Ту 154 авиакатастрофа последние. Тайна трагедии под сочи раскрыта

Крушение лайнера Ту-154 Министерства обороны РФ, разбившегося возле Сочи 25 декабря 2016 года, продолжает оставаться в центре общественного внимания. Члены комиссии и гражданские эксперты долго не могли понять, почему самолет упал в Черное море практически сразу же после его взлета и что произошло на борту. Наконец загадки оказались раскрытыми...

Специалисты, которые занимаются исследованием катастрофы Ту-154 около Сочи установили, что все системы самолета до его соприкосновения с водной поверхностью были исправны и работали в штатном режиме . Также было установлено, что взрыва на борту или около него до удара о море также не было. Явных действий пилотов, которые указывали бы на ошибки их пилотирования обнаружить тоже не удалось. Единственное, что удалось установить средствами объективного контроля так это непонятные действия командира воздушного судна. Командир использовал педали поворота руля направления, которые никогда не применяются при взлете. Зачем он это делал было непонятно, пока не обнаружили повреждения лопаток левого и верхнего двигателя. От попадания птиц таких повреждений быть не могло. Что же в действительности произошло?

У комиссии сложилось впечатление, что перед лайнером неожиданно возникло какое-то странное препятствие, которое командир попытался обойти. В данном случае вполне понятным становится использование пилотом педалей поворота руля направления. Необходимо было быстро уклониться от какого-то встречного "воздействия". Кроме того, становится понятной и реплика командира "Ух, ё-мое" . Вероятно, избежать встречного воздействия с каким-то объектом не удалось и самолет разбился, не смотря на попытки экипажа спасти положение.

Бомбы на борту не было, выстрела из ПЗРК тоже. Но самолет взорвался сразу после контакта с водной поверхностью. Произошел так называемый объемный взрыв , с которым хорошо знакомы в Ростехнадзоре. Так что же разорвало фюзеляж и людей на мелкие части?

Главным условием для объемного взрыва должно быть повреждение топливных баков. Авиалайнер продолжает лететь некоторое время окутанный туманом из мельчайших капель топлива. И достаточно небольшой искры или детонации, чтобы произошел такой объемный взрыв. В данном случае он произошел в момент удара Ту-154 о воду. Следовательно, что бы произошел такой взрыв, надо было предварительно повредить топливные баки самолета. На земле это сделать не реально, значит это произошло сразу после взлета, то есть в воздухе произошло столкновение с чем-то. Птицы сразу отпадают, они слишком мягкие для этого. Большой самолет тоже не проходит, его увидел бы локатор. Остается только беспилотный летательный аппарат .

При встречном столкновении (воздействии) с Ту-154 беспилотник врезался в самолет либо произвел выстрел в нижнюю часть левого крыла. Была нанесена смертельная рана самолету. Лайнер продолжал полет, но топливные баки его уже были повреждены, досталось очевидно и гондоле со стойкой шасси, а мелкие осколки от этого столкновения попали в левый и верхний двигатель, нарушив их нормальную работу. Топливо из поврежденных баков стало, как у подбитых бомбардировщиков времен Второй мировой войны, генерировать смертельный туман из мельчайших капель, который и привел к взрыву, - сообщает эксперт, давший пояснения Русскому Агентству Новостей.

Вероятно, комиссия Министерства обороны давно уже сделала необходимые выводы на основании полученных доказательств и доложило результаты расследования высшему руководству, сообщает сайт. Сейчас эти материалы не афишируются по причине подготовки встречи с новым президентом США - Дональдом Трампом. На этой встрече безусловно пойдет торговля за зоны влияния и российскому руководству необходимо иметь дополнительный козырь на них. Вспомните ситуацию с подводной лодкой "Курск" . Тогда дело удалось замять, Путин не стал афишировать информацию о том, что Курск был подбит американской подводной лодкой. В результате удалось избежать эскалации конфликта и получить многомиллиардные репарации, как в виде прямых денежных субсидий, так и инвестиций в различные сферы экономики. Подобное планируется повторить и сейчас. И в зависимости от того как сложатся эти переговоры, общественному мнению будет представлена "настоящая" или "выдуманная" версия авиакатастрофы.

Другие версии крушения авиалайнера подробно были разобраны нами в предыдущих статьях. Ссылки на них смотрите в комментариях под данной новостью.

Ниже смотрите видеоролик об одном уникальном учреждении. Есть информация, что именно из него в Сочи на борт Ту-154 был доставлен какой-то важный пассажир.


Специалисты при расследовании причин катастрофы самолета Ту-154 Минобороны РФ в Черном море установили, что причиной трагедии стала перегруженность воздушного судна, кроме того, командир самолета не знал ни характера, ни точного веса груза на борту и из-за этого не мог принять правильного решения во время взлета, пишет в среду Газета.ru.

"Специалисты, участвующие в расследовании катастрофы летевшего в Сирию военного лайнера Ту-154 25 декабря 2016 года в Сочи, пришли к выводу, что самолет был перегружен: вместо нормативных 98 тонн взлетный вес составлял более 110 тонн. При этом экипаж о перегрузке осведомлен не был и взлетал, исходя из допустимого взлетного веса пилотируемой машины", - говорится в материале.

Для расчета массы разбившегося воздушного судна были применены специальные методики, в том числе с использованием данных параметрического самописца, поднятого со дна Черного моря. В результате стало известно, что 24 декабря при взлете с подмосковного аэродрома Чкаловский, откуда Ту-1542Б-2 начал свой маршрут, взлетный вес самолета вместе с заправленными в него 24 тоннами топлива составил 99,6 тонны. Это превышало нормативы, но отклонение в 1,6 тонны было несущественным. При таком весе самолет обычно взлетает без особых проблем, пишет издание.

В Адлере из самолета никто не выходил, за исключением командира и второго пилота. В самолет ничего дополнительно не грузили, однако лайнер был дозаправлен по максимуму - в его баках было 35,6 тонны топлива, поясняется в материале.

Рано утром 25 декабря Ту-154Б-2 взлетал по большой взлетно-посадочной полосе (в Адлере их две). После этого самолет должен был отвернуть вначале вправо, затем влево, а потом взять курс на Латакию, на авиабазу Хмеймим. Однако проблемы начались еще во время подъема. Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы Адлера произошел только на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 километров в час, угол тангажа при этом составил от 4 до 6 градусов. Все эти параметры свидетельствуют о том, что самолет с трудом поднялся в воздух. Скороподъемность составляла 10 метров в секунду вместо обычных 12-15 метров в секунду. В общей сложности последний полет Ту-154 продолжался всего 74 секунды, отмечается в публикации.

В статье подчеркивается, что до момента удара о воду самолет был полностью исправен. Метеоусловия на аэродроме Адлер в момент взлета были благоприятные: температура окружающего воздуха 5 градусов выше нуля, влажность 76%, давление 763 миллиметра ртутного столба, боковой ветер 5 метров в секунду. Опасных метеоявлений не наблюдалось.

Действия опытного экипажа и поведение исправной машины во время своего следующего взлета в Адлере можно объяснить только тем, что командир Ту-154 не знал ни характера, ни точного веса груза на борту, а, следовательно, и о перегрузке своего самолета. Поэтому в Адлере в самолет и перелили топлива.

Вероятно, его залили бы меньше, если бы знали точный вес имущества, которое погрузили в самолет в Чкаловском. Возможно, на борт поместили что-то сравнительно небольшое по объему, но значительное по своему удельному весу. Если бы командир экипажа знал о превышении нормативного взлетного веса более чем на 10 тонн, он или отказался бы от полета, или взлетал бы с учетом того, что самолет перегружен, говорится в материале.

Последние действия экипажа можно объяснить тем, что летчики догадались, что с самолетом что-то не так, и попытались вернуться на аэродром вылета, чтобы сесть на другую, меньшую по размеру взлетно-посадочную полосу в Адлере. Однако высоты не хватило, поясняется в исследовании.

Прим.Ред. - Остается только один серьёзный вопрос. Почему летчики, поняв, что с самолетом что-то не так и решив вернуться на аэродром, не сообщили об этом диспетчерам? Или они хотели в тихУю сесть, чтобы никого не беспокоить? Этого просто невозможно допустить. Они должны были и обязаны за целых 74 секунды связаться с диспетчерами, чтобы сообщить о проблеме и запросить разрешение на посадку.

Военно-транспортный самолет Ту-154 Минобороны РФ 25 декабря прошлого года при вылете из Сочи упал в Черное море. Все находившиеся на борту 92 человека - 84 пассажира и 8 членов экипажа - погибли. Среди пассажиров были участники Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, которые должны были принять участие в концертах в расположении российских военных в Сирии. Кроме того, на борту находились съемочные группы Первого канала, НТВ и "Звезды".

После полной расшифровки чёрных ящиков разбившегося в конце декабря 2016 года в акватории Сочи Ту-154 - параметрического и речевого - эксперты Минобороны фактически уже точно могут назвать причины авиакатастрофы, сообщает Лайф .

По мнению специалистов, самолёт с пассажирами сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.

Тяжёлый и неуправляемый

РАСШИФРОВКА:

Скорость 300... (Неразборчиво.)

- (Неразборчиво.)

Забрал стойки, командир.

- (Неразборчиво.)

Ух, ё-моё!

(Звучит резкий сигнал.)

Закрылки, сука, чё за х**ня!

Высотометр!

Нам... (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

- (Неразборчиво.)

Командир, мы падаем!

Так эксперты поняли, что у самолёта возникли проблемы с закрылками именно по вине экипажа.

Пилоты, летавшие на Ту-154, с которыми пообщался Лайф, подтверждают выводы экспертов Минобороны о том, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов.

У "Туполева" рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлёта, устал, - рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который сам восемь лет отлетал на Ту-154. - От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, ударился о воду, и у него отвалилась хвостовая часть.

Эту версию считает допустимой и лётчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев.

На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки - слева, шасси - справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолёт взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками, - рассказал Лайфу Толбоев.

По словам Толбоева, нельзя исключать ещё и такой версии, что после взлёта экипаж превысил скорость и механизм закрылка разрушился, из-за чего лайнер свалился вправо, потерял скорость и рухнул в воду.

Трагический опыт

Ещё одним фактором катастрофы Ту-154 в Сочи могло стать отсутствие у командира корабля и второго пилота достаточных знаний, как действовать в экстремальной ситуации.

На фото (слева направо): Командир корабля Волков Роман Александрович и помощник командира корабля капитан Ровенский Александр Сергеевич. Фото: © Минобороны РФ

Скорее всего, ни командир самолёта Роман Волков, ни второй пилот Александр Ровенский, закончившие военные училища в начале нулевых годов, не проходили специальной лётной подготовки, - говорит источник Лайфа в комиссии по расследованию катастрофы в Сочи.

По его словам, если бы пилоты прошли специальную подготовку пилотирования в экстремальных ситуациях в Липецком авиацентре переподготовки военных пилотов или в ЛИИ имени Громова, то, возможно, катастрофы можно было бы избежать.

В военных училищах, которые закончили пилоты, их вряд ли обучали, как при сбое работы закрылков на малых высотах выставить их на обратный выпуск, чтобы вывести лайнер из запредельного угла атаки, - пояснил эксперт.

Кроме того, инженеры Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах не исключают, что, когда экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, у него был хороший шанс на спасение, если бы не перегруз.

О перегрузе свидетельствует тот факт, что, когда самолёт начал терять высоту, первой о воду ударилась именно хвостовая часть, которая отвалилась, а затем машина правым крылом зацепила воду и рухнула в море, - говорит источник Лайфа в Минтрансе РФ.

По его словам, нельзя исключать, что багажный отсек просто перегрузили.

Ведь это был чуть ли не последний вылет гражданского борта в Сирию, и родственники и сослуживцы находящихся в командировке военных могли упросить руководство аэродрома и экипаж взять на борт лишнего, - говорит эксперт. - А во время полёта и после посадки в Сочи груз могло растрясти. Во время взлёта из Сочи груз сдвинулся в хвостовую часть лайнера, и машину при внештатной ситуации с закрылками потянуло вниз.

Катастрофа с Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны произошла 25 декабря 2016 года. Это было в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт Минобороны летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.

Разбившийся лайнер базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский и входил в состав ФГБУ "Государственная авиакомпания "223-й лётный отряд" Минобороны, осуществляющий перевозку военнослужащих.

Модификация Ту-154 Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров экономического класса и выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. С 2012 года гражданские авиакомпании России не эксплуатируют Ту-154 Б-2.

Видеозапись, снятая камерой наблюдения во время катастрофы Ту-154 над Черным морем вблизи города Сочи. На видео заметна яркая вспышка, появившаяся в небе.

Майор ВВС, летчик-инструктор Андрей Красноперов отметил, такое скорое исчезновение самолета с экранов радаров после взлета в наборе высоты кажется подозрительным, однако о причине катастрофы точно скажут только данные черного ящика. Исходя из характера осколков и расстояния, на которое они разлетелись, Красноперов озвучил версию о возможном взрыве на борту самолета.

Вадим Лукашевич
авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого

«Абсолютно исключено, просто абсолютно. Дело в том, что потеря ориентации, она чревата в плохих метеоусловиях на снижении, когда самолет надо привести в некую точку, не прозевать аэродром и прочее. Взлет... здесь вообще все просто. У тебя прямая полоса, ты вышел на полосу, она освещена, если у тебя видимость хотя бы 30 метров, ты видишь направление полосы. Дальше ты делаешь необходимые процедуры, включаешь полный газ, и все, по прямой. Ты берешь штурвал на себя, и все. Авиагоризонт людей не увидели у себя на приборах? То есть это вообще потеря ориентации такая, что привела к падению самолета, это просто нонсенс на взлете. Даже погодные условия, сколько раз каждый, кто летал, он прекрасно знает, что аэропорт, допустим, закрыт на прием самолете, но почему он не закрыт на вылет. Это яркий как раз ответ на вопрос. То есть взлет - это гораздо более простая манипуляция, та информация о том, что, допустим, стойка шасси найдена в полутора километрах, говорит о том, что там произошло что-то серьезное. Что меня смущает, меня смущает, во-первых, то, что на сей момент, когда ничего не известно, обломки не собраны, данные переговоров экипажа между собой и диспетчерской службой не опубликованы, черные ящики не найдены, вот сейчас должны работать все версии, начиная от терроризма до столкновения с метеоритом. А то, что мы сразу отмели терроризм, это наводит на очень серьезные опасения».

Летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов также считает, что версию теракта пока исключать нельзя.

Андрей Красноперов
летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах

«Я много раз летал на этих рейсах, которые везут летчиков, обслуживающий персонал, и посадка на самолет осуществляется не как у гражданских. У гражданских проверяют каждый чемодан, каждую кладь, а тут вроде все свои летят, и тем более, летел такой ансамбль. Мне кажется странным, что каждую трубу будут засовывать на определение содержимого. У меня склонность к тому, что что-то там не то было. Но в Чкаловском, я оттуда летал тоже много раз Ту-154, и посадка производится своеобразно. Не секрет, что отсутствие должного контроля со стороны безопасности, это есть. И мне подтвердят многие люди, что те люди, которые везут свои баулы, засовывают их туда, эти баулы никто не проверит, они даже не влезут в эти смотровые секции, тем более в Чкаловском. Но он летел из Чкаловского, нормально долетел. Что было в Сочи, и что загрузили в Сочи, тоже неизвестно. Тем более летел весь ансамбль, значит, была музыкальная аппаратура, все остальное. И засунуть туда маленький предметник - это вообще не проблема».

Падению Ту-154 в Черное море сразу после взлета из аэропорта могла предшествовать экстремальная ситуация, сложившаяся на борту, например захват воздушного судна, заявил РИА "Новости" бывший начальник смены главного центра единой системы организации воздушного движения России Виталий Андреев. Эксперт с почти полувековым опытом работы в авиации считает, что при отказе техники у командира была бы возможность доложить о ситуации на борту диспетчерам.

"После взлета и короткого полета - две минуты - самолет пропал со связи и не передал сигнал на землю о каких-либо неполадках. Это может говорить о том, что на борту сложилась экстренная ситуация - или влияние извне на машину, или встреча с препятствием, которое там вряд ли было", - заявил Андреев.

Он также подчеркнул, что с точки зрения техники "Ту-154 - очень надежная машина". "Просто так они не падают… В моей практике были случаи, когда Ту-154 садились при отказе работы всех трех двигателей, или, например, знаменитая посадка в тайге на заброшенную полосу", - напомнил он.

"Те версии о неполадках на борту, которые сейчас озвучиваются - разбалансировка рулей, отклонение от установленной траектории полета - совершенно точно не могли помешать экипажу передать об этом сигнал на землю, - считает он. - Значит, произошло что-то экстремальное, из практики - такие ситуации возможны при захвате судна".

При этом Андреев, как и другие эксперты, призвал дождаться расшифровки данных бортовых самописцев. Они "с точностью до 99,99% смогут объяснить, что происходило в кабине в момент катастрофы". На момент написания заметки об обнаружении "черных ящиков" на месте падения Ту-154 не сообщается.

В министерстве обороны России опровергли появившуюся версию о том, что катастрофа самолета Ту-154 в Черном море произошла из-за ошибки второго пилота.


Мгновение: Почему экипаж Ту-154 не вышел на связь?

"Все опубликованные слухи о якобы установленных причинах авиакатастрофы Ту-154 в Сочи — абсолютный бред и выдумка. Комиссия по расследованию авиакатастрофы продолжает работу, — сказал официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков. — Считаем недопустимым и аморальным пытаться голословно обвинять кого-то и выдумывать какие-то выводы до завершения расследования".

Ранее издание Лайф сообщало о том, что после полной расшифровки чёрных ящиков эксперты назвали . По мнению якобы специалистов Минобороны, Ту-154 потерпел крушение из-за того, что борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа.

По словам источника Лайфа, знакомого с ходом расследования причин катастрофы, человеческий фактор признан приоритетной версией крушения Ту-154. "Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные речевого и параметрического самописцев говорят, что на третьей минуте полёта, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками", — рассказал изданию источник.

Эксперты считают, что это произошло после того, как второй пилот, 33-летний капитан Александр Ровенский, вместо того, чтобы убрать шасси, убрал закрылки. Из-за этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел.

Также выяснилось, что ситуацию усугубил перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.

сайт сообщала о том, что, согласно одной из версий, самолет Минобороны РФ упал после того, как на пытался совершить маневр вправо. При этом у него была сильно задрана носовая часть.

"Катастрофа произошла, когда пилоты убирали механизацию. При этом по непонятным причинам самолёт шёл с большим углом тангажа. По всей видимости, произошло его сваливание с эшелона во время манёвра вправо, — заявил ТАСС источник в силовых структурах. — В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном на скорости около 510 км/ч". По мнению специалистов, причиной такой ситуации могли стать ошибка экипажа и проблема с одним из двигателей.

ФСБ России также установила очевидца падения авиалайнера, по словам которого, экипаж пытался посадить . Свидетель отметил, что положение самолета в воздухе показалось ему странным даже для посадки, поскольку летел с неестественно задранным носом, словно мотоцикл, поставленный на заднее колесо. Через мгновение самолет задел поверхность моря хвостом, который отвалился при ударе, после чего упал в воду и быстро затонул.

"Странное" снижение, о котором рассказал очевидец, могло быть вызвано рассинхронизацией уборки механизации крыла. По словам эксперта, по время взлета и посадки все части крыльев должны двигаться синхронно, а несинхронный выпуск закрылков, может привести к гибели лайнера, предположили эксперты.

"При неполной загрузке пассажиров, при наличии значительного количества пустых мест, можно загрузить самолет таким образом, и так рассадить пассажиров, что центровка выйдет за пределы допустимой. Это создаст проблемы на взлете и в полете, а, может быть, даже приведет и к сваливанию самолета в штопор.

На этом борту было 90 пассажиров. В Сочи они могли пересесть самостоятельно, ведь проводников-то нет. Пассажиры могли скучковаться на задних креслах, и это создало заднюю центровку, которая при взлете, после отрыва, ведет к задиранию носа, потере скорости и к сваливанию в штопор. Возможно, там была нарушена центровка из-за перемещения пассажиров", — вице-президент профсоюза летного состава России, заслуженный работник транспорта Альфред Малиновский.

"Наши специалисты, которые расследуют летные происшествия, одни из лучших в мире, и те выводы, которые они делают по результатам расследования, являются наиболее точными. Вспомните, например, тот же случай с Донецким самолетом, когда наши специалисты четко сказали, что и как произошло. Правда, мировая общественность отказалась принимать выводы наших экспертов и специалистов.

Было привлечено большое количество специалистов, работают аж три комиссии: в Адлере, и две в Подмосковье. То есть, непосредственно на Чкаловском аэродроме, еще привлечены силы 30-го института. Раньше это был головной институт ВВС, там тоже есть специалисты высокого класса. И, конечно, исследовательские центры, которые у нас в Раменском находятся, Люберецкий центр", — рассказал Pravda. Ru военный эксперт журнала "Арсенал Отечества", специалист в области применения военно-космических сил Алексей Леонков.