Нод обучение грамоте новый год. НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейки. I. Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок. Совсем скоро наступит самый любимый праздник в году.

Ученик:

Наступает нынче праздник,
Шумный праздник Новый год.
Пусть же сказкою волшебной
Он сегодня к нам придёт!

И правда, в Новый год часто случаются чудеса, и сказка приходит к нам. Вот и в наш класс приехали сказочные герои: Дед Мороз, Снегурочка и их друзья – Снеговичок, Пингвинчик и Птичка.

Слайд 2


Ой, что же это?

Трек вьюга

Как же нам это прочитать? Кто же это в нашем классе похозяйничал? Да тут письмо! (Достаю письмо из-за экрана)
Давайте прочитаем, что здесь написано. А письмо-то даже без конверта!

К вам в класс я проникла ночью!
Решила - урок вам испорчу!
Всех ваших гостей в узелок связала,
Все кругом заколдовала!
Помочь им только тот сумеет,
Кто трудности преодолеет,
Кто же это?
Что же делать- мы же с вами хотели показать наши знания, а Баба Яга всё испортила.

Подождите, а вот еще письмо-(в избушке)…

Если хотите освободить своих друзей-гостей из снежного плена-выполните мои задания.
Ребята , мы готовы выполнить задания.?
1 задание. Загадки

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

На страницах букваря тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (Алфавит, буквы)

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

2 задание Скороговорки (домашнее задание) по 1 от группы

Дети рассказывают скороговорки:
У Сени с Саней в сетях сом с усами. (Маша)
У забияки змея за пазухой. (Стас)
Шесть мышат в камышах шуршат. (Джамал.)
У Полкана под лапкой палка. (Яна)
На дворе - трава, на траве - дрова. (Вераника)
3 задание Тут Баба Яга сомневается что вы - то наверное и читать не умеете?

«Волшебная цепочка» у каждой группы на столе карточка –чтение «цепочкой»

Мак-рак-бак

Ток-сок-бок

Мыло-шило-рыло

Вата-Ната-дата

Лавка-лапка-ласка

А почему цепочка ВОЛШЕБНАЯ?


трек смс

Ребята, что это? Это смс-сообщение от Бабы Яги! Вы хотите узнать, что там написано? Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Бабушка Ягушка. Узнала я, что многие дети меня боятся. Но на самом деле не такая уж я и страшная. И мне так хочется иметь друзей. Мне очень скучно и одиноко в лесу. Вот я иногда и балуюсь, пугаю детишек. Но если вы согласитесь со мной дружить, то я стану доброй и буду вам помогать. Вы станете моими друзьями?А ваших друзей я расколдовала!»

Что мы ответим Бабушке Яге?

Ну что же, добрались мы сквозь снега до наших гостей-освободили их.

Дед Мороз, Снегурочка и их друзья – Снеговичок, Пингвинчик и Птичка.,здравствуйте!

Они приехали встречать Новый год с нами. Но мне кажется, что чего-то не хватает…

Отгадайте загадку:

Хлопушки, сосульки, конфеты,

Шары золотистого цвета,
Подарки, мерцанье цветных огоньков,
Звезды, снежинки, гирлянды флажков,
Пляски и песни, и смех без умолка!
Что это будет, по-вашему?

Учитель щелкает «мышью» и появляется елка. Слайд 3. Ведущий

Ну что, можно уже встречать Новый год? Все готово? Нет? Опять чего-то не хватает?

Мда… А волшебник Дед Мороз предлагает нам поиграть. Гости помогут нам нарядить ёлку, - но для этого мы должны выполнить задания. Поиграем?

Раз, два, три…

Учитель щелкает мышью и в руках героев появляются игрушки.

Вы уже выбрали каждый свою игрушку и поэтому мы сели рядом с выбранными героями, которым будете помогать.

Получите по игрушке.

Игрушки для ёлки не простые. Каждая игрушка – это задание. Вас будут ждать задания о звуках или буквах, которые мы изучали.

Выполните задание – гости повесят игрушку на ёлку. Начнем?

Задание от Деда Мороза (слайды 4-6) : ребусы ЛАПА ТЫКВА СТУЛ

Задание от Пингвинчика (слайд 7): среди разбросанных букв дети должны найти буквы, обозначающие гласные звуки. При щелчке по нужной букве она удаляется со слайда, согласные буквы вращаются, это указывает на неверный ответ.

Здесь можно вспомнить, какие звуки называются гласными, а какие согласными, как их отличить.

Задание от Снегурочки (слайд 8) : у Снегурочки рассыпались бусы для елки. Ребята должны помочь их собрать

    Собрать бусы по порядку цветов и затем прочитать получившееся слово.

    Попробовать сложить слово из разбросанных букв, а затем проверить себя, собрав бусинки по порядку цветов.

Задание от Снеговика (слайд 9): «Буквы спрятались» - Отыщите все спрятавшиеся буквы Учитель может попросить детей, выбравших букву, рассказать, что он о ней знает: какой звук она может обозначать (гласный-согласный, глухой-звонкий и т.п.)

Задание от птички (слайды 10-12): соотнесите слово и звуковую схему

Санки, ёлка, снежинка

Ну вот, мы с нашими гостями нарядили ёлку. Но мне кажется, что одних шариков недостаточно, чтобы елка выглядела по-настоящему празднично. Чего не хватает? (звезды, фонариков)

А давайте произнесем волшебные слова. Если скажем их дружно и громко, то на ёлочке появятся фонарики. Готовы? Повторяйте за мной:

Ну-ка, ёлка, раз, два, три –

Светом праздничным гори!

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

НОД по подготовке детей к обучению грамоте (старшая группа) Тема: «Путешествие в страну Абвгдейки».

Цель : обучать детей звуковому анализу и синтезу слов.

Задачи :

  • формировать знания детей о гласных и согласных звуках;
  • учить определять количество слогов в слове;
  • учить соотносить звук и букву;
  • развивать фонематический слух детей, зрительное восприятие;
  • развивать речь детей;
  • закреплять умение определять наличие заданного звука в слове;
  • закреплять графические образы букв;
  • воспитывать желание познавать родной язык.

Оборудование : Демонстрационный материал: «Замки для звуков», пособие «Елочка», магнитная доска, фланелеграф с силуэтом дерева, фигурками животных и птиц, игрушки, мяч. Раздаточный: картинки с изображениями: лук и люк, цветные квадратики для обозначения звуков в схеме слов, смайлики: грустный и веселый.

Словарь: люк, кроль, брасс.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня в нашу группу пришло письмо от Мудрой Совы. Она приглашает нас в сказочную страну «АБВГДЕЙКУ». Хотите? Чтобы попасть в эту страну нам надо пройти по волшебному мостику, но давайте сначала проверим можно ли вас всех взять туда. Я буду бросать вам мяч, а вы ловите, и отвечайте на мой вопрос, кто ответит правильно, сможет перейти через волшебный мост.

Игра с мячом. «Поймай мяч, если услышишь в слове звук р» (звук а, звук к).

Воспитатель: Молодцы все справились с заданием, значит, вы все сможете перейти через мост и попасть в страну звуков. (Все проходят через мост).

Воспитатель: В этой стране звуков есть два замка, в них живут звуки. Посмотрите внимательно и скажите, похожи они друг на друга? Чем они отличаются? Какие звуки живут в красном замке? Какие звуки живут в сине-зеленом замке? Почему второй замок сине-зеленого цвета? Почему дверь в красный замок открыт? Почему дверь в сине-зеленый замок закрыт? Молодцы.

Воспитатель: А из чего можно построить еще замки. Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет: 1. - из соломы? - соломенный; 2. - из камня? - каменный 3. - из дерева? - деревянный 4. - из стекла? - стеклянный 5. - из железа? - железный 6. - из резины? - резиновый 7. - из пластмассы? - пластмассовый 8. - из кирпича? - кирпичный.

Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: А теперь попробуем построить дом с помощью нашего язычка Сначала ставим стены (заборчик). В стене сделаем большие светлые окна (окошко). На окна поставим ставни (парус). На крыше соорудим трубу (вытянуть губы в трубочку) А теперь покрасим потолок, окна (вкусное варенье, помоем полы (чистим зубы). Наш дом готов можно готовиться и к празднику.

Игра «Украсим ёлочку» .

Воспитатель: Какой праздник приближается? Как мы его празднуем? (Наряжаем елку). У нас тоже есть елочка, но она не наряженная. Я предлагаю украсить нашу елку шарами. Но эти шары не простые на них есть картинки. Так вот вы, получив шар должны определить, сколько слогов в названии этой картины. Если один слог вешаете шар на самый верхний треугольник, если два слога - на второй средний треугольник, если три слога - на самый большой нижний треугольник. (Дети проверяют, сколько слогов в названии их картинок и, комментируя, вешают шары на елку). Какая красивая нарядная елочка у нас получилась!

Составление схемы слов .

Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, нарядили елочку, а теперь садитесь за столы и послушайте загадки Мудрой Совы, а отгадки мы должны составить в виде схемы, узнаем, какие звуки живут в этих словах. Скинули с Егорушки золотые перышки, Заставили Егорушку плакать и без горюшка. (Лук ) Положите перед собой картинку с изображением лука. Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?

Под картинкой три клеточки, значит в слове три звука. Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово и как мне указка будет помогать. А теперь попробуем прочитать так же. Послушайте, как в слове звучит первый звук Лллук. Повторите слово, выделяя первый звук. Какой он? (л-согласный, твердый, обозначаем синим цветом). Послушайте как звучит второй звук -Лууук, повторите, какой звук у (гласный, красным цветом) Отгадайте как звучит в слове третий звук -луК, какой он? (согласный, твердый, синим). Какое слово получится, если в слове лук заменить букву у на букву ю? (люк).

Возьмите картинку с изображением люка. (Такой же разбор слова производим со словом люк.)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Живые звуки» . Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове «лук», какой первый звук, третий звук? А теперь составьте слово. Правильно ли дети составили слово? Звук «К» - назови слово на свой звук, звук «Л», - назови своего братца, звук «У» - покружись на месте. Молодцы, звуки, справились с заданиями. Поставьте звуки в свои домики и присаживайтесь.

Артикуляционная игра «Угадайте, какой гласный звук я произнесу?». Воспитатель, без голоса, одними губами «произносит» гласные звуки. Ребенок должен угадать, потом дети «загадывают» свои гласные звуки.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться дальше. Посмотрите, на нашем пути выросло дерево, а под деревом сидят зверюшки и не знают, что им делать? Давайте поможем им найти свои места. - Посадить на макушку дерева птицу, название которой начинается со звука [ с ] (сорока) - Посадить на ствол дерева животное, название которого начинается на звук [б] (белка) - Под дерево справа посадить птицу, название которой начинается на [у] (утка) - Посадить под дерево животное название которой начинается на звук [к] (кошка) - Над кошкой летает насекомое, название которой начинается на звук [о] (оса) Молодцы.

Мы помогли всем животным найти свои места и можем возвращаться в детский сад. Сова говорит вам спасибо и дарит вам игрушки. Надо выбрать только те предметы, в названии которых есть звук к. (кубик, кораблик, книга, карандаш, ручка, собачка, сумка, снежинка, бабочка, кошка, лягушка, краска).

Нам пора возвращаться в группу, но смотрите, наш мост куда-то делся, наверно его водой смыло. Как же мы сможем переправиться на другой берег? (Дети высказывают мнения). Да можно реку переплыть. К речке быстро мы спускались, Наклонялись, умывались, 1, 2, 3, 4 - вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз - это брасс, Одной, другой - это кроль, все мы как один поплыли, Мы похожи на дельфинов. Вот и переплыли реку.

Итог .

Воспитатель: Где мы с вами были? Что интересного увидели, узнали в сказочной стране, что вам больше всего понравилось? Мудрая Сова передала мне сундучок. Давайте посмотрим, что там лежит? Это смайлики, посмотрите какие они разные. Есть веселый смайлик и грустный. Я предлагаю вам выбрать себе смайликов. Если вам наше путешествие понравилось, вам было легко справляться с заданиями, возьмите веселого смайлика, а если вам было скучно, не очень легко выполнять задания - грустного.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детскиий сад № 31 г.Лениногорска МО «ЛМР» РТ

Открытый показ

непосредственно- образовательной деятельности

по обучению грамоте

Подготовила и провела воспитатель

Ахметова Ольга Вячеславовна

Лениногорск, 2013г

Возраст: Подготовительная к школе группа (6лет)

Направление: Познавательно – речевое

Образовательная область : Коммуникация

Интегрированные образовательные области : коммуникация,

социализация, музыка, физическая культура, безопасность,

труд (подготовка и убрать свое рабочее место)

Форма проведения : образовательная с элементами игры Цель : закрепление знаний о букве М. Задачи:

Образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, продолжать учить соотносить звук и букву; упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

Развивающие – развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; пополнять словарный запас, знакомить с антонимами; Воспитательные создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе.

Планируемый результат: самостоятельное решение поставленных задач

Методы: игровые, практические, словесно- наглядные, поисково- исследовательские.

Приемы: вопросы, загадки, дополнительные напоминания, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения: мультимейдийная доска, коробочка с гласными и согласными буквами, обручи красные и синие,изображения сказочных персонажей: снегурочки, снеговика, Снежной королевы, Деда Мороза, ёлочки с игрушками.

Организация детей:

1.В кругу; 2.Работа около мультимейдийной доски;

3.Свободная; 4.За столами; 5.На ковре.

Индивидуальная работа: Исправлять ошибки в делении слов на слоги у Салаховой Илины, поощряющая оценка Толщикову Герману, Зайцевой Кире. Закреплять знания о гласных и согласных буквах с Виниченко Викой.

Словарная работа.

Обогащение: посланник, долгожданная, метельная, морозная зима.

Активизация: гласные, согласные буквы, приветствие, ошибки, задача.

Предварительная работа: работа с подгруппой детей,чтение рассказов о зиме,чтение стихотворений о празднике Нового года,подбор музыкальных произведений,подбор слайдов,знакомство с буквой М.

Структура: 1.Психологический настрой. Вводный организационный момент.

2.Беседа о зиме

3.Поговорки о зиме

4.Беседа о Новом годе

5.Загадка о снеговике, задания Снежной Королевы.

6.Игра «Определи, сколько слогов в своем имени»

7.Игра «Назови антонимы»

8.Физкульминутка « Деревья»

9.Изображение звука «М»

10.Загадка о морозе

11. Загадка о метели

12.Игра с обручами

13.Гимнастика для глаз «Снежинка»

14.Звуковой анализ слова «Мама»

Физкультминутка

15.Работа в тетрадях.

16.Песня «Азбука – Малышка» (из уроков тетушки Совы)

17.Снегурочка в безопасности

18.Итог: высказывание детей.Самооценка.

СОД

1. Орг. момент . (Дети заходят под песню Заходера «Алфавит», встают полукругом ). Слайд №1

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

C добрым утром! С Добрым утром! Просыпайся и вставай! Умывайся, одевайся, Настроение поднимай!

Воспитатель (к детям): А теперь улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

Воспитатель : А как еще можно поздороваться? Дети : Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

А как мы поздороваемся по-татарски?

Дети : Исэнмесез!

2. Эмоциональная настройка. Воспитатель : Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее ). Воспитатель : И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки ). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим. 3. Беседа о времени года. – Какое сейчас время года? (Зима ). Слайд№2

Назовите зимние месяцы?

Какой сейчас месяц? (Декабрь) – Зима какая? ( Снежная, морозная, белая, долгая, холодная, долгожданная ). – Как понимаете слово « долгожданная »?

Дети: Это значит,что мы ее долго ждали!

Воспитатель: Какие пословицы о зиме вы знаете? Береги нос в большой мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Зима кончается, весна начинается. Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь году начало, зиме середина. Мороз не велик, стоять не велит.

4. Постановка учебной цели .

– Ребята, какой скоро праздник? (Новый год ). Слайд№3
– Снежная королева хочет испортить наш праздник и спрятала Снегурочку .

Слайд№4

А какой же праздник без Снегурочки? Дед Мороз просит нас помочь её найти. Поможем, ребята? Он прислал нам своего помощника. Отгадайте, кто он? Во дворе катали ком Шляпа старая на нем Нос приделали и вмиг Получился (Снеговик ). Слайд №5

Через него Снежная королева будет передавать нам свои задания .

За правильно выполненные задания Снеговик будет давать нам елочные игрушки, мы должны будем нарядить ёлочку. Когда ёлочка будет наряжена, Снегурочка расколдуется . Слайд №6

Ну что ж, отправляемся в путь.

Первое задание Снежной Королевы (слайд №7)

5.Игра « Определи, сколько слогов в своем имени» (в кругу)

Дети называют свое имя и определяют сколько слогов в своем имени, например Настя, Нас-тя-2 слога, Илина, Или-на-3 слога; Матвей,

Мат-вей- 2 слога.

Молодцы, с заданием справились! Снеговик нам принес 1 шарик на нашу Елочку! Слайд №8

6.Игра с мячом «Назови антонимы».

– А вот второе задание Снежной королевы. Она передала вам мяч, но не простой, а волшебный. Чтобы она нас не заморозила, вам надо назвать антонимы – слова с противоположным значением.

Глупый –мудрый, большой –маленький, война –мир, ссорится – мирится, большой- маленький , старый- молодой, девочка- мальчик, много- мало,твердый – мягкий и.т.д.

Молодцы, с этим заданием вы справились, Снеговик принес вам второй шарик на нашу Новогоднюю ёлочку. Слайд №9

7.Физкульминутка « Деревья»

Руки подняли и помахали- Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем,

Это к нам птицы летят! Как они сядут покажем, руки сложим назад.

8. Повторение знаний о звуках [ м ] и [ м ] и букве М

Слайд№10

Давайте вспомним прошлые занятия, когда мы знакомились со звуком М и как она выглядит. Ребята, покажите.

Взявшись за руки, мы встали
И на «М» похожи стали (сопровождается показом детей).
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква «М»

Снежная королева дает вам следующее задание. – Отгадайте загадку: Без рук рисует, Без зубов кусает. (Мороз ) Слайд №11

Какой первый звук в слове « мороз »? [ м ]. – Он какой? ( Согласный, твердый, звонкий ).
- Сколько слогов в этом слове?
- Составьте предложение из 3 слов со словом мороз

Отгадайте вторую загадку. Гуляю в поле, Летаю на воле, Кручу, верчу, Знать ничего не хочу. (Метель ) слайд №12

– Какой первый звук в слове « метель »? [ м ]. – Он какой? ( Согласный, звонкий, мягкий). – А какой буквой обозначаются на письме эти звуки? (Буквой М ).

Сколько слогов в этом слове?

Составьте предложение из 2 слов, со словом метель

Молодцы! Итак,третий шарик! Ура! Следующее задание Снежной Королевы. Слайд№13

9. Игра с обручами

(Дети берут карточки с буквами, у кого гласный звук -бегут к красному обручу,укого согласный- к синему обручу)

Хорошо, мы справились! Снеговик нам дает еще один шарик, стало их четыре. Слайд №14

Дети садятся за столы. Следующее задание Снежной Королевы. 10.Разгадывание ребусов

Слайд №15, №16.

Гимнастика для глаз «Снежинка» Снежинка к носу движется, А потом обратно. На неё посмотреть Очень нам приятно.

10.Звуковой анализ слова «мама».

Какое самое любимое слово у всех детей в мире? Кто для них самый близкий и родной человек? (мама)

Я с вами согласна. «Мама» - самое дорогое для нас слово.

Сделайте звуковой анализ слова «мама». Для этого у вас на столе лежат карточки синего и красного цвета.

Какие звуки обозначаются синим цветом?

Какие звуки обозначаются красным цветом?

Итак, приступаем к звуковому анализу слова «мама».

Сколько звуков в слове «мама»?(4)

-Сколько слогов?(2) А теперь разложите их на столе.

Какого цвета первая карточка?

Какой звук она обозначает?(согласный)

Какого цвета вторая карточка?

Какой звук она обозначает? (гласный)

Молодцы, и с этим заданием вы справились. Снеговик принес вам 5 шарик.

Слайд№17

А нам надо немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика

Очень холодно зимой.

Мёрзнут ручки ой, ой. Ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

11 .Задание в тетрадях.

Я тетрадь свою открою

и наклонно положу,

я друзья от вас не скрою,

карандашик так держу,

сяду прямо не согнусь,

за работу я возьмусь!

Печатание букв М.

-За работу в тетрадях снеговик нам дает 6 шарик. Слайд №18

-Посмотрите снегурочка наша расколдовалась! И теперь у ребят будет настоящий Новый год! Слайд №19

Нарядили мы нашу ёлочку, спасли Снегурочку от злых чар Снежной королевы.

12.Песня «Азбука – малышка» Слайд №20

13. Подведение итогов.

Понравилось вам спасать Снегурочку?
– Чем занимались сегодня на занятии?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Какое задание показалось трудным?
– Кто сегодня занимался хорошо?
– А кто думает, что он сам сегодня очень старался?
– Давайте погладим себя по голове и скажем: «Я сегодня МОЛОДЕЦ !».

Вы мне тоже сегодня на занятии очень понравились. А Снегурочка за её спасение дарит вам конфеты. На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №4

г.Нелидово Тверской обл.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

в подготовительной группе

Путешествие цветика семицветика

Разработала и провела:

воспитатель

1 квалификационной категории

Сухарева Н.Ю.

Задачи:

Образовательные:

Учить дифференцировать звуки (гласные, согласные)

Учить детей проводить звуковой анализ слов, подбирать схему к данному слову

Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове

Совершенствовать навык составления предложений по схеме

Развивать речь детей

Учить отвечать на вопрос полным предложением

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память

Развивать мелкую моторику рук (подготовка руки к письму)

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

Оборудование:

презентация; предметные картинки, схемы слов, игра «Немые звуки», игра «Сколько слогов?»; мяч; магнитная доска; упражнения для подготовки руки к письму.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются)

А теперь подойдите ко мне и встаньте в круг

(Дети становятся в круг)

Собрались все дети в круг:

Ты мой друг. И я твой друг,

Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Слайд1.

Воспитатель:

Дети, а вы хотели бы вы побывать в сказке?

Дети:

Да

Воспитатель:

А отправимся мы с вами в сказку, где победила дружба, а называется эта сказка «Цветик-семицветик»

Давайте вспомним, о чем эта сказка?

Дети:

Эта сказка о дружбе, о доброте, о том, как девочка помогла больному мальчику, который не умел ходить.

Воспитатель:

Закройте глаза (начинает звучать музыка), глубоко вдохните носиками, подуйте ветерком, а теперь откройте глазки, посмотрите мы в сказке.

Слайд 2.

Воспитатель:

- Посмотрите на экран, ребята! Вот и наш волшебный цветик-семицветик. У него непростые лепестки, на каждом есть задание. Когда вы выполните задание, произойдет чудо. Готовы выполнять задания цветика - семицветика?

Дети:

Да

Воспитатель:

Ну, тогда начнём нашу игру. Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

(Отрывается первый лепесток)

Слайд 3.

Воспитатель:

Оранжевый лепесток предлагает нам игру «Немые звуки»

(Детям предлагается угадать звуки по их изображению)





Воспитатель:

Какие они?

Дети:

Гласные

Воспитатель:

Дети:

Красным

Воспитатель:

Какие звуки вы еще знаете?

Дети:

Согласные

Воспитатель:

Какие они бывают?

Дети:

Твердые и мягкие

Воспитатель:

Каким цветом мы их обозначаем?

Дети:

Мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом, а тердые-синим

Слайд 4.

Молодцы! Вы справились с первым заданием. Посмотрите, сколько лепестков осталось у цветика-семицветика?

Дети: 6 лепестков

Слайд 5.

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

А теперь следующий лепесток предлагает вам отгадать загадки:

- Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Дети: Лиса

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети: Собака

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается.

Дети: Кошка

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Дети: Волк

Воспитатель:

Молодцы! Вы отгадали все загадки, а теперь подберите звуковую схему слова к каждой отгадке.

(на мольберте дети под каждой отгадкой ставят соответствующую схему)


Слайд 6.

Воспитатель:

Сколько лепестков осталось у цветика - семицветика?

Дети: 5

Воспитатель:

Скажем: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 7.

Следующий лепесток - предлагает нам игру «Разложи по корзинкам».

(детям предлагается взять картинку с изображением предмета и определить, сколько слогов в названии данного предмета, положить эту картинку в корзинку:

1 кружок-1слог; 2 кружка-2слога и т.д.)

Слайд 8.

Воспитатель:

- Вы выполнили и это задание. Молодцы!

Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 4

Воспитатель:

Слайд 9. (схемы предложений)

Как вы думаете, какое задание предлагает нам выполнить лепесток?

Дети:

Составить предложение по схеме

Дети составляют предложения:

Мальчик читает книгу.

Коля играет с Васей

Оля играет в песочнице.

Машина едет на пожар.

Слайд 10.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 3

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 11.

Следующий лепесток предлагает нам игру «Мяч бросай на вопрос отвечай».

Становитесь в круг и будьте очень внимательны!

Собаку укусила пчела. Кто кусался?

Дети: Пчела

Петю ударил Ваня. Кто драчун?

Дети: Ваня

Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди?

Дети: мальчик

Света старше Кати. Кто младше?

Дети: Катя

На вокзале сына встречала мама? Кто приехал?

Дети: сын

Заяц убегал от волка. Кто бежал последним?

Дети: волк

Слайд 12.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка

Дети: 2

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 13.

Следующий лепесток предлагает более сложное задание:

Прочитайте слово, которое здесь написано:

М А

Ш И

Дети читают:

МАШИНА

Слайд 14.

Воспитатель:

Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?

Дети: 1

Воспитатель:

Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»

Слайд 15.

Последний лепесток предлагает машины.

Какие вы видите машины?

Дети:

Грузовые, легковые

Воспитатель:

(каждому ребенку предлагается листок с заданием)

Сейчас вы сядете за столы и заштрихуете грузовую машину вертикальными линиями, а легковую - горизонтальными.


(дети выполняют задания за столами)

Слайд16.

Воспитатель:

Посмотрите на наш цветок. Сколько же лепестков у него осталось

Дети:

Ни одного

Воспитатель:

Это значит, что мы выполнили все задания.

А скажите, какое задание вам понравилось больше всего?

Дети:

Все понравилось

Отгадывать загадки

Рисовать машины

Слайд 17.

Воспитатель:

А теперь посмотрите что, появилось вместо цветка.

Дети:

Появился подарок.

Сюрпризный момент:

(коробка с конфетами)

каждому ребенку конфетка с буквой.

Воспитатель:

А теперь пора возвращаться в детский сад.

Дети встают в кружок, берутся за руки, закрывают глаза.

Раз, два, три, четыре, пять, в детском садике опять.

Список литературы:

Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. -Волгоград: Учитель, 2004

Волкова В.В. Занимательное азбуковедение. - Москва: Просвещение, 1991

Гризик Т. И. Речевое развитие детей 6-8 лет. - Москва; Просвещение, 2016

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия Развития, 1998

Катаев В. Цветик - семицветик. Москва: Детская литература, 2016

Наталья Пухова
Конспект НОД по обучению грамоте «Зима пришла»

Дети входят в кабинет под звуки хруста снега и встают на свои места, рядом со стульчиками.

1 слайд – «Картинка зимы» .

Давайте поговорим о зиме, назовите признаки зимы.

2-слайд «Сообщение» .

3й слайд - текст

Я прочитаю вам письмо.

«Здравствуйте ребята.

Я приглашаю вас в увлекательное путешествие

с множеством игр и интересных заданий.

Кто я, Вы пока не знаете.

Но я могу точно сказать, что мне нравиться играть и удивлять.

Появляюсь я только зимой.

А кто я, вы узнаете, когда выполните все мои задания. А помогать вам будут мои подружки Странная звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала.

(снежинка) – снежинки.

До встречи.

4й слайд -снежинки

Ну, что ребята Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие?

Дети; Да…

Ну, тогда в путь.

5-слайд «Ухо, рот, снежинка»

Как вы думаете, о чем мы будем сейчас говорить?

Какие звуки вы знаете?

Что вы знаете о гласных звуках

Назовите их

Что знаете о согласных?

Какие они бывают?

- «ЗИМА » - сделаем звуковой анализ слова

Выложите это слово фишками. Один ребенок у доски работает.

А сколько звуков в слове «ЗИМА » ? (тоже 4)

Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА » ? (2 согласных звука) . Назовите их (звуки З и М) .

Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА » ? (2 гласных звука)

Какие это звуки? (и, а) .

Лог; Молодцы ребята вы прекрасно справились с этим заданием.

5й-слайд игра «Назови и раскрась картинки, название которых начинается на С :

6йслайд «Часть домика»

О чем мы будем говорить?

Зимние слова разделить на слоги : мороз, снег, снежинка, снегурочка, холод, зима , снежки, санки.

7йслайд игра «Посчитай-ка»

Синица, снегирь, сорока, дятел, воробей.

Кого мы считали?

Физминутка

8й слайд «Схема предложения»

Из чего состоит предложение? Что еще вы знаете о предложении?

9й слайд картинки составляем предложение

10й слайд игра «Украсим»

Что мы можем зимой украсить? Для этого выберите картинки с звуком с в начале слова, несите их сюда, будем украшать нашу елку.

Ребята посмотрите, кто нам прислал сообщение с заданиями.

Кто это? 11-слайд

Я думаю, что снеговику скучно, поэтому он и решил с Вами поиграть прислав сообщение с заданиями. Ведь сегодня только началась зима и у него пока ещё нет друзей снеговиков. Давайте снеговика поблагодарим за увлекательное путешествие и нарисуем ему друзей «Снеговичков» .

Публикации по теме:

Тема: Ожерелье для Золушки Цель:Способствовать формированию основы для овладения детьми грамотой с помощью звукового анализа слова. Задачи:.

Конспект НОД по обучению грамоте «Мы - грамотеи!» (старший дошкольный возраст) Цель: Развитие звуковой культуры речи. Программные задачи: Образовательные: 1. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [к] - [г]» Программные задачи: 1) Коррекционно-образовательные: Закреплять.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием мнемотехники «Звук [Б] и буква Б» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛМИЯБАШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК» Конспект НОД для детей разновозрастной.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [З] и [З’]» Цель: создание условий для знакомства детей со звуками «З», «Зь». Задачи: коррекционно-образовательная: Познакомить со звуками «З», «Зь»;.

Программное содержание: I. Развивать способность детей ориентироваться в звуковой действительности языка: 1. Называть слова с заданным звуком;.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Волшебная корзинка» Дидактическое обеспечение занятия: Наглядный материал: корзинка, картинки (шапка, конфета, обруч, лук, арбуз, конверт с письмом, карточки.