Льготы по уплате таможенных пошлин налогов. Льготы по уплате таможенных платежей. Налоговые преференции при пересечении границы

​Льготы по уплате таможенных платежей применяются для снижения нагрузки по госпошлине, налогам или упрощения перевозки товаров или личных вещей при экспорте или импорте. Распространяются на юридических лиц и граждан. Регулируются Венской Конвенцией, Таможенным Кодексом и другими законодательными актами и нормативами РФ.

Действующие таможенные платежи и их формирование

Платежи бывают экспортными и импортными, обязательными и косвенными. К ним относятся:

  • таможенная пошлина - обязательный платеж, связанный с перевозкой товаров и вещей через границу;
  • таможенные сборы - обязательная плата органам таможни за выпуск, сопровождение и другие положенные действия;
  • НДС - для товаров, попадающих в Россию. Регулируется ТК и Налоговым Кодексом РФ (косвенный);
  • акцизы - налоги для товаров широкого потребления (табачные изделия, алкоголь, автомобили, мотоциклы, бензин, дизтопливо и масла). Регулируются внутренним законодательством и ТК (косвенный).

Плата за ввоз в Россию различных групп товаров, продуктов обеспечивает защиту внутреннего рынка от конкурентов, на вывоз - регулирует ВЭД в стране. Средства поступают в федеральный бюджет и за последние годы составляют его большую часть.

Размер обязательных платежей зависит от ставок пошлин и вида продукции. Ставки могут быть:

  1. адвалорными - определяются в процентах от установленной таможенной стоимости товара;
  2. специфическими - суммы, фиксированные для конкретного вида продукции,
  3. комбинированными - определяются, исходя из стоимости и количества ввозимых предметов.

Ставки устанавливают для всех категорий продукции и регулируются Правительством РФ и ЕЭК.

Кроме того, пошлины бывают сезонными, устанавливаемыми на срок до полугода и применяются для оперативного вывоза, например, сельхозпродукции. Особые платежи носят защитный характер. Так, специальные направлены на защиту нашего внутреннего рынка от засилья импорта, антидемпинговые - если вредят отечественному производителю, приводят цены на импортную продукцию к уровню страны-экспортера, компенсационные - целью платежей является снижение конкурентоспособности импорта на отечественном рынке.

НДС и акциз платятся при ввозе продукции, подлежащей реализации организациями и ИП.

Понятие «льгота» означает исключение из действующих правил, направленное на облегчение в той сфере, где оно предоставляется.

В соответствии со ст.74 ТК ТС, послабления применяются по таможенным платежам:

  • сборам, взимаемым сверх пошлин;
  • налогам, уплачиваемым по твердой ставке;
  • пошлинам (тарифные);
  • преференциям, предоставляемым по законодательству России или международным договорам для государств-членов ТС.

Смягчение правил при пересечении границы РФ выражается в виде полного или частичного освобождения от оплаты, или возврата сумм, уплаченных ранее.

Когда могут быть предоставлены льготы по пошлине

Чтобы не платить, необходимо учитывать:

  1. Страну-производителя товара. Если продукция произведена в СНГ и отправитель - участник внешнеэкономической деятельности, что подтверждено соответствующим документом (сертификатом или декларацией), пошлина не платится. Развивающиеся государства частично освобождаются от уплаты. Им надлежит уплатить только 75% от установленной базовой суммы. Льготный список стран утверждается Правительством России.
  2. Цель ввоза. Освобождается от платежей продукция, носящая образовательный, культурный и научный характер, а также грузы, являющиеся гуманитарной помощью, предназначенные для устранения техногенных катастроф, передаваемые в уставный фонд (для юрлиц с иностранными инвестициями). Исключение составляют подакцизная продукция и средства основных фондов.
  3. Вид ввозимых товаров. Пошлину не платят при ввозе российской национальной и иностранной валюты (исключение - нумизматические экземпляры), векселей, акций и других ценных бумаг.
  4. Стоимость. Если общая стоимость ввозимых предметов не превышает 5 000 руб., пошлины и налоги не платятся. При этом нужно, чтобы они предназначались для одного получателя.
  5. Применяемый таможенный режим. Полное освобождение для:
  • транзитных международных перемещений, когда груз проходит по таможенной территории РФ, как части пути, который начинается и заканчивается за пределами России;
  • беспошлинной торговли, при которой товары иностранного производителя продаются в розничной сети беспошлинной торговли гражданам, выезжающим за пределы страны;
  • таможенного склада, где груз хранится под контролем таможенных служб до 3 лет, а затем направляется на реэкспорт;
  • предметов, которые безвозмездно переданы в собственность государства;
  • перемещения припасов для пассажиров и экипажей на международных морских, воздушных судах, поездах;
  • специальных режимов по временной переработке продукции, реимпорту и реэкспорту.
  1. Специальная таможенная процедура. Полному освобождению подлежит:
  • временный ввоз/вывоз ТС, оборудования и запчастей;
  • перемещение личных вещей граждан (не более 35 кг на сумму до 1000 евро);
  • международные почтовые отправления граждан, включая товары стоимостью менее 10 000 руб., при условии - 1 раз в неделю для одного получателяю

Не платят пошлину иностранцы - дипломаты, консулы и члены их семей, обслуживающий персонал (с членами семьи), курьеры диппредставительств, члены парламента иностранных государств в составе делегаций, работники межправительственных иностранных организаций.

Льготы по косвенным таможенным платежам

От уплаты НДС плательщик может освобождаться полностью или возвратить ранее уплаченные суммы. Если товар был ввезен как финансовая помощь, или как сырье для изготовления некоторых видов медицинских препаратов, участник ВЭД налог не платит.

От уплаты НДС освобождаются:

  • необработанные натуральные алмазы;
  • российская национальная и иностранная валюта, законные средства платежа, ценные бумаги;
  • техника, оборудование, отдельные узлы и агрегаты, запчасти, которые являются взносом в уставной капитал предприятий;
  • продукция, произведенная за границей на арендованных российскими предприятиями землях;
  • морепродукты, переработанные или выловленные субъектами РФ;
  • печатные издания, предназначенные библиотекам, музеям, произведения кинематографа, художественные ценности, подаренные государству
  • продукция офтальмологии, технические средства реабилитации и сырье для их производства.

Для освобождения от уплаты акциза придерживаются аналогичного механизма.

Претендент на таможенные льготы должен заполнить таможенную декларацию, в которой указывают, какого рода товар, для каких целей, в каком количестве ввозится на территорию РФ. На все необходимо документальное подтверждение. Например, техника, оборудование и запчасти для пополнения уставного капитала - уставные документы предприятия с указанием части инвестиций и предельного срока пополнения взноса. На новые товары, приобретенные за границей, потребуются чеки.

Для предприятий, занимающихся ВЭД, процесс таможенного оформления достаточно длительный и сложный: обилие документов, постоянно меняющаяся нормативная база. Одно неверное решение чревато штрафами, задержками и конфискацией товара. Хорошей помощью станет создание собственной структуры, которая будет работать в этом направлении. Подобные услуги также оказывают брокеры, имеющие лицензии.

Физическим лицам нужно интересоваться таможенными правилами, чтобы не переплатить лишнего. Прежде всего, любое имущество, которое везут с собой, включая деньги, считается товаром. Как правило, в этом случае таможенное оформление носит упрощенный характер. Декларанты полностью освобождаются от таможенных платежей, если:

  1. ввозимое имущество не предназначено для предпринимательской деятельности;
  2. товары являются багажом гражданина, следующего через границу;
  3. общая стоимость, вес и количество (в отношении алкоголя и сигарет) соответствует установленным нормам. При превышении веса платится 30% от стоимости товара.

На одно лицо (до 17 лет), разрешено из-за границы везти:

  • пиво, вино, вермуты, спирт этиловый - 2 литра;
  • табачные изделия разных видов (в штуках) - сигар - 50, сигарилл - 100, сигарет - 200, табак - 250 граммов.

Соблюдение норм освобождает от уплаты сборов и прочих таможенных платежей.

Провозимые культурные ценности должны быть письменно задекларированы и зарегистрированы. Только в этом случае платить пошлину не нужно.

Беженцы и переселяющиеся на ПМЖ в Россию из иностранных государств с подтверждающими документами, ввозят свое личное имущество на льготных основаниях (без уплаты пошлин) без весовых ограничений, кроме транспортных средств. За авто придется заплатить 30% его стоимости.

Уплата пошлины также не распространяется на почтовые отправления граждан на сумму до 10 тысяч руб. При условии, что бандероли посылаются не чаще 1 раза в неделю в адрес одного получателя.

Таможенное оформление проводится таможенными органами и пограничниками на пунктах пропуска. Для этого отведены специальные места в аэропортах, на морских и железнодорожных вокзалах. При пересечении границы на автомобиле, вместе с документами, удостоверяющими личность, потребуются документы на машину. Если ввозится что-то запрещенное или превышающее беспошлинные лимиты, а оплатить нечем, товар задерживают. За его хранение придется заплатить.

Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы организаций (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество), является льготой, которая представляет значительный интерес для российских производственных компаний. Но чтобы воспользоваться ею на практике, претендент на данное освобождение должен быть осведомлен относительно основных принципов и правил его получения. Кроме того, в последующем использовании ввезенного оборудования есть некоторые моменты, о которых нужно иметь четкое представление и учитывать их заранее.

Льгота по уплате ввозной таможенной пошлины

Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляется только в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Этот порядок установлен Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (статьи 34, 37) и регламентирован постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 г. № 883 «О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

Указанным постановлением Правительства определены условия предоставления указанной льготы. Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины возможно при одновременном соблюдении следующих требований:

  • ввозимые товары не являются подакцизными;
  • ввозимые товары относятся к основным производственным фондам;
  • товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала коммерческой организации.

Кроме того, применение данной льготы возможно только в случае, если:

  • поставка осуществляется иностранным инвестором, являющимся собственником товаров,
  • либо поставка происходит по договору (контракту) иностранного инвестора, который вносит его в уставный капитал российской организации - получателя товаров. В этом случае иностранный инвестор выступает в качестве покупателя иностранного оборудования.

Льгота по уплате НДС

Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) предоставляется в отношении технологического оборудования, а так же комплектующих и запасных частей к нему при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Важно отметить, что эта льгота предоставляется в случае внесения технологического оборудования в уставной капитал как иностранным, так и российским юридическим лицом.

В действующем российском законодательстве о налогах и сборах понятие «технологическое оборудование» отсутствует. Поэтому претендентам на данную льготу следует исходить из того, что таможенные органы принимают решения о предоставлении освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимого оборудования, руководствуясь тем Перечнем оборудования, которое отнесено к технологическому 1 обновленным Приказом ФТС России от 29.12.2006 № 1384.

Отсутствие четкого понятия в законодательстве создает определенные сложности. Известны попытки сформулировать определение «технологическое оборудование». Например, в судебном Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2004 N А56-10865/04 технологическое оборудование представляется как совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, используемых для обработки или переработки материалов определенной отрасли производства.

Что же касается оборудования, не включенного в данный перечень, но которое может быть отнесено к технологическому, освобождение от НДС предоставляется таможенными органами на основании соответствующих подтверждений ФТС России об отнесении ввозимого оборудования к технологическому.

Таким образом, к этому разряду может быть отнесено большинство видов оборудования, которое предназначено для производственных целей и классифицировано в ТН ВЭД в следующих группах:

  • группа 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, их части»;
  • группа 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности»;
  • группа 86 «Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железных дорог или трамвайных путей и их части»;
  • группа 90 «Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические, их части и принадлежности».

Подтверждения ФТС России по конкретным запросам получателей товаров могут быть даны на основании представленной ими информации о виде оборудования, его роли в технологии производства товаров или средств производства, а так же других сведений об оборудовании. Кроме того, указанные подтверждения ФТС России, срок действия которых не ограничен, могут быть даны на основании заключений Минпромэнерго России (Федерального агентства по промышленности) о возможности использования ввозимого оборудования как технологического.

Известны также примеры, когда признание оборудования технологическим осуществлялось в ходе рассмотрения конфликта организации и таможенного органа (например, Постановления ФАС Московского округа от 19.01.2006 N КА-А40/13022-05 по делу N А40-12709/05-119-134, ФАС Уральского округа от 14.12.2004 N Ф09-5283/04-АК и др.)

Порядок получения льгот по уплате таможенных платежей

Декларант, претендующий на получение освобождения от уплаты таможенных платежей, при таможенном оформлении товаров, согласно ст. 131 ТК РФ, должен заявить в таможенной декларации статус ввозимых товаров как вклада в уставный (складочный) капитал коммерческой организации. Кроме того, необходимо представить в таможенный орган документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения и условия.

Важно подчеркнуть, что одним из условий предоставления указанных льгот и подтверждением статуса товаров является соответствие фактических обстоятельств ввоза этих товаров сведениям, содержащимся в учредительных и иных документах, оформляемых в связи с созданием организации и увеличением ее уставного (складочного) капитала. По существу, именно такие документы, отвечающие требованиям законодательства о хозяйственных обществах 2 , позволяют идентифицировать ввозимые товары как вклад в уставный (складочный) капитал коммерческой организации.

Поэтому документы, представляемые таможенным органам, должны отвечать еще двум важным требованиям. Во-первых, в них должны быть определены порядок, размеры, состав и сроки внесения учредителями (участниками, акционерами) вкладов (оплаты долей, акций, паевых взносов). Во-вторых, должно быть установлено, что вклад осуществляется в имущественной форме.

Весьма непростым является и вопрос о времени ввоза оборудования относительно даты принятия решения об увеличении уставного капитала и даты регистрации увеличения уставного капитала. Существует определенная арбитражная практика по вопросу о том, как должны соотноситься эти даты. В этих случаях суды весьма внимательно изучают формулировки документов (решений, протоколов), определяющих условия увеличения уставного капитала 3 .

Что же касается позиции по данному вопросу таможенных органов, то она выражена в Письме ФТС России от 04.10.2006 N 01-06/34547. В этом письме разъяснены условия для получения льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию РФ товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью. Они сводятся к следующему: и при первоначальном формировании капитала, и при его последующем увеличении в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы ООО (изменения и дополнения к ним) о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения «неденежных» вкладов в течение установленного учредительными документами срока.

В случае, когда в представляемых документах указывается, что уставный капитал увеличен, то это квалифицируется таможенными органами как завершенное формирование (изменение) уставного капитала, а ввозимое участником (акционером, учредителем) имущество - как обычный импорт, в отношении которого освобождение от таможенных платежей неприменимо.

С каким таможенным органом контактировать претенденту на освобождение

Освобождение от таможенных платежей предоставляет таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал. Пункт 1 статьи 125 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) предусматривает возможность подачи таможенной декларации любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. Несмотря на то, что ФТС России вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров, в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы, ограничений по местам их таможенного оформления не введено.

В то же время, товары, оформленные на таможне в качестве вклада в уставной капитал с предоставлением льгот по уплате пошлин и налогов, согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 151 ТК РФ, подлежат условному выпуску и могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Контроль над соблюдением этих условий, в том числе и за целевым характером использования товаров, осуществляет таможенный орган, в зоне деятельности которого находится получатель товаров. В целях повышения эффективности таможенного контроля Федеральная таможенная служба (ФТС России) обязывает производить такой контроль вне зависимости от того, в каком таможенном органе произведено таможенное оформление товаров.

В связи с этим, на практике для участников ВЭД более рациональным является взаимодействие с одним таможенным органом, в зоне деятельности которого находится получатель товаров, чем с несколькими таможенными органами, в которых законодательством разрешено проведение таможенного оформления товаров.

Распоряжение ввезенным оборудованием и льгота по таможенным платежам

Предположим, что все сложности с получением льгот при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал успешно преодолены. Однако при изменении условий хозяйствования или планов стратегического развития у организации вновь могут возникнуть сложности и вопросы с дальнейшим использованием имущества. Как правило, потенциальные проблемы обусловлены как раз тем фактором, что ввезенное и оформленное как вклад в уставный капитал имущество согласно ст. 151 ТК РФ считается условно выпущенным и потому имеет статус иностранного товара.

Согласно ст. 319 ТК РФ, если в отношении товаров предоставлено условное освобождение от уплаты пошлин и налогов, они не уплачиваются в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение. Соответственно, несоблюдение условий выпуска этих товаров, то есть, нарушение ограничений по пользованию и распоряжению ими обусловливает обязанность организации уплатить не только таможенные платежи (ст. 320 ТК РФ), но так же и пени в связи с фактически выявившейся просрочкой их уплаты в бюджет (ст. 349 ТК РФ). Сроки уплаты таможенных пошлин (налогов) для целей исчисления пеней в соответствии с п. 4 ст. 329 ТК РФ отсчитываются от первого дня, когда были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, то сроком уплаты таможенных пошлин (налогов) будет считаться день принятия таможенным органом таможенной декларации на эти товары.

Финансовые потери организации пенями не исчерпаются. Статьей 16.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение условий выпуска товаров предусмотрены весьма серьезные санкции. Пользование либо распоряжение без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, влечет наложение административного штрафа в размере от 1/3 до двукратного размера стоимости товаров с их конфискацией или без таковой.

Упомянутые ограничения в использовании товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал, состоят в том, что это имущество не может быть реализовано на территории Российской Федерации без уплаты таможенных платежей, освобождение от которых было предоставлено при их ввозе. В случае реализации таких товаров возникает бесспорная обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов. Другими словами, условие выпуска данных товаров считается не нарушенным лишь до тех пор, пока они стоят на балансе организации, в уставный капитал которой были внесены в качестве основных средств. Последнее связано с квалификацией ввезенного имущества как технологического оборудования, что является одним из условий предоставления освобождения.

При этом не имеет значения, при каких обстоятельствах организация рассталась с оборудованием, при ввозе которого были предоставлены льготы. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2005 N А44-4842/04-С3 было отмечено, что даже в случае утраты имущества в результате неправомерных действий третьих лиц следует констатировать изменение целевого назначения, влекущее обязанность «бывшего собственника» доплатить НДС. Если реализация такого имущества происходит при банкротстве организации, то даже такие чрезвычайные обстоятельства также не считаются судами (и тем более - таможенными органами) достаточным основанием для неуплаты «таможенного» НДС, льгота по которому была предоставлена при его ввозе в качестве вклада в уставный капитал. Примером такого негативного для организации подхода может служить Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2005 N А11-14346/2004-К2-22/12106/21.

С другой стороны заметим, что если оборудование находится на балансе организации-получателя вклада в уставной капитал, но временно не участвует в производственном процессе, то согласно действующему таможенному законодательству это не свидетельствует о нецелевом его использовании. Отсутствует также запрет на установление обременений данного имущества, например, путем его передачи в залог. Однако это не помешает судам в аналогичных случаях принимать решения не в пользу организаций (например, в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 06.03.2003 N А29-5235/02А и 14.02.2005 N А29-5245/2004а). Таким образом, для организации риск предъявления к ней требований об уплате таможенных платежей в этом случае все-таки существует.

Строго говоря, нет оснований для предъявления претензий таможенными органами и к организации-собственнику ввезенного оборудования как в связи с нарушением условий ввоза, так и в случае, когда оборудование сдается в аренду или предоставляется в безвозмездное пользование другой организации. Ведь в таких обстоятельствах формально не нарушаются ограничения по пользованию и распоряжению ввезенным технологическим оборудованием: смены собственника не происходит, и оборудование продолжает использоваться в технологическом процессе, для которого оно было изначально предназначено.

В то же время, есть риск того, что таможенные органы все же могут предъявить претензии, усмотрев изменение статуса оборудования в связи с прекращением его использования организацией - получателем в собственном производстве. Они склонны считать нарушением любое использование товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми была предоставлена льгота (см. распоряжение ГТК РФ от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от обложения НДС" в ред. от 25.12.2006). Основываясь на нормах таможенного законодательства, организация имеет определенные шансы отстоять свою позицию в судебном споре. Но говорить о том, что суды по данному вопросу являются защитниками интересов налогоплательщика, пока нельзя.

Не менее серьезные проблемы ожидают организацию, если оборудование, полученное в качестве вклада в уставный капитал с освобождением от таможенных платежей, потребуется списать в связи с его моральным устареванием или физическим износом. Обычный порядок ликвидации такого имущества (демонтаж своими силами или с привлечением подрядчика, оприходование материалов и утилизация отходов) в данном случае также может повлечь за собой обязанность уплатить таможенные платежи. Единственный вариант избежать этого - изменить таможенный режим на «отказ в пользу государства». Заметим, что даже в случае заявления по такому оборудованию таможенного режима «уничтожение», организация будет обязана осуществить таможенное оформление продуктов переработки (ликвидации оборудования) с уплатой соответствующих таможенных платежей в режиме импорта.

А вот возврат оборудования учредителю (в том числе, с последующим получением взамен вклада в уставный капитал денежными средствами) либо его реализация зарубежному покупателю является достаточно безболезненным решением с точки зрения обязательств организации по уплате таможенных платежей. В этом случае таможенный режим необходимо изменить на режим «реэкспорта», что позволит не уплачивать НДС и таможенные пошлины, освобождение от которых было ранее получено. Заплатить придется только за таможенное оформление. Но зато мероприятия, которые необходимо предпринять организации в связи с изменением порядка осуществления участником вклада в уставный капитал, вряд ли можно назвать легкими и необременительными. В первом из рассматриваемых случаев - вывоза оборудования обратно за рубеж - нужно будет внести многочисленные изменения в учредительные документы.

Лишь получение разрешения таможенного органа на использование указанных товаров «в иных целях» с уплатой таможенных пошлин и налогов не влечет начисления пени и не рассматривается как совершение административного правонарушения.

1 Данный перечень приведен в приложении к Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (утверждена приказом ГТК России от 07.02.2001 г. № 131)
2 Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
3 Например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 и 25 сентября 2006, Дело N 09АП-11743/06-АК, № 09АП-12616/06-АК, от 19 и 26 июня 2006 г. Дело N 09АП-6224/06-АК, Постановление ФАС Московского округа от 19.01.2006 N КА-А40/13022-05

Таможенно-тарифные льготы являются одним из институтов таможенного права и входят в довольно сложную систему таможенных льгот. Законодательное определение таможенных льгот отсутствует. Многие специалисты по таможенному праву, и финансовому праву относят к таможенным льготам преимущества или исключения касающиеся правил, они установлены таможенным законодательством, а именно, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления также и для контроля товаров.

Под льготами по оплате таможенных платежей понимаются:

  • - тарифные преференции;
  • - тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
  • - льготы по уплате налогов;
  • - льготы по уплате таможенных сборов.

Виды тарифных льгот также порядок, а также их случаи предоставления, определяются в соответствии с международными договорами стран между собой, членов таможенного союза.

Льготы по уплате налогов и таможенных сборов, определяются законодательством страны.

После определения преимуществ, предоставляемых при уплате импортной и экспортной пошлин, применяются такие понятия как: «тарифная льгота», и «тарифная преференция».

В настоящее время участниками внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товаров на Единую таможенную территорию Таможенного союза, широко используются различные преимущества, связанные с уплатой ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей.

Во-первых, можно отметить то, что предоставление тарифных льгот и преференции осуществляется в различных формах. Во-вторых, предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения данного товара. Для решения вопроса о возможности или невозможности использовать тарифные льготы, необходимо определить другие критерии, такие как, временно ли и под каким режимом импортируется данный товар, в каких целях импортируется товар и т.д. То есть тарифные льготы и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления.

Тарифные льготы (освобождения от уплаты таможенных пошлин) применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Случаи применения тарифных льгот при ввозе товаров установлены международными договорами Российской Федерации либо решениями международной организации.

Тарифные преференции применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Помимо тарифных льгот и преференций участниками внешнеэкономической деятельности широко используются таможенные процедуры, установленные таможенным кодексом Таможенного союза, в частности, таможенная процедура временного ввоза или допуска - это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Уплата таможенной пошлины представляет собой тарифный метод регулирования внешнеторговой деятельности. Формально их уплата не связана с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние. Следовательно, можно сделать вывод об особой роли таможенной пошлины во внешнеторговом регулировании и, следовательно, об особой роли льгот по ее уплате, как абсолютно самостоятельном инструменте регулирования.

Классифицировать льготы по уплате таможенных платежей также можно по объекту предоставления, субъектам, форме и юридическим основаниям предоставления, по моменту уплаты.

Как правило, предоставление льгот основано на условиях взаимности, так как преобладание одностороннего порядка экономически невыгодно для государства. Поэтому в практике зарубежных государств односторонний порядок применяется только в отношении развивающихся государств. Товары и транспортные средства, в отношении которых представлены льготы, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены льготы. Использование их в иных целях влечет за собой отмену соответствующей льготы и выполнение требований таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и выполнение иных процедур.

Основным документом, регулирующим вопросы перемещения товаров для личного пользования, является Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, разработанное в рамках реализации положений главы 49 Таможенного кодекса таможенного союза.

В отношении норм беспошлинного ввоза за основу приняты самые льготные условия законодательства трех сторон: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Бесплатная консультация нашего юриста

Нуждаетесь в консультации эксперта по вопросам льгот, субсидий, выплат, пенсий? Звоните, все консультации абсолютно бесплатны

Москва и область

7 499 350-44-07

Санкт-Петербург и область

7 812 309-43-30

Бесплатно по России

В современной таможенно-правовой области применяется такое понятие, как «таможенные льготы». Оно используется во всех случаях, когда речь идёт об отступлении от пунктов, действующих на настоящий момент таможенных правил.

Рассмотрим вопрос, в каких ситуациях применимы льготы по уплате таможенных сборов и кто может на них рассчитывать.

Если говорить о льготах в общих чертах, то всегда имеются ввиду некие преимущества, связанные с установившимися порядками: ценами, правилами и т. п. Что касается таможни, то в данном случае понятие применимо к тому, что экспортируется и импортируется через границу, а также провозится через неё транзитом. Это могут быть не только товары в больших или малых объёмах, но и личные вещи туристов или мигрантов, оборудование, лекарства и т.д. Как известно, на таможнях различных стран действует большое количество ограничений и запретов, цель коих состоит в обеспечении экономической, политической и гражданской безопасности.

В таможенной сфере льгота означает абсолютное освобождение от необходимости выплачивать пошлину.

Полезно знать: таможенные льготы, предусмотренные для физических лиц, не облагаемы налогом на доходы.

Следует заметить, что в таможенном сегменте понятие может иметь отношение не только к упразднению пошлин на провоз определённых предметов определёнными лицами, но и выражаться в упрощении механизма провоза вещей или товаров через государственную границу.

Виды таможенных льгот

Изучая льготы, предоставляемые таможней, отметим, что в зависимости от их применения, они сегодня классифицируются следующим образом:

  • применимые в отношении личных вещей частных лиц, а также товарной продукции;
  • применимые непосредственно при осуществлении таможенной проверки на границе;
  • тарифные преференции (такое название стало использоваться в таможенной практике совсем недавно).

Льготная политика предоставляет возможность оплачивать пошлину со сниженными ставками, рассчитывать на возврат ранее внесённых денег или вовсе не платить пошлину.

Если рассматривать возврат средств, то в данном случае речь идёт о таких ситуациях:

  1. Когда возвращается часть средств оплаты полного размера пошлины.
  2. По договорённостям между Российской Федерацией и СНГ. Производители СНГ при соблюдении условий этих договорённостей, получают льготы при экспорте своих товаров на территорию России. Это не снимает с них обязанности прохождения на территории СНГ регистрационной процедуры. Государство-производитель должно подтвердить свой статус предоставлением декларации либо сертификата на транспортируемую через границу продукцию.

Льготы по уплате таможенных платежей

Для обозначения данного типа также используют термин «тарифные льготы». В зависимости от применения, подразделяются на:

  1. Собственно тарифные, когда рассматривается цель ввоза либо же вывоза товаров или категория вывозимого.
  2. Преференциальные, когда за основу берётся государство происхождения товара.

Чтобы проще было разобраться, преференции – это и есть тарифы привилегированного характера. Они могут применяться к полностью производимым товарам или частично производимым, когда имела место переработка. Под продуктами производства определённых стран рассматриваются:

  • результаты морского промысла;
  • животные;
  • растения;
  • полезные ископаемые;
  • производное из вышеперечисленного.

Для того чтобы товарная переработка была признана достаточной, в результате её проведения должна быть изменена позиция по ТН ВЭД (уровень первых 4 знаков). Также берётся во внимание правило адвалорной доли.

Льготы по уплате пошлин

При таможенном оформлении используется такое понятие, как «пошлина». Под нею рассматривается взимаемая за перевозку сумма. Она может быть экспортного или импортного характера.

Чаще всего этот вид льгот применяется в отношении государств, находящихся в статусе развивающихся. Есть ряд требований, применимых к перевозимым предметам, и, в случае их соответствия этим требованиям, делающих их ввоз/вывоз беспошлинным.

Полное освобождение от уплаты пошлин имеет место, когда ввозятся в страну автотранспортные средства, участвующее в международных перевозках. Сюда же относятся ГСМ, снаряжение и предметы технического снабжения для этого транспорта. Это же оборудование не облагается пошлиной и при вывозе из страны, когда речь идёт об обслуживании отечественных транспортных средств за рубежом.

Пошлиной не будут облагаться:

  • транзит;
  • материалы и оборудование, ввозимые и вывозимые для реализации социальных программ;
  • гуманитарная помощь;
  • товары, которые ввозятся, согласно заключённым контрактам по лизингу;
  • пожарно-технические изделия;
  • отечественная и иностранная валюта и т. д.

Полный перечень и его обоснование, можно найти в Законе «О таможенном тарифе».

Льготы по уплате таможенных платежей (НДС, акцизы, таможенные сборы)

Освободиться от необходимости платить НДС можно лишь, соблюдая сроки провоза товаров. Освобождение может быть применено к следующим позициям:

  • медтехника;
  • техническое оборудование, комплектующие, а также запасные части, ввозимые как взнос в капитал юридических лиц.

НДС всего 10% применяется, когда ввозятся:

  • предметы, имеющие лечебное назначение;
  • лекарственные препараты;
  • учебники и книги научного характера;
  • детские товары;
  • товары продовольственного назначения.

Акцизы разрешается не уплачивать при ввозе:

  • предметов, стоимость которых при переводе на отечественную валюту, не превышает 100 EUR;
  • личных вещей иностранных дипломатов;
  • гуманитарных грузов;
  • комплектных объектов;
  • предметов, от которых отказался декларант.

Что касается таможенных сборов, то есть платежей, взимаемых за проведение таможенных манипуляций, их взимают с наследия, транспорта, персональных вещей и т. д. Декларанты освобождаются от уплаты, когда указывают в декларации статус, как взнос в общее имущество юридического лица. Помимо декларации должно быть предоставлено документальное подтверждение такого статуса.

Льготы и преференции Таможенного Союза

Союз предполагает беспошлинный обмен ресурсами, товарами, услугами и т. д. На сегодняшний день насчитываются десятки подобных межгосударственных объединений. В данном случае могут быть применены следующие виды договоров:

  • преференции;
  • льготы;
  • иные таможенные процедуры и льготы.

При создании Таможенных Союзов на правительственном уровне формируются Комиссии, которые решают, в отношении каких товаров будут предусмотрены преференции и льготы, и как будут осуществляться таможенные процедуры в отношении партнёров.

Льготы при добровольном переселении

По российскому Законодательству, беженцы и переселенцы, перемещающиеся по странам ТС, не платят налоги при перевозке персональных вещей. Перевозимое должно быть приобретено до обретения статуса переселенца или до даты въезда в Россию.

Если гражданин получил наследство за пределами РФ, он может быть освобождён от уплаты сбора, если к наследству прилагается свидетельство. Допускается беспошлинный обратный ввоз товара, но при условии, что он находится в первичном состоянии.

Когда перевозкой предметов по заданию российского гражданина занимается компания, товар весом менее 31 кг и стоимостью в национальной валюте менее 1 000 EUR пошлиной не облагается.

Если гражданин возвращается на родину после временного нахождения за рубежом и провозит вещи, стоимость которых в рублях менее 5 000 EUR, пошлина не платится.

Документы, необходимые для оформления таможенной льготы

Для получения освобождения от уплаты сборов и пошлин, необходимо предоставить соответствующие документы. Список зависит от статуса гражданина, пересекающего границу и характера объекта декларации. Документы должны подтвердить:

  • дату приобретения и стоимость, если речь идёт о личном имуществе переселенцев и лиц, возвращающихся на родину;
  • законное обретения наследства, когда речь идёт о перевозимом наследстве;
  • статус дипломатического лица, беженца или переселенца;
  • долю в уставном капитале;
  • производственную принадлежность и т. д.

Напоследок отметим, что с 2015 года отменены таможенные льготы в отношении граждан Украины.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже: