Как я поступал в барнаульское вваул. Роль барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков в подготовке летных кадров

БАРНАУЛЬСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ЛЕТЧИКОВ было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился. Через месяц Главком позвонил Никишину:- "Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?"- "С удовольствием смотрю!"- "Тогда подумай, где можно его разместить". Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:- "Думай, это твой вопрос." Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой. Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал. Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища. А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края.. Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае. А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 - тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием...

с сайта: vaul.ru/index.htm

С развалом СССР многие военные училища расформировали, та же участь постигла и БВВАУЛ. Преподаватели до последнего не верили в то, что их училище могут закрыть, - ведь оно давало тысячи путевок в небо. Однако расформирование было неизбежным. Курсантов перевели в Армавир, преподавательский и обслуживающий персонал был уволен в запас, площади, занимаемые училищем, передали Барнаульскому юридическому институту. Но любовь к небу и преданность делу - те черты, которые отличают людей, имеющих хотя бы малейшее отношение к авиации. Выпускники и педагоги БВВАУЛ бережно хранят память о своем учебном заведении, собирая экспонаты для музея, размещавшегося до 2009 года в бывшем здании училища. Впоследствии экспозиция перебазировалась в музей «Город», где выделен был для этого целый зал. Теперь историческое достояние БВВАУЛ доступно большинству горожан. На выставке представлены фотографии, макеты самолетов, катапультное кресло, форма Главного маршала авиации Константина Андреевича Вершинина и многое другое.

В 10 классе решил стать военным летчиком. Но и, конечно же, — истребителем. Ну а кем же еще?.. И поступать, конечно же, в Качу.
Медицинскую комиссию районную со второй попытки прошел. На областной в г.Омске забраковали. Снимки пазух носа темные – « в летчики не годен».
Много занимался спортом: лыжными гонками. В 1973 году выиграли эстафету на областных соревнованиях и 7-е место в личном зачете. Для Сибири, где каждый 2-й лыжник — это большой успех. Вот на соревнованиях где-то и простыл. Теперь летного училища не видать.
В Омске мне вручили опечатанный пакет с моими документами абитуриента и велели вернуть его назад в районный военкомат г Калачинска.
Чего у меня тогда больше не хватало дисциплины или ума? Но пакет я вскрыл, вынул оттуда документы необходимые для свободного поступления (минуя военкоматы на прямую в училище). Пакет заклеил и сдал в военкомат.
Теперь встал вопрос: куда посылать документы на поступление? В Качу? Все хорошо, но до Волгограда ехать далеко, на билет денег много надо, да еще и в оба конца: не примут — придется возвращаться, семья большая – лишних денег нет.
Самое ближайщее – это Барнаульское ВВАУЛ. Но оно тогда готовило летчиков фронтовой бомбардировочной авиации. (Узнал у школьного военрука капитана Дозорова В.Н.) И все же придется поступать в Барнаул: не далеко и возвращаться ближе.
Отправил документы в Барнаульское ВВАУЛ.
Буквально на 2-й или 3-й день после школьного выпускного пришел вызов из училища: прибыть в г.Барнаул для поступления. Но самое главное, в вызове было сказано: « военкому выписать абитуриенту воинские перевозочные документы».
Я в военкомат за проездными. Майор из военкомата, занимавшийся абитуриентами военных ВУЗов, как увидел мое «приглашение» прибыть в Барнаульское ВВАУЛ для поступления, да еще с указанием выписать ВПД, пришел в невиданную ярость. Он долго кричал про областную комиссию и пакет. От нормального языка он перешел на другой и выдал в мой адрес все, что знал из свой многолетней «командирской» подготовки. Помню, что у него на погонах были красные просветы и эмблемы общевойсковых войск. Кто я такой слышно было на всех двух этажах военкомата.
Когда он выдохся, он дал команду: «Выписать ему проездные до Барнаула». А потом опять перешел на «командирский» язык, из которого я понял только то, что назад мне лучше не возвращаться…

…Так я и поступил в Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков. Закончил его.
А потом – стал летчиком истребительной авиации. И еще долго летал на самолетах МиГ-29.

А майора из райвоенкомата — до сих пор вспоминаю со словами огромнейшей благодарности.

—————————
Военный лётчик-инструктор первого класса, полковник запаса Максименко Б.В.

Училище было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября того же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации вновь создаваемого летного ВУЗа определен дважды орденоносный Алтайский край. Вот так сухо и коротко звучит фрагмент из исторической справки. Кто-то решил, кто-то постановил и готов приказ о дислокации, а дальше все закрутилось, завертелось, и полетели военные летчики во все концы необъятной Родины защищать и охранять ее просторы.

По прошествии десятков лет можно и не задумываться, чья в этом заслуга, но можно и вспомнить. За каждым постановлением, указом или приказом всегда и во все времена стояли и стоят конкретные люди их судьбы и дела.

Историю Барнаульского летного я услышал много лет назад от Дмитрия Тихоновича Никишина, человека сыгравшего главную роль в создании училища.

В тот памятный для училища 1966 год Военно-Воздушные Силы СССР возглавлял Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, а ВВС Сибирского военного округа командовал генерал лейтенант Дмитрий Тихонович Никишин.

Вначале 1966 года на совещании у главкома рассматривался вопрос подготовки летчиков перехватчиков истребительной авиации. Никишин предложил создать в Сибири учебную воздушную армию для подготовки летчиков не только истребительной, но и штурмовой, и бомбардировочной авиации. (Тогда мыслили явно более масштабно, чем сейчас.) На что Главком уклончиво ответил, что надо это обдумать со штабом. На том разговор и закончился.

Через месяц Главком позвонил Никишину:

- "Как ты смотришь, если мы предложим в твоем округе сформировать высшее военное училище летчиков?"

- "С удовольствием смотрю!"

- "Тогда подумай, где можно его разместить".

Командующий Сибирским военным округом в помощи отказал:

- "Думай, это твой вопрос."

Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев Ф.С. ответил отрицательно. Слишком хлопотно заниматься такой сложной проблемой.

Председатель сибирского отделения Академии наук, академик Лаврентьев почти согласился, но, услышав о том, что еще и реактивные самолеты будут летать, тут же окончательно передумал.

Первый секретарь Алтайского крайкома партии Александр Васильевич Георгиев, после звонка Никишина предложил встретиться и поговорить обстоятельно. Встреча состоялась в тот же день. Командующий прилетел на самолете, на котором, они вместе с Георгиевым облетели все предполагаемые места размещения аэродромов училища.

А.В. Георгиев идею создания военного летного училища на Алтае поддержал с первого же дня и сразу начал активно помогать во всех организационных вопросах. Только благодаря Георгиеву армейское командование решилось на размещение училища на территории края. К нему обратились с просьбой позвонить Министру обороны СССР Малиновскому Р.Я.. Александр Васильевич эту просьбу выполнил.

Вот так появилось постановление Совета Министров и приказ Министра Обороны о создании и размещении Высшего военного авиационного училища летчиков в Алтайском крае.

А дальше стали набирать команду, размещать, строить, подбирать специалистов, преподавателей, летчиков, инженеров, техников. Работа емкая и сложная, но уже к началу лета 1967 были готовы к первому набору курсантов. А первый выпуск летчиков-инженеров, подготовленных Барнаульским ВВАУЛ, состоялся в октябре 1971 года. Половина выпускников за время учебы освоила три типа самолетов из них один сверхзвуковой ЯК-28 - тот самый, что находится на постаменте в училище на Комсомольском проспекте. Это было большое достижение. Практически с нуля начать и через пять лет выдать подготовленных военных летчиков с высшим образованием.

Три человека решили судьбу Барнаульского ВВАУЛ:

Вершинин Константин Андреевич - его имя и носит училище.

Георгиев Александр Васильевич - просто невозможно перечислить все, что он сделал для училища, он помогал постоянно с первых дней и много лет подряд до самой своей смерти.

Никишин Дмитрий Тихонович - это человек, которому училище обязано самой идеей его создания, первый огонь зажег он.

Но это не единственные люди, участвовавшие в осуществлении идеи создания Барнаульского военного летного училища.

Парфенов Евгений Ерофеевич - в то время первый секретарь Каменского райкома партии - очень много сделал для организации жизни и работы летного учебного полка в городе Камень на Оби.

Налетов Иван Дмитриевич - председатель Барнаульского Горисполкома помогал в обустройстве училища и выделении жилья военнослужащим в Барнауле.

Невский Александр Николаевич - первый секретарь Славгородского райкома партии - помогал в становлении Cлавгородского летного учебного полка.

Всех нельзя перечислить, но о них помнят.

Евгений ЖИГАЛОВ (выпускник училища 1975 года, летчик-инструктор 1го класса, начальник кафедры в момент его закрытия, полковник в отставке).

Вечером 2 августа 1912 года улицы Барнаула были запружены народом. Все шли в одном направлении - за тюрьму, к ипподрому Общества любителей конного спорта. Однако не скачки стали причиной ажиотажа - на ипподроме должен был состояться первый в Барнауле показательный полёт знаменитого авиатора А.А. Васильева, прибывшего накануне на пароходе из Новониколаевска. Билеты, стоившие от 30 копеек до 3 рублей, были распроданы задолго до выступления. Сделав четыре больших круга над ипподромом, моноплан приземлился точно в центре поля, после чего зрители смогли поближе рассмотреть и даже потрогать удивительную машину.

Так состоялось первое знакомство барнаульцев с авиацией.

Регулярное воздушное сообщение между Барнаулом и соседними городами началось в 1931 году. Самолёты ПО-2 барнаульского авиазвена выполняли почтовые, грузовые, реже - санитарные и пассажирские рейсы.

В 1935 году в Барнауле был создан аэроклуб, вошедший в структуру ОСОАВИАХИМ и ставший кузницей кадров для военной и гражданской авиации. Курсанты аэроклуба могли обучаться как с отрывом, так и без отрыва от производства, ежегодный набор на курсы пилотов составлял более 200 человек.

Начало Великой Отечественной войны потребовало существенных изменений в системе подготовки лётных кадров. Приказом Алтайского краевого совета ОСОАВИАХИМа №096 от 7 августа 1942 года учебные самолёты барнаульского аэроклуба были переданы РККА, а всё учебное имущество, автотранспорт, подсобное хозяйство и аэродром со всем оборудованием поступили в ведение парашютно-планерного клуба. Многие выпускники Барнаульского аэроклуба, закончив авиационные училища, стали профессиональными военными лётчиками и достойно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Восемь барнаульцев, воспитанников аэроклуба, были удостоены звания Героя Советского Союза, а один из них - П.А. Плотников - стал единственным на Алтае дважды Героем.

Барнаульский аэроклуб был воссоздан в 1950-е годы в системе ДОСААФ и существует до настоящего времени.

Однако событие, по-настоящему связавшее Барнаул с небом и большой авиацией, произошло в 1966 году. Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский подписал Приказ №0192 от 9 сентября 1966 года, предусматривающий создание пяти новых высших военных училищ. В их числе было Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков в составе трёх авиационных полков.

Училище создавалось на базе 48-й военной авиационной школы механиков. Управление училища размещалось в Барнауле, полк учебных самолётов - в населённом пункте Панфилово, полки боевых самолётов - в гарнизонах Топчиха и Славгород. Место для размещения училища было выбрано не случайно: единственное за Уралом, оно создавалось с учётом стратегических соображений и климатических условий.

Генерал-лейтенант авиации Д.Т. Никишин, командующий ВВС СибВО и один из инициаторов создания училища, писал в своих воспоминаниях:

«Сибирский округ в результате сокращений стал третьеразрядным, войск в нём почти не осталось. Всякий раз при случае я предлагал командованию ВВС: «Давайте создадим в Сибири учебную воздушную армию, или как хотите ещё её назовите, и я буду в ней готовить лётчиков для любых видов и родов авиации, для любых условий».

…Через месяц раздался звонок в Новосибирск. Я сразу узнал голос Константина Андреевича (Вершинина, Главного маршала авиации, Главнокомандующего ВВС - заместителя министра обороны - В.Ч.) : «Как ты смотришь, если предложим в твоём округе сформировать высшее военное училище лётчиков?» Отвечаю: «С удовольствием!» - «Тогда подумай, где его можно разместить?»

Вернулся в штаб и позвонил первому секретарю Алтайского крайкома КПСС Александру Васильевичу Георгиеву. Договорились о встрече. На следующий день я прилетел в Барнаул и изложил ему суть дела. Александр Васильевич сразу поддержал эту идею.

…Затем вместе со специалистами мы проанализировали метеорологические условия, количество солнечных и пасмурных дней в году. Стало ясно, надо докладывать К.А. Вершинину, что единственное место, где можно разместить и заниматься по-настоящему обучением лётчиков, - это Алтайский край».

Кстати, впоследствии, в 1974 году, Барнаульскому ВВАУЛ было присвоено имя Главного маршала авиации, Героя Советского Союза К.А. Вершинина.


Александр Руцкой - один из самых известных выпускников БВВАУЛ.

Вновь образованное училище разместилось на территории, с которой были связаны давние боевые традиции барнаульцев. Военный городок на ул. Чкалова был построен ещё в начале XX века для размещения 12-го Барнаульского пехотного Сибирского полка, храбро сражавшегося в Русско-японской войне и получившего Георгиевское знамя за бой под Дашичао. Во время Великой Отечественной войны в этих же казармах размещались эвакуированное в Барнаул Лепельское артиллерийско-миномётное и сформированное в Барнауле военно-пехотное училища.

Основу преподавательских и инженерно-технических кадров Барнаульского ВВАУЛ составили преподаватели и выпускники из двух соседних авиационных училищ, расформированных в 1960 году. Это Сталинградское (Сибирское) военно-авиационное училище лётчиков, располагавшееся в г. Обь Новосибирской области, и Омское военное авиационное училище лётчиков ВВС.

Первым начальником училища был назначен генерал-майор авиации В.Н. Филимонов.


6 февраля 1967 года на аэродроме ДОСААФ в Барнауле приземлился первый самолёт для создававшегося училища. Это был самолёт звена управления Ли-2, который перегнали из Канской военной авиационной школы стрелков-радистов.

Весной 1967 года в краевой газете было размещено объявление о начале приёма желающих во вновь созданное училище лётчиков. За короткое время заявления на поступление подали 1700 абитуриентов. Среди них была как гражданская молодёжь, так и военнослужащие разных родов войск. После экзаменов, которые принимались в одной из средних школ Барнаула, в училище было зачислено 208 курсантов.

Первый учебный год начался 1 сентября 1967 года, а 23 февраля 1968 года командующий ВВС СибВО генерал-лейтенант Д.Т. Никишин в торжественной обстановке вручил личному составу БВВАУЛ Боевое Красное Знамя.


Казармы Барнаульского полка.

Старые казармы, в которых первоначально разместилось училище, требовали серьёзного ремонта и приспособления для нужд современного военного учебного заведения, а также строительства новых зданий. В связи с этим на территории городка производилась расчистка необходимых площадей: были снесены деревянные строения по улицам Чкалова и Партизанской. 5 января 1968 года был заложен фундамент под новый учебный корпус и жилое помещение для курсантов. За основу взяли проект учебного корпуса Качинского ВВАУЛ, доработанный «Алтайгражданпроектом». В сентябре 1971 года строительство было окончено.

В здании были размещены: конференц-зал на 800 мест, лекционные аудитории на 210 посадочных мест, класс-ангар авиационной техники, лаборатории аэродинамики, самолётовождения, радиоэлектроники, авиационного вооружения, спортивный зал и плавательный бассейн.


Казарма курсантов-летчиков.

Подготовка настоящих военных профессионалов осуществлялась силами преподавателей, объединённых на нескольких профильных кафедрах. Среди них можно назвать кафедру конструкции и эксплуатации авиационной техники, где курсанты приобретали знания по конструкции основных типов самолётов и систем их функционирования. Учебные дисциплины, преподаваемые на кафедрах авиационного и радиоэлектронного оборудования самолёта, самолётовождения, боевого применения авиационных средств поражения, аэродинамики и динамики полёта дополняли знания курсантов и превращали их не просто в лётчиков, но и в инженеров - техническую элиту Вооружённых Сил. Важное место в учебном процессе отводилось занятиям на кафедре тактики ВВС, где процесс обучения строился исходя из дальновидного принципа «знать противника лучше, чем свои войска». Этот принцип позволял сформировать из курсантов не только знающих офицеров, но и будущих полководцев.

Полученные теоретические знания курсанты применяли на практике - в учебных авиационных полках.

44-й учебный авиационный полк Барнаульского ВВАУЛ базировался на ст. Калманка (с. Новороманово), на аэродроме «Панфилово». В августе 1967 года на аэродром «Славгород-Северный» из г. Ивано-Франковска прибыли первые 10 чехословацких самолётов Л-29, которые в то время считались лучшими учебно-тренировочными самолётами и поставлялись во все страны Организации Варшавского договора. Самолёты этого типа составили основу полка, в 1971 году перебазированного из Славгорода в Калманку. Полёты производились с нескольких аэродромов.

Полёты в 59-м учебном авиационном полку начались 14 января 1969 года. В марте 1970 года Славгородский авиационный полк приступил к обучению курсантов лётной практике. За время существования полка его личный состав освоил ряд типов самолётов: Ил-28, Л-29, МиГ-21, Л-39.


Первый выпуск. 1971 год.

96-й учебный авиационный полк БВВАУЛ, базировавшийся в г. Камень-на-Оби, с 1970 года производил обучение курсантов на самолёте Як-28, а с 1983 года - на МиГ-21. Именно Як-28, как один из основных учебных самолётов, был установлен в 1980 году перед учебным корпусом училища на пр. Комсомольском в Барнауле.


Будущие летчики учились сначала на тренажерах...


...затем в небе. Л-29 идет на посадку.

За время своего существования Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Главного маршала авиации К.А. Вершинина сделало 28 выпусков военных профессионалов высокого уровня, всего более 1000 человек.

Более 200 выпускников училища принимали участие в боевых действиях, которых так много было в конце прошлого и в начале нынешнего века. В частности, около 80 выпускников и преподавателей БВВАУЛ выполняли свой долг в Демократической Республике Афганистан.

Навечно занесён в списки личного состава училища старший лейтенант К.Г. Павлюков, выпускник 1984 года, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза.


Открытие бюста Героя Советского Союза Константина Павлюкова.

Среди первого набора курсантов находился сержант А.В. Руцкой - будущий боевой лётчик, совершивший 428 боевых вылетов в Афганистане, будущий генерал-майор авиации, Герой Советского Союза и вице-президент Российской Федерации.

Автограф Руцкого есть в Книге отзывов почётных гостей училища. Да кого там только нет! Представители высшего командования Вооружённых Сил, легендарные асы Великой Отечественной войны, космонавты… Последняя запись в этой книге стала своеобразным девизом выпускников и ветеранов училища: «Роспуск - не конец полёта!»

Здесь имеет место игра слов: слово «роспуск», с одной стороны, можно считать синонимом «расформирования», но в авиации «роспуск» - это элемент полёта на групповую слётанность, предшествующий посадке. Однако выполнение этого элемента не даёт основания считать полёт завершённым. Именно «групповую слётанность» показывают выпускники БВВАУЛ уже почти 20 лет. Город привык к их традиционным августовским построениям и торжественным маршам от территории училища к Речному вокзалу. И мы знаем, что память об училище и крепкое военное братство будут жить до тех пор, пока в живых остался хоть один выпускник.

…В ноябре 1998 года состоялась церемония прощания с Боевым знаменем Барнаульского ВВАУЛ.

Начальник училища полковник Юрий Кононов прощается с боевым знаменем.

Начальник училища, полковник Юрий Кононов, завершил своё выступление так: «Сегодня Знамя училища передаётся в Центральный музей Вооружённых сил. Но, как сказал Пётр I, «кто знамени присягнул однажды, у оного всю жизнь и стоять должен». Помните боевые традиции, которые созданы здесь!»

Духовой оркестр училища играет марш «Прощание славянки», под который мимо знамени проходят роты, и Знамя навсегда уносят с плаца.

А закончить хочется сухими фактами из энциклопедии:

25 апреля 1999 года училище было расформировано. Курсанты переведены в Армавир, преподавательский и обслуживающий персонал был уволен в запас, площади, занимаемые училищем, были переданы Барнаульскому юридическому институту.

Вячеслав Чернов, заместитель директора барнаульского музея «Город».

Фотографии из фондов музея «Город».