Активное долголетие — миф или реальность? Что такое активное долголетие

А. А. Микулин

Активное долголетие

ИНЖЕНЕРИЯ ЗДОРОВЬЯ

Рассказ об академике А. А. Микулине и его книге «Активное долголетие»

И в крупных лекционных залах иногда случаются конфузы. Речь оратора внезапно прервал грохот сорвавшейся с крюка доски, на которой он только что изобразил очередной график. Двое студентов бросились ставить её на место. Сочувственный шумок пробежал по аудитории: ребята взмокли от натуги, но тяжеленное сооружение не поддавалось их совместным усилиям. Лектор поначалу с некоторой иронией наблюдал за действиями молодых людей, потом нетерпеливо взглянул на часы и сказал:

Друзья, оставьте на минуту доску в покое. Нам нужно по-иному организовать труд. Вы, - обратился он к одному из студентов, - придерживайте доску, чтобы она не сорвалась с другой петли и не отбила вам ноги, а вы станьте сбоку и смотрите, чтобы петля точно попала на крюк. А я…

И маститый профессор легко поднял край доски.

Ошарашенный таким поворотом дела студент, видимо вспомнив летнюю практику в строительном отряде, командовал:

Стоп! Теперь майнай помалу, ещё чуть-чуть… готово, села!

Профессор вытер платочком руки, спокойно вернулся на кафедру:

Благодарю вас, молодые люди, за помощь. Но прежде чем продолжить нашу беседу, позволю себе сделать одно замечание. Вам обоим в сумме, видимо, лет сорок, не больше. Мне же восемьдесят. Отсюда следует вывод: настоятельно рекомендую заняться физкультурой. А теперь вернёмся к реактивным двигателям, используемым в отечественной авиации.

Лекцию читал академик Александр Александрович Микулин Завидные здоровье и сила! Но - трудно сегодня поверить в это - около тридцати лет назад медицина с большим трудом возвращала его к жизни. Не то что поднимать тяжести - двигаться было категорически запрещено. Жизнь, рассчитанная по минутам, жизнь, в которой некогда было заняться собой, прислушаться к стуку собственного сердца, вдруг резко затормозила свой стремительный бег.

«До пятидесятилетнего возраста я, как и большинство людей, не придавал особого значения физической культуре, - пишет А. А. Микулин. - Однако, когда я тяжело заболел и оказался в больнице, у меня появилось желание и время разобраться в сложном устройстве человеческого организма. Изучив много книг на эту тему, я и разработал свою систему, исправленную и дополненную критикой и опытной проверкой моих друзей. Эта система позволила мне преодолеть болезни, перестать стареть и сохранить работоспособность на протяжении многих лет, включая и настоящее время».

Нужно оглянуться в прошлое, чтобы понять не только почему, но и, главное, как этот человек стал драться за своё здоровье, за свой ум, потому что слишком однозначным, банальным и неправильным в корне был бы ответ: просто потому, что хотел, как все люди, пожить подольше.

Как это принято у конструкторов, он дал себе «техническое задание», сформулировав его с самого начала предельно коротко и ясно. Вот оно:

1. Разобраться самому и помочь разобраться в работе организма всем.

2. Помочь себе и помочь всем.

3. Долголетие должно быть активным.

По последним статистическим данным девяностолетний возрастной рубеж в нашей стране перешагнуло более трехсот тысяч человек. Тех, кому за семьдесят, - многие миллионы. Это результат роста благосостояния советских людей, следствие успехов медицины. Помочь такой огромной армии людей, знающих, умудрённых опытом, найти в себе силы и возможность как можно дольше отдавать обществу свои знания, труд, опыт - важная задача.

…Обратимся к началу XX века. Обширный кабинет, стены словно бы сложены из книг. Зелёный диван, а возле дивана на корточках двое: мальчик Саша Микулин и пожилой человек с огромным скульптурным лбом, пышной седеющей бородой. Мужчина возвращает к жизни какой-то игрушечный механизм.

Машинки надо любить, - с ласковой назидательностью говорит он племяннику.

Мы в кабинете Николая Егоровича Жуковского, отца русской авиации. Впоследствии этот кабинет станет для Александра Микулина на много лет домом, а зелёный диван - постелью. Он проведёт рядом с Николаем Егоровичем самые трудные последние годы его жизни, до предела насыщенные научной деятельностью, организаторской работой на благо юного Советского государства.

Мы вспоминаем об этом совсем не для того, чтобы озарить Александра Александровича Микулина блеском славы близкого ему человека. Ведь главное - не великий родственник, а то, что взято у него лучшее для строительства собственной жизни, что стал юноша другом, помощником и продолжателем его дела…

В Московском Высшем техническом училище Н. Е. Жуковский читает свой знаменитый курс лекций по воздухоплаванию. Допоздна горит прикрытая газетой настольная лампа в кабинете. Но когда слабеет рука учёного, в роли прилежного переписчика его лекций и статей выступает племянник. И когда заболевает учёный, курс лекций не прерывается. На кафедру выходит юный студент, пока лишь в роли чтеца. И ни у кого в аудитории не появляется иронической улыбки. Все знают: Александр Микулин на это чтение имеет моральное право, потому что сам является членом организованного по инициативе Жуковского при училище воздухоплавательного кружка, в составе которого, между прочим, такие блестящие молодые люди, как А- Туполев, А. Архангельский, К. Ушаков, В. Ветчинкин, Б. Стечкин.

В 1918 году Жуковский направляет руководству Красного Военно-воздушного флота докладную записку, в. которой доказывает необходимость создания Авиационного расчётно-испытательного бюро:

«Правда, расчётно-испытательное бюро представляет для Управления Воздушного флота некоторый расход, - пишет он, - но содержание расчётного бюро в течение года стоит столько же, сколько стоят три разбитых боевых аэроплана. На самом же деле на Московском аэродроме за последние пять недель было разбито… восемь аппаратов».

Идея Жуковского немедленно принята. Можно комплектовать штат сотрудников. Они уже были - воспитанники Жуковского и его единомышленники. Курс МВТУ заканчивали первые инженеры-аэромеханики А. Архангельский, А. Туполев, Б. Стечкин, В. Петляков, А. Микулин.

Первой работой коллектива стал глиссер. Глиссер и авиация? Не нужно удивляться. Это основа завтрашних гидросамолётов. Над двигателем работают Борис Стечкин и Александр Микулин.

В 1919 году, опять же по инициативе Жуковского, создастся КОМПАС - Комиссия по постройке аэросаней. И снова среди зачинателей этого дела мы видим молодого инженера А. Микулина, Несколько конструкций аэросаней использовались Красной Армией и борьбе с белыми, а потом, в двадцатых-тридцатых годах, аэросани стали успешно служить полярникам.

Когда в нашем небе ещё летали тихоходы-«этажерки», Николай Егорович говорил мне: «Авиация будет развиваться за счёт двигателей», - вспоминает академик А. А. Микулин. - Наверное, здесь надо искать исток дела, которому я служу по сей день.

Сегодня задавать вопрос, кто конструктор самолётов с эмблемой ТУ или АНТ, неловко даже школьнику. Все знают - это туполевские машины. Знаменитый штурмовик, «летающий танк», вышел из КБ Ильюшина - это тоже всем известно. Семейство стремительных МиГов - это Микоян и Гуревич…

Но помните ещё довоенную песню?

Нам разум дал стальные руки-крылья, А вместо сердца - пламенный мотор!

Кто же конструктор моторов этих самолётов, надёжных, мощных, обогнавших инженерную мысль своего времени на несколько лет и позволивших выдвинуть, осуществить смелый лозунг; «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех!»?

Вот этот вопрос можно смело задавать не только школьнику. Имена создателей «пламенных сердец» известны куда меньше.

…Легендарный полет Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку на туполевской машине АНТ-25. Повторение этого полёта М. Громовым на однотипной машине. Добавим: с двигателями высшей для своего времени надёжности и мощности. Их конструктор А. А. Микулин. Он создатель первых авиационных двигателей оригинальной отечественной конструкции, как поршневых, так и турбореактивных, вошедших в широкую эксплуатацию в воздушном флоте.

Двигатели А. А Микулина и до войны и в послевоенные годы (конечно, уже не поршневые-реактивные) работали на многих типах МиГов. Самый первый ещё в 1937 году на высоте 6000 метров развил мощность 1200 лошадиных сил.

В годы войны КБ, возглавляемое А. А. Микулиным, создало мощный двигатель АМ-38 для штурмовиков ИЛ-2, которых как огня боялись фашисты.

За два десятка лет конструкторской работы - немало двигателей, вошедших в серийное производство. Огромного напряжения работа. Она высоко оценена страной. Александр Александрович Микулин - Герой Социалистического Труда (Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении этого почётного звания за № 3). Он лауреат четырех Государственных премий, кавалер многих орденов.

Рассказ об академике А. А. Микулине и его книге «Активное долголетие»

И в крупных лекционных залах иногда случаются конфузы. Речь оратора внезапно прервал грохот сорвавшейся с крюка доски, на которой он только что изобразил очередной график. Двое студентов бросились ставить её на место. Сочувственный шумок пробежал по аудитории: ребята взмокли от натуги, но тяжеленное сооружение не поддавалось их совместным усилиям. Лектор поначалу с некоторой иронией наблюдал за действиями молодых людей, потом нетерпеливо взглянул на часы и сказал:

Друзья, оставьте на минуту доску в покое. Нам нужно по-иному организовать труд. Вы, - обратился он к одному из студентов, - придерживайте доску, чтобы она не сорвалась с другой петли и не отбила вам ноги, а вы станьте сбоку и смотрите, чтобы петля точно попала на крюк. А я…

И маститый профессор легко поднял край доски.

Ошарашенный таким поворотом дела студент, видимо вспомнив летнюю практику в строительном отряде, командовал:

Стоп! Теперь майнай помалу, ещё чуть-чуть… готово, села!

Профессор вытер платочком руки, спокойно вернулся на кафедру:

Благодарю вас, молодые люди, за помощь. Но прежде чем продолжить нашу беседу, позволю себе сделать одно замечание. Вам обоим в сумме, видимо, лет сорок, не больше. Мне же восемьдесят. Отсюда следует вывод: настоятельно рекомендую заняться физкультурой. А теперь вернёмся к реактивным двигателям, используемым в отечественной авиации.

Лекцию читал академик Александр Александрович Микулин Завидные здоровье и сила! Но - трудно сегодня поверить в это - около тридцати лет назад медицина с большим трудом возвращала его к жизни. Не то что поднимать тяжести - двигаться было категорически запрещено. Жизнь, рассчитанная по минутам, жизнь, в которой некогда было заняться собой, прислушаться к стуку собственного сердца, вдруг резко затормозила свой стремительный бег.

«До пятидесятилетнего возраста я, как и большинство людей, не придавал особого значения физической культуре, - пишет А. А. Микулин. - Однако, когда я тяжело заболел и оказался в больнице, у меня появилось желание и время разобраться в сложном устройстве человеческого организма. Изучив много книг на эту тему, я и разработал свою систему, исправленную и дополненную критикой и опытной проверкой моих друзей. Эта система позволила мне преодолеть болезни, перестать стареть и сохранить работоспособность на протяжении многих лет, включая и настоящее время».

Нужно оглянуться в прошлое, чтобы понять не только почему, но и, главное, как этот человек стал драться за своё здоровье, за свой ум, потому что слишком однозначным, банальным и неправильным в корне был бы ответ: просто потому, что хотел, как все люди, пожить подольше.

Как это принято у конструкторов, он дал себе «техническое задание», сформулировав его с самого начала предельно коротко и ясно. Вот оно:

1. Разобраться самому и помочь разобраться в работе организма всем.

2. Помочь себе и помочь всем.

3. Долголетие должно быть активным.

По последним статистическим данным девяностолетний возрастной рубеж в нашей стране перешагнуло более трехсот тысяч человек. Тех, кому за семьдесят, - многие миллионы. Это результат роста благосостояния советских людей, следствие успехов медицины. Помочь такой огромной армии людей, знающих, умудрённых опытом, найти в себе силы и возможность как можно дольше отдавать обществу свои знания, труд, опыт - важная задача.

…Обратимся к началу XX века. Обширный кабинет, стены словно бы сложены из книг. Зелёный диван, а возле дивана на корточках двое: мальчик Саша Микулин и пожилой человек с огромным скульптурным лбом, пышной седеющей бородой. Мужчина возвращает к жизни какой-то игрушечный механизм.

Машинки надо любить, - с ласковой назидательностью говорит он племяннику.

Мы в кабинете Николая Егоровича Жуковского, отца русской авиации. Впоследствии этот кабинет станет для Александра Микулина на много лет домом, а зелёный диван - постелью. Он проведёт рядом с Николаем Егоровичем самые трудные последние годы его жизни, до предела насыщенные научной деятельностью, организаторской работой на благо юного Советского государства.

Мы вспоминаем об этом совсем не для того, чтобы озарить Александра Александровича Микулина блеском славы близкого ему человека. Ведь главное - не великий родственник, а то, что взято у него лучшее для строительства собственной жизни, что стал юноша другом, помощником и продолжателем его дела…

В Московском Высшем техническом училище Н. Е. Жуковский читает свой знаменитый курс лекций по воздухоплаванию. Допоздна горит прикрытая газетой настольная лампа в кабинете. Но когда слабеет рука учёного, в роли прилежного переписчика его лекций и статей выступает племянник. И когда заболевает учёный, курс лекций не прерывается. На кафедру выходит юный студент, пока лишь в роли чтеца. И ни у кого в аудитории не появляется иронической улыбки. Все знают: Александр Микулин на это чтение имеет моральное право, потому что сам является членом организованного по инициативе Жуковского при училище воздухоплавательного кружка, в составе которого, между прочим, такие блестящие молодые люди, как А- Туполев, А. Архангельский, К. Ушаков, В. Ветчинкин, Б. Стечкин.

В 1918 году Жуковский направляет руководству Красного Военно-воздушного флота докладную записку, в. которой доказывает необходимость создания Авиационного расчётно-испытательного бюро:

«Правда, расчётно-испытательное бюро представляет для Управления Воздушного флота некоторый расход, - пишет он, - но содержание расчётного бюро в течение года стоит столько же, сколько стоят три разбитых боевых аэроплана. На самом же деле на Московском аэродроме за последние пять недель было разбито… восемь аппаратов».

Идея Жуковского немедленно принята. Можно комплектовать штат сотрудников. Они уже были - воспитанники Жуковского и его единомышленники. Курс МВТУ заканчивали первые инженеры-аэромеханики А. Архангельский, А. Туполев, Б. Стечкин, В. Петляков, А. Микулин.

Первой работой коллектива стал глиссер. Глиссер и авиация? Не нужно удивляться. Это основа завтрашних гидросамолётов. Над двигателем работают Борис Стечкин и Александр Микулин.

В 1919 году, опять же по инициативе Жуковского, создастся КОМПАС - Комиссия по постройке аэросаней. И снова среди зачинателей этого дела мы видим молодого инженера А. Микулина, Несколько конструкций аэросаней использовались Красной Армией и борьбе с белыми, а потом, в двадцатых-тридцатых годах, аэросани стали успешно служить полярникам.

Когда в нашем небе ещё летали тихоходы-«этажерки», Николай Егорович говорил мне: «Авиация будет развиваться за счёт двигателей», - вспоминает академик А. А. Микулин. - Наверное, здесь надо искать исток дела, которому я служу по сей день.

Сегодня задавать вопрос, кто конструктор самолётов с эмблемой ТУ или АНТ, неловко даже школьнику. Все знают - это туполевские машины. Знаменитый штурмовик, «летающий танк», вышел из КБ Ильюшина - это тоже всем известно. Семейство стремительных МиГов - это Микоян и Гуревич…

Но помните ещё довоенную песню?

Нам разум дал стальные руки-крылья, А вместо сердца - пламенный мотор!

Кто же конструктор моторов этих самолётов, надёжных, мощных, обогнавших инженерную мысль своего времени на несколько лет и позволивших выдвинуть, осуществить смелый лозунг; «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех!»?

Вот этот вопрос можно смело задавать не только школьнику. Имена создателей «пламенных сердец» известны куда меньше.

…Легендарный полет Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку на туполевской машине АНТ-25. Повторение этого полёта М. Громовым на однотипной машине. Добавим: с двигателями высшей для своего времени надёжности и мощности. Их конструктор А. А. Микулин. Он создатель первых авиационных двигателей оригинальной отечественной конструкции, как поршневых, так и турбореактивных, вошедших в широкую эксплуатацию в воздушном флоте.


А. А. Микулин

Активное долголетие

ИНЖЕНЕРИЯ ЗДОРОВЬЯ

Рассказ об академике А. А. Микулине и его книге «Активное долголетие»

И в крупных лекционных залах иногда случаются конфузы. Речь оратора внезапно прервал грохот сорвавшейся с крюка доски, на которой он только что изобразил очередной график. Двое студентов бросились ставить её на место. Сочувственный шумок пробежал по аудитории: ребята взмокли от натуги, но тяжеленное сооружение не поддавалось их совместным усилиям. Лектор поначалу с некоторой иронией наблюдал за действиями молодых людей, потом нетерпеливо взглянул на часы и сказал:

Друзья, оставьте на минуту доску в покое. Нам нужно по-иному организовать труд. Вы, - обратился он к одному из студентов, - придерживайте доску, чтобы она не сорвалась с другой петли и не отбила вам ноги, а вы станьте сбоку и смотрите, чтобы петля точно попала на крюк. А я…

И маститый профессор легко поднял край доски.

Ошарашенный таким поворотом дела студент, видимо вспомнив летнюю практику в строительном отряде, командовал:

Стоп! Теперь майнай помалу, ещё чуть-чуть… готово, села!

Профессор вытер платочком руки, спокойно вернулся на кафедру:

Благодарю вас, молодые люди, за помощь. Но прежде чем продолжить нашу беседу, позволю себе сделать одно замечание. Вам обоим в сумме, видимо, лет сорок, не больше. Мне же восемьдесят. Отсюда следует вывод: настоятельно рекомендую заняться физкультурой. А теперь вернёмся к реактивным двигателям, используемым в отечественной авиации.

Лекцию читал академик Александр Александрович Микулин Завидные здоровье и сила! Но - трудно сегодня поверить в это - около тридцати лет назад медицина с большим трудом возвращала его к жизни. Не то что поднимать тяжести - двигаться было категорически запрещено. Жизнь, рассчитанная по минутам, жизнь, в которой некогда было заняться собой, прислушаться к стуку собственного сердца, вдруг резко затормозила свой стремительный бег.

«До пятидесятилетнего возраста я, как и большинство людей, не придавал особого значения физической культуре, - пишет А. А. Микулин. - Однако, когда я тяжело заболел и оказался в больнице, у меня появилось желание и время разобраться в сложном устройстве человеческого организма. Изучив много книг на эту тему, я и разработал свою систему, исправленную и дополненную критикой и опытной проверкой моих друзей. Эта система позволила мне преодолеть болезни, перестать стареть и сохранить работоспособность на протяжении многих лет, включая и настоящее время».

Нужно оглянуться в прошлое, чтобы понять не только почему, но и, главное, как этот человек стал драться за своё здоровье, за свой ум, потому что слишком однозначным, банальным и неправильным в корне был бы ответ: просто потому, что хотел, как все люди, пожить подольше.

Как это принято у конструкторов, он дал себе «техническое задание», сформулировав его с самого начала предельно коротко и ясно. Вот оно:

1. Разобраться самому и помочь разобраться в работе организма всем.

2. Помочь себе и помочь всем.

3. Долголетие должно быть активным.

По последним статистическим данным девяностолетний возрастной рубеж в нашей стране перешагнуло более трехсот тысяч человек. Тех, кому за семьдесят, - многие миллионы. Это результат роста благосостояния советских людей, следствие успехов медицины. Помочь такой огромной армии людей, знающих, умудрённых опытом, найти в себе силы и возможность как можно дольше отдавать обществу свои знания, труд, опыт - важная задача.

…Обратимся к началу XX века. Обширный кабинет, стены словно бы сложены из книг. Зелёный диван, а возле дивана на корточках двое: мальчик Саша Микулин и пожилой человек с огромным скульптурным лбом, пышной седеющей бородой. Мужчина возвращает к жизни какой-то игрушечный механизм.

Машинки надо любить, - с ласковой назидательностью говорит он племяннику.

Мы в кабинете Николая Егоровича Жуковского, отца русской авиации. Впоследствии этот кабинет станет для Александра Микулина на много лет домом, а зелёный диван - постелью. Он проведёт рядом с Николаем Егоровичем самые трудные последние годы его жизни, до предела насыщенные научной деятельностью, организаторской работой на благо юного Советского государства.

Мы вспоминаем об этом совсем не для того, чтобы озарить Александра Александровича Микулина блеском славы близкого ему человека. Ведь главное - не великий родственник, а то, что взято у него лучшее для строительства собственной жизни, что стал юноша другом, помощником и продолжателем его дела…

В Московском Высшем техническом училище Н. Е. Жуковский читает свой знаменитый курс лекций по воздухоплаванию. Допоздна горит прикрытая газетой настольная лампа в кабинете. Но когда слабеет рука учёного, в роли прилежного переписчика его лекций и статей выступает племянник. И когда заболевает учёный, курс лекций не прерывается. На кафедру выходит юный студент, пока лишь в роли чтеца. И ни у кого в аудитории не появляется иронической улыбки. Все знают: Александр Микулин на это чтение имеет моральное право, потому что сам является членом организованного по инициативе Жуковского при училище воздухоплавательного кружка, в составе которого, между прочим, такие блестящие молодые люди, как А- Туполев, А. Архангельский, К. Ушаков, В. Ветчинкин, Б. Стечкин.

В 1918 году Жуковский направляет руководству Красного Военно-воздушного флота докладную записку, в. которой доказывает необходимость создания Авиационного расчётно-испытательного бюро:

«Правда, расчётно-испытательное бюро представляет для Управления Воздушного флота некоторый расход, - пишет он, - но содержание расчётного бюро в течение года стоит столько же, сколько стоят три разбитых боевых аэроплана. На самом же деле на Московском аэродроме за последние пять недель было разбито… восемь аппаратов».

Идея Жуковского немедленно принята. Можно комплектовать штат сотрудников. Они уже были - воспитанники Жуковского и его единомышленники. Курс МВТУ заканчивали первые инженеры-аэромеханики А. Архангельский, А. Туполев, Б. Стечкин, В. Петляков, А. Микулин.

Первой работой коллектива стал глиссер. Глиссер и авиация? Не нужно удивляться. Это основа завтрашних гидросамолётов. Над двигателем работают Борис Стечкин и Александр Микулин.

В 1919 году, опять же по инициативе Жуковского, создастся КОМПАС - Комиссия по постройке аэросаней. И снова среди зачинателей этого дела мы видим молодого инженера А. Микулина, Несколько конструкций аэросаней использовались Красной Армией и борьбе с белыми, а потом, в двадцатых-тридцатых годах, аэросани стали успешно служить полярникам.

Когда в нашем небе ещё летали тихоходы-«этажерки», Николай Егорович говорил мне: «Авиация будет развиваться за счёт двигателей», - вспоминает академик А. А. Микулин. - Наверное, здесь надо искать исток дела, которому я служу по сей день.

Сегодня задавать вопрос, кто конструктор самолётов с эмблемой ТУ или АНТ, неловко даже школьнику. Все знают - это туполевские машины. Знаменитый штурмовик, «летающий танк», вышел из КБ Ильюшина - это тоже всем известно. Семейство стремительных МиГов - это Микоян и Гуревич…

Но помните ещё довоенную песню?

Нам разум дал стальные руки-крылья, А вместо сердца - пламенный мотор!

Кто же конструктор моторов этих самолётов, надёжных, мощных, обогнавших инженерную мысль своего времени на несколько лет и позволивших выдвинуть, осуществить смелый лозунг; «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех!»?

Вот этот вопрос можно смело задавать не только школьнику. Имена создателей «пламенных сердец» известны куда меньше.

…Легендарный полет Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку на туполевской машине АНТ-25. Повторение этого полёта М. Громовым на однотипной машине. Добавим: с двигателями высшей для своего времени надёжности и мощности. Их конструктор А. А. Микулин. Он создатель первых авиационных двигателей оригинальной отечественной конструкции, как поршневых, так и турбореактивных, вошедших в широкую эксплуатацию в воздушном флоте.

В интервью Вести. Медицина Екатерина Диброва, президент корпорации RHANA, кандидат экономических наук, действительный член РАЕН, действительный член Международной академии наук рассказала о том, как сделать активное долголетие реальностью, что такое экология сознания и как оно влияет на качество и продолжительность нашей жизни.

Екатерина Александровна, почему сейчас все так активно говорят об активном долголетии, продолжительности жизни?

Мы живем активной жизнью. Мы можем создавать империи, но, чтобы увидеть плоды своего труда, нужно продлить жизнь, нужно жить долго и активно. И все этого хотят.

Вообще человек может жить и до 100 лет, и до 120 лет. Вопрос в том, как он живет и что делает, чтобы продлить жизнь. Человек – это биологическая машина, которой, как и обычному автомобилю, нужен постоянный техосмотр, смазка, диагностика.

И главное для активного долголетия – это сознание. И Япония тут яркий пример. У них человек работает в компании до 80 лет. И когда он уходит на пенсию, он не выходит из социума. Он приглашен на все корпоративные мероприятия, он – гуру, он в процессе, а не за пределами. Он постоянно тренирует свое сознание. Пока ты это делаешь, и еще регулярно проводишь профилактику – ты живешь. У нас получается, что человек в старости выпадает из социума – он никому не нужен.

Фото: Кэри-Хироюки Тагава и Екатерина Диброва

Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

Нужно начинать с правильного сознания: «я не хочу болеть, и я не буду», «я буду жить долго». Должна быть высокая личная ответственность. Для этого нужно правильно расставить акценты. Перестроить систему, конечно, не так быстро. Но нужно сейчас начинать растить поколение, которое стремится к здоровому образу жизни – а это не только спорт и правильное питание. Это еще правильное отношение друг к другу, здоровые семейные отношения, это правильная профилактическая медицина.

У нас хорошо развита скоропомощная медицина. Но это обычно гормоны, антибиотики, обезболивающие средства. То, на что организм быстро реагирует, но потом долго восстанавливаемся. Японцы же идут от обратного – они поддерживают иммунитет, вкладываются в качественную биофарммедицину, в профилактику. Каждый японец знает, что должен пройти диспансеризацию, поддерживающие курсы. Для них это все как почистить зубы. Это тоже должно быть в нашем сознании.

И государство сейчас уделяет этому большое внимание, хотят выделить день на диспансеризацию. И это радует. Одно-два поколение, и все может измениться, но менять нужно сейчас.

Насколько, на ваш взгляд, достижима задача — войти в будущем в клуб 80+ и работать в 60-65 лет? Что нужно для этого сделать?

Продолжительность жизни в прошлом году достигла 73 лет. И это большое достижение для нас. Еще немного и мы дойдем до 75 лет. И жить до 80 лет, и быть активными в этом возрасте – это реально.

Мой пример – это мой папа. Ему недавно исполнилось 85 лет. И человек не просто живет, он в активной жизненной позиции, ходит на рыбалку, он в процессе. И это несмотря на то, что он перенес онкологическое заболевание. Биомедицина и профилактика сыграли здесь важную роль – удалось сделать это без химиотерапии. И это живой пример, и он не единственный.

Для этого, во-первых, нужна обязательная диспансеризация и профилактика. Чтобы каждый повсеместно проходил полноценное обследование на все заболевания.

Второе – это то, что сейчас делает Правительство Москвы. Проекты для пожилых, (ссылка на московский проект) где большое внимание уделяется не только медицинскому аспекту, но и социализации. Человек не должен выпадать из общества, должна быть активная социальная жизнь. Мы, например, тоже будем интегрировать кабинеты управления возрастом по линии ДМС.

И конечно, важна экология сознания, высокая мера личной ответственности – «что ты сегодня сделал на работе, то ты и ешь».

Но это непросто все поменять. Больше похоже на недостижимую цель.

Нет, это все реально. И вы увидите, как все изменится. У нас есть для этого все возможности. Но нужно начинать сейчас.

Екатерина Александровна, Вы являетесь инициатором проекта «Культура жить. Активное долголетие». О чем этот проект?

Это проект существует при поддержке российского правительства, в рамках перекрестного Года России и Японии. Это синтез нескольких сфер – здравоохранения, культуры, науки, социальной сферы, инновационных биотехнологий.

Форум в Общественной палате РФ, выступление Екатерины Дибровой

Цель проекта – это культура жить, именно через нее мы получаем долголетие. А культура – это наше сознание. И это не то, что кто-то выпьет больше алкоголя или меньше. Первостепенно уважение друг к другу, ответственность, почитание традиций. Сейчас мы поднимаем свои традиции, мы стали больше любить себя. И здесь работает закон – «полюби себя». Если мы не любим себя, то кто же полюбит нас. Япония здесь выступает примером.

Мы уделяем особое внимание культурному и духовному наследию. У нас были недавно мероприятия в Геликон-Опере – русский балет и театр кабуки. Два совершенно разных танца. Японцы в мелочах и созерцании, мы в широте и масштабе. И через культуру мы подходим к медицине.

У нас уже прошло три научно-медицинских конгресса. Мы обмениваемся и организационными, и медицинскими вопросами, и культурными ценностями, потому что они влияют на качество всего. Об этом этот проект.

Вы занимаетесь биомедицинскими технологиями. Расскажите, что это такое, как они влияют на продолжительность и качество жизни?

Биомедицина – очень широкое понятие. То, чем занимаемся мы – это модель биомедицинских технологий, которая существует в Японии уже более 60 лет и относится к страховой медицине. Японцы являются наглядным подтверждением активного долголетия. Уже больше 10 тысяч жителей Японии перешагнули столетний рубеж. И это не только благодаря питанию, экологии, но и правильной профилактической медицине, биомедицине, и правильному сознанию и отношению друг к другу. Мы перенесли японскую модель применения биомедицинских препаратов в Россию.

Это препараты для активного долголетия из плаценты человека. С определенного возраста, примерно с 35 лет, начинается постепенное замедление регенерации человеческих клеток, после 50 лет идет постепенное угасание. Этот процесс можно замедлить с помощью биомедицинских технологий.

Еще очень важно понимать, что это высокой степени очистки японский фармпрепарат. Это гидролизат плаценты человека.

Как это устроено?

Это очень тонкий процесс. Все еще начинается с перинатального периода. Как я уже и говорила, это страховая медицина, в Японии она работает при поддержке государства. И женщина, которая становится донором, получает дотацию. На протяжении всей беременности проходит специальные обследования, правильно питается, ведет правильный образ жизни. После благополучных родов плацента забирается и переходит на завод, где опять проходит трехступенчатое исследование – проверяется на все инфекции. После очистки материала он перерабатывается и расщепляется для получения биопрепарата.

Насколько доступны такие препараты для обычных людей?

Мы будем открывать кабинеты управления возрастом, куда будут входить терапия препаратами гидролизата плаценты человека для профилактики и для лечения. Эти кабинеты будут работать по линии ДМС. Моя главная задача, чтобы это вошло в ОМС, как в Японии. Потому что эта модель работает, люди действительно получают качественную медпомощь с помощью таких препаратов.

Сейчас нам нужно войти в протоколы лечения, они согласовываются с Минздравом. После этого мы сможем поступить в санаторно-курортное лечение. Войти в страховую медицину – это дело времени и будущего. На данный момент, мы работаем над этим.

А возможно организовать такое производство в нашей стране?

Во многих институтах акушерствах и гинекологии проводят исследования. Запускать производство я бы пока не горячилась. Потому что все идет от ментальности. Это очень тонкие продукты, высокие и сверхточные технологии. Это своего рода медицинская ракета или спутник. Для запуска такого препарата необходимо сверхточное оборудование, сверхточные технологические карты, которые нельзя нарушать. Это должно быть сверхкачественное сырье. Это высокая мера ответственности.

Что нужно сделать, чтобы это стало возможным?

Нужно заниматься не только экологией окружающей среды, правильным питанием, но и своей собственной. Экология сознания – это то же самое, что заповеди, вот их нужно чтить. Тогда у нас будут высокие технологии не только в медицине, но и во всем. Приучать делать это с детства, это могут быть специальные классы. Государство сейчас этому уделяет много внимания.

Япония как раз пример для подражания в плане духовного развития. У них это распространяется на все сферы деятельности. Поэтому у них хорошие машины, продукты питания, медицина. Одно и то же в разных руках может стать либо плюсом, либо минусом. Над человеком не должны стоять несколько надсмотрщиков, которые будут говорить – ты это не сделал, ты это пропустил. Ракета должна взлетать, а не взрываться в воздухе. Медицина не место эксперимента, это человек, которому нужно не навредить. Поэтому должно быть высокое качество.

Биомедицина – самое тонкое и сложное направление, это сверхвысокие технологии, которые должны делать правильными руками. И общественное сознание для развития биомедицины должно быть самым высоким. Япония достигла этого уровня сознания. Сегодня биомедицинские технологии – это наша реальность. Если стволовые клетки – это наша перспектива, то биомедицина – это сегодняшний день. И мы можем развивать ее у себя, но для этого должно измениться наше сознание.

Александр Александрович Микулин прославился как авиаконструктор, создатель поршневых, турбовинтовых и турбореактивных двигателей для самолетов. Когда у академика появились проблемы со здоровьем, он вложил свой пыл изобретателя в разработку оригинальных методик, позволивших ему избавиться от болезней и прожить долгую яркую жизнь.

Упражнение воздействует не только на крупные вены ног, но и на капилляры, где, в основном, и образуются закупорки. А всего-то и нужно - постучать пятками.

Итак, в положении стоя оторвите пятки от пола на 2–3 см и резко опустите их. Таким образом вы прогоняете кровь вверх по венам, нз даете ей застаиваться. Если проделывать это упражнение многократно (30 резких опусканий по 5 раз в день), жаловаться на болезни ног вам не придется.

В своей книге "Активное долголетие" Микулин пишет: "Комплекс утренних физических упражнений недаром называют зарядкой. Действительно, это зарядка бодростью, свежестью, активностью на весь предстоящий день.

Даже люди тренированные, физически крепкие, занимающиеся напряженным умственным трудом, после нескольких часов работы начинают чувствовать тяжесть в голове. Мозг устает.

Я предлагаю простое упражнение, которое могут выполнять даже те люди, кому запрещены бег и быстрая ходьба.

Если подняться на носках так, чтобы каблуки оторвались от пола всего на один сантиметр (см.рис.), и резко опуститься на пол, то испытаешь удар, сотрясение. При этом произойдет то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.

Такие сотрясения тела нужно делать не спеша, не чаще раза в секунду. После тридцати упражнений (сотрясений) нужно сделать перерыв в 5-10 секунд. Ни в коем случае не старайтесь поднять каблуки выше сантиметра над полом. Упражнение от этого не станет эффективнее, а лишь вызовет ненужное утомление ступней.

Слишком частые сотрясения тоже бесполезны. В межклапанных пространствах вен не успеет накопиться достаточная порция крови, и ее волна не захлестнет следующий «этаж» вены. Венозная кровь устремляется к сердцу. Если она будет налита лишь до половины, пробку ни за что не выбить. Гидродинамический удар будет слишком слаб.

При каждом упражнении нужно делать не более шестидесяти сотрясений. Выполняйте их жестко, но не настолько резко, чтобы они болезненно отдавались в голове. Сотрясения должны быть такими же, какие природа предусмотрела при беге. Поэтому никакой опасности для спинного хребта и его дисков виброгимнастика не представляет. Мой опыт занятий виброгимнастикой в течение десятилетий это подтверждает.

Тяжесть в голове, возникающая от прилива крови в результате длительной и напряженной умственной работы, проходит после виброгимнастики. Это объясняется тем, что инерционные силы энергично продвигают венозную кровь от головы к сердцу.

Усталость проходит после минутного занятия виброгимнастикой во время подъема в гору. Эти минутные упражнения рекомендую делать через каждые 150- 200 м подъема. Особенно эффективно снимают усталость такие упражнения во время длительных походов, пешком.

Виброгимнастику, по моему мнению, смело можно отнести к лечебным видам физкультуры. Выше объяснялось, как и почему при занятиях виброгимнастикой удаляются шлаки. Если постоянно выполнять эти упражнения, то венозные клапаны перестают быть «тихими заводями».

Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное пульсирование крови в венах, устраняет скопление шлаков и тромбы возле венозных клапанов. Следовательно, тряска организма - это эффективная помощь в предупреждении и лечении ряда болезней внутренних органов, средство для предупреждения тромбофлебита и даже инфаркта (микротромбофлебита вен сердечной мышцы).

Заключая рассказ о виброгимнастике и ее воздействии на организм человека, хочется дать еще такие советы: во-первых, занимаясь виброгимнастикой, сжимайте покрепче челюсти; во-вторых, старайтесь не делать упражнений посредине комнаты. Лучше выполнять их в дверном проеме, где пол жестче, чтобы не вызвать нареканий соседей, живущих под вами."опубликовано