Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное! Блаженны ли нищие духом

Настоящая добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть добрыми делами исполняет волю Божию.
Чтобы люди знали, как им жить и что делать, Бог дал им Свои заповеди - Закон Божий. Десять заповедей пророк Моисей получил от Бога приблизительно за 1500 лет до Рождества Христова. Это произошло, когда евреи вышли из египетского рабства и подошли в пустыне к горе Синай.
Сам Бог написал Десять заповедей на двух каменных скрижалях (плитах). В первых четырех заповедях были изложены обязанности человека по отношению к Богу. В остальных шести заповедях излагались обязанности человека по отношению к его ближним. Люди в то время еще не привыкли жить по воле Божией и легко совершали тяжёлые преступления. Поэтому за нарушение многих заповедей, как например: за идолопоклонство, плохие слова против Бога, за плохие слова против родителей, за убийство и за нарушение супружеской верности - полагалась смертная казнь. В Ветхом Завете господствовал дух строгости и наказания. Но эта строгость была полезна для людей, так как сдерживала их плохие привычки, и люди мало-помалу стали исправляться.
Известны также другие Девять заповедей (заповеди Блаженства), которые дал людям Сам Господь Иисус Христос в самом начале Своей проповеди. Господь взошёл на невысокую гору около Галилейского озера. Вокруг Него собрались апостолы и множество людей. В заповедях Блаженства господствует любовь и смирение. В них изложено, как человек постепенно может достичь совершенства. В основе добродетели лежит смирение (духовная нищета). Покаяние очищает душу, потом появляется в душе кротость и любовь к Божией правде. После этого человек делается сострадательным и милостивым и его сердце настолько очищается, что он делается способным видеть Бога (чувствовать Его присутствие в своей душе).
Но Господь видел, что большинство людей выбирает зло и что злые люди будут ненавидеть и преследовать истинных христиан. Поэтому в последних двух заповедях блаженства Господь учит нас терпеливо переносить все несправедливости и преследования от плохих людей.
Мы должны сосредоточивать свое внимание не на мимолётных испытаниях, которые неизбежны в этой временной жизни, а на том вечном блаженстве, которое Бог приготовил для людей, любящих Его.
Большинство заповедей Ветхого Завета говорят, чего мы не должны делать, а заповеди Нового Завета учат нас, как надо поступать и к чему стремиться.
Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей - взлюби ближнего своего, как самого себя." И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними."

Заповеди Блаженства.

Объяснение Заповедей Блаженства.

Первая Заповедь Блаженства.

"Блаженны нищие духом (смиренные), потому что их есть Царство Небесное."

Слово "блаженны" значит в высшей степени счастливы.
Нищие духом - это люди смиренные, сознающие своё несовершенство. Нищета духовная есть убеждение в том, что все преимущества и блага, которые мы имеем - здоровье, разум, различные способности, изобилие пищи, дом и т.д. - всё это мы получили от Бога. Всё хорошее в нас - это Божье.
Смирение есть первая и основная христианская добродетель. Без смирении человек не может преуспеть ни в какой другой добродетели. Поэтому первая заповедь Нового Завета говорит о необходимости стать смиренным. Человек смиренный во всем просит Бога о помощи, всегда благодарит Бога за данные ему блага, укоряет себя за свои недостатки или грехи и просит у Бога помощи для исправления. Бог любит смиренных людей и всегда им помогает, гордым же и самонадеянным Он не помогает. "Бог гордым противится, смиренным же дает благодать," - учит нас Священное Писание (Притч.3:34).
Как смирение есть первая добродетель, так гордость есть начало всех грехов. Еще задолго до сотворения нашего мира один из близких к Богу ангелов, по имени Денница, возгордился светлостью своего ума и своей близостью к Богу и захотел стать равным Богу. Он произвел на небе революцию и увлек в непослушание часть ангелов. Тогда ангелы, преданные Богу, изгнали из рая взбунтовавшихся ангелов. Непокорные ангелы образовали своё царство - ад. Так началось зло в мире.
Господь Иисус Христос есть для нас величайший пример смирения. "Научитесь от Меня: потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим," - сказал Он Своим ученикам. Очень часто люди очень одаренные духовно являются "нищими духом" - то есть смиренными, а люди менее талантливые или совсем бездарные, наоборот - очень гордыми, любящими похвалы. Господь еще сказал: "Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя - возвысится" (Матф. 23:12).

Вторая Заповедь Блаженства.

"Блаженны плачущие, потому что они утешатся."

Плачущие это те, кто сознает свои грехи и недостатки и кается в них.
Плач, о котором говорится в этой заповеди, есть скорбь сердца и покаянные слёзы о сделанных грехах. "Печаль ради Бога производит покаяние ко спасению, а мирская печаль производит смерть," - говорит св. Апостол Павел. Мирская печаль, вредная для души, это чрезмерная скорбь из-за утраты житейских предметов или из-за неудач в жизни. Мирская печаль происходит от греховной привязанности к житейским благам, из-за гордости и эгоизма. Поэтому она вредна.
Может быть полезной для нас печаль, когда мы плачем из сострадания к ближним, попавшим в беду. Не можем мы также быть равнодушными при виде совершения другими людьми злых поступков. Усиление зла среди людей должно вызывать в нас чувство скорби. Это чувство скорби происходит от любви к Богу и добру. Такая скорбь полезна для души, так как очищает ее от страстей.
В награду плачущим Господь обещает, что они утешатся: получат прощение грехов, а через это внутреннее успокоение, получат вечную радость.

Третья Заповедь Блаженства.

"Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю."

Люди кроткие это те, которые ни с кем не ссорятся, но уступают. Кротость есть спокойствие, полное христианской любви состояние души, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота.
Христианская кротость выражается в терпеливом перенесении обид. Грехами, противоположными кротости являются: гнев, злоба, раздражительность, мстительность.
Апостол учил христиан: "Если возможно с вашей стороны, то будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12:18).
Кроткий человек предпочитает промолчать при оскорблении, нанесенном ему другим человеком. Кроткий не будет ссориться из-за отнятой вещи. Кроткий не будет повышать голос на другого человека или выкрикивать бранные слова.
Господь обещает кротким, что они наследуют землю. Обещание это означает, что кроткие люди будут наследниками небесного отечества, "новой земли" (2 Петр. 3:13). Они за свою кротость получат от Бога многие блага навсегда, в то время, как люди дерзкие, которые обижали других и грабили кротких, в той жизни ничего не получат.
Христианин должен помнить, что Бог всё видит и что Он бесконечно справедлив. Каждый получит то, что заслужил.

Четвертая заповедь Блаженства.

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся."

Алчущие - сильно желаающие есть, голодные. Жаждущие - сильно желающие пить. "Правда" - значит то же, что святость, то есть духовное совершенство.
В других словах эту заповедь можно было бы сказать так: блаженны те, которые всеми силами стремятся к святости, к духовному совершенству, потому что они получат это от Бога.
Алчущие и жаждущие правды - это те люди, которые, сознавая свою греховность, горячо желают стать лучше. Они всеми силами стремятся жить по заповедям Божиим.
Выражение "алчущие и жаждущие" показывает, что желание наше к правде настолько должно быть сильно, насколько сильно желание голодного и жаждущего утолить свой голод и жажду. Прекрасно выражает такое стремление к праведности царь Давид: "Как лань стремится к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс. 41:2)
Алчущим и жаждущим правды Господь обещает, что они насытятся, т.е. что они достигнут праведности при Божией помощи.
Эта заповедь Блаженства учит нас не удовлетворяться тем, что мы не хуже других людей. Мы должны каждый день нашей жизни становиться чище и лучше. Притча о талантах говорит нам, что мы ответственны перед Богом за те таланты, то есть те способности, которые нам дал Бог, и за те возможности, которые Он нам предоставил, чтобы "умножить" свои таланты. Ленивый раб был не за то наказан, что был плохой, а за то, что закопал свой талант, то есть ничего хорошего не приобрел в этой жизни.

Пятая Заповедь Блаженства.

"Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут."

Милостивые - это люди сострадательные к другим, это люди, жалеющие других людей, попавших в беду или нуждающихся в помощи.
Дела милости бывают материальные и духовные.
Дела милости материальные:
Накормить голодного,
Напоить жаждущего,
Имеющего недостаток в одежде одеть,
Посетить больного.
Часто при храмах существует Сестричество, которое посылает помощь нуждающимся людям в разные страны. Можно свою денежную помощь посылать через церковное сестричество или другую благотворительную организацию.
Если случится автомобильная авария или мы видим на дороге больного человека, надо вызвать скорую помощь и позаботиться, чтобы этот человек получил медицинскую помощь. Или, если видим, что кого-то грабят или бьют, надо вызвать полицию, чтобы спасти этого человека.
Дела милости духовной:
Подать ближнему хороший совет.
Простить обиду.
Научить незнающего истине и добру.
Помочь грешнику стать на правильный путь.
Молиться за ближних Богу.
Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы, т.е. на предстоящем суде Христовом им будет явлена милость: Бог их помилует.
"Блажен помышляющий (заботящийся) о нищем и убогом, в день бедствия избавит его Господь" (Псалом).

Шестая Заповедь Блаженства.

"Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога."

Чистые сердцем, это те люди, которые не только явно не грешат, но и не таят порочных и нечистых мыслей, желаний и чувств в себе, в своем сердце. Сердце таких людей свободно от привязанности к тленным земным вещам и свободно от грехов и страстей, насаждаемых страстью, самолюбием и гордостью. Люди, чистые сердцем, непрестанно помышляют о Боге и всегда видят присутствие Его.
Чтобы приобрести чистоту сердца, надо хранить посты, заповеданные Церковью, и стараться избегать объедения, пьянства, неприличных фильмов и танцев, чтения непристойных журналов.
Чистота сердца гораздо выше простого чистосердечия. Чистосердечие состоит только в искренности, в откровенности человека в отношении к ближнему, а чистота сердца требует полного подавления порочных мыслей и желаний, и постоянной мысли о Боге и о Его святом Законе.
Людям с чистым сердцем Господь обещает в награду, что они увидят Бога. Здесь, на земле, они увидят Его благодатно-таинственно, духовными очами сердца. Они могут видеть Бога в Его явлениях, образах и подобиях. В будущей же вечной жизни они будут видеть Бога так, как Он есть; а так как видеть Бога есть истоник высочайшего блаженства, то обещание видеть Бога есть обеание высшего блаженства.

Седьмая Заповедь Блаженства.

"Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими."

Миротворцы - это люди, которые живут со всеми в мире и согласии, которые много делают, чтобы был мир между людьми.
Миротворцами называются те люди, которые сами стараются жить со всеми в мире и согласии и других людей, враждующих между собой, стараются примирить или, по крайней мере, молят Бога об их примирении. Апостол Павел писал: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми."
Миротворцам Господь обещает, что они назовутся сынами Божиими, то есть будут самыми близкими к Богу, наследниками Божиими и сонаследниками Христу. Миротворцы своим подвигом уподобляются Сыну Божию - Иисусу Христу, Который пришёл на землю, чтобы примирить согрешивших людей с правосудием Божиим и поселить мир между людьми, вместо господствовавшей между ними вражды. Поэтому миротворцам и обещается благодатное название детей Божиих, а с этим бесконечное блаженство.
Апостол Павел говорит: "Если вы дети Божии, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться; потому что думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас" (Рим. 8:17-18).

Восьмая заповедь Блаженства.

"Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное."

Гонимые за правду - это те истинно верующие люди, которые так любят жить по правде, т.е. по Закону Божию, что за твердое исполнение своих христианских обязанностей, за свою праведную и благочестивую жизнь терпят от нечестивых людей, от врагов гонения, преследования, лишения, но ничем не изменяют правде.
Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде евангельской, потому что злые люди ненавидят правду и всегда преследуют тех людей, которые отстаивают правду. Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос был распят на кресте врагами, и Он всем Своим последователям предсказал: "Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Иоан. 15:20). И апостол Павел писал: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3:12).
Чтобы терпеливо переносить гонения за правду, человеку необходимо иметь: любовь к истине, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, веру и надежду на помощь Божию.
Гонимым за правду Господь обещает Царство Небесное, т.е. полное торжество духа, радость и блаженство в райских селениях.

Девятая Заповедь Блаженства.

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах."

В последней, девятой заповеди Господь наш Иисус Христос называет особенно блаженными тех, которые за имя Христово и за истинную Православную веру в Него терпеливо переносят поношения, гонения, злословие, клевету, издевательство, бедствия и даже смерть.
Такой подвиг называется мученическим. Выше подвига мученического ничего не может быть.
Мужество христианских мучеников нужно отличать от фанатизма, который есть ревность не по разуму. Христианское мужество нужно также отличать от вызванной отчаянием бесчувственности и от напускного равнодушия, с которым некоторые преступники по своему крайнему ожесточению и гордости выслушивают приговор и идут на казнь.
Христианское мужество основано на высоких христианских добродетелях: на вере в Бога, на надежде на Бога, на любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.Все молитвы...

Блаженны нищие духом - говорит нам Господь. Что это означает? Эта заповедь самая непонятная и самая загадочная из всех. Есть разные объяснения того, что означают эти слова. Самое простое объяснение: «нищие духом» значит смиренные, те, которые, осознавая свои грехи, понимая свое недостоинство, считают себя духовно нищими. Эта заповедь ободряет их. Говорит, что, если ты видишь свои грехи, как песок морской (так говорили святые в патериках), тогда ты положил начало своему спасению. Путь к совершенству начинается с сознания своей худости, малости, с осознания своей греховности. Это осознание обязательно для человека. Именно поэтому, возможно, сейчас так мало людей ходят в храм. Потому что люди считают себя хорошими, самодостаточными, им не нужно Царство Небесное. У них уже есть все на этой земле. Наш псевдоблагополучный век создает иллюзию, что можно жить, можно жить хорошо, можно жить еще лучше. Можно надеяться на то, что ты сделаешь себе карьеру, накопишь денег на старость, что ты отдохнешь, попутешествуешь, что ты получишь удовольствие от еды, питья, общения с противоположным полом, посмотришь интересные фильмы, поиграешь в интересные игры. Земная жизнь наполняется различными приятностями, удовольствиями. Вот это обольщение богатством, обольщение мнимым благополучием, оно мешает видеть свои грехи.

Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа.

Заповеди блаженства - это ступени, по которым человек может подняться в Царство Небесное. Но, к сожалению, большинству тех, кто называет себя православными, они неизвестны.

Пение заповедей блаженства начинается на литургии во время малого входа с воспоминания о молитве благоразумного разбойника. Того разбойника, который был распят рядом со Христом. Он стал молиться тому, кого все хулят, на кого плюют, кого предали на смерть, мучительную и страшную. Он обратился к тому, кому осталось жить на земле несколько часов, и попросил Его - вспомнить о нем, когда Он придет как Царь. Мы начинаем пение заповедей, данных нам Богом для блаженства, с тех слов, которые сказал разбойник: «Во Царствии Твоем помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». После них начинается пение самих заповедей, которые хорошо бы петь вместе с хором, чтобы проверять себя каждый раз - исполняю я это или нет?

Более или менее устроенная жизнь становится как бы сетью, накрывающей людей, и они не видят за ней своей испорченности, не видят того, ради чего они были созданы. Как замечательная чаша, украшенная каменьями, позолоченная, созданная для того, чтобы быть царским кубком, используется в песочнице, чтобы делать куличики из песка. Или может быть для еще более низких потребностей. Эта чаша забыла, для чего создана. Ей, может быть, хорошо и тепло в песочке. И она забыла царский пир, его веселье и радость. Так и человек потерял память о своем величии, которое вложено в него Богом. Ему не с чем себя сравнивать. Забыты святые, о них не говорят. Забыты чудеса, которые совершал Господь. Зачем они нам, когда есть современная медицина, которая тоже совершает чудеса исцелений: можно пересаживать органы, можно излечивать тяжелейшие болезни, чтобы жить как-то дальше. Царство Небесное открывается тем, кому неуютно на земле, кому не хочется делать куличики в песке, кто хочет жизни с Богом. Путь к Богу начинается с осознания своей всецелой недостаточности и греховности.

Святые отцы еще одно дают толкование словосочетанию «нищий духом»: тот человек, который ни к чему не привязан на земле, дух которого свободен от всяких привязанностей - от богатства, от удовольствий, от осознания своей значимости. С этого начинается путь блаженства. И конечно, когда человек осознает себя так - он плачет. Поэтому блаженны плачущие. Хотя слово «плачет» не совсем правильно переведено на русский. Я читал, что здесь стоит греческое слово, которое переводится как «скорбит, печалится». Когда мы говорим «плачет», мы имеем в виду плачет слезами, увлажняются глаза. Но это не всегда происходит, когда человек скорбит, печалится о своем состоянии. И главное - он не заглушает в себе эту скорбь, не утешает себя развлечениями, вкусной едой, а продолжает печалиться. Такого человека утешает сам Бог. И утешение, которое дает Бог, несравнимо с теми утешениями, которые мы сами для себя придумываем.

Еще эта заповедь означает, что блажен тот, кто ищет Духа, просит его у Бога. Это мое толкование, не знаю, насколько оно верно. Это не просто бедный духом человек, это нищий духом. Нищий тот, кто просит все время. Нищими мы называем тех, кто попрошайничает. Не просто бедствуют, но просят. Тот человек, который просит у Бога, тот, кто ищет Бога, кто обращен к Богу, он блажен, потому что ему открывается Царство Небесное.

Кроткие

Дальше говорится удивительная и непонятная для нас вещь: блаженны кроткие. Это совершенно противоположно духу нашего времени. Кроткий человек у нас ассоциируется с человеком забитым. С человеком, который не умеет за себя постоять. С человеком, который трусливо прячется от бед, опасностей, не противостоит им. Но кротость - это совсем другое слово. В XIX веке об этой добродетели знали русские люди. О ней писал Достоевский. Но в наше время кротость - это что-то совершенно таинственное и непонятное для людей. «Кто смел, тот два съел», «при каждой неудаче давайте сдачи» - и вообще, если не отвечать, то они же все распустятся, нужно уметь постоять за себя. А кротость - это надеяние на Бога, это сохранение мирного устроения души, тишина сердца, нежность, согласие с другой волей (не злой, конечно, волей, не дьявольской, нельзя быть кротким с дьяволом!), надеждой на Бога, что он защитит от зла. Вот эта кротость - драгоценное качество души. Сам Господь называет себя кротким. Есть даже такое толкование, что заповеди блаженства - это портрет Господа нашего Иисуса Христа, описание Его души. И мы с вами должны быть подобны Ему, если хотим в Царство Небесное.

Именно кроткие наследуют землю. Есть два толкования этих слов. Кротость как наследование новой земли, Царства Небесного, и кротость как обладание собой. Только кроткий умеет обладать собой. Гневливый, раздражительный собой не обладает. Им обладает гнев. Им властвует раздражение. А кроткий властвует собой, он наследует землю. Земля - это мы. Мы же взяты из земли. Конечно, это немного странно и непонятно - как из черной земли может вырасти красный помидор или зеленый огурец. Как из земли могут появиться голубые глаза или льняные волосы, кожа, сердце, кровь… Но наше тело взято из земли и в землю должно отойти. Мы должны возделывать нашу природу. И только кроткий имеет такую власть.

Тех, кто милостив, милует Бог

Когда человек научился владеть собой, научился кротости, он обращается к небу. И хочет узнать Бога. Хочет узнать истину. Человек, который жаждет этого так, как голодный хочет есть, как жаждущий хочет пить, только такой алчущий человек насыщается Богом. Бог не дает свои истины тем, кто хочет узнать их из любопытства или просто для развлечения. Бог открывает свои истины, свою правду тому, кто болен жаждой, кто хочет жить в этой истине, по этим правилам. Поэтому Господь говорит, что блаженны алчущие и жаждущие правды.

А когда человек познает истину, которая заключается в том, что Бог есть Любовь, он становится милостивым. Мы заставляем себя быть милостивыми, но у нас это не получается. Как быть милостивым к какому-нибудь мерзавцу и разбойнику? К тому, кто насилует детей, устраивает теракты? Но человек, который познает истину о любви Божией, он становится милостивым ко всем. Это тайна. Но она открывается тем, кто ее ищет. Тех, кто милостив, милует Бог. Таким Господь прощает грехи, беззакония, которые они творили, покрывает все неправды.

И когда Бог милует их, тогда становится чистым их сердце. А ведь люди совсем не заботятся о чистоте сердечной. Они заботятся только о внешней чистоте. Современные люди очень брезгливы. Они чистюли, душ принимают по десять раз в день. Изобретают шампуни, кондиционеры для волос, лосьоны. Часто меняют одежду, носят белые сорочки - чистота возведена в современном мире в принцип. А сердце? Сколько грязи в моем сердце, хотя я архиерей и должен о нем заботиться особенно тщательно. Сколько грязи люди черпают ковшами, даже не лопатами, в интернете - плотской грязи, нечистоты, мыслей грязных. Глаза их открыты непотребным зрелищам, уши наполнены звуками, которые нарушают покой сердца. И в этой заповеди говорится, что человек, которого милует Бог, уже не хочет этой грязи в своем сердце, и тогда ему открывается видение Бога. Без чистоты сердечной человек не может увидеть Бога. Так же как глазами, залепленными грязью, нельзя увидеть солнечный свет. Можно так исказить свое зрение, что не видеть вообще ничего.

Война против всех

А когда люди видят Бога, они видят, как мир принести на землю. Ведь мы находимся в постоянной вражде: с самими собой, с Богом, с друзьями, с женами, с мужьями, с детьми, с родителями, с сотрудниками, с начальниками, с другими партиями, с другими национальностями, с другими государствами. Война всех против всех - как ее успокоить? Вот тот человек, который видит Бога, тот становится миротворцем. Он приобщается Богу и называется сыном Божиим.

Дальше начинается интересное развитие этих заповедей блаженства. До сих пор познание добродетели что-то давало нам. Была удовлетворена наша жажда истины, мы были помилованы Богом, мы Бога увидели, мы научились быть миротворцами. И вдруг дальше говорится совершенно удивительная вещь - блаженны изгнанные правды ради, яко их есть Царство Небесное. Мы поднимались в гору, приобретали те или иные положительные качества, и вдруг на тебе - изгнаны правды ради. Дело в том, что мы не понимаем, откуда изгнаны. А изгнаны мы из мира, где царствует грех. Когда святых изгоняли из мира, когда они умирали, когда их лишали почестей, чинов, когда им не давали возможности совершать их служение в этом мире - они радовались. Потому что жить в этом мире тяжко и трудно. Блаженны, когда поносят вас, когда вас изгонят, когда будут говорить всякое зло на вас, радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах, говорил Господь. Этими словами заканчиваются эти заповеди. Они заканчиваются исходом из мира и входом в Царство Небесное. При пении этих слов на литургии совершается вход с Евангелием в алтарь. Священник или диакон, если он несет Евангелие, возглашает: «Премудрость прости!», иногда совершает крестное знамение молящихся Евангелием и входит в алтарь. Как бы входит в Царство Небесное.

Вечная новость

На литургии мы вспоминаем вечные истины, которыми мы не живем. Мы привыкли жить чем-то временным. Нам кажется, что это временное интереснее, привлекательнее, содержательнее, чем вечное. Мы гонимся за новизной и находимся в постоянной суете. Литургия обращает наше внимание к тому, что пребывает вечно, является вечной радостью, вечной новостью. Является вечной жизнью. Но иногда даже вечная жизнь кажется нам какой-то устаревшей формулой, кажется для нас забытым явлением, которое было когда-то. На самом деле это - приобщение к вечной жизни. К жизни в Боге. И то, что кажется нам мертвым, на самом деле может ожить, если мы будем стараться молиться Богу, если будем видеть за этой внешней формой внутреннее содержание. Нельзя останавливаться просто на произнесении слов. Нельзя останавливаться на том, что мы понимали в этих словах вчера или на прошлой литургии. Нужно понимать, что каждый раз за этими словами может открыть себя нам живой Бог. Открыть нам новый смысл, открыть новую истину, открыть новое видение. Возвести нас на новую ступень понимания того, что означают эти слова. Поэтому при совершении литургии нужно совершать постоянную работу. Сознание, чувства наши, сердце, душа наша должны все время работать - прославлять Бога, каяться. И мы должны внутренне обращаться к себе и внутренне все время трудиться на литургии. К сожалению, мы вот так трудиться не умеем. Мы привыкли жить беспорядочно. Привыкли следовать за тем, на что обращает внимание наш ум. Он вертится, меняются картины, образы. Мы не умеем жить осознанно, не умеем жить целенаправленно. А этому тоже учит литургия.

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

епископ Пантелеимон (Шатов)

Нагорная проповедь Христа – это событие из Евангелия, когда Господь дал Свой новозаветный закон, главные заповеди христианства. Они являются концентратом всего учения христиан, вечной небесной истиной, не подвластной времени и актуальной для человека из любой культуры и страны. Христиане, как те, кто стремится к бессмертию, стараются усвоить непреложные законы добра, которые «не пройдут» (Мк 13:31). Все конфессии без исключения убеждены в толковании заповедей Блаженства – они ведут человека в рай.

Заповедей Блаженства всего девять, но они составляют лишь часть Нагорной проповеди, которая имеет колоссальное значение в учении христиан. Проповедь подробно изложена в 6 главе Евангелия от Луки и, кроме изложения заповедей, включает свод емких тезисов, которые часто можно услышать в народе: «вынь прежде бревно из твоего глаза», «не суди и не судим будешь», «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам», «всякое дерево познается по плоду своему» – все эти обороты русской речи, ставшие народными, являются прямыми цитатами Спасителя из 6 главы Евангелия от Луки.

Девять заповедей Блаженства – заповеди счастья Иисуса Христа

Если Моисея, данные ему на горе Синай, являются по сути запретительными: в них сказано как нельзя поступать, чтобы угодить Богу, это строгие заповеди – то в Нагорной проповеди, как и во всем христианстве, заповеди наполнены духом любви и учат, как нужно поступать. Есть и еще одна параллель между заповедями Ветхого и Нового Заветов: древние заповеди написаны на каменных скрижалях (плитах), что является символом внешнего, грубого восприятия. Новые же написаны на скрижалях сердца верующего человека, который будет добровольно исполнять их, – Святым Духом. Поэтому люди иногда называют их моральными, нравственными заповедями христианства. Текст заповедей Блаженства мы находим в двух Евангелиях:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:1-12).

Господь в этих заповедях говорит о том, каким должен стать человек, чтобы обрести полноту жизни. Блаженство – это совокупность тех качеств, которые делают человека счастливым, без всякого недостатка. Это радость, она неэмоциональна и сокровенна, но реальна настолько, насколько человек способен ее вместить – с ней христиане живут уже в этом мире, и они заберут ее с собой в вечность.

Трактование заповедей

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Счастливы не считающие ничего своим и признающие, что все принадлежит Создателю, и он дает и забирает – у кого хочет. Счастливы способные смиряться – они знают высоту Бога и свое недостоинство перед Ним, не кичатся мнимыми заслугами, осознают немощь духа и бренность тела. Нищета духовная – это способность просить и получать просимое. Счастливы простые люди, как дети, нищие достоинством и высоким мнением о себе, многими заслугами не требующие к себе должного отношения: они думают о себе просто, стремятся помочь искренно, выслушают хотящих сказать с интересом, а не ради приличия. Они не осуждают и принимают все с радостью и верой.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Счастливы плачущие о грехах – именно о них стоит плакать, чтобы приобрести покаянный дух, с которого начинается исправление жизни. Пока не будет навыка в этом плаче – о своих грехах, пороках и худой природе, — не будет деятельной жизни, которой хочет от нас Христос, сказавший через апостола, что «вера без дел мертва» (Иак.2:26).

Плач о грехах в церкви называют радостнотворным плачем – и это действительно так. Те, кто был на исповеди, ощутили это. Ведь именно после таинства Покаяния человеку прощаются грехи, и он становится способным услышать это благоухание радости, рождаемое от мирной совести и предчувствия бессмертия.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Счастливы победившие гнев и заставившие его служить себе. Внутренний гнев необходим, если он настроен правильно: человек должен гневно отторгать от себя все то, что удаляет от Бога. Кроткие – это не те, кто никогда не гневается, это те, кто знает, когда гневаться нужно, а когда нет. Кроткие подражают Христу, ведь Он, когда увидел в храме непотребную торговлю, то взял кнут и разогнал торгующих, опрокинув столы с деньгами. Он ревновал о Доме Бога Своего и поступил правильно.

Кроткий человек не боится поступать правильно и проявлять разумный гнев, когда он защищает интересы ближнего или Божии. Кротость – это чувство глубокого самовоспитания, когда, в согласии с совестью и Божиими заповедями, своих врагов любишь.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Ищущие истину – найдут ее. Ищущих Бога Христос находит Сам – как Пастырь свою овечку. Счастливы неутомляемые в этом поиске, те, кого не устраивает только комфорт и достаток. Кто откликается на зов сердца и идет на поиски своего Спасителя. Награда этим людям велика.

Счастливы те, кто пуще воды и хлеба ищет своего спасения и знает свою нужду в этом. Счастливы те, то деланием добродетелей стремится познать Бога и помнит, что от собственных дел оправдаться невозможно.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Дела милосердия – прямой путь на небо. Согласно прямым словам Спасителя, помогая больным, нищим, страдающим, заключенным, странникам, нуждающимся – мы помогаем в их лице Самому Христу. Счастливы, кто научился отдавать себя ближним, чтобы приносить пользу и вселять в людей веру в добро.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Те, кто упражняется в искренности, доверии Богу, молитве приобретают чистосердечие. Это счастливые люди, свободные от злых мыслей, имеющие власть над своим телом и подчиняющие его духу. Только очищенное сердце видит вещи, как они есть, и способно правильно воспринимать Писание без подсказок.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Счастлив, кто примиряет человека с Богом. Кто личным примером показывает, что можно жить в ладу со своей совестью, с мирным устроением духа идти по жизни. Особую награду получит тот, кто примиряет враждующих, нечестивцев – обращая их к Богу. Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, примирил Бога с людьми, соединил мир людей с миром Ангелов, которые дают теперь нам свое заступничество, охраняют нас – поступающий также будет наречен сыном Божиим.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Счастливы не боящиеся исповедовать Христа перед лицом опасности. Кто не отказывается от путей добра, убеждений, верности – когда его преследуют за это. Такие люди получают в награду бесчисленные богатства, которые невозможно потерять и испортить.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Счастливы верные Христу до смерти. Они разделят со своим Богом Его Царство и будут царствовать вместе с Ним – именно это обещано всем мученикам и исповедникам за веру. Счастливы вы будете, когда будут на вас клеветать, обзывать, пытать, убивать за имя Христово. Вас ждет самая высокая награда, невыразимая и неисчерпаемая. Так сказал сам Творец неба и земли, наш Создатель. И у нас нет причин не доверять Ему – в этом высший смысл, так как сказано:

«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится» (Мк 9:49).

Соль – это благодатное слово, которое должно быть у христианина, чтобы он стал благоприятной жертвой для Господа. А огонь – это очистительное испытание страданиями за веру, которое должен пройти каждый христианин – ради подражания Христу.

Толкование заповедей Блаженства и вникание в их смысл способно изменить человека кардинально. Человеку под силу преодолеть природу и привычки, так как на этом пути наш Помощник – Сам Бог. Поделившись с нами Своими заповедями, Господь перечислил собственные качества. Качества Бога имеют нетварную природу и называются добродетелями. Эти добродетели – характер Бога, их призваны соблюдать христиане, чтобы стать похожими на Христа.

Бог дал людям десять заповедей еще в ветхозаветные времена. Даны они были для того, чтобы оградить людей от зла, предупредить об опасности, которую несет грех. Господь Иисус Христос установил Новый Завет, дал нам евангельский закон, основой которого являются любовь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13, 34) и святость: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5, 48). Спаситель не отменил соблюдение десяти заповедей, но возвел людей на высший уровень духовной жизни. В Нагорной проповеди, рассказывая о том, как должен строить свою жизнь христианин, Спаситель дает девять заповедей блаженства . Эти заповеди говорят уже не о запрете греха, а о христианском совершенстве. Они рассказывают, как достигнуть блаженства, какие добродетели приближают человека к Богу, ибо только в Нем человек может найти истинную радость. Заповеди блаженства не только не отменяют десять заповедей Закона Божиего, но премудро дополняют их. Недостаточно просто не совершать греха или изгнать его из нашей души, покаявшись в нем. Нет, нужно, чтобы в нашей душе были противоположные грехам добродетели. Недостаточно не делать зла, нужно творить добро. Грехи создают стену между нами и Богом; когда стена разрушена, мы начинаем видеть Бога, но приблизить к Нему нас может только нравственная христианская жизнь.

Вот девять заповедей, которые дал нам Спаситель как руководство к христианскому подвигу:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Первая заповедь

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Что значит быть нищим духом, и почему такие люди являются блаженными ? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем.

Духом Он назвал душу и расположение человека. <...> Почему же не сказал Он: смиренные , а сказал нищие ? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66, 2)» («Беседы на святаго Матфея евангелиста». 25. 2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который считает себя духовно богатым.

Нищета духовная означает смирение , видение своего истинного состояния. Как обычный нищий не имеет ничего своего, но одевается в то, что дадут, и питается подаянием, так и мы должны осознавать: все, что имеем, получаем от Бога. Это все не наше, мы лишь управители имения, которое дал нам Господь. Дал, чтобы оно служило спасению нашей души. Можно быть отнюдь не бедным человеком, но быть нищим духом , со смирением принимать то, что нам дарует Бог, и использовать это для служения Господу и людям. Всё — от Бога. Не только богатство материальное, но и здоровье, таланты, способности, сама жизнь — все это исключительно дар Божий, за который мы должны Его благодарить. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5), — говорит нам Господь. Борьба с грехами и стяжание добрых дел невозможны без смирения. Все это мы делаем только с помощью Божией.

Нищим духом, смиренномудрым обещается Царство Небесное . Люди, знающие, что все, что они имеют, не их заслуга, а дар Божий, который нужно преумножить во спасение души, будут воспринимать все посланное и как средство достижения Царства Небесного.

Вторая заповедь

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны плачущие . Плач может быть вызван совершенно разными причинами, но далеко не всякий плач является добродетелью. Заповедь о плаче означает покаянный плач о своих грехах. Покаяние так важно, потому что без него невозможно приблизиться к Богу. Грехи мешают нам это сделать. Первая заповедь о смирении уже подводит нас к покаянию, закладывает основу для духовной жизни, ибо осознать свои грехи, покаяться в них может только человек, который чувствует свою немощь, нищету перед Отцом Небесным. Евангельский блудный сын возвращается в дом Отчий, и, конечно, Господь примет всякого приходящего к Нему и отрет всякую слезу с его очей. Поэтому «блаженны плачущие (о грехах), ибо они утешатся (выделено нами. — Авт .)». У каждого человека есть грехи, без греха один Бог, но нам дан от Бога величайший дар — покаяние, возможность вернуться к Богу, попросить у Него прощения. Святые отцы недаром называли покаяние вторым крещением, где мы омываем грехи не водой, а слезами.

Блаженными слезами можно также назвать слезы сострадания, сопереживания нашим ближним, когда мы проникаемся их горем и стараемся чем можем помочь им.

Третья заповедь

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны кроткие. Кротость — это мирный, спокойный, тихий дух, который человек стяжал в своем сердце. Это покорность воле Божией и добродетель мира в душе и мира с ближними. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф 11, 29-30), — учит нас Спаситель. Он был во всем покорен воле Отца Небесного, Он служил людям и с кротостью принял страдания. Взявший на себя благое иго Христово, следующий Его путем, ищущий смирения, кротости, любви найдет покой, успокоение своей душе и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Некоторые под словом землю разумеют землю духовную, то есть небо, но ты разумей и эту землю. Так как кроткие обычно считаются презренными и лишенными значения, то Он и говорит, что они-то преимущественно и имеют все». Кроткие и смиренные христиане без войн, огня и меча, несмотря на страшные гонения со стороны язычников, смогли обратить в истинную веру всю огромную Римскую империю.

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам он в полной мере стяжал этот мирный дух, встречая каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Известен эпизод из его жития, когда к его лесной келье пришли разбойники, желая ограбить старца, думая, что посетители приносят ему много денег. Святой Серафим рубил в это время дрова в лесу и стоял с топором в руках. Имея оружие и обладая большой физической силой, он не захотел оказать пришедшим сопротивление. Он положил топор на землю и сложил руки на груди. Злодеи схватили топор и обухом его жестоко избили старца, проломив голову и переломав кости. Не найдя денег, они скрылись. Преподобный Серафим еле добрался до монастыря. Он долго болел и до конца дней оставался согбенным. Когда разбойников поймали, он не только простил их, но и просил отпустить, говоря, что если этого не сделают, он уйдет из монастыря. Вот какой удивительной кротости был этот человек.

Четвертая заповедь

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть определенные люди, которых можно назвать правдоискателями: они постоянно возмущаются существующими порядками, везде ищут справедливости и пишут жалобы, со многими вступают в конфликт. Но не о них говорится в этой заповеди. Имеется в виду совсем другая правда.

Сказано, что нужно желать правды как пищи и пития: Блаженны алчущие и жаждущие правды. То есть очень сильно, как голодный и жаждущий терпит страдания, пока не удовлетворит свои потребности. О какой правде здесь сказано? О высшей, Божественной Правде. А высшая Правда , Истина — это Христос. Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14, 6), — говорит Он о Себе. Следовательно, христианин должен искать истинный смысл жизни в Боге. В Нем одном истинный источник воды живой и Божественного Хлеба, который есть Тело Его.

Господь оставил нам слово Божие, в котором изложено Божественное учение, правда Божия. Он создал Церковь и вложил в нее все нужное для спасения. Церковь также является носительницей правды и правильного знания о Боге, мире и человеке. Вот этой правды должен жаждать каждый христианин, читая Священное Писание и назидаясь творениями отцов Церкви.

Те, кто ревнуют о молитве, о творении добрых дел, о насыщении себя словом Божиим, поистине «жаждут правды» и, конечно, получат насыщение от приснотекущего Источника — Спаса нашего — и в этом веке, и в будущем.

Пятая заповедь

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милость, милосердие — это дела любви по отношению к ближним. В этих добродетелях мы подражаем Самому Богу: Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк 6, 36). Бог посылает Свои милости и дары как праведным, так и неправедным, грешным людям. Он радуется об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк 15, 7).

И такой же бескорыстной любви научает всех нас, чтобы мы совершали дела милости не ради награды, не ожидая получить что-то взамен, а из любви к самому человеку, исполняя заповедь Божию.

Делая добрые дела людям, как творению, образу Божию, мы тем самым приносим службу Самому Богу. В Евангелии дан образ Страшного Суда, когда Господь отделит праведных от грешных и скажет праведным: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25, 34-40). Поэтому сказано, что «милостивые сами помилованы будут ». И напротив, тем, кто не творил добрых дел, нечем будет оправдаться на суде Божьем, как сказано в той же притче о Страшном Суде.

Шестая заповедь

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны чистые сердцем , то есть чистые душой и умом от греховных мыслей и желаний. Важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от мыслей о нем, потому что любой грех начинается с помышления, а уже потом материализуется в действие. Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф 15, 19), — сказано в слове Божьем. Не только телесная нечистота является грехом, но прежде всего нечистота души, духовная скверна. Человек может никого не лишать жизни, но пылать ненавистью к людям и желать им смерти. Тем самым он будет разрушать собственную душу, а впоследствии может дойти и до убийства. Поэтому апостол Иоанн Богослов предупреждает: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15). Человек, имеющий нечистую душу, нечистые мысли, — потенциальный совершитель уже видимых грехов.

Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно (Мф 6, 22-23). Эти слова Иисуса Христа сказаны о чистоте сердца, души. Чистое око — это искренность, чистота, святость мыслей и намерений, и намерения эти ведут к добрым поступкам. И наоборот: где око, сердце ослеплено, там царствуют темные помышления, которые станут впоследствии темными делами. Только человек с чистой душой, чистыми помыслами может приблизиться к Богу, узреть Его. Бога видят не телесными очами, а духовным зрением чистой души и сердца. Если этот орган духовного зрения помутнен, испорчен грехом, Господа человек не увидит. Поэтому нужно воздерживаться от нечистых, греховных, злых мыслей, отгонять их как всеваемых от врага и воспитывать в душе светлые, добрые. Мысли эти взращиваются молитвой, верой и надеждой на Бога, любовью к Нему, к людям и ко всякому творению Божьему.

Седьмая заповедь

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны миротворцы... Заповедь иметь мир с людьми и примирять враждующих ставится в Евангелии очень высоко. Такие люди называются детьми, сынами Божьими. Почему? Мы все — чада Божьи, его творения. Отцу и матери нет ничего более приятного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согласии между собой: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! (Пс 132, 1). И наоборот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце родителей словно обливается кровью! Если мир и хорошие отношения между детьми радуют даже земных родителей, тем паче Отцу нашему Небесному нужно, чтобы мы жили в мире. И человек, который хранит мир в семье, с людьми, примиряет враждующих, приятен и угоден Богу. Мало того, что такой человек получает радость, спокойствие, счастье и благословение от Бога здесь, на земле, приобретает мир в душе и мир с ближними, — он получит несомненно награду и в Царстве Небесном.

Миротворцы еще потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге уподобляются Самому Сыну Божьему, Христу Спасителю, Который примирил людей с Богом, восстановил связь, которая была разрушена грехами и отпадением человечества от Бога.

Восьмая заповедь

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны изгнанные правды ради. О взыскании Истины, Божественной Правды уже говорилось в четвертой заповеди блаженства. Мы помним, что Истина — это Сам Христос. Он также называется Солнцем правды . Именно о стеснениях, гонениях за правду Божию говорится в этой заповеди. Путь христианина — всегда путь воина Христова. Путь сложный, трудный, узкий: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф 7, 14). Но это — единственная дорога, ведущая ко спасению, иного пути нам не дано. Конечно, жить в бушующем, часто очень враждебном христианству мире сложно. Даже если нет гонений и притеснении за веру, просто жить по-христиански, исполнять заповеди Божьи, трудиться для Бога и ближних очень непросто. Гораздо легче жить «как все» и «брать от жизни всё». Но мы знаем, что как раз этот путь ведет в погибель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель (Мф 7, 13). И то, что очень многие люди следуют в этом направлении, не должно смущать нас. Христианин всегда иной, не как все. «Старайся жить не как все живут, а как Бог велит, потому что... мир во зле лежит.» — говорит преподобный Варсонофий Оптинский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь, на земле, гнать, потому что отечество наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому гонимым за правду Господь в этой заповеди обещает Царство Небесное .

Девятая заповедь

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Продолжением восьмой заповеди, где говорится о притеснении за правду Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженства. Господь обещает блаженную жизнь всем гонимым за веру.

Здесь сказано о высшем проявлении любви к Богу — о готовности отдать свою жизнь за Христа, за свою веру в Него. Этот подвиг называется мученичеством . Путь этот высший, он имеет великую награду . Путь этот указан Самим Спасителем. Он претерпел гонения, мучения, жестокие пытки и мучительную смерть, дав тем самым пример всем Своим последователям и укрепив их в готовности пострадать за Него даже до крови и смерти, как некогда Он пострадал за всех нас.

Мы знаем, что Церковь стоит на крови и стойкости мучеников. Они победили языческий, враждебный мир, отдав свои жизни и положив их в основание Церкви.

Но враг рода человеческого не успокаивается и постоянно воздвигает новые гонения на христиан. И когда к власти придет антихрист, он так же будет гнать и преследовать учеников Христовых. Поэтому каждый христианин должен быть постоянно готов к подвигу исповедничества и мученичества.

Что такое духовная нищета? Если это плохо, то почему нищие духом - блаженны? Не унижает ли человека ощущение себя как ничтожества? Почему Заповеди блаженства - ключ ко всему Евангелию? Читайте в интервью с о.Георгием Бреевым из его книги

Даже те, кто ничего не знает о христианстве, слышали заповедь Христа «Блаженны нищие духом». И порой возмущались. Ведь некоторые воспринимают нищету духовную как скудоумие. Или считают, что нищие духом - бомжи.

Здесь одно и то же слово «нищие» употребляется по отношению к разным категориям людей, - начинает объяснять батюшка. - Все-таки бомж - это тот, кто обнищал в силу личного нерадения или не нашел, где ему применить себя. Можно бесконечно говорить о том, почему у него не сложился жизненный путь, и он не смог создать себе нормальные условия. Это социальная проблема. Причины ее кроются в самом человеке.

Вот наш храм. Сегодня, входя в него, я увидел: с протянутой рукой стоят люди, которые не выглядят нищими. Один - в кожаной курточке, другой -высокий,дородный мужчина, видно, что он мог бы работать.

Василий Суриков. Боярыня Морозова. Фрагмент: юродивый.

- Такое внешнее благополучие «нищих» нас часто смущает.

Храм всех принимает под свою сень. Сердца тех, кто идет сюда, расположены к милости Божией. Мы хотим, чтобы Господь простил нас и принял в Свои отеческие объятия. Каждый входит в храм и чувствует, что попал в иной мир, потому что здесь - Небо на земле. Эта святыня дана нам сверху, чтобы туда нас поднять.

Почему перед нищим, просящим милостыню, рука невольно тянется в карман? Почему хочется ему помочь? Потому что сейчас, через какие-то секунды я сам стану перед Богом, Который от избытка Своей полноты и любви дал мне бытие, жизнь, разум, бессмертную душу. Я предстану перед Ним и увижу, что не оправдал того великого доверия, которое Он мне являет каждую минуту, каждую секунду.

Я не знаю, кто бы мог переступить порог храма и стать перед лицом Божиим с чувством собственного достоинства? Нет, скорее всего, мы чувствуем именно недостоинство. И тут вплотную подходим к вопросу о духовной нищете, которую переживаем в сердце как свое несоответствие той высоте, тому духовному предназначению, которое Бог нам дал по Своей неизъяснимой любви.

- А мы и надежд не оправдали, и плодов не принесли?

Человек является вершиной, венцом, царем всего творения Божия. Он образ и подобие Божие. И это настолько велико, что не вмещается в людские понятия!

У каждого человека есть совесть - совокупность вестей, знаний о самом себе. Наше духовное познание может быть очень глубоко, и никто, как сказано в Священном Писании, не может знать души другого - только сам человек и дух, который живет в нем.

Такая же аналогия существует в отношении Бога: никто не может постичь глубин Его природы, кроме Духа Божия, Который открывает нам ее.


Совесть наша является живым органом. И как в теле какой-то орган может засориться оттого, что мы неумеренно, неразумно проводим жизнь или употребляем в пищу плохие продукты, так и совесть может быть загрязнена, окаменена, осквернена, сожжена. Но если она не потеряла живой возможности функционировать, то всегда ставит человека перед духовными реалиями.

- Иными словами, перед его собственной духовной нищетой?

Духовная нищета - это способность человека себя увидеть таким, как есть: живущим в земной плоскости, имеющим чисто земное измерение мыслей - и вдруг в какой-то момент поставленным перед неизреченной полнотой бытия, перед Самим Творцом. Как ты будешь себя чувствовать?

- Как пылинка?


- Скажите, а такое ощущение себя как ничтожества не унижает человека?

Нищий телесно, физически несет на себе печать униженности. Хотя он и пользуется вниманием, заботой, но в душе переживает. И многие очень щепетильны в этом отношении.

Но нищета духовная - другой природы. Она как бы переплавляет человека, открывает ему реальность иного мира, который недоступен нашим пяти чувствам. Человек ощущает себя искоркой перед необъятной полнотой Божией. И если Полнота скажет: «Ты не Мое, а случайное явление», - ты потеряешься. Но Она говорит: «Ты Мое, родное, тебе тоже дано быть единством Бытия». А сам-то ты понимаешь, что этому не соответствуешь. И только осознание, переживание духовной нищеты помогает человеку войти в Полноту. Границу Ее не переступишь, если в тебе не будет чувства, что перед тобой - Величайшая Святыня.

Стало быть, нищета духовная - это не только реальная самооценка, но и как бы отношение к Богу и миру? И сформулировано это в Заповедях блаженства.

Заповеди блаженства неповторимы, их нет ни в одной другой религии. Они так же необычайны, как необычайно все Евангелие Христа. Ключом к его пониманию и являются Заповеди блаженства. И первая из них - о духовной нищете. Чтобы понять Евангелие, достаточно пережить, что такое - нищие духом.

Бог Всеблагой, Всесовершенный, умалил Себя, чтобы стать доступным маленькой частичке - человеку. Это не мог сделать никто, кроме Самого Бога, Который сказал: «Научитесь от Меня: Я кроток и смирен сердцем». И это Его свойство поражает нас даже больше, чем всемогущество.

Это, по-моему, одна из самых больших христианских тайн, которая являет Бога миру. И не только Его Самого, но и те пути, которые Он предначертал Своему творению. Мы можем осуществить свое предназначение только тогда, когда тоже как бы умаляемся и даем возможность другому проявлять себя - Богу или человеку.

Тут заключена величайшая тайна бытия, которую Евангелие нам проповедует как духовную нищету. Оно показывает нам начало путей в Вечность, где мы найдем полноту и завершенность. Но если не искать эти пути уже сейчас на земле, то человек оказывается вне сферы Божественной полноты.

Ответы священника Георгия Бреева на другие вопросы о духовной жизни ищите в его книге .