Аткинсон джон уильям развитие наблюдательности статья. Как развить наблюдательность и зачем это нужно. Внимание к мелочам

я обещала дать упражнения,

с помощью которых можно

тренировать наблюдательность

и улучшать навыки коммуникации.

Прежде, чем приступать к упражнениям, запомните схему

На этот раз происходит подстройка по словам- предикатам репрезентативных систем.

Визуал (визуальная репрезентативная система)

Аудиал (аудиальная репрезентативная система)

Кинестетик (кинестетическая репрезентативная система)

Дигитал (дигитальная или внемодальная)

Два участника сидят друг против друга. Третий становится за спиной второго и показывает первому участнику карточку. После чего тот должен сказать фразу в соответствии с тем, что написано на карточке.

Небольшой пример:

Предположим, показана карточка «визуал»

Примерный разговор:

1 участник: «Когда я сегодня проснулся и увидел на небе яркое солнце, то решил, что нужно обязательно выбраться на природу».

2 участник: «Да я только вчера был в лесу, там сейчас так красиво . Под ногами будто ковер из красных и желтых листьев . Я залюбовался этим великолепием ».

1 участник: « Вчера вечером так плохо себя чувствовал . Ничего не хотелось делать. А после того, как целый день проводишь на воздухе, становится так легко .

2 участник: «Согласен, так приятно дышать полной грудью после городского смога»»

1 участник: «Ты не слышал , что там говорят синоптики по-поводу погоды?»

2 участник: « Вроде-бы предвещают суровую зиму»

Наблюдательность человека — это его способность подмечать характерные и существенные свойства людей, явлений и предметов. Развивать наблюдательность важно не только в профессиональной сфере, но и в жизни.

Зачем развивать наблюдательность

Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что срыто от наших глаз (малозаметные детали) или пытаются от нас скрыть. Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в схожем.
Развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем.
Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение.
Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, ученые и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности и любознательности.

Как развить наблюдательность

Развитие наблюдательности тесно связано с развитием памяти. Уделяйте внимание своей памяти.


Наблюдательность формируется не только когда мы запоминаем увидено в мелочах, но и когда мы то, что видим пропускаем через себя. Будьте более восприимчивы, более открыты новым знаниям, не будьте равнодушны, думайте, анализируйте увиденное и услышанное.

Говоря о развитии наблюдательности уместно вспомнить слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который считал, что немаловажным условием наблюдательности является развитие чувствительности зрительного анализатора. Вот его слова:

«Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.»

Другой выдающийся человек, американский психолог Джон Уильям Аткинсон для развития наблюдательности рекомендовал выполнять следующие упражнения:


Упражнение на развитие наблюдательности № 1

Наиболее простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности заключается в умении видеть обычные вещи.

Возьмите какую-нибудь обыкновенную вещь (телефон, книгу, утюг…), положите или поставьте ее перед собой. В течении некоторого времени, спокойно, но внимательно смотря на нее попытайтесь запечатлеть ее в своей памяти. После закройте глаза и мысленно, во всех подробностях воссоздайте образ. Затем откройте глаза и обратите внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте изображение. Продолжайте до тех пор, пока вам в точности не удастся создать четкий умственный образ в мельчайших подробностях.


Упражнение на развитие наблюдательности № 2

После того как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, вспомните предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, нарисуйте его. Вначале можно рисовать что-нибудь попроще, только не смотрите на предмет, вспоминайте мысленный образ.

После того как нарисовали, посмотрите на предмет. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же как и в первом упражнении, уберите предмет и дорисуйте то чего не хватало.


Упражнение на развитие наблюдательности № 3

Очень ценный способ развития наблюдательности является умение рассмотреть детали объекта. Не пытайтесь с первого раза воспринять и запомнить весь объект (предмет) целиком. Это на первых стадиях развития наблюдательности сделать сложно. Замечайте и запечатлевайте отдельные подробности предмета, и после переходите к следующим.

Попытайтесь описать характерные черты лица одного из своих знакомых, и вы удивитесь неясности своего представления. А все по тому, что никогда хорошенько в него вы не всматривались. Стоит ли говорить о посторонних лицах. Смотря на лицо человека и пытаясь его запомнить многие допускает эту ошибку, не обращают внимание на детали, а пытаются запомнить его в целом.

Начните тренироваться на ваших знакомых, рассмотрите глаза человека, его нос и рот, потом подбородок, цвет его волос, общую форму головы и т.д. Далее начните рассматривать каждого встречающегося вам человека, изучайте внешность. Вскоре вы удивитесь, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей.

Это упражнение применимо к любым объектам и предметам. Опишите здание, которое встречается вам каждый день по пути на работу. Уверен, что многие не смогут дать четкое описание, лишь смогут составить о его внешнем виде отдаленное понятие - форма, цвет, сколько этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон в каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и т.п., то вы поймете, что не сможете дать себе в этом ясный отчет. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему.


Упражнение на развитие наблюдательности № 4

Это упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на стол сем — десять предметов и пусть он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их накрывает, и в течении десяти секунд попытайтесь четко запомнить эти предметы. Закрыв, попробуйте как можно точнее описать их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе вещей может увеличиваться.

Удивительно, какой наблюдательности достигают с помощью подобных игр некоторые лица. Развитые подобным методом способности обострят вашу наблюдательность до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не заметят другие, и тем самым получите огромную подмогу в делах. Это упражнение часто в своей практике используют индийские йоги.

Упражнение на развитие наблюдательности № 5

Многие люди схватывают содержание и смысл статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости листающие газеты, имеют такую способность. Журналисты способны схватить смысл статьи, только лишь краем глаза взглянув на несколько строчек. Рецензенты тоже обладают такой способностью.

Дело все в практике. Попробуйте начать с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целой фразы, предложения, маленького абзаца и т.п. При развитии наблюдательности следует поступать, как поступают спортсмены при развитии мускулатуры — сперва развивают один мускул, далее последовательно доходят до целой группы мускулов.


Упражнение на развитие наблюдательности № 6

Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили.

Войдя в комнату, произведите беглый осмотр. Попытайтесь получить четкую «мысленную фотографию» как можно большего числа предметов. Запомните размер комнаты, ее высоту, число окон и дверей, цвет обоев, количество стульев, столов, ковров, картин и пр.

Выйдите из комнаты, запишите то, что видели и смогли запомнить, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь идеального результата. Эта практика в дальнейшем поможет вам точно описывать любое посещаемое вами помещение.


Упражнение на развитие наблюдательности № 7

Вечером, перед сном сделайте обзор всех ваших дневных занятий, и постараться припомнить вещи, предметы, лица людей, с которые вам встречались. Вы удивитесь, малости того, что будете припоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после каждодневной практики. Ваша подсознательное мышление поймет, что ясно замечать предметы и лица это необходимость.

Наблюдательность - свойство нашей психики, основанное на ощущении и восприятии окружающего. Именно благодаря наблюдательности мы различаем похожие друг на друга предметы, тона звуков, оттенки запахов, узнаём знакомые лица в движущейся толпе или на фотографии.

У каждого из нас она развита в той или иной степени. С самого рождения мы воспринимаем массу ощущений: тактильных, вкусовых, обонятельных. Самый же мощный канал восприятия человека - визуальный, поэтому нам с самого детства помогает зрение.

Наблюдательность - свойство ценное. Она максимально сокращает анализ любого объекта, даже при его быстром движении или смене ракурса. А значит, даёт возможность быстро реагировать на происходящие события. А ведь быстрая реакция - это порой наша собственная безопасность.

В природных условиях наблюдательность помогает человеку заметить движение животного, скрип падающего дерева, сверкание молнии. В современном городе наблюдательность - качество не менее ценное: оно вовремя предупредит нас о незакрытом люке или приближающемся автомобиле. Причём от потенциальной угрозы наблюдательность способна защитить человека не только на открытой местности: доказано, что это качество в высшей степени развито у людей, спасшихся при пожарах, землетрясениях и других бедствиях, застающих врасплох в собственном жилище.

Именно развитая наблюдательность позволила им заметить звенящие друг о друга стаканы, непривычный запах, странное поведение домашних животных.

Наблюдательность - не только залог самосохранения. Это полезное качество помогает мозгу развиваться, запуская такие процессы, как анализ, систематизация, обобщение. Люди, события, явления - всё наблюдаемое вместе со сделанными выводами переходит в наш познавательный актив. Так мы получаем тот жизненный опыт, за который младшее поколение испокон веков уважает старшее.

Тот жизненный опыт, с помощью которого мы конструктивно решаем повседневные задачи. Тот жизненный опыт, который даёт уверенность в собственных силах и психологические установки «я это могу», «мне это подвластно».

Надо ли говорить, как важно развить наблюдательность представителям современных профессий? Успешная хирургическая операция, предотвращённое преступление, мягко приземлившийся самолёт - всё это в той или иной мере зависит от человеческой наблюдательности.

Как развить наблюдательность?

Психологи советуют прививать её детям с ранних лет. Вот несколько эффективных упражнений, наглядно демонстрирующих, как развить наблюдательность в форме весёлой игры :

  1. Собравшиеся в круг дети внимательно смотрят друг на друга, после чего ведущий предлагает им за полминуты объединиться по схожим признакам (цвет глаз, волос, одежды, пуговиц, наличие веснушек или родинок).
  2. Каждому ребёнку выдаётся колокольчик или погремушка, глаза завязываются. Ведущий предлагает им объединиться по похожему звуку: ребята с погремушками - в правой части игровой комнаты, ребята с колокольчиками - в левой.
  3. Все приносят на занятие по одному личному предмету в закрытом пакете, никому его не демонстрируя, и отдают ведущему. Доставая предметы по одному, ведущий предлагает каждому представить себя Шерлоком Холмсом и проанализировать вещь (заколку, фонарик, зубную щётку). Чтобы развить наблюдательность ребят, ведущий задаёт наводящие вопросы: «Используется ли этот предмет ежедневно?», «Как именно?», «Какой характер у его владельца?» «Кому из нас, как вы думаете, он может принадлежать?»

Существуют и рекомендации, как развить наблюдательность взрослому человеку . Доказано, что успешно тренировать это свойство психики можно в любом возрасте. Вот несколько советов деятелей науки и культуры, которые и сегодня ложатся в основу различных методик и тренингов по развитию наблюдательности:

Не смотрите вокруг просто так. Воспроизводите всё наблюдаемое мысленным взором. (Леонардо да Винчи)

Поработайте над зрением, держите его в струне. Смотрите на всё с мыслью, что вам предстоит написать это красками. В трамвае, в автобусе - всюду смотрите на людей именно так. И убедитесь, что раньше не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А после вы научитесь видеть глубоко, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому. (Константин Георгиевич Паустовский)

Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовывать при изучении окружающего мира. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышле­ния. Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить, с одной стороны, в специфическую теоретическую деятельность - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явле­ний, с другой - восприятие может переходить и в процесс создания худо­жественного образа и эстетического созерцания мира. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира. Для реализации этой задачи учитель должен знать ведущие свойства восприятия: целост­ность, предметность, осмысленность, обобщенность, константность, изби­рательность. Свойства восприятия, определяющие его продуктивность: Объем - количество объектов, которое может воспринимать чело­век в течение одной фиксации или в единицу времени; Быстрота или скорость - это время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления; Точность - соответствие возникшего образа особенностям воспри­нимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком; Полнота - степень такого соответствия; Надежность - возможная деятельность восприятия с требуемой точностью. Восприятие - это сложная познавательная деятельность, вклю­чающая целую систему действий, которые позволяют: -обнаружить объект восприятия; -опознать его по признакам; -измерить; -оценить. Состав действий зависит от степени осмысленности восприятия, то есть понимания того, что воспринимается, с какой целью человек смотрит, слушает в данный момент. Условия, необходимые для успешной организации восприятия. Что будет в конечном итоге способствовать развитию наблюдательности: 1) Процесс восприятия первоначально носит развернутый характер. По мере развития восприятия количество этих признаков сокращается и происходит формирование оперативных единиц восприятия и организуется сравнение. 2) необходимо учить детей выделять у объектов признаки при нахождении этого объекта в любой ситуации. 3) необходимо учитывать при организации восприятия опираясь на жизненный опыт ребенка. 4) учитель должен уметь осуществлять выбор наглядных средств и их количество, которое он будет использовать. Взаимосвязь между восприятием и наблюдательностью. Наблюдение – организованное восприятие. В организацию восприятия входит: 1) постановка цели или учебной задачи перед детьми; 2) отбор средств наглядности; 3) составление плана или алгоритма для наблюдения. 4) организация фиксации наблюдений – должна быть организована по-разному, т. к. вместе с развитием наблюдения это дает возможность обучать детей учебным действиям. Способы фиксации: 1) зарисовки увиденного 2) дневники наблюдений, настенный календарь труда 3) систематические записи по наблюдениям. Наблюдательность – это важнейшая познавательная способность, необходимая для успешного учения.



В исследованиях Л. В. Зан-кова основное внимание было обращено непосредственно на анализирую­щую деятельность в процессе наблюдения, развитие полноты и много­гранности восприятия предметов и явлений. При исследовании наблюда­тельности авторы исходили из того, что к началу систематического обуче­ния у детей имеется определенная основа, на базе которой и осуществля­ется продвижение учащихся в данной познавательной способности (на­блюдательности). С тем, чтобы выявить исходные данные умения наблюдать, с перво­классниками был проведен констатирующий эксперимент. Методика эксперимента предусматривала задания, которые давали учащимся широкие возможности для наблюдений. Детям предлагалось рассмотреть два объекта: птицу крачку и растение землянику. Анализ всех полученных в эксперименте ответов позволил авторам методики выделить отдельные группы учащихся. К первой группе были отнесены учащиеся с низким уровнем деятель­ности наблюдения. Ответы их не отражают характерных особенностей рассматриваемых объектов. Ко второй группе были отнесены учащиеся, которые односторонне характеризуют объект, выделяя главным образом только цвет. Учащиеся третьей группы достаточно полно выделяли при­знаки объекта. Затем был организован обучающий эксперимент: после чего сравнили результаты экспериментальных и контрольных классов и сделали сле­дующие выводы: 1) одним из важнейших показателей развития наблюдательности яв­ляется полнота воспринимаемых ребенком свойств предмета и явления. У учащихся в процессе обучения проявляется тенденция к увеличению ко­личества подмечаемых свойств; 2) в экспериментальных классах у детей усиливается тонкость и точ­ность анализа - умение подметить малозаметные признаки и свойства; 3) наряду с тонкостью анализа учащиеся после обучения дают обоб­щенную характеристику объекта; 4) некоторые психологи, классифицируя стадии наблюдения, по ко­торым идет развитие ребенка, называют их стадиями осознания, осмысле­ния наблюдаемого в свете прежнего опыта. С. А. Рубенштейн характери­зует их как стадии интерпретации восприятия. Количество элементов ин­терпретации наблюдений у учащихся экспериментальных классов увели­чивается. Кроме того, у них появляется тенденция к объяснению воспри­нятого, к умозаключениям, основанным на наблюдениях. Происходит ка­чественное изменение в умении наблюдать. Например, наблюдая внешний вид птицы, они относят её к водоплавающим или хищным. Наблюдаемость учащихся развивается в школе под руководством учителя. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому учени­ку условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел все, что требуется, не только слушал, но и услышал.

Пути развития наблюдательности при организации "изучения окру­жающего мира разнообразны: использование различных средств наглядно­сти, организация наблюдений к уроку и на уроке; организация работы с дневниками наблюдений, календарями природы; организация наблюдений на экскурсиях и при камеральной обработке материалов. Рассмотрим некоторые из путей развития наблюдательности.

1. Развитию наблюдательности, формированию чувственного опыта способствует использование различных средств наблюдательности: слово «наглядность» означает доступность визуального наблюдения, то очевид­ное, что можно показать, увидеть, непосредственно воспринять. Организация работы с наглядными средствами чаще всего осуществ­ляется учителем на уроках. Типы наглядности разные по содержанию и функциям. Это натуральные средства, печатно-иллюстративные, модели, муляжи, условные и графические изображения. При использовании на­глядности необходимо учитывать какую конкретную роль она выполняет в усвоении, в каком соотношении находятся предметное содержание и спо­соб его наглядного выражения применительно к изучаемому объекту. По­этому наглядность может выполнять разные функции, в частности, иллю­стративную (выступает как самостоятельный объект анализа и преобразо­вания), объяснительную, операторную, то есть не только иллюстрировать содержание знаний, но и интерпретировать, называть способ действия с материалом. В высшем своем проявлении наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но умение организо­вать наблюдение, как утверждал С.Л. Рубинштейн, опирается на достаточ­но обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отно­шения наблюдателя к наблюдаемому.

2. Перед использованием наглядности на уроке учитель должен по­ставить перед учащимися цель наблюдения или учебную задачу, которая может быть в виде вопроса или проблемной ситуации. Например, учите­лем на доску вывешиваются изображения птиц (без подписей). Затем ор­ганизуется беседа следующего содержания:-Рассмотрите внимательно эти изображения птиц, каких из них вы узнали, назовите? (Правильные названия птиц помещает учитель рядом с изображением); -Почему вы не могли назвать всех птиц и допускали много ошибок при их узнавании? -Что надо уметь делать, чтобы узнать любые природные и не природ­ные объекты? (Выделять существенные признаки объекта, заполнить их и при встрече с ним по этим признакам узнать). ...... -Нужно ли этому учиться? -Почему этому надо учиться?

3. Чтобы наблюдение было более эффективным, необходимо не про­сто стимулировать учащихся к рассмотрению объекта, а организовать их деятельность. Это связано с тем, что наглядность, особенно предметная, в силу сво­ей красочности и новизны привлекает внимание учащихся. Но постепенно интерес к ним пропадает, и если учитель специально не организует учеб­ную деятельность учащихся по анализу наглядного материала, они пере­стают работать. Для организации этой деятельности необходимо научить учащихся рациональным приемам наблюдения, которые усложняются по мере обогащения опыта учащихся.

Первая группа приемов – поисковые, которые дадут возможность учащимся опознавать объекты, руководствуясь определенными признаками. Реализация этого приема может быть организована по-разному. Например, признаки объектов могут быть написаны учителем на отдельных карточках. Руководствуясь этими признаками, учащиеся должны узнать виды растений, представленные в виде иллюстраций. Интересно реализуется этот прием, если организовать работу в парах или устроить соревнование, кто больше узнает насекомых по существенным признакам. На этапе закрепления можно предложить задание – узнать объект (например, птицу) и назвать признаки, позволившие это сделать.

Вторая группа приемов – это осуществление сравнительного анализа двух или более объектов на основе сопоставления их сенсорных характеристик. Например, чтобы научить различать такие растения как нивяник, которое все называют ромашкой, и ромашку непахучую необходимо выделить признаки одного и другого растения, затем выделить существенные признаки, руководствуясь которыми, учащиеся смогут их различать и правильно называть. Использование этого приема особенно актуально, если учить детей различать похожие виды, например, рожь и пшеницу, разные виды синиц, осину и липу, ель и сосну.

Третья группа приемов – собственно исследовательские. Цель их – направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданного объекта. Например, учащимся предлагается определить название растений, используя для этого атлас-определитель А. А. Плешакова «

Сильный наблюдатель замечает, анализирует и запоминает свое окружение, используя все пять чувств. Если вы хотите стать более наблюдательным в своей повседневной жизни, уделите время тому чтобы каждый день изучать свое окружение. Привлекайте не только ваше зрение, но и ваши другие чувства, чтобы вы могли больше осознавать свою повседневную жизнь. Вы также должны работать над улучшением своей памяти, чтобы вы могли вспомнить все мелкие детали, которые вы заметили. С повседневной практикой ваши способности наблюдения могут стать сильнее в течение нескольких недель. Как же развить наблюдательность?

Остановитесь, чтобы наблюдать за всем вокруг.

Потратьте несколько минут каждый день и просто остановитесь. Переведите свой взгляд в поле зрения. Постарайтесь заметить как можно больше деталей. Это поможет вам больше внимания уделять окружающей среде.

Обратите внимание на людей, объекты, животных, растения и здания вокруг вас.

Попробуйте сделать это в разных местах каждый день. Начните с дома, а затем попробуйте в офисе, в парке, в торговом центре, в продуктовом магазине или в любых других местах.

Обращайте внимание на мелкие детали.

Часто люди замечают только крупные объекты, которые их окружают. По мере того, как вы идете в течение дня, попробуйте найти более мелкие детали, которые могут окружать здания, достопримечательности и большие пространства.

Например, вы можете быть в магазине. Что говорит этот знак? Есть что-нибудь на окнах? Сколько тележек выстроились снаружи?

Если вы ходите по окрестностям, вы можете изучать разные почтовые ящики, украшения для газонов, растения или игрушки во дворе.

Оставайтесь в настоящем моменте.

Легко отвлечься на электронику, навязчивые мысли или шумную среду, но они могут сделать вас менее наблюдательными. Вместо того, чтобы отключиться от своего окружения, постарайтесь наоборот сосредоточиться на том, где вы находитесь в данный момент.

Вместо того, чтобы слушать музыку, опишите свое окружение. В автобусе, вы могли бы заметить, что есть пять человек в нем, что автобус грохочет и шумит, и что есть пыльный запах.

Когда вы гуляете, слушайте звуки природы, такие как пение птиц или шелест ветра через деревья. Подумайте о том, как солнце чувствует на вашей коже или насколько ярко окрашены цветы.

Записывайте все, что вы заметили на ежедневной основе.

Делайте это в течение дня, как вы заметили какие-то вещи. Это будет держать фокус вашего наблюдения в данный момент. Напишите ваши замечания в блокноте. Постарайтесь быть как можно более конкретным.

  • Что вы видели? Это был определенный цвет, размер или форма?
  • Где был объект? Как она размещалась по отношению к другим объектам?
  • Какие звуки звучали вокруг вас?
  • Какие ощущения вы испытывали?
  • Кто там был? Что они носили? Что они делали?

Оцените все, что вы заметили.

Когда вы пытаетесь что-то наблюдать, попробуйте определить сколько и чего здесь есть. Эти цифры заставят вас больше внимания уделять размеру или количеству объектов. С течением времени вы сможете быстрее считать объекты.

Например, вместо «Я видел, как некоторые дети играют на улице», вы можете написать: «Я видел, как четверо детей играли снаружи с одним мячом».

Вместо того, чтобы сказать «мне пришлось подписать кучу документов», следите за тем, что вы сделали. Вы можете заметить, что вы подписали свое имя четыре раза в разных документах.

Вспомните подробности, посмотрев на произведение искусства.

Пойдите в художественный музей или найдите онлайн-коллекцию. Выберите один предмет искусства, который бросается в глаза. Изучите его в течение 60 секунд, затем отведите взгляд. Попробуйте вспомнить как можно больше деталей о картине.

Попытайтесь описать мелкие детали фона, а также предмета. Например, если это портрет, попробуйте вспомнить, во что он одет, комнату, в которой он находится, и о любых других объектах вокруг него

Если картина представляет собой большой пейзаж, вы должны попытаться вспомнить, где находятся географические объекты. Есть ли деревья на картинке? Если да, то на какой стороне картины они были? Они выше или ниже по отношению к чему-либо?

Практикуйте медитацию внимательности ежедневно.

Чтобы медитировать, сядьте в тихом, уютном месте. Закрой глаза. Сосредоточьте свое внимание на своем дыхании. Не мечтайте и не думай о своей жизни. Вместо этого оттачивайте чувства от ощущений вокруг вас. Что вы слышите, чувствуете и обоняете? Начните с пяти минут и проработайте до 20 минут медитации в день.

Если вы начнете терять рассудок, все в порядке. Просто направляй свою концентрацию обратно к своему дыханию.

Сначала вы можете медитировать только на несколько минут, но со временем вы можете увеличить продолжительность.

Определите любые странные звуки или запахи.

Вместо того, чтобы игнорировать новые звуки и запахи, постарайтесь угадать, что это такое. Если возможно, изучите источник, чтобы узнать, были ли вы правы или нет.

Например, если вы чувствуете запах чего-то, угадайте, какая еда. Это пахнет мясом, специями или выпечкой? Он близок к вам, слабый и далекий?

Замедляйтесь, когда вы едите свою пищу, чтобы смаковать ее.

Когда вы едите, попробуйте идентифицировать все различные ощущения во рту. Чтобы сделать это, жуйте и пробуйте свою пищу за несколько секунд до глотания. Пауза в течение двух или трех секунд между каждым укусом. Спросите себя:

  • Какие разные вкусы я замечаю?
  • Меняются ли ароматы, когда я жую?
  • Какова текстура?
  • Оставляет ли эта пища конкретное послевкусие?

Почувствуйте объекты, закрыв глаза, чтобы улучшить ваше осязание.

Попросите друга или члена семьи вставить несколько предметов в наволочку. Закройте глаза и выберите один объект наугад. Используя только ваши руки, попытайтесь угадать, что это за объект. Спросите себя:

  • Какова текстура объекта? Является ли она гладкой, ухабистой, ребристой или мягкой?
  • Оно теплое или холодное?
  • Какой оно формы?
  • Открывается ли он? Есть ли на нем кнопка или другая подвижная часть?
  • Когда вы встряхиваете его, чувствуете ли вы что-то, грохочущее внутри?
  • Это шумит?