Перенесение мощей николая чудотворца в александро-невскую лавру. День перенесения мощей святителя николая из мир ликийских


В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе — все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.

Вконтакте

Святой Николай Чудотворец , мощи которого недавно побывали в России, родился в 270 году от Р. Х. Место рождения будущего святого – городок Патары, который находился в Малой Азии, в области Ликии. В те времена это была греческая колония, а теперь это территория Турции.

Феофан и Нонна были долгое время бездетны. И когда у них сын, религиозные родители взяли на себя обет, что он посвятит жизнь служению Богу. Ребёнка назвали Николаем – имя это означает «победитель народов». Заручившись поддержкой Бога, Николай посвятил себя борьбе со злом, и имя своё оправдал.

С рождения Святитель начал являть чудеса. Сначала исцелил свою тяжелобольную мать . Затем, при , будучи ещё младенцем, самостоятельно простоял на ногах целых три часа в купели, воздавая, таким образом хвалу Святой Троице. Согласно преданию, даже молоко матери он пил, соблюдая пост, только единожды вечером.

В детстве будущий Святой много времени посвящал , впоследствии став чтецом, а потом и священником в церкви, настоятелем которой был епископ Николай Патарский, приходившийся ему дядей. Святой Николай не любил праздное времяпрепровождение с друзьями, а женщин вообще сторонился. Родители его имели состояние и в меру своих сил помогали голодным и обездоленным. После их смерти Св. Николай всё оставшееся раздал беднякам. Сам же продолжил служить в церкви.

Николай всю свою жизнь осознанно терпел лишения, отвергал всяческие блага , образ жизни вёл монашеский, и даже ел один раз, вечером. Он полностью посвятил себя служению Богу. И людям. Архиепископом он стал в городке Мира, теперь он называется Демре. Это в Турции, провинция Анталия.

И, будучи на престоле епископа, стал покровительствовать всем нищим и обездоленным . В те сложные времена продолжались гонения христиан римскими императорами, хотя уже и слабее. Один из них, Диоклетиан, посадил в тюрьму и Святителя Николая, но тот даже там продолжал проповедовать и опекать заключённых.

Несмотря на доброту и смирение, он был настоящим воином церкви. По всему городу он разрушал идолов и языческие капища. На Первом Вселенском соборе , состоявшемся в Никее в 325 году, он разоблачил архиепископа Мир Ликийских Ария за его еретическое учение и даже дал пощёчину за богохульство. Николай Чудотворец прожил до глубокой старости и тихо ушёл в мир иной 19 декабря 345 года от Рождества Христова. Мощи его были помещены со всеми почестями в соборную церковь города Миры.

Мощи Николая Чудотворца

И после смерти Николай Чудотворец остаётся благодетелем рода человеческого. Бог наделил его тело нетлением и чудотворной силой. Николая Угодника источают целебное миро. Люди по сей день продолжают идти к нему за чудодейственным исцелением как телесных, так и душевных недугов. Мощи святого сотни лет хранились в Мире, пока их не перенесли в Италию.

Перенесение мощей святого Николая в Бари

Спустя более чем 700 лет, Ликия была разрушена. Та же участь постигла и храм, где находилась гробница Угодника Божьего. Развалины остались под охраной нескольких преданными Богу монахов. В 1087 году перед итальянским священником из Апулии во сне предстал Николай Чудотворец и приказал переправить его мощи в город Бари. Для этого священнослужители и жители Бари снарядили три корабля.

Венецианцы же намеревались их опередить, чтобы захватить мощи Св. Николая и отправить их в Венецию. Поэтому корабли вышли под видом торговых судов, чтобы усыпить бдительность преследователей. Корабли шли кружным путём. По дороге заходили в порты Египта и Палестины, торговали, как будто они и есть торговцы.

А тем временем в Ликию были отправлены разведчики, которые донесли, что охрана гробницы состоит всего из четырёх старых монахов. Но они не смогли узнать точного места. По прибытии в Миры баряне хотели подкупить охрану, но те не выдали местонахождения гробницы даже за 300 золотых монет. И только под угрозой пыток один из монахов указал место захоронения. Гробница, изготовленная из белого мрамора, отлично сохранилась. Когда её вскрыли, то обнаружили в ней мощи Николая, погруженные в благовонное миро, заполнявшее гробницу до самых краёв.

Они не смогли взять всю гробницу, она оказалась очень большой и тяжёлой. Поэтому положили мощи в ковчег, привезённый с собой, и отправились в обратный путь. Плыли они 20 дней и 22 мая добрались до Бари. Встреча святыни была очень торжественной. Собрался весь город во главе с духовенством. Во время переноса мощей в церковь святого Евстафия, произошло много чудодейственных исцелений, тем самым ещё больше пробудив веру и священный трепет к великому святому. Через 2 года был построен новый храм, и мощи святого были перенесены папой римским Урбаном Вторым в крипту, расположенный в нижней части храма. Произошло это 1 октября 1089 года .

22 мая – день перенесения мощей Святого Николая в Бари

День, когда мощи Святого Николая были перенесены в город Бари , стал настоящим праздником почитания Николая Угодника. Сначала его праздновали только в городе Бари. Для Греческой Церкви потеря мощей святого была большой утратой и она не стала делать этот день праздничным. Русская Православная Церковь также с 1087 года отмечает этот день.

В русском народном календаре Николаю Чудотворцу посвящены два праздника: 19 декабря отмечается Никола зимний, а 22 мая – Никола весенний. В России это самый почитаемый святой, которого знают даже далёкие от религии люди. Образ Чудотворца , его деяния и защита простых и бедных людей, его милосердие и всепрощение вселяют в православных людей веру и дают надежду на его помощь.

Местонахождение мощей Святого Николая

В наши дни мощи святого хранятся в католическом храме (базилике) в Бари, построенном специально для этого. Тем не менее большинство паломников в Бари ещё до революции прибывало из православной Руси, где Николай Угодник глубоко почитался. И поэтому в 1911 году было решено открыть в Бари православный храм.

По всей России собирали деньги на строительство храма . Мощи Николая Чудотворца до сегодняшнего дня источают миро. Священники собирают миро один раз в год, 22 мая, в праздник Николы весеннего, разбавляют святой водой, и затем паломники развозят его по всему миру. Во всех концах света верующие получают исцеление недугов физических и духовных от священного масла.

Мощи Николая Чудотворца в Венеции

Святые останки были очень хрупкими и мелкими, и поэтому баряне в спешке потеряли много фрагментов. Их впоследствии, во времена Крестовых походов, нашли и привезли в Венецию. Мощи поместили в церкви, построенной на острове Лидо в 1044 году и освящённой в честь Николая Чудотворца. Таким образом, в Венеции находится треть всех мощей Святителя Николая . Но большая их часть всё же принадлежит Италии. Церковь святителя Николая Чудотворца в Венеции посещает очень много паломников со всего света, приезжающих, чтобы помолиться святыне и получить помощь.

Мощи Св. Николая в Москве

21 мая 2017 года из Италии мощи Николая Чудотворца повезли в Россию. Мощи не покидали Италию последние 930 лет. Патриарх Кирилл договорился об этом с папой Франциском в феврале 2016 года. В Москву в специальной капсуле из драгоценного металла с защищённым стеклом привезли левое девятое ребро Святого.

Это ребро находится ближе всего к сердцу и считается средоточием веры. За 53 дня (22 мая – 12 июля) нахождения в Москве, чтобы поклониться мощам и прикоснуться к ним, к Храму Христа Спасителя пришло почти 2 миллиона человек. Люди приезжали не только из других городов , но и ближайших стран. Не пугали никого ни непогода, ни многочасовые очереди. Это было похоже на паломничество.

Мощи Святого Николая в Санкт-Петербурге

Из Москвы, из храма Христа Спасителя, мощи Святого Николая были перевезены в Санкт-Петербург. Приложиться к ним можно было с 13 по 27 июля 2017 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. 28 июля состоялись торжественные проводы и мощи снова отправили в Бари.

Праздники, посвящённые Николаю Чудотворцу

  • 19 декабря – день кончины Св.Николая;
  • 22 мая – день перенесения мощей в Италию.

О чём молятся Николаю Угоднику

  • о тех, кто в пути (сам Святой усмирил бурю молитвой, когда плыл по морю);
  • о благополучном браке для дочери (Святой дал приданое дочерям разорившегося человека);
  • о спасении от голода (Святитель Николай ещё при жизни примерял враждующих и защищал невинных);
  • можно помолиться в трудной жизненной ситуации, как и любому другому святому.

Александро-Невская лавра

Невский монастырь заложил в 1710 году Пётр Первый, посвятив его святому князю Александру и его знаменитой битве на Неве (именно в этом месте) со шведами в 1240 году. Официальной он был основан 25 марта 1713 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы. По указу Петра 12 сентября 1724 года сюда из Владимира были торжественно перенесены мощи Александра Невского.

Итальянский архитектор Трезини строил в планах большой каменный ансамбль, но стройка затянулась и возле неё вырос целый городок с домами и подворьями. Была открыта школа для детей священников. Впоследствии она стала семинарией, а потом и академией. Основная часть работ по строительству выпала на период правления Елизаветы Петровны и Екатерины II. В 1797 году Павел I присвоил ей статус лавры. Здесь покоятся останки многих великих людей России. Все надгробия и памятники имеют большую историческую ценность.

22 мая Святая Церковь молитвенно празднует день перенесения честных мощей святителя Николая из Мир Ликийских в город Бари.

Спустя семьсот лет после блаженного преставления ко Господу Угодника Божьего город Миры Ликийские, где были погребены честные мощи святителя, оказался разрушен сарацинами. Божьим промыслом гробница святого избежала поругания.

В 1087 году сам святитель Николай явился во сне одному священнику из итальянского города Бари и повелел перенести его мощи туда. Сама местность эта ранее также находилась под властью сарацинов, но к XI веку Византия заняла этот порт, а святитель Николай стал почитаться покровителем Бари.

В то же самое время на поиски гробницы святители отправились и мореходы из Венеции. Жителям Бари пришлось применить хитрость, и, чтобы не вызывать подозрений у венецианцев, они специально выбрали очень продолжительный маршрут, выдавая свое плавание за купеческую миссию.

Первыми в Миры Ликийские добрались представители города Бари. Они выведали у местных монахов, где располагается рака с мощами. После того как была разбита надгробная плита, все увидели, что гробница заполнена благоуханным миром. С великой духовной радостью жители Бари встретили у себя святые мощи.

Долгое время праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только в самом городе Бари. В Греции же само событие утраты этой святыни было связано с печальными воспоминаниями.

На Руси, связанной в те времена с дальними странами водными путями, почитание святителя Николая, было всегда сильно, поэтому с большой радостью наш народ праздновал и день его успения, и день его честных перенесения мощей. Русская Православная Церковь особо чтит память этого угодника Божия каждый четверг.

В слове, сказанном в канун празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, поясняет:

"Святитель Николай особым пребывает среди нашего народа. Трудно объяснить, почему именно в России такое почитание святителя, которого нет ни на Востоке, ни на Западе, - при всем том, что имя святителя Николая, конечно, чтят, но так как в России - нигде. А ведь для такого почитания должны быть причины; а главной причиной является то, что люди чувствуют помощь святителя и чудотворца. Иначе объяснить это невозможно, особенно в наше время, когда люди так заняты, когда у них так много проблем, когда все то, что их окружает, отрывает от размышлений духовных. Наши современники, верующие православные люди, члены Церкви нашей, любят и почитают святителя Николая, потому что чувствуют его помощь и слышат ответ на свои молитвы.

Пусть же его особое ходатайство о земле нашей, о народе нашем и о каждом, кто с верой обращается к нему, всегда будет действенным. Пусть это ходатайство всегда будет сопровождаться Божественным ответом - каждому по его молитвам и по его вере. Молитвами святителя и чудотворца Николая да хранит всех нас Господь!"

В Гефсиманском Черниговском скиту в этот день было отслужено две литургии. На ранней, совершенной в храме святителя Николая, пел детский хор Воскресной школы скита, что стало своеобразным экзаменом по итогам учебного года. Дети ответственно подготовились к такому важному событию и не подвели своих учителей. По завершении литургии благочинный скита, игумен Геласий, поблагодарил учеников и их наставников за пение.

Православная Церковь 22 мая чтит память перенесения нетленных мощей святителя и великого угодника Божия Николая из Мир Ликийских в итальянский город Бари.

Еще при жизни получив славу защитника христианской веры и чудотворца, святой Николай с юных лет посвятил себя служению христовой церкви и за свою праведность и благочестивую ревность к соблюдению чистоты веры по высшему благоволению Самого Господа и Богоматери был избран епископом Миры. Совершая свое архипастырское служение, святитель долгие годы вел решительную и бескомпромиссную борьбу против ересей и язычества и в тоже время являлся примером кротости и любви к людям, исцеляя больных и бесстрашно заступаясь за неправедно осужденных.

После смерти святителя Николая (+ 342-351), зримым проявлением той божественной благодати, которой он удостоился за чистоту и праведность своей жизни, стали нетленные мощи святого, которые как драгоценное сокровище сохранялись монахами в кафедральной церкви его родного города и являли верующим обильное истечение мира и многочисленные чудесные исцеления.

Однако, спустя семь веков благоденствия, над Мирами Ликийскими нависла реальная угроза уничтожения святых мощей Николая чудотворца. Причиной этой надвигающейся опасности стал пришедший из Средней Азии народ турок сельджуков, исповедующих ислам. В XI веке греческие владения в Малой Азии стали подвергаться постоянным опустошительным набегам мусульманской Турции, которая к 80 годам сокрушила восточные рубежи Византийской империи и захватила практически всю Малую Азию.

Ослабленные междоусобными распрями и терзаемые гражданской войной византийские правители не имели сил защищать обреченные города малоазийского побережья. Разоряя города и села, мусульмане беспощадно разрушали христианские святыни и особо стремились уничтожить нетленные мощи святителя Николая, которые глубоко почитались не только у восточных, но и у западных христиан. Во время этих опустошительных набегов Мир Ликийская церковь неоднократно разрушалась, и только чудом нетленные мощи святителя оставались невредимыми.

По преданию, в 1087 году одному священнику из южной Италии во сне было видение святителя Николая, который указал во избежание осквернения перенести его мощи в город Бари, где служили литургию восточным чином и было многочисленное греческое население, и который еще менее полувека назад находился под омофором православного константинопольского патриарха.

Увидев для себя в этом явлении соизволение самого святого, в 1087 году барские и венецианские христиане решили тайно выкрасть мощи святителя. Снарядив корабли, они отправились в Антиохию для торговли, предполагая на обратном пути захватить мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бари опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Узнав где находится гробница, 20 апреля 47 вооруженных барян связали четырех греческих монахов, которые даже за большой выкуп в 300 золотых монет категорически отказывались отдать мощи святого. Разбив крышку церковного помоста, под которым стоял саркофаг с мощами, наполненный благоухающим святым миром, они перенесли святыню на корабль а затем перевезли их в Италию.

Торжественная встреча и перенесение святыни, которая произошла 9 мая, сопровождалась многочисленными чудотворными исцелениями больных, что могло знаменовать собой благоволение угодника Божия к жителям Бари и благословение нового места его упокоения. Уже через год для пребывания нетленных мощей тут была построена церковь во имя святителя Николая и 1 октября 1089 года освящена папой Урбаном II.

Известие о перенесении мощей святителя вскоре распространилось по всему христианскому миру, но как праздник эта дата сначала отмечалась только жителями самого города Бари, а для самой греческой Церкви вообще была скорбным воспоминанием потери великой святыни.

Однако, несмотря на фактическое разделение христианства на восточную и западную церковь, в это время взаимное непризнание поместных церквей пока что не являлось настолько глубоким и весь трагизм великого раскола в полной мере проявился лишь к концу 12 века. На тот исторический момент перенесение святых мощей в город Бари, а не куда ни будь в глубину католической Европы, для православных христиан других поместных церквей было скорее просто изменением их места дислокации для сохранения бесценной христианской святыни от возможного уничтожения.

Поэтому, вскоре, событие связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание и среди славянских народов. В 1097 году православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом была составлена Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград - 9/22 мая, которая стала еще одним поводом к воспоминанию земной жизни одного из наиболее почитаемых святых всего православного мира.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари). Сведения о житии помещены 6 декабря.

В ХI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бари, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бари опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе – все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп – 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия. В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».