Бюджетная классификация доходов бюджетов рф. Пашкевич Д. Бюджетное право Классификация доходов бюджета Налоговые доходы в бюджетной классификации

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ Глава 4. Бюджетная классификация Российской Федерации Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 18 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Статья 18. Бюджетная классификация Российской Федерации

1. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации. Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 19 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Статья 19. Состав бюджетной классификации Российской Федерации

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления). Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 20 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Классификация доходов бюджетов Статья 20 БК РФ.

1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов;

3) кода подвида доходов;

4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

2. Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

3. Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

4. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются Федеральным законом от 9 апреля 2009 г. N 58-ФЗ в подпункт 1 пункта 4 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона:

1) налоговые и неналоговые доходы:

налоги на прибыль, доходы;

налоги и взносы на социальные нужды;

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество;

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

государственная пошлина;

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

платежи при пользовании природными ресурсами;

доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

административные платежи и сборы;

штрафы, санкции, возмещение ущерба;

доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления:

безвозмездные поступления от нерезидентов;

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

прочие безвозмездные поступления.

5. Доходы, указанные в абзацах втором, третьем (в части единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов), четвертом - десятом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются налоговыми доходами бюджетов. Доходы, указанные в абзацах третьем (за исключением единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов), одиннадцатом - двадцатом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются неналоговыми доходами бюджетов.

6. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

7. Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

8. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

3) бюджеты муниципальных районов;

4) бюджеты городских округов;

5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) бюджеты городских и сельских поселений;

7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

9. Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.

Министерство финансов Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения. Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 21 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Классификация расходов бюджетов Статья 21 БК РФ.

1. Код классификации расходов бюджетов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

2. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

3. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:

2) национальная оборона:

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в подпункт 4 пункта 3 статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

4) национальная экономика:

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

6) охрана окружающей среды:

7) образование:

8) культура, кинематография, средства массовой информации:

9) здравоохранение, физическая культура и спорт:

10) социальная политика:

11) межбюджетные трансферты Федеральным законом от 9 апреля 2009 г. N 58-ФЗ в пункт 4 статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.

Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.

Перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов федерального бюджета в части, касающейся финансового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Статья 23 БК РФ

1. Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из: кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов; кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов; кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

2. Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

3. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются: источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов

4. Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета. Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 23. 1

Статья 23.1 Классификация операций сектора государственного управления

1. Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления. Пункт 1 статьи 23. 1. настоящего Кодекса вступил в силу с 1 января 2008 г.

2. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и статьями операций сектора государственного управления являются: доход, расходы, поступление нефинансовых активов, выбытие нефинансовых активов, поступление финансовых активов, выбытие финансовых активов, увеличение обязательств, уменьшение обязательств.

3. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень подстатей операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Пункт 3 статьи 23. 1. настоящего Кодекса вступил в силу с 1 января 2008 г.

4. Порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы (включая государственные внебюджетные фонды) по источникам их формирования и способам получения.

До 1 января 2005 г. классификация доходов бюджетов включала группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Основными группами доходов были:

  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы;
  • безвозмездные перечисления;
  • доходы целевых бюджетных фондов.

С принятием новой бюджетной классификации с 1 января 2005 г. структура классификации доходов бюджетов РФ представлена 20-значным кодом (табл. 1). Этот код включает четыре части:

  • 1. Администратор.
  • 2. Вид дохода (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).
  • 3. Программа (подпрограмма).
  • 4. Экономическая классификация доходов.

Таблица 1

Классификация доходов бюджетов РФ

С 2005 по 2007 г. основными группами доходов были: доходы;

безвозмездные поступления;

Доходы от предпринимательском и ином приносящем доход деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ основными группами доходов стали:

  • налоговые доходы и неналоговые доходы;
  • безвозмездные перечисления.

Начиная с 1 января 2010 г., в соответствии с Приказом Минфина РФ от 30 декабря 2009 г. № 150н (в ред. Приказа Минфина РФ от 31 марта 2010 г. № 28н), были вновь внесены изменения в структуру доходов. В настоящее время классификация доходов бюджетов выглядит следующим образом (табл. 2).

Классификация доходов бюджетов

Таблица 2

Первую часть (1-3-й разряды) составляет главный администратор доходов бюджета. Данный код присваивается главному администратору законодательством РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Главный администратор доходов бюджета - это определенный законом о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, определяющие перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и (или) являющийся администратором доходов бюджета.

В рамках бюджетного процесса главный администратор доходов

  • формирует перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета;
  • представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
  • представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
  • формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;
  • осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Подотчетный главному администратору администратор доходов

бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
  • осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  • принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
  • принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
  • в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
  • осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Вторая часть в классификации доходов бюджетов РФ (4- 13-й разряды) в соответствии с 20-значным кодом представляет собой вид дохода. Он состоит из 10 знаков и включает:

  • группу (4-й разряд кода классификации доходов бюджетов);
  • подгруппу (5-6-й разряды кода классификации доходов бюджетов);
  • статью (7-8-й разряды кода классификации доходов бюджетов);
  • подстатью (9-11 -й разряды кода классификации доходов бюджетов);
  • элемент (12-13-й разряды кода классификации доходов бюджетов).

Код вида доходов предусматривает следующие группы:

  • 1 00 00000 00 - налоговые и неналоговые доходы;
  • 2 00 00000 00 - безвозмездные поступления;
  • 3 00 00000 00 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Группу 1 00 00000 00 «Налоговые и неналоговые доходы» детализируют следующие подгруппы:

  • 1 01 00000 00 - налоги на прибыль, доходы;
  • 1 02 00000 00 - страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • 1 03 00000 00 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 1 04 00000 00 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 1 05 00000 00 - налоги на совокупный доход;
  • 1 06 00000 00 - налоги на имущество;
  • 1 07 00000 00 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • 1 08 00000 00 - государственная пошлина;
  • 1 09 00000 00 - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 1 10 00000 00 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 1 11 00000 00 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 1 12 00000 00 - платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 1 13 00000 00 - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • 1 14 00000 00 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 1 15 00000 00 - административные платежи и сборы;
  • 1 16 00000 00 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 1 17 00000 00 - прочие неналоговые доходы;
  • 1 18 00000 00 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
  • 1 19 00000 00 - возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет.

Группу 2 00 00000 00 «Безвозмездные поступления» детализируют следующие подгруппы:

  • 2 01 00000 00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;
  • 2 02 00000 00 - безвозмездные поступления от других бюджетов

бюджетной системы Российской Федерации;

  • 2 03 00000 00 - безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
  • 2 04 00000 00 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
  • 2 05 00000 00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
  • 2 07 00000 00 - прочие безвозмездные поступления;
  • 2 08 00000 00 - перечисления для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

Группу 3 00 00000 00 «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» детализируют следующие подгруппы:

  • 3 01 00000 00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 3 02 00000 00 - рыночные продажи товаров и услуг;
  • 3 03 00000 00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 3 04 00000 00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Дальнейшая детализация подгрупп кода вида доходов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей.

Например, группа - «Доходы»; подгруппа - «Налоги на прибыль, доходы»; статья - «Налог на прибыль организаций» или «Налог на доходы физических лиц»; подстатья - «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями» или «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам».

Код элемента доходов показывает, за каким уровнем бюджетной системы закреплен данный вид дохода. Так, для налоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов. Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансфертов его получателю.

Устанавливаются следующие коды элементов доходов:

  • 01 - федеральный бюджет;
  • 02 - бюджет субъекта Российской Федерации;
  • 03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга;
  • 04 - бюджет городского округа;
  • 05 - бюджет муниципального района;
  • 06 - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • 07 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • 08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 10 - бюджет поселения.

По коду элемента доходов «05» (бюджет муниципального района) также отражаются доходы муниципальных образований, полностью или частично не перешедших на систему организации местного самоуправления, предусмотренную Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В рамках кода классификации доходов выделяется также код подвида доходов (ранее, до 2007 г. он назывался «программа (подпрограмма)»). Подвиды доходов бюджетов кодируются четырьмя знаками (14- 17-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ). Первый знак кода подвида доходов используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Эти коды определяются федеральными органами власти и включают:

  • 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
  • 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;
  • 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации.

Дальнейшая классификация подвидов доходов производится в соответствии с законодательным актом бюджета субъекта РФ и/или решением муниципалитетов при исполнении соответствующих бюджетов.

И, наконец, последняя, четвертая часть классификации доходов бюджетов - это статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к доходам бюджетов,

которая определяется трехзначным кодом (18-20-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ). Это название сменило прежнее название «экономическая классификация доходов» в связи с появлением универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов «классификации операций по их экономическому содержанию».

Сегодня классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию. Данная классификация была разработана и принята еще в 2004 г. (приложение № 2 к Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»). Она включает:

  • 110 - налоговые доходы;
  • 120 - доходы от собственности;
  • 130 - доходы от оказания платных услуг;
  • 140 - суммы принудительного изъятия;
  • 150 - безвозмездные поступления от бюджетов;
  • 151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 152 - поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
  • 153 - поступления от международных финансовых организаций;
  • 160 - страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • 170 - доходы от операций с активами;
  • 180 - прочие доходы;
  • 410 - уменьшение стоимости основных средств;
  • 420 - уменьшение стоимости нематериальных активов;
  • 430 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;
  • 440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Государственная Полярная академия

Факультет управления

Кафедра государственного, муниципального

и организационного управления

по дисциплине «Управление бюджетными ассигнованиями в государственном и муниципальном управлении» на тему

Бюджетная классификация доходов бюджета РФ

Выполнила: студентка 4 курса

471 группы Северина Ю.В.

Проверила: к.н.э., доц. Котырева Е.И.

Санкт – Петербург

Введение...................................................................................................................2

Глава 1. Сущность и значение бюджетной классификации................................4

Глава 2. Классификация доходов бюджета РФ....................................................8

2.1 Виды доходов бюджетов РФ..................................................................8

2.2 Классификация доходов бюджетов РФ……………………………...11

2.2.1. Неналоговые доходы...............................................................16

2.2.2. Неналоговые доходы………………………………………...17

2.2.3. Безвозмездные перечисления.................................................20

2.2.4. Доходы целевых бюджетных фондов...................................21

2.2.5.Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности………………………………………………………22

Заключение.............................................................................................................23

Список использованной литературы...................................................................24

Приложение 1…………………………………………………………………….25

Приложение 2…………………………………………………………………….26


Введение

В настоящее время в области финансово-бюджетных отношений наиболее актуальными являются ответы на вопросы о том, как увеличить доходную часть бюджетов, какими методами снизить бюджетный дефицит и обеспечить своевременное финансирование бюджетных учреждений. Разработка эффективной системы бюджетных отношений и их правовое регулирование являются одними из наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются сегодня территориальные финансовые органы.

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. Состав доходов бюджетной системы выражается в различных платежах, уплачиваемых юр. и физ. лицами в тот или иной бюджет. В связи с тем, что составляющие бюджет доходы неоднородны по источникам, составу и направлениям и некоторым другим параметрам, для целей их планирования и учета необходима их группировка, классификация.

Бюджетная классификация доходов бюджета РФ обеспечивает расположение и группировку доходов для формирования учётной информации о составе и структуре бюджетов, их материальной базе, составе плательщиков и финансируемых из бюджета отраслей экономики и учреждений, а также о назначении бюджетных ассигнований.

Актуальность изучения темы данной работы обусловлена необходимостью теоретических знаний в сфере бюджетной классификации, а именно группировки доходов бюджета станы, а также недостаточной изученностью данного вопроса в литературе.

Цель данной работы: рассмотрение бюджетной классификации доходов бюджетов РФ.

В соответствии с целью выделены следующие задачи :

Раскрытие экономической сущности, состава, принципов построения и значения бюджетной классификации РФ;

Рассмотрение видов, бюджетной классификации доходов бюджетов РФ.


Глава 1. Сущность и значение бюджетной классификации

В связи с тем, что составляющие бюджет доходы и расходы неоднородны по источникам, составу и направлениям и некоторым другим параметрам, для целей их планирования и учета разработана и используется бюджетная классификация, составляющая основу бюджетной системы государства.

Бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, зашифрованных в установленном порядке.

Назначение бюджетной классификации проявляется в том, что она используется:

1) для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней,

2) для осуществления контроля за выделением и расходованием бюджетных средств,

3) для обеспечения необходимой сопоставимости показателей бюджетов всех уровней,

4) для составления консолидированных бюджетов всех уровней государства.

Основой бюджетной классификации служит группировка показателей. Выбор критериев группировки показателей строится на том условии, что используемая бюджетная классификация должна давать полное представление о формировании доходов и направлениях средств, их составе и структуре во всех необходимых для управления государством разрезах: социально-экономическом, ведомственном, социальном.

Роль бюджетной классификации в бюджетной системе страны заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы.

Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определенного кода. Основные положения бюджетной классификации, ее элементы и механизмы практического использования должны раскрываться в бюджетном законодательстве государства. С течением времени содержание и концепции бюджетной классификации могут меняться под влиянием различных макро- и микроэкономических факторов.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает (см. Приложение 1):

1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

3) экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

6) классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;

7) классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.


Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, классификации видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга, классификации источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, классификации видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2010 г. № 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (ред. от 31.08.2010 г.) определяет порядок формирования бюджетной классификации РФ. Построение бюджетной классификации регламентируется Федеральным Законом №115-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “О бюджетной классификации Российской Федерации” и 4 главой Бюджетного Кодекса РФ.


Глава 2. Классификация доходов бюджета РФ

2.1. Виды доходов бюджета РФ

Доходы бюджета субъекта Российской Федерации - это денежные

поступления, формирующие доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации как централизованного фонда денежных средств

субъекта Российской Федерации .

Доходы бюджета субъекта Российской Федерации можно классифицировать по различным основаниям.

Так, по социально-экономическому признаку, поступления в бюджет

субъекта Российской Федерации можно подразделить на:

1) поступления от государственного сектора экономики, где источником поступления выступает деятельность государственных организаций (например, отчисления от прибыли государственных предприятий), а также имущество, находящееся в составе казны субъекта Российской Федерации. В данном случае движение денежных средств осуществляется в рамках собственности субъекта Российской Федерации;

2) поступления от негосударственных организаций и граждан , где поступления образуются за счет обращения частной собственности в государственную. Движение денежных средств от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации сопровождается сменой формы собственности.

В зависимости от метода бюджетной деятельности доходы бюджета

субъекта Российской Федерации подразделяются на:

1) принудительно-безвозвратные (например, налоги);

2) принудительно-возвратные;

3) добровольно-безвозвратные (например, пожертвования (гранты)

юридических и физических лиц);

4) добровольно-возвратные (например, внутренние и внешние займы субъектов Российской Федерации).

К данной классификации примыкает деление доходов в зависимости от

методов аккумуляции на обязательные и добровольные платежи. К первым

относятся налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода, финансовые санкции и т. п. Ко вторым – средства организаций и граждан, привлекаемые в

бюджет путем размещения государственных займов, проведения лотерей, выпуска акций, полученные в результате оказания финансовой помощи, грантов, дарения, пожертвований и т. д.

К этой же классификации относится традиционное деление доходов на

налоговые и неналоговые . С теоретической точки зрения к налоговым доходам относятся собственно налоги. Однако к такого рода доходам Бюджетный кодекс Российской Федерации относит и государственные сборы, а также пени и штрафы. Все остальные поступления будут носить неналоговый характер.

В зависимости от признака экономической эквивалентности доходы

бюджетов Российской Федерации подразделяются на возмездные и безвозмездные.

К возмездным доходам относятся всякого рода сборы, которые рассматриваются в качестве платы за определенные государственные услуги

(например, сбор за государственную регистрацию юридических лиц), плата за пользование государственным имуществом, в том числе объектами, находящимися в собственности государства или субъекта Российской Федерации (например, арендная плата за землю или иную недвижимость), государственная пошлина.

Ряд доходов бюджета (например, государственные сборы, государственная пошлина) носят относительно возмездный характер. При названных платежах получаемая плательщиком государственная услуга не имеет точно выраженной стоимости, поэтому трудно говорить, получил ли плательщик эквивалент тем денежным суммам, которые были взысканы с него государством.

К безвозмездным доходам относятся, например, налоги – уплачивая

налоги налогоплательщик ничего взамен не получает.

По способу движения денежных средств доходы бюджетов субъектов

Российской Федерации подразделяются на безвозвратные и возвратные. К безвозвратным доходам относятся налоги, средства, полученные в качестве финансовой помощи из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции и т. п.), пожертвования граждан и юридических лиц. К возвратным доходам относятся те поступления, которые образуют долг субъекта Российской Федерации, требующий своего погашения.

В зависимости от вида правового акта, лежащего в основании получения дохода доходы бюджета субъекта Российской Федерации подразделяются на:

1)доходы, основанные на односторонне-властном велении, например, налоги;

2) доходы, основанные на соглашении органа, представляющего субъект Российской Федерации, с плательщиком. Примером такого рода доходов выступают, доходы, полученные в результате размещения государственного займа;

3) доходы, основанные на одностороннем акте плательщика. Примером

такого рода доходов выступают денежные средства, поступившие из федерального бюджета в порядке оказания финансовой помощи, пожертвования граждан, юридических лиц, международных организаций, применительно к которым в настоящее время обычно используется термин «грант», и т. п.

В зависимости от основания права на получение дохода они подразделяются на собственные и закрепленные.

Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за данными бюджетами законодательством Российской Федерации (ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

К регулирующим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации

относятся те доходы, которые используются в качестве инструмента

бюджетного регулирования данных бюджетов.

В зависимости от назначения платежа доходы бюджета субъекта Российской Федерации могут подразделяться на общие (универсальные) и целевые (специальные).

Большая часть платежей носит общий характер , т. е. поступая в бюджет, они обезличиваются, смешиваются с другими поступлениями и распределяются без всякой связи со своим источником. Однако могут существовать и целевые доходы. Они предназначены для финансирования строго определенных расходов субъекта Российской Федерации, определяемых конкретной его функцией. В качестве таковых обычно выступают доходы целевых бюджетных фондов.

Согласно Классификации доходов бюджетов Российской Федерации доходы бюджетов Российской Федерации, включая бюджеты субъектов Российской Федерации, подразделяются на: налоговые/неналоговые, безвозмездные, доходы целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности (подробнее классификация рассмотрена далее).

2.2. Классификация доходов бюджетов РФ

Применительно к конкретному бюджету его доходы выстраиваются в

соответствии с таким разделом Бюджетной классификации Российской Федерации, как «Классификация доходов бюджетов Российской Федерации». Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что «классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники финансирования доходов

бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения» (ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Структура 20-тизначного кода классификации доходов представлена в виде четырёх частей (см. Приложение 2):

1. Главный администратор доходов бюджета;

2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);

3. Подвид доходов;

4. Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

1. Главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, определяющий перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и (или) являющийся администратором доходов бюджета.

Код главного администратора доходов бюджета (1-й – 3-й разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.

Администраторами доходов бюджетов являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Вид доходов

Код вида доходов (4-й – 13-й разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 10-ти знаков и включает:

Группу - (4-й разряд кода классификации доходов бюджетов);

Подгруппу - (5-й – 6-й разряды кода классификации доходов бюджетов);

Статью - (7-й – 8-й разряды кода классификации доходов бюджетов);

Подстатью - (9-й – 11-й разряды кода классификации доходов бюджетов);

Элемент - (12-й – 13-й разряды кода классификации доходов бюджетов).

Код вида делится на группы, подгруппы, дальнейшая детализация осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей.

Устанавливаются следующие коды элементов доходов :

01 - федеральный бюджет;

02 - бюджет субъекта Российской Федерации;

03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга;

04 - бюджет городского округа;

05 - бюджет муниципального района;

06 - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

07 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;

10 - бюджет поселения.

3. Подвид доходов

В рамках кода классификации доходов бюджетов выделен код подвида доходов.

Подвиды доходов бюджетов кодируются четырьмя знаками (14-й – 17-й разряды кода классификации доходов бюджетов).

Детализация кодов подвидов доходов осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Классификация операций сектора государственного управления, относящаяся к доходам бюджетов определяется трехзначным кодом (18 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов) и представлена следующими позициями:

110 - налоговые доходы;

120 - доходы от собственности;

130 - доходы от оказания платных услуг;

140 - суммы принудительного изъятия;

150 - безвозмездные поступления от бюджетов;

151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

152 - поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

153 - поступления от международных финансовых организаций;

160 - взносы, на социальные нужды;

170 - доходы от операций с активами;

180 - прочие доходы;

410 - уменьшение стоимости основных средств;

420 - уменьшение стоимости нематериальных активов;

430 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;

440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

Согласно Классификации доходов бюджетов Российской Федерации доходы бюджетов Российской Федерации, включая бюджеты субъектов Российской Федерации, подразделяются на следующие группы:

1) налоговые доходы , включающей подгруппы: а) налоги на прибыль (доход). Прирост капитала; б) налоги на совокупный доход; в) налоги на имущество; г) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; д) прочие налоги, пошлины и сборы;

2) неналоговые доходы , включающей подгруппы: а) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций; б) доходы от продажи земли и нематериальных активов; в) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; г) административные платежи и сборы; д) штрафные санкции, возмещение ущерба; е) доходы от внешнеэкономической деятельности; ж) прочие неналоговые доходы;

3) безвозмездные перечисления , включающей подгруппы: а) от нерезидентов; б) от бюджетов других уровней; в) от государственных внебюджетных фондов; г) от государственных организаций; д) от наднациональных организаций; е) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды; ж) прочие безвозмездные поручения;

4) доходы целевых бюджетных фондов , включающей подгруппы: а) дорожные фонды; б) экологические фонды; в) фонд министерства Российской Федерации по атомной энергии; г) целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации (утверждаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации);

5) доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.

Рассмотрим подробнее группы этой классификации.

2.2.1. Налоговые доходы

Налоговые доходы – это предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах бюджетов этой части учитываются предоставленные налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговые доходы по форме поступления в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие доходы.

Закрепленные доходы – доходы, которые полностью или в твердо фиксированное доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы – доходы, которые в целях балансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

В группу "Налоговые доходы" (1000000) включаются следующие подгруппы:

1010000 - налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

1020000 - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

1030000 - налоги на совокупный доход;

1040000 - налоги на имущество;

1050000 - платежи за пользование природными ресурсами;

1060000 - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

1400000 - прочие налоги, пошлины и сборы.

2.2.2. Неналоговые доходы

К неналоговым доходам бюджетов согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

3) доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные согласно применению мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия;

4) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

5) иные неналоговые доходы.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, составляют:

средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;

средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения

обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам и юридическим лицам на возвратной и платной основах;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие, предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В группу "Неналоговые доходы" (2000000) включаются следующие подгруппы:

2010000 - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

2040000 - доходы от продажи земли и нематериальных активов;

2050000 - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

2060000 - административные платежи и сборы;

2070000 - штрафные санкции, возмещение ущерба;

2080000 - доходы от внешнеэкономической деятельности;

2090000 - прочие неналоговые доходы.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, представляют собой средства, полученные от продажи государственного или муниципального имущества и зачисленные в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации государственного или муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются Законодательством Российской Федерации о приватизации.

Финансовая помощь от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий или иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

2.2.3. Безвозмездные перечисления

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

Взаимные расчеты – операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, операции по которым проведены после утверждения закона о бюджете.

В группу "Безвозмездные перечисления" (3000000) включаются следующие подгруппы:

3010000 - от нерезидентов;

3020000 - от бюджетов других уровней;

3030000 - от государственных внебюджетных фондов;

3040000 - от государственных организаций;

3050000 - от наднациональных организаций;

3060000 - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

2.2.4. Доходы целевых бюджетных фондов

В подгруппу "Доходы целевых бюджетных фондов" (4000000) включаются следующие целевые бюджетные фонды: 4010000 - дорожные фонды;

4020000 - экологические фонды;

4030000 - Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

4040000 - Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

4050000 - Государственный фонд борьбы с преступностью;

4060000 - Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы;

4080000 - Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

4090000 - Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе;

4100000 - Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

4110000 - Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Ниже приводится выборочный список доходов в составе бюджетной классификации.

2.2.5 . Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности

Группа «Доходы от предпринимательской и иной приносящей дрхрд деятельности» (3 00 00000 00) включает следующие подгруппы:

3 01 00000 00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

3 02 00000 00 - рыночные продажи товаров и услуг;

3 03 00000 00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

3 04 00000 00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Дальнейшая детализация кода вида доходов внутри указанных подгрупп осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей.

Заключение

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация устанавливает единство формы бюджетной документации, представления необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласованных принципов бюджетного процесса.

Бюджетная классификация осуществляет группировку доходов и расходов, а также источников покрытия его дефицита по следующим направлениям: классификация доходов бюджетов Российской Федерации; функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации; экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации; классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Перечисленные направления являются едиными на всей территории Российской Федерации и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Таким образом, бюджетная классификация – это документ, не только выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет Российской Федерации, но и имеющий большое экономическое значение.

Список использованной литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (РФ), 2010 (с использованием системы «Консультант плюс»)

2. Федеральный Закон №115-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “О бюджетной классификации Российской Федерации”

3. Коды бюджетных классификаций на 2010 год (www.nalog.ru)

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2010 г. № 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (ред. от 31.08.2010 г.)

5. Загородников С.В. Финансы и кредит: учеб. пособие / С.В. Загородников. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2010.

6. Кузьменко Т.Н. Финансы и кредит: учебник / М.Л. Дьякова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. Т.В. Ковалевой. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.

7. Е.А. Мизиковский, ТС. Маслова. Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях: учеб. пособие / Е.А. Мизиковский, ТС. Маслова. – М.: Магистр, 2009.

8. Пауль А. Г. К вопросу о понятии доходов бюджета // Финансовое право. - 2004. - 3.

9. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных организаций под ред. Г.Б. Поляка – М.: Вузовский учебник, 2009.

Приложение 1. Состав бюджетной классификации

Приложение 2. Структура 20-тизначного кода классификации доходов бюджетов РФ

Государственный бюджет - документ для регулировки денежных потоков и информирования о планах органов власти на ближайшее время.

Бюджет напрямую влияет на показатели экономики страны, а для определения его состояния учитываются доходы и расходы.

Что входит в перечень доходов:

  • налоговая прибыль;
  • неналоговые платежи;
  • безвозмездное поступление денег в бюджет.
В РФ ведется учет прибыли, и в конце года подсчитывается ее сумма, что позволяет составлять более эффективные экономические планы и выявлять ошибки в предыдущем планировании.

Налоговые доходы

Налоговые доходы — это прибыль, полученная в результате перечисления государственных взносов физическими или юридическими лицами. Они делятся на подгруппы, а размер налогов для каждого плательщика определяется НК РФ:
  • Налоги на прибыль. НК РФ устанавливается 13% для простых граждан. Индивидуальные предприниматели платят налог в зависимости от выбранной системы налогообложения (упрощенная, ЕНВД и пр.).
  • Налоги на товары и услуги. В стоимость товаров и услуг заранее включается НДС.
  • Регистрационные и лицензионные сборы: госпошлина за регистрацию права собственности, получение лицензии для ведения деятельности, и т.д.
  • Налоги на совокупный доход, пользование природными ресурсами, внешнюю торговлю.
  • Налоги на имущество: земельные участки, автомобили, недвижимость.
Налоговые ставки на имущество устанавливаются в регионах индивидуально.

Неналоговые доходы

В классификатор доходов РФ входят и неналоговые поступления, делящиеся на несколько групп:
  • Доходы от государственного или муниципального имущества: сдача в аренду, реализация на торгах, и пр.
  • Прибыль, получаемая в результате деятельности муниципальных или государственных органов.
  • Доходы от продажи земельных участков и нематериальных активов.
  • Поступления в бюджет из негосударственных организаций капитальных трансфертов.
  • Штрафы и иные платежи, предусмотренные различными кодексами: КоАП РФ, УК РФ и пр.
  • Прибыль, полученная в качестве возмещения ущерба или от внешнеэкономической деятельности.
Характерный пример — получение прибыли от муниципального имущества, сдающегося в аренду. Арендаторами могут быть как физические лица, так и организации. Между сторонами заключается договор, а сумма за пользование недвижимостью или землей переводится сразу же, либо ежемесячно, ежеквартально или ежегодно — все зависит от условий соглашения.

Безвозмездные платежи

Документально безвозмездные доходы отражаются в следующих случаях:
  • Если было решено сделать дотацию или выдать субсидию из одного бюджета в другой: например, урезать общую сумму, заложенную на медицинское обеспечение, в пользу социального.
  • Субвенции из региональных или федеральных бюджетов.
Также к безвозмездным доходам относят пожертвования от иностранных государств, предпринимателей или международных организаций.

Классификация бюджетов РФ требуется для грамотного контроля доходов, расходов и источников финансирования. Это позволяет государству заранее запланировать все траты и определить, из какого сектора можно взять деньги, если не хватает средств для выполнения наиболее важных задач, требующих финансовых ресурсов.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.
Экономическая классификация доходов является группировкой операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.


В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи БК РФ систематизированная группировка доходов производится по единственному критерию - принадлежности к доходной части бюджета какого-либо уровня. Законодатель в рамках БК РФ не указывает конкретных оснований классификации доходов бюджета, как это делается применительно к расходной части бюджета либо к источникам финансирования дефицита бюджета. Вместе с этим ч. 1 комментируемой статьи БК РФ содержит бланкетную норму, т.е. указывает на необходимость применения законодательных актов РФ, регулирующих источники формирования и пополнения доходной части бюджетов всех уровней, а также устанавливающих конкретные виды доходов.
К числу законодательных актов РФ, регулирующих объекты классификации доходной части бюджетов различных уровней, относятся: Закон о бюджетной классификации, Закон о федеральном бюджете, аналогичные законы субъектов РФ либо нормативные акты органов местного самоуправления о региональном или муниципальном бюджете на предстоящий год, а также некоторые ведомственные нормативные акты. Кроме того, и НК РФ в некоторой части устанавливает виды источников формирования и пополнения доходной части бюджетов всех уровней.
Если в ч. 1 комментируемой статьи проводится разделение всех доходов на группы, то в ч. 2 комментируемой статьи БК РФ указывается, что каждая группа доходов, в свою очередь, состоит из конкретных статей доходов. При этом разделение доходов по статьям основывается на следующем критерии - источник формирования либо способ получения. Вместе с тем важно отметить, что каждый из приведенных выше законодательных актов РФ приводит свою особенную классификацию доходов на группы и статьи.
Так, например, исходя из содержания БК РФ, все предусмотренные законодателем доходы разделяются на четыре основные группы:
1) доходы, поступающие в качестве обязательных отчислений от прибыли предприятий и учреждений различных форм собственности;
2) доходы, поступающие в качестве обязательных отчислений отличных доходов граждан;
3) доходы, поступающие от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
4) доходы, получаемые в процессе и в результате осуществления государством, органами местного самоуправления государственной либо муниципальной деятельности, в том числе внешнеэкономической.
Приведенная классификация доходов бюджетов всех уровней раскрывает прежде всего материальную сторону доходной части бюджета, перспективы ее использования, связь с направлениями экономического развития страны. При этом первые два вида доходов составляют большую часть доходной части бюджета. Эти доходы являются разновидностью налоговых платежей, взимаемых с юридических и физических лиц.
В Законе о бюджетной классификации приведена другая классификация доходов, основанная на источниках и способах их получения. В указанном законодательном акте выделены две основные группы доходов.
1. Налоговые доходы (внутри каждого налогового дохода в соответствии с налоговым законодательством РФ проводится разделение на конкретные виды).
2. Неналоговые доходы (например, доходы, поступающие от использования государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности государства и др.).
Кроме того, проводится разделение доходов по организационно-правовым признакам, т.е. в соответствии с принадлежностью к конкретному бюджетному уровню - доходы федерального бюджета, доходы регионального бюджета и доходы муниципального бюджета. По способу зачисления в бюджет все доходы разделяются на два вида.
1. Закрепленные доходы - это такие доходы, которые согласно бюджетному законодательству полностью либо в определенной части (в процентах, доле) поступают в федеральный, региональный или муниципальный бюджет. При этом закрепление данных доходов за конкретным бюджетом может носить срочный (в течение пяти лет) либо бессрочный характер. Так, например, доходы от одного вида налогового платежа могут быть разделены в равных частях между федеральным, региональным и муниципальным бюджетами.
2. Регулирующие доходы - это такие доходы, которые поступают от определенных видов налоговых платежей и закрепляются за бюджетом нижестоящего уровня власти вышестоящими органами законодательной (представительной) власти в виде своеобразной финансовой помощи. Данные доходы предназначены для установления баланса между доходной и расходной частями нижестоящего бюджета в случае, если доходы превышают запланированные на предстоящий год расходы. Такая финансовая помощь в бюджетных отношениях носит название "дотация" либо "субвенция" и предоставляется в виде процентных отчислений либо в твердой денежной сумме. Количество дотаций обязательно указывается вышестоящими законодательными (представительными) органами власти в законе о бюджете на предстоящий год.