Почему харитоновский парк так и останется заброшенным

Своими мыслями по поводу её решения и благоустройства столицы Урала с нами поделилась руководитель организации «Город.PRO» Лариса Бузунова.

Работа чиновников

Алексей Смирнов, «АиФ-Урал»: Лариса, не кажется ли вам, что вы по большому счёту выполняете работу чиновников? То есть то, что должны делать власти, делаете вы?

Лариса Бузунова: Нам часто задают этот вопрос. Действительно, есть администрация, которая получает за свою работу зарплату. Но у чиновников в городе-миллионнике много текущей деятельности. Это такой механизм, требующий кучу согласований. Нужна организация, состоящая из молодых, активных, неравнодушных людей, которые любят свой город и хотят сделать жизнь екатеринбуржцев более комфортной. Должна существовать независимая сила, не связанная с администрацией, которая может предлагать, критиковать. При этом, работая над своими проектами, мы привлекаем экспертов, в том числе мирового уровня. Например, Джарретт Уокер - один из лучших в мире специалистов по городскому транспорту.

- В двух словах: что представляет собой «Город.PRO»?

Лариса Бузунова. Родилась в 1976 году в городе Артёмовский (Свердловская область). Окончила Уральскую академию государственной службы (УрАГС). Руководит некоммерческой организацией «Фонд содействия развитию городов «Город. PRO». Живёт и работает в Екатеринбурге. Воспитывает дочь.

В первую очередь - это группа единомышленников. Мы не занимаемся коммерцией, не извлекаем какой-то прибыли. Велоинфраструктура, общественный транспорт - вот проблемы, которые нас волнуют. Был также проект восстановления и развития старейшего в Екатеринбурге Харитоновского парка. Если говорить о постоянных сотрудниках, то нас трое - я, Андрей Толмачёв и Владимир Злоказов, архитектор и урбанист. Но в качестве волонтёров мы задействуем много людей, у которых есть специальные знания и умения, - дизайнеров, IT-специалистов, юристов. Они готовы потратить своё личное время, чтобы помочь нам.

- С инициативой выступаете вы или власти?

Инициаторы всегда мы. При этом власти далеко не всегда идут нам навстречу. Это достаточно долгий путь согласований, давления через СМИ. На власть нужно давить - выступать на совещаниях, писать официальные письма, назначать встречи, проводить конференции. Иначе дело с мёртвой точки не сдвинуть…

Чужой опыт

Власти хотят пересадить людей на автобусы, троллейбусы и трамваи, чтобы снизить напряжённость на дорогах и сделать транспорт рентабельным. Это возможно?

- Проект рассчитан на долгосрочную перспективу, но есть примеры его успешной реализации в других городах. В Хьюстоне количество автомобилей в два раза больше, чем у нас. Тем не менее с помощью аналитики и без больших инфраструктурных изменений удалось перенастроить систему так, что теперь там устойчиво растёт пассажиропоток. Очень много уральцев ездят в Европу, и там они не пользуются автомобилем. Потому что на общественном транспорте ездить удобнее. Или возьмём, к примеру, Финляндию. Сорок лет назад там тоже было сильное автомобильное лобби. Но прошло время, и всё изменилось. Екатеринбург этот путь может пройти быстрее и проще, просто изучив успех (или неуспех) других городов. Нужно просто адаптировать их опыт к российским реалиям.

- Что касается велосипедов: вам не кажется, что наш город не приспособлен для этого вида транспорта?

Наоборот, многие эксперты и гости города говорят: у вас очень широкие улицы, куча пространства. Сама я езжу на велосипеде круглый год - даже зимой! Постоянно добираюсь из Пионерского посёлка на работу на проспекте Ленина. При этом я - бывший убеждённый автомобилист, которому очень нравилось ездить на машине. Но в последние годы этот процесс стал неприятным. Невозможность припарковаться, многочасовые пробки… С велосипедом таких проблем нет. В этом году я продала автомобиль, потому что он стоял без дела и приносил только расходы.

Второй важный момент: Екатеринбург достаточно компактный город, фактически из любого спального района можно доехать в центр, главное - создать условия. Сейчас это небезопасно, особенно с ребёнком. Но количество велосипедистов всё равно будет расти. Из Пионерского посёлка в центр я без всякой инфраструктуры доезжаю за 15-20 минут. Я знаю, что успею забрать ребёнка из гимназии, что никогда не опоздаю. Если хотя бы 5-7% автомобилистов будут, как и я, использовать велосипед, пробок станет меньше, а воздух - чище.

- Общественность, каждый конкретный горожанин - от нас многое зависит?

Идея администрации создать службу квартальных, которая сегодня существует в каждом районе, была неплохой. Но многие до сих пор не знают, как она работает. Власти должны активнее предлагать людям участвовать в жизни города. Чиновники с утра до вечера сидят в мэрии, согласовывают какие-то бумаги, обратная связь между горожанами и властями зачастую отсутствует. Нет удобного и понятного сервиса.

Заметили вы парковку на газоне, несанкционированную свалку, другое нарушение - почему бы не сообщить. Редко кто сделает фотографию, загрузит её в компьютер, зайдёт на сайт администрации отправить электронное обращение, созвонится с квартальным. Для того чтобы привлечь горожан, нужно предоставить им простой и понятный способ - сфоткал и отправил в мобильном приложении. Тогда чиновники будут реагировать гораздо быстрей.

Кроме того, нужна законодательная база, расширяющая полномочия квартальных: сегодня у них даже нет права штрафовать нарушителей.

Ну и хочется, чтобы было поменьше бюрократии. Например, когда мы искали информацию про платные парковки, мы просто зашли на сайт администрации Варшавы, выбрали ещё несколько европейских городов и за пару дней получили полную выкладку по цифрам. У нас же все эти процессы сильно забюрократизированы. Да, есть определённый порядок рассмотрения обращений, но он уже давно устарел…

Авторы новой схемы общественного транспорта Екатеринбурга вынуждены отбиваться от нападок горожан, которые не согласны с изменением системы и не понимают, как автобусы и трамваи будут ходить с 1 июля. Как написала на своей странице в Facebook Лариса Бузунова, она приняла решение удалить свой аккаунт, дабы не тратить время на то, чтобы отвечать хамам.

Лариса привела несколько примеров того, что ей пишут: «Вы собираетесь мне отвечать? Я три раза задала вопрос! Понятно, ТП и есть ТП. Это диагноз». «С*ка, тебе никакие кудри скоро не помогут, тебя начнут бить».

«Даже здороваться не хочу. Каким местом и о чем вы думали, когда затевали свою транспортную авантюру? Если сами на личных авто рассекаете, это не значит, что те, кто их не имеет, - не люди! Американец их научил, подумать только! Вот прямо один раз в маршрутке прокатился и сразу понял - КАК НАМ НАГАДИТЬ! Ну с ним-то все ясно - американцы наши враги по жизни. А вы-то?» - пишут Ларисе. Или: «Прочитала новость об отмене всех маршрутов. Будь проклята. Хотя бы почувствуй на минуту нашу боль, на какие муки ты нас обрекаешь».

Лариса Бузунова, директор фонда «Город.PRO»:

И уже даже не удивляюсь, потому что наблюдала, как тут обсуждали катастрофу самолета перед Новым годом, какую устроили травлю; затем - на организаторов московского велопарада. Мат, хамство, оскорбления, злоба. Я не считаю это нормальным и не хочу, чтобы это было в моей жизни. Как только закрываешь Facebook, удаляешь мобильную версию - реальная жизнь совершенно иная. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на это все.

Лариса попросила больше не писать ей, но пообещала выложить в понедельник, 16 января, последний пост с ответами. Ранее она призывала горожан подождать до весны, чтобы разобраться с новой схемой: «Еще полгода впереди, не стоит паниковать сейчас. Это бессмысленно, - писала она. - Ну разберетесь вы со своими новыми маршрутами в марте, а не сейчас - в чем проблема-то?»

Напомним, мэрия Екатеринбурга опубликовала список общественного транспорта, который исчезнет после внедрения новой маршрутной сети, на этой неделе. После того как мы об этом написали, горожане справедливо начали неудомевать - никто не понял, как с 1 июля добираться на работу или учебу.

Также объяснить все попытался заместитель главы администрации города по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович. Успокоить горожан у него не получилось, но хотя бы стало более-менее ясно, как будет работать повременной тариф, зачем надо избавлять город от бешеных маршруток и как будут ездить автобусы.

Харитоновскому парку больше 200 лет, он окружен легендами и романтическими историями, и, наверное, практически каждый житель нашего города знает символ парка - белую ротонду на острове.

Сейчас усадьба Харитоновых-Расторгуевых и парк при ней - памятник истории и культуры федерального значения. Управление усадьбой и парком осуществляет АУИПИК (агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры) по УрФО. Не город, не область; за парком ухаживает само государство. Но на деле выходит, что парк уже десятилетиями приходит в упадок, ни о каком восстановлении речи не ведется. И сейчас управление парком осуществляется фактически лишь исходя из однолетнего плана. К развитию территории это не имеет никакого отношения, лишь к уборке мусора и подметанию дорожек.

И вот в прошлом году представитель собственника парка - агентство объявило конкурс на создание концепции восстановления парка, и не так давно архитекторы из Санкт-Петербурга представили своё видение, . Безусловно, то, что концепция готова и эта работа сделана - это очень хорошо. Плохо, на мой взгляд, что ни представитель собственника парка, ни архитекторы так и не смогли или не захотели найти баланс в проекте.

Цитата: «Наша задача - восстановление исторической композиции парка, которая была сформирована в первой половине XIX века. На сегодня сохранился пруд, тропинки, трехлучевая аллея», - говорит Дмитрий Семенов, директор по проектированию ООО «ГУАР» (компания-победитель конкурса из Санкт-Петербурга - прим. ред.).

Дело в том, что Харитоновский парк имеет несколько значений и смыслов: это одновременно

Уникальный памятник ландшафтного дизайна;
- часть уникального же историко-архитектурного комплекса усадьбы Харитоновых-Расторгуевых;
- важнейшая часть зеленых «легких» города, уголок живой природы в центре Екатеринбурга, с ценной флорой и орнитофауной;
- рекреационная площадка, где люди гуляют, отдыхают и активно занимаются спортом.

Проект должен учитывать все эти компоненты, а не зацикливаться на каком-то одном. Грубо говоря, если парк огородить забором и объявить его памятником, который нельзя трогать, то он утратит свою рекреационную функцию. (Что сейчас и происходит с закрытой калиткой). А если сконцентрироваться исключительно на его рекреационной функции, то вскоре в парке не останется никакой фауны, кроме поселившихся там бомжей, и памятнику будет нанесен непоправимый ущерб. Одним словом, очень важно нащупать баланс и суметь его сохранить в долгосрочной перспективе.

Так выглядит парк сейчас

Еще один существенный минус - это заказ проекта без предварительно проведенных исследований. Лодочная станция - это прекрасный пример возрождения традиции, но каково состояние пруда? Необходимо комплексное исследование и капитальная очистка. Сейчас пруд так заилен, что на лодках никто не катается, и они стоят каждый день на берегу.

А деревья? Харитоновы-Расторгуевы завозили и высаживали 200 лет назад деревья в парк уже 30-40-летними. Большая часть деревьев в парке - это деревья патриархи. Для их сохранения необходимы исследования, многолетний план восстановления или замены. Именно эти исследования должны были лечь в основу проекта. Но на момент старта проекта их не было проведено. Сомневаюсь, что они есть и на сегодняшний день.

Так выглядел парк сто лет назад

Ну и самый существенный факт - отсутствие финансирования. Давайте посмотрим правде в глаза. Сколько процентов из ста вы дадите тому, что федеральное бюджетное учреждение культуры в Москве выделит на реконструкцию какого-то парка в Екатеринбурге 300 млн рублей?

Боюсь, что в жизни парка еще много-много лет будет продолжаться лишь уборка и подметание в рамках ежегодных конкурсных процедур и точечные попытки (как проект туалета) представителя собственника парка что-то сделать. Причем тревожно, что позиция собственника непоследовательна. Плана Б в случае отсутствия денег на реконструкцию нет, и слова часто расходятся с делом. Например, закрыли калитку на углу Мамина-Сибиряка/Шевченко по причине вытаптывания горожанами газона, а потом разрешили в парке разместить на траве аттракционы и батут.

Нашему Фонду не согласовали продолжение проекта «Подари парку именную лавочку» на основании того, что будет реконструкция, и это не соотносится с концепцией парка. На этом же основании нам отказали в проведении Wi-Fi и установке спортивных зон, хотя спонсоры были готовы сами пройти все согласования и в случае с площадкой воркаута гармонично вписать турникеты в пейзаж, разбить на зоны, подобрать цвета. А сейчас, например, выясняется, что грот сдан в аренду, а что с ним будет делать арендатор - неизвестно. Может, кафе откроет, а может, еще что-то. Как случай со сдачей в аренду грота соотносится с проектом реконструкции? А появление киоска и батута?

Проект грота

В итоге мы возвращаемся к тому, что в развитии парка собственнику так и не удалось найти баланс между смыслами и значениями парка, и вряд ли это случится в долгосрочной перспективе.

После неожиданного решения городских властей перенести на два года скандальную реформу транспортной системы Екатеринбурга его последствия стали одним из самых острых вопросов городской повестки. Авторы проекта, эксперты Фонда «Город. PRO», вполне ожидаемо разочарованы таким решением.

«Фонд «Город. PRO» выражает сожаление в связи с решением Главы администрации Екатеринбурга об изменении сроков реформы маршрутной сети. Стоит признать, что перенос этой важной реформы на два года несет риск её полной отмены. Кроме того, может так случиться, что через два года в городе уже будет нечего реформировать. Нет никаких гарантий, что ключевые транспортные операторы, и МОАП, переживут эту отсрочку. В случае их банкротства екатеринбуржцы окажутся наедине с «удобными маршрутками» с последствиями, которые мы уже можем сегодня наблюдать во многих городах России. Отказ от реформы общественного транспорта негативно скажется на развитии Екатеринбурга, качестве жизни горожан и городской экономике», - полагает директор Фонда.

Как заявила г-жа Бузунова, город предпринял достойную попытку изменить свой общественный транспорт, и со своей стороны разработчики сделали все возможное, чтобы реализовать эту попытку наилучшим образом.

«Мы привлекли к работе одного из лучших специалистов по проектированию маршрутных сетей Джарретта Уокера. При помощи команды первоклассных IT-специалистов мы обработали огромный массив данных, что позволило нам составить полную и достоверную картину работы общественного транспорта в городе», - рассказала Лариса Бузунова.

По ее словам, создатели новой системы одними из первых в России организовали процесс проектирования таким образом, чтобы в нем непосредственно участвовали ключевые сотрудники администрации, отвечающие за транспорт и представители транспортных предприятий. Благодаря этому удалось увязать новый для города метод проектирования с местным опытом, а также обеспечить понимание всеми участниками принципов построения новой сети.

Как отмечает эксперт, авторы программы постарались сделать процесс проектирования максимально открытым, подробно освещая все его этапы в СМИ. Причем итоговые документы проекта написаны понятным языком, чтобы с ними мог ознакомиться любой горожанин.

«Мы рады, что наше сотрудничество с Джарреттом Уокером поспособствовало началу его работы с Москвой. Используя метод Уокера, Москва смогла в короткие сроки спроектировать и запустить в работу новую сеть «Магистраль». Эта сеть уже показывает хорошие результаты. Екатеринбург, к сожалению, не смог», - резюмировала директор «Город. PRO».

Напомним, что решение городской администрации об отмене реформы стало полной неожиданностью для городской общественности. Несмотря на непопулярность реформы, характер ее пересмотра вызвал массу вопросов. DK.RU подробно освещал этот важный для города вопрос в целой серии материалов: в середине января .

С такими файлами защитников пруда станет гораздо больше и ничего не надо доказывать. Просто копируй, показывай ТЗ, чертежи и заключения об экологическом ущербе.

Знаете, а это же не подарок городу от Алтушкина, Козицына и Куйвашева, ибо никакой это не храм выходит, а личная резиденция местного православного владыки в акватории пруда.

Покруче выйдет резиденция, чем у нашего-то губернатора и олигархов вместе взятых….ммм…паркинг архиерейской машины, машин сопровождения, джипа и микроавтобуса, с двухкомнатным кабинетом с мини-кухней, душевой, трапезной на 120 мест, гардеробными, лифтом, торгово- выставочным залом, конференц-залом на 100 мест.

Самое забавное, что из трех мостов два будут автомобильными. То есть в районе ККТ «Космос» набережную будут пересекать две дороги для проезда машин на остров. Поди еще светофоры поставят, шлагбаум и будку охраны, чтоб всякие посторонние на остров не ездили попусту, не мешали машинам сопровождения и прочим проезжать молиться….

Жутко в документах читать про экологический ущерб. То есть ради этого православного комплекса на 1350 (!!!) прихожан сделают искусственный земельный участок (ИЗУ) в акватории городского пруда размером 1,4 га. Организуют перемычку для «сухого строительства», будут несколько лет откачивать воду с этого участка, забивать сваи. «Наслаждайтесь» прогнозом эко ущерба.
«В период устройства перемычки, и позднее, после ее демонтажа, Городской пруд будет являться отстойным прудом для сточных вод, загрязненных взвешенными веществами. Донные отложения, взмученные при производстве работ в акватории, а также поступающие со строительно-монтажных площадей и откосов набережной загрязненные стоки будут перемещаться к водосбросу. Минеральные взвеси будут осаждаться на дно пруда; значительный объем воды с концентрацией взвешенных веществ, превышающей ПДК, будет поступать в нижний бьеф. Отрицательное воздействие на рыбные запасы в процессе проведения работ по созданию искусственного земельного участка в акватории Городского пруда в г. Екатеринбурге проявится в ущербе, связанном с безвозвратным изъятием участка акватории, с нарушением дна при устройстве отсекающей перемычки, осушении участка акватории для обустройства стройплощадки, и, непосредственно, при производстве строительных работ по созданию ИЗУ; а также с увеличением концентрации минеральных взвесей в пруду и в русле реки. Высокие концентрации взвешенных веществ в воде во время механизированных работ нарушат существование всех обитающих здесь гидробионтов. Основной ущерб наносится планктонным организмам и донной фауне, т.е. кормовой базе рыб.»