Как развивать мозг: полезные советы. Третий глаз: раскрытие способностей мозга и нервной системы методами концентрации Как развивать мозг питанием

перевод на русский язык: Никонов Владимир
оригинал статьи: litemind.com/boost-brain-power

121 совет как быстрее думать, улучшить память, лучше усваивать информацию и использовать весь потенциал своего мозга.

Можете начинать выполнять их прямо с сегодняшнего дня.

  1. Решайте загадки и головоломки .
  2. Развивайте амбидекстрию (двуправорукость, способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой). Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, манипулировать компьютерной мышью своей неосновной рукой. Пишите обеими руками одновременно. Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой.
  3. Работайте с двусмысленностью, неопределенностью. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и оптические иллюзии .
  4. Изучайте (mind mapping) (прим.: диаграмма связей, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем ).
  5. Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши тампонами, принимайте душ с закрытыми глазами.
  6. Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать вино , шоколад, пиво, сыр и что-нибудь еще.
  7. Ищите области пересечения между на первый взгляд не связанными между собой вещами.
  8. Учитесь пользоваться клавиатурами с разным расположением клавиш (научитесь печатать вслепую).
  9. Придумывайте новые способы применения для обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? Десять? Сто?
  10. Изменяйте свои привычные представления на противоположные.
  11. Изучайте техники развития творчества .
  12. Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.
  13. Изменяйте установленный порядок вещей. Задавайте себе вопрос «А что если?..»
  14. БЕГАЙТЕ, РЕЗВИТЕСЬ!
  15. Переверните картины, фотографии вверх ногами .
  16. Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения.
  17. Изучайте логику. Решайте логические задачи .
  18. Изучите научный способ мышления.
  19. Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником.
  20. Займитесь каким-нибудь видом искусства – скульптурой, живописью, музыкой – или испытайте себя в каком-либо другом творчестве.
  21. Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук.
  22. Ешьте продукты, полезные для мозга .
  23. Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.
  24. Занимайтесь физическими упражнениями!
  25. Сидите прямо.
  26. Пейте много воды.
  27. Глубоко дышите.
  28. Смейтесь!
  29. Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя увлечение, хобби.
  30. Заботьтесь о хорошем сне.
  31. Практикуйте короткий сон.
  32. Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению.
  33. Ограничивайте себя в применении техники.
  34. Изучайте материалы по изучению мозга.
  35. Смените одежду. Ходите босиком.
  36. Совершенствуйтесь в беседах с самим собой.
  37. Станьте проще!
  38. Играйте в шахматы или другие настольные игры. Играйте по интернету (особенно интересно играть в реальном времени по электронке!).
  39. Играйте в игры «для ума» . Судоки, кроссворды и бесчисленное множество других игр к вашим услугам.
  40. Будьте непосредственны, как дети!
  41. Играйте в видео игры.
  42. Развивайте чувство юмора! Пишите или сочиняйте шутки.
  43. Составьте Список 100 (прим.: техника для генерации идей, обнаружения скрытых проблем или принятия решений ).
  44. Используйте метод Квота Идей (Idea Quota) (прим.: метод составления в течение дня предварительного списка идей ).
  45. Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам. Составьте банк идей.
  46. Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой из них через определенные промежутки времени.
  47. Проводите «тематическое наблюдение». Постарайтесь, например, отмечать предметы красного цвета как можно чаще в течение дня. Отмечайте автомобили конкретной марки. Выберите тему и концентрируйтесь на ней.
  48. Ведите дневник.
  49. Изучайте иностранные языки.
  50. Ешьте в разных ресторанах – предпочтение национальным ресторанам.
  51. Изучайте компьютерное программирование.
  52. Читайте длинные слова наоборот. !еинеджуборП
  53. Измените свое окружение – измените место расположения предметов, мебели, переезжайте куда-нибудь.
  54. Пишите! Пишите рассказы, поэзию, заведите блог.
  55. Изучайте язык символов.
  56. Изучайте искусство игры на музыкальных инструментах.
  57. Посещайте музеи.
  58. Изучайте функционирование мозга.
  59. Изучайте .
  60. Определите свой стиль обучения.
  61. Учитесь методу определения дней недели для любой даты!
  62. Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.
  63. «Приблизительный расчёт». Чего больше – листьев в лесах Амазонки или нейронных связей в мозгу? (ответ)
  64. Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать».
  65. Стройте Дворцы Памяти.
  66. Изучайте систему образного мышления для развития памяти.
  67. Занимайтесь сексом (Извините, здесь без комментариев! ).
  68. Запоминайте имена людей.
  69. Медитируйте. Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.
  70. Смотрите фильмы разных жанров.
  71. Откажитесь от телевизора.
  72. Учитесь концентрироваться.
  73. Будьте в контакте с .
  74. Мысленно решайте математические задачи.
  75. Откажитесь от спешки.
  76. Измените привычную скорость различных видов деятельности.
  77. Делайте только одно дело за раз.
  78. Развивайте любознательность.
  79. Примерьте на себя чужое сознание. Как бы, по-вашему, другие люди думали на вашем месте, решали ваши проблемы? Как бы глупец повел себя на вашем месте?
  80. Культивируйте созерцательное отношение к миру.
  81. Находите время для уединения и релаксации .
  82. Настраивайтесь на непрерывное обучение в течение всей своей жизни.
  83. Путешествуйте за рубежом. Знакомьтесь с образом жизни людей других стран.
  84. Изучайте гениев (Леонардо – отличная компания дл вас!)
  85. Создайте круг надежных друзей.
  86. Ищите соперничества.
  87. Не стоит общаться лишь с единомышленниками. Окружайте себя людьми, чье мировоззрение отличается от вашего.
  88. Участвуйте в мозговых штурмах!
  89. Изменяйте способы планирования будущего: кратковременное/долговременное, коллективное/индивидуальное.
  90. Ищите корни всех проблем.
  91. Коллекционируйте цитаты известных людей.
  92. Измените средство общения: используйте бумагу вместо компьютера, голосовую запись вместо письма.
  93. Читайте классиков.
  94. Совершенствуйте искусство чтения. Эффективное чтение – это искусство, развивайте его.
  95. Составляйте краткое содержание книг.
  96. Развивайте самосознание.
  97. Высказывайте свои проблемы вслух.
  98. Описывайте свои ощущения в мельчайших деталях.
  99. Используйте метод Брайля. Начните со счета этажей, когда будете подниматься на лифте.
  100. Приобретите произведение искусства, которое встряхнет вас. Стимулируйте, провоцируйте ощущения и мысли.
  101. Используйте различные парфюмерные ароматы.
  102. Смешивайте ощущения. Сколько весит розовый цвет? Как звучит запах лаванды?
  103. Спорьте! Защищайте свои доводы. Попытайтесь также принять точку зрения оппонента.
  104. Используйте метод тайм-боксинга (прим.: метод фиксирования определенного промежутка времени для выполнения задания или группы заданий ).
  105. Уделяйте время развитию мозга .
  106. Создайте мысленное святилище (прим.: место, которое существует только в вашем воображении ).
  107. Будьте любопытными!
  108. Бросайте вызов самому себе.
  109. Развивайте искусство визуализации. Уделяйте этому минимум 5 минут в день.
  110. Записывайте свои сны. Заведите блокнот и первым делом утром, или когда проснетесь, записывайте сны.
  111. Обучайтесь осознанным сновидениям .
  112. Заведите словарь интересных слов. Создавайте собственные слова.
  113. Ищите метафоры. Связывайте абстрактные и конкретные концепции.
  114. Осваивайте метод случайного ввода информации. Выписывайте случайные слова из журнала. Читай наугад выбранные сайты.
  115. Идите каждый день разным маршрутом. Меняйте улицы, по которым вы идете на работу, бегаете трусцой или возвращаетесь домой.
  116. Устанавливайте различные операционные системы на ваш ПК.
  117. Развивайте словарный запас.
  118. Добивайтесь большего, чем предполагали.

Всего хорошего,
Никонов Владимир

Что делает человека человеком? Ответов на этот вопрос можно отыскать немало, но один из самых распространенных и верных заключается в том, что человек обладает высоким самосознанием, способен мыслить и имеет мозг, многократно превосходящий по своему развитию мозг любого другого известного науке живого существа. За тысячи лет эволюции разум и мозг человека претерпели огромное количество существенных изменений, а сам этот прогресс основывается на способности к развитию. Именно по этой причине люди перешли в своем мышлении на качественно новый уровень.

Но несложно догадаться, что и человечество в целом, и каждый из нас в отдельности еще не пришел к вершине своих возможностей. А это значит, что мозг до сих пор постоянно развивается. Но более интересно то, что на развитие своего главного органа мы в состоянии повлиять самостоятельно. Мало того – это еще и обязанность каждого, ведь в первую очередь от степени развития мозга зависят личные жизненные результаты, эффективность работы, успехи в обучении, овладении новыми навыками и общении с другими.

Беря во внимание все вышесказанное, сегодня мы хотим побеседовать на тему развития мозга. Далее вы узнаете интересную информацию о мозге человека, его функции и особенности развития, полезные советы, упражнения и способы тренировки. Из всего этого может сложиться эффективная система , которая может применяться вами каждый день. И для начала мы скажем несколько слов о мозге человека в целом, чтобы лучше понять, как развить его максимально.

Коротко о мозге человека

Мозг человека – самый загадочный и таинственный орган, и многие проводят аналогию между ним и компьютером. На протяжении всей своей жизни человек что-то узнает и , а вся информация, обладающая для него той или иной полезностью, переходит в его память и хранится там, пока ему это нужно. Если же какие-то данные становятся неактуальными, мозг просто-напросто стирает их.

Функции мозга можно перечислять очень и очень долго, но главное – это то, что от него зависит мышление, память, воображение, речь, чувства, восприятие, самосознание. Естественно, этот список намного больше, и если вам хочется узнать о мозге человека и его развитии еще, вы можете найти и почитать специализированные книги (Роджер Сайп, Джон Медина, Дмитрий Чернышев и другие авторы).

Мозг представляют правое и левое полушария, связанные друг с другом мозолистым веществом, служащим для передачи информации между ними. Если повреждается одно полушарие, как правило, повреждается и второе. Но известны случаи, когда, например, при разрушении левого полушария его функции брало на себя правое, и наоборот, благодаря чему человек мог продолжать жить полноценной жизнью. Что же касается этих самых функций, они различны.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление и работу с числами. Оно обрабатывает и анализирует информацию в конкретной, строгой последовательности. А правое полушарие ответственно за чувственное восприятие и творческое мышление – с его помощью воспринимается музыка, запахи, цвета, искусство и т.д. Это же полушарие помогает человеку ориентироваться в окружающем его пространстве. А благодаря его свойству синтезировать имеющуюся информацию, человек получает возможность креативно мыслить, находить нестандартные решения, решать головоломки, выполнять всевозможные упражнения и играть в игры на развитие мышления и воображения (кстати, говоря о развитии мышления, не будет лишним упомянуть про , пройдя который вы сможете овладеть двенадцатью различными мыслительными техниками).

В принципе, рассмотренной информации более-менее достаточно для приблизительного понимания устройства работы мозга человека. И остается лишь заметить, что благодаря специальным упражнениям мозг можно развивать и делать более мощным. Однако очень важно обратить внимание на так называемые подготовительные мероприятия, ведь неважно, будет тренироваться мозг ребенка или мозг взрослого, он в любом случае должен быть подготовлен к этому.

Как подготовить мозг к тренировкам

Существует три основных правила, которые следует принять во внимание, чтобы сделать свой мозг более эластичным, податливым и готовым к восприятию и усвоению новой информации, а также последующему ее воспроизведению и грамотному применению.

К этим правилам относятся:

  • Устранение гиподинамии. Это означает, что вы должны обеспечивать себя необходимым количеством физической активности. Гиподинамия свойственна людям, ведущим пассивный образ жизни или просто мало двигающимся, например, тем, чья деятельность предполагает провождение большого количества времени в сидячем положении, к примеру, школьникам и студентам, любителям часами играть в компьютерные игры или . А негативные последствия гиподинамии выражаются в том, что она не дает расщепляться жировым кислотам, находящимся в организме, что приводит к возникновению холестериновых бляшек на сосудах, препятствующих нормальному кровообращению. Кровь же обеспечивает органы, в том числе и мозг человека, нужным им количеством кислорода, и, если этот процесс нарушен, функции мозга тоже нарушаются, вследствие чего ухудшается и эффективность его работы (в особенности гиподинамия отрицательно воздействует на мозг ребенка и пожилого человека).
  • Обеспечение организма фосфатами и углеводами. Здесь мы скажем лишь о том, что, во-первых, нужно включить в свой рацион продукты, богатые фосфором (тыква, зародыши пшеницы, мак, соевые бобы, кунжут, плавленый сыр, орехи, овес, фасоль и другие), а также продукты с высоким содержанием полезных углеводов (рис, кукурузные хлопья, отруби, макароны, кефир, молоко, креветки, рыба и другие). Кстати, вы можете почитать о правильном питании. А во-вторых, вам следует минимизировать или полностью отказаться от употребления алкоголя, губительно воздействующего на нейроны головного мозга. Помимо зловредного спирта, в состав алкоголя входит углекислый газ, и вместе со спиртом он оказывает на клетки мозга очень мощное разрушающее влияние.
  • Употребление воды. Подробно о пользе воды мы , а сейчас только напомним, что чистая вода помогает организму очищаться от токсинов и шлаков, а также способствует , поддерживая нейронную связь. Чтобы обеспечить себя оптимальным количеством воды, вы должны выпивать литр воды в сутки в расчете на 30 кг собственного веса. Если же вы подвержены чрезмерному воздействию стрессов, то количество употребляемой воды желательно увеличить еще больше.

Следуя этим трем правилам, вы создадите серьезный фундамент для тренировки мозга. И любая система развития должна основываться на них – мозг ребенка и мозг человека взрослого требует особого «ухода» и внимания к себе. А еще немало полезной информации на представленную тему содержат в себе тематические книги (Роджер Сайп, Марк Уильямс и Денни Пенман, Алекс Ликерман и другие авторы).

Развитие обоих полушарий мозга

Вспомним: левым полушарием обрабатывается речевая и численная информация, логика, выводы, анализ, линейность и т.п. Правое полушарие обеспечивает пространственную ориентацию, цветовое восприятие, восприятие форм, звуков, цветов, ритмов, сновидений и т.д. Вообще, конечно, данные воспринимаются обоими полушариями, но каждое из них преобладает именно в своей области (о функциональной асимметрии вы можете почитать в ).

Отсюда вывод: развивая какое-то одно полушарие, можно, например, «поднатаскаться» в способности воспринимать образы и стать суперкреативным, но в то же время испытывать серьезные трудности с решением арифметических задач. Или, наоборот, можно стать профи в аналитике, но быть неспособным видеть красоту в картинах или не уметь составить банальный стишок из четырех строк.

Поэтому в учебных заведениях зачастую преподаются не только профилирующие дисциплины, но и те, что совершенно не связаны со специальностью. Вспомните тех же математиков, изучающих литературу, историю и другие гуманитарные предметы, или филологов, в расписании которых есть технические дисциплины. Это служит еще одним доказательством того, что развития требуют оба полушария. И для этого вы можете прибегнуть к выполнению следующих упражнений:

Упражнение 1

Для выполнения первого упражнения вам понадобится напарник. Пусть он чем-то завяжет вам глаза. Как только это будет сделано, прогуляйтесь немного по помещению или территории, где вы находитесь в данный момент. После этого дайте ответы на следующие вопросы:

  • Увеличилась ли активность ваших органов чувств, и если да, то как?
  • Что помогало вам преодолевать неуверенность из-за невозможности видеть?
  • Какие звуки вы успели запомнить?
  • Было ли что-то, что вас настораживало?
  • Было ли что-то, что вас успокаивало?

Основываясь на этих ответах, вы поймете, как реагирует организм на отключение одного из органов чувств. А само упражнение поможет вам активизировать дополнительные ресурсы обоих полушарий.

Упражнение 2

Посредством второго упражнения вы научитесь синхронизировать работу обоих полушарий своего мозга. Выполняется оно так:

  • Встаньте прямо и вытяните вперед или вверх обе руки;
  • Нарисуйте в воздухе левой рукой круг, а правой – квадрат;
  • Выполняйте упражнение, пока не добьетесь успеха, а затем поменяйте руки.

Также это упражнение можно усложнить, рисуя в воздухе руками более сложные фигуры. А на основе идеи этого же упражнения есть даже специальная система развития обоих полушарий. Смысл ее состоит в том, чтобы выполнять привычные вещи нестандартными способами. Можно, к примеру, мыть посуду, чистить зубы или кушать другой рукой, держать телефон у другого уха, носить сумку или рюкзак на другом плече (под словом «другой» понимается для правшей – левая сторона, а для левшей – правая).

Упражнение 3

Банальное и простое на первый взгляд упражнение, но в действительности оно отлично помогает синхронизировать работу правого и левого полушарий. Выполняется следующим образом:

  • Поглаживайте правой рукой живот по часовой стрелке;
  • Теперь левой рукой легонько постукивайте по голове вертикальными движениями;
  • Немного потренировавшись, выполняйте указанные движения одновременно.

Интересно, что очень часто руки как бы сами начинают путать движения: левая рука делает то, что должна правая, а правая – то, что должна левая. Упражнение очень интересно, а после того как первый вариант будет освоен, просто поменяйте руки.

Очень эффективно использовать три этих упражнения, когда требуется оказать воздействие на мозг ребенка. Но и для взрослых они будут крайне полезны – при кажущейся простоте, они прекрасно тренируют мозг, вследствие чего улучшается мышление, память, воображение и т.д. Но будет еще лучше, если вы совместите свои тренировки с развитием мышления, например, с прохождением .

Упражнения двух последующих групп можно выполнять отдельно и совместно друг с другом, а также в комплексе с уже рассмотренными. Зависит этот ваших личных потребностей и предпочтений.

Развитие левого полушария мозга

Здесь мы также рассмотрим три упражнения:

Упражнение 1

Смысл очень прост – всего лишь нужно выполнять все действия и манипуляции с объектами окружающего мира при помощи правой руки. Несмотря на то, что для правшей это естественно, даже для них это будет крайне необычно, а левши получат превосходную практику.

Упражнение 2

Это упражнение не намного сложнее предыдущего – для развития левого полушария ежедневно уделяйте немного времени на и решение арифметических задач.

Упражнение 3

Опять же очень простое упражнение – каждый день по 30-40 минут разгадывайте кроссворды и сканворды. Их разгадывание считается по большей части аналитическим, нежели интуитивным процессом, а значит, и задействовано в нем левое полушарие.

Развитие правого полушария мозга

В этой группе представлено четыре упражнения:

Упражнение 1

Систематически прослушивайте любимую музыку, и фантазированию, т.к. именно за это отвечает правое полушарие мозга. Чем раскованнее вы будете себя чувствовать, тем лучше.

Упражнение 2

Для развития правого полушария выполняйте все действия и манипуляции с объектами окружающего мира левой рукой. Если в предыдущем блоке неудобства испытывали левши, то в этом случае постараться придется правшам. Кстати, будет классно, если и читать и писать вы будете учиться справа налево, для чего очень эффективно заниматься арабским письмом. Заодно вы будете и тренировать память.

Упражнение 3

Т.к. правому полушарию в больше степени свойственно синтезировать, а не анализировать данные, уделяйте время рисованию, ведь именно во время рисования развивается абстрактное мышление. Выделяйте ежедневно по 30 минут для этого. Кроме того, рисование можно заменить или совместить с дизайном интерьера или одежды. Дополнительным плюсом это упражнения можно назвать .

Упражнение 4

Развивайте в себе эмпатию. Это означает, что нужно развивать в себе способность к сопереживанию и восприятию мира глазами других людей. Учитывая это, правое полушарие развивается просто прекрасно, а подробно о развитии эмпатии вы можете узнать, перейдя по .

Все упражнения, о которых мы поговорили, при регулярном выполнении сделают ваш ум более острым и гибким, а мозг – натренированным и способным на серьезные достижения. Самое главное – это не забывать уделять внимание обоим полушариям.

И напоследок еще несколько хороших советов для развития мозга:

  • Занимайтесь спортом ( , ходите в бассейн, совершайте пробежки и т.д.);
  • Общайтесь с окружающими людьми на интересные темы;
  • Обеспечивайте себя полноценным сном и хорошими условиями для отдыха;
  • Правильно питайтесь и ешьте больше витаминных продуктов;
  • Развивайте стрессоустойчивость и позитивное мышление;
  • Играйте в развивающие игры и шахматы;
  • Читайте познавательную литературу и развивающие книги (Роджер Сайп, Кэрол Дуэк, Артур Думчев и т.д.);
  • Занимайтесь самообразованием и проходите курсы по развитию мышления (курс по когнитивистике ).

Такая система развития позволит вам всегда личностно расти, тренировать интеллект и иметь активный, здоровый и сильный мозг. Желаем вам успехов и возможности использовать свой потенциал по максимуму!

Любой человек мечтает стать умнее. Так ли уж несбыточны наши мечты? Множество ученых по всему миру заняты проблемой улучшения работы мозга. Многолетние исследования дают нам знание того, как можно повысить потенциал мозга.

Способы улучшения работы мозга делятся на краткосрочные ― когда нам нужно подготовиться к экзамену или сдаче проекта, и долгосрочные когда нам нужно планомерно улучшать память, сосредоточенность, внимательность, работоспособность, возможность решать поставленные задачи; защитить мозг от последствий болезни или отсрочить возрастные изменения в мозге.

Краткосрочное улучшение работы мозга

  • «Мозговой штурм» давно известный прием поиска креативных идей и оригинальных решений. «Мозговой штурм» отличная встряска вашего мозга, способствующая приведению мозга в рабочее состояние перед выполнением сложной задачи, повышающая работоспособность мозга и помогающая четко определить поставленную задачу и методы ее решения.
  • Глубокое дыхание фактически увеличивает кровоснабжение мозга и поступление кислорода в мозг. Кислород окисляет питательные вещества и поставляет клеткам мозга энергию. Десять-пятнадцать минут ежедневного глубокого дыхания способствуют повышению потенциала функционирования мозга. Глубокое дыхание полезно для мозга и в долгосрочной, и в краткосрочной перспективе: даже несколько глубоких вдохов перед и во время выполнения важного задания уменьшают уровень беспокойства и стресса, что также помогает мозгу. Дышать нужно полными легкими. Когда вы дышите, убедитесь, что вы дышите полными легкими. Представьте, что ваш корпус это шар, который наполняют воздухом: сначала ваш живот, затем вашу грудь, затем вашу шею. Когда вы выдыхаете, воздух должен выходить сначала из шеи, затем из груди и только потом из живота
  • Зеленый чай. Зеленый чай содержит кофеин, который стимулирует работу мозга. Кофеин усиливает работу мозга и полезен при необходимости решения краткосрочных задач. Употребление пяти-шести чашек зеленого чая ежедневно также снижает уровень стресса на 20 %.
  • Отдых прекрасный способ активизировать мозг. Можно почитать новости в интернете, позвонить другу, пройтись. Оптимальный вид отдыха переключение на другой вид деятельности на некоторое время. Если выполнение решаемой задачи требует более одного часа времени, стоит передохнуть 15 минут, а еще лучше заняться совсем другим делом. После возврата к первой задаче повышение эффективности работы гарантировано!
  • Смех отличный естественный и абсолютно безопасный стимулятор для мозга. Смех активирует различные части мозга, снижает уровень кортизола и адреналина, расширяет область решения задач и придает креативности их решения. Не забывайте об эффекте смехотерапии, особенно при краткосрочных умственных перегрузках. Регулярно читайте анекдоты, слушайте юмористов, меняйте заставки на компьютере и магниты на холодильнике. Смех эффективное лекарство и от стресса, который снижает эффективность работы мозга.

Долгосрочное улучшение работы мозга


Мозгу необходимы жирные кислоты Омега-3. Эти кислоты улучшают циркуляцию крови в мозгу. Омега-3 содержатся в жирных сортах рыбы и орехах (в первую очередь ― грецких), соне, тыквенных семечках, бобовых, шпинате, капусте брокколи, семенах льна.

Холин усиливает рост новых клеток мозга, улучшает интеллектуальные способности у пожилых людей. Холин содержится в брокколи и цветной капусте.

Быстрой передаче сообщение в мозге способствуют продукты с высоким содержанием магния, например, тыквенные семечки, семечки подсолнечника, семена льна и кунжута, орехи, какао, фасоль, чечевица, финики, курага, гречневая и овсяная крупы.

Очень полезна для мозга голубика ― она улучшает усвоение информации и память.

Существуют и продукты, отрицательно влияющие на мозг. Распространено заблуждение о том, что мозгу необходим сахар. Это неверно. Сладкое быстро усваивается и сгорает, что приводит к падению уровня глюкозы в крови и снижает работоспособность мозга. При напряженной умственной работе лучше отказаться от фаст-фуда, газированных напитков, ограничить сладости. Эти продукты тормозят работу мозга. Переедание также вредно для мозга ― оно приводит к уменьшению кровоснабжения мозга, отупению и снижает умственную работоспособность. Нельзя и голодать – умственная деятельность просто исчезает.

Наш рацион обязательно должен включать в себя мясо, рыбу, яйца, молочные продукты, овощи, растительные масла. Не стоит увлекаться веганством ― оно противоестественно для человека. В рационе должен быть весь набор необходимых витаминов.


Важным фактором полноценного отдыха является также необходимость именно ночного сна и соблюдение режима. Для хорошего засыпания следует хотя бы за полчаса до сна выключить телевизор, компьютер и вообще все электронные приборы, иначе перевозбуждение попросту не даст вовремя уснуть и отрицательно скажется на качестве сна. Очень полезно для поддержания умственной активности просыпаться без будильника ― а значит, на сон следует отводить достаточное количество времени. Согласно современным исследованиям, на сон необходимо выделить не менее 8 часов в сутки для взрослого человека.

  • Физическая активность. Регулярные физические упражнения положительно влияют на эластичность сосудов, в том числе и сосудов мозга, и усиливают циркуляцию крови. Физическая нагрузка увеличивает приток кислорода к мозгу и стимулирует его активность, а также способствует появлению новых нейронов. Регулярные занятия физкультурой или спортом увеличивают выработку эндорфинов, улучшающих настроение вплоть до эйфории. Влияние физических нагрузок на улучшение работоспособности мозга невозможно переоценить. Одним из лучших видов физической активности, стимулирующей мозг, являются такие, которые вместе с физической нагрузкой стимулируют и умственную деятельность для них требуется развитие координации движения, оценка окружающей обстановки, планирование дальнейших действий. Оптимальны для этой цели танцы, различные единоборства, игровые виды спорта.
  • Медитация известный с древности способ поддержания умственной работоспособности. Медитация позволяет полноценно отдохнуть за короткое время, снижает уровень стресса и тревожности, улучшает память, позволяет отключиться от решаемой проблемы и затем взглянуть на нее с новой точки зрения. Нужно обеспечить себе тишину хотя бы на 15 минут, расслабиться, сконцентрировать свое внимание на дыхании, ни о чем не думать, при появлении мыслей опять концентрироваться на дыхании. Если научиться осознанно медитировать, восприятие окружающего изменится, появится большая полнота и глубина восприятия окружающего мира. Появится внимательность и новый, более глубокий взгляд на решаемые задачи. Полезны также упражнения на внимательность наблюдать за окружающим, запоминать и затем вспоминать во всех деталях. Эти упражнения очень хорошо тренируют память.
  • Употребление достаточного количества жидкости. Несмотря на банальность этого совета, им часто пренебрегают. Наш мозг более чем на 80 % состоит из воды. Обезвоживание мгновенно снижает умственную работоспособность. Потребление жидкости должно составлять в день минимум полтора литра. Незаменимы в нашем рационе и фруктовые, и овощные соки. Они содержат целый коктейль из микроэлементов и витаминов, а также содержат полифенолы. Это мощные антиоксиданты, защищающие клетки от воздействия свободных радикалов и улучшающие деятельность мозга.
  • Уменьшение стресса . Стресс является неотъемлемой составляющей нашей жизни, полностью избавиться от него нельзя, но следует по возможности научиться справляться с ним. Хронический стресс крайне негативно влияет на клетки мозга и гиппокампа ту часть мозга, которая ответственна за формирование новых и существование старых воспоминаний. Сильный стресс приводит к отмиранию клеток мозга. Кратковременные методы борьбы со стрессом глубокое дыхание и медитация. Долговременные методы соблюдение режима работы и отдыха, планирование деятельности с целью избегания дедлайнов на работе, физическая активность, регулярные медитации.
  • Обучение, познание чего-то нового . Мозг так же нуждается в тренировке, как и мышцы. Если человек будет всегда придерживаться определенных маршрутов, правил, стиля решения задач (или избегать решения задач) мозг перестает обновляться и развиваться. Жизнь не раз и навсегда заданная картинка, условия меняются постоянно, жизнь требует постоянной оценки окружающей реальности, новых подходов к решению задач.

Чтобы развивать функциональность мозга и сохранить свою интеллектуальную деятельность до глубокой старости, необходимо постоянно обучаться. Не столь важно, что это будет ― чтение новых книг, обучение языкам, вязание, игра на пианино, походы с друзьями на природу, прогулки с собакой, посещение музеев и театров, важно, чтобы ваша деятельность доставляла вам удовольствие. Изучение нового стимулирует появление новых нейронов, улучшает память, способствует увеличению кругозора и креативности решения ваших задач. Наслаждение, получаемое в процессе обучения, повышает настроение, уменьшает уровень стресса и тревожности, повышает самооценку. Кроме того, учеными найдена прямая связь между развитием мелкой моторики рук и сохранением умственной работоспособности в пожилом и старческом возрасте. Ваше любимое хобби сослужит отличную службу вашему мозгу. Для тренировки мозга полезны и мелкие изменения устоявшегося порядка новые маршруты, одежда, блюда, общение с друзьями, перестановки в квартире. Интересуйтесь окружающим, задавайте вопросы и узнавайте на них ответы это позволит вам расширить свой кругозор.

Самая большая загадка для ученых - не безграничность космоса или образование Земли, а человеческий мозг. Его возможности превышают способности любого современного компьютера. Мышление, прогнозирование и планирование, эмоции и чувства, наконец, сознание — все эти присущие человеку процессы, так или иначе, протекают в пределах небольшого пространства черепной коробки. Работа человеческого мозга и ее изучение связаны гораздо сильнее, чем любые другие объекты и способы исследования. В данном случае они практически совпадают. Мозг человека изучается при помощи мозга человека. Возможность понять протекающие в голове процессы фактически зависит от способностей «мыслительной машины» познавать саму себя.

Структура

Сегодня довольно много известно о строении головного мозга. Он состоит из двух полушарий, напоминающих половинки грецкого ореха, покрытых тонкой серой оболочкой. Это кора больших полушарий. Каждая из половинок условно поделена на несколько долей. Самые древние в эволюционном плане отделы мозга, лимбическая система и ствол, находятся под мозолистым телом, соединяющим два полушария.

Человеческий мозг состоит из клеток нескольких разновидностей. Большая часть из них — это глиальные клетки. Они выполняют функцию соединения остальных элементов в единое целое, а также принимают участие в усилении и синхронизации электрической активности. Примерно десятая часть клеток мозга — это нейроны различных форм. Они передают и принимают электрические импульсы при помощи отростков: длинных аксонов, транслирующих информацию от тела нейрона дальше, и коротких дендритов, принимающих сигнал от других клеток. Соприкасающиеся аксоны и дендриты образуют синапсы, места передачи информации. Длинный отросток выделяет в полость синапса нейромедиатор, химическое вещество, влияющее на работу клетки, оно попадает на дендрит и приводит к торможению или возбуждению нейрона. Сигнал передается по всем связанным клеткам. В результате очень быстро возбуждается или тормозится работа большого числа нейронов.

Некоторые особенности развития

Человеческий мозг, как и любой другой орган тела, проходит определенные стадии своего формирования. Ребенок появляется на свет, так сказать, не в полной боевой готовности: процесс развития мозга на этом не завершается. Наиболее активные его отделы в этот период находятся в древних структурах, отвечающих за рефлексы и инстинкты. Кора функционирует хуже, поскольку состоит из большого числа незрелых нейронов. С возрастом человеческий головной мозг утрачивает часть из этих клеток, зато приобретает множество прочных и упорядоченных связей между оставшимися. Погибают «лишние» нейроны, не нашедшие себе места в образовавшихся структурах. На сколько работает человеческий мозг, по-видимому, зависит от качества связей, а не от количества клеток.

Распространенный миф

Понимание особенностей развития головного мозга помогает определить несоответствие реальности некоторых привычных представлений о работе этого органа. Бытует мнение, что человеческий мозг работает на процентов 90-95 меньше, чем может, то есть используется примерно его десятая часть, а остальная таинственно дремлет. Если перечитать вышеизложенное, становится понятно, что не использующиеся нейроны не могут долго существовать — они погибают. Скорее всего, подобная ошибка — результат бытовавших некоторое время назад представлений, что работают только те нейроны, которые передают импульс. Однако в единицу времени в подобном состоянии находится лишь некоторые клетки, связанные с необходимыми сейчас человеку действиями: движением, речью, мышлением. Спустя несколько минут или часов им на смену приходят другие, ранее «молчавшие».

Таким образом, в течение определенного времени в работе тела участвует весь мозг, сначала одними своими частями, затем другими. Одновременная активация всех нейронов, которая подразумевает столь желанную многими 100% работу мозга, может привести к своеобразному короткому замыканию: человек будет галлюцинировать, испытывать боль и все возможные ощущения, содрогаться всем телом.

Связи

Получается, нельзя говорить, что какая-то часть мозга не работает. Однако способности человеческого мозга используются, действительно, не полностью. Дело, правда, не в «спящих» нейронах, а в количестве и качестве связей между клетками. Любое повторяющееся действие, ощущение или мысль закрепляются на уровне нейронов. Чем больше повторений, тем прочнее связь. Соответственно, более полноценное использование мозга предполагает построение новых связей. На этом построено обучение. Детский мозг еще не имеет стойких связей, они формируются и закрепляются в процессе знакомства ребенка с миром. С возрастом внести изменения в сложившуюся структуру становится все сложнее, поэтому дети легче обучаются. Тем не менее, при желании развить способности человеческого мозга можно в любом возрасте.

Невероятно, но факт

Способность образовывать новые связи и переобучаться дает поразительные результаты. Известны случаи, когда она преодолевала все грани возможного. Человеческий мозг — структура нелинейная. Со всей определенностью в нем нельзя выделить зоны, которые выполняют одну конкретную функцию и никакую больше. Более того, при необходимости части головного мозга могут брать на себя «обязанности» травмированных зон.

Так произошло с Говардом Рокетом, в результате инсульта обреченным на инвалидное кресло. Он не пожелал сдаваться и с помощью ряда упражнений пытался разрабатывать парализованные руку и ногу. В результате каждодневного упорного труда через 12 лет он смог не только нормально ходить, но и танцевать. Его головной мозг очень медленно и постепенно перенастроился таким образом, чтобы непострадавшие его части смогли выполнять функции, необходимые для нормального движения.

Паранормальные способности

Пластичность головного мозга - не единственная его особенность, поражающая ученых. Нейробиологи не обходят своим вниманием и такие явления, как телепатия или ясновидение. В лабораториях ставятся эксперименты, призванные доказать или опровергнуть возможность таких способностей. Исследования американских и английских ученых дают интересные результаты, позволяющие предположить, что их существование - не миф. Однако окончательного решения нейробиологи пока не вынесли: для официальной науки по-прежнему есть определенные грани возможного, человеческий мозг через них переступить, как считается, не может.

Работа над собой

В детстве по мере отмирания не нашедших себе «места» нейронов исчезает способность помнить все и сразу. Так называемая эйдетическая память встречается у малышей достаточно часто, у взрослых — это крайне редкий феномен. Однако человеческий мозг представляет собой орган и, как любая другая часть тела, он поддается тренировке. А значит, можно и память улучшить, и интеллект подтянуть, и творческое мышление развить. Важно только помнить, что развитие человеческого мозга — дело не одного дня. Тренировки должны быть регулярными независимо от поставленных целей.

Непривычно

Новые связи образуются в тот момент, когда человек делает что-то не как обычно. Простейший пример: на работу можно добраться несколькими путями, но по привычке мы всегда выбираем один и тот же. Задача — выбирать каждый день новую дорогу. Это элементарное действие принесет плоды: мозг будет вынужден не только определять путь, но и регистрировать новые визуальные сигналы, идущие от неизвестных ранее улиц и домов.

В число подобных тренировок можно отнести и использование левой руки там, где привычна правая (и наоборот, для левшей). Писать, печатать, держать мышку так неудобно, зато, как показывают эксперименты, уже спустя месяц таких тренировок значительно усилится творческое мышление и фантазия.

Чтение

О пользе книг нам говорят с самого детства. И это не пустые слова: чтение способствует повышению активности мозга в противоположность просмотру телевизора. Книги помогают развиваться фантазии. Под стать им действуют кроссворды, ребусы, игры на логику, шахматы. Они стимулируют мышление, заставляют нас пользоваться теми возможностями головного мозга, которые обычно не востребованы.

Физические упражнения

На сколько работает человеческий мозг, на всю мощность или нет, зависит и от нагрузки на все тело. Доказано, что физические тренировки за счет обогащения крови кислородом положительно сказываются на активности мозга. Кроме того, удовольствие, которое получает тело в процессе регулярных упражнений, улучшает общее состояние и настроение.

Существует большое число способов повысить активность головного мозга. Среди них есть и специально разработанные, и крайне простые, к которым мы, сами того не зная, прибегаем каждый день. Главное — это последовательность и регулярность. Если сделать каждое упражнение по разу, существенного эффекта не последует. Ощущение дискомфорта, возникающее вначале - не повод бросать, а сигнал, что это упражнение заставляет мозг работать.

Когда мы начинаем заниматься самосовершенствованием, то всегда приходим к важной задаче – развитие интеллекта. Под это понятие можно подвести множество различных значений – память, скорость мышления или же внимание. Однако все это частности, а для эффективной тренировки ума крайне важен именно комплексный подход. Давайте в этой статье попробуем ответить на вопрос – как развить мозг.

И прежде нам придется подумать о нашем мозге, как о наборе мышц, которые нужно натренировать. Так же, как мы тренируем наше тело, приходя в спортзал. Чтобы понять, как развить мозг на 100 процентов, потребуется небольшая научная справка. Ученые издавна пытаются понять, на сколько развит мозг человека – 4%, 5%, 10%. Все эти теории до сих пор не подтверждены, но факт остается фактом – мы используем мозг далеко не в полном объеме. И все равно люди вышли в космос, познают тайны генетики и квантовой физики. А что будет при освоении остальных возможностей, которые скрывает наш разум? Интригует, правда?

Наш мозг состоит из огромного количества нейронов. Основная их функция – это работа с информацией: получение, проведение и передача другим клеткам. Чем больше в мозгу таких нейронов, тем больше информации он может хранить и обрабатывать. А если еще проще – чем больше мозг, тем существо умнее (размер имеет значение).

Но человек не может похвастаться самым большим мозгом. Ведь есть на планете киты и слоны, чей мозг гораздо больше человеческого. Но все же, именно человек является самым разумным на планете. Почему так?

В данном случае мы можем говорить, что киты и слоны потенциально обладают большими возможностями, нежели человек, но не могут ими воспользоваться из-за недостаточного количества энергии. Это как если бы у вас был гоночный автомобиль, но дорога, по которой вы едете не позволяла разогнаться свыше 30 км в час. Вы спросите – а почему обладатели большого мозга не способны воспользоваться его благами? Это важно знать, если мы хотим понять, как развить мозг.

Согласно одной из научных теорий, все дело в еде и ее термической обработке, которая позволяет в несколько раз увеличить количество калорий от одного приема пищи. С учетом того, что мозг потребляет 1/3 всей энергии организма, становится понятно насколько важно правильное питание. Это первая важная деталь, которую стоит знать, прежде чем ответить на вопрос – как тренировать мозг. Идем дальше.

В процессе обучения чему-либо между нейронами образуются так называемые синоптические связи. Они внешне напоминают мост из электричества. Чем чаще вы повторяете какое-то действие, тем сильнее эта связь. Более того, даже сами нейроны меняют свое направление, подобно конструктору, чтобы создать наиболее короткий путь для нервного импульса в мозгу. Это можно сравнить с построением новой удобной дороги.

Из этого следует, что даже если вы гуманитарий, не сомневайтесь – при желании у вас есть возможность освоить физику и математику, ничем не хуже величайших ученых нашего времени, ведь нейроны у всех работают одинаково. От вас нужна лишь .

С учетом вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что для развития мозга нужно обеспечение достаточного количества энергии и регулярные упражнения. Здесь опять напрашивается аналогия с тренажерным залом. Давайте разберем, как развить способности мозга, и начнем с упражнений.

Упражнения для развития мозга

Как известно, наш мозг имеет левое – логическое полушарие, и правое – творческое. Для развития мозга важно гармонично нагружать оба полушария. Также есть и отдельные, «изолирующие упражнения», которые нацелены на создание новых синоптических связей между нейронами.

Сначала давайте определим, какое из полушарий мозга у вас более развито. Как это сделать? Очень просто – посмотрите на картинку внизу. В какую сторону вращается девушка? Если по часовой стрелке, то правое полушарие мозга у вас превалирует. Если против часовой стрелки – то левое.

На самом деле, при желании можно изменить направление вращения девушки. Если сразу это не получается, попробуйте воспользоваться изображениями ниже. Если взглянуть на левую или правую картинку, вы с легкостью сможете поменять направления движения танцовщицы в центре.

Как развивать полушария мозга – синхронизация

Очень важно синхронизировать работу полушарий, восстановить баланс, который обеспечивает максимальную отдачу и результативность. Для этого могу порекомендовать ряд интересных упражнений.

Упражнение «Радуга»

Начнем с того, что ломает мозг, но очень быстро синхронизирует оба полушария. Попробуйте назвать цвет каждого слова на картинке снизу.

Упражнение «Великий дирижер»

Можете представить, что вы дирижер в оркестре. Включите музыку, затем поднимите руки примерно на высоту плеч. Одна рука пусть будет несколько выше другой. И начинайте рисовать в воздухе восьмерку – оба кольца одновременно. От середины восьмерки левая рука должна продолжать круги влево и вверх, а правая – вправо и вверх. Потом повторите все обратном порядке.

Упражнение «Путаница»

Это упражнение многие делали еще в детстве, ради забавы. Положите правою ладонь себе на голову, а левую на живот, чуть выше пупка. А после начните похлопывать по голове правой рукой, а левой поглаживать живот круговыми движениями.

Как развить левое полушарие мозга

Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. А потому все, что задействует функции этой части мозга уже является тренировкой. Например, пробуйте играть в логические, интеллектуальные игры – шахматы, го, преферанс. Список можно продолжить, главное, что это не только интересно, но и полезно.

В сети есть множество сайтов с увлекательными интерактивными упражнениями и задачами. Выбирайте любой на свое усмотрение. Вы с интересном обнаружите, что увлеклись и просто обязаны решить очередной квест, а в этот самый момент в вашей голове творится волшебство. И можно считать, что ответ на вопрос «как развить мозг» –у вас в кармане.

Просто потрясающий эффект дадут точные науки, такие как математика или физика (теперь понимаете, для чего в школьной программе алгебра?). Пробуйте решать задачи или уравнения, изучайте формулы, хоть по полчаса каждый день. Через месяц вы удивитесь сами себе.

Ну и наконец, почувствуйте себя темным властелином мира и постарайтесь разработать детальный план захвата власти на планете. Я не шучу. Главное здесь – построение логических цепочек. Можете выбрать и другой сценарий или же попробовать разобрать на логические составляющие фильм, книгу, историю.

Как развить правое полушарие мозга

Правое полушарие мозга отвечает за творческое, образное мышление. А потому, для его тренировки нам потребуется особая атмосфера и вдохновение. Методов развития может быть множество. Самый простой – лягте поудобнее и начните мечтать, ярко представляя каждую мысль.

Пробуйте мысленно рисовать картины, стараясь как можно дольше удерживать в голове весь рисунок целиком, не давая ему истаивать. К слову, рисовать можно и не только мысленно, возьмите лист бумаги и творите. Не важно, художник вы или нет, главное – пробовать, это уже вызовет должное напряжение.

Так же можно писать стихи или прозу, вести дневник. Прекрасно воздействует на правое полушарие игра на музыкальных инструментах или же прослушивание классической музыки (Вивальди, Бетховен, Чайковский).

Нейробика

Если упражнения для разных полушарий мозга комплексно напрягали нейроны, то сейчас мы будем действовать точечно и нацелимся на создание новых синоптических связей. Отличным помощником в этом станет нейробика – уникальная система тренировки мозга, которая задействует все пять физических чувств таким образом, чтобы встряхнуть ежедневную рутину. Этот оригинальный и в чем-то забавный метод развития мозга, позволяет активировать плохо развитые нервные связи, помогая улучшить гибкость ума. Эта техника важна на пути познания того, как развить мозг.

  • Включайте несколько органов чувств в ваши ежедневные дела – слушайте музыку и смотрите телевизор, чувствуйте прикосновение или капли дождя, при этом нюхайте запах цветов. В данном случае важно только комбинация органов чувств, а какие из них включать, решайте сами.
  • Попробуйте одеваться и раздеваться с закрытыми глазами. Ругаться будете только вначале, а дальше все начнет получаться. Вечером можете не включать свет в квартире, ориентируясь по памяти. Такие действия значительно повысят уровень внимания и концентрации.
  • Открывайте новые маршруты с работы или учебы, ведь привычная дорогая притупляет восприятие. Пользуйтесь каждой возможностью прогуляться по незнакомой улице. Так вы развиваете пространственную память.
  • Периодически меняйте рабочую руку. Переложите компьютерную мышь в левую руку (если вы правша), или проделайте тоже самое с расческой, когда причесываетесь. Пробуйте писать левой рукой хотя бы несколько строк в день. Это будет стимулировать проводящие пути и укрепит связь между полушариями мозга.
  • В создании синоптических связей вам помогут новые запахи. Кофе, булочка, парфюм, специи – все отлично работает, если запах новый для вас, пусть даже только слегка.
  • Всячески развивайте тактильные ощущения. Например, пробуйте различать номинал монеток или просто водите ладонью по любой поверхности, стараясь максимально ощущать ее.
  • Изучайте иностранные языки, это прекрасный способ тренировки головного мозга.

Разумеется, вовсе не обязательно делать все упражнения. Уделяйте пол полчаса в день тренировке, это не так сложно, а потому будет просто себя заставить. Выбирайте те упражнения, которые вам нравятся, главное – подходить к занятиям комплексно.

Питание

То, что вы едите или пьете влияет не только на фигуру. Давайте пройдемся по списку продуктов, которые наиболее благотворно воздействуют на мозг.

  • Рыба. Насыщенна йодом и жирными кислотами омега-3. Употребление рыбы раз в день (100 грамм) повышает ясность ума и качество работы сосудов головного мозга. Значительно улучшается и скорость реакции.
  • Грецкие орехи. В них содержится лецитин, который улучшает работу мозга и активизирует память. Дневная норма – пять орехов, именно столько нужно для ускорения мыслительных процессов.
  • Какао. В своем составе бобы какао содержат антиоксидант флаванол, который улучшает кровообращение мозга и защищает его от окислительных процессов.
  • Черника. Это источник сильных антиоксидантов антоцианинов, которые защищают от возрастных заболеваний мозга. Существенно улучшают память и координацию.
  • Тыквенные семечки. Содержат большое количество цинка. Он улучшает память и заставляет мозг быстрее работать. В день стоит употреблять примерно 100-150 грамм семечек.
  • Помидоры. Очень полезные, так как содержат ликопен, который помогает устранить из организма свободные радикалы, вредящие мозгу.
  • Брокколи. Источник витамина К, который существенно улучшает работу мозга.
  • Яблоки. Имеют высокое содержание антиоксидантов, что помогает сохранить ясный ум.
  • Шпинат. Заряжает память и предупреждает сбои в работе нервной системы, вызванные старением.
  • Мед. Сладкое очень полезно для мозга, по сути представляет из себя топливо для нейронов.
  • Красное вино . Чрезвычайно богато антиокислителями, которые защищают мозг от свободных радикалов, инфарктов и возрастной потери памяти.

Как развить мозг? Занимайтесь спортом!

Здоровое питание – это только часть дела. Чтобы тренировать свой мозг и держать его в форме, вам потребуются физические упражнения. Ведь умеренная нагрузка тела способствует правильному формированию ткани мозга. Только не переусердствуйте, во всем нужна мера, чтобы не вызвать обратный эффект.

Свет

Очень важно помнить, что для хорошей умственной деятельности нужно поддерживать яркое освещение в помещении в течение всего дня. Конечно, лучше всего, чтобы это был именно солнечный свет.

Книги, развивающие мозг

Чтение очень помогает в деле развития мозга. Читайте почаще, это позволит развивать оба полушария и просто приятно провести время. Существуют и целые книги, направленные на изучение тематики развития мозга. Вот некоторые из них:

  • Интеллект-тренинг (А. Родионов).
  • Развивайте интеллект: Упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта (Ф. Картер).
  • Научите себя думать (Эдвардаде Боно).
  • Самоанализ (Л. Рон Хаббард).

Свежий воздух

Мозгу необходим кислород, а потому почаще бывайте на свежем воздухе. Старайтесь уделять прогулке хотя бы один час в день. Вы можете идти на работу или с работы, прогуливаться на перерыве или просто побродить вечерком. Главное – дышать свежим воздухом. По возможности проветривайте помещение, в котором находитесь, каждый глоток кислорода для мозга на вес золота.

Вот мы и разобрались, как развить мозг. Все указанные упражнения и рекомендации весьма просты и доступны каждому, выберете то, что вам нравится больше всего и тренируйтесь. Упражнения можно и даже нужно чередовать, будет какое-то разнообразие. И главное, не забывайте, что ваш мозг – это источник безграничных возможностей, уделите им хотя бы полчаса в день, а потом наслаждайтесь результатом.