Банкротство тракторных заводов переход в ростех. Ктз банкротят по частям. «Ростех» забирает КТЗ целиком 

Рабочая группа в составе представителей Ростеха, Внешэкономбанка (ВЭБ), Минпромторга, Минтруда и региональных органов исполнительной власти подготовила дорожную карту по оздоровлению Концерна «Тракторные заводы» (КТЗ). Представители рабочей группы посетили одну из производственных площадок КТЗ - Владимирский моторо-тракторный завод.

Целью посещения производственной площадки во Владимире стало ознакомление с текущим состоянием производства и проведение рабочей встречи с представителями завода.

«ВМТЗ находится в крайне тяжелом состоянии: из-за долгов остановлено производство, имеет место неэффективное использование площадей в течение продолжительного времени, на предприятии числится порядка 400 сотрудников, при этом выработка крайне низкая. Имущественный комплекс предприятия принадлежит другому юридическому лицу против которого введена процедура банкротства. Были зафиксированы случаи блокирования предприятия, при этом сотрудники не могли попасть на рабочие места. Общая сумма кредиторской задолженности на 30 сентября 2017 года составляла порядка 800 млн рублей. В ближайшее Ростех предложит конкретные шаги по оптимизации производства и сохранению рабочих мест», - сообщил индустриальный директор кластера вооружение Госкорпорации Ростех Сергей Абрамов.

Ключевыми целями для Ростеха в ближайшей перспективе являются выполнение гособоронзаказа в полном объеме и в срок, а также поддержание социальной стабильности

Сергей Абрамов, индустриальный директор кластера вооружение Ростеха

Объем накопленных финансовых обязательств предприятий группы КТЗ превышает 85 млрд рублей. С конца октября 2017 года Внешэкономбанк проводит процедуру банкротства, реализуя «дефолтную стратегию», утвержденную Наблюдательным советом банка в отношении ряда активов КТЗ как единственного способа преодолеть кризис и начать оздоровление производства.

Для оздоровления предприятий КТЗ создана рабочая группа, в состав которой входят представители Минпромторга, Минтруда, Ростеха, ВЭБа и региональных органов исполнительной власти. Ростех в составе рабочей группы приступил к реализации мероприятий плана оздоровления предприятий Концерна.

«Ключевыми целями для Ростеха в ближайшей перспективе являются выполнение гособоронзаказа в полном объеме и в срок, а также поддержание социальной стабильности. При проведении предусмотренных законом судебных процедур, хозяйственная и производственная деятельность предприятий будет продолжаться», - заявил Сергей Абрамов.

В период проведения процедуры банкротства по всем производственным площадкам КТЗ будут предприняты необходимые меры для предотвращения остановки или сбоев производства. Также будут сохранены производственный цикл предприятий Концерна и номенклатура выпускаемой продукции, в том числе и в гражданском сегменте. Одновременно будут реализованы инициативы по оптимизации производств, также принимаются меры для сохранения рабочих мест и оплаты труда сотрудникам.

И «Ростех» Сергея Чемезова подсчитывают затраты, необходимые для спасения «Курганмашзавода». Сегодня представители госкорпораций провели в Зауралье совещание, посвященное судьбе оборонного предприятия, и посетили производственную площадку. Банкиры уже заявили о готовности выделения новых средств активу, чьи обязательства превышают 32 миллиарда рублей, а «Ростех» – о намерении взять под контроль завод до конца текущего месяца, расширив перечень выпускаемой продукции. Об этом сообщает PravdaUrfo .

Как напоминает агентство "Руспрес" , управление Чемезовым оборонкой часто находится за гранью фола - так, в 2015 году он не постеснялся приподнести Путину обычный механический манипулятор, облаченный в камуфляж, как "боевого робота".

Глава концерна «Тракторные заводы», в который входит «Курганмашзавод» высказал надежду, что долги предприятия будут списаны, не исключив возможности банкротства структуры. Так или иначе, эксперты указывают на необходимость коренного изменения модели работы предприятия, которое пока стабильно генерирует миллиарды рублей убытков и конфликты, связанные с заходами «Ростеха» на другие промышленные активы.

Кризисная ситуация на ОАО «Курганский машиностроительный завод» («Курганмашзавод», входит в «ККУ «Концерн «Тракторные заводы») стала поводом для визита в регион десанта топ-менеджеров госкорпораций, перед которыми поставлена задача вывести оборонное предприятие из, по сути, банкротного состояния. Так, сегодня, 10 ноября, в правительстве Курганской области прошло совещание с участием губернатора Алексея Кокорина , заместителя председателя «Внешэкономбанка» (главный кредитор КМЗ) Петра Золотарева, директора кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии госкорпорации «Ростех» Сергея Абрамова (был и.о. президента Чечни в 2004 году) и генерального директора ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы» Альберта Бакова. Участники встречи обсудили «дорожную карту» финансового оздоровления «Курганмашзавода» и посетили производственную площадку завода.

«Составлена долгосрочная «дорожная карта». Сразу хочу сказать: никакого сокращения работающих на предприятии не предвидится. Заработная плата выплачиваться будет своевременно, в полном объеме. Гособоронзаказом ОАО «Курганмашзавод» будет обеспечен до 2027 года, фактически на 10 лет. Данное предприятие находилось и будет находиться на территории Курганской области , и будет выполнять прямое предназначение. Выпускать бронетехнику, которая есть, то есть БМП. Такая договоренность и с руководством ВЭБа, и с руководством «Ростеха» достигнута. Я думаю, что такое совместное понимание вопроса в ближайшее время снимет социальную напряженность, которая есть среди работающих и ветеранов данного предприятия», – заявил по итогам встречи губернатор Курганской области Алексей Кокорин.

В свою очередь, заместитель председателя «Внешэкономбанка» Петр Золотарев, говоря о механизмах спасения предприятия, подчеркнул, что наблюдательным советом госкорпорации уже принято решение о выделении финансовых ресурсов для поддержки работоспособности завода в переходный период – до конца текущего месяца, по словам Сергея Абрамова, «Курганмашзавод» перейдет под управление «Ростеха».

Отметим, что «Ростех» фактически уже получил контроль над «КМЗ»: летом текущего года управляющей компанией актива стало АО «Центральный институт по проектированию машиностроительных предприятий», которое входит в госкорпорацию. В октябре был избран новый совет директоров предприятия, который возглавил Сергей Абрамов. Также в него вошли и другие представители «Ростеха».

Говоря сегодня о развитии предприятия, Абрамов отметил, что «дорожная карта» по оздоровлению будет утверждена и запущена до конца года.

«Наша задача – обеспечить плавный переход, выполнение государственных контрактов <…>. Мы понимаем загрузку до 2027 года с учетом проекта программы вооружения, понимаем, какие уже сегодня будут организованы новые направления в рамках работы по существующей номенклатуре и по номенклатуре новых видов вооружения, военной техники», – заявил директор кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии госкорпорации «Ростех».

Свое видение судьбы предприятия озвучил и генеральный директор ККУ «Концерн «Тракторные заводы» Альберт Баков . По словам менеджера, долги могут быть списаны через процедуру банкротства, что снимет с завода, дословно, «чудовищную долговую нагрузку». Отметим, что в целом долги структур концерна, согласно информации, озвученной «Ростехом», превышают 85 млрд рублей.

Председатель совета директоров «Тракторных заводов» Михаил Болотин (слева) и генеральный директор ККУ «Концерн «Тракторные заводы» Альберт Баков

Напомним, эксперты не единожды ранее указывали, что кризисная ситуация на оборонном предприятии, вероятно, связана с неэффективной деятельностью менеджмента КМЗ и концерна «Тракторные заводы» (генеральным директором является Альберт Баков, зять Никиты Михалкова . Председатель совета директоров – Михаил Болотин). «У КМЗ не очень эффективный менеджмент <…>. Я думаю, что во многом это их личная вина, что они не умеют правильно распределять ресурсы. Министерство обороны и «Рособоронэкспорт» не являются собесом для менеджеров завода. Управленцы должны нести ответственность за свои действия. Следовательно, им стоило бы работать в рыночных условиях», – давал ранее оценку ситуации на курганской площадке эксперт в области оборонной промышленности.

На протяжении последних трех лет «Курганмашзавод» стабильно демонстрирует отрицательные финансовые показатели. В 2014 году чистый убыток составил 1,8 млрд рублей, в 2015 – 812 млн, в 2016 – 3,6 млрд рублей. В последней годовой отчетности, в частности, отражено, что выручка завода в прошлом году, по сравнению с 2015 годом, выросла на 69%. При этом валовая прибыль за счет роста себестоимости рухнула на 95%. Рентабельность сократилась на 11%. Как отмечали аудиторы, такой результат был связан со структурными изменениями в составе производимой и реализуемой продукции, а также опережающим ростом издержек. Выручка выросла с увеличением в 2016 году поставок по государственным контрактам в 2,6 раза. При этом у предприятия в 7 раз сократились продажи на экспорт.

Таким образом, работы по гособоронзаказу не давали КМЗ необходимой доходности. Основную долю в объеме производства занимала продукция спецназначения – 97,3%. В итоге рентабельность продаж составила минус 7,5%. Отметим, что эксперты также указывали на этот перекос. Партнер консалтинговой группы «НЭО центр» Александр Ракша в разговоре с обозревателем «Правды УрФО» подчеркивал, что рентабельность ГОЗа составляет 3-5%, в редких случаях – до 10%.

При этом по всем другим направлениям, кроме военной продукции, курганский завод в 2016 году показал спад. «Гражданка», согласно отчетности, просела по сравнению с 2015 почти на 30%. Ее доля в общем объеме выручки составила всего 3%.

В итоге операционный убыток предприятия в прошлом году достиг 3,85 млрд рублей. Негативно на финансовом результате, в частности, сказалось привлечение внешнего займа на пополнение оборотных средств предприятий концерна «Тракторные заводы» , что привело к увеличению расходов по процентам.

В 2017 году «Курганмашзавод» продолжил нести убытки, несмотря на стабильные объемы заказа от Министерства обороны РФ. Согласно данным отчетности за второй квартал, выручка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась в 2,2 раза. Основная причина – реализация специзделий по 4 контрактам в рамках Гособоронзаказа. Предприятию, судя по норме чистой прибыли, даже удалось увеличить доходность производства. Впрочем, показатель, так или иначе, остался отрицательным – минус 19,05%. Рентабельность активов КМЗ на отчетную дату составила минус 3,93%, сумма непокрытого убытка выросла до 6,2 млрд рублей. Соотношение непокрытого убытка балансовой стоимости активов упало до минус 13,49%. Общий размер кредиторской задолженности предприятия достиг 32,9 млрд рублей, при этом по 6,47 млрд из них обязательства были просрочены. В конечном итоге, чистый убыток «Курганмашзавода» за второй квартал составил 1,83 млрд, увеличившись даже по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Резюмируя, эксперты отмечают, что сейчас жизнеспособность курганского завода будет зависеть от того, насколько менеджеры «Ростеха» смогут изменить сложившуюся бизнес-модель, отмечая, впрочем, что «пока, исходя из ситуации в других регионах, управленцы госкорпорации успешно генерируют различные конфликты».

К позитивным изменениям, по мнению аналитиков, в частности, приведет увеличение экспортных поставок и доли гражданской продукции. «Можно говорить, что сейчас предприятие старается расширить сферу своей деятельности. В частности, появился новый бизнес – ремонт БМП-3. С учетом того, сколько машин есть сейчас в войсках, это перспективное направление <…>. Есть перспективы и по гражданской продукции – машинам ТМ-140 и ТМ-170. Еще одно направление – это экспорт. У нас давно не было крупных экспортных заказов. Рынок вооружения тоже подвержен определенной цикличности. Есть надежда, что у них будет прорыв по данному направлению, особенно с учетом, что БМП-3 активно продвигается и получила хорошие отзывы, например, в Эмиратах», – рассказывал «Правде УрФО» эксперт «Центра анализа стратегий и технологий» Андрей Фролов.

Другой военный эксперт, говоря о перспективах КМЗ, указывает, что на «Арзамасском машиностроительном заводе», входящем в «Военно-промышленную компанию» холдинга «Базовый элемент», который также занимается выпуском бронетехники, дела, судя по всему, тоже обстоят непросто. «Поэтому вопрос работоспособности «Курганмашзавода» – принципиальный», – делится своим мнением аналитик.

Директор «Центра анализа стратегий и технологий» Руслан Пухов заключает, что техника, которая производится на КМЗ, чрезвычайно важна для поддержания как национальной безопасности России, так и экспортных позиций, в связи с чем, по его словам, государство «не пустит в данном случае ситуацию на самотек».

ВЭБ подал иски к предприятиям концерна.

ВЭБ начал банкротство активов проблемного концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) Михаила Болотина и Альберта Бакова, подав иски против пяти юрлиц. По мнению руководства госкорпорации, процедура наблюдения защитит активы КТЗ от отчуждения по частям и сохранит производство, в министерствах и «Ростехе» с этим согласны. Но юристы отмечают, что у банкротства как защитной меры есть риски, в том числе расторжение контрактов и предъявление счетов кредиторами.

В рамках одобренной в октябре набсоветом ВЭБа «дефолтной стратегии» КТЗ госкорпорация подала серию исков о банкротстве предприятий концерна. Арбитражный суд Чувашии 23 октября зарегистрировал пять исков ВЭБа к компаниям ККУ КТЗ, Чебоксарский сталеплавильный завод, «Отель-ДИС», «Аверс» (требования к каждому — 68,5 млрд руб.) и ООО «Сервис промышленных машин» (27 млрд руб.). Как уточнили в КТЗ, речь идет о задолженности по синдицированному кредиту на 68,8 млрд руб., основной долг по нему — 27 млрд руб.

ВЭБ — крупнейший кредитор КТЗ. В конце 2016 года концерн задолжал госкорпорации около 45,6 млрд из 72,6 млрд руб. общего долга, тогда ВЭБ согласовал план реструктуризации, по которому военный дивизион КТЗ отходил в управление «Ростеха», гражданский оставался у Михаила Болотина и Альберта Бакова, а контроль над реструктуризацией вел ВЭБ. Но из-за отказа владельцев конвертировать часть долга в капитал КТЗ и неурегулированной внутригрупповой задолженности ВЭБ в сентябре признал попытку оздоровления гражданского дивизиона неудачной и предложил банкротить КТЗ (см. “Ъ” от 27 сентября). Долг КТЗ составлял 85,4 млрд руб., перед ВЭБом — 58,5 млрд руб.

В ВЭБе “Ъ” пояснили, что деятельность предприятий КТЗ будет продолжаться. «Введение процедуры наблюдения включает приостановление исполнения решений по исполнительным документам, снятие ранее наложенных арестов на имущество и иных ограничений в части распоряжения имуществом должника,— говорят в госкорпорации.— Предприятия становятся более защищенными, предотвращается возможность отчуждения их имущества по частям, сохраняется производственный цикл».

Для решения проблем КТЗ уже создана рабочая группа с участием ВЭБа, «Ростеха», Минпромторга, Минтруда и регионов, которая проанализирует возможность использования механизмов оздоровления для сохранения и развития КТЗ. В Минпромторге “Ъ” пояснили, что поддерживают проведение предприятий КТЗ через банкротство, «поскольку это необходимо для оздоровления предприятий, оптимизации долговой нагрузки и дальнейшего развития». На состоявшемся накануне заседании рабочей группы были рассмотрены вопросы погашения долгов по зарплате, планы по загрузке предприятий.

Предприятиям КТЗ, ВЭБу, «Ростеху» и регионам предложено к 27 октября представить комплексные программы развития в условиях процедуры оздоровления, пояснили в Минпромторге. В Минтруде «держат ситуацию на контроле». В «Ростехе» проинформированы об исках и «поддерживают действия ВЭБа». В первую очередь необходимо исключить риск срыва гособоронзаказа (ГОЗ), считают в «Ростехе», должна быть обеспечена социальная стабильность, нужно с помощью антикризисных мер заложить фундамент для развития активов.

В Минпромторге говорят, что в 2017 году КТЗ увеличил производство техники, в том числе благодаря господдержке. «В 2017 году выручка КТЗ увеличится на 43%, до 38,7 млрд руб.,— считают в министерстве.— На 1 октября исполнение ГОЗ составило 74%, что является высоким показателем». В КТЗ подтвердили создание рабочей группы и отметили, что в Чувашии предприятия обеспечены заказами. За восемь месяцев четыре крупнейших актива КТЗ увеличили производство: «Промтрактор-Вагон» — в 17,6 раза, «Промтрактор-Промлит» — в 1,8 раза, «Промтрактор» — в 1,4 раза, Чебоксарский агрегатный завод — в 1,3 раза. Михаил Болотин вчера не ответил на звонок “Ъ”.

«Смысл процедуры наблюдения в том, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения состояния должника,— говорит партнер независимой юргруппы “Стрижак и партнеры” Вячеслав Косаков.— Но нужно понимать, что закон в первую очередь защищает интересы кредиторов». В течение семи месяцев предприятие может функционировать, говорит он, его судьбу решат кредиторы на собрании. Процедура наблюдения мыслилась законодателем как способ спасти должника, говорит Анастасия Худякова из Heads Consulting, но на практике это не всегда работает: для многих контрагентов это является основанием для расторжения договоров и предъявления счетов. Кроме того, отмечает она, кредиторы, которые мирились с положением дел, захотят закрепить свои требования к должнику, включившись в реестр.

23 декабря. сайт - ГК "Ростех" создала управляющую компанию для координации работы предприятий концерна "Тракторные заводы" (КТЗ), говорится в сообщении правительства Чувашии со ссылкой на индустриального директора кластера обычного вооружения, боеприпасов и спецхимии "Ростеха" Сергея Абрамова. "Мы создали управляющую компанию, задача которой координировать работу, сбалансировать текущую ситуацию с учетом выхода на конкурсное производство, сбалансировать также финансирование, потребности, производственные мощности. В ближайшее время предметно будут обсуждены заказы на 2018 год", - цитирует пресс-служба С.Абрамова, который накануне провел встречу с главой Чувашии Михаилом Игнатьевым. При этом накануне ФАС России удовлетворила ходатайство АО "Опытно-конструкторское бюро "Радикал" о приобретении в результате сделки прав, позволяющих определять условия деятельности ООО "Машиностроительно-индустриальная группа "Концерн "Тракторные заводы" (зарегистрирована в Чебоксарах, основной вид деятельности - деятельность по управлению финансово-промышленными группами). На момент публикации решения ФАС, согласно данным "СПАРК-Интерфакс", компания называлась АО "Опытно-конструкторское бюро "Радикал", однако в пятницу сменила название на АО "РТ-Тракторные Заводы". По данным ЕГРЮЛ, сама компания была создана в 2003 году, изменение наименования зарегистрировано 20 декабря. В свою очередь представитель "Ростеха" подтвердил "Интерфаксу", что госкорпорация переименовала компанию АО "Опытно-конструкторское бюро "Радикал" в "РТ-Тракторные заводы". "Это юридическое лицо получит в управление акции предприятий гражданского дивизиона КТЗ для проведения дальнейшей реструктуризации", - сказал он. В сообщении правительства Чувашии также отмечается, что в ходе встреч С.Абрамова с трудовыми коллективами был представлен новый исполнительный директор ОАО "Промтрактор" и ООО "Чебоксарский агрегатный завод" (MOEX: CHAZ) (входят в КТЗ) - Вилсор Халиуллин. Как указывают чувашские власти, в настоящее время "Ростех" проводит экспертизу текущего состояния, разрабатывает меры и предложения по оптимизации производства, увеличению объемов производства. "В первую очередь уделяется внимание своевременной выплате заработной платы и оплате расходов за теплоэнергию", - отмечается в сообщении. М.Игнатьев выразил надежду, что "все вопросы, касающиеся простоя и неполной занятости, будут разрешаться". Ранее Арбитражный суд Чувашии ввел процедуру наблюдения в управляющей компании КТЗ - ООО "ККУ КТЗ". Сумма требований ВЭБа - 68,5 млрд рублей. Наблюдательный совет ВЭБа в начале октября принял решение о "дефолтной стратегии" в отношении КТЗ и инициировал процедуры банкротства в отношении производственных предприятий концерна. При этом сообщалось, что КТЗ будет полностью передан в управление госкорпорации "Ростех", которая уже контролирует ряд предприятий военного дивизиона концерна. Данное решение было принято после провала плана реструктуризации долгов КТЗ, в том числе по причине неурегулированности внутригрупповой задолженности и отказа владельцев конвертировать часть долга в капитал. В состав КТЗ входят 14 машиностроительных предприятий, которые производят технику для сельского хозяйства, строительства, железнодорожной инфраструктуры и нужд Минобороны РФ. На предприятиях концерна работает около 19 тыс. человек.

«Я считаю, что нужно обязательно банкротить предприятие, потому что никакое финансовое оздоровление не поможет. Предприятие находится в крайне тяжелом финансовом положении, там огромные долги», - цитирует слова главы Ростеха Сергея Чемезова о концерне «Тракторные заводы» (КТЗ) агентство ТАСС. План выхода КТЗ из кризиса был запущен в декабре 2016 года. ВЭБ как его крупнейший кредитор получил в собственность военный дивизион и передал его в управление «Ростеху». Планировалось, что к рентабельности концерн вернется во втором квартале 2017 года, однако этого не произошло, несмотря на господдержку производства сельхозтехники.

Чемезов отметил, что госкорпорация Ростех будет претендовать на часть собственности концерна, так как «Курганмашзавод» (входит в КТЗ, производит боевые машины пехоты) должен предприятиям госкорпорации порядка 17 млрд рублей.

ОАО «Курганмашзавод» представляет собой очень серьезный актив. Как сказано на его сайте, это входящее в «Концерн “Тракторные заводы”» предприятие - один из лидеров военно-промышленного комплекса России, единственное в стране предприятие, выпускающее боевые машины пехоты, такие, как: модернизированные БМП-1, БМП-2 и БМП-3.

Помимо Курганского машиностроительного завода», в концерн входят внушительный список производств (в форме акционерных обществ): «Алтайский моторный завод», «Владимирский моторо-тракторный завод», «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», «Зауральский кузнечно-литейный завод», «ПО «Красноярский завод комбайнов», «Красноярский завод лесного машиностроения», «Липецкий завод гусеничных тягачей», «Онежский тракторный завод», «Промтрактор», «Промтрактор-Вагон», «Промтрактор-Промлит», «САРЭКС» (производство экскаваторов), «Тракторная компания «ВгТЗ», «Чебоксарский агрегатный завод», "Волжский комбайновый завод", группа компаний Vogel&Noot (Лейпциг, Германия).

На полутора десятках системообразующих предприятий, трудятся более 20 тысяч человек. Общий долг «Тракторных заводов» превышает 85 млрд рублей. По информации «Коммерсанта», ВЭБ согласен с идеей банкротить «Тракторные заводы», банкротами также объявят нидерладскую «дочку» КТЗ - Machinery & Industrial Group N.V и собственников - Альберта Бакова и Михаила Болотина.

Кризис прошел, начались банкротства

Банкротство концерна «Тракторные заводы» - проявление и общего кризиса машиностроения в стране, и неверных действий менеджмента компании, уверен ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Производство же отечественной спецтехники за три года упало на треть, по оценкам Ассоциации «Росспецмаш». Кроме того, отечественная продукция в большинстве случаев не выдерживает конкуренции с импортными аналогами, доля которых на рынке сейчас составляет 65-70%., полагает Марк Гойхман.

За первое полугодие 2017 года входящее в КТЗ предприятие «Промтрактор» выпустило 55 единиц дорожно-строительной техники, говорит аналитик. Но для возвращения доли на рынке нужно производить до 1 тыс. единиц в год. Убыток по показателю EBITDA составляет 100 млн руб. за два квартала 2017 года.

Все обстоятельства говорят о невозможности выхода на прибыльную деятельность, констатирует Марк Гойхман. Он прогнозирует очень негативные последствия - финансовые потери кредиторов, массовое увольнение персонала и пр.

Ведущий аналитик компании «Аналитик-Сервис» Антон Быков отмечает, что если промышленные предприятия, имеющие государственные заказы, прежде всего связанные с оборонным комплексом, демонстрируют признаки жизни, то гражданская промышленность, по его словам, «смирилась со своей судьбой». Однако при отсутствии четкой и понятной государственной стратегии развития промышленности текущую ситуацию скорей можно назвать плановой, говорит он.

Неудивительно в такой ситуации желание Ростеха обанкротить «Тракторные заводы» и забрать активы, связанные с оборонкой, где есть понятный и четкий заказчик, отмечает Антон Быков.

Можно сделать вывод, что в ближайшее время «Тракторные заводы» действительно ждет процедура банкротства, делает он вывод. Уровень долговой нагрузки для российского промышленного предприятия слишком высокий, более 80 млрд рублей. Такие деньги в отечественной экономике выделяют только на спасение банков. Для предприятий концерна, выполняющих оборонный заказ, в работе ничего не изменится, просто сменится владелец. Что касается гражданских производств, то судьба их незавидна и печальна, полагает Антон Быков.

Можно отметить также, что это банкротство укладывается в то, что уже начинает напоминать тенденцию. Взятие совсем недавно Центробанком, точнее «Фондом консолидации банковского сектора», крупных ФК «Открытие» и «Бинбанка» на санацию формально банкротствами не называется, банки продолжают полноценную работу. Но это только благодаря тому, что ЦБ располагает по сути неограниченными средствами для поддержки «своей» отрасли. И широко, хотя и избирательно, пользуется этими возможностями. В иных случаях банки закрываются и недавних случаев также более, чем достаточно.

И только накануне объявления о том, что будут банротиться «Тракторные заводы», разразился скандал с авиакомпанией ВИМ-Авиа, чьи самолеты перестали выпускать из аэропортов за долги. Собственник компании бежал за границу, а в четверг были задержаны гендиректор и главный бухгалтер. На «выходе из кризиса», который действительно фиксируется ростом макроэкономических показателей, хозяйствующие субъекты вдруг посыпались один за другим.