План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: занятие «вода – источник жизни. Проект в подготовительной группе «Живая вода»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по познавательно – речевому направлению "Вода в жизни человека"

Еловикова Зоя Николаевна - воспитатель МБДОУ Детский сад №14 «Солнышко» п. Таежный г. Лесной Свердловская область

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Форма проведения: беседа

Образовательные области:

"Познание", "Коммуникация", "Социализация"

Задачи:

обучающие:

Дать детям знания о том, что вода – это составная часть всего живого на Земле; расширять знания детей о воде (реки, озера, родники...)

Раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, меры по охране ее чистоты

развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов

Развивать навыки проведения опытов. Закрепить умение работать со стеклянной посудой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности

Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение товарищей

Развивать экологическое мышление и экологическую культуру

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия

воспитательные:

Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу

Оборудование:

глобус, банка с водой, стакан, чайная ложка, пипетка, блюдце, для проведения опыта: стаканы, воронки, вата, салфетки на каждого ребенка

Предварительная работа:

· Прогулки к реке, беседы по ОБЖ

· Театрализованная игра: "Водичка, водичка, умой мое личико..."

· Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков на тему "Вода"

· Выставка детских рисунков, рассказы детей о водоемах своего края

· Исследовательская деятельность с водой

· Чтение познавательных рассказов о реках, озерах

· Чтение детской художественной литературы:

Э. Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце"

Е. А. Баратынский "Весна"

Сказка народов Сибири "Живая вода"

Прогнозируемые результаты:

Расширились знания об основных источниках и последствиях загрязнения воды;

Повысилась познавательная активность к проведению опытов;

Умеют работать в паре, договариваться, соблюдать элементарные меры безопасности;

Умеют делать выводы и обобщения;

Умеют бережно относиться к воде

Ход образовательной деятельности

(Звучит фонограмма "Шум ручья")

Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о воде: самой обыкновенной, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной – потому что без нее мы просто не смогли бы жить. (Показываю детям глобус)

Каким цветом на глобусе обозначена вода? (Синим, голубым...)

Кто из вас может показать все, что выделено этим цветом? (Это - реки, озера)

Вы обратили внимание на то, что на Земном шаре воды больше, чем суши? - А вот это океаны и моря.

А главное вода в них не такая как в реках.

В реках, озерах – вода… (Пресная)

А в морях, океанах – вода… (Соленая)

Посмотрите, на глобусе еще есть участки белого цвета.

Как вы думаете, это тоже вода или нет? Кто как думает?

Вывод воспитателя. Это, ребята, тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают.

Что происходит со льдом? (Тает, превращается в воду)

Значит лед - это тоже вода. Но лед - твердый. Значит вода может быть твердой!

А еще какое состояние воды вы знаете? Мы ведь с вами знаем, что вода может быть твердой, жидкой и паром.

Кажется, что воды очень много и на всех ее хватит. Так ли это или нет, хотите узнать?

Показываю 3-х литровую банку с водой

Воспитатель. Представьте, что в этой банке вся вода, которая есть на глобусе - реки, моря, океаны, болота.

Отливаю стакан воды из банки

Это пресная вода, которая необходима животным и растениям.

Набираю чайную ложку из стаканы воды

Это вода, которую может использовать человек: стирать, умываться, мыть посуду...

Набираю из ложки воду в пипетку и капаю одну каплю на блюдце

И только эту каплю мы употребляем в пищу. (Пьем, варим еду...)

Так кто мне из вас ответит, мало или много чистой воды на нашей планете Земля?

Вывод воспитателя. Чистой воды на нашей планете мало, поэтому ее надо беречь.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кому нужна чистая вода?

Для чего нужна чистая вода?

Что же произойдет, если вода в водопроводном кране, реке, озере, будет загрязнена?

Ребята, а какие меры надо принимать для того, чтобы из рек, озер, к нам в водопровод шла чистая вода?

Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и правильно использовать ее? (Высказывания детей)

Кто из ваших родителей очищает питьевую воду из крана фильтром? Зачем они это делают?

Моя семья тоже пользуется для очищения водопроводной воды фильтром «Барьер».

Воспитатель. Ребята, с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная.

Воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот.

Такую отфильтрованную воду, очищенную от грязи, можно пить, как вы думаете? (Ответы детей)

Вывод воспитателя. Да ребята, нельзя пить воду прямо из-под крана. В ней еще могут остаться микробы. Уничтожить эти микробы, может только высокая температура, поэтому воду надо нагревать, прокипятить. И только после этого ее можно пить.

Ребята, кто мне ответит, какой водоем находится в нашем поселке?

Как он называется? (Ответы детей)

Ребята, мы очень часто ходим на экскурсию к нашей реке, давайте вспомним, что мы видели, в каком состоянии наша река; вода в реке чистая или грязная? (Ответы детей)

Наши мнения разошлись.

А вы хотели бы узнать ответ на этот вопрос?

Тогда я вам предлагаю провести опыт.

Из опыта вы узнаете, какая же (чистая или грязная) вода в нашей реке?

Для этого речную воду надо пропустить из одного стакана через фильтр, в другой, пустой стакан.

Игра - экспериментирование:

очистка воды от примесей с помощью фильтра

Воспитатель. Для этого нам понадобится фильтр. В качестве фильтра будем использовать вату. Показываю как установить фильтр в воронку, затем воронку вставить в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром дети фильтруют воду. (Дети делают вывод)

Что у вас получилось?

Что показал эксперимент?

Что вы узнали из опыта?

Какой вывод можно сделать? (Опрос 3-4 детей)

Вывод воспитателя. Из опыта мы узнали, вода в нашей реке Туре - грязная. Но вы еще и узнали один из самых простых способов очищения воды. (С помощью фильтра)

Что могло стать источником загрязнения реки? (Ферма, поле, деятельность людей)

Что находится рядом с нашей рекой?

Как можно повлиять ферма, поле, транспорт, предприятия на загрязнение реки?

Как могут повлиять люди, отдыхая летом на реке? (Убирать за собой мусор, не оставлять его)

Оставляете ли вы, после отдыха на реке мусор?

Я хотела бы узнать, как вы поступите, если увидите человека, который сваливает мусор на берегу реки? (Высказывания детей)

Динамическая пауза: игра "Ручеек"

Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается "ручеек". Игрок, кому пара не досталась, идет к "истоку" ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец "ручейка", а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется.

Воспитатель. Вот мы с вами и вспомнили, что вода образует озера, пруды, реки, моря, океаны, болото.

А вот вода еще может прятаться и глубоко под землей?! Там тоже есть озера и реки, только мы их нигде не видим, они подземные.

Это… (Родники, источники)

Кто из вас пил воду из родника? Где? (Рассказы детей)

Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.

А есть еще родники, которые находятся в лесах, называются они… лесные.

А кто из вас видел лесные родники? (Рассказы детей)

Да, ребята, у нас в лесу есть много маленьких родников.

Кто как думает, кому и для чего нужны лесные родники? (Лесные родники нужны птицам и зверям для водопоя)

Как вы думаете, кто занимается охраной родников? (Высказывания детей)

Рассказ воспитателя Родники есть, ребята, и в нашем городе, где ведется работа по благоустройству родников по областной программе «Родники». Есть родник "Бушуевский" в селе Бушуевка, Нижне - Туринский "Святой источник" возле лодочной станции, "Источник Веры", названный в честь учительницы Веры Павловны Дятловой, которая много лет проработала в школе - интернат №63.

Жители города, его предприятия, школьники городских школ следят за чистотой родников: расчищают их если они засоряются, обкладывают камнями, огораживают изгородью.

Воспитатель. Все страны земного шара сталкиваются с проблемой загрязнения природных водоемов.

А знаете ли вы, что 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.

Я очень рада за вас! Я надеюсь, что из нашей беседы вы все запомнили, что всем людям воду надо беречь и охранять от загрязнения.

Беречь воду – это значит, беречь жизнь, здоровье и красоту!

Используемая литература

1) Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников, - М, 1996г.

2) Рыжова Н.А. Волшебница вода: Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников, - М, 1997г.

3) Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - В, 2004г.

4) Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду, - М, 2007г.

5) Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей, - М, 2006г.

формировать представления детей о значение воды в жизни живых существ, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. Закрепить знание о воде: кому она нужна, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вода – источник жизни

(подготовительная группа)

Цель: формировать представления детей о значение воды в жизни живых существ, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. Закрепить знание о воде: кому она нужна, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.

Материал: * глобус

  1. 3- х литровая банка с водой
  2. Яблоко
  3. Соль морская и поваренная
  4. Поднос и стаканчики с водопроводной и морской водой
  5. 4 прозрачных стакана и прозрачный кувшин с грязной водой
  6. 4 бумажные салфетки, 4 воронки
  7. Магнитофон, записи шума воды (море, ручеек, фонтан)
  8. Ширма «Где человек использует воду»

Ход

Воспитатель Ребята, я хочу вам загадать загадку:

Она и в озере, она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, шумит.

Что это? Правильно это вода.

Ребята, у меня есть интересные записи.

С вами кто – то хочет поговорить. Послушайте. (включить запись ручейка)

Вы узнали кто это?

Ответы детей (ручеек)

А сейчас, послушайте, кто с вами разговаривает?

Ответы детей (море)

Закройте глаза, что вы слышите?

Ответы детей (фонтан)

Да, это фонтан. Посмотрите, как он красив. Сколько много маленьких прозрачных капелек играет в нем. Полюбуйтесь им.

Воспитатель - Ребята, летом я слышала вот такой разговор мальчишек (можно включить запись)

«Привет, Петя! А мы с ребятами сейчас так здорово играли. Налили целую ванну воды, и пускали там кораблики. А потом стреляли из водных пистолетов друг в друга. Столько воды налили.

А вы кран – то закрыли?

А зачем? Воды итак много. Пусть течет, потом закроем. Знаешь, как нам было весело.»

Воспитатель - Ребята, как вы оценили поведение этих мальчиков? Хорошо ли они поступили? Почему?

Дети (ответы) воду надо беречь, потому что чистой воды на земле мало.

Воспитатель - Послушайте стихотворение

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Ребята, а кому нужна вода?

(деревьям, птицам, животным, людям)

Давайте проверим, всех ли мы перечислили.

(показать ширму «Вода»)

Воспитатель - А нам нужна вода в детском саду? Для чего?

(умываться, поливать цветы, мыть полы, мыть игрушки, мыть руки, приготовить обед)

Да, ребята, без воды все живое на земле погибнет, Засохнет. Вода – это жизнь и ее надо беречь. Ее надо правильно и разумно расходовать. Человек может прожить без пищи три недели, а без воды одну неделю.

Воспитатель - Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли ее всем? Давайте посмотрим на глобус.

Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим)

А как вы думаете много это или мало? (много)

Вот, ребята, у меня в руке яблоко. Представьте, что это наша Земля. ¼ часть земли – это суша, а вот эта большая часть – это вода.

Так много или мало воды на нашей планете?

Воспитатель - Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря.

Кто из вас знает, какая на вкус вода в морях и океанах?

Хотите узнать? (пробуют)

Какая вода на вкус? (соленая, горькая, невкусная)

А можно ее пить или готовить пищу на ней? (нет)

А теперь попробуйте эту воду.

Какая она на вкус? (вкусная, чистая, не соленая - пресная)

Морская вода имеет горьковатый вкус из – за морской соли,

Которая в ней растворяется.

Посмотрите, вот она какая (показать морскую соль)

В пищу употребляют поваренную соль. Посмотрите и ее.

А сейчас давайте сравним поваренную и морскую соль.

Что можно сказать о морской соли, какая она? (крупная,

Серая, горькая).

А поваренная? (белая, мелкая, соленая)

А где в природе есть пресная вода? (в реках, озерах,

Ручейках).

Давайте подойдем к глобусу и посмотрим сколько рек на нем?

(показ ребенка рек)

Много их или мало?

Давайте представим, что если всю воду на нашей планете нальем в 3 – литровую банку, то пресной всего лишь полстакана.

Так много или мало пресной воды? (мало)

У воды великая забота – напоить всех обитателей земли.

Воспитатель - Давайте поиграем (физминутка)

Над водой летят стрижи руки в стороны

Под водой плывут ерши. присели

Плывет лодочка – краса –

Расписные паруса руки сцеплены в замок перед грудью,

Плавные движения туловища.

Льется чистая водица, движения по тексту

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После, вытремся посуше.

Воспитатель - Ребята, чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Давайте посмотрим, как вода приходит в дом.

(показать ширму)

  1. из реки ее насос перегоняет в водозаборник
  2. потом она попадает в сместитель, где ее очищают
  3. далее по трубам попадает в отстойник
  4. из него попадает в сосуд, где она проходит через фильтры

Ребята, вы летом купались в речке? А кто – нибудь пил из реки воду?

А вы думаете, что она чистая?

Вот у меня в кувшине вода из речки, давайте посмотрим, какая она.

Кто знает, что такое фильтр.

Сейчас мы с вами вместе сделаем маленький фильтр.

(в стакан вставить воронку и сверху положить бумажную салфетку).

Я наливаю воду из кувшина в чистый стакан, как через фильтр.

Что вы видите на салфетке? (вся грязь осталась на салфетке).

А какой стала вода в стакане? (чистой)

Салфетка, как фильтр задержала всю грязь. Можно еще раз перелить воду через чистую салфетку и она будет еще чище.

  1. дальше по трубе вода наливается в резервуар с чистой водой и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши дома, квартиры.

Вот так долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Много сил затрачивается, чтобы ее очистить.

Так как же надо относиться к воде?

(бережно, экономно, по – хозяйски, разумно)

Знаете, если из крана целый день будет капать вода, то может накапать целое ведро. Если вы будете чистить зубы, а в это время будет бежать вода, то может набежать целая 3 – литровая банка.

Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды?

(включать тонкую струю воды, хорошо закрывать кран, чтобы дома были исправные краны)

А закончим мы наш разговор пословицей:

«Воду попусту не лей, дорожить водой умей»

Давайте найдем места в нашей группе, где мы должны беречь воду и приклеим туда наши большие эмблемы, которые мы делали, а маленькие возьмете домой и вместе с родителями поместите их туда, где нужно беречь воду дома.


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» Купинского района

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Вода вокруг нас. Вода – источник жизни»

Воспитатель: Горбань О.П.

Задачи:

Образовательные:

Углубить знания детей о воде, роли в жизни человека, о разных состояниях воды в природе.

Познакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, вода-растворитель, вода обладает памятью.

Познакомить со схемой «Как вода попадает в наши дома?».

Уточнить знания детей о круговороте воды в природе.

Развивающие:

Развивать речь, познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность, мелкую моторику рук, координационные способности.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, в частности к воде.

Формировать начала экологической культуры.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывая мнение партнера.

^ Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка».

^ Предварительная работа:

Наблюдения за облаками, дождем, состоянием природы после дождя (осенью). Чтение художественных произведений о воде. Прослушивание музыкальных произведений. Дидактическая игра «Путешествие капельки». Беседа с детьми на тему «Где живут капельки воды в детском саду?». Просмотр иллюстраций о различных водоемах в виде слайдов. Наблюдение за состоянием снега в домашних условиях.

Словарная работа: насос, фильтрация, круговорот, попусту лить воду.

Оборудование:


  • Схема,

  • магнитофон,

  • грамзапись,

  • атрибуты к подвижным играм: (шапочки «Капельки»- детям, шапочка «Туча» - воспитателю),

  • длинная и короткая синяя полоса ткани, узкие голубые ленты.

  • кукла «Капелька»,

  • колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой.
План – конспект

Дети входят в групповую комнату, оформленную картинами с изображением водоемов, изготовленной из ткани большой рекой и маленькими ручейками.

Организационный момент.

Пальчиковая игра «Смешные человечки»

(Дети делятся на пары)

Бежали мимо речки смешные человечки

Прыгали – скакали

Солнышко встречали

Забрались на мостик

И забили гвоздик

Потом - бултых в речку.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:

Она и в озере, она и в луже

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (Вода)

Правильно, это вода. Посмотрите вокруг себя, что вы видите? (Воду).

Ой, а кто это сидит у ручейка и плачет?

Это маленькая капелька воды! Ей грустно потому что, она отстала от своих сестренок. Давайте с ней поиграем!

^ Игра «Вода – не вода»

Если я называю слово, обозначающее то что содержит воду, вы поднимаете обе руки, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде, поднимаете одну руку, если не имеет отношение к воде, не поднимаете вообще рук. (Дождь, снег, стакан, зонт, карандаш, сито, сосулька, ведро, корабль, пылесос).

Молодцы, а теперь присядьте на камушки возле чудесной реки и послушайте вместе с «Капелькой» стихотворение о воде Н.Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде?

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Ребята, а кто знает загадки о воде? В каких состояниях она может быть? Давайте вы нам их загадаете, а мы с «Капелькой» попробуем их отгадать.


  1. В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)

  2. Сперва летит, потом бежит,
Потом на улице лежит…

Тогда без бот и калош

Его сухим не перейдёшь. (Дождь)


  1. Растет она вниз головою,
Растет не летом, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Затлеет она и умрет. (Сосулька)


  1. Что за звездочки такие
На пальто и на платке?

Все сквозные – вырезные,

А возьмёшь вода в руке? (Снежинка)


  1. В морях и океанах обитает,
Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать –

На землю падает опять. (Вода)


  1. Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес

Прохудился и исчез. (Дождевая туча)


  1. На дворе переполох –
С неба сыплется горох. (Град)

  1. В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (иней)

Воспитатель:

Что - то наша «Капелька» устала сидеть на одном месте. Давайте переберемся на другой берег реки. Для этого нужно перепрыгнуть с камушка на камушек, что бы ни попасть в воду (Дети перепрыгивают). Теперь руки в стороны и идем по мостику на носочках, а теперь на пяточках. Вот мы и пришли! На этом берегу расположен дом «Капельки».

А сейчас «Капелька» расскажет вам от куда берется вода!

К: Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, течет не кончается. В кране вода из реки. Те капельки которыми мы моем руки, проделывают большой путь. Сначала они плавали в реке, а потом человек направил их в трубы.

А как же рождается река? Хотите узнать?

Подойдите ко мне. (Дети подходят к синей реке из ткани и ручьям, разложенным по отдельности).

На земле много рек больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.

Хотите сделать свою большую реку?

Вот эта широкая и длинная полоса – главная река, а узкие ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впали в большую реку (Дети располагают).

А для того чтобы узнать как вода из реки попадает в дом посмотрите на схему.

(дети присаживаются на стульчики)

^ Работа по схеме.

Из реки насос перекачивает воду в огромный бак, резервуар – отстойник, где ее тщательно очищают и фильтруют. После очистки по трубе вода попадает в бак (резервуар) для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают воду по водопроводным трубам в наши квартиры.

Вот как долго вода из реки добирается до наших квартир.

А теперь давайте поиграем в игру «Водят капли хоровод», и покажем в этой игре, как капельки движутся по кругу в природе. (Круговорот воды в природе).

В: Я - мама Туча, а вы мои «Капельки» и нам пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая шум дождя).

Капельки прыгают, танцуют.

Полетели «Капельки» на землю…

Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками. Встретились и стали большой рекой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла река и попала в большой океан. (Водят хоровод).

А потом вспомнили «Капельки», что мама «Туча» ждет их дома. А тут и солнышко выглянуло, пригрело, стали «Капельки» легкими и потянулись к верху. (присели, поднимаются, тянут руки вверх)

Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме.

А сейчас мы пройдем в лабораторию нашей «Капельки».

(Дети одевают белые халаты и садятся за столы).

Исследование

Воспитатель: Опустите в стакан с молоком игрушку. Видна ли она? (нет)

Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои игрушки. Хорошо ли вам видны ваши игрушки? (видны хорошо)

Вывод: Одно из свойств воды – прозрачность.

Воспитатель: Есть ли у воды вкус? Попробуйте воду. (вода без вкуса)

Воспитатель: Пахнет ли вода? (нет)

Вывод: Вода не имеет ни вкуса, ни запаха.

Воспитатель: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? (сахар растворяется)

Воспитатель: Где в жизни мы это можем наблюдать? (Например за завтраком, когда мы кладем сахар в чай, сахар растворяется и чай становится сладким)

Вывод: еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Вода – растворитель.

Воспитатель: Вода обладает памятью. Об этом говорят ученые всего мира. Вода способна запоминать свет и звук, слова и даже мысли.

От того как мы будем относиться друг к другу, зависит наше здоровье, наше настроение, наша жизнь.

Молодцы ребята!

А теперь давайте назовем правила пользования водой. Ведь вода – это жизнь и ее надо беречь, правильно и разумно расходовать:


  1. Закрывать кран с водой.

  2. Не пускать воду сильной струей.

  3. Набирать воды ровно столько – сколько нужно.

  4. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять водоемы.
А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей, дорожить водой умей!» Давайте хором ее проговорим. (Несколько индивидуальных ответов).

А теперь нам пора прощаться с «Капелькой» и возвращаться домой.

Итог: О чем мы сегодня беседовали?

Что нового вы узнали?

Кого мы встретили у реки?

Что вам больше всего запомнилось из нашей прогулки?

Кириенко Л.М.

МБДОУ№168, г.Кемерово

Конспект занятия в подготовительной группе

«Вода - источник жизни на земле»

Программное содержание: Уточнить и пополнить знания детей о воде, как среде обитания животных, приспособлении животных к водной среде, свойствах воды, о переходе воды из одного агрегатного состояния в другое. Систематизировать знания об использовании воды человеком. Учить моделировать среду обитания.Формировать у детей чувство ответственности за всё живое, стремление оказывать помощь.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за водой, снегом, льдом, чтение и разучивание загадок, элементарные опыты с водой, рассказы детей из личного опыта о солёной и пресной воде.

Материал: глобус, макет планеты «Тау».пробирки, колбы, стекло, вода, лёд, звёздные карты, картинки водоплавающих птиц, морских животных.

Дети, хотите отправиться со мной в путешествие на космическом корабле? Для этого полёта нам нужны сильные, смелые ребята, а чтобы ими стать,надо много тренироваться. Сейчас мы с вами проведём небольшую тренировку.(Дети выполняют физ. упр-ия)

Ну вот вы и готовы. Проходите на наш корабль. (Дети садятся) В нашем полёте мы увидим множество звёзд, планет, созвездий. Одни большие, а другие совсем маленькие, одни ярко сверкают всеми красками радуги, другие тусклые, а есть совсем чёрные, остывшие звёзды.(Раздаётся морзянка)

Что это? Кажется кто-то передаёт нам какие-то сигналы, сейчас попробую расшифровать…:

-« На нашей планете ТАУ происходит что-то необычное, погибли все растения и животные, помогите нам!»

И так, нас просят о помощи инопланетяне. Согласны им помочь?

Как называется планета, где нужна помощь? Давайте найдём её на звёздной карте.(Дети достают звёздные карты)

Она находится в созвездии «Льва» , но прежде,чем до неё долететь, давайте по карте проложим наш путь: от «Земли» полетим в верхний левый угол к созвездию «Весы»,от него в нижний правый угол к созвездию «Рак», а затем в верхний правый угол, к созвездию «Льва». Соедините по цифрам звёзды созвездия, сколько их? (10)

А теперь давайте уточним дату и время вылета.

Какое сегодня число, месяц? Время вылета 10 часов. - Где должна стоять большая (маленькая) стрелка?

Начинаю отсчёт-5-4-3-2-1-пуск! (звучит музыка)

Дети, посмотрите, что это за маленькая голубая планета? Как она называется?(Ответ)

Какого цвета на её поверхности больше всего? Что это такое? (Вода) .Какая вода в океанах на вкус? Её можно пить? Почему?

А есть ли жизнь в солёной воде? Давайте посмотрим. (дети подходят к морским животным).

Кто живёт в солёной воде? Что хорошего можно сказать о солёной воде?(Купаться, делать солёные ванны и т.д.)

А чем она вам не нравится? (Можно утонуть и пить её нельзя…)

Какую воду мы с вами пьём?

А где эта пресная вода на земле? Смотрите сколько маленьких голубых ниточек по всей суше на «Земле». Как у нас по венам течёт кровь,так и у «Земли» рек и озёра с пресной водой. В России насчитывается около 3 миллионов рек, ручьёв, каналов. Общая протяжённость- 10 млн км.

Как вы думаете, откуда начинаются реки? (С ручейков, родников). Давайте, представим что мы тоже ручеёк (игра «Ручеёк»).

И вдруг наш ручеёк разливается в огромное озеро. Но что это? Сколько разных птиц с длинными ногами и с короткими перепончатыми. Вы их узнали? - Чем они похожи? (Перепонки, длинные шеи,клюв,ноги).

Как называются эти птицы, если они живут постоянно в воде? (Водоплавающие)

А эти птицы плавать не умеют, у них нет перепонок на ногах,что им помогает добывать корм в воде? (Длинная шея,клюв,ноги) .Какие это птицы? (Аист,журавль,фламинго, цапля).

Сейчас у нас на «Земле» какое время года? (Зима). Эти птицы могут у нас зимовать? Значит эти птицы что сделают? (Улетят) И так, какие это птицы? (Перелётные) (Дети садятся).

(На столе вода и лёд)

Как же так, была вода, она могла течь, её можно было разлить и вдруг- лёд?

Почему вода превратилась в лёд?

Назовите признаки льда. (Блестит, гладкий, холодный, твёрдый, хрупкий, прозрачный.)

На что похож лёд? (стекло)

Какое оно? (гладкое, прозрачное,твёрдое, блестящее, хрупкое)

Чем же отличается лёд от стекла? (тает)

Если лёд поместить в воду, он утонет? (опыт)

А сейчас проверим где быстрее растает лёд (ставлю две ёмкости с холодной и горячей водой).

Пока он тает, давайте поговорим о льде. Чем вам нравится лёд? (ответы детей)

А ещё предки эскимосов в Северной Америке строили свои жилища изо льда.Это были небольшие хижины для четырёх человек и назывались «игло». В Якутии также строили ледяные хижины. Для этого деревянные строения обливали водой, лёд способствовал лучшему сохранению тепла в доме. Во время Великой Отечественной войны по Ладожскому озеру проходила автомобильная дорога к осаждённому Ленинграду- «дорога жизни»

А чем не нравится лёд? (ответы детей)

Ну вот, пока говорили, наш лёд растаял. И так, где быстрее растаял лёд?

Давайте посмотрим на нашу землю сверху. Где самое холодное место на земле? (на полюсах)

А как вы узнали? (там белый снег) -Снег солёный или пресный- А как туда попал снег? (из облаков)

А вы хотите покататься на облаках? (Дети двигаются под песню Шаинского «Облака».

Как же образуются облака? - (опыт)-Представьте себе, что этот огонёк-солнце, он нагревает воду, от неё поднимается пар, он охлаждается на холодном стекле и превращается в капельки воды,а они не удерживаются и падают. Так и в природе солнце нагрело речку, озеро- поднялся пар и превратился во что? (облака). Он охлаждается, не удерживается и падает на землю в виде дождя и снега. Вот откуда снег на полюсах.

Кто мне хочет загадать загадки о снеге, дожде, туче? - Молодцы! А сейчас я хочу проверить как вы всё поняли. Вы все будете человечками воды. Вас поставили зимой на окно. Что с вами произойдёт? (замёрзнем). Все возьмитесь за руки.

А теперь станем лёд нагревать, возьмем в руки, он будет таять, побежит ручей, теперь вы уже за руки не держитесь.

Из каких человечков состоит ручей? (из жидких)

А теперь возьмём чайник с водой и поставим на сильный огонь.

Что случится с человечками?

Они побегут, станут газообразными! (дети бегут)

Человечки ведут себя по- разному: то крепко держатся за руки, когда холодно. То расцепляются, когда их нагревают, то бегут, когда очень жарко.

Мы столько говорили о воде, а какая от неё польза? (ответ и опыт: растворяем соль и сахар). Без воды человек может прожить 2-3 дня. Вспомните кинокомедию «Волга-волга». В ней неунывающий водовоз распевал, подстёгивая лошадей: «Потому что без воды и ни туды и ни сюды!». Эта песенка вошла в поговорку. Вода для жизни- это вещество номер один.

А ещё вода может давать тепло и свет. В горах, где реки бегут с огромной скоростью, люди строят плотины, вода поднимается и обрушивается вниз с большой силой. Люди научились использовать эту силу. Она вращает турбины электростанций и вырабатывает электричество.

Для чего нужно электричество? (ответ)

Вода нас поит и кормит, и умывает, и согревает. Как вы думаете, может вода гореть? (заливаю водой зажжённую свечу).Где можно использовать это свойство воды?

Как беречь воду? (ответ)

Вода- это та живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было. «Где вода, там и жизнь». «Земля умирает, если ушла вода».

Пока мы говорили о планете Земля, мы и не заметили как подлетели к планете Тау. А вот и она.

Похожа ли она на нашу планету?

Есть ли на ней леса, вода, животные? Что случилось? Давайте посмотрим.

Нет жиэни на этой планете, всё мертво. А что надо для жизни всему живому? (вода).- Так давайте поможем инопланетянам! (Дети расчищают родник, ставят очистительные сооружения, убирают капли воды- закрывают кран с водой, убирают машины с озера, приклеивают реки, озеро,запускают рыб в реки сажают деревья, приклеивают животных и т. д.)

Ну как, ожила планета Тау? Что дало ей жизнь? (вода)

Читаю стихотворение:

Не умыться, не напиться

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек

И поэтому всегда

Всем всегда нужна вода!

И так «вода- это источник жизни на земле». Давайте скажем эти слова с разной интонацией:

Сообщите мне, что вода источник жизни,

Спросите меня,

А теперь воскликните об этом!

Ну вот, теперь инопланетяне вернутся и будут здесь жить, а нам пора возвращаться.

Воспитатель. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).

А что вам особенно запомнилось? (ответы детей).

Вы были активны и внимательны. Большое вам спасибо.