Какой задать вопрос по теме интернет агрессии. Откуда берется агрессия в Интернете? Интересы пользователей сети Интернет как фактор проявления агрессии

По многочисленным просьбам...

В переводе с латинского языка aggressio означает "нападение". С вашего разрешения, не буду тут размахивать теориями и видами агрессии, и проч. Об этом всём можно почитать таких классных авторов, как З. Фрейд, Э. Фромм, Р. Бэрон и Д. Ричардсон, К. Лоренц, А. Бандура и других.
Также не буду (пока что) учить, как отвечать на агрессию, потому что это отдельная большая тема.
Скажу лишь, что агрессия – штука неоднозначная, в определённой степени она необходима человеку. Считается, что определённый "градус" агрессии есть у любого. С агрессией на биохимическом уровне связан тестостерон, а на биопсихосоциальном – алкоголь.

По содержанию агрессивные комментарии бывают

- обвиняющие (это из-за тебя…, ты виновата…)
- обесценивающие (нечего фигнёй страдать…, это всё полная чушь…, ну надо же какие у людей бывают проблемы)
- оскорбляющие (дура, истеричка, хамка, уродина)
- запрещающие (вы не должны…, прекратите…, запретить…)
и т.д.

По причинам (истокам возникновения) агрессии можно выделить:

- садистический радикал (есть у многих людей; и многие же не умеют размещать его безопасно, идут с ним в социум. Сюда относятся тролли, например)
- фрустрация какой-либо потребности (препятствие в достижении цели; агрессия тем выше, чем больше были положительные ожидания от скорого "насыщения". Например, расистский комментарий нарушает потребность в безопасности у большинства читающих его)
- иерархия и конкуренция в группе (чем ближе к вершине иерархии – тем больше агрессии; конкуренция может быть вокруг любой характеристики: мать, женщина, успешный человек, счастливый человек и пр. Поэтому много агрессии бывает в "белопальтовых" тредах)
- научение (анализ чужого агрессивного поведения и его последствий, и усвоение себе, без личной потребности в агрессии)
- идентификация с агрессором или жертвой (и тогда реализуется нападение или защита. Это можно ясно увидеть в постах про мам и дочерей, например; или про разные травмы)
- обида, вина, страх
и т.д.

По функциям, которые несет агрессия в интернете

- установление границ (в т.ч. обновление старых границ или вторжение в чужие границы. Практически все более-менее длинные треды скатываются к этому: заступ-весло, заступ-весло)
- защита (в т.ч. защита своей модели мира, представлений, ожиданий. Самый распространённый способ агрессивного взаимодействия в интернете: когда эта самая модель, представления или ожидания не 100% устойчивы, есть потребность защищать их, нападая, с "перекрыванием" начального укола)
- попытки завершения гештальта (когда агрессия "попадает" на травму или незавершённую в прошлом ситуацию, мы имеем один и тот же сценарий – например, девушка, ставшая когда-то жертвой агрессивной старшей женской фигуры, может пытаться дать отпор этой фигуре во всех ситуациях, напоминающих взаимодействие с "исходником")
- демонстрация своей силы (происходит превентивно, чтобы предотвратить "схватку" за границы или статус, ещё вариант - в рамках демонстративной личности)
- разрушение в т.н. "чистом виде", без явных причин (реализация садистического радикала или т.н. "тяги к смерти". Это можно видеть на примере комментариев троллей к постам, не вызывающим агрессии у всех остальных читателей)
и т.д.

Конечно, одно сообщение может нести несколько смыслов, иметь несколько причин, и функций, конечно, тоже. Ещё, как агрессию люди часто считывают двойные и тройные послания – когда человек в одном сообщении умудряется объединить противоположные смыслы или призывы, вызывая у собеседника растерянность и фрустрацию. Весь этот компот взрывает мозг неподготовленному читателю, от чего читатель фрустрируется и сам впадает в ярость.

Агрессивный спектр эмоций можно уложить в шкалу, которая будет выглядеть примерно так (от наименьшей интенсивности к большей)

Недовольство - Раздражение – Возмущение - Негодование – Злость – Гнев – Бешенство - Ярость – Ненависть.

По своему опыту, клиентскому опыту, наблюдениям за форумами и отдельными персонажами – скажу, что агрессия в интернете крайне редко достигает большой интенсивности. Но заботиться о своей безопасности во время коммуникации всё же нужно, особенно – когда вы выходите на контакт уязвимым местом.

Итак, как позаботиться о своей безопасности, если вы ощущаете, или боитесь ощутить направленную на вас агрессию?

1. Останавливать коммуникацию (такая возможность позволяет повысить контроль над ситуацией и является важным элементом комфорта).
2. Разобраться с подсознательным стремлением к унижению и страданию, если оно есть, и осознавать, в каких случаях вы выходите на контакт именно этим "местом".
3. Полечить травму.
4. Брать на себя ответственность только за свои реакции.
5. Заботиться о своих потребностях напрямую, а не "кружным путём" через других людей
6. Работать с границами в той части, которая регулирует избыточный вынос личной информации.
7. Дать себе время для выработки поведения (для полной эмоциональной переработки раздражителя, своей реакции, и для возвращения в состояние душевного равновесия)
8. Развивать способность выдерживать высокую интенсивность эмоций, беспокойства и возбуждения, которые могут возникнуть при переработке чужой агрессии. Дышать. Считать до десяти. Помнить, что интенсивность снизится.
9. Использовать пространство полноценно. Общаясь в интернете, вы имеете возможность достаточно безопасно переживать незащищённость, бессилие, утрату контроля, любые физические ощущения, связанные с направленной на вас агрессией.
10. Повышать уровень осознанности. Какое сообщение содержится в агрессивном комментарии? Какую эмоцию оно вызвало у вас? Почему? Что вы хотите в связи с этим сделать? Зачем? И т.д.

В комментариях предлагаю поговорить о том, как вы справлялись с направленной на вас агрессией, как обходились со своим откликом на неё, что делали. Может быть, будут дополнения к тексту, лайфхаки, положительный опыт. Спасибо.

С чем связана вся эта агрессия в интернете, которая сотнями гигабайтов выливается в информационная пространство? Если в объяснять двух словах, то стоит сделать ссылку на многим хорошо известную фразу "Бытие определяет сознание". Т.е. та действительность, то бытие, в котором находится человек и диктует нормы его поведения, морализируя или деморализируя их. Агрессия в интернете, как и агрессия в обществе, вызвана всеми теми внешними факторами, которые воздействуют на человека во время его жизнедеятельности.

Ну, например, если какой-нибудь житель тропического острова, который всю жизнь прожил там (солнце, море, бананы, кокосы) - его поведение вряд ли будет агрессивным.
А житель крупного мегаполиса, который каждый день не просто сталкивается со стрессом, а практически живёт в нём, не выходя из этого состояния, будет агрессивным в своём поведении, раздражительным, вспыльчивым. Но это и ежу, как говориться, понятно.
Давайте разберём конкретные примеры этой агрессии в интернете. Вообще хотелось бы разобрать не просто обыкновенное хамство или неполиткоректный спор на какую-нибудь политическую тему, а именно агрессию как вид какого-то помешательства, одержимости, т.е. своего рода крайность в этом деле. Да, для некоторых людей троллинг - это их работа (веббригады спецслужб, полит. организации), но мы обсудим лишь одержимых людей.

Таким видом агрессии в интернете является . Вроде бы, что тут такого, когда кто-то, потехи ради, решил потроллить на форуме или соцсети? По большому счёту, ничего такого, из-за чего я бы стал писать целую статью. Но зачастую этот самый троллинг перерастает уже в некую одержимость у человека, манию. Когда человек ищет новых жертв, питаясь всё новыми, и новыми эмоциями. Такое бывает с людьми, которые уже в своём социальном положении социопатичны. Таких социопатов немало, сам лично натыкался (точнее, они на меня) на подобных людей.

Общение с такими людьми обычно очень сложное. Когда там, за монитором анонимный человек, который начинает своё общение вполне вежливо, находит какие-то общие интересы, начинает всячески поддакивать, выражать солидарность, напрашиваться, что называется, в друзья. Но потом... скрывает с себя маску и открывает своё настоящее лицо, выплёскивает всю свою душевную боль и муки наружу. Он может начать провоцировать тебя на какие-то оскорбления, негатив, пытаться разозлить тебя самым примитивнейшим методом, которым активно пользуются в детском саду - начинает дразнить тебя. Если в детском саду это выглядит вульгарно, что называется, "по-детски", когда дети ещё говорят "бе-бе-бе", то здесь это выглядит более филологически изысканно. Но всё равно остаётся тем методом. Человек может начать просто прямые оскорбления, может начать утверждать, что ты проиграл этот спор (слил спор), может сказать, что, вроде как, выше высказывание выглядит как-то плаксиво: "Хорош стонать", или "не плачь". Часто встречал подобное на форумах, особенно очень посещаемых. В детстве этим обычно пытаются задеть мальчиков. Ведь для мальчика нет ничего более оскорбительного, чем если кто-то назовёт его девочкой, плаксой, трусом. Это обычно очень оскорбляет мальчика, и юные тролли, дразня его, добиваются своего. Так же и тут: человек хочет во чтобы то ни стало задеть своего оппонента и поэтому применяет эти запрещённые приёмы. Т.е. почти что "по маме" его...

Раскусить тролля в споре, можно по следующему признаку ещё. Тролль, в отличие от адекватного оппонента, совсем не желает докопаться до истины , узнать правду. Ему всё равно. Единственная цель тролля - задеть своего оппонента, вызвать у него гнев, обиду, разозлить, причём как можно сильнее, в идеале, чтобы тот начал сразу же компьютер свой ломать от злости. Вся его речь полна сарказма, лукавства, некой подлости и запрещённых приёмов. Если ты пытаешься кидать какие-то аргументы, реально думать, анализировать, то он просто лепит чушь и провоцирует. Особенно хорошо это получается у тех, кто хоть немного знаком с вопросом.

Троллей я сравниваю с любителями садо-мазо. Есть тролли мазохисты, а есть садисты. Т.е. те, кто любят доминировать, подчинять, и те, кто любят, чтобы их подчиняли и ими руководили. Заглянув в википедию, я увидел, что подобное поведение можно как-то охарактеризовать как диссоциальное расстройство личности . Я, конечно, не психиатр вовсе, но почитав критерии такого расстройства, я понял, что этот термин можно употребить и к троллям вполне:

  • бессердечное равнодушие к чувствам других;
  • грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями;
  • неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении;
  • крайне низкая способность выдерживать фрустрацию, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие;
  • неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания;
  • выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом

"Тролли-мазохисты" , провоцируют человека на личные оскорбления, на ругань. "Тролли-садисты" , пытаются убедить его в самой нелепой глупости, хотя их доказательства не выдерживают никакой логики и здравого смысла. "Тролли-садисты" пытаются самоутвердиться на своей жертве. Без разницы, кто прав на самом деле, главное, чтобы жертва либо признала себя неправой, либо "слила спор", т.е. просто человек прекратил спорить ввиду бессмысленности спора. Тролль очень любит такие моменты, начинает всячески писать по принципу: "Ага, так и знал, что ты сольёшь мне спор!" Т.е. он просто пытается соревноваться в бессмысленном, и кто дольше устоит, тот и победил по сути. Тем самым тролль получает внимание к своей персоне и возможность хоть как-то, пусть даже таким иллюзорным путём, самоутвердиться в своих собственных глазах, потешить свою гордыню и чувство собственной важности, что, "мол, вот какой я!" Хотя, как правило, в реальной жизни этот тролль абсолютно безобидное существо, сравнимое с йоркширским терьером .

Тролли потому и выплёскивают весь свой негатив в интернет, что в реальной жизни они никак не могут самоутвердиться . Может, притесняют их, бьют, надсмехаются где-то в коллективе. Не один тролль, который делает это из-за своего недуга, никогда не признается вам в том, что он тролль. Вы будете спрашивать, но он будет отнекиваться всячески, тогда как обычный человек, занимающийся троллингом "непрофессионально", вполне может признаться в этом, много раз встречал таких людей. В интернете много информации, много статей, в которых сказано, что быть троллем профессионально - плохо и вообще мерзко, поэтому снимать с себя маску тролль не намерен. Точно так же тролли (именно тролли-мазохисты) не любят показывать своё лицо и своё настоящее имя. Однако тролль, которого я назвал садистом, может вполне спокойно вести беседу от своего настоящего имени.

Также тролли любят кидаться различными угрозами, иной раз крайне смешными. Что, мол, он с вами обязательно встретится, он вам покажет, взломает ваши пароли все и вообще, морду набьёт. Что вроде как это вы посмели назвать его столь ничтожным выражением, тогда как он вёл себя абсолютно серьёзно, что он культурный, интеллигентный человек, высокого социального статуса.

По возрасту тролли, как правило, школьники или студенты. Это отчётливо видно по некоторым словам, которые бы взрослый, серьёзный человек, никогда бы не стал использовать. Но если троллю уже за 30, то это крайне тяжёлый случай инфантилизма и недовоспитания. У троллей в реальной жизни вряд ли есть жена, дети. Да и некогда им, они увлечены троллингом.

Что такое троллизм как недуг? Я считаю, что это зависимость, точно такая же, как и алко-, нарко- или какая-либо другая, разновидность интернет- зависимости. Уход в виртуальный мирок с заменой им своего реального мира. В интернете такой человек может быть кем угодно, может взять любой ник и наговорить, что угодно. Но в реальной жизни реализовать себя как личность он не может. Поэтому троллизм - это расстройство личности, это девиантное поведение. Одни играют в компьютерные игры, живут там, другие пьют горькую, а тролли получают удовольствие от такого рода "общения". Поэтому к человеку, больному троллизмом, нужно относиться не со злобой и презрением, что, мол, ничтожество какое-то, а с жалостью. Ну, например, к больному шизовренией, тому, который постоянно улыбается и не понимает ничего, вы же будете относиться с пониманием? Он больной - что с него взять?! Точно так же и тут, к троллю надо относиться с сочувствием. Человек неадекватный и нуждается в поддержке, в и заботе, а не в ненависти и злобе. Как, например, с маленькими детьми, которые чего-то натворят случайно, вы же не будете их ругать и бить. Так же и тут: человек, хоть и взрослый, но больной, так что в силу немощи его можно сравнить с ребёнком.

Этот человек с больным рассудком находит возможность получать удовольствие от троллизма, как игроман от компьютерных игр. Биохимически они похожи. И тот, и другой делают это ради выработки эндорфинов, наркотических веществ. А элемент опасности, страха у одного вызывается какими-то событиями в игре, у другого - накалившимся спором. Т.е. некоторые просматривают всякие триллеры, где из-за угла вылазит какая-нибудь хреновина, некоторые прыгают с тарзанок, а тролли вызывают выработку гормонов во время спора, ругани.

Известно, что Гитлер для того, чтобы привести себя в тонус, любил орать на своих подчинённых, дабы вызвать секрецию норадреналина (гормона агрессии) в мозговом веществе надпочечников. Так же и тут: надпочечники тролля секретируют норадреналин и приводят его в тонус, а наряду с другими веществами ещё и вызывают небольшую эйфорию. Человек, естественно, привыкает к этому и начинает пользоваться этим методом постоянно. Он входит во вкус и уже не может остановиться. Он начинает зависеть от этого, становится зависимым. Тем оно и плохо: вроде бы, ну подумаешь, разок разозлю кого-нибудь. Тут вся так называемая психология объясняется эндокринологией. Поэтому если какой психолог, может быть, скажет, что это пустяки, то, зная эндокринологию, хотя бы как я (т.е. не зная совсем практически), можно сделать чёткий вывод, что данная деятельность есть одержимость и зависимость.

Избавиться от этой зависимости, можно так же, как избавляются от других зависимостей, т.е. изоляция от объекта зависимости , в данном случае интернета. Но какое-либо избавление может быть возможным только в том случае, когда человек сам осознает эту проблему и сам реально этого захочет. Ну, в принципе, как и с любой другой зависимостью. Да и потом, нужно бороться не с проблемой, а с причиной её возникновения. Что послужило причиной такой тяги человека к спорам, провокациям, троллизму?! Что превратило человека в это существо?! Общество? - Значит, поменять его, уехав, например, в деревню на долгое время или в тропическую страну, в общем, к простым людям, которые будут кардинально отличаться от тех людей, что окружают нашего тролля. Наверняка это не самые лучшие люди, наверняка это различного рода гопники, пьяницы - люмпен, как выразился бы Маркс. В таком окружении действительно неприятно находиться. Поэтому начать нужно с окружения, с переезда В деревенской среде хоть и пьяниц много, но и, как правило, много пенсионеров, которые живут там постоянно. С ними, как известно, приятно иметь дело, общаться, что-то спрашивать, дружить, в конце концов. Это люди старой закалки, старого воспитания. Люди в тропической стране в какой-нибудь деревушке тоже будут проще. Так что ключевыми словами тут будут деревня, сельская местность.

А что ещё может повлиять на то, что человек воспитался и вырос таким? Ну, наверное, генетическая предрасположенность и индивидуальное строение мозга, но это уже вопрос серьёзный, нам вряд ли под силу что-то изменить в себе на таком уровне. А если это у человека в крови и он вряд ли решит измениться, то такой пример нам не интересен, это тема для другого разговора. Поэтому, если предположить, что 50% людей с индивидуальной предрасположенностью и 50% тех, кто стали таковыми "случайно", то всё-таки есть ещё шансы. Если дело не в генах, то тогда в окружающем бытие. Бытие определяет сознание, значит, чтобы изменить сознание - поменять надо бытие!

Откуда берется агрессия в Интернете?

Нельзя указать одну определенную причину, которая влияет на то, что в Сети нередко можно встретиться с проявлениями агрессии. Безусловно, анонимность Интернета в какой-то мере способствует ей, но не является, однако, единственной причиной агрессии в киберпространстве. В Интернете, как правило, мы не видим истинного отношения другого человека, не разделяем его эмоций, иногда неправильно понимаем намерения других людей, провоцируя острый обмен мнениями или ссору.

Часто люди в Интернете ведут себя иначе, чем в реальном мире, бывает даже, что они стыдятся того, что написали, или не признают этого. Обсуждая причины агрессии в Сети, стоит упомянуть об интернет-хамстве. Это поведение части интернет-пользователей, которые, находясь в Сети, перестают воспринимать запреты, характерные для контактов «лицом к лицу». «С точки зрения психологов, интернет- публику можно разделить на два типа. На тех, кто смело демонстрирует реальное “Я”, и тех, кто примеряет на себя новые маски и роли <...> Самое печальное, что поведение представителей обеих групп поддерживает чувство безнаказанности». По мнению психологов, в Сети чаще встречается именно второй тип - любителей ролевых игр . Сеть - это место, где относительно легко активизируются темные стороны некоторых людей.

Травля человека с помощью Интернета весьма опасна, поскольку вредные, компрометирующие или унижающие его достоинство сведения распространяются очень быстро и, как правило, остаются в Сети надолго (а то и навсегда) в виде, например, копий на нескольких компьютерах даже после выявления и наказания виновного.

Причины, по которым интернет-хулиганы применяют насилие:

  • 1) переживание радости от победы, вытекающее, например, из необходимости подтверждения своей позиции в группе, или создания своего имиджа;
  • 2) уравновешивание взаимных обид;
  • 3) отмщение за причиненные унижения, вызванные, например, семейными неурядицами, разводом, проблемами в школе или в группе ровесников;
  • 4) привлечение внимания окружающих, своего рода крик о помощи.

Специалисты считают, что средний срок эффективного терроризирования выбранной жертвы различными формами электронной агрессии составляет три месяца. После этого киберзапугивание, как правило, приносит желаемый результат. Главной целью людей, практикующих издевательствами и киберзапугивание, является дискредитация жертвы. Это гораздо проще сделать в Сети, нежели в реальном мире, поскольку распространяемые в ней материалы достигают гораздо большего числа людей. Силы нападавших и их жертв неравны. Атакующий может рассчитывать на сообщество интернет-пользователей и на то, что в Сети ничего не теряется. Даже если он будет обнаружен, а в немногих случаях и наказан, его «работа» в любой момент может быть продолжена другими желающими.

Каждый владелец смартфона практически носит свою жертву в кармане. Еще до недавнего времени электронное насилие было ограниченным явлением, наблюдалось в основном в молодежной среде. Сегодня оно все чаще бывает направлено и на взрослых, начинает конкурировать с традиционным моббингом на рабочем месте и, что еще хуже, быстро распростаняется и приобретает большое значение. Эксперты считают, что «с классическим моббингом на работе имеет дело примерно 28% взрослых людей, а с различными формами электронной агрессии столкнулись уже более 8% людей из этой группы» .

В мире труда появился новый тип преступников. Интернет стал инструментом, который могут использовать люди, находящиеся на более низких уровнях иерархии профессиональной деятельности. Именно они наиболее часто выступают в роли самопровозглашенных «мстителей». Обращает на себя внимание тот факт, что их атаки, как правило, не имеют конкретной цели, они принимают форму насмешек над жертвой и ее преследования, но не обязательно вредят ее карьере.

В случае классического моббинга дело обстоит по-другому. Его цель - создание искусственного негативного мнения группы об определенном человеке, чтобы, по крайней мере, затруднить его ежедневную работу. Одним из последствий таких издевательств может быть крах карьеры этого человека или избавление от него, нередко при молчаливом согласии руководителя учреждения.

Электронная агрессия признается серьезной социальной проблемой, на которую следует решительно реагировать. Киберзапугивание перестало быть сенсацией и стало проблемой. Социолог К. Катцер говорит о One-Touch-Mobbing, издевательстве в жанре «прямо в точку», которое имеет много последователей среди подростков, имеющих смартфоны. Именно они чаще всего «берутся за оружие», желая «пнуть» кого-либо из сверстников, разместив в Сети компрометирующие его сведения. Исследования Катцер показывают, что жертвой таких действий уже стал каждый четвертый представитель немецкой молодежи в возрасте от 14 до 18 лет. Чаще всего речь идет об обычном злословии, сплетнях, оскорблении и компрометирующих фотографиях. Катцер утверждает, что 20% жертв запугивания получают серьезную психическую травму: они утрачивают веру в себя, начинают избегать сверстников, прибегают к актам суицида. «Эта группа включает в себя около полумиллиона человек в масштабе всей Германии», - считает Катцер

Подростки ведут себя в Интернете по-разному, и вероятность столкновения с агрессией в Сети у них велика. Иллюзия анонимности и безнаказанности приводит к тому, что некоторые пользователи оскорбляют других пользователей и провоцируют их на конфликт — иногда это кончается плачевно. Как защитить детей от нападений их же сверстников?

Троллинг может быть прямым (оскорбления участников, нарушение правил ресурса, подстрекание, ссоры) и замаскированным (сообщения не по теме, возвращение к другой острой теме, завуалированные сообщения, на первый взгляд позитивные). Тролли хотят получить реакцию в виде прямого конфликта. В перепалке с таким пользователем очень легко потерять над собой контроль и самому стать троллем.

Тролли могут стремиться вызвать раздражение участников коммуникации, но также их целью может быть унижение конкретного человека. В таком случае троллинг может переходить в целенаправленную травлю, или буллинг. По определению Игоря Кона, под буллингом обычно понимается запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить человека себе. Во все времена это была одна из серьезных проблем подростковой среды.

Развитие инфокоммуникационных технологий привело к распространению кибербуллинга — агрессивного, умышленного действия, совершаемого группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющегося неоднократно и продолжительного во времени в отношении жертвы, которой трудно защитить себя. Виртуальная среда, в которой происходит кибербуллинг, позволяет агрессорам чувствовать себя менее уязвимыми и менее ответственными за свои действия. Анонимность — основной фактор, отличающий кибербуллинг от обычного буллинга, осуществляемого в непосредственном контакте. Другие отличия проявляются в том, что кибербуллинг происходит вне школы, более скрыто и зачастую не позволяет видеть эмоциональные реакции жертвы.

По данным исследования «Дети России онлайн», в среднем по России 23 % пользующихся Интернетом детей в возрасте 9-16 лет становились жертвами буллинга онлайн или офлайн за последние 12 месяцев. Схожие данные были получены в среднем по 25 странам Европы (19 %).

Пятая часть российских детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для пользователей 11-12 лет: почти треть детей этой возрастной группы становится жертвой буллинга чаще одного раза в неделю, что значительно превышает показатели в других возрастных группах.

Нередко сами школьники выступают агрессорами. В России каждый четвертый ребенок признался, что за последний год обижал или оскорблял других людей в реальной жизни или в Интернете. При этом в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам.

Кибербуллинг — интернет-проблема, берущая начало в реальной жизни. Каждый десятый российский школьник сталкивается с буллингом в Сети. При этом, как показывают результаты исследования Фонда Развития Интернет, каждый второй ребенок, ставший жертвой кибербуллинга, также сталкивается с буллингом лицом к лицу. В европейских странах дети подвергаются кибербуллингу в среднем в два раза реже. Во многом, как и в случае с риском онлайн-знакомств, это связано с тем, что в Европе и США уже много лет в школах работают программы обучения цифровой грамотности, позволяющие существенно повысить навыки безопасного использования Интернета детьми.

Как дети справляются с такими ситуациями? Чаше всего они отдают предпочтение активным стратегиям совладания с ситуацией, причем каждый шестой из жертв буллинга выбирал конфронтационную стратегию и таким образом сам мог стать агрессором. Нередко жертвы кибербуллинга формируют свои собственные стратегии в форме конкретных способов противодействия агрессорам в Интернете.

Значимым способом справляться с трудными онлайн-ситуациями оказался поиск информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Большинство детей ищет социальную поддержку онлайн, в первую очередь у друзей. Показательно, что доля детей, обращающихся за помощью к родителям, в России ниже, чем в Европе. Среди 10 % детей, которые становились жертвами кибербуллинга, только каждый пятый родитель был осведомлен об этом (21 %), а более половины были уверены, что их ребенок не сталкивался с подобным риском (61 %). Очень мало кто из детей обращается за помощью к учителям или специалистам.

Далеко не все дети умеют применять специальные онлайн-стратегии борьбы с кибербуллингом. Так, блокировка агрессора оценивается как высокоэффективная, но ее применяет только каждый третий ребенок, ставший жертвой онлайн-буллинга. Эти результаты подчеркивают необходимость развития программ по повышению цифровой грамотности взрослых: как родителей, так и специалистов, работающих с детьми. Нередко дети могут являться одновременно как жертвами, так и агрессорами, поэтому важно обучать их тому, что поступки в онлайн-среде могут иметь существенные последствия в реальной жизни.

Во многих странах принимаются меры по борьбе с буллингом и кибербуллингом на уровне государственной политики (программы по предотвращению столкновения с цифровыми рисками, информационные кампании, обучение преподавателей). В некоторых странах, например в Канаде, приняты законы в отношении кибербуллинга в школьной среде. Так, в Онтарио кибербуллинг является правонарушением, которое может повлечь за собой временное или окончательное исключение агрессора из учебного заведения. В европейских странах реализуются программы, которые направлены на обучение позитивному и безопасному использованию Интернета и в которых профилактике кибербуллинга придается большое значение. Например, Pantallas Amigas («Защита друзей») и SecuKids в Испании или пилотный проект E-learning and E-teaching in notebook classes в Австрии. Во Франции с подачи Министерства образования совместно с рядом общественных организаций школьные учреждения получают информацию и рекомендации по предотвращению кибербуллинга. Одновременно интернет-компании развивают механизмы саморегулирования, с помощью которых пользователи могут пожаловаться на неприемлемый, в том числе агрессивный контент.

Введение

Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества-Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь.

Наряду с изучением СМИ ставятся и коммуникативные отношения между их потребителями. В настоящее время ими являются разные возрастные категории общества, но большинство всё же за остаётся за молодёжью. В данной курсовой работе будет описываться коммуникация молодёжи в социальных сетях и и такое явление как агрессия.

Актуальность данной темы заключается в том, что на протяжении последних лет с того времени, как появился такой ресурс как Интернет, среди подростков нередким явлением стала агрессия, которая влечёт за собой негативные последствия не только в виртуальном, но и в реальном мире.

Степень разработанности данной темы на данный момент мала. Пока явление агрессии рассматривалось лишь в отдельных отраслях, таких как: агрессия в семье, в обществе, СМИ и т.д.

Особый интерес представляют работы А. Бандуры, Гидденса, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Т. Лукмана, П. Бергера, Ж. Бодрийара и др. - в которых с разных теоретико-методологических позиций исследуется проблематика социальной роли СМИ в условиях поздней современности. Анализ социальных изменений в современном мире, системы устроения (по Гидденсу) современного общества через теорию структурации, свидетельствует о рефлексивности СМИ как явлении, основанном на непрерывном мониторинге деятельности, осуществляемой индивидами и окружающими их людьми.

Существует мнение А. Бандуры о научении агрессии посредством наблюдения или моделирования. Согласно его исследованиям, благодаря развитию технических средств массовой информации и коммуникации появилась неограниченная возможность обучаться агрессивному поведению, даже не выходя из дома. Однако, есть и противоположное мнение - Лоубер и Хей (Loeber & Hay, 1997), отмечают, что агрессия у детей и подростков в определенной степени является возрастной нормой.

Объектом данной курсовой работы является агрессия молодёжи.

Цель исследования - определить степень влияния социальных сетей на поведение молодёжи.

Дать определение понятию агрессия.

Выявить особенности невербальной агрессии как составляющей коммуникации в интернете.

Определить степень негативного влияния социальных сетей на молодёжь.

1. Характеристика агрессии в интернете

1.1 Определение агрессии

Исследование агрессии в настоящее время проводится в рамках различных гуманитарных наук: психологии, социологии, философии, культурологии и лингвистики. Агрессия считается явлением, прежде всего психологическим, поэтому ее сущность глубже исследована в психологии. В лингвистике изучение агрессии как явления речевой коммуникации началось сравнительно недавно, и, следовательно, феномен вербальной агрессии еще мало изучен. Среди лингвистов, занимающихся этой проблемой, нет единства в понимании сущности агрессии в речи, а также в выборе термина для ее обозначения. Широко используются такие словосочетания, как вербальная агрессия, речевая агрессия, языковая агрессия, словесная агрессия и др. Как отмечает Ю.В. Щербинина, «…сложность определения понятия «вербальная агрессия» заключается, прежде всего, в том, что данный феномен нельзя считать единой формой поведения, отражающей какое-то одно побуждение. Этот термин употребляется применительно к самым разнообразным речевым действиям, весьма неоднородным по мотивации ситуациям проявления, формам словесного воплощения, интенциональной направленности и потому не может быть исчерпывающе определен посредством таких обобщенных понятий, как «патогенная коммуникация», «негативное речевое воздействие», «грубость речи» и т.п.».

Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.

Данная проблема изучалась и изучается большим количеством ученых, таких как А. Бандура, Г.Э. Бреслав, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, Д. Коннор, К.С. Лебединская, Н.Д. Левитов, Ю.Б. Можгинский, Ю.В. Щербинина, А. Налчаджян, А. Патерсон, М.М. Райская, A.A. Реан, Д. Ричардсон, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, О.И. Шляхтина, и др. Ими предоставлено большое количество работ, некоторые из которых: «Вербальная агрессия», «Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков», «Агрессия и насилие» и др.

Существует биологическое и психологическое объяснение агрессивного поведения и его возникновения. Биологическое объяснение включает в себя три подхода: этологический (агрессия, как внутренняя энергия), социобиологический (агрессия, как продукт эволюции) и генетика поведения (агрессия, как наследственная предрасположенность). Психологическое объяснение включает семь точек зрения на проблему: психоанализ Фрейда (агрессия, как инстинкт разрушения), фрустрационная теория агрессии (агрессия, как целенаправленное побуждение), когнитивный неоассоцианизм (агрессия, как реакция на отрицательные эмоции), модель переноса возбуждения (агрессия подкрепленная нейтральным возбуждением), социально-когнитивный подход (агрессия, как функция переработки информации), теория научения (агрессия, как возникающая в результате научения, путем закрепления и подражания), модель социального взаимодействия (агрессия, как результат принятия решений). Данная, наиболее полная классификация подходов к проблеме агрессии была дана Барбарой Крэйхи.

Проблема агрессии имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

С появлением СМИ её актуальность, несомненно, приобретает глобальный характер, поэтому необходимость изучения предпосылок и решения проблем, связанных с агрессивностью молодёжи возрастает.

1.2 Вербальная агрессия как составляющая коммуникации в интернете

Проблемой речевой агрессии в СМИ занимаются социологи, психологи, лингвисты, поскольку «современные масс-медиа реально влияют не только на качество общенационального языка и публичного дискурса, но и на организацию моделей общественной жизни, на формирование у общества его собственного образа». Лингвистическому анализу форм речевой агрессии в СМИ посвящено немало исследований (см. например, работы Т.А. Воронцовой, Е.В. Какориной, Г.А. Копниной, А.П. Сковородникова, Ю.В. Щербининой и др.). Актуальность изучения феномена вербальной агрессии ученые связывают, прежде всего, с «неблагополучным социокультурным положением в большинстве современных логосфер: ростом асоциальности, общим снижением уровня речевой культуры, инвективизацией и вульгаризацией речи, пропагандой насилия в средствах массовой информации, существенным ослаблением коммуникативных механизмов, традиционно сдерживающих проявления агрессии слова». Опасность вербальной агрессии ученые видят в том, что последняя «препятствует реализации основных задач эффективного речевого взаимодействия, деструктивно воздействует на сознание участников общения, затрудняет полноценный обмен информацией, существенно снижает возможность взаимопонимания коммуникантов, блокирует выработку общей стратегии взаимодействия. В связи с этим всестороннее исследование феномена речевой агрессии - необходимое условие, обеспечивающее коммуникативную безопасность, как отдельной языковой личности, так и общества в целом».

Речевая агрессия рассматривается большинством исследователей как специфическая форма поведения или деятельности, основным орудием которой служит язык, ср.: «Речевая (языковая, вербальная) агрессия - форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом»; «Конфликтное речевое поведение, в основе которого лежит установка на субъектно-объектный тип общения и негативизирующее воздействие на адресата речи»; «Агрессивный тип речевого поведения характеризуется двойной интенцией: 1) выражение негативного отношения к кому- или чему-либо (аффективный вектор агрессии); 2) ориентация на антидиалог, т.е. на субъектно-объектный, некооперативный тип общения с адресатом (прагматический вектор)». В то же время конкретное содержание этого понятия трактуется неоднозначно, прежде всего, потому, что речевая агрессия - явление многоаспектное, включающее помимо языковой манифестации психологическую, прагматическую, поведенческую, социальную, политическую составляющие. Так, одни исследователи связывают с речевой агрессией манипулирование сознанием адресата, осуществляемое посредством языка, а именно «явное и настойчивое навязывание адресату определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты». Другие определяют речевую агрессию как «неаргументированное вовсе или недостаточно аргументированное открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее целью изменение его личностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т.д.) или поражение в полемике - в пользу адресата». Третьи акцентируют внимание на таком сущностном качестве речевой агрессии, как нацеленность на оскорбление или намеренное причинение вреда человеку, причем данная прагматическая установка не обязательно должна быть связана с желанием говорящего изменить намерения, установки адресанта.

Феномен речевой агрессии тесно связан с такими широко представленными в масс-медийном дискурсе явлениями, как враждебность, конфликт, отрицательная оценка, речевое (языковое) манипулирование, ив то же время не тождествен им.

Враждебность представляет собой такое внутреннее состояние неприязни, ненависти, предубеждения, которое не включает в себя обязательной словесной или физической активности, может быть пассивным, внешне невыраженным. Речевая агрессия - это активное словесное действие, направленное на определенный объект (явление, лицо, группу лиц и т.д.), мотивационным основанием для которого, как правило, является состояние враждебности по отношению к этому объекту. В то же время речевая агрессия в СМИ может быть результатом предварительной договоренности автора с третьим лицом, «заказчиком» соответствующего материала. В этом случае, видимо, мотивационным основанием агрессивного речевого акта будет не состояние враждебности, а иные соображения, например, желание заработать деньги.

Коммуникацию в Интернете отличает целый ряд значимых особенностей: общение протекает исключительно в письменной форме, традиционные невербальные и паравербальные языковые средства практически полностью отсутствуют, отсутствует непосредственный контакт между коммуникантами и достоверная информация об участниках общения. Особенности лексикона пользователей Интернета, иные правила построения связных высказываний, и новые сценарии коммуникации составляют специфику Интернета как пространства общения.

Как и реальная коммуникативная среда, общение в Интернете не отмечено исключительно позитивной направленностью. Рано или поздно пользователь сталкивается с проявлениями вербальной агрессии.

Межличностная коммуникация предполагает обмен сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Единицей коммуникации является речевой акт. Исходя из этого, а также учитывая то, что прагматику часто отождествляют с теорией речевой коммуникации, или, по-другому, с теорией речевых актов, то целесообразно классифицировать вербальную агрессию по формам ее проявления, отталкиваясь от понятия речевого акта. Речевой акт - целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.

Исходя из вышесказанного, можно определить понятие вербально-агрессивного акта как речевого действия, содержащего вербально-выраженную агрессию говорящего, направленную на адресата либо третье лицо. Как известно, «значение высказывания как такового может сколько угодно сильно отличаться от значения того же высказывания применительно к той или иной речевой ситуации». В связи с этим можно выделить прямые и косвенные вербально-агрессивные акты. В прямых вербально-агрессивных актах «иллокутивная цель говорящего непосредственно манифестируется», т.е. адресант открыто оскорбляет, угрожает и т.д. В случае, если агрессия в речи представлена имплицитно (косвенно, замаскировано), то речь идёт о косвенных вербально-агрессивных актах.

Опираясь на классификацию Ю.В. Щербининой, можно выделить следующие вербально-агрессивные акты (ВА): ВА оскорбления, ВА враждебного замечания, ВА угрозы, ВА грубого требования, ВА грубого отказа, ВА порицания (упрека), ВА обвинения, ВА иронии.

Проблема агрессивности в коммуникационной сети - междисциплинарная, сложность заключается в ее связи со множеством разнородных дисциплин. Однако не следует считать эту проблему безнадежно неразрешимой. Определение синдромов агрессии, систематизация признаков агрессивности (симптомов), исследование агрессивно-негативного контента в Интернет и выявление механизмов возникновения и тенденций развития агрессивности позволяет найти позитивные решения и эффективно противостоять нарастанию данной проблемы.

Речевая агрессия в языке СМИ имеет различные формы проявления: наклеивание ярлыков, обыгрывание имени объекта агрессии, нагнетание негативных ассоциаций, акцентирование неприятных или обидных для объекта деталей, прямое оскорбление, дисфемизация речи и т.д. Кроме того, специалисты выделяют разновидности речевой агрессии в зависимости от ее «интенсивности»: брань, ругань, прямое порицание (сильные, или открытые, формы), скрытый упрек, косвенное осуждение (слабые, или стертые, формы).

Специфические черты электронной коммуникации: анонимность, физическая непредставленность коммуникантов, свобода и открытость - порождают также и целый ряд негативных явлений. Причем масштабы этих явлений представляются вполне серьезными, а способы их корректировки находятся пока в лишь в стадии осмысления. Именно этим обусловлена необходимость изучения коммуникативного поведения пользователей Сети представителями различных дисциплин. Гуманитарные исследования смогут создать базу для разработки технических средств противостояния вербальной агрессии в Интернете.

С возникновением такого явления, как Интернет, ни для кого уже не секрет, что он обнаруживает не только технические функции быстрой передачи данных, но также и средообразующие, коммуникативные - для виртуального взаимодействия индивидов. Начиная с 90-х гг. прошлого столетия, можно наблюдать ускоренную динамику развития социальных сетей. Они активно структурируются, профилируются, лавинообразно прирастают в численности самих сетей и их участников, клонируются, взаимно пересекаются, приумножая возможности обмена различными видами контента и перекрестных ссылок. Глобальные социальные сети объединяют сегодня сотни миллионов участников независимо от пола, возраста, уровня образования и национальной принадлежности.

Информационное пространство - это та среда, в которой находится человек от рождения и до самой смерти. Именно информация плотно окутывает человека в течение всей его жизни. Каждое мгновение человеческий организм принимает огромное количество информации, разумеется, не вся информация осознаётся и обрабатывается. Некоторая информация обрабатывается в «автоматическом» режиме, а некоторая - нивелируется за ненадобностью, поскольку не важна конкретному человеку в данное время. С приходом компьютеров насыщенность информационного пространства возросла, а доступ к ней стал более свободным. Информационное пространство стало более открытым и наглядным. Возросшие объёмы информации, а также доступ к массовой коммуникации привели к некоему гиперинформационному хаосу.

Интернет стал не только пространством массовой коммуникации. Аккумуляция информационных ресурсов Интернетом, наполнение его всевозможным контентом стало причиной изменения ролей субъекта и объекта. Изначально субъектом, который наполнял скудное пространство Интернета информацией, был человек. Теперь можно утверждать, что в настоящее время человек из роли субъекта переходит в роль объекта во взаимодействии с Сетью. Информационное поле, которое возникает при взаимодействии социума и Интернета создаёт особое пространство потоков, что само по себе представляет достаточно многозначную и насыщенную среду. В дополнение к развитию информационной среды в интернете появляются социальные сети, которые, в свою очередь, так же формируют свою коммуникационную среду.

Дело в том, что существует ряд факторов, определяющих общение в социальных сетях:

1. Ожидание

На большинство своих действий в реальном мире человек тут же получает ответную реакцию. Если смотреть человеку в глаза и задавать вопрос, то сразу понятно, ответит ли он или нет. В социальной сети неизвестно, когда наступит ответная реакция на любое совершенное действие, так же, как и неизвестна реакция. В разных случаях можно получить как позитивную, так и негативную реакцию.

2. Время ожидания

Например, никогда не знаешь, когда будет получен ответ на личное сообщение, даже если пользователь находиться в онлайн. Часто человек сам не отдает себе отчет, что он ожидает в ответ на свое действие - лайк, дискуссию или перепост?

3. Большая комната

Можно провести физическую аналогию, что все пользователи находятся в большой комнате, занимаются своими делами и время от времени выходят в центр и что-то кричат. В ответ их могут похлопать по плечу или ответить, а могут и совсем обойти вниманием. Иногда у пользователей может возникать чувство неопределенности - заметили окружающие выкрик или нет.

Все эти высказывания в пустоту, неясные ожидания и запоздалые ответы держат человека в состоянии незавершенных мини-гештальтов и неполученных реакций.

4. Незнание

Когда молодой человек общается с девушкой в кафе, смотрит на нее, то получает ее сообщения, содержащие целый набор невербальных параметров.

При общении в социальной сети иногда сложно интерпретировать даже смайлик. Что он выражает - дружественную улыбку или саркастический смех? Наличие исключительно вербальной коммуникации может предполагать недопонимание со стороны обоих собеседников, что может привести к различного рода негативным реакциям, что является ещё одним фактором, влияющим на желание вложить в сообщения невербальные составляющие - мимику, эмоции, личное присутствие, взгляд, улыбку или смех.

5. Неопределенность

При общении в сети нельзя точно знать, почему люди не отвечают на сообщения: потому что девушка ушла варить кофе, чтобы не заснуть и просидеть еще полночи, или она общается с кем-то другим. Неизвестно - те песни, комментарии и лайки, которые оставляют на ее стене - лишь дружественные знаки, или в текстах песен хранятся недоступные постороннему наблюдателю важные смыслы.

Люди не видят всего сообщения, и ситуация неопределенности начинает рождать интерпретации видимого, обычно ложные и надуманные.

В жизни мы часто натыкаемся на то, что наш собеседник не готов воспринять наше сообщение - в момент обращения к нему он занят делами или другими мыслями.

В сети эти ситуации частично сглаживаются тем, что можно отложить ответ на сообщение на то время, когда придет настроение или возможность.

Круги общения

Антон Носик как-то замечал, что людям не свойственно делить окружающих на круги, как это предлагается пользователю в Google+. Если посмотреть, какие границы человек соблюдает в социальной сети, то окажется, что есть всего три типа связи:

·я и другой

·я и друзья

·я и все остальные

Социальные сети формируют свою коммуникационную среду на основе ряда факторов, специфичных для данного общения, как особая коммуникативная среда социальные сети и как ранее не существовавшая сфера реализации языка, принесла с собой новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка.

агрессия молодежь невербальный интернет

Многие из социальных сетей допускают анонимное взаимодействие пользователей, регистрирующихся «под ником» - условным обозначением, не предоставляющим возможности идентификации с реальным субъектом виртуальной коммуникации. Такого рода анонимное представительство создает условия для нарушения этики сетевого взаимодействия, проявления различных форм агрессивного и оскорбительного поведения, называемого троллингом. Однако этот вид виртуального натиска также иногда используется и персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности и эпатаже. Основными площадками для своих демаршей представители этой троллинговой группы выбирают различные тематические форумы и конференции социальных сетей, порталов и новостных сайтов. Они обладают своими особенностями, поэтому целесообразно сделать небольшие терминологические уточнения.

Форум, или веб-форум , как правило, предлагает набор тематических разделов для обсуждения. Работа форума осуществляется под контролем модератора и заключается в создании пользователями тем для последующего обсуждения. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Распространённая иерархия веб-форума: разделы → темы → сообщения. Обычно сообщения несут информацию «автор - тема - содержание - дата / время». Сообщение и все ответы на него образует «ветку» или «тему».

Виртуальный чат - средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или приближенном к нему, что отличает чат от форумов и других «замедленных» средств сообщения.

Интернет-пейджинг - способ обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений с использованием программы-клиента. Здесь могут передаваться текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия, как совместное рисование или игры. Многие из таких программ могут применяться для организации групповых текстовых чатов или видеоконференций.

Социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Связь осуществляется посредством веб-сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Эта особенность, как и собственно само уникальное явление виртуальных пространств, обеспечивают возможность создания индивидами виртуального Альтер эго, которое конструируется исключительно автором. Практически в любом виртуальном сообществе, созданном для общения индивидов, существует отдельное поле для формирования своих данных, где участники вписывают свои основные характеристики и дополнительные данные, связанные со сферами интересов и увлечений.

Учитывая то, что отсутствие физических и визуальных контактов позволяет любому участнику виртуальных пространств создавать любой желаемый образ своего виртуального Я, участники Интернет-сообществ активно этим пользуются.

Потребности индивидов - участников интернет-пространств - бывают самые различные, в данном случае нас интересует такое явление, как троллинг. Перед уточнением понятия следует обратиться к психологии общения. Русский психолог О. Чванова отмечает, что существует давно известный людям тип психологического общения под названием энергетический вампиризм. Это сложный тип личности, представители которого подпитываются эмоциональной энергетикой из своего социального окружения в процессе коммуникации. Цель энергетического вампира - вызвать желаемые эмоциональные реакции, создавая для своей жертвы определенные стимулы. В результате энергетический вампир реализует свои потребности, получая различные виды садистского наслаждения от наблюдения за негативными аффективными реакциями выбранного объекта воздействия.

Собственно термин троллинг не относится к сфере научного дискурса. Он возник и закрепился в сленге участников виртуальных сообществ. В наиболее общем виде это явление можно охарактеризовать как процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтов посредством нарушения правил этического кодекса Интернет-взаимодействия. Как правило, анонимно действующий провокатор получает знаковое обозначение-маркер - тролль. Хотя анонимность присутствует не всегда. В некоторых случаях мотивы стать заметным и узнаваемым, оказаться в центре скандала, сотрясающего виртуальную общественность, оказываются решающими для того, чтобы включаться в коммуникации под своей фамилией.

Сегодня можно с достаточной определенностью утверждать, что троллинг, зародившийся в 90-х гг. ХХ столетия в интернет-пространстве, приобрел статус значимого социально-психологического феномена, оказывающего деструктивное влияние как на индивидов - объектов воздействия, так и на атмосферу коммуникативного взаимодействия виртуального сообщества в целом. Будучи средством агрессивного воздействия, порождающим ответную агрессию, троллинг является одним из самых действенных и практически ненаказуемых механизмов жесткой манипуляции, как уже было сказано, межличностной, внутригрупповой и межгрупповой. Глобальная виртуализация современных средств коммуникации приводит к тому, что Интернет становится наиболее привлекательным ресурсом для манипуляции большими сообществами. Троллинг в этой стратегии рассматривается как пусковой механизм жесткой провокации, создания ситуации скандала.

Троллинг как форма социальной агрессии имеет свои уникальные характеристики. Во-первых, троллинг может существовать исключительно в виртуальных сообществах. Во-вторых, он обладает специфическими механизмами быстрого возбуждения лавинообразной агрессии, мгновенно распространяющейся на большинство участников виртуального сообщества. И в-третьих, необходимо учесть, что уникальность троллинга как формы социальной агрессии состоит в том, что у потенциальной жертвы конфликта отсутствует возможность физического или визуального контакта с инициатором самой конфликтной ситуации. В соответствии с этим целесообразно рассмотреть типологию ролевого троллинга как формы социальной агрессии.

Тролль-комментатор представляет собой сравнительно редко встречающуюся разновидность троллей, принимающих участие во всех без исключениях темах и дискуссиях на избранных ими в качестве жертв форумах за счет публикации избыточных по величине массивов достоверной тематической или специальной информации, а также развернутых комментариев. Как правило, целью троллинга в данном случае является привлечение к себе максимального внимания участников форумов, замыкание на себе со временем большинства подписчиков, полное подавление и отпугивание аудитории своей глубокой эрудицией, псевдоэрудицией и авторитетным мнением. В этом случае основной оказывается эгоцентричная цель троллинга, однако последствия становятся социально значимыми: сообщество, конференция или ее ветка распадаются либоутрачивают большинство участников.

Тролль-провокатор , как правило, представляет наиболее выделяющуюся форму агрессивного социального поведения. Такие участники форумов интенсивно вступают в диалог по обсуждаемой тематике. Активно проталкивая свою точку зрения и унижая либо опровергая чужие точки зрения в образовавшейся дискуссии, они провоцируют агрессию вокруг того или иного обсуждения. Обращаясь к теории агрессии, можно утверждать, что, нарушая таким образом нормальное развитие дискурса, автор-тролль пытается получить удовлетворение от создавшейся в процессе тематического обсуждения негативной атмосферы.

Тролль герой-любовник получает острые ощущения от последовательного заигрывания и он-лайн-интриг с женщинами интернет-группы. Это подстрекает их на внутрисообщностное конкурирование и выбор агрессивных форм взаимодействия. Мужчины, в свою очередь, действующие по наглядному и результативному образцу, также оказываются провоцируемы на следование его манере и соревнование по завоеванию женского внимания. В итоге преобладающая часть группы концентрируется на флирте, группа перестаёт преследовать свою основную цель, и за пределами временно установившихся коммуникационных пар или кластеров доминирующей остается агрессивная форма взаимодействия.

Тролли-советчики - это особый вид троллинга, который заключается в том, что тролль под видом помощи или совета жертве начинает писать на форумах довольно бессмысленные вещи. Такой вид троллинга популярен на IT- и технических форумах, где тролль обычно проходит по всем веткам, размещая комментарии в каждой, якобы желая помочь жертве. Но на самом деле при виде глупого ответа на свой вопрос пользователь фактически «ведётся» на провокацию тролля, начинается «флейм», и жертву «банят» на форуме или в чате. Очевидно, что и в этом случае прослеживаются типичные формы манипуляции, приводящие к агрессии и деформации социального коммуникативного пространства.

Способы борьбы с троллингом:

Популярная мудрость учит избегать кормления троллей и игнорировать искушение им ответить. Ответ на троллинг неизбежно уводит обсуждение от темы, выводит из равновесия наблюдателей и снабжает тролля вниманием, которого он жаждет. Однако так как охотники (аналогично троллям) часто сами провоцируют конфликты, в итоге проигрывают только другие пользователи форума, которые предпочли бы, чтобы конфликт не появлялся вообще.

Человек, отклонённый социальной группой, что в онлайн-общении (с навешиванием ярлыка тролля), что в реальной жизни, может закрепить в себе такую антагонистическую роль, и будет стремиться и далее раздражать или возмущать членов группы. Роль «тролль» - часто признак социальных отклонений, и ярлык может навсегда сделать пользователя таким.

Тролль, которого успешно игнорируют, может добровольно покинуть форум (и либо заняться троллингом в другом месте, либо стать конструктивным пользователем). Тем не менее, он может попытаться развить свои способности, чтобы всё же впоследствии добиться цели.

Тролль-новичок может испытать серьёзное сожаление, так называемое «раскаяние тролля», в случае потери ника, ограничения доступа и других серьёзных штрафных мер, предпринятых по отношению к нему вследствие его поведения.

Игнорирование тролля может вызвать повторение попыток привлечь внимание. «Гады, что, возражаете? … гады, что, молчите? …» Тем не менее, эта тенденция гораздо слабее, и в итоге тролль устаёт и начинает искать себе более благодатную почву.

Часто применяемое средство против троллей - вмешательство модератора.

Стоит также отметить, что временами тролли стараются получить сочувствие модераторов, предстать жертвой свирепых фанатиков. Тем не менее, чаще всего тролли ведут себя подобострастно лишь с владельцами веб-форумов, у которых есть исключительные возможности для полного ограничения доступа. Также известны ситуации, когда тролль обзаводится «своим» человеком среди модераторов, который готов заступиться за него - в этом случае, естественно, из них выбирается наименее принципиальный.

Итак, можно выделить несколько общих способов для борьбы с троллингом:

Игнорирование. Принцип «Не корми тролля!» обуславливается тем, что тролль жаждет именно внимания и если оно ему не уделяется, то есть большая вероятность, что он просто переключит внимание на кого-либо другого.

Бан. Немедленный бан может предотвратить разрастание споров.

Вступить в диалог с троллем. Однако, способ этот эффективен не для каждого, т.к. существуют эксперты по сетевому троллингу - люди, специализирующиеся на борьбе с «нечистотами» интернета.

Для выявления уровня агрессии в пространстве социальных сетей я провела небольшой опрос. (Приложение 4) Данный опрос проводился в наиболее популярной в России в настоящий момент социальной сети ВКонтакте. На его основе можно сделать некоторые выводы.

Так же, опрос показал, что среди опрошенных немало людей, являющихся источниками агрессии, данный показатель занимает 2 место по численности отданных голосов. 16,1%.

Среди опрошенных, в меньшей мере, но так же есть те, кто имел дело с негативным поведением через непосредственную переписку, таким образом:

«Редко, обычно посредством личной переписки» с агрессией сталкиваются 8,5%, а «часто, обычно посредством личной переписки» - 6,4%.

Однако, есть такие пользователи, которые не сталкиваются с негативом и агрессией в пространстве социальных сетей вообще, на их долю приходится 15,1% опрошенных.

Так же, мною был проведён другой опрос, конкретизирующий ситуации, охарактеризованные агрессией:

Из предоставленных вопросов, наибольшее количество было отдано варианту - «споры относительно сферы интересов» - за этот вариант проголосовали 31.2% опрошенных.

Вторым оказался вариант «споры на почве необоснованной агрессии» - 29% голосов.

На основе этого опроса можно сделать следующий вывод:

В силу того, что споры на основе необоснованной агрессии уступают по частоте спорам, разгорающимся из-за непринятия чужих интересов, троллинг всё же нельзя назвать главным и подавляющим фактором агрессии в социальных сетях. Из этого следует, что применение методов борьбы с необоснованной агрессией могут быть эффективными.

Подводя итог, следует сказать о том, что явление троллинга можно рассматривать в большинстве случаев именно как агрессивную форму социального коммуникативного взаимодействия. Цель троллинга - дать определенные стимулы для того, чтобы вызвать негативные реакции участников форумов либо иных виртуальных сообществ. Очевидна и цель самого тролля - получение некоторой формы удовлетворения от того, что именно он в этот момент становится эпицентром разворачивающихся дискуссий и противостояний. Результат такого рода манипулятивных действий - это всегда конфликт с социальной окраской и последствиями. Наиболее успешные тролли способны взбудоражить целый ряд сообществ, умело сталкивая их между собой и используя проекции публичности в СМИ для привлечения внимания широкой общественности. Судя по последним сценариям «компьютерных» или «фэйсбуковских» революций, троллинг может превратиться в востребованную специализацию представителей целого ряда профессий, например, таких, как журналистика, мировая политика, международная экономика и ряда других.

По результатам проведённого опроса можно выявить, что проявление троллинга имеет довольно регулярный и массовый характер.

Заключение

К сожалению, виртуальная коммуникация может выступать не только средством управления стрессом, но и источником его возникновения. В частности, одним из широко распространенных в социальных медиа негативных явлений является целенаправленное, вербально-агрессивное поведение.

Проблема агрессии сложна и многогранна, многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались её изучением, хотя придти к общему мнению в данном вопросе не удалось.

Ряд факторов, характеризующий общение в сети - порождают также и целый ряд негативных явлений. Причем масштабы этих явлений представляются вполне серьезными, а способы их корректировки находятся пока в лишь в стадии осмысления.

С появлением СМИ актуальность коммуникативной агрессии, несомненно, приобретает глобальный характер, поэтому необходимость изучения предпосылок и решения проблем, связанных с агрессивностью молодёжи возрастает.

Актуальность проблемы интернет-агрессии, рост её распространенности связаны с тем, что в социальных медиа, как в зеркале, отражается такая общая проблема нашего социума, как рост агрессивности, особенно в больших городах. Параллельно тому, как уровень культуры в обществе падает, уровень агрессии растет. Эти явления взаимосвязаны, и их проявлением является волна виртуальной агрессии в Интернете.

Как следствие - отсутствует культура толерантной коммуникации в молодежной подростковой среде, не обеспечен широкий доступ населения к информации о процессах по формированию в обществе установок толерантного сознания.

Подобная проблема, впрочем, характерна не только для российского, но и для западного социума. В условиях же российского правового бескультурья, в частности «правового вакуума» в сфере регулирования Интернета (в силу отсутствия отдельного законодательства), виртуальная агрессия в Интернете достигает крайней степени выраженности.

Отличием подобного агрессивного поведения в виртуальной коммуникации от коммуникации реальной является его безнаказанность, вследствие чего троллинг и является широко распространенным социомедийным явлением, а для части пользователей сети - привычным сетевым поведением.

В основе «эпидемии» словесной агрессии лежит свойственный для современного российского социума мотив зависти к более успешным индивидам. Такова изнанка виртуальной социализации, ведущего мотива пользователей соц. медиа - стремления к самовыражению и самопродвижению, привлечению публичного внимания к собственной личности.

Проблема агрессивности в сети - заключается в ее связи со множеством разнородных дисциплин. В основу метода решения данной задачи положен системный анализ и комплексный подход, позволяющие определить главные элементы среди множества взаимосвязанных факторов с целью выявления и осознания основного противоречия указанной проблемы.

Интернет-общение принимает форму агрессивного, негативного диалога, по стольку, поскольку сама конфликтная ситуация в большинстве не обременяется последствиями, а лишь служит фактором разрядки, либо самоутверждения коммуникантов за счёт унижения друг друга, обесценивания интересов, ценностей и норм оппонента. Именно этим обусловлена необходимость изучения коммуникативного поведения пользователей Сети представителями различных дисциплин.

Список литературы

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.

Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2000.

Биккулов, А.С. Интернет как средство массовой коммуникации. СПб., 2003

Бутовская М.Л. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов человека. // Общественные науки и современность - 1998.

Быкова О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия: Материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вестник Российской риторической ассоциации. - Вып. 8. - Красноярск, 1999.

Воронцова Т.А. Речевая агрессия в публичной коммуникации // П Международный конгресс исследователей русского языка. Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

Гриншпуя И.Б. Введение в психологию. - М.: Институт практической психологии, 1996.

Жичкина, А.Е., Белинская, Е.П. Стратегии самопрезентации и их связь с реальной идентичностью // Флогистон: Психология из первых рук. 1999.

Интернет-агенство арт веб медия. Глоссарий и словарь интернет терминологий.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

Комиссаренко C.C. Интернет-пространство как коммуникативная среда диалога культур

Ломакин П.А. Аськи, Ирки, чаты и другие пейджинговые программы Интернета. М., 2003

Радкевич А.Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества: автореф. дис. канд. соц. наук. М., 2009.

Сковородников А.П. Языковое насилие в современной российской прессе

Темиргазина З.К. Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике. Павлодар, 2002

Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001

Чванова О.А. Психология вампиризма. М., 2008.

Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2006

19. FAQ Trolls. URL: #"justify">20. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Дашков и К, 2009 г. - С. 591