скульптор В. Э. Гэрдеев

В конце 1810 года Кваренги в последний раз ненадолго выехал из Петербурга в Италию. Бергамо с особым пиететом и всевозможными почестями встретил прославленного мастера, но уже к 1811 году он поспешил вернуться на свою вторую родину. В последние годы жизни слепнувший архитектор почти не имел заказов. Джакомо Кваренги скончался в Петербурге 1 марта 1817 года и был похоронен в католической части Волкова кладбища. Зодчий провел в России 37 лет, оставив лучшую часть творческого наследия городу на Неве. Современник Кваренги Ф. Ф. Вигель написал об архитекторе: «...этот человек соединял все, и знание, и вкус, и его творениями более всего красится Петербург».

  • Вперёд >

Дж. Кваренги. Проект здания Академии наук. Фасад и план. 1783 г.

Помимо работы над зданием Академии наук Екатерина II поручила Кваренги выполнить проект астрономической обсерватории на Пулковской возвышенности. По замыслу зодчего двухэтажное здание в виде замкнутого полукруга с трехярусной башней в центре оригинально совмещало помещения для научной работы с жилыми апартаментами императрицы.

Основанная в 1724 году Петром I Академия наук в течение длительного времени не имела собственного здания. Первые научные заседания проходили в доме барона Шарифова на Березовом острове, затем использовались помещения на Васильевском острове: дворец царицы Прасковьи Федоровны, дома барона Строганова и Лопухиных. Пятидесятилетие Академии пришлось на время правления Екатерины II. Отсутствие в столице храма науки не устраивало просвещенную императрицу, к тому же празднование юбилея привлекло широкое внимание к Академии наук и ускорило принятие решения о возведении в Петербурге здания для ее размещения. Однако работы, порученные придворному зодчему Кваренги, начались только в 1783 году.

Академия вписана архитектором в уже существовавшую застройку набережной Невы от Дворцового моста в сторону дворца Меншикова. Она расположилась между строениями первой трети XVIII века - Кунсткамерой и зданием Двенадцати коллегий. Последнее - протяженное сооружение Д. Трезини, развернутое торцом к береговой линии, - организовало обширное пространство пустующей части Васильевского острова в излучине между Большой и Малой Невой. Свободно стоящее здание Академии главным фасадом ориентировано на Большую Неву, а противоположным - на образовавшуюся перед корпусами Двенадцати коллегий просторную площадь. В то время на нее с набережной выходили широкие проезды, к которым были обращены боковые фасады сооружения. Угловое положение постройки обеспечило возможность трехмерного восприятия ее монументальных архитектурных форм.

Академия наук. Гравюра.

Четкая, ясная, геометрически выверенная композиция здания довольно проста и выражена единым компактным объемом, вытянутым вдоль набережной. Цоколь мощного портика и примыкающий к нему выступ наружной лестницы с двумя сходами по фронту вынесены за пределы основной линии фасада с нарушением общей границы застройки. При обзоре с близкого расстояния здание слишком рельефно выступает на тротуар и выделяется своей массой среди более ранних соседствующих построек. Его пропорции, масштаб, поэтажное членение и фасадная композиция абсолютно не согласованы с архитектурой Кунсткамеры и здания Двенадцати коллегий. Кваренги скорее противопоставил свое классицистическое детище находящимся поблизости творениям в стиле зодчества петровского времени, нежели связал его с ними. Поэтому великолепное само по себе здание Академии выглядит достаточно обособленно, несколько нарушая пространственный ансамбль.

Лестница главного входа, поднимающаяся двумя маршами с разных сторон на площадку при основании колоннады, выглядит несколько архаично. Подобного типа, но не столь массивные, лестницы были характерны для жилой застройки Петербурга более ранней поры.

Но пространственное положение здания заставило Кваренги пойти на уступку прошлому

Академия наук

Портик главного фасада.

Ризалит - выступающая часть фасада здания по всей его высоте. Составляет единое целое с основной массой здания.

Академия наук представляет собой прямоугольное в плане сооружение с двумя симметричными ризалитами. Центральная часть главного фасада акцентирована стоящим на невысоком цокольном основании восьмиколонным портиком колоссального ионического ордера с фронтоном. Здесь Кваренги использует палладианский прием сочетания пластики колонного портика с гладью стены, имеющей лишь горизонтальные членения в виде промежуточных тяг и оконные проемы без обрамлений. В обработке цокольного этажа и наружных лестниц применен натуральный камень. Выбор этого материала обусловлен не только близостью постройки к Неве и опасностью подъема уровня воды. Гранит цоколя и лестниц наравне с лаконичностью фасада подчеркивает монументальный характер здания.

По проекту Кваренги, портик, отмечающий главный вход, и группировка оконных проемов главного фасада здания позволяли судить о планировочном решении его внутренних пространств. В центральной части располагались парадные помещения, занимавшие второй и третий этажи. Наружная лестница вела с набережной Невы в главный вестибюль, который с двух сторон фланкировался просторными комнатами. Через вестибюль три широкие двери вели в двусветный зал заседаний с полукруглым завершением в торцах. Объем этого зала был выявлен выступом на противоположном фасаде, соответствующим портику главного. Другая гранитная наружная лестница, устроенная со стороны заднего фасада, позволяла попасть в зал заседаний непосредственно с площади перед зданием Двенадцати коллегий. Внутренние двухмаршевые лестницы вели на верхний этаж угловых ризалитов. Планировка расположенных там помещений предполагала вариативное их использование. Они могли стать как служебными комнатами для размещения Управления делами Академии, так и квартирами для ее членов.

Капитель ионического ордера

Фрагмент ордерной композиции главного фасада

Вид с Невы на здания Двенадцати коллегий и Академии наук.

Известный современник Кваренги И. Г. Георги в 1794 г. писал о здании Академии наук: «Хотя оное поныне еще внутри не совершенно отделано, однако помещены уже в оном Академическая канцелярия, книжная лавка, книжные магазины, инструментальная, словолитная и слесарная палаты и многое число мастеровых людей, к оным палатам принадлежащих».

В процессе возведения здания Академии наук у архитектора возникли серьезные разногласия с ее президентом - княгиней Е. Р. Дашковой. Ее не удовлетворяли излишне строгие архитектурные формы, и она пожелала внести в проект Кваренги собственные коррективы. Предлагаемые Дашковой изменения в корне противоречили творческому замыслу зодчего, и он решительно им воспротивился. Кваренги писал: «Я имею честь доложить Вам, что в утвержденном проекте нет никаких окон венецианского типа и что таковые там не могут быть сделаны без искажения интерьеров здания. Поэтому, если постройка будет закончена согласно утвержденного проекта, то - это одно дело, если же проект должен быть изменен в соответствии с Вашими идеалами, то я не смогу продолжать эту работу».

Постоянное вмешательство президента Академии в строительство в итоге вынудило архитектора отказаться от руководства им. Здание было завершено с многочисленными искажениями в планировке, а также, частично, в решении фасада, обращенного к площади. Если снаружи оно почти полностью отвечает проекту Кваренги, то перепланировку парадных помещений начали производить еще при жизни зодчего. К сожалению, торжественный зал заседаний в высоту двух этажей был заменен меньшим, устроенным на третьем. В связи с этим последовала значительная переделка прекрасного вестибюля: в нем соорудили одномаршевую лестницу для подъема в зал. Эти и прочие изменения осуществлялись без участия Кваренги. Но в целом архитектору удалось реализовать проект здания Академии, задуманного им как храм науки в стиле строгого классицизма. Изучая архивные записи, историки архитектуры пришли к выводу, что средства на постройку Академии наук отпускались нерегулярно и достаточно скудно. Вероятно, именно поэтому ее внутренняя отделка даже в 1789 году еще не была доведена до конца.

Эрмитажный театр.

Устройство общественных театров в Петербурге началось еще при Петре Великом, когда в 1723 году появился указ о возведении специального здания на берегу Мойки. В 1760-х годах был создан театр (Оперный дом), который размещался в Зимнем дворце. 3 сентября 1783 года Екатерина II подписала указ о строительстве Эрмитажного театра. Приступая к работе над его проектом, Кваренги обратился к главному источнику своего творчества - наследию А. Палладио. Он использовал композиционные и пространственные характеристики его единственного театрального здания - «Олимпико» в Виченце. Следуя идеям великого зодчего, Кваренги спроектировал театр согласно античным образцам, но при этом сумел создать вполне современное для своей эпохи сооружение.

Первоначально перед Кваренги стояла сложная задача - расположить достаточно масштабную постройку во дворе Малого Эрмитажа, возведенного для Екатерины II Ж. Б. Валлен Деламотом и Ю. М. Фельтеном. Выделенный участок жестко ограничивал размеры будущего здания, что лишало архитектора возможности спроектировать необходимую широкую сцену и просторный зал. Вскоре императрица отменила решение о размещении придворного театра в столь неудобном стесненном пространстве, и строительство перенесли на место Зимнего дворца Петра I на берегу Невы, у Зимней канавки.

Угловая часть здания театра на пересечении Зимней канавки с Дворцовой набережной

Реконструированный фрагмент фасада Зимнего дворца Петра I

Здание продолжило сплошной фронт застройки Дворцовой набережной от Зимней канавки в сторону Летнего сада. С 1760-1770-х годов до момента создания Эрмитажного театра здесь последовательно появлялись дворцовые постройки, и архитектурный облик главной набережной Петербурга приобретал заметные классицистические черты.

Угловое пространственное положение театра позволило Кваренги подчеркнуть его единые по высоте объемы призмы (угол здания) и четвертного цилиндра (выступ зрительного зала). Возможность трехмерного, а не только фасадного восприятия сооружения тем самым отличает его от расположенных поблизости Малого Эрмитажа, Старого Эрмитажа, Мраморного дворца и других. При этом пропорции, членения и даже несвойственный зодчеству Кваренги насыщенный пластический декор гармонично сопряжены с архитектурой уже существующих зданий. Смягченность контуров фасада Эрмитажного театра прекрасно согласуется с гибкими линиями Эрмитажного моста и арки-перехода через Зимнюю канавку, созданной Ю. М. Фельтеном в 1783 году.

Главный фасад Эрмитажного театра обращен к Неве и решен как дворцовый. Его особенностью является отсутствие парадного входа, так как фасадная плоскость - лишь декорация набережной. Чертежи дают представление о творческом поиске архитектора в работе над фасадной композицией. Известны несколько ее вариантов, в одном из которых фасад был значительно акцентирован классическим портиком с фронтоном, сильно выделяя театр из общей застройки береговой линии. В итоге Кваренги отказался от задуманного образа Эрмитажного театра как «храма искусств». Фасад трехэтажного здания архитектор представил двухъярусной композицией, состоящей из зоны рустованного цоколя и колоссальной ордерной постановки. Десять полуколонн коринфского ордера фланкированы ризалитами. Центральную часть здания и ризалиты венчает единый антаблемент. Поэтажное деление подчеркивают тяги, указывая на приоритет горизонтального членения фасада. Простенки между окнами первого этажа основной фасадной плоскости равны высоте проема и имеют форму квадрата. Над ними находятся небольшие термальные окна, украшенные маскаронами. Оконные проемы второго этажа обрамлены профилированными наличниками, над которыми изящные модульоны поддерживают сандрики в виде треугольных фронтонов.

Фасады и боковые плоскости ризалитов на уровне второго этажа декорированы полуциркульными нишами с аллегорическими статуями, а на уровне последнего - почти круглыми нишами с бюстами греческих поэтов.

Вид на корпус Лоджий Рафаэля в сторону фельте-новской арки-перехода над Зимней канавкой

Внутреннее пространство Эрмитажного театра Кваренги в целом решил аналогично театру «Олимпико». Он повторил полукруглую форму зала со ступенями сидений для зрителей и глубокую сценическую коробку, завершил зону подъема ступеней полукруглой ордерной декорацией. При этом архитектор творчески переработал идею своего «учителя», внеся необходимые изменения с учетом всех требований к современному театральному сооружению. В отличие от Палладио Кваренги соорудил кулисную сцену, приспособленную для регулярной смены декораций и оборудованную передовой для того времени театральной техникой. Сцена и зрительный зал дополнены многочисленными служебными помещениями: мастерскими для работы театральных художников, хранилищем сменных декораций, репетиционными залами и актерскими уборными. Специфика решения театра как придворного (с залом, рассчитанным на зрителей, приближенных к императорскому двору) обусловлена включением здания в дворцовый комплекс. Обитые зеленым сукном скамьи для зрителей располагались амфитеатром в пять ступеней. Перед ними ставили кресла для Екатерины II и ее ближайшего окружения. Сам архитектор об этом писал так: «Я сделал амфитеатр полукружием по двум причинам. Во-первых, потому что каждый из зрителей удобней видит сцену, во-вторых, потому что зрители хорошо видят друг друга и доставляют прекрасную картину глазам, когда театр бывает полон».

Термальное (палладианское) окно - мотив палладианской архитектуры, представляющий собой полуциркульное окно с двумя вертикальными перемычками. Их считают происходящими из архитектуры древнеримских терм, отсюда и название. Термальные окна получили широкое распространение в архитектуре русского классицизма.

Маскарон - применяемая в архитектуре в качестве декора рельефная скульптурная деталь в виде головы или маски.

Профилировка - использование архитектурных обломов (профилей) для оформления элементов фасадов и интерьеров зданий (карниза, архивольта, базы колонн и т. д.).

Наличник - декоративное обрамление оконного проема.

Модульон - архитектурная деталь, поддерживающая выносную плиту карниза коринфского или композитного ордера; может являться просто декоративным элементом.

Сандрик - архитектурная обработка стены над оконным или дверным проемом: в виде небольшого карниза, малых фронтонов и т. п.

В создание неповторимого облика двух российских столиц, Москвы и особенно Санкт-Петербурга, внесли заметный вклад зодчие итальянского происхождения. Творчество Джакомо Кваренги - яркая страница в истории европейской и русской архитектуры эпохи классицизма.

Кроме проектов зданий самого различного масштаба и назначения, среди которых множество воплощенных, в его наследии - графические листы с реальными видами городов (ведутами) и фантазийными архитектурными композициями. По ним изучали ремесло несколько поколений зодчих.

Южная родина

Считавший себя истинно русским архитектором Джакомо Кваренги (1744-1817) родился в семье члена городского суда североитальянского города Бергамо. Склонность к изобразительному искусству была наследственной: его дед и отец считались умелыми живописцами. На выбор им архитектуры как главного занятия в жизни повлияло знакомство с Винченцо Бренна (1745-1820), ставшим потом придворным архитектором Павла I, и с Дж. Б. Пиранези (1720-1778), великим мастером архитектурной графики.

Стилистические предпочтения Джакомо Кваренги сформировались при знакомстве со знаменитым трактатом (1508-1580) «Четыре книги об архитектуре». В этой работе были обозначены схемы традиционных ордеров, применявшихся в античном зодчестве и выработана система применения классических приёмов для планировки зданий и разработки фасадных решений. Палладианство на долгое время стало главным течением классического стиля.

Освоение классического наследия

Образцами для изучения ордерных систем стали для Джакомо Кваренги достопримечательности многих итальянских городов - Рима, Флоренции, Вероны, Венеции. Они не только были насыщены древними памятниками, но и являлись настоящими центрами культуры эпохи Возрождения.

Ренессанс был тем временем, когда принципы высокой гармонии, выработанные в Древней Греции и в Древнем Риме, были подхвачены мастерами в разных областях европейской культуры. Обмерянные и зарисованные Джакомо Кваренги постройки лучших мастеров того времени - Альберти, Браманте и, конечно, Палладио - стали для молодого зодчего примером творческого освоения античных традиций в архитектуре. Он проявил интерес и к зданиям, которые построили мастера раннего классицизма Англии и Франции.

Начало творческого пути

Первым крупным заказом для Кваренги стала реконструкция церкви Санта-Сколастико, расположенной в городке Субиако близ итальянской столицы. В интерьере церкви он применяет классические элементы: ниши, пилястры и колонны Умело организованное освещение помогло добиться легкого и эффектного впечатления от внутреннего декора.

Простота и строгость художественных и композиционных решений становятся определяющими чертами его почерка. Этими приёмами в работе пользовался архитектор Джакомо Кваренги и тогда, когда начал свою деятельность в России.

При дворе Екатерины Великой

С осени 1779 года начинается служба 35-летнего итальянского зодчего при русском дворе. Он владел многими знаниями о палладианском течении в классической архитектуре и достаточным опытом применения их на практике. Его прибытие было своевременным, так как вкусовые предпочтения русской императрицы в отношении официального стиля менялись.

Её перестали устраивать тяжеловесные традиции французского классицизма, идеалом становилась утонченная палладианская неоклассика. Джакомо Кваренги как верный ученик и твердый сторонник Палладио быстро стал во главе нового течения русской архитектурной мысли. Его талант обогатился изучением лучших образцов древнерусской архитектуры, общением с признанными отечественными зодчими: И. Старовым, Н. Львовым, Ч. Камероном и другими.

Английский дворец в Петергофе

Первым значительным проектом на российской земле стал дворец, расположенный в Петергофа. Джакомо Кваренги начал работу над ним в 1780 году. Согласно своим эстетическим воззрениям, итальянский зодчий положил в основу планировки и объёмных решений палладианский дом кубической формы с доминантой в виде восьмиколонного портика коринфского ордера. Торжественность и монументальность пропорций сочеталась с простотой и изысканностью декора.
Творческий подход, который обозначил в этом объекте архитектор Джакомо Кваренги, работы, созданные им для загородной резиденции в Царском Селе - четыре церкви и многочисленные культовые постройки - полностью соответствовали вкусам главного заказчика, императрицы Екатерины. За итальянцем прочно закрепилось звание «архитектора двора».

Период расцвета и успехов

C работы над Концертным павильоном в Царском Селе, около (1782), началось самое успешное для архитектора десятилетие. В этот период им были созданы наиболее значительные проекты для Санкт-Петербурга и Москвы. По указанию императрицы он занимается обновлением интерьеров Зимнего дворца, возводит множество построек вокруг главной императорской резиденции.

Джакомо Кваренги, биография которого отныне тесно связана с русской столицей, возводит целый ряд сооружений, определяющих политический имидж столицы и всего государства. Среди них - комплекс административных зданий Академии наук (1783-1785) и здание Ассигнационного банка (1783-1799). Он много работает и над частными заказами, украшая столицу и окрестности прекрасными образцами русской классической усадьбы. Среди них выделяются усадьба Безбородко на правом берегу Невы (1783-1784), особняк Юсуповых на Фонтанке (1789-1792), дом Фитингофа (1786) и др.

Театр на Дворцовой набережной

Настоящий шедевр этого периода - Эрмитажный театр Джакомо Кваренги (1783-1787). Здание с двухэтажной рустованной лоджией, слегка заглубленной между двумя выступами - ризалитами - и украшенной большим коринфским ордером, стало настоящим украшением комплекса главных правительственных зданий.

Верный последователь Палладио, Кваренги при оформлении театрального зала позволил себе почти дословную реплику сооружения своего великого учителя. В планировке сцены и зрительских мест, в элементах декора Эрмитажный театр очень напоминает театр Олимпико в Виченце, построенный по проекту Андреа Палладио.

Проекты для Москвы

Один из наиболее заметных объектов, возведенных итальянским зодчим для первопрестольной - старый Гостиный двор. Джакомо Кваренги начал его строительство в 1789 году. Здание дошло до нынешнего времени существенно измененным в ходе переделок и восстановлений после многочисленных пожаров. Но по сохранившейся аркаде с коринфскими колоннами можно оценить гармоничный классический характер постройки.

В числе московских построек - Головинский дворец в Лефортово (1780) и торговые ряды на Красной площади (1786). Постройки на главной столичной площади не сохранились, а другое здание - Странноприимный дом Шереметьева на Сухаревской площади (1803-1807) - до сих пор впечатляет масштабом и гармонией.

Поздний период жизни и творчества

Спроектированные и построенные Джакомо Кваренги достопримечательности Санкт-Петербурга, относящиеся к началу XVIII века, - учебные, медицинские и общественные здания. (1804-1807) отличается величественным обликом, который определяется восьмиколонным портиком Мариинская больница на Литейном (1803-1805) отличается рациональным планировочным решением и строгим декором. Любимым детищем Кваренги позднего периода стал (1806-1808).

Гармонично вписанное в окружение, это здание стало воплощением самых важных идей палладианства. Выразительность архитектурного облика достигается сочетанием гладкой протяженности стен с пластически богатым акцентом в центре композиции. Им стал великолепный портик на основании в виде аркады.

Джакомо Антонио Кваренги много работал не только для столиц, но и для провинциальных городов Российской империи. Известны и его европейские постройки. Связав свою судьбу с Россией, он до конца своих дней оставался её патриотом. Когда во времена Бонапарта всем итальянцам было приказано вернуться на родину, Кваренги отказался и был заочно приговорён итальянским королём к смертной казни.

Последним же значимым проектом великого архитектора считается величественные Триумфальные ворота (1814) воздвигнутые в Санкт-Петербурге по случаю победоносного возвращения русских войск после победы над Наполеоном.

Джакомо Кваренги. Краткая биография

  • 20 сентября 1744 года - на севере Италии, в окрестностях Бергамо, в семье судьи родился будущий великий архитектор и художник-график.
  • С 1762 года - обучение живописи в Риме у Р. Менгса, архитектуре у С. Поцци, А. Деризе, Н. Джансомини.
  • 1769 - начало архитектурной деятельности, проекты культовых сооружений в окрестностях Рима и в Ломбардии.
  • 1 сентября 1779 года - Кваренги подписывает контракт с советником русской императрицы И. Я. Рейфенштейном и приезжает на работу в Россию.
  • 1780-1817 - проектирование и руководство строительством общественных и жилых зданий в Санкт-Петербурге, Москве, в провинции, в странах Европы.
  • 1811 - отказался покинуть русскую службу по приказу бонапартистских властей, за что был приговорен ими к смерти с конфискацией имущества.
  • 2 марта 1817 года - Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге. Впоследствии был перезахоронен в Александро-Невской лавре.