Перспективы работы клуба для родителей детей инвалидов. Формирование и поддержка позитивного настроя родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (Калужская область). Занятие "Как быть с эмоциями"
Клуб общения для детей-инвалидов
«Жить как все»
Руководитель клуба: Гордеева Светлана Ивановна
Цель: Развитие социально-значимых качеств, необходимых для адаптации и интеграции инвалидов в социум, посредством организации и работы клуба общения, оказание комплексной психолого-педагогической помощи на основе сенсорной стимуляции.
Задачи клуба:
- Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами;
- Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;
- Образование новых социальных связей;
- Получение социальных навыков;
- Формирование навыков взаимодействия с окружающими;
- Создание условий для творческого развития личности;
- Создание положительного эмоционального настроя;
- Снятие напряженности, тревожности;
- Развитие коммуникационных навыков.
Целевая аудитория:
- Дети-инвалиды, проживающие в семьях.
- Семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
- Здоровые сверстники детей-инвалидов и семьи с детьми, которые составляют социальное окружение семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Направления в рамках клуба:
Программа предусматривает осуществление на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:
формирование у семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми мотивации к взаимодействию и взаимной поддержке;
образование у семей с детьми-инвалидами новых социальных связей, создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми;
получение детьми-инвалидами социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников;
создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов путем проведения выставок художественного и прикладного творчества с одновременным участием детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей;
проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий;
реабилитация и предоставление психолого-педагогических услуг с использованием сенсорного оборудования.
Описание программы:
Позиции социальной работы в отношении инвалидов: сейчас взят курс на их интеграцию в общество, в этом немаловажное значение имеет психологическая атмосфера в семье. Открывается сеть реабилитационных центров, помогающих людям с ограниченными возможностями адаптироваться в социуме; создаются законы, условия обеспечивающие инвалидам полноценную жизнь в обществе, но вместе с тем процесс социальной интеграции детей-инвалидов идет медленно. По-прежнему большинство детей-инвалидов находится в ситуации вынужденной изолированности. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают существенные трудности во взаимодействии с другими детьми, семьи с детьми-инвалидами лишены реальной возможности установить конструктивные контакты с социальным окружением, следовательно, у ребенка с ограниченными возможностями один выход: сидеть дома и смотреть телевизор.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции инвалидов в социум. И клуб общения, организованный БУ РА «УСПН «Турочакского района», в данном случае является оптимальным вариантом решения проблем детей с ограниченными возможностями. Так занятия в клубе дают возможность ребенку не только для «выхода в свет», но и приобрести новые знания, навыки общения с окружающими, и как следствие, побороть свои страхи и комплексы.
Клуб общения для детей-инвалидов представляет собой цикл мероприятий и творческих занятий, направленных на достижение поставленных целей.
Работа с ребенком и семьей направлена на разработку психолого-педагогической характеристики и будет выполняться в двух направлениях: индивидуальной программы развития ребенка и групповые занятия.
Индивидуальная работа будет проводиться по основным линиям развития ребенка: социальное, физическое, познавательное. Режим занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его взаимодействия с окружающими его взрослыми.
Групповые занятия создают необходимое пространство для получения опыта взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Групповые занятия разрабатываются для детей учетом их психических и физиологических возможностей. Занятия проводятся в игровой форме, при активном участии родителей. Особое внимание будет уделяться развитию познавательных способностей, речи, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики, ловкости и точности движения. В своем проекте мы предполагаем, что, игра и творческие занятия являются ключевыми методами, так как игра, рисование, лепка из теста и работа с бумагой раскрепощает человека, развивает чуткость и наблюдательность к окружающим, а значит и понимание; заставляет бороться с комплексами, учит не зацикливаться на своих недостатках.
Занятия в сенсорной комнате будут стимулировать сенсорное развитие; компенсацию сенсорных впечатлений; сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка через гармонизацию внутреннего мира.
Учитывая специфику данной категории людей, групповые занятия будут проводиться с периодичностью 2 раза в месяц.
Заключительным этапом программы в декаду инвалидов будет проведена выставка работ перед родителями и другими лицами, проведен анализ работы. Мероприятие закончится чаепитием для родителей и детей с ограниченными возможностями, По окончанию проделанной работы в Клубе общения руководителю вместе с детьми-инвалидами и их родителями необходимо оформить альбом.
Ожидаемые результаты:
- Улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.
- Укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков с проблемами в развитии и адаптации;
- Улучшение психологической комфортности и эмоционального благополучия;
- Улучшению эмоционального состояния;
- Снижению беспокойства и агрессивности;
- Ускорению восстановительных процессов после заболеваний;
- Снятию нервного возбуждения и тревожности.
В рамках своего исследования, мы проанализировали деятельность Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Александровский комплексный центр социального обслуживания населения» (356300, с. Александровское, ул. Московская, 4), и пришли к выводу о необходимости разработки программы поддержки родителей, воспитывающим ребенка-инвалида.
Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте числа таких детей, необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.
Современная практическая педагогика, однако, не достаточно внимания уделяет проблемам проведения работы с семьями, имеющими таких детей.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая поддержка. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
Цель программы: создание условий для преодоления социальной изолированности детей - инвалидов, их социализации в условиях семьи.
1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей - инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.
2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационной компетенцией, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов.
3. Формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, повышение профессионального потенциала специалистов, занятых в сфере оказания социальных услуг детям - инвалидам.
4. Усиление координации и повышение эффективности деятельности государственных структур, общественных объединений и групп взаимной поддержки семей. воспитывающих детей - инвалидов, по улучшению положения детей с инвалидностью и их социальной включенности.
5. Формирование в обществе толерантного отношения к детям - инвалидам, популяризация идей содействия их социальной включенности.
Основной целью социальной службы, реализующей данную программу должно стать обеспечение деятельности по осуществлению социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, а также оказание помощи семьям, в которых эти дети воспитываются.
Структура социальной службы включает:
Медицинскую службу, в которую входят врач - педиатр, врач - физиотерапевт, врач - психиатр, медсестра, медсестра по массажу и медсестра по физиотерапии;
Социально - педагогическую службу, в которую входят: социальные педагоги, воспитатели, педагог - психолог, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию.
Программа предусматривает следующие формы работы с семьями, имеющими нарушения здоровья:
Педагогический патронаж (социально-педагогическое обслуживание на дому);
Группы кратковременного пребывания ребенка-инвалида с комплексной реабилитацией (медицинской и педагогической);
Группы семейной реабилитации «субботние гостиные», основной целью которых является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации к современному обществу;
Организация кружковой работы, творческих мастерских и клубов.
Обучение и просвещение родителей совместно с заинтересованными организациями.
Программа построена на принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности - социально-педагогическая поддержка рассматривается в комплексе, в тесном взаимодействии всех специалистов.
4. Принцип деятельностного подхода - помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Предполагаемый ход реализации программы:
1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм их самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.
Социальное сопровождение семьи социальной службой сопровождения включает телефонные консультации, наблюдение развития ребенка, периодическое приглашение для прохождения курсов реабилитации, участие в мероприятиях и акциях учреждения, в том числе:
Социально-педагогический патронаж семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями и не имеющих возможности посещать центр (или детей раннего возраста) предполагает проведение социальными работниками развивающих занятий с детьми-инвалидами с тяжелыми нарушениями здоровья (которые не посещают ни детские сады, ни школы в силу своего заболевания или возраста) на дому 2 раза в неделю по 2 занятия различной направленности, с обязательным обучением родителей навыкам самостоятельной педагогической работы над развитием своих детей.
Коррекционые занятия в учреждение с детьми проводятся как в условиях группы дневного пребывания несовершеннолетних, так и по индивидуальным маршрутам развития. В зависимости от потребностей детей, необходимо организовать:
Занятия по социальной и бытовой адаптации в группе дневного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения и требующие отработки четких инструкций действий.
Индивидуальные коррекционные занятия проводят в зависимости от имеющихся проблем дефектолог, логопед или педагог-психолог.
Подгрупповые занятия по музыке и физкультуре обязательны для всех, отдельно проводятся и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре в соответствии с назначениями врача.
По медицинским показаниям необходимо проводить консультации врачей (педиатр, физиотерапевт, психиатр), по вопросам назначения реабилитационных мероприятий и медицинских процедур: медицинский массаж, физиотерапия (светолечение, магнитотерапия, электролечение, ингаляции). А также индивидуальные занятия по физкультуре; курсы фитотерапии и витаминизации.
Для каждого ребенка необходимо составить индивидуальный маршрут развития, программу занятий, которые согласовываются с родителями. В свою очередь родители получают домашние задания и индивидуальные консультации по динамике развития ребенка.
1.2. Для реализации принципа интеграции детей - инвалидов предлагаем организовать клуб «Здоровый ребёнок». Цель: профилактика заболеваний у детей и содействие формированию здорового образа жизни семьи.
Предполагаем, что в процессе физической активности эффективно решатся оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Через систему специальных упражнений и игр дети ознакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), научатся защищаться от микробов. Полученные знания позволят особенным детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в жизни.
Организованная двигательная деятельность связана с чёткой установкой на результат (игры - драматизации, спортивные и подвижные игры, игры - эстафеты). Дети смогут оценить своё «Я» по непосредственным усилиям, которые они приложат для достижения поставленной цели. А в связи с развитием самооценки разовьются такие личностные качества как самоуважение, совесть, гордость. В сложных действиях проявляется воля ребёнка - инвалида - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий, при их выполнении требуется прилагать волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Таким образом, занятия в клубе «Здоровый ребёнок» будут являться важным фактором, влияющим на формирование личности ребёнка - инвалида и социализации его в обществе.
В целях содействия семье по развитию ребенка-инвалида, возможна организация клуба «Игра - дело серьёзное». Цель: развитие способностей детей через игровую деятельность.
Встречи в клубе проходят по программе для детей с инвалидностью и здоровых детей. Совместная деятельность приучает детей к общению со сверстниками и чужими взрослыми, развивает умение сотрудничать друг с другом, формируя чувство партнерства. Театрализованные виды деятельности (исполнение по ролям песенок, потешек, имитация движений и голосов птиц и животных) стимулируют образно-игровые проявления, развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого человека. В результате дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; дети будут более внимательны друг к другу, доброжелательны, научатся вежливой форме общения, разовьют эстетический вкус.
Также, нами предлагается проект творческой мастерской «Оч.умелые ручки» - по обучению детей различным видам творчества: плетению из фольги, конструированию из бумаги, рисованию нетрадиционными способами, лепке из глины и росписью по керамике, что будет способствовать развитию творческих способностей детей через продуктивно-прикладную деятельность. Дополнительная возможность тренировки мелкой моторики через создание разнообразных поделок, позволит детям развиваться и открывать в себе новые способности.
Возможность реализоваться ребенку-инвалиду представляет творческая мастерская «Музыкальная гостиная», способствующая развитию творческих способностей.
1.3. Большое значение в организации работы по социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе, уделяется организации праздников и культурно-досуговых мероприятий.
Участие в празднично - досуговых мероприятиях не только помогает создать праздничное и радостное настроение у участников, но и способствует активизации их внутренних ресурсов. Социокультурная программа является психологическим тренингом - коммуникационным, эмоциональным, мотивационным, телесным. Участие в подобных программах станет для детей с ограниченными возможностями ещё одним шагом на пути к адаптации, принятии самого себя и трудностей мира, в котором они живут и действуют.
2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационных компетенций, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов:
2.1. Программа предусматривает проведение диагностики и реализацию консультативной помощи родителям, имеющим детей-инвалидов по их воспитанию и развитию. Для каждой семьи может быть разработан маршрут индивидуальной работы, по которому и будет осуществляться сопровождение.
2.2. Для родителей, имеющих детей-инвалидов может быть реализован проект «Счастливый родитель», основной целью которого является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации ребенка-инвалида к современному обществу.
Данный проект предполагает проведение совместных занятий с родителями и детьми по формированию различных навыков продуктивного общения, творческих видов деятельности, а также систему групповых и индивидуальных консультаций для родителей по проблемам воспитания.
Одним из направлений данного проекта является организация совместной творческой и досуговой деятельности детей и взрослых, что способствует развитию положительных отношений между детьми и взрослыми и создаёт необходимые условия для успешного развития ребёнка в окружающей среде.
В результате, родители получат новые знания и освоят практические навыки и умения для совместной деятельности с ребенком, возможность снять напряженность и излишнюю тревожность, связанные с родительской «неуспешностью», возможность обменяться родительским опытом, установить доверительные отношения в группе.
В целом, можно отметить, что данная реабилитационная работа включает в себя систему социальных, педагогических и лечебно-оздоровительных воздействий, направленных на полное или частичное восстановление оптимального личного и социального статуса, отклонений в развитии и здоровье ребенка, испытывающего трудности в семье, в обучении, в своей микросоциальной среде.
Предполагаемые результаты
1. Программа способствует укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью (повышается желание заниматься ребенком), и их социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей (расширяется круг общения)
2. Наметится повышение уровня навыков общения, укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.
3. Повысится уровень родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей, их отдыха и оздоровления.
4. Программа будет способствовать повышению уровня навыков общения, увеличению интереса к разнообразным видам творчества, укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.
Таким образом, предложенная нами программа будет способствовать эффективной социально-педагогической поддержке семье, воспитывающей ребенка-инвалида.
С другой стороны – это возможность увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, наблюдать отношения между детьми; — драматизация позволяет формировать у детей опыт социальных связей, навыков поведения в обществе, поскольку каждое произведение имеет нравственную направленность. Благодаря мотивированной деятельности (пусть даже в нереальной, игровой ситуации) дети легче овладевают навыками и средствами общения. Участие в драматизации по своей психологической структуре является моделированием реальных жизненных ситуаций. Праздник – это художественное действие, шоу, в котором каждый ребенок должен участвовать активно (самостоятельно или с помощью взрослого). Праздник дает возможность объединить детей и взрослых в большой коллектив, организует их, сплачивает (заряжаясь общим действием и эмоциями, ребенок начинает действовать так же, как его соседи, окружающие люди).
Клуб мам детей-инвалидов
Наиболее часто используемый набор методик: анкета «Психологический тип родителя» ёвой, тест-опросник родительского отношения – ОРО, социограмма «Моя семья» ёвой, тест «Незаконченное предложение», тест М. Люшера и др. Пятый шаг – формулирование проблемы. Задача работы специалиста на данном этапе состоит в анализе полученных данных, профессиональной трактовке родителям выявленных существенных и значимых сторон развития ребенка.
Важно
Предлагая свое видение ситуации, педагог подводит родителей к нахождению возможного выхода из проблемы. Шестой шаг – определение способов решения проблем. Основное внимание уделяется настраиванию родителей на кропотливый и системный труд по адаптированию ребенка к самостоятельной жизни.
Инвамама — сообщество родителей детей-инвалидов
Беллака, тест М. Люшера, рисуночные методики «Моя семья», «Несуществующее животное», «Человек», тест «Лесенка для детей» , тест Тревожности Спилберга — Ханина и др. Следует отметить, что в случае, когда у ребенка познавательные способности оказываются резко сниженными и психофизические недостатки развития имеют выраженную степень, то диагностическое обследование целесообразно проводить в присутствии какого-либо члена семьи.
Инфо
Четвертый шаг – обследование родителей (проводит педагог-психолог). Действия педагога на этом этапе направлены на изучение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и модели его воспитания.
Обязательное условие для проведения такого рода работы – добровольность процедуры. Педагог доказывает клиентам важность изучения психологической атмосферы семьи для оказания эффективной помощи.
Мамы особых детей создали клуб «счастливый час»
Они готовы услышать педагога, понять его объяснения и выполнять задания. Поэтому специалист активно вовлекает их в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение.
Далее, объясняя его цель, он предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком и объясняя причины неудачи.
На завершающем этапе работы с родителями педагогом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист организует подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях.
Как показали исследования и данные анкетирования, родители, воспитывающие проблемных детей, часто испытывают затруднения во время прогулок со своим ребенком. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми.
Клуб общения родителей детей-инвалидов «надежда»
Внимание
Я даю свое согласие АНО «АСИ» на обработку, в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.asi.org.ru и осуществления деятельности по направлениям АНО «АСИ», в соответствии с Уставом, а также в целях информирования о мероприятиях, программам и проектах разрабатываемых и реализуемых АНО «АСИ».
Воспитывающих детей с ограниченными возможностями клуб матерей детей инвалидов
Им сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть глаза, т. е. выразить свое состояние с помощью мимики. Театрализованные представления побуждают детей к смене мимического состояния. Увлекшись происходящим на сцене, дети начинают улыбаться, грустить, переживать за героев; — родители имеют возможность наблюдать своих детей в необычной обстановке, видят динамику их развития. Это является большим психологическим подспорьем для родителей, так как некоторые не могут и предположить, что их дети не воспринимают себя одинокими и отверженными, свободно чувствуют себя в присутствии большого количества людей.
Общественный фонд «комитет матерей детей-инвалидов и больных детей»
Программа состоит из 7 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю с продолжительностью 40 – 60 минут. Работа с группой родителей осуществляется в несколько этапов. В ходе первого этапа педагог-психолог выясняет представления родителей о воспитании (его целях, способах воздействия, влиянии на личностное развитие и поведение ребенка, адекватность и динамичность родительской позиции). На втором этапе работа направлена на повышение эмоционального принятия ребенка, рост эффективности родительского контроля и требований, понимание поведения ребенка. На третьем этапе проводится обучение родителей эффективным способам общения с ребенком, адекватному выражению своих чувств, рефлексия работы по программе. В качестве основных методов и приемов работы используются практико-ориентированные технологии: дискуссия, ролевая игра, работа с памятками, решение проблемных ситуаций, психотехнические упражнения.
Организаторы проекта уже подготовили несколько мастер-классов по рукоделию, выпечке, макияжу, восточным танцам. В будущем в клубе будут проводиться мероприятия не только для мам особых детей, но и для самих ребятишек, а также для их здоровых сверстников, чтобы они могли играть и общаться друг с другом. Для детей с инвалидностью запланировано проведение обучающих и игровых программ, мастер-классов. Члены клуба «Счастливый час» будут собираться два раза в месяц.
Информация о клубе матерей детей инвалидов
При этом под эффективностью понимается реализация основных социальных функций досуга: компенсаторной, социализирующей, функции общения, творческой самореализации, развития личности. Обязательное условие досуговой программы — образовательный аспект, т. е. в результате ее освоения участник овладевает определенными знаниями, умениями и навыками, приобретает социальный опыт. В клубе реализуются следующие виды досуговых программ: экскурсии, поездки, походы, посещение праздников, спектаклей, театрализованных игр. Экскурсии, поездки, походы связаны с общением с природой, знакомством с родным городом, его достопримечательностями. Для ребенка с нарушениями в развитии возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, получения экологических знаний, оздоровления.
Общество 13 декабря 2016 14:00 Иван Бондаренко Фото: ру. Он создан для того, чтобы мамы особых детей могли встречаться в неформальной обстановке, обсуждать свои проблемы, помогать друг другу и, что очень немаловажно, отдохнуть и расслабиться, а также почувствовать себя женщиной.
Но инвалидность — это не приговор. В нашем клубе мамы смогут не только общаться с друг другом, но и видеть истории успеха» — говорит Ирина.
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.
Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.
Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.
Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.
Задачи программы:
- обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
- формирование эффективной родительской позиции,
- оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
- формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
- формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.
Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.
Сроки реализации:
- 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
- Продолжительность занятия – 3 часа.
Формы и методы работы:
- Количество участников в группе не более 5-7 человек.
- В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
- Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
- Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
- Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
- Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
- Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
- Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
- Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.
Основные требования к реализации программы:
Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.
Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.
Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
№ п/п | Тема мероприятия | Кол-во часов | Организационная форма | Задачи мероприятия |
1. | Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения. | 3 | Семинар | Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка. |
2. | Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ | 2 | Лекция | Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ. |
3. | Взрослые и дети Приложение 1 | 3 | Групповой тренинг (1 занятие ) |
Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы. |
4. | Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления | 2 | Лекция | Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития. |
5. | Общение с ребенком Приложение 2 | 3 | Групповой тренинг (1 занятие ) |
Введение понятия «принятие». Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей. Улучшение эмоционального состояния участников. |
6. | Покажи мне любовь Приложение 3 | 3 | Групповой тренинг (1 занятие ) |
Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка. |
7. | Методы педагогического воздействия на ребенка в семье | 1 | Индивидуальная консультация | |
8. | Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов | 2 | Круглый стол | Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах |
9. | Тренинг «Родительская эффективность» | 9 | Групповой тренинг (3 занятия ) |
Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине. Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям. |
«Я – родитель» Приложение 4 | ||||
Приложение 5 | ||||
«Счастливая семья» Приложение 6 | ||||
10. | Тематический практикум«Класс родительского мастерства» | 10 | Практическо езанятие (5 занятий ) |
Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов. |
«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ » | ||||
«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов» | ||||
«Формирование психических процессов у детей с ОВЗ» | ||||
«Формирование игровой деятельности у детей» | ||||
«Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста» |
На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мероприятие 1. Практико-оиентированный семинар «Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения»
- Презентация программы.
- Понятие «психолого-медико-педагогического сопровождения». Трехуровневая система помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в Мурманской области. Основные принципы, цели и задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного коррекционно-развивающего процесса. Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения, на организацию индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса.
- Анкетирование родителей с целью определения уровня гражданско-правовой компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса.
- Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка.
- Информация о типах образовательных учреждений и формах коррекционно-развивающего обучения.
Мероприятие 2. Круглый стол на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»
- Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
- Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
- Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.
Мероприятие 3. Групповой тренинг «Взрослые и дети»
- Разминка «Цветок настроения».
- Выработка и принятие правил группы.
- Упражнение «Знакомство с семьей».
- Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
- Информативный блок.
- Упражнение «Пойми чувства ребенка».
- Упражнение «Я-сообщение».
- Рефлексия, обратная связь.
- Домашнее задание.
Мероприятие 4. Лекция на тему «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления»
- Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
- Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
- Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
- Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
- Вопросы и задания.
Мероприятие 5. Групповой тренинг «Общение с ребенком»
- Приветствие «Комплимент».
- Обсуждение домашнего задания.
- Информационный блок.
- Упражнение «Активное слушание».
- Упражнение «Никто не знает, что…».
- Творческая работа «Портрет моего ребенка».
- Рефлексия чувств.
- Домашнее задание.
Мероприятие 6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь»
- Приветствие.
- Обсуждение домашнего задания.
- Информационный блок.
- Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
- Упражнение «Искатели».
- Упражнение «Мне в тебе нравится…».
- Рефлексия.
Мероприятие 8. Круглый стол на тему «Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов»
- Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
- Анкетирование родителей.
- Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
- Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.
Мероприятие 9. Групповой тренинг «Родительская эффективность»
Занятие № 1 «Я – родитель»
- Приветствие «Знакомство руками».
- Упражнение «Пантомима».
- Групповая работа «Цели воспитания».
- Упражнение «Родитель-ребенок».
- Упражнение «Слепой и поводырь».
- Упражнение «Возрастная регрессия».
- Упражнение «Диалог сторон моего Я».
- Домашнее задание.
- Рефлексия занятия.
Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать»
- Разминка «Ассоциации».
- Упражнение «Разожми кулак».
- Обсуждение домашнего задания.
- Информационный блок.
- Работа в парах «Зоны контроля».
- Упражнение «Родительские требования».
- Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
- Упражнение «Испорченный телефон».
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Занятие № 3 «Счастливая семья»
- Упражнение «Ластик».
- Упражнение «Привет».
- Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
- Упражнение «Я – ребенок».
- Упражнение «Безоценочное восприятие».
- Упражнение «Я забочусь …».
- Упражнение «Я-высказывание».
- Упражнение «Передай сигнал».
- Арт-терапия «Мой ребенок».
- Музыкальная релаксация.
- Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
- Рефлексия занятия. Прощание.
Мероприятие 10. Тематический практикум «Класс родительского мастерства» (5 занятий)
- «Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ».
- «Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов».
- «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ».
- «Формирование игровой деятельности у детей».
- «Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста».
ЛИТЕРАТУРА:
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
- Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
- Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
- Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
- Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
- Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
- Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
Цели и задачи клуба
Цели:
Оказания социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями в вопросах реабилитации, развития и воспитания детей ОВ;
Оказания родителям детей с ОВ психологической и правовой помощи на базе социально-реабилитационного Центра
Задачи:
1) Юридическое консультирование родителей.
2) Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.
3) Обучение родителей методам реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.
4) Психологические тренинги.
5) Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВ.
6) Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях.
Участники клуба:
- родители детей с ограниченными возможностями, проживающие на территории Всеволожского района;
Дети с ограниченными возможностями в возрасте от 1,5 до 18 лет;
Специалисты Центра (педагог-психолог, юрист-консульт, социальный педагог и др.);
Волонтёры.
Работа клуба осуществляется на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Мероприятия для родителей и детей проводятся бесплатно, с периодичностью 1 раз в месяц.
Формы работы клуба: психологические тренинги, досуговые мероприятия, консультации специалистов Центра, экскурсии и т.д.
По итогам каждого проведённого мероприятия руководитель клуба составляет Акт выполненных работ, ежеквартально и в конце года составляет аналитические справки по итогам работы клуба.
Финансирование
Финансирование осуществляется на основании соглашения между МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и КСВ «МО Всеволожский муниципальный район ЛО».
Ожидаемый результат:
- Повышение юридической грамотности родителей детей с ОВ;
- Расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции, взаимопомощь;
Преодоление стрессовых состояний родителями детей с ОВ без ущерба для психического и физического здоровья;
Формирование адекватное отношения к детям с особенностями развития;
Овладение приемами реабилитационной работы с детьми в домашних условиях;
Формирование и организация здорового образа жизни семьи;
Организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей;
Привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет по социальным вопросам
МО «Всеволожский муниципальный район Ленинградской области»
Муниципальное казённое учреждение социального обслуживания»
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКУСО «СРЦН»
ФИО
Приказ №____от «____»______2013 г.
Положение
Клуба для родителей
Детей с ограниченными возможностями
«Мы вместе»
на 2013 год
г. Всеволожск
2013
Цели и задачи клуба
Цели:
Оказания социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями в вопросах реабилитации, развития и воспитания детей ОВ;
Оказания родителям детей с ОВ психологической и правовой помощи на базе социально-реабилитационного Центра
Задачи:
1) Юридическое консультирование родителей.
2) Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.
3) Обучение родителей методам реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.
4) Психологические тренинги.
5) Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВ.
6) Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях.
Участники клуба:
- родители детей с ограниченными возможностями, проживающие на территории Всеволожского района;
Дети с ограниченными возможностями в возрасте от 1,5 до 18 лет;
Специалисты Центра (педагог-психолог, юрист-консульт, социальный педагог и др.);
Волонтёры.
Организация деятельности клуба
Работа клуба осуществляется на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Мероприятия для родителей и детей проводятся бесплатно, с периодичностью 1 раз в месяц.
Формы работы клуба: психологические тренинги, досуговые мероприятия, консультации специалистов Центра, экскурсии и т.д.
По итогам каждого проведённого мероприятия руководитель клуба составляет Акт выполненных работ, ежеквартально и в конце года составляет аналитические справки по итогам работы клуба.
Финансирование
Финансирование осуществляется на основании соглашения между МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и КСВ «МО Всеволожский муниципальный район ЛО».
Ожидаемый результат:
- Повышение юридической грамотности родителей детей с ОВ;
- Расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции, взаимопомощь;
Преодоление стрессовых состояний родителями детей с ОВ без ущерба для психического и физического здоровья;
Формирование адекватное отношения к детям с особенностями развития;
Овладение приемами реабилитационной работы с детьми в домашних условиях;
Формирование и организация здорового образа жизни семьи;
Организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей;
Привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.
План
Мероприятий клуба «Мы вместе»
на 2013 год
Дата | Мероприятия | Ответственные | Ожидаемый результат |
|
Февраль | «Правовая школа родителей» | Семинар-практикум для родителей (льготы семей, в которых воспитываются дети с ОВ) | Руководитель клуба, юрист-консульт, специалист КСВ «МО Всеволожский муниципальный район ЛО» | Повышение юридической грамотности родителей детей с ОВ |
Март | «Отважные рыцари и прекрасные дамы!» (интерактивная программа, посвящённая Дню защитника Отечества и 8 Марта) | Руководитель клуба, музыкальный руководитель | ||
Апрель | «Здоровая семья» | Занятие в зале ЛФК: обучение родителей методам саморегуляции. | Руководитель клуба, старшая мед. сестра, педагог-психолог | Преодоление стрессовых состояний родителями детей с ОВ без ущерба для психического и физического здоровья |
Май | «Школа заботливых родителей» | Психологический тренинг для родителей педагогом-психологом, социальным педагогом | Руководитель клуба, педагог-психолог | Формирование адекватного отношения к собственным больным детям; обучение приемам реабилитационной работы с детьми |
Июнь | «Подарим шар земной детям!» (коллективный выезд на природу, семейная эстафета, посвящённая Дню семьи и Дню защиты детей) | Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВ | Руководитель клуба, социальный педагог | Формирование и организация здорового образа жизни семьи. Расширение круга общения родителей и детей |
Сентябрь | Экскурсия в музей, посвящённая Дню Знаний | Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ | Руководитель клуба, соц. педагог | |
Октябрь | «Мастерская добрых дел» (изготовление подарков) | Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях. | Руководитель клуба, инструктор по труду | Организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей во время занятий в творческой мастерской |
Ноябрь | «Дари добро» (чаепитие, посвящённые Дню Матери и Международному Дню инвалидов) | Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ | Руководитель клуба, соц. педагог | Расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции |
Декабрь | «Новогодние приключения» (семейный отдых) | Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ | Руководитель клуба, музыкальный руководитель | Привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей с ОВ |