«Скажут, что я призываю к экстремизму. Пускай говорят». Владимир Познер - о ностальгии по Сталину, нынешней власти и честных выборах

К счастью, никто из моей семьи в ГУЛАГ не попадал, потому что одна часть французская и вообще в России не была, а другая часть эмигрировала.

У моего отца был очень близкий друг, который жил с ним вместе в Париже, когда они были молодыми людьми, тоже эмигрант, уехавший из Советского Союза в 25 году и вернувшийся в 1936 году. Нашел хороший год для того, чтобы вернуться. Женился и в 37 году был арестован как английский шпион, хотя он приехал из Франции. И получил 25 лет лагерей, он был в Инте в основном.

Папа мой потерял всякий след его, и когда мы приехали в Советский Союз, а мы приехали в декабре 52-го года, за два месяца до смерти Сталина, и, конечно, нам очень повезло, что вскоре он умер, потому что, конечно, отца моего бы упекли, как почти всех людей с такой биографией, в 54 году совершенно случайно отец мой столкнулся с Иосифом Давыдовичем, которого реабилитировали.

Они оба работали в кино, они были киношниками. Иосиф Давыдович был монтажером, а отец мой занимался прокатом. Вот после стольких лет они встретились, а отец мой собирался вновь уехать работать за рубеж с мамой. И у Иосифа Давыдовича не было квартиры, негде было жить им с женой, они снимали. И папа сказал: «Так поживи у нас, и за одно понаблюдаешь за нашим безобразником» (имея в виду меня). И следующие два с половиной года я жил с ними или они жили со мной.

Вообще он стал для меня вторым отцом. Все его друзья, которые были в Москве к этому времени, они все были из лагерей. Из разных. Была там Аля Эфрон, дочь Марины Цветаевой. Были многие другие, из разных лагерей. И поскольку они встречались время от времени, ну и брали меня с собой, то я очень рано, еще до всякого Солженицына получил живую картину того, что это было такое.

Я помню, что тогда я был, как бы вам сказать, я был поражен тем, что у меня у самого возникла параллель между ГУЛАГом и нацистскими лагерями. Потому что я был воспитан своим отцом в таком очень просоветском духе. Именно поэтому он и вернулся в страну, потому что он верил, что именно в Советском Союзе справедливое общество, новое общество, другое общество. Если бы он верил в то, что есть ГУЛАГ, он бы никогда не вернулся.

И вот страна, которую я… ну, боготворил - может быть, сильно сказать, но очень высоко ставил, и в которой я мечтал жить, хотя я и не говорил по-русски, но подумать, что она творила такое же зло практически, как страна, которую я ненавидел, потому что я же военный ребенок, я все это знал…

Я просто помню, когда вдруг возникла эта мысль: а в чем разница? Она в деталях только. Но так разницы никакой, потому что по уровню бесчеловечности, жестокости - это совершенно одного порядка вещи.

Потом я очень подружился… Были два таких замечательных режиссера - Фрид и Дунский. Их арестовали, когда они ехали на фронт. Их арестовали, потому что они якобы планировали убийство Сталина. И они тоже отсидели будь здоров. Их тоже реабилитировали, не расстреляли. Не расстреляли, потому что подписали свою вину, согласились. Им просто подсказали, что если подпишете, то получите срок, а если нет, то вас расстреляют. Их били, ну все по полной программе.

И вот Юлик Дунский, да и Фрид… Они рассказывали… Просто я человек эмоциональный, и когда я задумываюсь над тем, что сотворили с людьми, совершенно безвинными, наоборот, даже порою очень преданными, ну, я иногда не выдерживаю. Этому нет никакого прощения. Просто нет прощения.

И меня выводит из себя то, что сегодня пытаются оправдать Сталина или говорят, что ГУЛАГ был необходим. Вместо того чтобы как можно больше людей приводить сюда и показывать, и пропагандировать, и объяснять, какой невероятный преступник был не только Сталин, но и все его окружение. И что вина за это за все лежит не только на Сталине и не только на политбюро и не только на партии, но эта вина лежит на народе. Потому что народ поддерживал это. Народ кричал: «Собакам собачья смерть!» и все такое прочее. Точно так же, как немецкий народ виноват в Гитлере, а не только Гитлер.

Это надо объяснять людям. Надо, чтобы люди понимали это и вообще нужно, чтобы чувство вины было у людей. Должно быть чувство вины. К сожалению, у нас не было Нюрнбергского процесса.

Вы знаете, даже после Нюрнбергского процесса в Германии не сразу стали все это говорить. Это должны были вырасти дети тех людей. И только году в 68-м, очень много лет спустя, выросшие дети стали требовать от родителей, а все-таки что было тогда? И только тогда это вышло наружу, и тогда стало обязательным в школе об этом говорить, объяснять. А у нас ничего этого нет. И совершенно напрасно.

https://www.сайт/2017-10-12/vladimir_pozner_o_nostalgii_po_stalinu_nyneshney_vlasti_i_chestnyh_vyborah

«Скажут, что я призываю к экстремизму. Пускай говорят»

Владимир Познер - о ностальгии по Сталину, нынешней власти и честных выборах

Журналист и телеведущий Владимир Познер провел творческий вечер в ККТ «Космос» в Екатеринбурге. Зал был полон, и большую часть встречи Познер посвятил ответам на вопросы аудитории — к микрофонам в зале выстроились очереди до пятидесяти человек. За два часа беседы Познер успел рассказать, в чем он видит основную проблему власти в России, почему молодые люди начинают восхищаться Сталиным и что нужно делать, чтобы в России появились честные выборы. сайт приводит основные выдержки из диалога Познера с залом в Екатеринбурге.

Про патриотизм

Недавно был в Северодвинске. Там делают наши замечательные подлодки, завод длиной пять километров. Когда начали завод строить, там было болото, там не то что строить — там жить невозможно. И построили — правда, рабским трудом, это делали зэки. Но построили феноменальный завод, выпускают потрясающие лодки. Потрясающие. И меня спрашивают: ну, вы гордитесь тем что у нас такая промышленность? Я говорю: я восхищаюсь, но вы видели, как люди живут — в каких домах, в каких условиях? Как это может быть — чтобы люди, совершившие подвиг, жили в таких условиях? Где признание? Я не могу этим гордиться, и я не понимаю, почему люди с этим мирятся. Но люди любят свою страну. Это же и есть патриотизм. Сейчас много говорят о патриотическом воспитании. Но что такое патриотизм — размахивать флагами, кричать «ура» или что? Может быть, настоящий патриот — это тот, кто говорит: это не так, и с этим надо что-то делать.

Про проблему власти в России

Проблема в том, что страной правят люди из другого общества — это советские люди. Они были пионерами, комсомольцами, очень часто — членами партии. Они сформированы другим обществом, а общество изменилось. Но люди-то все те же, и им очень трудно управлять. Мы все попали в эту ситуацию, и я думаю, что очень многие наши проблемы связаны именно с этим. Поэтому я очень надеюсь на тех, кто позже появился на свет, кто по-другому воспитан, у кого другие взгляды.

Про будущее России

Я считаю, что Россия — великая европейская страна, и ее, конечно, ждет соответствующее будущее. Эта страна трагическая, с тяжелой историей, и удивительно что она выдержала то, что выдержала. Во время войны, когда мы жили в оккупированной Франции, мой папа был в Сопротивлении: он продавал пирожки в эсэсовских гарнизонах и подслушивал, что они там говорят, он хорошо знал немецкий. Однажды перед гарнизоном один эсэсовец спросил его, что он тут делает, папа ответил: «Нихт ферштейн», и тот его прогнал. Позже, когда мы жили в Америке, папа увидел его в самолете — оказалось, что он был агентом британской разведки. Они разговорились, и тот сказал: «Вы, русские, умеете преодолевать трудности как никто. Никто в мире так не умеет. Но, к счастью для нас, так, как вы умеете создавать себе трудности, тоже никто не умеет». Я не сомневаюсь в величии России. Может, я этого уже не увижу — такое не происходит быстро. Но я убежден в том, что Россия будет демократической европейской страной. Я в этом не сомневаюсь. Страна, которая имеет то наследие, которое имеет, другой быть не может».

Про препятствия, которые стране нужно преодолеть

Это настолько теоретический вопрос, что я не знаю, как на него ответить. Вы, наверное, сами видите проблемы, с которыми сталкиваетесь. Например, с собственной пассивностью. Часто все говорят: надо что-то делать. А кто будет это делать? А надо делать простые вещи — грубо говоря, не писать в лифте. Надо менять отношение к себе, к стране, к городу, к улице. В Москве, например, сделали большую реконструкцию, сделали там спуски для колясок, для инвалидов. Сколько надо было для этого лет? А что, это очень трудная вещь? Я не говорю уже об остальном. Речь идет о том, чтобы изменить отношение к себе. И себя, может быть, полюбить. Я удивляюсь, когда мне говорят: «Я отдыхал в таком классном месте, и там не было ни одного русского!» Французу такое и в голову не придет. Попробуйте себя полюбить.

Про ностальгию по Сталину

Понимаете, я знаю, кто это был. Я жил в это время, и я знаю, что было в России, что такое ГУЛАГ. Конечно то, что мы так и не смогли признать это все открыто — это плохо. Другое дело, что когда был Сталин, у многих было впечатление, что Советский Союз был могущественной страной. Говорили: когда Советский Союз чихает, весь мир простужается. И эти воспоминания о былом величии — они и есть ностальгия. Как и у всякой империи: это было в британской империи, во французской, это можно понять. Другое дело, что, к моему большому сожалению, не объясняют, что на самом деле было. Лично я слишком много знаю людей, которые сидели по десять, двадцать лет, уже не говоря об убитых. Поэтому тема меня волнует. И при всякой возможности я это вспоминаю, потому что есть тенденция не вспоминать.

Как с этим бороться? Надо спрашивать людей: а что их конкретно восхищает? Выиграли войну — правда. Но какой ценой? 27 млн людей погибших, когда немцы потеряли десять, воюя на два фронта. Когда Сталин запретил поднимать в воздух самолеты, из-за чего наша авиация была уничтожена на аэродромах; когда люди шли в бой под Москвой с палками, вместо винтовок. Об этом надо говорить. Но чтобы говорить, надо знать. Хотя тенденцию [увеличения числа ностальгирующих] преувеличивать не надо.

Про отношение американцев к России

Что касается отношения к нам — в Америке оно очень плохое. Очень. Да и у нас к американцам не то чтобы очень хорошее — в отличие от советского времени. Тогда мы критиковали американское правительство, Белый дом, Уолл Стрит, к самим американцам отношение было хорошее. Сейчас не так. Сейчас мы американцев не любим, и они нас не любят. И в этом нет ничего хорошего.

Про самоцензуру в журналистике

Внутренняя цензура журналиста есть, и она выражается в следующем: лучше не буду говорить это, а то вдруг меня за это уволят, вдруг будут неприятности. Хотя надо бы, но не буду. Но журналист определенно не имеет права скрывать информацию. Не имеет права, он обязан ее сообщать, какая бы она ни была — это его долг. И когда он ее не сообщает — он в этот момент перестает быть журналистом. Это надо иметь в виду.

Про веру в честные выборы в России

Это вопрос не веры, это же не религия, чтобы верить. Честные выборы в России несомненно будут, когда сами люди добьются этого. Мы все время ждем, что кто-то сверху нам это сделает. Ну вот так, пускай они решат. Ведь когда отменили выборы губернатора, многие говорили — вот и хорошо. Я считаю, что надо протестовать. Естественно, скажут, что я призываю к экстремизму. Пускай говорят. Но некоторые подвижки все же есть — в том числе в Москве. Надо работать, нельзя просто ждать, что кто-то решит. Так не бывает.

Недавно были выборы в Госдуму. Я уверен, что большинство не ходило — явка была 48%. Говорят, что выбора нет, но ведь участвовало много партий, в том числе и тех, которых в думе не было. Смеха ради представим, что 52%, которые не голосовали, проголосовали бы за другую партию — и была бы другая партия в думе и, наверное, другая страна. Это гражданский долг — голосовать. Но почему-то вот — нет. А после этого жалуются — нам не нравится наша Госдума. А мы же ничего не сделали, чтобы она понравилась. Тогда чего жаловаться? То есть ощущения того, что я гражданин и это моя страна, я за нее отвечаю — этого ощущения нет. И с этим надо что-то делать.

Про светлое будущее

Никаких «светлых будущих». Это смешно. Просто происходит развитие. Когда уйдут эти люди, которым сейчас 60 лет, 50 лет, 40 лет — а они уйдут обязательно, — на их место придете вы. А дальше уже будет так, как вы сделаете.

Как понять, что СМИ врут

Единственный способ — сравнивать. Это требует усилий, не все хотят это делать. Но у нас ведь есть возможность все это делать, сейчас все можно смотреть. Есть событие, которое нас интересует — посмотрите, кто что пишет, сделайте выводы. Не ждите, что кто-то их сделает за вас. Все требует усилия. К сожалению — или не к сожалению, практически ничто не происходит само собой.

Про терпимость

Меня в нашем обществе беспокоит отсутствие терпимости. Мы же очень нетерпимы к тем, кто не такие, как мы. Скажем гомосексуализм — ну кому какое дело? Два взрослых человека желают жить так — ну и что? И хотят они устроить парад — и что, какая разница? Пускай устраивают. Но их готовы убить.

Про возрастной ценз в политике

Вы знаете, 35 лет [возрастной ценз для кандидатов в президенты] — это очень молодой человек для такого дела. Во всем мире такие должности выборные занимают все же люди за 30 лет — нужно набраться опыта, понимать, что к чему. Знать свою страну, знать, что волнует людей, и не надо быть категоричным. А молодежь все же очень категоричная. Если вам очень хочется — потерпите.

Про влияние на власть

Я никогда не стремился к власти: я власть не люблю и не люблю тех, которые любят власть. Они либо любят власть, потому что она — власть, либо потому что им кажется, что они знают, как жить. Я это говорил [Алексею] Навальному — что мне не понравится так жить [как он предлагает]. Он говорит: «Нет, вам понравится». Но я не могу. Не дай бог мне быть президентом, отвечать за страну.

1 января 2014, 21:54 Поточнее с формулировками, пжлст... "Социалистические методы" - таких нет. Вы, видимо, имеете ввиду жестко репрессивные, тоталитарные?
Тогда к таким странам относится и ваша любезная "империя добра" - США.
Если вы имеете в виду страны построившие социализм, то да, могу назвать.
Прежде всего это СССР, его очень удобно сравнить с новой демократической Россией.
Республика Куба. Несмотря на полную нищету народ счастлив, доволен, танцует с утра до ночи, имеет одну из самых высоких продолжительность жизни и офигенное бесплатное здравоохранение...
ГДР (я там служил и все про объединение помню) - тамошние жители сначала голосовали только против, потом смирились и теперь достаточно массово ностальгируют по тем временам...
Китай, Вьетнам, Туркмения, Молдова с Приднестровьем и много других... Во всех странах бывшег соцлагеря, где к власти пришли демократические лидеры (типа наших болотных), народ ностальгирует... Практически всех тех демократов первой волны они повыгоняли со скандалом (Валенса, Гавел)
Мало?

1 3 4

Ответил на Николай Ню 1 января 2014, 22:38 Социалистические методы это социалистическая экономика. Вы вообще хоть что нибудь то знаете? Социализм это общественная собственность на средства производства. Капитализм частная собственность на средства производства.
СССР нет. Я просил существующую!
США каким боком к тоталитарным государствам приписали? В Штатах - государственная экономика, или однопартийная система, или там существует Главлит, издающий огромные перечни тем, запрещенных к публикации в открытой печати и предварительно проверяющий любые предназначенные к публикации тексты, начиная с надписей на спичечных этикетках.
Или там покинуть страну даже для турпоездки в Мексику можно только с разрешения комиссии при райкоме партии?
Или там правят десятилетиями престарелые граждане, которых население никогда в своей жизни на эти посты не выбирало?

"страны построившие социализм"

Я вас просил примеры благополучных стран. На Кубе треть населения сбежала в свое время от социалистического счастья. Две трети продолжают жить под железным занавесом. Сейчас Куба начинает переходить на рынок. Лет через 10 никакой соц. Кубы не будет.

1 3 4

antitotalitarism antitotalitarism ответил на antitotalitarism antitotalitarism 1 января 2014, 22:41 Никто в ГДР не настольгирует не пишите чепухи. Они при первой же возможности избавились от этого ущербного режима. Вы видите толпы восточных Немцев желающих вернуться в ГДР? Вьетнам в 1989 г. отказался от Совковой модели и перешел полностью на рыночную. Отсюда экономический рост. При Дэн Сяопине Китай практически отказался от социализма. III Пленум ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1978) провозгласил курс на рыночную экономику при массовом привлечении иностранных инвестиций, сокращении доли государственного сектора в экономике, открытии свободных экономических зон. 70% ВВП Китая приходится на частный сектор. Частная собственность на средства производства - это капитализм. В современном Китае около 500 тысяч долларовых миллионеров. Количество долларовых миллиарднров в Китае больше чем в России. На словах китайские коммунисты говорят о социализме с китайской спецификой и даже о коммунизме, как о своей конечной цели, но реально в Китае государственный капитализм.

2 2 4

Николай Ню ответил на antitotalitarism antitotalitarism 1 января 2014, 23:04 США начинала с того, что перестреляла индейцев, завезла рабов, сохраняя рабство до 60-х годов прошлого века, отменив его формально сегрегация существует до сих пор реально.
Как ГДР объединялась, повторяю, наблюдал сам с 89 по 93-й год и рассказал бы поподробнее, но вам это не "вставляет", как я понял.
Ваш агитпроп мне не нужен.
"... Вы вообще хоть что нибудь то знаете?..." (с) А в таком тоне я вообще не собираюсь общаться. Всего доброго.

1 2 3

antitotalitarism antitotalitarism ответил на Николай Ню 1 января 2014, 23:39 Начнем с того, что рабство в США было отменено в 1861 году. В России в том же году отменили крепостное рабство. Вот только в США Негры гражданами не считались. А вот в Российской Империи собственных граждан держали в качестве рабов.
Индейцев никто не перестреливал. Они и сегодня живут на территории Северной Америки. И уровню их жизни могут позавидовать Чухчи проживающие в Сибири. Насчет ГДР. Ответьте на простой вопрос. От чего бежали Немцы проживающие в ГДР на Запад рискуя собственной жизнью! И почему Берлинская стена строилась именно со стороны востока. Почему именно соц. страны всегда строят железный занавес пытаясь удержать свой народ в неведении, а не наоборот. Открытости и правды как всем известно всегда боятся ущербные и слабые. Сильным то нечего скрывать.

1 3 4