Перспективы работы клуба для родителей детей инвалидов. Формирование и поддержка позитивного настроя родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (Калужская область). Занятие "Как быть с эмоциями"

Клуб общения для детей-инвалидов

«Жить как все»

Руководитель клуба: Гордеева Светлана Ивановна

Цель: Развитие социально-значимых качеств, необходимых для адаптации и интеграции инвалидов в социум, посредством организации и работы клуба общения, оказание комплексной психолого-педагогической помощи на основе сенсорной стимуляции.

Задачи клуба:

    • Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами;
    • Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;
    • Образование новых социальных связей;
    • Получение социальных навыков;
    • Формирование навыков взаимодействия с окружающими;
    • Создание условий для творческого развития личности;
    • Создание положительного эмоционального настроя;
    • Снятие напряженности, тревожности;
    • Развитие коммуникационных навыков.

Целевая аудитория:

    • Дети-инвалиды, проживающие в семьях.
    • Семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
    • Здоровые сверстники детей-инвалидов и семьи с детьми, которые составляют социальное окружение семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Направления в рамках клуба:

Программа предусматривает осуществление на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:

формирование у семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми мотивации к взаимодействию и взаимной поддержке;

образование у семей с детьми-инвалидами новых социальных связей, создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми;

получение детьми-инвалидами социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников;

создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов путем проведения выставок художественного и прикладного творчества с одновременным участием детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей;

проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий;

реабилитация и предоставление психолого-педагогических услуг с использованием сенсорного оборудования.

Описание программы:

Позиции социальной работы в отношении инвалидов: сейчас взят курс на их интеграцию в общество, в этом немаловажное значение имеет психологическая атмосфера в семье. Открывается сеть реабилитационных центров, помогающих людям с ограниченными возможностями адаптироваться в социуме; создаются законы, условия обеспечивающие инвалидам полноценную жизнь в обществе, но вместе с тем процесс социальной интеграции детей-инвалидов идет медленно. По-прежнему большинство детей-инвалидов находится в ситуации вынужденной изолированности. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают существенные трудности во взаимодействии с другими детьми, семьи с детьми-инвалидами лишены реальной возможности установить конструктивные контакты с социальным окружением, следовательно, у ребенка с ограниченными возможностями один выход: сидеть дома и смотреть телевизор.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции инвалидов в социум. И клуб общения, организованный БУ РА «УСПН «Турочакского района», в данном случае является оптимальным вариантом решения проблем детей с ограниченными возможностями. Так занятия в клубе дают возможность ребенку не только для «выхода в свет», но и приобрести новые знания, навыки общения с окружающими, и как следствие, побороть свои страхи и комплексы.

Клуб общения для детей-инвалидов представляет собой цикл мероприятий и творческих занятий, направленных на достижение поставленных целей.

Работа с ребенком и семьей направлена на разработку психолого-педагогической характеристики и будет выполняться в двух направлениях: индивидуальной программы развития ребенка и групповые занятия.

Индивидуальная работа будет проводиться по основным линиям развития ребенка: социальное, физическое, познавательное. Режим занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его взаимодействия с окружающими его взрослыми.

Групповые занятия создают необходимое пространство для получения опыта взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Групповые занятия разрабатываются для детей учетом их психических и физиологических возможностей. Занятия проводятся в игровой форме, при активном участии родителей. Особое внимание будет уделяться развитию познавательных способностей, речи, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики, ловкости и точности движения. В своем проекте мы предполагаем, что, игра и творческие занятия являются ключевыми методами, так как игра, рисование, лепка из теста и работа с бумагой раскрепощает человека, развивает чуткость и наблюдательность к окружающим, а значит и понимание; заставляет бороться с комплексами, учит не зацикливаться на своих недостатках.

Занятия в сенсорной комнате будут стимулировать сенсорное развитие; компенсацию сенсорных впечатлений; сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка через гармонизацию внутреннего мира.

Учитывая специфику данной категории людей, групповые занятия будут проводиться с периодичностью 2 раза в месяц.

Заключительным этапом программы в декаду инвалидов будет проведена выставка работ перед родителями и другими лицами, проведен анализ работы. Мероприятие закончится чаепитием для родителей и детей с ограниченными возможностями, По окончанию проделанной работы в Клубе общения руководителю вместе с детьми-инвалидами и их родителями необходимо оформить альбом.

Ожидаемые результаты:

    • Улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.
    • Укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков с проблемами в развитии и адаптации;
    • Улучшение психологической комфортности и эмоционального благополучия;
    • Улучшению эмоционального состояния;
    • Снижению беспокойства и агрессивности;
    • Ускорению восстановительных процессов после заболеваний;
    • Снятию нервного возбуждения и тревожности.

В рамках своего исследования, мы проанализировали деятельность Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Александровский комплексный центр социального обслуживания населения» (356300, с. Александровское, ул. Московская, 4), и пришли к выводу о необходимости разработки программы поддержки родителей, воспитывающим ребенка-инвалида.

Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте числа таких детей, необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.

Современная практическая педагогика, однако, не достаточно внимания уделяет проблемам проведения работы с семьями, имеющими таких детей.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая поддержка. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Цель программы: создание условий для преодоления социальной изолированности детей - инвалидов, их социализации в условиях семьи.

1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей - инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.

2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационной компетенцией, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов.

3. Формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, повышение профессионального потенциала специалистов, занятых в сфере оказания социальных услуг детям - инвалидам.

4. Усиление координации и повышение эффективности деятельности государственных структур, общественных объединений и групп взаимной поддержки семей. воспитывающих детей - инвалидов, по улучшению положения детей с инвалидностью и их социальной включенности.

5. Формирование в обществе толерантного отношения к детям - инвалидам, популяризация идей содействия их социальной включенности.

Основной целью социальной службы, реализующей данную программу должно стать обеспечение деятельности по осуществлению социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, а также оказание помощи семьям, в которых эти дети воспитываются.

Структура социальной службы включает:

Медицинскую службу, в которую входят врач - педиатр, врач - физиотерапевт, врач - психиатр, медсестра, медсестра по массажу и медсестра по физиотерапии;

Социально - педагогическую службу, в которую входят: социальные педагоги, воспитатели, педагог - психолог, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию.

Программа предусматривает следующие формы работы с семьями, имеющими нарушения здоровья:

Педагогический патронаж (социально-педагогическое обслуживание на дому);

Группы кратковременного пребывания ребенка-инвалида с комплексной реабилитацией (медицинской и педагогической);

Группы семейной реабилитации «субботние гостиные», основной целью которых является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации к современному обществу;

Организация кружковой работы, творческих мастерских и клубов.

Обучение и просвещение родителей совместно с заинтересованными организациями.

Программа построена на принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности - социально-педагогическая поддержка рассматривается в комплексе, в тесном взаимодействии всех специалистов.

4. Принцип деятельностного подхода - помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Предполагаемый ход реализации программы:

1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм их самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.

Социальное сопровождение семьи социальной службой сопровождения включает телефонные консультации, наблюдение развития ребенка, периодическое приглашение для прохождения курсов реабилитации, участие в мероприятиях и акциях учреждения, в том числе:

Социально-педагогический патронаж семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями и не имеющих возможности посещать центр (или детей раннего возраста) предполагает проведение социальными работниками развивающих занятий с детьми-инвалидами с тяжелыми нарушениями здоровья (которые не посещают ни детские сады, ни школы в силу своего заболевания или возраста) на дому 2 раза в неделю по 2 занятия различной направленности, с обязательным обучением родителей навыкам самостоятельной педагогической работы над развитием своих детей.

Коррекционые занятия в учреждение с детьми проводятся как в условиях группы дневного пребывания несовершеннолетних, так и по индивидуальным маршрутам развития. В зависимости от потребностей детей, необходимо организовать:

Занятия по социальной и бытовой адаптации в группе дневного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения и требующие отработки четких инструкций действий.

Индивидуальные коррекционные занятия проводят в зависимости от имеющихся проблем дефектолог, логопед или педагог-психолог.

Подгрупповые занятия по музыке и физкультуре обязательны для всех, отдельно проводятся и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре в соответствии с назначениями врача.

По медицинским показаниям необходимо проводить консультации врачей (педиатр, физиотерапевт, психиатр), по вопросам назначения реабилитационных мероприятий и медицинских процедур: медицинский массаж, физиотерапия (светолечение, магнитотерапия, электролечение, ингаляции). А также индивидуальные занятия по физкультуре; курсы фитотерапии и витаминизации.

Для каждого ребенка необходимо составить индивидуальный маршрут развития, программу занятий, которые согласовываются с родителями. В свою очередь родители получают домашние задания и индивидуальные консультации по динамике развития ребенка.

1.2. Для реализации принципа интеграции детей - инвалидов предлагаем организовать клуб «Здоровый ребёнок». Цель: профилактика заболеваний у детей и содействие формированию здорового образа жизни семьи.

Предполагаем, что в процессе физической активности эффективно решатся оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Через систему специальных упражнений и игр дети ознакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), научатся защищаться от микробов. Полученные знания позволят особенным детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в жизни.

Организованная двигательная деятельность связана с чёткой установкой на результат (игры - драматизации, спортивные и подвижные игры, игры - эстафеты). Дети смогут оценить своё «Я» по непосредственным усилиям, которые они приложат для достижения поставленной цели. А в связи с развитием самооценки разовьются такие личностные качества как самоуважение, совесть, гордость. В сложных действиях проявляется воля ребёнка - инвалида - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий, при их выполнении требуется прилагать волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Таким образом, занятия в клубе «Здоровый ребёнок» будут являться важным фактором, влияющим на формирование личности ребёнка - инвалида и социализации его в обществе.

В целях содействия семье по развитию ребенка-инвалида, возможна организация клуба «Игра - дело серьёзное». Цель: развитие способностей детей через игровую деятельность.

Встречи в клубе проходят по программе для детей с инвалидностью и здоровых детей. Совместная деятельность приучает детей к общению со сверстниками и чужими взрослыми, развивает умение сотрудничать друг с другом, формируя чувство партнерства. Театрализованные виды деятельности (исполнение по ролям песенок, потешек, имитация движений и голосов птиц и животных) стимулируют образно-игровые проявления, развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого человека. В результате дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; дети будут более внимательны друг к другу, доброжелательны, научатся вежливой форме общения, разовьют эстетический вкус.

Также, нами предлагается проект творческой мастерской «Оч.умелые ручки» - по обучению детей различным видам творчества: плетению из фольги, конструированию из бумаги, рисованию нетрадиционными способами, лепке из глины и росписью по керамике, что будет способствовать развитию творческих способностей детей через продуктивно-прикладную деятельность. Дополнительная возможность тренировки мелкой моторики через создание разнообразных поделок, позволит детям развиваться и открывать в себе новые способности.

Возможность реализоваться ребенку-инвалиду представляет творческая мастерская «Музыкальная гостиная», способствующая развитию творческих способностей.

1.3. Большое значение в организации работы по социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе, уделяется организации праздников и культурно-досуговых мероприятий.

Участие в празднично - досуговых мероприятиях не только помогает создать праздничное и радостное настроение у участников, но и способствует активизации их внутренних ресурсов. Социокультурная программа является психологическим тренингом - коммуникационным, эмоциональным, мотивационным, телесным. Участие в подобных программах станет для детей с ограниченными возможностями ещё одним шагом на пути к адаптации, принятии самого себя и трудностей мира, в котором они живут и действуют.

2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационных компетенций, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов:

2.1. Программа предусматривает проведение диагностики и реализацию консультативной помощи родителям, имеющим детей-инвалидов по их воспитанию и развитию. Для каждой семьи может быть разработан маршрут индивидуальной работы, по которому и будет осуществляться сопровождение.

2.2. Для родителей, имеющих детей-инвалидов может быть реализован проект «Счастливый родитель», основной целью которого является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации ребенка-инвалида к современному обществу.

Данный проект предполагает проведение совместных занятий с родителями и детьми по формированию различных навыков продуктивного общения, творческих видов деятельности, а также систему групповых и индивидуальных консультаций для родителей по проблемам воспитания.

Одним из направлений данного проекта является организация совместной творческой и досуговой деятельности детей и взрослых, что способствует развитию положительных отношений между детьми и взрослыми и создаёт необходимые условия для успешного развития ребёнка в окружающей среде.

В результате, родители получат новые знания и освоят практические навыки и умения для совместной деятельности с ребенком, возможность снять напряженность и излишнюю тревожность, связанные с родительской «неуспешностью», возможность обменяться родительским опытом, установить доверительные отношения в группе.

В целом, можно отметить, что данная реабилитационная работа включает в себя систему социальных, педагогических и лечебно-оздоровительных воздействий, направленных на полное или частичное восстановление оптимального личного и социального статуса, отклонений в развитии и здоровье ребенка, испытывающего трудности в семье, в обучении, в своей микросоциальной среде.

Предполагаемые результаты

1. Программа способствует укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью (повышается желание заниматься ребенком), и их социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей (расширяется круг общения)

2. Наметится повышение уровня навыков общения, укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

3. Повысится уровень родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей, их отдыха и оздоровления.

4. Программа будет способствовать повышению уровня навыков общения, увеличению интереса к разнообразным видам творчества, укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

Таким образом, предложенная нами программа будет способствовать эффективной социально-педагогической поддержке семье, воспитывающей ребенка-инвалида.

С другой стороны – это возможность увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, наблюдать отношения между детьми; — драматизация позволяет формировать у детей опыт социальных связей, навыков поведения в обществе, поскольку каждое произведение имеет нравственную направленность. Благодаря мотивированной деятельности (пусть даже в нереальной, игровой ситуации) дети легче овладевают навыками и средствами общения. Участие в драматизации по своей психологической структуре является моделированием реальных жизненных ситуаций. Праздник – это художественное действие, шоу, в котором каждый ребенок должен участвовать активно (самостоятельно или с помощью взрослого). Праздник дает возможность объединить детей и взрослых в большой коллектив, организует их, сплачивает (заряжаясь общим действием и эмоциями, ребенок начинает действовать так же, как его соседи, окружающие люди).

Клуб мам детей-инвалидов

Наиболее часто используемый набор методик: анкета «Психологический тип родителя» ёвой, тест-опросник родительского отношения – ОРО, социограмма «Моя семья» ёвой, тест «Незаконченное предложение», тест М. Люшера и др. Пятый шаг – формулирование проблемы. Задача работы специалиста на данном этапе состоит в анализе полученных данных, профессиональной трактовке родителям выявленных существенных и значимых сторон развития ребенка.

Важно

Предлагая свое видение ситуации, педагог подводит родителей к нахождению возможного выхода из проблемы. Шестой шаг – определение способов решения проблем. Основное внимание уделяется настраиванию родителей на кропотливый и системный труд по адаптированию ребенка к самостоятельной жизни.

Инвамама — сообщество родителей детей-инвалидов

Беллака, тест М. Люшера, рисуночные методики «Моя семья», «Несуществующее животное», «Человек», тест «Лесенка для детей» , тест Тревожности Спилберга — Ханина и др. Следует отметить, что в случае, когда у ребенка познавательные способности оказываются резко сниженными и психофизические недостатки развития имеют выраженную степень, то диагностическое обследование целесообразно проводить в присутствии какого-либо члена семьи.

Инфо

Четвертый шаг – обследование родителей (проводит педагог-психолог). Действия педагога на этом этапе направлены на изучение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и модели его воспитания.


Обязательное условие для проведения такого рода работы – добровольность процедуры. Педагог доказывает клиентам важность изучения психологической атмосферы семьи для оказания эффективной помощи.

Мамы особых детей создали клуб «счастливый час»

Они готовы услышать педагога, понять его объяснения и выполнять задания. Поэтому специалист активно вовлекает их в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение.
Далее, объясняя его цель, он предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком и объясняя причины неудачи.

На завершающем этапе работы с родителями педагогом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист организует подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях.

Как показали исследования и данные анкетирования, родители, воспитывающие проблемных детей, часто испытывают затруднения во время прогулок со своим ребенком. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми.

Клуб общения родителей детей-инвалидов «надежда»

Внимание

Я даю свое согласие АНО «АСИ» на обработку, в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.asi.org.ru и осуществления деятельности по направлениям АНО «АСИ», в соответствии с Уставом, а также в целях информирования о мероприятиях, программам и проектах разрабатываемых и реализуемых АНО «АСИ».

Воспитывающих детей с ограниченными возможностями клуб матерей детей инвалидов

Им сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть глаза, т. е. выразить свое состояние с помощью мимики. Театрализованные представления побуждают детей к смене мимического состояния. Увлекшись происходящим на сцене, дети начинают улыбаться, грустить, переживать за героев; — родители имеют возможность наблюдать своих детей в необычной обстановке, видят динамику их развития. Это является большим психологическим подспорьем для родителей, так как некоторые не могут и предположить, что их дети не воспринимают себя одинокими и отверженными, свободно чувствуют себя в присутствии большого количества людей.

Общественный фонд «комитет матерей детей-инвалидов и больных детей»

Программа состоит из 7 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю с продолжительностью 40 – 60 минут. Работа с группой родителей осуществляется в несколько этапов. В ходе первого этапа педагог-психолог выясняет представления родителей о воспитании (его целях, способах воздействия, влиянии на личностное развитие и поведение ребенка, адекватность и динамичность родительской позиции). На втором этапе работа направлена на повышение эмоционального принятия ребенка, рост эффективности родительского контроля и требований, понимание поведения ребенка. На третьем этапе проводится обучение родителей эффективным способам общения с ребенком, адекватному выражению своих чувств, рефлексия работы по программе. В качестве основных методов и приемов работы используются практико-ориентированные технологии: дискуссия, ролевая игра, работа с памятками, решение проблемных ситуаций, психотехнические упражнения.
Организаторы проекта уже подготовили несколько мастер-классов по рукоделию, выпечке, макияжу, восточным танцам. В будущем в клубе будут проводиться мероприятия не только для мам особых детей, но и для самих ребятишек, а также для их здоровых сверстников, чтобы они могли играть и общаться друг с другом. Для детей с инвалидностью запланировано проведение обучающих и игровых программ, мастер-классов. Члены клуба «Счастливый час» будут собираться два раза в месяц.

Информация о клубе матерей детей инвалидов

При этом под эффективностью понимается реализация основных социальных функций досуга: компенсаторной, социализирующей, функции общения, творческой самореализации, развития личности. Обязательное условие досуговой программы — образовательный аспект, т. е. в результате ее освоения участник овладевает определенными знаниями, умениями и навыками, приобретает социальный опыт. В клубе реализуются следующие виды досуговых программ: экскурсии, поездки, походы, посещение праздников, спектаклей, театрализованных игр. Экскурсии, поездки, походы связаны с общением с природой, знакомством с родным городом, его достопримечательностями. Для ребенка с нарушениями в развитии возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, получения экологических знаний, оздоровления.
Общество 13 декабря 2016 14:00 Иван Бондаренко Фото: ру. Он создан для того, чтобы мамы особых детей могли встречаться в неформальной обстановке, обсуждать свои проблемы, помогать друг другу и, что очень немаловажно, отдохнуть и расслабиться, а также почувствовать себя женщиной.

Но инвалидность — это не приговор. В нашем клубе мамы смогут не только общаться с друг другом, но и видеть истории успеха» — говорит Ирина.

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.

Задачи программы:

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции,
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.

Сроки реализации:

  • 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия – 3 часа.

Формы и методы работы:

  • Количество участников в группе не более 5-7 человек.
  • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
  • Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
  • Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
  2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
  4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
  5. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.

Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

п/п Тема мероприятия Кол-во часов Организационная форма Задачи мероприятия
1. Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения. 3 Семинар Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
2. Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ 2 Лекция Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
3. Взрослые и дети Приложение 1 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы.
4. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления 2 Лекция Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.
5. Общение с ребенком Приложение 2 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Введение понятия «принятие».
Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.
Улучшение эмоционального состояния участников.
6. Покажи мне любовь Приложение 3 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка.
7. Методы педагогического воздействия на ребенка в семье 1 Индивидуальная консультация
8. Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов 2 Круглый стол Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах
9. Тренинг «Родительская эффективность» 9 Групповой тренинг
(3 занятия )
Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.
Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям.
«Я – родитель» Приложение 4
Приложение 5
«Счастливая семья» Приложение 6
10. Тематический практикум«Класс родительского мастерства» 10 Практическо езанятие
(5 занятий )
Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов.
«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ »
«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов»
«Формирование психических процессов у детей с ОВЗ»
«Формирование игровой деятельности у детей»
«Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста»

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мероприятие 1. Практико-оиентированный семинар «Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения»

  1. Презентация программы.
  2. Понятие «психолого-медико-педагогического сопровождения». Трехуровневая система помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в Мурманской области. Основные принципы, цели и задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного коррекционно-развивающего процесса. Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения, на организацию индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса.
  3. Анкетирование родителей с целью определения уровня гражданско-правовой компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса.
  4. Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка.
  5. Информация о типах образовательных учреждений и формах коррекционно-развивающего обучения.

Мероприятие 2. Круглый стол на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»

  1. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
  2. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
  3. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.

Мероприятие 3. Групповой тренинг «Взрослые и дети»

  1. Разминка «Цветок настроения».
  2. Выработка и принятие правил группы.
  3. Упражнение «Знакомство с семьей».
  4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
  5. Информативный блок.
  6. Упражнение «Пойми чувства ребенка».
  7. Упражнение «Я-сообщение».
  8. Рефлексия, обратная связь.
  9. Домашнее задание.

Мероприятие 4. Лекция на тему «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления»

  1. Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
  2. Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
  3. Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
  4. Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
  5. Вопросы и задания.

Мероприятие 5. Групповой тренинг «Общение с ребенком»

  1. Приветствие «Комплимент».
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Упражнение «Активное слушание».
  5. Упражнение «Никто не знает, что…».
  6. Творческая работа «Портрет моего ребенка».
  7. Рефлексия чувств.
  8. Домашнее задание.

Мероприятие 6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь»

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
  5. Упражнение «Искатели».
  6. Упражнение «Мне в тебе нравится…».
  7. Рефлексия.

Мероприятие 8. Круглый стол на тему «Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов»

  1. Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
  4. Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.

Мероприятие 9. Групповой тренинг «Родительская эффективность»

Занятие № 1 «Я – родитель»

  1. Приветствие «Знакомство руками».
  2. Упражнение «Пантомима».
  3. Групповая работа «Цели воспитания».
  4. Упражнение «Родитель-ребенок».
  5. Упражнение «Слепой и поводырь».
  6. Упражнение «Возрастная регрессия».
  7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия занятия.

Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать»

  1. Разминка «Ассоциации».
  2. Упражнение «Разожми кулак».
  3. Обсуждение домашнего задания.
  4. Информационный блок.
  5. Работа в парах «Зоны контроля».
  6. Упражнение «Родительские требования».
  7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
  8. Упражнение «Испорченный телефон».
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия.

Занятие № 3 «Счастливая семья»

  1. Упражнение «Ластик».
  2. Упражнение «Привет».
  3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
  4. Упражнение «Я – ребенок».
  5. Упражнение «Безоценочное восприятие».
  6. Упражнение «Я забочусь …».
  7. Упражнение «Я-высказывание».
  8. Упражнение «Передай сигнал».
  9. Арт-терапия «Мой ребенок».
  10. Музыкальная релаксация.
  11. Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
  12. Рефлексия занятия. Прощание.

Мероприятие 10. Тематический практикум «Класс родительского мастерства» (5 занятий)

  1. «Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ».
  2. «Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов».
  3. «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ».
  4. «Формирование игровой деятельности у детей».
  5. «Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
  3. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
  4. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  5. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
  6. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
  7. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
  8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
  9. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

Цели и задачи клуба

Цели:

Оказания социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями в вопросах реабилитации, развития и воспитания детей ОВ;

Оказания родителям детей с ОВ психологической и правовой помощи на базе социально-реабилитационного Центра

Задачи:

1) Юридическое консультирование родителей.

2) Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.

3) Обучение родителей методам реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.

4) Психологические тренинги.

5) Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВ.

6) Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях.

Участники клуба:

- родители детей с ограниченными возможностями, проживающие на территории Всеволожского района;

Дети с ограниченными возможностями в возрасте от 1,5 до 18 лет;

Специалисты Центра (педагог-психолог, юрист-консульт, социальный педагог и др.);

Волонтёры.

Работа клуба осуществляется на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Мероприятия для родителей и детей проводятся бесплатно, с периодичностью 1 раз в месяц.

Формы работы клуба: психологические тренинги, досуговые мероприятия, консультации специалистов Центра, экскурсии и т.д.

По итогам каждого проведённого мероприятия руководитель клуба составляет Акт выполненных работ, ежеквартально и в конце года составляет аналитические справки по итогам работы клуба.

Финансирование

Финансирование осуществляется на основании соглашения между МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и КСВ «МО Всеволожский муниципальный район ЛО».

Ожидаемый результат:

- Повышение юридической грамотности родителей детей с ОВ;

- Расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции, взаимопомощь;

Преодоление стрессовых состояний родителями детей с ОВ без ущерба для психического и физического здоровья;

Формирование адекватное отношения к детям с особенностями развития;

Овладение приемами реабилитационной работы с детьми в домашних условиях;

Формирование и организация здорового образа жизни семьи;

Организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей;

Привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по социальным вопросам

МО «Всеволожский муниципальный район Ленинградской области»

Муниципальное казённое учреждение социального обслуживания»

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКУСО «СРЦН»

ФИО

Приказ №____от «____»______2013 г.

Положение

Клуба для родителей

Детей с ограниченными возможностями

«Мы вместе»

на 2013 год

г. Всеволожск

2013

Цели и задачи клуба

Цели:

Оказания социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями в вопросах реабилитации, развития и воспитания детей ОВ;

Оказания родителям детей с ОВ психологической и правовой помощи на базе социально-реабилитационного Центра

Задачи:

1) Юридическое консультирование родителей.

2) Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.

3) Обучение родителей методам реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.

4) Психологические тренинги.

5) Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВ.

6) Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях.

Участники клуба:

- родители детей с ограниченными возможностями, проживающие на территории Всеволожского района;

Дети с ограниченными возможностями в возрасте от 1,5 до 18 лет;

Специалисты Центра (педагог-психолог, юрист-консульт, социальный педагог и др.);

Волонтёры.

Организация деятельности клуба

Работа клуба осуществляется на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Мероприятия для родителей и детей проводятся бесплатно, с периодичностью 1 раз в месяц.

Формы работы клуба: психологические тренинги, досуговые мероприятия, консультации специалистов Центра, экскурсии и т.д.

По итогам каждого проведённого мероприятия руководитель клуба составляет Акт выполненных работ, ежеквартально и в конце года составляет аналитические справки по итогам работы клуба.

Финансирование

Финансирование осуществляется на основании соглашения между МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и КСВ «МО Всеволожский муниципальный район ЛО».

Ожидаемый результат:

- Повышение юридической грамотности родителей детей с ОВ;

- Расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции, взаимопомощь;

Преодоление стрессовых состояний родителями детей с ОВ без ущерба для психического и физического здоровья;

Формирование адекватное отношения к детям с особенностями развития;

Овладение приемами реабилитационной работы с детьми в домашних условиях;

Формирование и организация здорового образа жизни семьи;

Организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей;

Привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.

План

Мероприятий клуба «Мы вместе»

на 2013 год

Дата

Мероприятия

Ответственные

Ожидаемый результат

Февраль

«Правовая школа родителей»

Семинар-практикум для родителей (льготы семей, в которых воспитываются дети с ОВ)

Руководитель клуба,

юрист-консульт, специалист КСВ «МО Всеволожский муниципальный район ЛО»

Повышение юридической грамотности родителей детей с ОВ

Март

«Отважные рыцари и прекрасные дамы!» (интерактивная программа, посвящённая Дню защитника Отечества и 8 Марта)

Руководитель клуба,

музыкальный руководитель

Апрель

«Здоровая семья»

Занятие в зале ЛФК: обучение родителей методам саморегуляции.

Руководитель клуба,

старшая мед. сестра, педагог-психолог

Преодоление стрессовых состояний родителями детей с ОВ без ущерба для психического и физического здоровья

Май

«Школа заботливых родителей»

Психологический тренинг для родителей педагогом-психологом, социальным педагогом

Руководитель клуба,

педагог-психолог

Формирование адекватного отношения к собственным больным детям; обучение приемам реабилитационной работы с детьми

Июнь

«Подарим шар земной детям!»

(коллективный выезд на природу, семейная эстафета, посвящённая Дню семьи и Дню защиты детей)

Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВ

Руководитель клуба,

социальный педагог

Формирование и организация здорового образа жизни семьи. Расширение круга общения родителей и детей

Сентябрь

Экскурсия в музей, посвящённая Дню Знаний

Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ

Руководитель клуба,

соц. педагог

Октябрь

«Мастерская добрых дел» (изготовление подарков)

Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях.

Руководитель клуба,

инструктор по труду

Организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей во время занятий в творческой мастерской

Ноябрь

«Дари добро» (чаепитие, посвящённые Дню Матери и Международному Дню инвалидов)

Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ

Руководитель клуба,

соц. педагог

Расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции

Декабрь

«Новогодние приключения»

(семейный отдых)

Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ

Руководитель клуба,

музыкальный руководитель

Привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей с ОВ