В России вступил в силу «закон Яровой» о хранении данных пользователей: объясняем, что это значит. Хранение с отсрочкой: как операторы начали выполнять «закон Яровой Утвержден объем хранения трафика по закону яровой

Правительство РФ утвердило правила хранения данных пользователей операторами связи в соответствии с "законом Яровой". Соответствующее постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Предполагается, что операторы связи обязаны хранить данные пользователей на территории РФ на принадлежащих им (или, по согласованию с ФСБ, другому оператору) серверах. Операторы обязаны обеспечить безопасность хранящихся данных и исключить несанкционированный доступ к ним посторонних лиц.

С 1 июля нынешнего года операторы обязаны хранить аудиозаписи разговоров и смс-переписку пользователей. Записи телефонных разговоров (а также разговоров по радиотелефонной, спутниковой и другим видам связи) будут храниться 6 месяцев, после - автоматически удаляться.

Сообщения электронной почты, мессенджеров и других сервисов начнут собирать с 1 октября 2018 года. Ёмкость серверов для их хранения определена равной "объёму сообщений электросвязи", отправленных и полученных пользователями за предыдущие 30 суток. В течение следующих 5 лет она ежегодно должна увеличиваться на 15%.

Правила хранения данных для организаторов распространения информации (социальных сетей и мессенджеров) в постановлении не прописаны. При этом по закону они также должны с 1 июля собирать и хранить все данные пользователей.

Напомним, положения так называемого "закона Яровой" - пакета антитеррористических поправок, разработанных депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, - должны вступить в силу с 1 июля 2018 года. Они предусматривают для операторов связи обязанность хранить трафик и все данные о переговорах пользователей в течение 6 месяцев, информацию о фактах соединения (метаданные) — в течение 3 лет. Все данные операторы обязаны предоставлять по запросу правоохранительным органам. Президент Владимир Путин закон 7 июля 2016 года, часть его положений 20 июля 2016 года.

Затраты на реализацию новых норм о хранении информации первоначально оценивались в триллионы рублей, причём эти расходы возложить на пользователей. В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) , что выполнение требований "закона Яровой" может привести к повышению тарифов на связь на 12-90% в зависимости от оператора. В Минкомсвязи , что никакого "драматического роста цен" не произойдёт.

В январе правительство правила хранения данных: операторы должны будут хранить фактически переданный трафик, за исключением голосовых данных, в течение 30 суток. Однако бизнес дальнейших уступок для снижения расходов.

В марте стало известно, что правительство и заинтересованные стороны : с 1 июля вводятся "минимальные" требования к хранению информации - то есть операторы будут обязаны хранить только аудиозаписи разговоров и смс-сообщения. Требования по остальным видам данных предполагается вводить постепенно, "по мере готовности".

1. Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

2. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

3. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей сети "Интернет", голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети "Интернет" до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок , сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3.1. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан предоставлять указанную в части 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий. Порядок взаимодействия организаторов распространения информации в сети "Интернет" с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4.1. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети "Интернет" возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

4.2. Организатор распространения информации в сети "Интернет" в случае осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения, не предусматриваются размещение пользователями сети "Интернет" общедоступной информации в сети "Интернет" и передача электронных сообщений неопределенному кругу лиц (далее - организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями), также обязан:

1) осуществлять идентификацию пользователей сети "Интернет", передачу электронных сообщений которых осуществляет организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями (далее - пользователи сервиса обмена мгновенными сообщениями), по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об идентификации, заключенного организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями с оператором подвижной радиотелефонной связи, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) в течение суток с момента получения соответствующего требования уполномоченного федерального органа исполнительной власти ограничить возможность осуществления пользователем сервиса обмена мгновенными сообщениями, указанным в этом требовании, передачи электронных сообщений, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

3) обеспечивать техническую возможность отказа пользователей сервиса обмена мгновенными сообщениями от получения электронных сообщений от других пользователей;

4) обеспечивать конфиденциальность передаваемых электронных сообщений;

5) обеспечивать возможность передачи электронных сообщений по инициативе государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) не допускать передачу электронных сообщений пользователям сервиса обмена мгновенными сообщениями в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

4.3. Организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями, являющийся российским юридическим лицом или гражданином Российской Федерации, вправе осуществлять идентификацию пользователей сервиса обмена мгновенными сообщениями самостоятельно путем определения абонентского номера подвижной радиотелефонной связи пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться требования к порядку определения абонентского номера подвижной радиотелефонной связи пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями, являющимся российским юридическим лицом или гражданином Российской Федерации.

4.4. Организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями, являющийся российским юридическим лицом или гражданином Российской Федерации, обязан хранить сведения об идентификации абонентского номера подвижной радиотелефонной связи пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями (далее - идентификационные сведения об абонентском номере) только на территории Российской Федерации. Предоставление третьим лицам идентификационных сведений об абонентском номере может осуществляться только с согласия пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Обязанность предоставить доказательство получения согласия пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями на предоставление третьим лицам идентификационных сведений об абонентском номере данного пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями возлагается на организатора сервиса обмена мгновенными сообщениями.

5. Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

6. Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 настоящей статьи, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации.

«Пакет Яровой» – один из самых масштабных документов, принятых Госдумой в последние годы. Часть его положений уже нашла отражение в нормативных актах, начало действия другой – лето 2018 года.

Что представляет собой «закон Яровой», когда вступает в силу самая спорная часть резонансной инициативы, касающаяся хранения информации о телефонных разговорах и личной переписке россиян?

Авторы поправок

Нашумевший пакет поправок с подачи СМИ назван именем одного из авторов – депутата Госдумы Ирины Яровой, участвовавшей в разработке таких законодательных инициатив, как уголовное преследование за клевету, ужесточение санкций за нарушения правил проведения митингов, «закон о СМИ-иноагентах».

Над поправками вместе с Яровой работал сенатор Виктор Озеров. На тот момент оба парламентария возглавляли комитеты по безопасности: Яровая – в нижней палате, Озеров – в верхней. К процедуре голосования соавторами значились уже четыре законодателя: состав инициаторов пополнили Алексей Пушков и Надежда Герасимова.

Антитеррористический «закон Яровой» – что это?

Простыми словами «пакет Яровой» – это два федеральных закона, содержащих изменения в нормативные акты (призванные, по задумке авторов, предотвратить проявления терроризма):

  • №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 06.07.2016;
  • №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», от 06.07.2016.

Какие именно новшества содержит «закон Яровой»?

Суть поправок

Первый документ (№374-ФЗ) внес коррективы в законы о ФСБ, внешней разведке, об оружии, Жилищный кодекс и множество других актов. Его положения расширили полномочия силовиков, ужесточили ответственность за экстремизм, правила почтовой пересылки, оформления грузов.

Так, в новой редакции закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006:

  • ст.5 дополнила новая часть (4.1) о создании в субъектах РФ антитеррористических комиссий, решения которых обязательны к исполнению;
  • внесена статья 5.2, поясняющая действия и полномочия местных властей по борьбе с экстремизмом и терроризмом;
  • в ст.11 включена часть 5, расширяющая основания для введения режима КТО.

Этим же законом внесены поправки в ЖК РФ, а с ними запрет:

  • распространять религиозное учение в помещениях, предназначенных для жилья (исключение – проведение обрядов и церемоний) (ч.3 ст.17);
  • на деятельность миссионеров, если она направлена на совершение экстремистских действий, угрожает окружающим и т.д. (ч.3.2 ст.22).

Изменения в закон о связи

Новшества в закон №126-ФЗ «О связи» от 07.07.2003 и их суть для сотовых операторов и поставщиков интернет-услуг заключается в установленном требовании хранить сообщения пользователей (голосовые и текстовые послания), переданные в них фото, видео и пр., а также информацию о телефонном разговоре или переписке абонентов. Место расположения хранилища – в пределах страны. Условия – объем трафика и срок хранения – разрабатывает кабинет министров.

Срок хранения содержимого сообщений – до полугода. Информация об их отправлении, доставке, обработке и пр. должна находиться в хранилище дольше:

  • три года – сведения о звонках абонентов мобильной связи;
  • один год – данные об электронной переписке россиян.

Введенный п.1 ч.1.1 ст.64 закона об операторах связи обязывает их предоставлять спецслужбам информацию о телефонных разговорах своих клиентов. Аналогичное требование, но уже относительно скрытой от широкой общественности интернет-активности россиян, содержит новый пункт (3.1) ст.10.1 закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006. А п.4.1 обязывает владельцев доменов, провайдеров и всех подпадающих под понятие «организатора распространения информации» передавать силовикам ключи шифрования для декодирования сообщений пользователей.

Отказ выполнить требование органов безопасности повлечет штраф. Каков будет его размер, уточняет внесенная в ст.13.31 КоАП РФ часть 2.1:

  • от 3 000 до 5 000 рублей заплатят граждане;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – должностные лица;
  • от 800 000 до 1 млн рублей – компании.

Поправки в УК РФ

Другой нормативный акт, входящий в «пакет Яровой», – закон №375 дополнил перечень уголовно наказуемых деяний:

  • несообщением правоохранителям о преступлении террористического характера (совершенном, совершаемом или планируемом). Самая жесткая санкция за это – лишение свободы на 12 месяцев. Не понесет ответственности гражданин, не проинформировавший о подобном деянии, совершенном его супругом или близким родственником;
  • международным терроризмом с максимальным наказанием в виде пожизненного тюремного срока.

В обновленной редакции УК РФ расширен перечень преступлений, по которым уголовная ответственность наступает с 14 лет:

  • участие в террористической организации и ее деятельности (соответственно ч.2 ст.205.4 и ч.2 ст.205.5);
  • обучение с освоением навыков для применения в планируемой террористической деятельности (ст.205.3);
  • несообщение о преступлении (ст.205.6);
  • акт международного терроризма (ст.361).

Когда вступает в силу «закон Яровой»?

В «Российской газете» официальный текст «закона Яровой» был опубликован 8 июля 2016 года. С 20 июля того же года заработала основная часть нововведений, включая изменения в УК РФ.

1 июля 2018 года – указанный в ФЗ день, когда вступает в силу закон Ирины Яровой в части требования хранить данные о дистанционном общении россиян. Однако сейчас в Правительстве РФ обсуждают возможность отсрочить вступление в силу закона на несколько месяцев. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Необходимость отсрочки связана с разработкой подзаконных актов, которые определят объемы и сроки хранения данных по этому закону.

По данным «большой четверки» сотовых операторов, только организация хранилища сообщений потребует более 2,2 трлн рублей. В конечном итоге расходы компаний приведут к резкому росту тарифов. В Минкомсвязи допустили рост стоимости услуг сотовой связи в три раза.

Уточняющая запись

С 1 июля 2018 года вступают в силу положения антитеррористических поправок в два федеральных закона, получивших неофициальное название «закон Яровой» и обязывающих операторов связи и организаторов распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся мессенджеры, сервисы электронной почты, интернет-форумы и др.) хранить аудиозаписи разговоров, всю переписку и другие виды коммуникации абонентов и пользователей до шести месяцев, а данные о фактах коммуникаций — до одного года для ОРИ и до трех лет для операторов. Доступ к этим данным будут иметь сотрудники правоохранительных органов для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Законопроект предполагал, что точные сроки хранения, объемы и тип данных определит правительство. Первую версию соответствующего проекта постановления Минкомсвязь подготовила еще в конце 2016 года, однако документ раскритиковали участники рынка из-за слишком высокой стоимости реализации требований. По оценкам самого министерства, она могла обойтись компаниям отрасли в 4,5 трлн руб., что значительно превосходит совокупные доходы всех ее участников (их оборот в 2016 году составил 1,657 трлн руб.). Вторая версия проекта была опубликована весной 2017 года, но и она вызвала нарекания у операторов и интернет-компаний.

После этого новых версий документа не публиковалось. Но Николай Никифоров осенью 2017 года рассказывал, что министерство склоняется к варианту, при котором наиболее «тяжелые» данные будут храниться в течение одного месяца, а аудиозаписи разговоров — шесть месяцев.

В середине января вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство обсуждает возможность отсрочки выполнения требований о хранении данных, но для каких именно данных и на какой период, он не уточнил. До последнего времени оставался открытым вопрос, какой объем трафика должны будут хранить участники отрасли. Минкомсвязь считала, что рассчитывать объем необходимо в зависимости от емкости сетей операторов. Для операторов это означало, что чем больше будет пропускная способность сети, тем больше данных придется хранить, вне зависимости от того, насколько были задействованы эти мощности. В конце января Минкомсвязь согласилась , что операторы должны будут хранить в течение месяца только фактически переданный интернет-трафик, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо замглавы Минкомсвязи Дмитрия Алхазова в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Однако и этот вариант не удовлетворил бизнес. По данным «Коммерсанта», комиссия РСПП направила письмо замглавы Минкомсвязи Дмитрию Алхазову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой еще больше смягчить требования к хранению данных. В заключении, подготовленном РСПП, что реализация закона «полностью поглотит инвестиционные бюджеты операторов связи либо приведет к значительному росту тарифов на услуги связи на 12-90% в зависимости от услуги и оператора связи». Собеседники РБК, знакомые с содержанием встречи в Минкомсвязи 8 февраля, не уточнили, были ли учтены эти замечания РСПП.

Хранение записей разговоров в течение полугода, а интернет-трафика в течение месяца потребует только от «МегаФона» 35-40 млрд руб. затрат в течение пяти лет, гендиректор компании Сергей Солдатенков. В телеканалу РБК Никифоров также говорил, что для крупных игроков речь будет идти о «десятках миллиардов рублей».

По словам еще одного собеседника РБК, все операторы ранее должны были представить в Минкомсвязь свои расчеты по реализации положений «закона Яровой». У операторов «большой тройки» затраты на исполнение закона варьируются от 35 млрд до 60 млрд руб., рассказал он. Топ-менеджер одного из операторов сообщил РБК, что предложенные Никифоровым сроки хранения данных приведут к росту тарифов на связь «примерно вдвое».​​

Выгодный закон

Три собеседника РБК на телекоммуникационном рынке отметили, что закон позволит увеличить выручку холдингу «Цитадель», который занимается производством систем оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ), необходимых для снятия информации с каналов связи. Основным владельцем «Цитадели» является Антон Черепенников — партнер мажоритарного акционера «МегаФона» Алишера Усманова по нескольким проектам, поэтому оператор больше не является яростным критиком положений «закона Яровой», объяснил один из собеседников РБК. В «Цитадель» входят производители СОРМ «Малвин Системс», «МФИ Софт», а напрямую Черепенникову принадлежит доля в разработчике СОРМ «Основа Лаб».

Как РБК в августе 2017 года, для подготовки к реализации положений «закона Яровой» «Цитадель» пригласила на одну из топ-менеджерских позиций бывшего главу 12-го центра ФСБ Сергея Ефремова, который занимался вопросами внедрения СОРМ и в конце прошлого года собирался выйти на пенсию. Представители «Цитадели» не подтверждали эту информацию, однако из протокола Ассоциации документальной электросвязи следует, что Сергей Ефремов присутствовал на заседании его исполкома 12 декабря 2017 года в качестве представителя «Цитадели».

Правительство РФ утвердило окончательные параметры резонансного закона для операторов мобильной связи

Правительство определилось со сроками хранения данных по «закону Яровой»: операторы связи будут обязаны хранить СМС-сообщения и разговоры на протяжении полугода, а интернет-трафик - в течение месяца. «Реальное время» связалось с представителями «большой четверки», а также экспертами в телеком-отрасли и выяснило, как данное решение отразится на стоимости услуг связи (прогнозируемый рост тарифов - до 90%), какие затраты понесут операторы за 5 лет исполнения закона и не остановит ли «пакет Яровой» развитие мобильных сетей в России.

Закрытая встреча с Никифоровым и молчание «большой четверки»

Об утверждении окончательных параметров «закона Яровой» для операторов связи и интернет-компаний в части определения объемов и сроков хранения данных стало известно в минувшие выходные. Издание РБК , ссылаясь на источники на телекоммуникационном рынке, сообщает, что итоговый вариант реализации закона был представлен лично министром связи и массовых коммуникаций РФ Николаем Никифоровым на закрытой встрече с представителями МТС, «МегаФона» и «Вымпелкома».

Итоговые параметры таковы: с 1 июля 2018 года СМС-сообщения и записи телефонных разговоров будут храниться операторами в течение полугода, а интернет-трафик, включающий в себя переписку в мессенджерах, электронную почту, историю браузера и не только - в течение одного месяца, начиная с 1 октября текущего года. Отметим, что изначально сроки были иными : полгода на хранение интернет-трафика и год на сообщения и звонки. Собеседники РБК утверждают, что новая схема уже оформлена как проект постановления правительства, однако опубликуют его только после президентских выборов.

«Реальное время» поинтересовалось у операторов, известно ли им об утверждении итогового варианта реализации закона, и не распространялись ли внутри компаний новые инструкции после закрытой встречи «большой тройки» с Николаем Никифоровым. В «Вымпелкоме» (бренд «Билайн»), «МТС» и «Теле2» нам сообщили, что они не комментируют «закон Яровой». Пресс-служба ПАО «МегаФон» прислала данные по затратам компании на реализацию закона (об этом чуть ниже), проигнорировав все вопросы об окончательных параметрах «пакета». Ответ от пресс-службы Минкомсвязи РФ на момент публикации в редакцию не поступал.

Александр Смирнов: «Мы не считаем возможным обсуждать законодательство РФ, обязательное для исполнения субъектами, тем более что закон все-таки существенно скорректирован в меньшую сторону по срокам хранения информации. Теперь нашей компании предстоит детальное изучение и выработка технических моделей хранения данной информации». Фото Максима Платонова

«Минкомсвязи приняло во внимание некоторые опасения операторов связи»

Одним из немногих участников рынка, не побоявшимся прокомментировать ситуацию (используя очень осторожные формулировки), стал директор по маркетингу компании «Таттелеком» Александр Смирнов: «Мы не считаем возможным обсуждать законодательство РФ, обязательное для исполнения субъектами, тем более что закон все-таки существенно скорректирован в меньшую сторону по срокам хранения информации. Теперь нашей компании предстоит детальное изучение и выработка технических моделей хранения данной информации».

О послаблениях для операторов также говорит куратор рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве РФ Ирина Левова: «Надо отметить, что Минкомсвязи приняло во внимание некоторые опасения операторов связи, высказанные ранее. В частности, в новом проекте министерство отказалось от использования понятия «монтированной емкости» при определении объема хранилищ информации - его применение значительно увеличивало финансовые затраты операторов на реализацию ФЗ №374. Вместе с тем, была исключена обязанность хранения операторами транзитного трафика, что также позволяет сократить объем хранимой информации. Также малым операторам позволено использовать ресурсы крупных операторов связи вместо создания собственных хранилищ».

«Люди пострадают, так как им придется платить больше»

По словам директора регионального отделения телекоммуникационной компании «ОБИТ» Михаила Марковича, сокращение сроков хранения данных, которое внесено в новый проект, обнадеживает, и теперь они «выглядят более разумными и реалистичными, чем в первоначальном варианте». Однако Маркович считает, что внесенные изменения недостаточно радикальны: «Закон Яровой» по-прежнему остается регрессивным актом, который не будет способствовать развитию телекоммуникационной индустрии в стране, зато, скорее всего, будет провоцировать рост тарифов на услуги связи».

К слову о тарифах: Ирина Левова утверждает, что при описанной выше схеме реализации закона может произойти значительный (от 12 до 90%) рост стоимости услуг связи. Михаил Маркович, в свою очередь, обозначает «вилку» в 20-50%.

Ирина Левова утверждает, что при описанной выше схеме реализации закона может произойти значительный (от 12 до 90%) рост стоимости услуг связи. Фото bangbangeducation.ru

Пока до регулятора не удается донести то, что люди пострадают, так как им придется платить больше. Лично я не знаю, готовы ли граждане оплачивать все это. Ведь никто не спрашивал, насколько они считают эффективной реализацию такого рода мер и готовы ли они платить из своего кармана за все это, - заявляет Ирина Левова.

Немного под иным углом на ситуацию смотрит директор по маркетингу компании «Таттелеком» Александр Смирнов: «На рост тарифов в большей степени оказывает влияние конкуренция между операторами, и я не думаю, что операторы сегодня готовы затраты по «закону Яровой» напрямую переносить на своих клиентов, которые очень чувствительны к ценам на услугу. Однако нельзя отрицать, что данный закон сыграет свою роль в уменьшении прибыли телеком-компаний».

«Инвестиционный бюджет операторов будет полностью поглощен»

Велика вероятность того, что в перспективе телеком-компаниям придется столкнуться не только с уменьшением прибыли, о котором упомянул представитель «Таттелекома».

По предварительным расчетам, за 5 лет реализации закона по той схеме, которая сейчас предлагается, операторы связи понесут следующие затраты: ПАО «МТС» - около 43 млрд рублей, «Вымпелком» - не менее 63 млрд рублей, «МегаФон» - около 40 млрд рублей (данные подтверждают в пресс-службе компании), «Эр-Телеком» - около 50 млрд рублей. В таких объемах это фактически означает прекращение развития сетей связи в стране, поскольку инвестиционный бюджет операторов будет полностью поглощен, - констатирует Левова.

С этим утверждением согласен представитель «ОБИТ» Михаил Маркович: эксперт считает, что операторы действительно будут вынуждены перенаправить инвестиционные бюджеты на выполнение требований закона вместо модернизации сетей, развития собственной инфраструктуры и освоения новых стандартов и технологий.

Михаил Маркович считает предложение рабочей группы «Связь и IT» вполне адекватным и заявляет, что «даже удлинение этого срока (в трое суток) до недели было бы приемлемо для операторов, по сравнению с нынешними требованиями». Фото Максима Платонова

По оценке рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве РФ, максимально приемлемый срок хранения по «закону Яровой» составляет трое суток. Куратор группы Ирина Левова считает, что можно было бы начать с этого отрезка времени, а уже затем разработать системы архивирования, которые позволят сократить и объемы, и затраты. Эксперт уточнила, что на данный момент в России таких систем нет, как нет и «необходимого оборудования, которое, как известно, по поручению президента должно быть отечественным».

В свою очередь, Михаил Маркович считает предложение рабочей группы «Связь и IT» вполне адекватным и заявляет, что «даже удлинение этого срока (в трое суток) до недели было бы приемлемо для операторов, по сравнению с нынешними требованиями».

«Основная цель нового регулирования - получение денег теми, у кого есть дата-центр»

Отвечая на наши вопросы о закрытой встрече Николая Никифорова с «большой тройкой», на которой были утверждены окончательные параметры «закона Яровой», Ирина Левова все же усомнилась в том, что на минувшей неделе прозвучало действительно итоговое решение по срокам.

Надо смотреть на эту ситуацию прямо: у нас сейчас нет возможности забюджетировать те средства, которые необходимы на реализацию закона. Можно сделать вид, что мы действительно сейчас начнем что-то реализовывать, но в реальности этого не будет. Да сейчас тот же СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий, - прим. ред. ) в реальности работает процентов на 50, - заявляет эксперт. - С моей точки зрения, было бы хорошо сделать так, чтобы СОРМ нормально работал, вместо того, чтобы придумывать новое регулирование, основной целью которого, по всей видимости, является то, чтобы тот, у кого есть дата-центр, получил деньги. В данном случае смысл хранения трафика, который является зашифрованным, с точки зрения обеспечения национальной безопасности от меня несколько ускользает.

Ирина Левова: «С моей точки зрения, было бы хорошо сделать так, чтобы СОРМ нормально работал, вместо того, чтобы придумывать новое регулирование, основной целью которого, по всей видимости, является то, чтобы тот, у кого есть дата-центр, получил деньги». Фото wikipedia.org

Говоря об «обогащении» на «законе Яровой», стоит упомянуть одну любопытную вещь: сразу несколько представителей российского телекоммуникационного рынка заявили РБК, что закон «позволит увеличить выручку холдингу «Цитадель», который занимается производством СОРМ, необходимых для снятия информации с каналов связи». Сообщается, что основным владельцем «Цитадели» является Антон Черепенников - партнер мажоритарного акционера «МегаФона» Алишера Усманова по нескольким проектам. Собеседник федерального издания предполагает, что именно с этим связано то, что «оператор больше не является яростным критиком положений «закона Яровой».

Лина Саримова