Патриарх кирилл в миру. Святейший патриарх московский и всея руси кирилл

Известный немецкий журнал «Штерн» по дремучему невежеству своих сотрудников в свое время - еще когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещал Германию в сане Митрополита Смоленского и Калининградского - рассказал читателям о семье и личной жизни монаха Кирилла . И об уютном домике в Швейцарии, и об увлечении горными лыжами и быстрой ездой на спортивных автомобилях, и о его жене, и даже о детях и собаках… А из пущего уважения даже назвал о.Кирилла ни много, ни мало, но «отличным семьянином» .

Надо сказать, что Лидия верная гражданская супруга и ровесница святейшества, а не молодая "содержанка - баловница". Они со "святейшеством" родили хороших и умных детей. Другое дело, почему РПЦ не говорит правду и почему у Лидии продолжается табачный (от дьявола) бизнес? Почему РПЦ считает обычное зачатие (дар Всевышнего) порочным?

Вот ведь нехристи какие! Нет, чтобы позвонить в ПиАр-службу Патриархии и узнать, как надо правильно рассказывать читателям о тяжкой отшельнической молитвенной жизни высокопоставленных монахов! Ну, ей-богу, как самоеды малые - «что вижу - то и пою!»

В результате с тех самых пор и «склоняют» всякие богохульники-ахальники бедную Лидию Михайловну Леонову во всех мыслимых падежах. Даже сам Святейший в связи с недавним квартирным скандалом был вынужден оправдываться - мол, не жена она мне, а всего лишь боевая подруга, со мной на одной жилплощади прописанная. Это, мол, сестра моя, типа, «монахиня в миру». Говоря «сестра», надо полагать, он имел в виду, конечно, не свою единственную на всем свете сестру Елену, но «сестру» по вере, по духу предпринимательства. Он, ведь, обычно так ко всем и обращается: «Братья и сестры!». Стало быть, и Лидия Леонова ему тоже «сестра», хоть и не родная.

Лидия Михайловна Леонова - (27.01.1947) - «Монахиня в миру», которая уже 38 лет - еще с далекого «советского» 1974 года - неотступно сопровождает по жизни монаха Кирилла. Переезжает вместе с ним на все новые места жительства, сопровождает в поездках и участвует в его коммерческих предприятиях. По данным злопыхателей, на ее имя было зарегистрировано более 300 табачных коммерческих организаций. Именно Лидию Михайловну имели в виду сотрудники «Штерна», когда назвали Кирилла «отличным семьянином», и именно она теперь официально прописана в квартире и проживает совместно с монахом Владимиром Гундяевым.

А вот как об этом в интервью Юрию Васильеву (23.03.2012) рассказывает главный редактор независимого сетевого ресурса «Портал-Credo.Ru» Александр Солдатов: «Вопрос: Про вариант с сестрой говорили выше. Есть ли более-менее официальные разъяснения, кем приходится монаху Кириллу Лидия Леонова? Кроме коммунальной соседки, естественно. Ответ: Официальная историография умалчивает о госпоже Леоновой. ... Есть неофициальная историография, которая берет свое начало от публикации немецкого журнала «Штерн» примерно в 1993-1994 годах, где митрополит Кирилл описывается как «примерный семьянин». И даже утверждается, что у него есть дети. Далее наш портал со ссылкой на разные источники - в частности на Сергея Бычкова из «Московского комсомольца», который проводил разные расследования, касающиеся жизни будущего патриарха, - несколько лет писал о том, что эта госпожа Леонова является дочерью некоего чиновника из Ленинградского обкома партии. С ней будущий патриарх познакомился еще в начале 70-х годов, когда он был студентом Ленинградской духовной академии. … с тех самых пор она везде его сопровождает - и в Смоленске жила, и теперь в Москве. Поэтому слово «сестра», может быть, стоит понимать в духовном смысле, а не в физиологическом». (http://www.svobodanews.ru/content/article/24525100.html).

Елена Михайловна Гундяева - настоящая и единственная сестра Святейшего. Посвятила свою жизнь Церкви, многие годы работает директором православной гимназии и гордится своим братом.

Впрочем, не только германские, но и патриархийные «чудилы» тоже мышей не ловят (деловая хватка у них не та, что у самого Кирилла!). Нет, чтобы оперативно все биографические «апокрифы» подчистить, так они так их и оставили по сей день - есть, мол, у Кирилла только сестра Елена-богомолка и только брат Николай-богомолец.

Богатства патриарха Кирилла: как глава РПЦ капиталы зарабатывал. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в девяностые годы времени зря не терял: в его профессиональной копилке организация табачного, нефтяного, автомобильного и пищевого бизнеса. По разным подсчетам, вся эта бурная деятельность принесла главе РПЦ капиталы в 1,5-4 млрд долларов. Теперь в распоряжении патриарха квартира в знаменитом «Доме на набережной», часы Breguet стоимостью около 30 тысяч евро, дворцы в Переделкине и Геленджике, а также личный авиапарк.«Новая газета» опубликовала на своих страницах компромат на патриарха Московского и всея руси Кирилла, в миру - Гундяева Владимира Михайловича. По данным газеты, в 90-е глава РПЦ, будучи скромным руководителем Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП), активно занимался бизнесом, благодаря чему нажил себе состояние в несколько миллиардов. Да не рублей, а долларов.



Начиналась бизнес-карьера патриарха в 1993 году. Тогда при участии Московской патриархии возникла финансово-торговая группа «Ника», вице-президентом которой стал протоиерей Владимир Верига — коммерческий директор ОВЦС МП. Через год при правительстве РФ и одновременно в ОВСЦ появились две комиссии по гуманитарной помощи: первая решал, какую помощь можно освободить от налогов и акцизов, а вторая - ввозила эту помощь по церковной линии и продавала коммерческим структурам. Таким образом, большая часть помощи, освобожденной от налогов, распространялась через обычную торговую сеть, по обычным рыночным ценам.

По этому каналу только в 1996 году ОВЦС ввез в страну около 8 миллиардов сигарет (данные правительственной комиссии по гуманитарной помощи). Это нанесло серьезный ущерб «табачным королям» того времени, которые вынуждены были платить пошлины и акцизы и потому проигрывали в конкурентной борьбе ОВЦС МП.

Как утверждает доктор исторических наук Сергей Бычков, который опубликовал несколько статей о табачном бизнесе патриарха, когда Кирилл решил выйти из этого бизнеса, на таможенных складах оставалось «церковных» сигарет более чем на 50 млн долларов. В ходе криминальной войны за эти сигареты был убит, в частности, помощник депутата Жириновского некто Дзень.

А вот письмо Государственного таможенного комитета РФ в адрес Московского таможенного управления от 8 февраля 1997 года, касающееся «церковных» сигарет: «В связи с обращением Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ и решением председателя правительства от 29.01.1997 за № ВЧ-П22/38 разрешаю производство таможенного оформления табачных изделий в установленном порядке с уплатой только акцизного сбора, поступивших на таможенную территорию до 01.01.97, согласно решению вышеназванной Комиссии».

Вот, собственно, с тех пор и закрепился за митрополитом Кириллом новый титул — «Табачный», пишет «Новая газета», уточняя при этом, что сейчас его так уже не титулуют. Теперь патриарха принято называть «Лыжнег» — с легкой руки православных блогеров, обративших внимание на огромное значение в жизни и деятельности Кирилла его увлечения горными лыжами (это увлечение обслуживают вилла в Швейцарии и личный самолет, а на Красной Поляне оно помогает закреплять неформальные отношения с сильными мира сего).

Кстати, сам Кирилл как-то попытался оправдать свое участие в табачном бизнесе: «Люди, которые этим занимались, не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать». Представители правительства категорически опровергли эту информацию, после чего патриарх Алексий II ликвидировал комиссию ОВЦС МП и создал новую Комиссию РПЦ МП по вопросам гуманитарной помощи во главе с епископом Алексием (Фроловым).



Помимо упомянутого фонда «Ника» ОВЦС МП выступил учредителем коммерческого банка «Пересвет», АО «Международное экономическое сотрудничество» (МЭС), АО «Свободное народное телевидение» (СНТ) и ряда других структур. Самым доходным бизнесом Кирилла после 1996 года стал экспорт нефти по линии МЭС, освобожденного по просьбе Алексия II от таможенных пошлин. Кирилла в МЭСе представлял епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США. Ежегодный оборот компании составил в 1997 году около 2 млрд долларов.

Ввиду закрытости этой информации, сейчас трудно понять, продолжает ли Кирилл участвовать в нефтяном бизнесе, однако есть один весьма красноречивый факт. За несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал заместитель Кирилла епископ Феофан (Ашурков).



В 2000 году получили огласку сведения о попытках митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты) — соответствующие правительственные структуры выделили учрежденной иерархом фирме (АО «Регион») квоты на отлов камчатского краба и креветок (общий объем — более 4 тысяч тонн).

По сведениям калининградских журналистов, митрополит Кирилл, как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области, участвовал в автомобильном СП в Калининграде. Характерно, что Кирилл, даже став патриархом, не назначил епархиального архиерея на Калининградскую кафедру, оставив ее под своим прямым управлением.



В 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ МП. Стоимость активов, которые контролировал митрополит Кирилл, оценивалась в этой работе в 1,5 млрд долларов. Спустя два года журналисты «Московских новостей» попытались пересчитать активы главы церковного МИДа и пришли к выводу, что они насчитывают уже 4 млрд долларов.

А по информации The New Times, в 2002 году митрополит Кирилл купил пентхаус в «Доме на набережной» с видом на храм Христа Спасителя. Это, кстати, «единственная квартира в Москве, зарегистрированная именно на митрополита по его мирской фамилии Гундяев, о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости».

Еще один атрибут этой жизни, ставший предметом широкого обсуждения, — часы Breguet стоимостью около 30 тысяч евро, которые засняли на левой руке патриарха рядом с монашескими четками украинские журналисты. Произошло это на следующий день после того, как Кирилл высокопарно вещал в прямом эфире главных украинских телеканалов: «Очень важно научиться христианской аскезе… Аскеза — это способность регулировать свое потребление… Это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством владели и богатые, и бедные».

Притчей во языцех стали и роскошные кортежи патриарха Кирилла, и услуги охраны из ФСО, которыми он пользуется. В Москве, когда едет патриарх, перекрываются все улицы по пути его следования, что, естественно, вызывает массовое негодование автовладельцев. В Украине же полукилометровые кортежи Кирилла совершенно шокировали местных жителей: в соседней стране даже президент ездит намного скромнее.

Надо, правда, отдать должное Кириллу: для официальных визитов он фрахтует самолеты компании «Трансаэро», а личным авиапарком пользуется только в личных целях.

Отдельная и почти неисчерпаемая тема — дворцы и резиденции патриарха. Кирилл стремится и в этом деле не отставать от первых лиц государства. Его постоянной жилой резиденцией считался новопостроенный дворец в Переделкине, ради которого снесли несколько домов местных жителей. Из окон электричек Киевского направления он смотрится как большой русский терем — наподобие Теремного дворца в Кремле. Кириллу там не нравится жить: тревожит проходящая по соседству железная дорога.

Посему нынешний патриарх распорядился заново отделать дворец в Даниловом монастыре, который и раньше-то не выглядел бедно. Не обошлось без скандалов и строительство патриаршего дворца в Геленджике, который вызвал в первую очередь негодование местных экологов.



Впервые скандал вокруг геленджикской дачи патриарха вспыхнул год назад, когда активисты «Экологической вахты» по Северному Кавказу проникли на территорию строящегося объекта. В ходе осмотра они выяснили, что не менее 10 га уникального леса огорожено трехметровым забором, а в центре находится странное «пафосное» здание, увенчанное куполами - что-то среднее между храмом и особняком.

При этом, согласно данным «Новой газеты», в 2004 году РПЦ получила в свое распоряжение участок земли площадью всего 2 га. Более того, эта земля относилась к Лесному фонду, соответственно, возводить капитальные строения на этой земле по закону нельзя. Тем не менее, здесь началось масштабное строительство. Экологи утверждают, что в ходе строительства были вырублены от 5 до 10 га ценного леса, что подтверждается снимками из космоса.

В РПЦ поспешили опровергнуть доводы «зеленых». Московский патриархат сослался на акт Роспотребнадзора, согласно которому на территории Духовно-культурного центра фактов незаконной вырубки зафиксировано не было. Экологи в свою очередь указывают на тот факт, что документ был составлен в декабре 2010 года - то есть спустя несколько лет после уничтожения леса.

Еще один скандал вокруг дачи патриарха, опять же инициированный экологами, разгорелся в октябре ушедшего года. Тогда активисты заявили, что вспыхнувший в конце сентября того же года пожар на территории Духовно-культурного центра Московской патриархии мог стать результатом поджога. Как отмечала тогда «Новая», по закону за уничтоженные деревья строители обязаны платить денежную компенсацию в сотни тысяч рублей. А если деревья сгорели в огне, то выплаты компенсации можно избежать.

В начале 2011 года в прессе появились данные, что строящийся объект РПЦ под Геленджиком - это не что иное, как дача для Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Однако информационный отдел Московского патриархата эти доводы опроверг, заявив, что на этом месте возводится духовный центр Русской православной церкви на юге России, наряду с уже имеющимися центрами в Москве и Санкт-Петербурге.

КИРИЛЛ (в миру Владимир Михайлович ГУНДЯЕВ) Местоблюститель Патриаршего Престола РПЦ (2008-), Митрополит Смоленский и Калининградский, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора Родился 20 ноября 1946 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), в семье священника. Дед - Василий Гундяев - по профессии механик-железнодорожник, один из активных борцов с обновленчеством в Нижегородской области под руководством митрополита Сергия (Старгородского, впоследствии Патриарха), был арестован в 1922 году, отбывал срок на Соловках; вернувшись из заключения, в середине 50-х годов стал священником. Отец, протоиерей Михаил Васильевич Гундяев - в 30-е годы был репрессирован, в 40-х был ведущим инженером одного из военных заводов блокадного Ленинграда, в 1947 году рукоположен во священника, служил в Ленинградской епархии. Брат, протоиерей Николай Михайлович Гундяев , с 1977 года настоятель Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, профессор СПбДА. Сестра - Елена, православный педагог. В школе не вступал по религиозным убеждениям в пионеры и комсомол; стал героем антирелигиозной публикации в городской газете. В 1961 году уехал из родительского дома (семья с 1959 года жила в г.Красное Село под Ленинградом) и поступил на работу в картографическое бюро Ленинградской комплексной геологической экспедиции. Параллельно учился в вечерней школе, которую окончил в 1964 году. В 1965-67 годах по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) учился в Ленинградской духовной семинарии (ЛДС). В 1967-69 годах учился в Ленинградской духовной академии (ЛДА), которую закончил с отличием. 1 июня 1970 получил степень кандидата богословия за сочинение "Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере". В студенческие годы в марте-апреле 1968 года участвовал в 3-м Всехристианском Мирном конгрессе (ВМК) в Праге; в июле 1968 - в IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Упсале. Был участником ежегодных заседаний Центрального комитета ВСЦ в качестве молодого советника, был вице-председателем молодежной комиссии Христианского мирного конгресса (ХМК).

3 апреля 1969 митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество, 7 апреля 1969 года рукоположен во иеродиакона, 1 июня 1969 года - во иеромонаха.

После окончании академии был оставлен при ЛДА профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора ЛДА и С. С 30 августа 1970 - личный секретарь митрополита Никодима (Ротова), председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). 12 сентября 1971 возведен в сан архимандрита, затем - назначен представителем Московской Патриархии при ВСЦ в Женеве, настоятелем прихода Рождества Пресвятой Богородицы. В 1971 году представлял духовные школы РПЦ на Генеральной ассамблее всемирной православной молодежной организации СИНДЕСМОС (на этой ассамблее духовные школы РПЦ стали членами СИНДЕСМОСа) и был избран членом его исполкома. В 1972 году сопровождал Патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию. 26 декабря 1974 назначен ректором ЛДА и Сс освобождением от должности представителя МП при ВСЦ. С 7 июня 1975 года - председатель епархиального совета Ленинградской епархии. С декабря 1975 года - член ЦК и Исполкома ВСЦ. 9 сентября 1976 года назначен постоянным представителем РПЦ в пленарной комиссии ВСЦ. В ноябре 1975 года на экуменической ассамблее в Найроби осудил письмо о. Глеба Якунина о гонениях на верующих в СССР и отрицал факты нарушения прав верующих. В декабре 1975 избран членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ. 3 марта 1976 на заседании Священного Синода определен быть епископом Выборгским, викарием Ленинградской епархии. Одновременно введен в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Хиротонисан 14 марта 1976. 27-28 апреля 1976 года в составе делегации Московского патриархата участвовал в переговорах собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис». 9 сентября 1976 утвержден постоянным представителем от РПЦ в пленарную комиссию ВСЦ. С 18 ноября 1976 по 12 октября 1978 - заместитель Патриаршего Экзарха Западной Европы (по рапорту от 4 ноября 1976 года митрополита Никодима (Ротова), Патриаршего Экзарха Западной Европы, о необходимости в связи с пятым инфарктом назначить ему заместителя - с предложением кандидатуры Кирилла). 21-28 ноября 1976 года участвовал на Первом Предсоборном Всеправославном совещании в Женеве. С 22 по 31 января 1977 г. возглавлял делегацию от Ленинградской и Новгородской епархии на юбилее Патриарших общин в Финляндии. С 19 по 26 июля 1977 г. во главе делегации от духовных школ РПЦ присутствовал на IX Генеральной ассамблее Синдесмоса в Шамбези.

С 12 по 19 октября 1977 г. совместно с Патр. Пименом с официальным визитом находился у Патр. Димитрия I (Константинопольский Патриархат). С 23 ноября по 4 декабря 1977 г. во главе делегации РПЦ посетил Италию. 23-25 декабря 1977 г. с делегацией РПЦ во главе с Патриархом Пименом участвовал в интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II. 22-27 июня 1978 г. присутствовал с делегацией РПЦ на Пятом Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге. 6-20 октября 1978 г. участвовал в переговорах с представителями Римско-Католической Церкви. 12 октября 1978 освобожден от должности Заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы и назначен управляющий патриаршими приходами в Финлянди (окормлял их до 1984 года). С 27 по 29 марта 1979 г. участвовал в Консультации «Ответственность Церквей СССР и США за разоружение». С 12 по 24 июля того же года возглавил делегацию РПЦ на Всемирной Конференции «Вера, наука и будущее» в Кембридже (США). С 9 по 24 ноября 1979 г. в составе делегации РПЦ по приглашению Французской Епископской Конференции посетил Францию. 16 ноября 1979 г. назначен членом Комиссии Св. Синода по вопросам христианского единства. С 28 по 31 января 1980 г. присутствовал в Будапеште на встрече представителей Церквей из социалистических стран Европы и руководящих деятелей ВСЦ. 29 мая 1980 г. участвовал от РПЦ на первой встрече Смешанной православно-римско-католической комиссии на о. Патмос и Родос. 14-22 августа 1980 г. - участник 32-го заседания Центр. комитета ВСЦ в Женеве. 22-25 августа - член делегации представителей Церквей в СССР и в США (Женева). 25-27 ноября 1980 г. в составе делегации РПЦ участвовал в Болгарии в праздновании 1300-летия основания Болгарского государства. С 30 ноября по 12 декабря того же года возглавил паломническую группу представителей и студентов ЛДА при поездке на Св. Землю. 23 декабря 1980 г. назначен членом Комиссии по организации празднования 1000-летия Крещения Руси d 1988. С 16 по 26 августа 1981 г. - участник 33-го заседания Центрального комитета ВСЦ в Дрездене. С 31 августа по 6 сентября 1981 г. совместно с Патриархом Пименом посетил Финляндию. 30 октября-3 ноября 1981 г. в Университете Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) принял участие в заседаниях Комитета по подготовке VI Ассамблеи ВСЦ. 5-7 ноября 1981 года участвовал в праздновании 30-летия со дня основания Национального Совета Церквей в США. 23-27 ноября в Амстердаме (Нидерланды) от христиан СССР входил в группу слушания по ядерному разоружению. 3-16 января 1982 г. в Лиме (Перу) участвовал в заседании Комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство». В том же году (19-28 июля) принял участие в 34-м заседании Центрального комитета ВСЦ в Женеве. С 28 сентября по 4 октября 1982 находился в Финляндии, а с 25 октября по 1 ноября - в Японии. С 24 июля по 10 августа 1983 г. - участник VI Ассамблеи ВСЦ в Ванкувере (Канада), на которой избран в новый состав Центрального комитета ВСЦ. 26-27 ноября того же года в составе делегации РПЦ участвовал в торжествах празднования 30-летия подворья Русской Православной Церкви в Софии. С 20 по 29 февраля 1984 г. принял участие в заседании Исполнительного комитета ВСЦ в Женеве. С 31 мая по 7 июня от Русской Православной Церкви участвовал в заседании Смешанной богословской комиссии между Римско-Католической Церковью и Поместными Православными Церквами, проходившей на о. Крит. 9-18 июля 1984 г. - участник заседания Центрального комитета ВСЦ в Женеве. В составе советской общественной делегации участвовал в международной конференции ученых и религиозных деятелей с 19 по 23 ноября 1974 в Италии. 26 декабря 1984 назначен архиепископом Смоленским и Вяземским. Перевод в Смоленск являлся для архиепископа Кирилла понижением и свидетельствовал об опале со стоороны государственных надзирающих органов ( "...О причинах, по которым он впал в немилость, ходят разные слухи. Одни связывают это с его реформаторской активностью в сфере богослужения: он не только практиковал использование русского языка в богослужении, но и служил вечерню вечером, а не утром, как это принято в РПЦ до сих пор. Другой причиной устранения владыки Кирилла из "северной столицы" России называют его отказ проголосовать против резолюции ЦК Всемирного Совета Церквей, осудившей ввод советских войск в Афганистан. Между тем, "за" он тоже не голосовал, всего лишь "воздержался", что, впрочем, по тем временам тоже было чуть ли не подвигом." - Наталия Бабасян. Звезда митрополита Кирилла // "Русский Журнал", 01.04.1999). Сам Кирилл считает, что он пал жертвой закрытого постановления ЦК КПСС о борьбе с религиозностью, принятого в преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси, за чрезмерную активность на посту ректора Духовной Академии: во время его ректорства был открыт доступ в ЛДА и С выпускников светских вузов, а в 1978 году - создано регентское отделение, на которое могли поступать и женщины. Со 2 по 9 июня 1985 г. в составе делегации РПЦ находился на VI Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге. 30 ноября 1988 архиепископу Кириллу была поручена разработка Положения о Духовных Училищах - новом типе православных 2-летних учебных заведений, готовящих церковнослужителей и призванных облегчить решение кадровой проблемы. Определением Св. Синода от 10-11 апреля 1989 г. был изменен архиепископский титул Кирилла: вместо "Смоленский и Вяземский" - «Смоленский и Калининградский». С 14 ноября 1989 - председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) и постоянный член Священного Синода. Это назначение фактически свидетельствовало о снятии с него "государственной опалы". 20 февраля 1990 после ликвидации зарубежных Экзархатов архиепископу Кириллу поручено временное управление приходами Корсунской (до 1993 года) и Гаагско-Нидерландской (до 1991 года) епархий. В 1990 году входил в Комиссию Священного Синода по подготовке Поместного Собора. 20 марта 1990 назначен председателем Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности. 8 мая 1990 вошел в состав Синодальной Библейской комиссии. 16 июля 1990 назначен членом Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 27 октября 1990 назначен председателем Синодальной комиссии по подготовке изменений в Уставе об управлении РПЦ. С 20 июля 1990 года - управляющий Патриаршими приходами в Финляндии. 25 февраля 1991 возведен в сан митрополита. В начале 1993 с санкции Патриарха Алексия II вошел в Международный подготовительный комитет по созыву Всемирного Русского собора в Москве (с инициативой которого выступил "Всемирный Русский Конгресс" Игоря Кольченко, РАУ-корпорация Алексея Подберезкина, "Роман-газета" Валерия Ганичева, а также журналы "Наш современник" и "Москва"). Став одним из пяти сопредседателей подотовительного комитета, провел 26-28 мая 1993 в Свято-Даниловском монастыре I Всемирный Русский Собор. С 26 февраля 1994 - член Синодальной Богословской комиссии. В феврале 1995 г. руководил II Всемирным Русским Собором. Незадолго до этого президент Ельцин в ходе общения с Кириллом в неофициальной обстановке пообещал ему возвратить Церкви конфискованные у нее после революции земли, а затем (под давлением Анатолия Чубайса ) взял обещание назад. На Соборе Кирилл выступил со слабо завуалированной критикой властей за неморальную и антинациональную политику. Было декларировано учреждение "Всемирного Русского Собора" как "постоянного надпартийного форума" под эгидой Церкви, избрано четыре сопредседателя Собора (митрополит Кирилл, И.Кольченко, В.Ганичев, Наталья Нарочницкая ). Под влиянием радикалов (Михаил Астафьев , Ксения Мяло , Н.Нарочницкая, И.Кольченко) Собор принял ряд чисто политических довольно радикальных антизападнических деклараций, принятию которых церковные иерархи во главе с Кириллом не препятствовали. В промежутке между февралем и декабрем 1995 Кирилл умерил оппозиционность возглавляемого им "надпартийного форума",а на III Всемирном Русском Соборе в начале декабря 1995 не допустил принятия никаких резких политических заявлений. Организация была переименована во Всемирный Русский Народный Собор, Главой которого был единогласно избран Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а его одним из его заместителей - митрополит Кирилл. Со 2 августа 1995 - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. В 1996 году - член Совместной Комиссии Константинопольского и Московского Патриархатов по "эстонскому вопросу". С 6 июня 1996 - председатель рабочей группы Священного Синода по выработке проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом. В 1996 году вошел в состав совета директоров банка "Пересвет". В сентябре 1996 года газета "Московские новости" (N34) опубликовала сообщение о том, что ОВЦС, возглавляемый митрополитом Кириллом, в 1994-96 гг. организовал в 1994-96 годах ввоз подакцизных товаров (в первую очередь, сигарет) в обход таможенных пошлин, под видом гуманитарной помощи, на суммы в десятки миллионов долларов и в количестве десятков тысяч тонн. Обвинения были поддержаны другими популярными светскими газетами (в частности, "Московским комсомольцем" - журналистом Сергеем Бычковым ). Считается, что негласным инициатором этих обвинений был тогдашний управлящий делами МП архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин) . Для расследования этих сообщений была создана внутрицерковная комиссия во главе с архиепископом Сергием (Фоминым) . Однако позиция митрополита Кирилла, который отрицал умышленный ввоз в страну сигарет и говорил, что церковь не могла отказаться от навязанного ей подарка, была поддержана Архиерейским Собором РПЦ 1997 года. Активно участвовал в подготовке закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", утвержденного Президентом Ельциным 26 сентября 1997 года. В марте 2001 выступил с предложением перечислять часть подоходного налога россиян в бюджет религиозных организаций, в том числе Русской православной церкви. В мае 2001 года журналист "Московского комсомольца" Сергей Бычков опубликовал статью "Митрополит из табакерки" , в которой повторил прежние обвинения в адрес митрополита Кирилла по поводу импорта табака, а также впервые публично отождествил Кирилла с деятелем ВСЦ "агентом Михайловым", упоминавшимся в ранее опубликованных материалах комиссии Верховного Совета ("комиссии Якунина-Пономарева") о связях КГБ и РПЦ в советское время . 6 декабря 2008 года на экстренном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Кирилл тайным голосованием избран Местоблюстителем Патриаршего Престола. Сторонник активного вмешательства Церкви в светскую жизнь и в политику, в том числе ее влияния на власть с позиции "Священство выше Царства"

С 1995 года по субботам ведет телепередачу "Слово пастыря" на ОРТ.

Хобби - горные лыжи. Живет в официальной резиденции ОВЦС в Серебряном Бору (Москва). В 2002 году купил пентхаус в Доме на набережной с видом на храм Христа Спасителя (квартира зарегистрирова на Гундяева Владимира Михайловича, "о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости" (The New Times. №50 от 15 Декабря 2008). В СМИ появлялась "информация о покупке митрополитом виллы в Швейцарии." (там же) .

В августе 1993 года был награжден международной Ловийской премии мира, присужденной ему Общественным Комитетом «Мирный форум Ловииса» во главе с г-й Теллерво Койвисто, супругой Президента Финляндии (этой премией раз в три года награждается миротворческий деятель, внесший особо значимый вклад).

Награжден церковными орденами св. равноап. кн. Владимира II степени, прп. Сергия Радонежского I и II степени, св. блгв. кн. Даниила Московского I степени, свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, II степени, святителя Алексия Московского II степени, орденами многих Поместных Православных Церквей; другие церковные награда: памятная панагия (1977), именная панагия (1988). Имеет государственные награды: орден Дружбы народов (1988, к 1000-летию Крещения Руси), орден Дружбы (1996), «За заслуги перед Отечеством» III степени, медали «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы»; награжден общественным орденом Cв. Георгия I степени (1998, от Российской палаты личности). Источники:
Официальная биография Кирилла на сайте РПЦ "Patriarchia.ru" ; база данных "Просопограф - описатель лиц" материалы Н.Митрохина в базе данных "Лабиринт"

Сергей Бычков:
В 1992 году Архиерейский собор сформировал свою комиссию, которую возглавил епископ Костромской и Галичский Александр. Пока священник Глеб Якунин и Лев Пономарев, тогдашние депутаты Верховного Совета, разбирались в кличках и заданиях, владыка Гундяев (кличка - агент Михайлов ) проявил недюжинную смекалку и начал скупать архивные документы. Сконцентрировав мощную базу компромата, в том числе и на патриарха, он в течение последних 10 лет ловко манипулирует документами, затыкая рот излишне ретивым епископам. Когда же его пытается урезонить патриарх, вдруг неожиданно в СМИ попадают какие-то бумаги, марающие репутацию Святейшего. К сожалению, работа депутатской комиссии окончилась ничем. А синодальная вообще не приступила к работе.
http://www.mk.ru/blogs/idmk/2001/05/25/mk-daily/34819/

Упоминание "агента Михайлова" в материалах комиссии Якунина-Пономарева:
1973 год
январь
л. 32. В Таиланд и Индию для участия в работе ВСЦ выводились агенты органов КГБ "Магистр" и "Михайлов" . Данные агенты оказывали выгодное влияние на работу Совета и представили материалы, представляющие оперативный интерес о положении в ВСЦ и характеризующие данные на отдельных деятелей.
[...]
Зам. начальника 4 отдела 5 Управления КГБ при СМ СССР подполковник Фицев.

NB:
в тех же материалах упоминается "Михайлов"-баптист:
Агентурные имена агентов из числа баптистского руководства: "Михайлов", "Абрамов", "Федоров", "Невский" "Кесарев". Упоминания (хотя и без имени) - по мнению о. Якова Кротова - о Кирилле Гундяеве в книге мемуаров о. Августина Никитина : [о.Виталий Боровой о доносе на него в 1974 году]: "А, так это протоиерей такой-то, наш секретарь в Женеве подсуетился и донес на меня! Ведь он был при этом разговоре. И, как всегда, все перепутал" (С. 170). [...]
"О. Виталий оправился от потрясений, по его здоровье заметно пошатнулось. Тем не менее он "пересидел" в ОВЦС четырех председателей и лишь при пятом, в 1997 г. стал внештатным консультантом ОВЦС. [...]А женевский протоиерей-секретарь, заложивший о.протопресвитера, до сих мелькает по "ящику" и учит нас с экрана париотизму . О таких писали еще в начале ХХ столетия?
Тише, тише, господа!
Господин Искариотов,
Патриот из патриотов,
Направляется сюда!"
(С. 171-172).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор , почетный настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал и в их поездках за рубеж.

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви официально посетил* Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г., 2014 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Сербскую (2013 г., 2014 г.), Румынскую (2017 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.), Польскую (2012 г.).

Межхристианские отношения и сотрудничество

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).

Был участником Второй Европейской Ассамблеи КЕЦ в Граце, Австрия (23-29 июня 1997 г.) и Третьей в Сибиу, Румыния (5-9 сентября 2007 г.).

Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.

Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).

Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.

В должности председателя ОВЦС по поручению Священноначалия Русской Православной Церкви принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.

В августе 2012 г. состоялось подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции .

В феврале 2016 г. на Кубе состоялась первая в истории встреча Предстоятелей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви, в ходе которой Святейший Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск подписали .

Участие в Соборах Русской Православной Церкви

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г., 2016 г., 2017 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.

Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».

Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)

За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.

В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.

С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.

С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.

Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.

Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).

В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.

Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).

Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. .

В должности председателя ОВЦС посетил Эстонию (многократно), Швейцарию (многократно), Францию (многократно), Испанию (многократно), Италию (многократно), Бельгию (многократно), Голландию (многократно), Германию (многократно), Израиль (многократно), Финляндию (многократно), Украину (многократно), Японию (многократно), Канаду (многократно), Китай (многократно), Венгрию (многократно), Молдову (многократно), Норвегию (многократно), Ливан и Сирию (многократно), Сербию (многократно), США (многократно), Турцию (многократно), Бразилию (многократно), Австралию (1991 г.), Австрию (многократно), Латвию (1992 г.), Чили (1992 г.), Болгарию (1994, 1998, 2005 гг.), Чехию (1996, 2004, 2007 гг.), Словакию (1996 г.), Иран (1996 г.), Литву (1997 г.), Данию (1997 г.), Марокко (1997 г.), Аргентину (1997, 2006 гг.), Мексику (1998 г.), Панаму (1998 г.), Перу (1998 г.), Кубу (1998, 2004, 2008 гг.), Люксембург (1999 г.), Непал (2000 г.), Словению (2001 г.), Мальту (2001 г.), Тунис (2001 г.), Монголию (2001 г.), Хорватию (2001 г.), Вьетнам (2001 г.), Кампучию (2001 г.), Таиланд (2001 г.), Ирландию (2001 г.), Ирак (2002 г.), Лихтенштейн (2002 г.), Филиппины (2002 г.), специальные районы КНР — Гонконг (2001, 2002 гг.), Макао (2002 г.), ЮАР (2003, 2008 гг.), Малайзию (2003 г.), Индонезию (2003 г.), Сингапур (2003 г.), ОАЭ (2004 г.), Польшу (2004 г.), Нидерланды (2004 г), Доминиканскую республику (2004 г.), Йемен (2005 г.), КНДР (2006 г.), Индию (2006 г.), Румынию (2007 г.), Туркмению (2008 г.), Коста-Рику (2008 г.), Венесуэлу (2008 г.), Колумбию (2008 г.), Эквадор (2008 г.), Анголу (2008 г.), Намибию (2008 г.). Венгрию, Монголию, Словению, Иран, Ирак и Йемен посетил с официальными визитами по приглашению правительств этих стран.

Патриаршее служение. Управление Русской Православной Церковью

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Русской Православной Церкви и , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность .

В 2012 г. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейского Собора 2011 г. На базе принятых в 2011 г. документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий.Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

В 2013 г. продолжен курс на образование новых епархий и митрополий. Происходит реализация принятых решений и положений в области социальной, миссионерской и катехизической деятельности. Формируется система подготовки при духовных учебных заведениях епархиальных, благочиннических и приходских специалистов в области миссии, религиозного образования и катехизации, молодежной и социальной работы. Открыты три ставропигиальных монастыря. Приняты документы по церковно-общественным вопросам: «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» и «О крещении младенцев, родившихся при помощи "суррогатной матери"».

В 2014 г. уделялось особое внимание вопросам церковного управления. Продолжился процесс создания новых епархий и митрополий, образован ставропигиальный монастырь. Большое внимание уделялось созданию и укреплению приходских общин, развитию приходской жизни, привлечению мирян к активному и ответственному участию в епархиальной и приходской деятельности. Продолжен курс на развитие церковного волонтерства в социальной и других сферах жизни общества, определены принципы и направления работы с мигрантами. Приняты документы: «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма», «Принципы и направления работы с мигрантами».

В 2015 году приняты документы: «Об участии верных в Евхаристии», «Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих», «О христианском погребении усопших», «Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению и поддержке казачества», «Методические рекомендации об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности». Образован ставропигиальный монастырь. Уделялось большое внимание развитию духовного образования, приняты документы: «Положение о порядке распределения выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви», «Положение об образовательных курсах для монашествующих Русской Православной Церкви», «Положение о епархиальном совете по теологическому образованию в Русской Православной Церкви».

В 2015 году также были уточнены зоны ответственности трех синодальных учреждений (Синодальных отделов по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами) за осуществление церковного попечения о ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также о социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей.

2016 год был ознаменован большим количеством зарубежных визитов Святейшего Патриарха Кирилла: в страны Латинской Америки, в т.ч. на Кубу, где состоялась встреча с Папой Римским Франциском, а также в Великобританию и во Францию. Проводились встречи с первыми лицами государств, общественными деятелями, с верующими соотечественниками, проживающими за границей. Впервые в истории Предстоятель Русской Церкви посетил Антарктиду.

В 2016 году уделялось большое внимание вопросам духовного образования всех уровней (от воскресных школ и преподавания Основ православной культуры в общеобразовательных школах до курсов повышения квалификации священнослужителей и теологического образования), был принят ряд документов, в частности, «Положение о курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви». Московская и Санкт-Петербургская духовные академии получили государственную аккредитацию. Министерство образования РФ утвердило состав Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии по теологии. Создан диссертационный совет по теологии в системе Министерства образования и науки. Это стало важным шагом в закреплении теологии в качестве научной специальности.

В 2016 году продолжался активный диалог с государством, светским обществом, инославными и представителями других религий. По предложению Президента Российской Федерации В.В. Путина учреждено Общество русской словесности, которое возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Большой резонанс в обществе вызвало подписание Святейшим Патриархом Кириллом обращения о запрете абортов.

За время Патриаршего служения образованы:

— Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.)

— Органы церковной исполнительной власти:

  • Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.)
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.)
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.)
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.)
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.)
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.)
  • Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ путем слияния Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела (2015 г.)

— Общецерковные коллегиальные органы:

  • Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства (2013 г.), прежние названия — Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.)
  • Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта (2015 г.)

— Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.)

— Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), прежнее наименование — Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.)

— Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации (2016 г.), учрежден вместо упраздненной Общецерковной комиссии по церковному искусству, архитектуре и реставрации (2015 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения (2016 г.).

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, в 2009- 2017 гг . посетил с официальным визитом страны: Азербайджан (2009 г., 2010 г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г., 2015 г.), Болгарию (2012 г.), Бразилию (2016 г.), Грецию (2013 г., 2016 г.) Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Китай (2013 г.), Кубу (2016 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестинскую автономию (2012 г.), Парагвай (2016 г.), Польшу (2012 г.), Румынию (2017), Сирию (2011 г.), Сербию (2013 г., 2014 г.), Турцию (2009 г., 2014 г.), Украину (2009 г., 2010 г. — 3 раза, 2011 г. — 5 раз, 2012 г., 2013 г.), Черногорию (2013 г.), Швейцарию (2016 г.) Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.).

Святейший Патриарх Кирилл совершил 221 поездку в 116 епархий*.

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:

  • 60 митрополий Русской Православной Церкви*;
  • 144 епархии*;
  • викариатства в Московской епархии (2011 г.);
  • Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
  • Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд (2016 г.);
  • Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Республике Армения (2016 г.).

Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 (на начало 2009 г.) до 303*.

На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, на начало 2018 г. — 378*.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 176 епископских хиротоний, в том числе: в 2009 г. — 5; в 2010 г. — 9; в 2011 г. — 31; в 2012 г. — 41; в 2013 г. — 22; в 2014 г. — 18; в 2015 г. — 22; в 2016 г. — 13; в 2017 — 14; в 2018 — 1*.

Награды

Награды Русской Православной Церкви

Общецерковные награды

  • 1973 г. — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени)
  • 1986 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (II степени)
  • 1996 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского (I степени)
  • 2001 г. — Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (II степени)
  • 2004 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (I степени)
  • 2006 г. — Орден святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (II степени)

Ордена Самоуправляемых и Автономных Церквей Русской Православной Церкви

  • 2006 г. — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских (I степени) (Украинская Православная Церковь)
  • 2006 г. — Орден «Благоверный Воевод Стефан Великий и Святой» (II степени) (Православная Церковь Молдовы)
  • 2009 г. — Орден священномученика Исидора Юрьевского (I степени) (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
  • 2009 г. — Орден в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы Божией Матери (Украинская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святителя Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь)

Награды Поместных Православных Церквей

  • 2007 г. — Орден преподобного Саввы Освященного (II степени) (Александрийская Православная Церковь)
  • 2009 г. — Золотая медаль святителя Иннокентия (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святых апостолов Петра и Павла (I степени) (Антиохийская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святого царя Бориса (Болгарская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Золотой орден апостола Варнавы (Кипрская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (I степени) (Польская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден Живоносного Гроба Господня «Большой крест Святогробского братства» (Иерусалимская Православная Церковь)

Награды других религиозных организаций и христианских конфессий

  • 2006 г. — Орден святого Григория Парумальского (Маланкарская Церковь, Индия)
  • 2010 г. — Орден святого Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь)
  • 2011 г. — Орден «Шейх-уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)
  • 2012 г. — Орден за услуги перед Уммой I степени (Координационный центр мусульман Северного Кавказа)

Государственные награды Российской Федерации

  • 1988 г. — Орден Дружбы Народов
  • 1995 г. — Орден Дружбы
  • 1996 г. — Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • 1997 г. — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 2001 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени)
  • 2006 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени)
  • 2011 г. — Орден Александра Невского
  • 2016 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (I степени)

Государственные награды иностранных государств

  • 2010 г. — Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
  • 2010 г. — Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
  • 2011 г. — Орден Республики («Ordinul Republicii ») (Республика Молдова)
  • 2011 г. — Орден святого Месропа Маштоца (Республика Армения)
  • 2012 г. — Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
  • 2012 г. — Орден «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная администрация)
  • 2013 г. — Большой крест ордена Почета (Греческая Республика)
  • 2013 г. — Орден князя Ярослава Мудрого I степени (Украина)
  • 2016 г. — Орден Хосе Марти (Республика Куба)
  • 2017 г. — Орден Дружбы («Достык») I степени (Казахстан)

Святейший Патриарх Кирилл удостоен также ряда других федеральных, ведомственных и региональных государственных наград; имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных организаций; является почетным гражданином городов Смоленск, Калининград, Неман (Калининградская обл.), Муром (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовия и других регионов и населенных пунктов Российской Федерации.

    с 2010 г. - почетный доктор Ереванского государственного университета;

Патриарх Кирилл – главная фигура Русской Православной Церкви сегодня. Подробности его биографии и быта мы узнали у пресс-секретаря – диакона Александра.

5 лет главой Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
О его обширной общественной деятельности, позиции по тому или иному вопросу знают многие, а вот частная жизнь от чужих глаз скрыта. Впервые завесу тайны только для читателей «АиФ» согласился открыть глава пресс-службы патриарха.

Время, отведённое Богом

Юлия Тутина, «АиФ»: Отец Александр, говорят, все великие люди мало спят. А каков распорядок дня у патриарха?

Александр Волков: За десятилетия напряжённой работы в Церкви, всегда находясь в режиме абсолютной нехватки времени, патриарх выработал жёсткий график работы. И сейчас мы, люди, которые его окружают, оказываемся в таком же постоянном, почти невыносимом цейтноте. Святейший ценит каждую минуту и потому старается максимально оптимизировать своё время, заполняя все свободные интервалы. В рабочей резиденции в Москве, в Чистом переулке, за основным зданием есть небольшой старый садик, где он в последние месяцы по рекомендации врачей взял за привычку прогуливаться. Так я его там никогда не видел в одиночестве! Он всегда вызывает кого-то из сотрудников патриархии. У выхода в этот садик теперь даже висит дежурная куртка для людей, с которыми он прогуливается. Вся эта ситуация – проекция мысли, которую он часто повторяет окружающим: нам Богом отведён конкретный промежуток времени, чтобы успеть сделать что-то для изменения духовного состояния в обществе. Время это отнюдь не безгранично, поэтому мы должны в каждый день втиснуть максимальное количество дел, которые приносили бы пользу Церкви и обществу.

– Так во сколько же он встаёт?

– Около 7 утра. Затем молитва, завтрак, выезд на работу или в храм. В рабочую резиденцию он обычно приезжает часам к 10, а богослужение начинается раньше. Затем встречи, работа с документами до позднего вечера. Если выезжает домой в Переделкино в 9 вечера, то обязательно берёт с собой кипу документов – работает после ужина. Ложится спать каждый день глубоко за полночь. Врачи рекомендуют изменить режим, но он считает – возможности нет. Из оздоровительных мероприятий – уже упомянутые прогулки, а также не очень регулярные, но достаточно интенсивные физические нагрузки. Для священнослужителя первое место отдыха – это богослужение. Православное богослужение вообще сложное физически, а уж патриаршее – тем более. Оно всегда торжест­венное, очень эмоционально напряжённое. Но я не раз убеждался в том, что именно оно даёт патриарху силы. Если так складывается, что патриарх не имеет возможности совершать на протяжении недели богослужение, то он после перерыва во время службы просто преображается, молодеет на несколько лет.

– И в воскресенье работает? Но ведь нельзя по канонам?!

– Безусловно, воскресенье – День Господень. В этот день патриарх по большей части совершает богослужения. На воскресенье никогда, за исключением каких-то чрезвычайных обстоятельств, не назначаются встречи. Но вместе с этим он вынужден всё равно дома работать с документами.

Патриарх Московский и всея Руси молится в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Дар проповедника

– Неужели он детально вникает во все бумаги, которые подписывает?

– Да, он очень внимательно подходит к любому печатному слову, которое исходит от него, потому что понимает ответственность, которая стоит за всеми этими текстами. Ведь каждый текст – это в любом случае обращение к конкретному человеку. В этом обращении не может быть формальности, и у человека не должно сложиться впечатление, что это бумага, подготовленная референтами, к которой не приложил личного участия подписант. Надо сказать, что свои основные, большие публичные тексты и особенно проповеди он готовит сам. Он – один из немногих людей, умеющих хорошо говорить не по бумажке. Патриарх имеет исключительный проповеднический талант. Но за каждым выступлением стоит его личная предварительная работа.

– Светским людям кажется, что глава Церкви – это в первую очередь хозяйственная должность – столько дел, приходов, встреч. Разве нет?

– Молитва находится на первом месте для любого христианина, и в этом любой священнослужитель призван быть примером для людей, а уж предстоятель Церкви, конечно, в первую очередь. Ведь это залог того, что Церковь не превращается в межконтинентальную корпорацию типа религиозного «Газпрома». Надо понимать: всё, что делает Церковь в организационной, административной, хозяйственной областях жизни, – только для того, чтобы каждый человек мог прийти в храм и по возможности жить в соответствии с Евангелием.

– Есть ли у патриарха близкие, семья, какие отношения их связывают?

– Да, у патриарха есть родст­венники в Москве, Санкт-Петербурге и Саранске. Когда патриарх был в Мордовии, то встречался с совсем дальними родственниками в доме, где жил его дедушка. К родным он относится очень по-человече­ски, поддерживает и сохраняет семейные отношения, никогда не дистанцируется.

В Крымске вскоре после наводнения. Разговор с местными жителями. Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Друзья как жертва

– А друзья?

– У патриарха, и он сам об этом говорил не раз, не может быть друзей в том смысле, что главе Церкви необходимо находиться с окружающими на одинаковой, равной дистанции, для того чтобы не возникало попыток давления. И в этом смысле, конечно же, это крест патриарха. Он пожертвовал ради блага Церкви своими личными интересами, привязанностями, привычками общения. Вокруг него действительно нет приближённых людей, которые могли бы похвалиться статусом «друг патриарха».

– А вне Церкви?

– То же самое. В первую очередь потому, что вообще взаимоотношения предстоятеля Церкви со светским сообществом вообще и с какими-то конкретными людьми в частно­сти – это всегда очень большая ответственность. Хотя, разумеется, это не отменяет того факта, что у патриарха есть много хороших и добрых знакомых, с которыми он на протяжении десятилетий поддерживает тёплые отношения. Они приходят по­здравить его с личными датами, с праздниками, посещают богослужения, и он всегда им очень рад, с удовольствием общается, расспрашивает о жизни, а потом тепло прощается, после чего они чаще всего на протяжении длительного времени не видятся.

– Кто духовник у патриарха?

Оптинский старец Илий , с которым он учился вместе в духовной академии в Санкт-Петербурге. Отец Илий – объективно признанный православной церковью духовник, человек, к мнению которого прислушиваются тысячи людей. К нему на общение, на исповедь едут со всей России, из других стран. 5 лет назад, после интронизации, патриарх Кирилл попросил его переехать из Оптиной пустыни в Переделкино. С той поры отец Илий живёт в патриаршей резиденции. Там на территории есть отдельный домик для небольшой монашеской общины. Там отец Илий и обитает. Так как он очень известен, то к нему часто приходят посетители – обычные люди – за советом. Он постоянно принимает, совершенно доступен и вместе с этим он духовник патриарха. С моей точки зрения, такое публичное наличие духовного отца – свидетельство неких жизненных приоритетов. Это показывает: духовная составляющая в жизни для патриарха является главной. Не административные функции, не какие-то дипломатические отношения, хотя и это необходимо. Но вот рядом с ним живёт не его пресс-секретарь, а его духовник.

Оптинский старец Илий – духовник патриарха. Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

– У народа бытует мнение: патриарх является духовным отцом президента Путина. Я понимаю, что этого не может быть, но является ли патриарх вообще чьим-то духовником?

– Это вещи, которые лежат в сфере его част­ной жизни, поэтому я тут не могу ничего сказать.

– А есть ли у него какие-то увлечения – книги, театр?

– Он любит классическую музыку – могу перечислить Баха , Бетховена , Рахманинова .

Музыку он обычно слушает, когда работает, принимает некие важные решения. Читать он, конечно же, любит, как любой интеллигент­ный человек, но у него очень мало времени для того, чтобы предаться свободному чтению. Сотни страниц документов ежедневно нужно прочитывать. Понятно, что к концу дня, наверное, уже просто испытываешь лёгкую неприязнь к буквам алфавита. Но из отечественных авторов он любит Достоевского , Чехова , Лескова . С некоторой степенью регулярности он посещает музыкальные постановки, консерваторию, иногда – московские театры. Недавно был на одной из постановок МХАТа имени Горького, чтобы поздравить с юбилеем Татьяну Доронину .

– А кино?

– Публично в кинотеатры не ходит, но несколько раз ездил на предпоказы фильмов, непосредственно связанных с Церковью.

– Телевизор смотрит?

– Новостные программы – часто, и понятно, что это уже область, связанная непосредственно с его работой. Он обязан, так скажем, быть в курсе.

Родные пенаты

– Как патриарх проводит отпуск?

– Отпуска, как и выходных дней, в привычном мирском понимании у него не бывает. Набирается 15-20 дней отдыха, которые он обычно распределяет по месяцам и проводит это время в уединении.

– За границу отдыхать не ездит?

– Ездит с официальными визитами. За эти пять лет несколько раз выезжал за границу для лечения.

– Какие места в России ему особенно близки?

– Он любит родной Санкт-Петербург, Валаам, а также Смоленск и Калининград, куда приезжает примерно раз в год, поскольку является управляющим местной епархией до сих пор, также посещает духовный и административный центр Русской православной церкви на юге России.

Повар предстоятеля

– Что патриарх любит есть и кто ему готовит?

– Он совсем непривередлив в еде, любит простую пищу. Ему нравится также пробовать национальную кухню, что он и делает, посещая зарубежные страны. Понятно, что, поскольку он совершает богослужение, проводит мероприятия в самых разных местах, то со стороны помощников патриарха к еде отношение внимательное. Тем более что часто проходят различные официальные приёмы и протокольные обеды с высокими гостями. Поэтому было решено, что в патриархии должен быть постоянный повар. Он не монах, профессионал своего дела, готовит правильную с точки зрения православных традиций и канонов пищу.

– Может ли патриарх позволить себе выпить рюмочку?

– Если нужно поддержать тост, поднимает обычно бокал белого вина. Может в какой-то ситуации и покрепче выпить – в Японии его угощали саке, в Греции, на Афоне, – анисовой настойкой узо. В духе православной традиции, не обижает в таких случаях тех, кто оказывает ему гостеприимство.

Вкус к старине

– Патриарх – монах. У него, в прин­ципе, своего имущест­ва быть не должно. Но есть ли какие-то вещи, которые доставляют ему радость?

– Патриарх как человек, воспитанный в петербургской среде, имеет очень хороший вкус, разбирается в живописи и архитектуре. Посещая те или иные епархии, внимательно оценивает новое строительство и особенно убранство церквей. Безвкусный новодел задевает его художественное чувство. Зато его очень радует, когда люди бережно сохраняют подлинное и старинное.

– Какой у патриарха мобильный телефон?

– Точно не скажу – самый обычный, точно не айфон. Он мобильным почти не пользуется, относится к нему с некоторым отстранением, но с пониманием необходимости использования. Ему несколько раз дарили планшеты и ноутбуки, но как-то он не склонен ими пользоваться. Любит писать от руки, у него всегда с собой блокнот.

– Но он умеет работать на компьютере, выходить в Интернет?

– Конечно, у него есть компьютер в кабинете, и он, когда нужно, им пользуется. Но, конечно, он не отвечает на электронную почту и не наполняет свой аккаунт в Фейсбуке. Слава богу, этим занимаются компетентные люди, а он тратит своё время на объективно более важные дела. Тем самым, кстати, и нам всем подаёт пример.

– Какая у патриарха машина?

– На протяжении пяти лет он использовал две машины патриарха Алексия , которым уже 12 лет. Сейчас Святейший передвигается на транспорте, предоставляемом гаражом особого назначения.

Куда спешить

– И ничего не коллекционирует? Книги?

– Не знаю, насколько их коллекционирует, но он любит старые книги, особенно богословскую литературу. Когда ему дарят редкие дореволюционные издания церковных авторов, он принимает их с благодарно­стью. Святейший ценит предметы, передающие атмосферу прошедших эпох, и призывает бережно относиться к тому, что пришло к нам из прошлого и что несёт в себе смыслы того времени, о котором мы можем судить в том числе и по каким-то отдельным вещам.

– Наверное, это вообще тактика Русской православной церкви – не спешить?

– Вы правы. Только не тактика, а главная стратегия православной церкви – сохранять и преумножать всё то доброе, что существует в нашем мире и в каждом человеке. Всё, что делает Церковь, делается на основании многовекового опыта и понимания, что Церковь не раз переживала в своей истории страшные и трагические моменты. Но, какими бы ни были внешние обстоятельства, Церковь была, есть и будет сущест­вовать и нести людям правду о Христе. И, наверное, это во многом отражается в человеческих привычках патриарха. У него глубоко воцерковленное сознание. Он с утра до вечера живёт на 100% церковной жизнью, и в этом смысле очень хочется, чтобы такая жизнь на какой-то заметный процент была и у каждого из нас.

Патриарх Кирилл: биография

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде.

Отец - Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать - Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Старший брат - протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед - иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года - во иеромонаха.

С 1970 г. - кандидат богословия Ленинградской духовной академии.

С 1970 по 1971 годы - преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно - личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.

С 1971 по 1974 годы - представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.

С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года - ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. - доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

14 марта 1976 года хиротонисан во епископа Выборгского. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа.

С 1986 года - управляющий приходами в Калининградской области.

С 1988 года - архиепископ Смоленский и Калининградский.

С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. - председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года - Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного Синода.

27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.

Частная жизнь Патриарха Кирилла. Кадры, попавшие в СМИ впервые

Кадры, на которых представлен Предстоятель, сделаны не для «протокола», и раньше не публиковались в газетах и журналах – они являются частью частной жизни Святейшего. «АиФ» оказался единственной газетой, которой о.Александр Волков, пресс-секретарь Патриарха, предоставил их и рассказал, при каких обстоятельствах они были сняты.

Патриарх на Валааме, одном из любимых мест на родной земле.

Патриарший визит на Валаам в 2009 году. Встреча с В. Путиным. У Предстоятеля РПЦ с президентом РФ сложились хорошие отношения.

Уникальное фото – Патриарх совершает ежедневную прогулку в садике в его резиденции в Чистом переулке г. Москва. С ним – сотруднца Патриархии, они решают рабочие вопросы…

Визит в Мордовию в 2011 году. Патриарх посетил село Оброчное, где жил его дед, и пообщался со своими родственниками за чашкой чая.

С братией русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне в Греции в 2013 году.

Девочка на Патриаршем богослужении. Святейший легко находит общий язык с детьми всех возрастов.

Патриарх служит в Троице-Сергиевой Лавре в первую неделю Великого Поста.