Особенности зимней рыбалки на льду, движение и ловля рыбы со льда, прирост толщины и безопасные нагрузки на лед. По какому льду можно ходить. Оптимальная толщина льда

Как только водоемы покрываются коркой льда, тут же появляется целая армия ценителей зимнего экстрима - рыболовы, туристы, любители съехать с гористого берега реки на санках или желающие превратить часть реки или пруда в каток. Автолюбители тоже не дремлют: наконец-то им не нужно добираться до ближайшего моста или переправы, ведь есть ледовая дорога! Жители озерных и речных краев устраивают пешеходные и автомобильные переправы, чтобы сократить путь до пункта назначения. Как определить, безопасно ли передвигаться по льду пешком, на автомобиле или кататься на коньках? Не стоит рисковать, подвергая опасности себя и товарищей: для каждого из таких случаев существуют специальные правила. Если у вас есть дети, обязательно научите их тому, какая толщина первого льда безопасна. Легче предупредить несчастный случай, чем спасать попавшего на непрочный лед!

Для человека

Опытные охотники и рыболовы умеют распознавать примерную толщину льда по его цвету. Синеватый или «с зеленью» лед считается прочным, и чем прозрачнее ледовое покрытие, тем оно прочней. Матово-белый или с желтизной цвет свидетельствует о ненадежности. Если вы видите участок реки подо льдом, на котором отсутствуют следы животных и человека, задумайтесь, отчего это. Скорее всего это место, где бьют ключи, корочка льда там очень тонка, а из-за снега этого не видно.

Это нужно знать:

  1. Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной воде и 15 см в соленой.
  2. В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена.
  3. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
  4. Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.

Видео о правилах нахождения на льду

Закрепим материал о прочности льда:

  • лёд голубого цвета – прочный,
  • белого – прочность его в 2 раза меньше,
  • матово белый или с желтоватым оттенком – ненадежен.

Не стоит относиться к зимним прогулкам легкомысленно и не готовиться заранее. Провалившемуся под лед очень трудно выбраться, так как края полыньи будут обламываться под его тяжестью. Взрослый или ребенок могут утонуть от переохлаждения, которое наступает через четверть часа. У некоторых случается холодовой шок.

Памятку о безопасности и правилам поведения на льду, вы можете скачать после статьи

Для зимней переправы

Приводим данные в таблице ниже.

Безопасная толщина, м С учетом веса, т
там, где пресная вода там, где морская вода
0,10 0,15 до 0,1 5
0,20 0,25 до 0,8 10
0,25 0,30 до 3,0 20
0,35 0,45 до 6,5 25
0,40 0,50 до 10 26

Для техники

Безопасная толщина, м С учетом веса, т С учетом расстояния до кромки льда, м
там, где пресная вода там, где морская вода
0,70 0,55 до 20 30
100 0,95 до 40 40

Занимаясь организацией переправы для техники, учитывают следующие факторы:

  • глубину водоема;
  • скорость течения;
  • расстоянием между берегами реки;
  • интенсивность грузопотока;
  • когда поблизости расположена гидроэлектростанция, данные по расчету трассы сопоставляются с режимом работы ГЭС.

Теория и практика

Ледовую трассу расчищают от снега по обе стороны от оси (не меньше, чем на 10м) и обозначают вехами (каждые 15-20 м). Поскольку движение на трассе одностороннее, дорогу с обратным движением следует прокладывать не менее, чем в 100 м. Толщина льда измеряется путем пробивания лунок на протяжении 5 м друг от друга (у берегов расстояние сокращается до 3 м), диаметр лунок - от 6 до 10 см. Лунки располагаются по принципу шахматных клеток на расстоянии 5 м от оси по направлению в обе стороны. Для безопасности их ограждают снеговой насыпью по окружности и закрывают щитами из дерева. Возникающие «зависания» льда обрушивают механическим путем. Замеры производит местная гидрометеослужба каждые 5 дней, а в случае оттепелей - чаще.

Помимо веса техники, делаются поправки на интенсивность движения по формуле:

H тр = n a · P

В ней учитываются:

  • H – толщина льда;
  • n – коэффициент интенсивности движения (при пропускаемости 500 автомашин в сутки показатель n равен 1, если 1 – это 500, то 400 – 0,8 и т.д.);
  • a – показатель характеристики нагрузки (колесная, гусеничная);
  • P – масса груза, т.

Формула может быть дополнена, в зависимости от особенностей местных условий.

Как видите, гораздо легче обезопасить передвижение одного человека, но лишь в том случае, если этот человек будет соблюдать правила. В конечном счете, таблица допустимой толщины льда (и нагрузки на него) при организации переправы техники будет выглядеть следующим образом:

Требуемая толщина ледяного покрова (см) с учетом среднесуточной t в течение 3 прошедших суток Дистанция между автомашинами, м
– 10 °и ниже – 5 °С При кратковременной оттепели до 0 °
Гусеничная техника
4 18 20 28 10
6 22 24 31 15
10 28 31 39 20
16 36 40 50 25
20 40 44 56 30
30 49 54 68 35
40 57 63 80 40
50 63 70 88 55
60 70 77 98 70
Колесная техника
3,5 22 24 31 18
6 29 32 40 20
8 34 37 48 22
10 38 42 53 25
15 46 50 64 30

Поправки и уточнения

При использовании таблицы следует учитывать, что берется среднесуточная температура и «идеальные» условия для формирования разновидности льда «пресноводный раковистый». Показатель толщины пористого льда придется удвоить. При наличии в водоеме соленой воды коэффициент поправки снижается до 1,2. При частых оттепелях грузоподъемность каждой единицы техники определяется практическим путем.

В случае необходимости ледяной покров утолщают искусственно, очищая для этого пространство, поливая его водой и ожидая, пока слои намерзнут. Если требуется переправа техники к месту проведения водолазных работ в местах, где лед покрывает морские водоемы, условия меняются так, как это изложено в первой таблице статьи.

Но вернемся еще раз к требованиям поведения зимой на реке или пруду, действительным для человека, и особенно, для детей, которые чаще, чем взрослые, бывают неразумны. Считается, что лед для безопасного нахождения человека на нем должен быть не менее 10-15 см (в зависимости от воды-пресная или соленая). В случае массовых мероприятий на льду, норма увеличивается до 25 см. Следует знать еще и как себя вести, если кто-то (или вы сами) провалились под лед, ведь паника может привести к печальному исходу.

Когда казавшийся прочным лед для безопасного передвижения сменился пористым и ломким, вы можете внезапно оказаться в воде, возьмите себя в руки и следуйте рекомендациям:

  1. Раскиньте руки в стороны, чтобы можно было опереться, не ломая края «купели» и не захлебнуться.
  2. Из полыньи придется выползать, избегая порывистых движений. Если при вас имеются «ледовые шилья» и веревка, воспользуйтесь ими для подтягивания.
  3. Основное правило: не опираться на отдельные участки небольшой площади, а стараться располагаться так, чтобы опорой служила максимально большой участок.
  4. Откатитесь от краев провала, а встав на ноги, не бегите, двигайтесь не спеша и не поднимая ног над поверхностью льда.
  5. При оказании помощи провалившемуся, найдите то, что поможет расширить площадь опоры (спортивный инвентарь, фанера, пластик).
  6. Не становитесь на край полыньи, действуйте на оптимальном расстоянии.
  7. Бросайте оказавшемуся в полынье веревку и равномерными движениями тяните, помогая выбраться.
  8. Добравшись до дома, переоденьте пострадавшего, напоите чаем (без добавок алкоголя!) и звоните в «скорую».

Спасатели, действующие в условиях, когда требуется передвижение по льду, должны помнить:

  1. При выборе маршрута необходимо помнить о дрейфующих льдах (на море, озере), узнавать скорость и направление течения, ветра.
  2. Стоит запастись противоскользящими приспособлениями.
  3. На воде с течениями толщина льда везде может быть разной.
  4. На болотах, в отличие от рек, лед прочнее в центре, а слабее по краям.

Правила поведения на замерзшем водоеме

  1. Не экспериментируйте с проверкой прочности покрова ногами, берите с собой жердь.
  2. Находите уже имеющиеся утоптанные тропы.
  3. Если вы прокладываете такую пешеходную тропу одним из первых, пробуйте лед на прочность впереди себя палкой, избегайте мест, не вызывающих доверия.
  4. Запомните признаки непрочного покрытия: треск, подвижность, появление воды над поверхностью. Если это происходит, передвигайтесь от этого места расставив ноги пошире, неторопливо или даже ползком.
  5. Нельзя двигаться компанией (между путниками или идущими на лыжах нужен промежутков не менее 5 метров), с пристегнутыми к ногам лыжами, с надетыми на руки креплениями лыжных палок.
  6. Рыболовам необходимо рассчитывать число лунок на определенной площади и сверлить их на значительном расстоянии друг от друга.
  7. Если у вас груз есть (ранец, рюкзак), лучше закрепить его веревкой и тащить на расстоянии.
  8. Если возникла необходимость преодолеть участок непрочного льда, отправляйтесь туда со страхующим, Даже двигаясь на расстоянии 5 метров, он окажет помощь при несчастном случае.
  9. Если у вас есть такая возможность, лучше всего просверлить лунку и измерить толщину льда перед зимним походом.
  10. Не рекомендуется ловить рыбу поблизости от подтаявших или поврежденных участков льда.
  11. Запаситесь двенадцати метровой (или длиннее) веревкой, на одном ее конце должен быть груз.

В то время как весенняя погода одним приносит радость, для других наступает опасная пора. Решением Миноблисполкома с 1 марта введен запрет выхода на лед – рыбакам стоит на время поискать другое хобби. Многие ли прислушались?.





Уже на подходе к Минскому морю становится ясно: запрет мало кого отпугнул от зимней рыбалки. То и дело замечаем отчаянных рыбаков, разместившихся возле лунок – если одни хотя бы держатся ближе к берегу, другие без опаски выходят прямо на середину водоема. Несколько человек развернули удочки прямо возле спасательной станции «Заславль 1», где работает дежурная смена ОСВОД. Смельчаки? Интересуюсь у встречающего нас водолаза-спасателя Константина Чернявского .

– Привлекать к ответственности – не по нашей части, мы не имеем права их штрафовать, а также заставлять выйти на берег. Можем только предупредить. Но главное – спасти, если приключилась беда.




Константин Чернявский подтверждает наши догадки о том, что запрет не особо сказался на планах рыбаков. По словам специалиста, по сравнению с тем количеством, что было в конце прошлой недели, их если и стало меньше, то незначительно. Сейчас на Минском море до тысячи рыбаков – привычная цифра для выходного дня.



Как уследить за таким количеством человек? Во-первых, осводовцы ведут вахтенное наблюдение с вышки. Во-вторых, дважды в день проводят обходы: утром и вечером, перед закатом.

– Мы смотрим ситуацию на льду и беседуем с рыбаками – даем визитки с нашими номерами телефонов, спрашиваем, с какой стороны человек заходил на лед, не видел ли он там промоин. Вечером многие уже сворачивают удочки и уходят домой, остаются одиночки – это самое страшное. Ведь если с человеком что-то случится, некому будет позвать на помощь. Речь идет не только о проломе льда, нередко людям просто становится плохо, случаются инсульты, инфаркты. Есть любители выпить на льду – были случаи, когда впадали в алкогольную кому.


Территория, за которую отвечают сотрудники станции, огромная. Обход занимает 1,5-2 часа. Пешком за день осводовцы проходят около 20 километров. Мы приехали в обед – как раз между рейдами. Тем не менее, отправляемся на лед – обход будет в укороченном варианте.

Водолазы надевают гидрокостюмы, берут с собой линь – длинную веревку с «поплавком» на конце и «когти» – две рукоятки с острыми штырями, соединенные веревкой (их носят на шее – такое приспособление помогает рыбакам выбраться из полыньи). Нам выдают спасательные жилеты.


Сделав первый шаг на лед, жалею, что не обула резиновые сапоги – у берега возле станции лед растаял и покрыт водой. Однако если пройти дальше, поверхность водоема кажется достаточно прочной. Примерно в двухстах метрах от берега замечаю под ногами темную полосу шириной сантиметров десять.

– Это трещина, – поясняет Константин Чернявский. Я невольно делаю несколько шагов назад. – Она пока еще не страшна – заросла. Но вскоре будет иначе. Все знают, что темный цвет притягивает тепло. Солнце светит и постепенно трещина начинает размываться, края становятся шире. Подмывает и вода – она сейчас +4 градуса.




К слову, в прошлом году осводовцам довелось снимать рыбаков со льдины: ее отнесло на 40-50 метров – не перейти, не перепрыгнуть. Понадобилась специальная доска, чтобы переправить любителей поудить в безопасное место.

Водолаз-спасатель Алексей Позняк показывает мне толщину льда: опускает руку в лунку – пальцы касаются кромки льда, когда она погружена выше запястья. Выходит около 30 сантиметров. Неужели опасно? Однако первое впечатление обманчиво: лед хоть и толстый, но местами уже превратился в «кашу».

– Сейчас он рассыпается в шугу – разбивается на мелкие кристаллы. Ухватиться за него, чтобы выбраться, сложно – крошится, – объясняет Константин Чернявский. – Но опасность чувствует не все. Ночью подмораживает, утром рыбак видит, что лед крепкий, выходит на середину водоема. Однако днем пригревает солнце и лед снова становится рыхлым.






Впрочем, любителей поудить это не останавливает. Подходим к женщине , которая рыбачит уже несколько часов. Улов – три маленьких ерша, они пойдут на ужин котам.

– Скажите, какой у вас тут лед? – осводовцы предельно вежливы.

– А вы посмотрите сами, – невозмутимо отвечает рыбачка и достает удочку из лунки.

Я тоже задаю вопрос – насчет запрета.

– Так его же отложили на неделю! Еще можно!


Женщине вторит и товарищ , разместившийся неподалеку. Мол, с утра посмотрел в интернете – там написано, что порыбачить еще можно. Пытаюсь выяснить, откуда эти сведения. Нашелся только один материал, но и в нем об отсрочке говорят лишь сами рыбаки: причем недельный срок – их личная оценка.

Выходит, запрет все же есть? В МЧС подтвердили: решение Миноблисполкома никто не отменял.

– Но я ведь сам себе не враг – вижу, лед пока толстый, – говорит рыбак.

Похоже, человек подготовленный – замечаю у него на ногах терки: специальную подошву с шипами, которая не дает скользить по льду. Константин Чернявский рассказывает, что падения, а вместе с ними и травмы, которые порой не дают человеку добраться до берега самостоятельно – не редкость.

Знаком с подобными случаями и мой предусмотрительный собеседник :

– У меня от этих рыбалок пять ребер сломано!

Правда, терки – единственное средство защиты, которое он берет собой. Без спасательного жилета, говорит, может обойтись:

Плаваю я хорошо.




Спасет ли это умение в критической ситуации? Не факт. Мы стали свидетелями внезапного погружения. На вид – обычный рыбак. Ватник, шапка, рыболовный ящик. Один неверный шаг на подступах к полынье – и вот с треском ломается ледяной панцирь. Достаточно нескольких секунд, чтобы человек полностью ушел под воду. Ухватиться не за что.


Отчаянные попытки выбраться из воды со стороны кажутся бесполезными взмахами рук – лед скользит и крошится.
На помощь приходит Константин Чернявский. Протягивает несчастному рыбаку конец доски и вытягивает его на безопасное место. Это дается нелегко – намокший ватник добавляет веса. Но все заканчивается благополучно.



К счастью, это был всего лишь эксперимент. В роли неудачливого рыболова выступил Алексей Позняк – человек подготовленный, да и под ватником был гидрокостюм сухого типа, который не пропускает влагу и не дает пойти ко дну. Все необходимое оборудование для спасения было наготове.



Но в жизни обстоятельства редко стекаются подобным образом. Если на человеке спасательный жилет, который держит его на плаву, при нынешней температуре воды на спасение есть не более 20 минут: после наступит переохлаждение. Затянуло под лед – всего 5 минут. Времени критически мало. Так есть ли смысл рисковать? Ни один улов не стоит человеческой жизни.

Не секрет, что настоящие рыболовы-зимники каждый год с нетерпением ждут первого льда - для них рыбалка в это время как праздник души. Рыба еще не потеряла активности из-за нехватки кислорода в воде, заветные места почти не тронуты пешнями и ледобурами. Однако следует учитывать, что в связи с глобальным потеплением наши водоемы покрываются ледовым панцирем порой со значительным опозданием. Поэтому советую не спешить с поездкой на первый лед.

Утро выдалось ясное, с легким морозцем. Первые встречные лучи солнца скользили по гладкой поверхности льда, слепили глаза. Оставив машину на видном месте, мы с Владом, вооружившись пешнями, осторожно зашли на потрескивающий лед пруда и метрах в десяти от берега начали потягивать некрупных окуньков. Вскоре на льду появилась компания таких же нетерпеливых, как мы, рыболовов. Самый высокий и грузный из них направился к нам, видимо, на разведку.
- Эй, мужик! - крикнул Влад, - Осторожнее, лед совсем слабый…

Но было поздно. Рыболов провалился по плечи. С трудом выбрался на берег - помогли приятели. Но рыбалка у них была испорчена. Да и мы с Владом, трезво оценив обстановку, решили не искушать судьбу и отправились домой.

ОПАСНЫЙ ЛЁД

Этот случай лишний раз говорит о том, что спешить с открытием зимнего сезона не следует. Вместе с тем, некоторые отчаянные головы советуют начинать ловлю по перволедью, когда лед достигнет толщины 5 см. Должен сразу вас разочаровать: мне лично трижды пришлось купаться в ледяной воде только потому, что не хватало терпения дождаться достаточно прочного льда. Дело в том, что неопытные рыбаки не учитывают таких простых явлений природы, как легкий морозец и наступающая вслед за ним оттепель, которая достигает + 3-5.

Американские рыболовы, например, считают оптимальной толщину льда 12 см. Но, на мой взгляд, и это не истина - на разных участках водоема лед может быть различной толщины. Особенно это касается мест впадения речек и ручьев или тех, где имеются подводные родники. К тому же, следует учитывать и то, что во время длительных оттепелей лед быстро «съедается» как сверху, так и снизу.

Среди рыболовов-зимников существует такое понятие, как водоемы первого льда. Что имеется в виду? Прежде всего это небольшие пруды, замкнутые озера и заливы водохранилищ. Здесь можно отвести душу на не очень крупной рыбе, а если повезет, то стать обладателем и вполне приличной щуки или окуня. Но без пешни и на таких водоемах передвигаться небезопасно, а уж тем более выходить на лед в одиночку, да еще без спасалок.
Крутые западные рыболовы советуют пользоваться специальными, так называемыми плавающими комбинезонами, которые в случае попадания рыболова в воду защищают его от переохлаждения даже при температуре воздуха минус 15-20.

Однако вернемся к нашим реалиям. Пока что, к сожалению, я не видел в начале зимнего сезона на льду достаточно надежно экипированных людей на случай экстремальных ситуаций. Более того, нередко встречаешь в российских рыболовных журналах статьи, авторы которых утверждают, что первый лед толщиной 5 см надежен. Это призыв к самоубийству. И если бы я спросил своих друзей, которые принимали ледяную ванну и чудом остались живы, я думаю, они с этим моим утверждением согласились бы.
Многие, к сожалению, не учитывают того фактора, что первый лед особенно опасен во время оттепелей. И может случиться так, что сегодня он достаточно прочный, а на другой день по нему передвигаться становится крайне опасно.

Мне часто вспоминается случай, когда я, как завороженный, подвергал себя огромному риску. А дело было так. Мои друзья выехали в Скнятино днем раньше. Я же должен был встретиться с ними в условленном месте - рыбацкой землянке на берегу речки Печухни на другой день. В предутренних сумерках, ориентируясь по вешкам, я пересек реку Волнушку и направился к островам, расположенным в устье Печухни. До сих пор не могу понять, каким образом я вышел на русло Волги. Подо мной был чистый черный лед и вдруг из-под ног пошли трещины в разные стороны. Пришлось дать задний ход и, вероятно, это меня спасло. А спустя буквально полчаса я, двигаясь к берегу по лосиным следам, провалился с головой. Хорошо, что рюкзак я нес на одном плече. Вынырнув, я выдвинул его на лед и с трудом выбрался сам. Осторожно добравшись до берега, пошел на базу. Хорошо, что температура воздуха была плюс 4. Шел я быстро и через час уже был на рыболовной базе.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО ЛЬДА

Допустим, толщина льда на замкнутом водоеме, куда вы собрались на рыбалку, достигла 8-10 см и по нему можно безопасно передвигаться. Что нужно при этом учитывать? Если до ледостава вода насыщалась кислородом за счет перемешивания остывающих за ночь верхних слоев и более теплых (нижних) на глубине, а также за счет ветров, то теперь ситуация изменилась.

Для самого первого льда на замкнутых водоемах характерны следующие явления:
1.Уменьшается количество растений как на мелководных участках, так и на глубине.
2. Вода подо льдом хотя и прозрачнее, но не перемешивается.
3.Содержание кислорода в толще воды, по всей вероятности, распределено равномерно и насыщение ее происходит в основном за счет фотосинтеза растений.
4.Температура воды в оттепель составляет примерно + 4. При морозной погоде температура воды под нижней кромкой льда равна нулю, благодаря чему продолжается увеличение толщины льда.

На реках, водохранилищах и проточных озерах из-за течения нарастание льда происходит медленнее (за исключением заливов). Течение перемешивает различные слои воды, и водные растения не отмирают, получая достаточно кислорода. Рыба здесь, естественно, чувствует себя более комфортно, нежели в стоячих водоемах.

РЫБАЛКА СТАБИЛЬНА

С учетом вышесказанного, становится понятно, почему относительно результативной может быть рыбалка в стоячих водоемах лишь неделю-другую. После чего пора перебираться на проточные водоемы. В средней полосе России к концу декабря лед здесь обычно бывает толщиной 20-30 см, на нем лежит снег, который уплотняется во время оттепелей.

Щука, окунь, плотва и даже подлещики в этот период разбредаются по богатым кормом участкам водоема, где глубина не превышает 2-3 м. До наступления сильных морозов особенно перспективны коряжники, где можно отвести душу как при ловле хищной, так и нехищной рыбы. Но нет, как говорится, правил без исключения. Так, из-за температурной разницы между верхними и нижними слоями воды рыба может сконцентрироваться на глубине, у самого дна. Хотя вслед за передвижением планктона и малька стаи лещей, окуней, плотвы и другой рыбы в течение суток неоднократно могут смещаться вверх. То же самое наблюдается, когда рыба старается занять более комфортный уровень в толще воды. Чаще это бывает при резких изменениях атмосферного давления. В целом же рыбалка на проточных водоемах стабильна, вплоть до глухозимья.

С МОРМЫШКОЙ В КОРЯЖНИКЕ

По самому первому льду мне больше всего нравится ловить окуня в коряжнике. Здесь он находит не только укрытия от зубастых щук, но и различный корм.
Я неоднократно убеждался в том, что большинство поклевок окуня происходит в момент, когда мормышка отрывается от дна или находится в непосредственной близости от него. Поэтому, чтобы грамотно применять мормышки, надо заблаговременно уяснить для себя опытным путем, как работает та или иная приманка не только в толще воды, но и в соприкосновении с дном. Конечно, это штатная ситуация. Бывают дни, когда окуни «зависают» в толще воды. Вот почему при отсутствии клева важно делать проводку приманки от дна до нижней кромки льда. А бывает и так, что полосатые разбойники набрасываются на мормышку с насадкой во время ее свободного падения. Следовательно, при выборе мормышки все эти нюансы в поведении окуня необходимо учитывать.

Важно и то, какого цвета мормышка, ибо рыбы различают цвет. Практика ловли окуня показывает, что цвет приманки нередко играет определяющую роль. Чтобы правильно выбрать цвет мормышки, нужно хорошо представлять себе степень освещенности воды в зависимости от времени суток, погодных условий, глубины ловли. Зимой водоемы, как правило, намного прозрачнее, и видимость объектов подо льдом примерно в два раза выше, чем летом. Рыболов должен учитывать и этот фактор, особенно при ловле в коряжниках, где окуня чаще всего можно обнаружить на малых глубинах (1-1,5 м).

В солнечную погоду окуней настораживает слишком яркий блеск мормышки. Не потому ли они на мелководье стараются уйти под лед, покрытый снегом. А к полудню смещаются на более глубокие участки.
Таким образом, перемещения окуней в течение светового дня можно объяснить, наряду с другими факторами, также изменениями интенсивности освещенности воды. Не по этой ли причине в пасмурную погоду, когда условия освещенности длительное время относительно стабильны, окуни активны на протяжении всего дня? А вот при ясном небе, когда водоем хорошо освещен, середина дня - наихудшее время для ловли. К тому же, и кормовые объекты, испытывая дискомфорт, к этому времени тоже стараются спрятаться в укрытия. Поэтому в полуденные часы опытные рыболовы обычно откладывают удочки и отдыхают.

Новичкам на зимней рыбалке неплохо для начала усвоить некоторые правила, из которых если и бывают исключения, то довольно редко. Утром вы ловите на блестящую приманку. Когда солнце поднимется над землей и озарит все вокруг своим сиянием, необходимо переходить на более тусклую мормышку, особенно если вы ловите на мелководье. На глубине и в солнечный день можно продолжать пользоваться блестящей приманкой. Это относится и к ловле в сумерках. На глубине 5-6 м солнечный свет, пронизывающий толщу воды, будет более рассеянным, чем в 0,5-1 м от поверхности. Поэтому на глубоких местах может оказаться уловистой мормышка с блестящей белой или желтой поверхностью, а на мели - тусклая.

И все-таки знатоки справедливо полагают, что при слабом клеве цвет приманки зачастую играет определяющую роль. Многолетней практикой установлено, что окунь предпочитает сочетание красного, черного и желтого цветов. Очевидно, здесь есть связь с окраской кормовых объектов, которыми он питается.
В подтверждение сказанного приведу следующий пример. Однажды мы с приятелем ловили окуня по первому льду в верхней части Вышневолоцкого водохранилища, в месте впадения живописной реки Цны. По всей видимости, из-за обилия водной растительности и наличия слабого течения рыба здесь оказалась на редкость привередлива. Чувствовалось, что корма ей предостаточно. Но вот какое дело. На свои московские мормышки (а я их перепробовал в то утро немало) брал в основном мелкий окушок. В то время как приятель то и дело вынимал на лед довольно увесистых «матросов» и даже поймал щуренка граммов на семьсот. Наконец я не выдержал. «А ну покажи мормышку!» Виктор спокойно достал приманку и положил на ладонь. Это была шведская мормышка, пестро окрашенная, с преобладанием зеленого цвета. Порывшись в коробке, он нашел примерно такую же и протянул мне. Вскоре и у меня стали заваливаться приличные окуни-горбачи.

Начинающий рыболов порой с удивлением обнаруживает, что мормышка, на которую хорошо берет плотва или лещ, совершенно не привлекает окуня. У меня есть свои «заслуженные» мормышки для ловли окуня в коряжниках. И чтобы не лишиться их, я всегда имею под рукой надежный отцеп.

Зимние прогулки, в том числе с использованием снегоступов, поездки на снегоходах, подледная рыбалка (с автомобилем или без), лыжный спорт, катание на коньках и игры на льду могут быть опасными, если вы не можете определить, достаточно ли крепок лед, чтобы выдержать нагрузку. Существуют различные способы для того, чтобы оценить потенциальную надежность ледового покрытия – можно наблюдать за цветом льда и исследовать его толщину, а также обращать внимание на внешние факторы, такие как температура, местные условия и особенности. Однако полностью исключить риск во время проведения спортивных мероприятий невозможно. Если вы сомневаетесь – не выходите на лед; и уж тем более не стоит этого делать не по сезону рано или слишком поздно.

Шаги

    Учтите, что лед никогда не бывает абсолютно безопасным. Погодные условия и незаметные или неизвестные факторы могут внезапно превратить, казалось бы, надежный лед в смертельно опасный. Примите все возможные меры предосторожности с целью предотвращения несчастных случаев и позаботьтесь о том, чтобы можно было незамедлительно предпринять спасательные мероприятия, если что-то пойдет не так.

    Разработайте план экстренного спасения. Предупредите знакомых, куда вы отправляетесь. На случай если в то время, как вы изучаете ледовые условия или развлекаетесь, произойдет нечто непредвиденное, у вас должен быть выработан алгоритм действий, который позволит вам добраться до безопасного места, где можно будет незамедлительно получить помощь.

    • Совет для новичков: в соответствии с сезоном вы должны быть очень тепло одеты. Не пренебрегайте средствами спасения на водах, хотя бы спасательным жилетом, особенно если вы проверяете лед на прочность или отправляетесь в поездку на снегомобиле. Держите при себе ледоруб, который может помочь вам выбраться, если вы попадете в полынью. Никогда не отправляйтесь в путь в одиночку, возьмите с собой одного или двух друзей. Поставьте знакомых в известность, где вы и ваши друзья находитесь и когда вы рассчитываете вернуться домой. Это не тот случай, когда можно проявлять беззаботность и действовать спонтанно.
    • Имейте при себе запасной набор теплой сухой одежды в водонепроницаемом вещмешке. Благодаря этому вы сможете уменьшить риск переохлаждения, сразу же сменив промокшую одежду. Другими полезными составляющими спасательного комплекта являются одеяло, грелки для рук и для ног, толстые носки, запасные шерстяные шапочки, свечи и спички. Приготовьте все эти вещи на случай занятий любыми зимними видами спорта, например, катания на коньках. Для более подробного ознакомления смотрите раздел «Вещи, которые вам понадобятся».
  1. Поймите, что прочность льда определяется рядом факторов, а не каким-то одним. О его надежности можно судить, оценив совокупность следующих показателей:

    • Внешний вид льда – его цвет, структура и особенности
    • Толщина льда – для тех или иных видов деятельности определена рекомендуемая толщина, о чем можно прочитать ниже
    • Температурный максимум на протяжении определенного времени и в течение дня
    • Снежное покрытие
    • Глубина воды подо льдом
    • Размер водоема
    • Химический состав воды – соленая она или пресная
    • Погодные изменения в данной местности
    • Протяженность ледового покрытия
  2. Выбирайте места, где лед регулярно тестируется на прочность соответствующими службами. Такие службы могут существовать при курортах, клубах, национальных парках или в составе государственных органов. Они должны производить замеры по меньшей мере ежедневно. Поинтересуйтесь у сотрудников этих служб о результатах проверки, этим вы обезопасите себя. Они, как правило, пользуются качественными измерительными приборами и имеют доступ к исследованиям, а еще они многое знают про лед и хорошо подготовлены к внештатным ситуациям. Вы избавите себя от рискованных испытаний ледового покрытия на прочность и будете чувствовать себя увереннее. Тем не менее, это не значит, что о мерах предосторожности можно позабыть.

    Побеседуйте с местными жителями. Если вы приезжий, не стоит проявлять никакого высокомерия. Зайдите в бакалейную лавку, рыболовный магазин или магазин спортивного инвентаря и заведите разговор, загляните в полицейский участок или в пожарную часть и поспрашивайте об опасных и безопасных местах в округе. Пусть лучше они помогут вам сейчас, чем будут выручать вас из беды позже.

  3. Осмотрите лед. Присмотритесь, нет ли на нем каких-либо трещин, разломов, подозрительных мест или неровных поверхностей, и определите его цвет(а). Вы можете полагаться только на собственное зрение . Этот беглый взгляд поможет вам решить, стоит ли продолжать исследование.

    • При наличии следующих признаков вам лучше отказаться от любых дальнейших попыток выхода на лед:
      • Вода, подтапливающая кромку льда, или поблизости от нее
      • Бьющие подо льдом ключи в прудах и озерах с родниковой подпиткой.
      • Наличие истока или притока у покрытого льдом водоема
      • Трещины, разломы или полыньи
      • Лед, который, по-видимому, подтаял, а затем его снова подморозило
      • Неровные поверхности, которых вы не замечали прежде – например, вздыбленные ледяные гребни, вызванные течениями или ветрами
    • Запомните эту песенку: "Толстый и синий, проверенный и надежный; тонкий и хрупкий - путь слишком рискован."
  4. Вам необходимо разбираться в значении той или иной окраски льда. Но хотя это и весьма полезный индикатор, полагаться только на цвет не стоит. Например, лед любого цвета, подвергающийся воздействию текущей воды снизу, будет более хрупким, чем лед, не испытывающий такого воздействия. Обычно, по цветовому спектру льда вы можете сделать следующие выводы:

    • От светло-серого до черного – талый лед, который иногда образуется, даже если температура воздуха ниже 32°F (0°C). Небезопасный: из-за недостаточной плотности он не может выдержать нагрузку – держитесь подальше.
    • От белого до тусклого, непрозрачного – пропитанный водой снег замерзает на поверхности льда, формируя еще один тонкий ледяной слой сверху. Такой лед слишком пористый, внутри его могут быть воздушные карманы, поэтому он часто бывает хрупким.
    • От синего до прозрачного – лед высокой плотности, очень прочный, самый безопасный, если, конечно, он достаточно толстый. Не рискуйте, если его толщина менее 4 дюймов (10 см).
    • Пестрый и рыхлый лед, называемый также "гнилым" – не столько из-за его цвета, сколько по причине его структуры. Это талый лед. Он предательски обманчив – очень может быть, что он растаял в середине или снизу, хотя сверху кажется толстым. Чаще всего он встречается весной и может иметь коричневатый оттенок из-за растительных пигментов, грязи и других природных материалов, поднимающихся к поверхности во время оттепели. Вы не ступите и шага.
  5. Проверьте толщину льда. Если вы уже закончили осмотр и вам кажется, что все в порядке, вам необходимо убедиться в этом, исследовав толщину льда.

    • Проводите исследование в присутствии хотя бы одного товарища (система взаимовыручки). Наденьте спасательный комбинезон или другое спасательное средство и используйте веревки, чтобы в случае необходимости ваш друг мог вытянуть вас.
    • Выходите на лед, только если кромка льда достаточна прочная. Если она рыхлая или растрескавшаяся, ради вашей собственной безопасности продолжать не стоит, ведь прибрежная ледяная кромка самая хрупкая.
    • Чтобы измерить толщину льда, сделайте топориком небольшую прорубь или воспользуйтесь ручным буром.
    • Изучите показатели безопасной толщины льда. Существуют рекомендуемые критерии, о которых вам нужно помнить при любых действиях, предпринимаемых вами на льду. (Имейте в виду, что их соблюдение рекомендуется , но само по себе не гарантирует вашей безопасности.) Лед становится «безопасным» при толщине приблизительно 4 - 6 дюймов (10-15 см). Даже не думайте выходить на лед толщиной 3 дюйма (7,5 см) или менее. Однако, даже при толщине в 9 – 10 дюймов (22,5 – 25 см), лед может таить скрытые угрозы, такие как стремительное течение, которое неустанно подтачивает лед снизу. В этом случае даже толстый лед может треснуть в любой миг.
    • В обычных условиях, правила для безопасной толщины льда следующие:
      • 3 дюйма (7 см) (молодой лед) – "ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ
      • 4 дюйма (10 см) – подходит для подледной рыбалки, лыжных походов и пеших прогулок (выдерживает вес примерно 200 фунтов (80 кг))
      • 5 дюймов (12 см) – пригоден для одиночных снегоходов и снегомобилей (выдерживает вес примерно 800 фунтов (320 кг))
      • 8 – 12 дюймов (20 - 30 см) – выдерживает одиночный автомобиль или группу людей (приблизительно 1500 - 2000 фунтов (600-800кг))
      • 12 – 15 дюймов (30 - 38 см) – выдерживает вес легкого грузового пикапа или автофургона
    • Эти нормы считаются общепринятыми.
  6. Имейте в виду, что толщина льда не является одинаковой повсюду, даже на одном и том же водоеме. Надежность ледяного покрытия определяется не только по цвету и толщине, но и по ряду других показателей. Учитывайте также:

    • Характер водоема: пруд ли это, озеро или река, и присутствует ли заметное течение подо льдом? Имеет ли водоем притоки или исток? Это может стать поводом для беспокойства.
    • Состав воды: соленая она или пресная? Морской лед обычно менее прочный и при одинаковой толщине может не выдержать такой же вес, как и пресноводный. Для получения более подробной информации относительно точных критериев смотрите внешние ссылки ниже.
    • Температурный максимум и пору года: температура постоянно меняется. Учитывайте микроклимат в данной местности. Зимний лед намного крепче, чем весенний, последний быстро подтаивает и истончается под лучами солнца.
    • Размер и глубину водоема: ледостав на больших водоемах занимает гораздо больше времени, чем на маленьких.
    • Наличие снежного покрытия: снег является природным теплоизолятором; под снегом лед обычно более тонкий и менее прочный.
    • Величина груза: какое давление вы подвергаете лед? Должен ли он выдерживать только вас или также и ваше средство передвижения? Человеческое тело и снегомобиль с тем же самым телом на нем имеют очень разные параметры распределения весовой нагрузки.
  7. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, найдите альтернативу. Любители катания на коньках всегда могут воспользоваться ледовым катком или контролируемой частью озера; лыжникам и водителям снегомобилей можно посоветовать придерживаться дорог на суше; пешеходам также лучше обходить лед стороной. В любом случае им всем необходимо иметь при себе спасательный комплект независимо от того, куда они собираются отправиться и как долго они собираются быть в пути.

    Подсказки

    • Помните, что наезженные ледовые дороги и переправы отнюдь не делают лед прочнее. Следует регулярно менять маршруты.
    • В случае если вам НЕОБХОДИМО перейти водоем по льду, лучший способ для этого - опуститься на четвереньки и двигаться, широко расставляя руки и ноги. Старайтесь двигаться как ящерица, равномерно распределяя вес своего тела. Взять с собой длинную доску или шест – отличная идея. Если лед начнет трещать-а вы иногда получаете повторное предупреждение-положите шест на лед и используйте для распределения своего веса по большей площади.
    • Путешествуя, относитесь ответственно к другим людям. Если вы являетесь руководителем (в школе или спортивном лагере и т.п.), следите за тем, чтобы ваши подопечные не покидали определенную вами территорию и тотчас же возвращайте их обратно. Убедитесь, что установлено достаточно предупредительных значков, чтобы катающиеся на коньках и др., не могли совершить непоправимой ошибки и выйти за пределы безопасной зоны. Необходимо также, чтобы рядом обязательно присутствовал обученный оказанию первой медицинской помощи человек со спасательным комплектом.
    • Собачьи упряжки на льду немного безопаснее, потому что собаки, могут чувствовать образование трещин. Все же не предпринимайте ничего рискованного и будьте точно так же готовы к несчастным случаям, как и при других зимних видах спорта.
    • Если вы должны кататься на тонком льду (в буквальном значении), убедитесь, что вода неглубока (т.е. 2 - 3 фута (60 – 90см)). Если вы провалитесь, то вымокнете и замерзнете, но сможете выбраться на берег, несмотря на неприятные ощущения. Разумеется, для детей это недопустимо.
    • Пересекать ненадежный лед вдвоем более безопасно по разные стороны толкаемого по льду каноэ. Не забудьте про весла. Они могут понадобиться вам на разводьях.

    Предупреждения

    • Эта статья касается жителей стран с холодным климатом, таких как Канада, северная часть США и Россия. Если в вашей стране или области отсутствуют обычные зимние условия, учтите, что лед будет небезопасным в любое время года и даже не думайте заниматься ничем из вышеописанного без совета профессионалов, лучше всего местных государственных органов, уполномоченных давать подобные рекомендации.
    • Никогда не пейте спиртного, занимаясь зимними видами спорта, – дождитесь возвращения в свое жилье или дачный домик. Алкоголь может вызвать ошибки при управлении снегоходом, увеличить время реакции и ухудшить способность быстро действовать в чрезвычайной ситуации. Алкоголь не помогает бороться с холодом; на самом деле он увеличивает теплоотдачу и может привести к гипотермии.
    • Никогда не выезжайте на лед, если он не был проверен профессионалами и признан безопасным. Но даже при выполнении этого условия водители иногда проваливаются под лед. Если вы должны ехать, будьте начеку – не гоните, опустите стекла (включите печку на большую мощность, если это причиняет вам неудобство) и отстегните ваши ремни безопасности.
      • Убедитесь, что вы знаете, как выбираться из тонущей машины, и вы обсудили спасательные мероприятия со всеми пассажирами.
      • Езжайте по льду медленно, особенно приближаясь к берегу. Почему? Вес машины-будь то снегомобиль, автомобиль или грузовик-давит на лед сверху. По мере вашего продвижения это вызывает небольшое, но чувствительное волновое колебание, которое распространяется по льду перед вами. Эта волна может отразиться от берега при вашем приближении. В зависимости от вашего веса и скорости это обстоятельство может стать причиной ледяного разлома.
      • Не берите детей в поездки по ледовым дорогам, разве что у вас просто нет другой возможности оказать необходимую неотложную помощь. У вас не будет времени подумать о них, когда вы будете выбираться из тонущей машины.
    • Водителям снегомобилей не следует ехать на большой скорости – если они не видят, что впереди, скорее всего они попадут в полынью, потому что не смогут вовремя затормозить. К тому же на скользком льду резко объехать внезапно появившуюся полынью может быть просто невозможно. Более вероятно попадание в занос, в результате которого вы как раз и угодите в воду. Лучше оставайтесь на берегу.
    • Никогда не катайтесь на коньках, не играйте и не пускайтесь в путь по льду, пешком, на лыжах или на снегомобиле, в ночное время. Вы ничего не сможете увидеть, если произойдет несчастье и, скорее всего, не получите помощи.
    • Не думайте, что внезапное сильное похолодание делает лед более безопасным. В действительности в этом случае лед становится хрупким и ломким еще скорее, чем во время краткой оттепели. Всегда проверяйте.
    • То, что в обследованной вами области лед кажется безопасным, еще не значит, что где-то в другой части этого же водоема он будет таким. Если вы собираетесь выйти за пределы исследованной вами области, вы снова должны проводить проверку или определять границы зоны безопасности.
    • Когда вы двигаетесь по лыжной трассе или дороге для снегомобилей, не используйте покрытые льдом потоки, реки, пруды или озера в качестве кратчайшего пути, если они не признаны таковыми местными властями и не обследуются ежедневно. Люди часто стремятся срезать путь в конце дня, когда спортсмены устали и хотят скорее добраться домой и уже темнеет; преимущественно в это время происходят несчастные случаи, просто потому, что вы устали. К тому же влияние дневного тепла сказывается к концу дня, когда лед становится наименее прочным.

Идеальную картину намерзания льда сильно меняет толщина имеющегося на нем снежного покрова

Для рыболовов-зимников, выходящих на лед разных по типу водоемов, просто необходимо знать и понимать, какие условия эволюции ледового покрова определяют безопасность или невозможность нахождения на нем. При этом главной характеристикой льда будет его прочность, которая является величиной непостоянной, сильно зависящей от вида и структуры льда, его температуры и толщины.

Бывает, начало зимы сопровождается частыми оттепелями с осадками в виде дождя или мокрого снега. Тогда ледовый покров намерзает поэтапно в морозные промежутки между циклонами. При этом его толщина прирастает как снизу - за счет кристаллизации поверхностной воды водоема, так и сверху - из-за смерзания снежно-водяной «каши», возникшей поверх льда во время очередного ненастья. Такой лед получается мутным, многослойным. Следует иметь в виду, что он примерно в два раза слабее (выдерживает в два раза меньшую статическую нагрузку) льда, прозрачного как стекло. Поэтому выходить на белесый, непрозрачный ледовый покров безопасно, когда он достигнет толщины более 10 сантиметров, да еще при условии отрицательной температуры воздуха. Это важно знать по той причине, что рыболовы, как правило, стремятся на участки с подобным льдом, так как здесь в условиях пониженной освещенности обычно скапливается рыба и клюет она в таких местах гораздо лучше.

Как уже сказано, наиболее прочен чистый, прозрачный лед. Это кристаллический монолит, образовавшийся от замерзания переохлажденного верхнего слоя воды. Однако ловить рыбу с такого льда имеет смысл лишь над большой глубиной, куда доходит мало света и рыба не пуглива. Поэтому безопасным он будет при достижении толщины не менее 5 сантиметров - лишь в этом случае лед надежно выдерживает одного человека, а вот группами на нем собираться нельзя.

Прочность ледового покрова линейно увеличивается с ростом его толщины и с понижением температуры. Но тут надо представлять, что температура льда по толщине различна: вверху она равна атмосферной, а внизу - соответствует точке замерзания воды, то есть около ноля градусов. А поскольку температурный коэффициент линейного расширения льда огромен (например, в пять раз больше, чем у железа) и многие, наверное, видели, как разрываются прочные сосуды с замерзшей водой, то становится понятно, что аналогичные процессы неизбежны и со льдом на водоеме: по мере роста его толщины имеющие разную температуру слои испытывают расширяющую нагрузку как поперечного, так и продольного направления. Именно поэтому при резких потеплениях или похолоданиях лед на водоемах лопается с оглушительным грохотом и по нему разбегаются длинные трещины. Кроме того, на огромных акваториях озер и водохранилищ эти трещины, с одной стороны, вызывают образование ледовых торосов, а с другой (для компенсации) - широкие разводья, в которые можно запросто угодить, особенно после укрывающих открытую воду снегопадов.

Можно подумать, что трещины на ледовой поверхности образуются бессистемно, хаотично. Однако не все так просто, если вспомнить механизм льдообразования: в начале зимы, когда лед еще не везде одинаков по толщине, напряжения локализуются в узких зонах стыковки толстого и тонкого ледового покрова, то есть там, где мелководье резко переходит на глубину. Опытные рыболовы знают, что донные свалы, где часто держится рыба, следует искать по старым и широким, идущим обычно параллельно основному руслу трещинам. При этом глубокая сторона водоема будет определяться по близко располагающейся к обычно крутому берегу трещине, и наоборот.

Чтобы представлять, какой лед может ожидать на водоеме в начале зимы, следует знать, что его прирост в течение суток сильно зависит от температуры воздуха и уже имеющейся толщины. Это выглядит примерно так: если лед был уже около 10 сантиметров, то за следующие сутки он прибавит 4 см при морозе минус 5; 6 см - при морозе 10; 8 см - при минус 15; 9 см - при минус 20. Но если исходная толщина льда составляет, допустим, 20-30 см, то суточный прирост при тех же температурах уменьшится примерно в 3-4 раза - точнее сказать нельзя, поскольку на это влияет и качество воды.

Конечно, идеальную картину намерзания льда сильно меняет толщина имеющегося на нем снежного покрова, который выполняет как бы роль шубы. Известно, что теплопроводность (холодопроводность) снега до 30 раз меньше, чем у льда (многое зависит еще от плотности снега), поэтому при снегопадах в зависимости от их интенсивности надо вносить в расчеты соответствующую поправку.

Важно понимать по виду первого, непрочного льда, как он реагирует на нагрузку. Рыболовы с опытом говорят, что молодой лед не обманет, не подведет, а вовремя сообщит об опасности громким треском и видом трещин. Приложенная к тонкому льду нагрузка (рыболов на льду) вызывает его прогиб (деформацию) в виде чаши. При малом грузе деформация носит упругий характер, а чаша расширяется симметрично по периметру. Если нагрузка будет выше предела упругости, то начнется пластическая деформация льда и чаша прогиба станет быстрее увеличиваться в глубину, чем в ширину - это начало разрушения льда. В количественном выражении это будет выглядеть так. Для наиболее прочного прозрачного льда центральный прогиб его на глубину в 5 см трещин не вызовет; прогиб в 9 см ведет к усиленному образованию трещин; прогиб в 12 см вызывает сквозное растрескивание; при 15 см лед проваливается.

Под действием нагрузки трещины во льду возникают как радиальные - исходящие от точки приложения, так и концентрические - вокруг этой точки. Радиальные трещины лишь предупреждают о недостаточной прочности льда, что требует предельной осторожности на нем. Но если к радиальным трещинам добавляется концентрическое растрескивание, сопровождаемое характерным скрипящим звуком, нужно скользящим шагом немедленно покинуть опасный участок, в особо критической ситуации лучше лечь на лед, чтобы увеличить площадь распределения веса по поверхности, и отползти в обратном направлении. Нужно знать и другие правила поведения на тонком льду:

Ни в коем случае не ходить по нему гуськом, иначе радиальные трещины на тропе быстро прирастут концентрическими;

Не отправляться на рыбалку в одиночку;

Проверять каждый шаг на льду остроконечной пешней, но не бить ею лед перед собой - лучше сбоку;

Не подходить к другим рыболовам ближе чем на 3 метра;

Не приближаться к местам, где в лед вмерзли коряги, водоросли, воздушные пузыри;

Не ходить рядом со свежей трещиной или по участку льда, отделенному от основного массива несколькими трещинами;

Быстро покинуть опасное место, если из проделанной лунки начинает бить фонтаном вода;

Обязательно иметь средства страховки и спасения (шнур с грузом на конце, длинную жердь, широкую доску);

Не совмещать рыбалку с потреблением спиртного.