Что значит искать славы божией. Слава божья в современной церкви. Почему Слава проявляется не везде и не всегда

Писание ясно говорит, что каждый истинный последователь Иисуса Христа может видеть и постигать славу Божью. Действительно, наш Господь открывает Свою славу всем, кто просит и прилежно ищет её. Более того, я верю, что откровение Божьей славы будет сопровождать и укреплять Его народ в грядущие бедственные дни. Павел утверждает, что это откровение будет способно «…назидать вас более и дать вам наследие со всеми освящёнными» (Деян. 20:32).

Вопреки мнению некоторых христиан, слава Божия — это не какое-то физическое проявление. Это не экстатическое чувство, которое захватывает вас. Не является это также родом сверхъестественной ауры или внезапно озаряющего ангельского света. Проще говоря, Божья слава — это откровение Его сущности и характера!

Сам Господь так характеризует Свою славу в Писании. Поэтому, когда мы молимся: «Господи, покажи мне Твою славу», — мы, в действительности, просим: «Отче, открой мне, Кто Ты есть». И если Господь даёт нам откровение Своей славы, то это откровение того, как Он хочет, чтобы мы знали Его.

Переживание Моисеем славы Божьей демонстрирует эту истину. Господь, посылая Моисея для избавления Израиля, не дал ему полного откровения о том, Кто есть Бог Израиля. Он просто сказал ему: «Иди и скажи, что Сущий послал тебя», но не дал никакого объяснения, кто же есть «Сущий».

Я думаю, именно поэтому Моисей возопил: «(Господи)…умоляю Тебя, покажи мне славу Твою» (Исх. 33:18-англ. перев.). Он был снедаем голодом и жаждой познания Того, Кто этот великий Сущий — узнать Его природу и характер.

И Господь ответил на молитву Моисея. Вначале Он проинструктировал его, чтобы он укрылся в расселине скалы. Однако, когда Моисей ожидал явления славы Божией, он не увидел ни грома, ни молнии, ни землетрясения. Вместо этого, Божья слава пришла к нему в простом откровении:

«И прошёл Господь пред лицем его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление…» (Исх. 34:6-7).

Бог всегда открывает Свою силу или славу с определённой целью. Итак, что же было здесь Его целью? Определённо, это было не для того, чтобы доставить Моисею минуту наслаждения. И это не было чем-то таким, о чём он мог бы рассказывать потом своим детям и внукам.

Нет — Бог позволил Моисею увидеть Свою славу для того, чтобы он мог быть изменённым благодаря её созерцанию! То же самое является истиной и для нас сегодня. Бог открывает нам Свою славу, чтобы мы, взирая на неё, могли быть преображёнными в Его образ!

Сегодня Иисус Христос является выражением того, Кем является Бог. Когда наш Господь стал плотью, это было полное откровение милосердия, благодати, доброты и готовности Небесного Отца прощать нас. Бог вложил всё, что было присуще Его природе и Его характеру, в Иисуса, и любое откровение Его славы предназначено изменить нас таким образом, чтобы мы выражали Христа!

Апостол Павел хорошо понимал цель и воздействие созерцания славы Божьей. Он видел её, как силу изменять созерцающего эту славу — революционизировать жизнь каждого последователя Христа: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (Кор. 3:18).

Павел говорит нам: «Дав вам однажды это откровение Божьей славы — Его любви, милосердия, благодати, долготерпения и готовности прощать -Святой Дух будет всё более и более открывать ваши очи на эти аспекты Его природы и характера. Вы будете иметь всё возрастающее откровение Бога — таким образом, каким Он хочет, чтобы вы знали Его!»

Затем Павел говорит нам ещё более определённо: «Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство наследия Его для святых» (Еф. 1:17-18).

Возлюбленные, Бог хочет сказать нам: «Моисей постиг Мою славу, а теперь Я хочу, чтобы вы уразумели её. Я хочу Духом Моим открыть вам очи, чтобы показать вам, Кто Я есть. Я не только Бог гнева и суда; Моя сущность -это любовь!»

«Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:17-19).

Павел говорит нам: «Пусть это откровение Божьей славы станет для вас настолько реальным, чтобы вы укоренились и утвердились в нём. Продолжайте искать её, исследовать её, претендовать на неё, делая её частью своей жизни — пока вы не начнёте излучать Христову славу! Пребывая в Слове, ища откровения Его славы, вы будете преображаться — от славы в славу!» «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе…» (ст.21).

Первый и главный результат воздействия славы — это изменение наших взаимоотношений с Господом!

Когда Моисей увидел откровение Божьей славы — то есть, что Он благой, любящий, заботливый, милосердный, прощающий — он сразу же пал на колени и поклонился: «Моисей тотчас пал на землю, и поклонился Богу» (Исх. 34:8).

Откровение сущности Бога потрясло этого человека. Он увидел, как милостив, долготерпелив и любящ Бог к Своим детям — включая непокорных, идолопоклонников и тех, которые огорчали Его. Моисей был так взволнован этим откровением, что выбежал из-за скалы, пал наземь и поклонился!

Важно отметить, что это первое упоминание о поклонении Моисея. До этого откровения Божьей славы мы видим Моисея молящегося и ходатайствующего, умоляющего Бога за Израиль, беседующего с Ним лицом к лицу. Мы слышим его, воспевающего Господу хвалу на берегу Чермного моря после победы над врагом. Мы слышим, как он взывает к Господу у горьких вод Мерры, и мы слышим его отчаянный вопль в Рефидиме, когда народ был готов побить его камнями за то, что не было воды. Но тут впервые мы читаем слова: «Моисей поклонился».

Я верю, что этот один стих много говорит нам о сегодняшней церкви. Он говорит о том, что христианин может прилежно молиться, и всё же это не будет подлинным поклонением. В самом деле, можно быть молитвенным воином и ходатаем, и всё же не являться поклонником Бога. Вы можете умолять за своих неспасённых детей, молиться за нужды целой церкви, быть святым и смирённым, ища Божьего бремени — и, однако, в действительности никогда не поклоняться Ему!

Я не собираюсь добавлять к существующим уже ещё одно определение того, что означает поклонение. Слишком много уже написано книг по разным методам и техническим приёмам поклонения. Но, чтобы быть кратким, я скажу: поклонение -это не то, чему можно научиться! Это непроизвольный всплеск — действие сердца, которое потрясено откровением Божьей славы и Его невероятной любви к нам.

Поклонение — это реакция благодарности, это признание того, что мы давно заслуживаем истребления за свой грех, навлекая полновесный Божий гнев за все наши неудачи и промахи — но, вместо этого, Бог приходит к нам с этим могущественным откровением: «Я всё ещё люблю тебя!»

В этот момент Моисей больше не умолял за грешный Израиль и не просил Бога о руководстве. Он не взывал о чуде избавления, или о силе, или о мудрости. Он восхищался откровением Божьей славы!

Моисей мог поклоняться, даже не будучи исполнен надеждой за Израиля. Он знал, что эти люди решили стать отступниками -что они скрывали золотых идолов, вынесенных ими из Египта. Хотя Моисей и убедил Бога пощадить их после их идолопоклонства золотому тельцу, теперь он, должно быть, думал: «Как я смогу удержать вместе этот народ? Как долго ещё будет Бог мириться с их тайными похотями и ропотом? Когда иссякнет Его терпение?».

Могло показаться, что умоляя об Израиле, Моисей был более сострадателен к этому народу, чем Бог. Но в действительности Бог не намеревался истреблять этот народ, Он уже имел в виду все Свои обетования для них. Нет, это было «испытание милосердия» для Моисея. Господь спрашивал Своего слугу: «Как ты собираешься представить Меня этому народу? Будет ли это мстительный Бог, Который исполнен только судом? Нет — Я милосердный, долготерпеливый, всегда готовый прощать Свой народ!».

Вот в чём состояло откровение! И оно принесло покой сердцу Моисея. Действительно, продолжая поклоняться, он начал претендовать на Божью славу, которую открыл ему Бог, и относить её к себе и к народу: «Божья милость будет сопровождать нас! Он долготерпеливый, и Он будет прощать нас. Какая это слава! Какое утешение, какая надежда!»

Сразу же Моисей начал молиться: «Господи, Ты сказал, что будешь прощать преступления и беззакония тысяч. Вот они, эти тысячи, перед Тобой. Мы все жестоковыйны и нуждаемся в милости. Итак, Господи, даруй нам Твою милость. Прости наши многие грехи!» (см. Исх. 34:9).

Этот отрывок неоспоримо свидетельствует о том, что откровение Божьей славы является составной частью поклонения! Откровение Божьей славы должно быть источником всякого нашего поклонения. Нам следует постоянно претендовать на Его славу, свидетельствуя: «Господи, я знаю, что Ты свят и праведен, и не смотришь сквозь пальцы на грех. Но я также видел Твою славу, и знаю, что Ты не собираешься погубить меня.

Ты не осуждаешь меня, видя мою борьбу. Напротив, Ты показываешь мне, что Ты милосердный, милостивый, мягкосердечный!».

За время моего служения я иногда был подавлен врагами, восставшими против меня. В такие времена я чувствовал на своей спине дисциплинирующую розгу моего Господа. Особенно запомнился мне один период, когда меня со всех сторон подвергали клевете. Другие служители спрашивали меня: «Давид, я слышу о тебе сомнительные вещи, неужели это правда? Являются ли все эти разговоры о тебе исходящими от дьявола, или же это Бог пытается говорить к тебе?».

Уже сам вопрос оскорблял меня! Спустя некоторое время я стал совершенно подавленным из-за вызванных всем этим эмоциональных страданий. Это непрекращающееся сражение физически истощило меня. В одно время я едва мог заставить себя идти в церковь проповедовать.

Однажды утром моя жена буквально должна была поднимать меня из кресла в моём кабинете. На полпути в церковь я сказал ей, что дальше я так не могу. Я был не в состоянии встречаться больше ни с одним человеком, сомневающимся в искренности моего служения. В конце концов, я возопил: «Господи, что я сделал, чтобы заслужить это? В чём мой грех?».

Тогда Бог указал мне на молитву Иеремии: «Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоём, чтобы не умалить меня» (Иер. 10-24).

Эти слова Иеремии стали моей ежедневной молитвой на протяжении этого сурового времени испытания: «Господи, наказывай меня и суди, если нужно, но пожалуйста — не делай это во гневе! Если я услышу ещё одно гневное слово, это убьёт меня. Пожалуйста, не повергай меня во прах, Господи, я достаточно унижен!».

Когда бы я ни молился так, Господь всегда отвечал мне: «Давид, если Я решил исправить тебя, то это потому, что Я люблю тебя. Это испытание нисколько не является Моим судом. Я милосерд, благ, любящ и долготерпелив по отношению к тебе. Стой же спокойно и созерцай Мою славу!». Это познание Его славы переносило меня в место абсолютного покоя. Бог защитил меня со всех сторон.

Возлюбленные, имея это откровение Божьей славы, вы никогда больше не будете бояться, что Он будет наказывать вас во гневе. Его розга находится в нежной, любящей руке. Он будет дисциплинировать нас, но только с милостивым состраданием. Он никогда не ранит и не отвергнет нас. Не должно ли это расплавить наши сердца пред Ним в поклонении, как это было с Моисеем?

Более того, Бог открывает Свою славу во Христе так, что нам захочется претендовать на неё! Это наше законное право, и она и предназначена-то для того, чтобы быть востребованной. Когда Павел говорит: «Не отвергаю благодати Божией…» (Гал. 2:21), он имеет в виду: «Я не буду уничижать Божье предложение милости, отвергая её!».

Те, кто истинно поклоняются Богу, претендуют на благословение Его обетований. Они видят славу Его любви во Христе -и они держатся за эту славу, чтобы исцелять и утверждать свои встревоженные души!

Второй эффект созерцания славы Божьей — преображение лица!

«И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице своё, доколе не входил говорить с Ним» (Исх. 34:35).

Лицо человека -это внешнее выражение того, что в его сердце, и лицо Моисея здесь просто отражало славу Божию в его душе!

До этого Моисей уже был в уединении с Господом в течение сорока дней и ночей, но лицо его не изменилось. В тот раз он пришёл от святого Божьего присутствия, чтобы покончить с поклонением Израиля золотому тельцу. Никто тогда не видел, чтобы лицо его излучало сияние. Но позже, когда откровение Божьей славы стало для него реальностью, это изменило саму внешность Моисея!

Вы можете как угодно наслаждаться Божьим присутствием, но совершенно другое дело, когда Его слава откроется в вас. Павел свидетельствовал: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его…» (Гал. 1:15-16).

Павел говорит: «Я имею внутри себя намного больше, чем какую-то доктрину, кем-то изобретённую, больше, чем просто умственное знание Христа. Я имею откровение того, Кем является Христос -откровение Его благодати, милости и любви, и это откровение стало источником всего, чем я являюсь, и что я делаю. Это сама сущность моей жизни!».

Откровение Божьей славы действительно чудное. Однако, многие превратили это же откровение в лицензию на грех. Иуда пишет о людях: «…обращающих благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуда 4).

Согласно Павлу, такие люди грешат, «чтобы умножилась благодать». В сущности, они говорят: «Если Бог любит проявлять Себя посредством милости и прощения, я предоставлю Ему такую возможность. Я буду грешить и позволять Ему продолжать меня любить, чтобы могла проистекать благодать. Какое это будет свидетельство для мира! Я буду объектом всей этой любви, сходящей с неба!».

Таких людей легко вычислить. Выражение лица их выдаёт их. Исаия говорит об израильтянах, которые: «…оскорбительны для очей славы Его. Выражение лиц их свидетельствует против них…» (Ис. 3:8-9). Другими словами, пророк говорит: «Грех ваш свидетельствует против вас даже вашим собственным внешним видом. То, что в вашем сердце, будет проявлять себя в вашей наружности!».

С другой стороны, даже закоренелые грешники могут сказать, когда вы «были с Иисусом». Как они могут это знать? Вы кажетесь им непохожими ни на кого другого! Они говорят: «Ты не такой, как все. Ты держишься со скромной уверенностью, и кажется, ничего не скрываешь о себе. В твоих глазах нет никакого тёмного пятна, никакой скрытности. Непохоже, чтобы ты скрывал в себе недоброжелательность или горечь. Если бы это было, я знал бы об том. Твоя жизнь — это открытая книга!».

Грех, однако, имеет определённую внешность. Никакая улыбка не может его скрыть, и его голос имеет отзвук пустоты — как звенящая медь, бряцающий кимвал.

Но те, которые приняли в себя славу Божию, преображаются ежедневно. Их лицо всё более и более становится похожим на лицо Иисуса Христа!

Откровение, которое имел Моисей,было славным — но это было только временным явлением.

Сияние, исходившее от лица Моисея и его сердца, было результатом того, что он увидел только немного от полноты Божьей природы.

Когда израильтяне увидели, как изменилось лицо Моисея, они знали, что он имел сверхъестественное переживание. Его сестра, брат и прочие восклицали: «Этот человек был лицом к лицу с Богом!».

Сегодня мы имеем нечто более славное по сравнению с тем, что имел Моисей. Мы действительно прикасаемся и имеем дело с Божьей славой: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни» (Иоан. 1:1).

Иоанн говорит здесь: «Бог открыл нам полноту Своей славы во Христе. Мы видели Его славу, воплощённую в человеке, и мы беседовали и имели общение с Ним. Мы даже прикасались к Нему!».

Сегодня мы не только видим полноту Божьей славы — но теперь она пребывает в нас! Его слава сияет в наших сердцах: «Потому что Бог, повелевший из темноты воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор. 4:6).

Павел говорит здесь: «Иисус Христос, Бог во плоти, заключает в Себе всё, чем является Бог, и поскольку мы знаем, что Бог есть благость, любовь, милость, благодать и долготерпение, мы также можем убедиться, что это является природой Христа. Так как Иисус живёт в наших сердцах, мы знаем, что слава Божия не находится где-то в космосе. Нет — полнота Его славы находится в нас, посредством присутствия Христа!».

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит 2:11). Кто же эта благодать? Это Иисус Христос — исполненный милости, доброты, любви!

«Научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (ст. 12). Павел говорит нам: «Эта благодать, обитающая в вас, является откровением Христовой благости. И если вы хотите пребывать в Нём, Его откровение будет наставлять вас в святой жизни! Она будет учить вас милосердию, благости, мягкосердечию, прощению!»

Одним из важнейших результатов созерцания славы Божьей является изменение наших взаимоотношений с другими.

Получив однажды это откровение Божьей славы, мы не можем дальше ходить своими старыми путями в своём обращении с другими. Всё это должно измениться!

Павел ясно предупреждает: «Если Господь показал вам Свою нежность, доброту и любовь по отношению к вам, вам следует показывать этот же характер по отношению к другим: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:31).

Бог говорит нам через Павла: «Вы видели Мою славу и знаете Мою природу и характер — что Я милостив, сострадателен, долготерпелив, готов прощать. А теперь Я хочу, чтобы вы показали и другим, Кто Я есть!».

Хотя Моисей имел это откровение Божьей славы, однажды он неверно представил её народу. Он разгневался, не выдержав непослушание Израиля — и гневно ударил своим жезлом по скале, как бы говоря: «Вы, непокорное скопище мятежников!».

Бог никогда не одобрил этого. Когда Он открывает тебе Свою славу — Свою доброту, благость, благодать и милосердие — Он не потерпит, когда ты представляешь в искажённом виде Его славу другим. Моисей неправильно представил эту славу Израилю, и в результате, он — один из кротчайших, благочестивейших образов Ветхого Завета — не достиг Божьей полноты. Ему не позволено было войти в обетованную землю!

Другую иллюстрацию этого мы находим в одной из притчей Иисуса. Он говорит о рабе, которому господин его простил громадный долг. Господин оказал этому человеку неслыханную доброту, милость и прощение. Однако, не успел ещё он простить своего раба, как тот нашёл человека, который немного задолжал ему — и начал душить должника, чтобы тот заплатил ему долг. Тот же самый человек, который испытал великую любовь и прощение, не оказал в ответ никакой милости!

Иисус говорит в этой притче: «Вы в искажённом виде представляете любовь Отца! Он даровал вам прикоснуться к Его невиданной славе, посредством Своей милости и прощения ваших грехов. Но теперь, увидев Его славу, вы не так представляете её миру!».

Это резюмируется в повелении Павла: «Будьте милостивы к другим, как Он был милостив к вам». Слово «милость» здесь является производным от греческого слова «страдание» (участливое сострадание). Полное значение этого слова — «принимать близко к сердцу несчастье другого, с намерением доставить ему утешение и облегчить горе». Быть милосердным означает воспринимать боль другого человека!

Именно это и делает наш Господь для нас. Сколько раз Иисус, сострадая твоему горю и страданию, давал тебе взамен утешение, покой и прощение? Как часто Он утирал твои слёзы и говорил тебе ласковое слово, когда ты не заслуживал этого? Он делал это снова, и снова, и снова!

Теперь я спрашиваю вас: как можете вы не найти в своём сердце сочувствия к страданию и горю того, о котором вы знаете, что он испытывает боль? Греческое слово «доброта» имеет два корня, означающие «оракул» и «мягкое касание». Являешься ли ты оракулом надежды для твоих братьев и сестёр во Христе, предлагая им слово надежды от Господа, вместе с нежным прикосновением утешения? Согласно Писанию, всё, что ты должен сделать, чтобы быть оракулом любви — это представлять другим, Кто есть Иисус!

Слово «сострадание» означает «быть затронутым, принимать с участием горе других и быть исполненным решимости чем-то помочь». Это не означает подойти к тому, кто находится во грехе и сказать ему: «У меня есть к тебе слово с неба, брат. В твоей жизни грех!»

Даже если и так, то он уже так или иначе знает это, и возможно, он хотел бы ответить тебе воплем Иеремии: «Пожалуйста, не поступай со мной во гневе, или ты превратишь меня в ничто. Я уже достаточно унижен. Не унижай меня ещё больше!».

Если ты имеешь откровение Божьей славы, ты знаешь, что значит вкушать Его любовь, милость и прощение, и ты преображаешься благодаря этой славе. Теперь Иисус говорит: возьми эту славу, и пусть она сияет для всего окружающего тебя мира. Сейчас время действовать в любви, как постоянно поступает с тобою твой Господь!

Быт 49:6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;

Исх 15:2 Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.

Исх 16:10 И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке.

Исх 24:16 и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака.

Исх 33:22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду;

Исх 40:34 И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию;

Исх 40:35 и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию.

Лев 9:6 И сказал Моисей: вот что повелел Господь сделать, и явится вам слава Господня.

Лев 9:23 И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу:

Чис 14:10 И сказало все общество: побить их камнями! Но слава Господня явилась [в облаке] в скинии собрания всем сынам Израилевым.

Чис 16:19 И собрал против них Корей все общество ко входу скинии собрания. И явилась слава Господня всему обществу.

Чис 16:42 И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако покрыло ее, и явилась слава Господня.

Чис 20:6 И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня.

Нав 6:26 И Господь был с Иисусом, и слава его носилась по всей земле.

Суд 4:9 Она сказала [ему]: пойти пойду с тобою; только [знай, что] не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару. И встала Девора и пошла с Вараком в Кедес.

1Цар 4:21 И назвала младенца: Ихавод, сказав: «отошла слава от Израиля» – со взятием ковчега Божия и [со смертью] свекра ее и мужа ее.

1Цар 4:22 Она сказала: отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий.

3Цар 8:11 и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.

1Пар 16:27 Слава и величие пред лицем Его, могущество и радость на месте [святом] Его.

1Пар 29:11 Твое, Господи, величие, и могущество, и слава , и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.

1Пар 29:12 И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все.

2Пар 5:14 и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий.

2Пар 7:1 Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом.

2Пар 7:2 И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень.

2Пар 7:3 И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Есф 9:4 Ибо велик был Мардохей в доме у царя, и слава о нем ходила по всем областям, так как сей человек, Мардохей, поднимался выше и выше.

Иов 29:20 слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей.

Пс 3:4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

Пс 4:3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

Пс 8:2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

Пс 20:6 Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие.

Пс 44:14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом;

Пс 48:17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:

Пс 48:18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;

Пс 56:6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

Пс 56:9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.

Пс 56:12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

Пс 61:8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.

Пс 84:10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!

Пс 89:16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;

Пс 95:6 Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его.

Пс 103:31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

Пс 107:6 Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя,

Пс 110:3 Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает вовек.

Пс 112:4 Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.

Пс 137:5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

Пс 148:13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.

Притч 3:16 Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава ; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;]

Притч 8:18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;

Притч 17:6 Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного – ни обола.]

Притч 19:11 Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам.

Притч 20:29 Слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина.

Притч 22:1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Притч 22:4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Притч 25:2 Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследывать дело.

Притч 25:27 Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава .

Притч 28:12 Когда торжествуют праведники, великая слава , но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются.

Ис 5:14 За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их.

Ис 11:10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава .

Ис 17:4 И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим.

Ис 21:16 Ибо так сказал мне Господь: еще год, равный году наемничьему, и вся слава Кидарова исчезнет,

Ис 22:24 И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий.

Ис 24:16 От края земли мы слышим песнь: «Слава Праведному!» И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски.

Ис 24:23 И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава .

Ис 35:2 великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего.

Ис 40:5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.

Ис 58:8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

Ис 60:1 Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

Ис 60:2 Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.

Ис 60:13 Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.

Иер 51:41 Как взят Сесах, и завоевана слава всей земли! Как сделался Вавилон ужасом между народами!

Иез 3:12 И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: «благословенна слава Господа от места своего!»

Иез 3:23 И встал я, и вышел в поле; и вот, там стояла слава Господня, как слава , которую видел я при реке Ховаре; и пал я на лице свое.

Иез 8:4 И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле.

Иез 9:3 И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца.

Иез 10:4 И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа.

Иез 10:18 И отошла слава Господня от порога дома и стала над Херувимами.

Иез 10:19 И подняли Херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава

Иез 11:22 Тогда Херувимы подняли крылья свои, и колеса подле них; и слава Бога Израилева вверху над ними.

Иез 11:23 И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города.

Иез 16:14 И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог.

Иез 43:2 И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его – как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его.

Иез 43:4 И слава Господа вошла в храм путем ворот, обращенных лицом к востоку.

Иез 43:5 И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм.

Иез 44:4 Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое.

Дан 7:14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

Ос 9:11 У Ефремлян, как птица улетит слава [чадородия]: ни рождения, ни беременности, ни зачатия [не будет].

Агг 2:9 Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф.

Мф 6:13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Лк 2:9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

Лк 2:14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Лк 19:38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

Ин 8:54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

Рим 2:10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

2Тим 4:18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.

Евр 13:21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

1Пет 1:24 Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал;

1Пет 4:11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава

1Пет 5:11 Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

2Пет 3:18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

Иуд 1:25 Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.

Откр 1:6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

Откр 5:13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.

Откр 7:12 говоря: аминь! благословение и слава , и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.

Откр 19:1 После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава , и честь и сила Господу нашему!

Откр 21:23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец.

СЛАВА БОЖИЯ

«Не принимаю славы от человеков»

Библия от начала до конца призывает верующих воздавать славу Богу. Многие богословы даже утверждают, что Бог сотворил человека с единственной целью: чтобы человек постоянно прославлял Его. Но возникает вопрос: зачем Богу нужна слава от Его твари, и перед кем Богу нужно прославляться? Что такое вообще слава, и слава Божия в частности? В нашем земном понимании - это возвеличение кого-либо за определенные заслуги. Славе предшествуют доверие, затем авторитет, затем признание заслуг, а заканчивается все это воздаянием славы, возвеличением и признанием в любви и покорности. Невозможно воздать славу человеку, которого не любишь и не уважаешь. Следовательно, слава есть плод любви и покорности.

Слава бывает истинная и ложная, добрая и «дурная». Истинная слава, это слава, воздаваемая от души и исходящая из сердца. Такая слава долговечна и благотворна. Ложная слава называется тщеславием, т. е. она тщетна, напрасна и лжива. Она завоевывается лестью, лукавством, лживыми обещаниями, или страхом, жестокостью, превосходством во власти или в богатстве, превосходством в физической силе, а также хитростью и обманом. Такая слава недолговечна и заканчивается всегда разочарованием и опустошением души, так как в ней нет ни любви, ни веры, ни надежды.

Совсем иная слава у Бога. Слава Божия, - это прежде всего Его великая любовь и милосердие к людям, прощение грехов и заблуждений кающихся грешников, спасение человека от духовной смерти и погибели. Воздавая славу Богу, человек укрепляет свою веру и сохраняет свою праведность, приобретая царствие Небесное.

Чем же может человек воздать славу Богу? Молитвами? Славословием? Постом? Аскетическим образом жизни? Самоистязанием? Отрешением от всех земных благ? Все это в какой-то мере содействует укреплению духа верующего. Но такая слава Богу не нужна, ибо все, что создал Бог на земле, все дано Богом для блага человека, и отказываться от даров Божиих - грех.

Посмотрим, что об этом говорит Библия. О молитве Иисус говорит: «А молясь, не говорите лишнего, как: язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляетесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нуду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:7–8). О славословии Иисус говорит устами пророка Исаии: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). О посте Господь говорит устами пророка Исаии: «Вот пост, которыеизбрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо.

Раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом твой; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:6–7).

Вот, чем нужно воздавать славу Богу: праведностью, делами милосердия, исполнением всех заповедей Божиих. И все, что делает человек доброго, идет во славу Богу. При этом человек всегда должен помнить о том, что не он лично творит дела милосердия и добра, а Бог творит его руками или устами дела Свои. Поэтому воздавать славу нужно не человеку творящему добро, а Богу. Об этом должен помнить каждый человек: как дающий, так и берущий.

Воздавая славу Богу перед людьми, человек укрепляет веру в Бога не только в себе, но и в людях, перед которыми он творит добрые дела. А вера в Бога делает человека праведным, и тем сохраняется род людской Чем больше мы воздаем славы Богу, тем большее количество людей спасется от своей духовной смерти и приобретет жизнь вечную в Царстве Божием Следовательно слава, воздаваемая Богу и Христу нужна не Богу, а нам, для нашего спасения; чтобы мы постоянно чувствовали твердую руку нашего Пастыря и не служили в духовной темноте; чтобы мы во всем доверялись Богу, ибо авторитет и слава Бога нашего является наивысшим. Такая слава никогда не умрет, она вечно будет у Бога в царстве Его.

Иисус говорит: «Впрочем, Я не ищу Моей славы; есть Ищущий и Судящий» (Ин.8:50). «Не принимаю славы от человеков» (Ин.5:4). Это говорит о том, что Иисус не ищет славы Сам для Себя, но ищет славыдля Бога Отца, дабы люди уверовали в Отца и посланного м Сына для спасения рода человеческого. А Иисус, как Сын Божий, был прославлен Отцом ее до сотворения мира. Прославлен делами Своими, ибо мир был сотворен Словом Божиим, т. е. Иисусом Христом. Иисус говорит: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин.5:8). «После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твои прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил не исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:1–5).

Часто в Библии слава Божия представлена пророками в виде образов или Божественных свойств, так как Самого Бога невозможно представить в виде образов, потому что Он есть Дух. Например на горе Синае (Хориве) Слава Божия представлена в подобии человека. «Моисеи сказал (Богу): Покажи мне славу Твою». И сказал Господь: «Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть- пожалею».

И потом сказал Он: «Дина Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:19–20).

В Соломонов храм слава Божия вошла в виде облака (3-цар.8:10-110. Другие пророки представляют славу Божию в словесном выражении через Ангелов. Пророк Исаия повествует о том, что он видел в видении своем: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из него по шести крыл: двумя закрывали каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, а двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: «Свят, свят, свят ГосподьСаваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис.6:1–3).

Конечно же, видение это было дано пророку для того, чтобы он и все люди земли воздавали славу Богу. Причем слава Божия нужна только для земли, т. е. для грешного человечества, а не на небе.

Из всего сказанного следует, что лично для Себя Богу слава не нужна; Ему нужна слава от человеков ради спасения самих человеков. Если Бог будет иметь у людей высший авторитет и неувядаемую славу и любовь, то люди будут смиренны и послушны Ему и будут исполнять все заповеди Божии, а потому не будут творить зло и беззаконие. Воздав славу Иисусу Христу, обратив к Нему смирение и любовь, люди получат прощение грехов своих и спасение. Иисус говорит: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками». Следовательно прославить Бога можно только добрыми делами и проповедью учения Христова, а не в пустом многословии и не в бесплодном славословии, можно ежедневно по многу часов молиться, отвешивать тысячи земных поклонов перед иконой, без конца лобызать Крест Господень и образы святых, а в повседневной жизни не делать никаких добрых дел; не прощать обид и согрешений ближним своим, т. е. не приносить доброгоплода своей веры; и все молитвы и посты будут тщетны и не принесутникакой славы Богу, ибо это есть лицемерие. Все окружающие будут говорить: «Вот человек богомольный, а делает зло, ежедневно ходит в церковь, а родителей не почитает». Такое славословие во вред ему. А можно молиться наедине, втайне, а в жизни быть милосердным и добрым. Тогда о нем люди скажут: «Вот, человек Божий». И этим он воздаст славу Богу. И блажен человек, получающий славу от Бога.

О людях, которые не ищут славы Божие, Иисус говорит: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы которая от Единого Бога не ищете?» (Ин.5:44).

Воздать славу Богу означает прежде всего служить Ему верой и правдой, творя добрые дела во имя и во славу Господа нашего Иисуса триста. Спасителя мира и царя Небесного.

«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и вовеки веков. Аминь».

Сла́ва Бо́жия – 1) Божественные действия, Сам ; 2) величие Божие; 3) отображение Божиего величия в делах и объектах Его Творения и Промысла.

Познание Божественной славы возможно как через созерцание сотворенного Богом мира, так и через действия Божественной . Созерцая мир, человек ощущает бесконечное величие Творца, возводит свой ум к Первопричине мироздания, превосходящей все сущее. Созерцая чудесные Божественные действия, человек познает Бога, соприкасается с самой всеблаженной Божественной жизнью.

В Своих действиях Бог являет Свою славу двояко. Во внешних человеку чудесах Он обнаруживает Свои свойства, желая дать человеку основные представления о Своем нетварном бытии. Но действия Бога не только внешние человеческому сердцу. Бог действует Своей благодатью и в самой человеческой душе, соединяя человека с Собой, обоживая человеческое естество, приобщая его к Своей вечной жизни. Такое Божественное действие становится славой самого человека, которого прославляет Бог, выделяя его сокровенным соединением с Собой по образу Богочеловека среди остальных людей.

Внутреннее созерцание славы Божией ведет человека к уподоблению своему Творцу, к обретению в душе, к духовному преображению, ибо «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ().

Всесвятая Слава Божия противоположна мирской человеческой славе, основанной не на следовании Божественным , а на следовании своим греховным . Поэтому необходимое условие стяжания благодатной славы Божией заключается в решительном отвержении славы преходящего мира. Совершенное пренебрежение к человеческой славе явил Богочеловек Иисус Христос, претерпев и пренебрегши посрамление (). Своим учением и примером Он заповедовал людям не искать славу друг от друга, а искать славу от Единого Бога ().

Миссия Церкви, миссия каждого христианина заключается в том, чтобы принять, умножить славу Божию и стать её причастником; прославлять Бога на четырёх уровнях бытия:
— по отношению к Нему Самому ();
— через себя, ();
— по отношению к ближнему, ();
— по отношению к творению (Человек — мост между Творцом и творением; в иерархии, выстроенной Богом, человек господствует над остальным творением, природой живой и неживой. Творение от Бога не отпало, но грехопадение нарушило его гармонию, восстановиться она может только через преображение человека).

В чем может состоять сходство и в чём различие выражений «видеть славу Божию» и «видеть Бога»?

Однако подобное видение славы не означает видения Самого Бога, как это бывает в случаях . Хорошей пояснительной иллюстрацией к сказанному может служить аналогия с внимательным зрителем, созерцающим полотно прекрасного живописца и через это восхищающимся самим живописцем, однако не имеющим возможности встретиться с ним лично и воочию зреть его самого.

Личная встреча человека и Бога происходит посредством сверхъестественного Откровения (см. подробнее: ). В рамках такого рода откровений видение Божией славы может и действительно означать видение Его Самого.

В зависимости от условий и целей Вышнего Промысла Бог может явиться человеку или в символическом образе или в сиянии неописуемого сверхъобразного сверхъестественного .

Так, пророк Исаия стал очевидцем явления Бога, открывшегося под видом облаченного в ризы Небесного Царя. Несмотря на то, что Бог по Своей не имеет ни телесного вида, ни вещественных риз, Исаия отметил, что видел именно Бога (). Другой пророк, Иезекииль, созерцая Божественную славу, видел Господа под видом восседающего на престоле Огненного Мужа, носимого ().

Сверхъобразное видение нетварного Божественного света понимается как более высокая форма сверхъественного Откровения. Примером такого созерцания может служить свет, которым просиял во время ) ; Сын Божий есть сияние славы () и Сам имеет у Отца Своего славу прежде мир не бысть ; равным образом Дух Божий есть Дух славы () . В сей собственной внутренней славе живет Божественный Бог превыше всякой славы, так что не требует в ней никаких свидетелей… Но так как по бесконечной Благости и любви Своей Он желает иметь благодатных причастников славы Своей, то проявляет Свои бесконечные совершенства, и они открываются в Его творениях. Его слава является Небесным Силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира. Она даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией состоит блаженная жизнь и благобытие твари»

Как тебе понравится, приехать в церковь однажды в воскресенье и обнаружить, что все люди ждут снаружи уже несколько часов, чтобы попасть внутрь здания? Ты спрашиваешь, что происходит, и кто-то отвечает: «Мы не можем войти! Все наполнено Славой Божьей!»

Подобное произошло с Моисеем, когда он пытался войти в скинию:

(Исх.40:34-35) «И покрыло облако скинию собрания, и Слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания , потому что осеняло ее облако, и Слава Господня наполняла скинию»

Моисей не мог войти в скинию, и ему пришлось ждать, потому что скиния была наполнена Славой. Подобное произошло и с Соломоном, когда он освящал храм:

(2Пар.5:13,14) «... ; потому что Слава Господня наполнила дом Божий»

Можешь ли ты представить церковное служение, где Слава Божья настолько наполнила зал, что никто не может стоять на ногах. Это именно то, что произошло в храме Соломона. Если Слава так сходила в Ветхом Завете, насколько большую мы можем ожидать Славу в Новом Завете !

Пророчество о большей Славе

(Агг.2:9) «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф...»

В Ветхом Завете был храм, построенный человеческими руками, где обитало присутствие Бога в Святом Святых. Когда Иисус умер, завеса во Святом Святых, где находилось присутствие Божье, разорвалась надвое, и Бог поменял Свой храм с того, который сделан руками на нерукотворный. Бог теперь живет внутри нас, верующих, сделав Свое присутствие доступным для нас.

Павел говорит в Первом послании к коринфянам:

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16)

«Дом Божий» в Новом Завете - это Тело Христа - Церковь. Христиане, рожденные свыше, являются «домом Божьим». Поэтому мы можем истолковать стихи из Книги пророка Аггея, 2:9 таким образом: «Слава Церкви последних дней будет больше, чем Слава «Первого Храма».

Моисей был в Божьем присутствии, и мы также можем быть в Божьем присутствии. Если Слава могла покрыть гору в Ветхом Завете на шесть дней, тогда это возможно, чтобы Слава Божья покрыла наши церкви на шесть дней. Представьте только это.

Как выглядит Слава Божья?

В Библии вы найдете различные проявления Славы Божьей. Иногда она выглядела как облако, иногда как пожирающий огонь, иногда как дым или радужное сияние.

  • Слава как огонь
Исх.24:17 Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий .
  • Слава как облако
Исх.40:38 ибо облако Господне стояло над скиниею днем , и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их.
  • Слава как радуга
Иез.1:27-28 И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние [было] вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом .
  • Слава как свет солнца
Матф.17:2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет .
  • Слава как дым
Откр.15:8 И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.

Во время пробуждения исцеления в 40-50 годах люди описывали Славу, которая временами проявлялась как яркий, вспыхивающий свет. Когда Слава уходила, каждый грешник находился на коленях, принимая Иисуса. Они даже не осознавали, каким образом они оказывались на коленях - просто они стояли на коленях возле алтаря и примирялись с Богом.

Я также слышал рассказы о том, как Слава проявлялась как золотое облако, опускающееся на собрание. Как Слава появлялась в виде ветра, который дул по всему собранию и каждый больной получал исцеление. Временами люди видели Славу, сходящую на собрание в виде облака, которое полностью всех окутывало. А порою, она проявилась как вспышка огромной лампы и в следующий момент все в здании мгновенно исцелялись.

Если Слава Божья проявлялась как огонь, ветер, туман, дым и яркий свет в прошлом, верите ли вы, что такое же будет происходить в эти дни? Конечно же, да!

Почему Господь проявляет Славу видимым образом?

Слава не появляется бесцельно, в Славе происходят чудеса и знамения. Чудеса и знамения - это средства, которые привлекают внимание людей. Чудеса и знамения не спасают людей, но когда Бог привлекает их внимание, тогда они слышат Евангелие и спасаются. Также чудеса и знамения укрепляют веру людей в том, что Бог здесь и Он реален.

Если служение Иисуса и Апостолов включало в себя проповедь, чудеса и знамения, то подобное должно происходить и в нашем служении. Проявления Святого Духа и Силы являются подтверждением проповедуемого Слова Бога.

В Деяниях 2 главе говорится, что видимые чудеса и знамения будут высвобождены в последние дни на земле и на небе:

(Деян.2:19-21) «И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу , кровь и огонь и курение дыма . Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется ».

Курение дыма может означать Славу Божью, потому что в древности Слава временами проявлялась именно в виде дыма. Слово курение это греческое [атмОс] – дыхание.

Сам Господь сказал через пророка, что Слава последнего храма будет больше, нежели прежнего (Агг.2:9). Слава первых дней была прекрасной, но Слава, которая грядет, будет намного большей, чем мы можем себе представить.

Почему Слава проявляется не везде и не всегда?

(Ис.6:3) «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна [наполнена, заполнена] славы Его»

В реальности Слава Божья наполняет всю землю, и мы прямо сейчас находимся в Его Славе. Мы окружены Славой, и мы дышим Славой, но мы не видим ее точно так, как мы не видим воздух, пока она не будет проявлена из духовного измерения в физическое.

Когда Божья Слава проявляется? Что известно о том, что притягивает Славу, или сказать правильнее, что способствует Славе проявляться видимым образом?

Ответ на этот вопрос нельзя дать точно, потому что Слава не может нам подчиняться. Однако исследуя проявленную Славу можно увидеть три ключа, способствующие Славе Божьей проявляться и быть видимой среди нас.

Ключи, способствующие проявлению Славы

1. «Жажда и страсть»

Я слышал, как один из служителей учил о Славе Божьей: «За последние 30 лет я побывал в сотнях церквей. Но за все эти годы я видел лишь две из них, где Бог действительно мог делать то, что Он желал делать. В этих церквах я, как и всегда, планировал служение в определенном направлении, но не успевал сделать и шага к кафедре, как Дух Божий начинал действовать. Люди получали исцеление, избавление и освобождение. Я пытался проповедовать, но в собрании царила такая жажда даров Духа, что служение порой длилось часами. Иногда Дух Святой касался буквально каждого члена церкви. Люди рождались свыше и исполнялись Святым Духом. Я покидал эти церкви, находясь в таком возбуждении и восторге от действия Духа Святого, что едва мог дождаться прибытия в следующую общину. Но когда я выходил за кафедру другой церкви, я чувствовал себя так, как будто кто-то вылил мне за шиворот черпак холодной воды.

Наконец я спросил Бога: «Дорогой Господь, что я сделал неправильно? Почему в одной церкви Ты двигался во время всего собрания, в другой же - все было наоборот. Ничего не происходило: ни одного слова знания, ни одного различения духов. Ничего! Что же я упустил?».

И вот что я узнал. В первой церкви люди верили в дары Духа, желали и ожидали их. Во второй церкви они не желали и не ожидали ничего, поэтому проявления Духа были редкими. Все зависит от того, что мы желаем и что ожидаем. Бог движется только там, где Его ждут, куда Его пригласили и где люди хотят Его движения. В церкви, где есть духовная жажда, дары Духа проявляются почти на каждом служении. Каждое такое собрание оставляет людей в ожидании, возбуждает в них духовный голод и несет помазание».

«Великое ожидание - производит великие проявления»

Один из евангелистов свидетельствует. «Когда я вступил на платформу, то почувствовал, как будто что-то осязаемое ударило меня в лицо. В зале царила атмосфера ожидания. Такое же ожидание сопровождало каждое дальнейшее служение. На каждом служении происходило непрестанное движение Святого Духа. В один из вечеров Слава Божья была особенно ощутимой, она подобно белому туману повисла над головами собравшихся людей. Поэтому я предложил: «Давайте продолжать поклоняться Богу. Если вы нуждаетесь в чем-то от Него, присутствие Божье и сила Божья здесь. Просто протяните руки и возьмите все, что вам нужно». Верующие поднимали руки к небу и поклонялись Богу. Никто ни на кого не возлагал рук, тем не менее, на протяжении двух вечеров звучали свидетельства исцеленных людей».

Присутствие Божье наполняло то место. Почему? Христиане были полны ожидания, поэтому они и получили ответ. На каждом из служений, где двигался Бог, была атмосфера ожидания. Желание даров создает правильную духовную атмосферу, где Бог может делать то, что Он хочет. Если атмосфера заряжена ожиданием, она будет увеличивать проявления даров Духа.

«Люди, а не Бог, создают атмосферу ожидания»

На всем протяжении пробуждения исцеления 40-50 годов люди ожидали движения Бога на своих собраниях. Они просто шли на собрания и заряжали его таким сильным ожиданием, что Бог мог свободно двигаться среди них.

Я помню свидетельство Бенни Хинна, как он опаздывал на свой круссейд, находясь в автомобильной пробке, но слышал по радио, как в зале начали происходить чудеса, потому что зал был наэлектризован ожиданием и верой людей. Дело было не в этом помазанном человека, дело было в Боге, который отвечал на жажду людей.

Чем больше степень ожидания, тем больше свободы имеет Дух Святой в Своих проявлениях. Я верю, что церковь может быть настолько заряжена ожиданием и силой Божьей, что люди будут получать исцеление даже дома посреди недели.

2. «Хвала и поклонение в единстве»

При посвящении храма Соломона музыканты и певцы, как один, восхваляли и славили Господа:

(2Пар.5:13,14) «…и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Иеговы-Любящего; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Иегову-Любящего, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака , потому что Слава Господня наполнила дом Божий»

Все общество стало одним целым. Заметили ли вы, что в этих Библейских стихах упоминаются не только левиты или священники? Там сказано: «…и были, как один, трубящие и поющие ». Когда люди слились воедино, воспевая и прославляя Бога, тогда сошла Божья Слава так сильно, что служители упали от силы Божьей.

3. «Вера в Славу Божью»

Есть еще кое-что, что мы можем сделать, чтобы увидеть проявление Божьей Славы - мы можем верить в Славу. Как это? Точно так, как верить в исцеление, дары и др.

Один из служителей был в одной церкви, где сильно проявилась Слава, и многие люди были исцелены. После служения он сказал пастырю о том, что в тот день на служении была Слава Божья. Он подтвердил это, объяснив: «Мы как церковь постоянно верим Богу в Его Славу в проявлении. И мы знаем, что до сего дня эта церковь переживает постоянное проявление Славы Божьей на служениях».

В Евангелии от Иоанна, 11:40 Иисус говорил Марфе у гроба Лазаря: «…не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь Славу Божию?»

Итак, в дополнение к правильной атмосфере, желанию Божьего присутствия, молитве, хвале и поклонению, мы можем использовать нашу веру, чтобы верить Богу, что Слава Божья будет проявлена. И она будет проявлена.

Заключение

Бог готовит нас для того, чего мы еще не видели. Это будет намного больше всего того, о чем мы просили или думали. Сейчас не время быть вялым, время иметь «горящее» сердце и быть готовыми к тому, что делает Бог.

  • Приходите в церковь, поклоняйтесь, хвалите и приветствуйте Господа всем сердцем своим и крепостью и разумением.
  • Молитесь, просите, жаждите и ожидайте видеть проявленную Славу Божью.
  • Поклоняйтесь и хвалите Господа так, чтобы «с вас ботинки слетали», а не сидите засыпая.

Давайте создадим место, которое будет нравиться Богу и Его ангелам. Давайте будем горящими и жаждущими Его больше, и Он будет являться нам. Бог поднимает Церковь Христову по всей Земле, она будет проповедовать Слово и будет двигаться в Славе. Слава Божья уже изливается, приготовьтесь для большего излияния, приготовьтесь к этим потокам!

Желаю вам благословений.