Эссе воспитателя детского сада. Мое педагогическое кредо

Мое педагогическое кредо:

Нам каждый год встречать и провожать
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать
И с каждым мигом становиться чище, лучше.


Где бы я не работала, я не получала такого удовлетворения от работы, как в школе. Школа - самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг - это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик - это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями. Если перестал удивлять - сдавайся. Сдавай свои вещи в музей и иди на покой. В этой стране ты уже никому не нужен. Ведь это - особая страна. Это - школа.

И я тороплюсь. Я хочу. Я хочу быть жадным до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу обрушиться всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Хочу быть искренним, искренним с собой, с другом, с близким, с далеким. Хочу быть отзывчивым. Чтобы не пройти рядом с чужой болью. И для этого я прошу у неба здоровья, терпения, мужества и стойкости. В той жизни, которую я выбрала сегодня, их надо много. Очень много.

Конечно, главные жители этой страны - это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.

Вот уже четвертый год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».

Изучая педагогику, я поняла, что это очень интересная наука. Я хочу выяснить, в чем главное предназначение учителя? Могу ли я научить моих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них?

Думаю, да, если буду ясно представлять себе, кто такой учитель и стану им в полном смысле этого слова.

В моем понимании учитель - человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла в школу. И в моем сознании постепенно вырисовывается модель значимых качеств учителя.

В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальш будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним - второй мой принцип.

Следующий принцип - это принцип организации на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятия которых формируется духовная культура человека.

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка - четвертый принцип комфортности обучения и воспитания.

Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Если после звонка ребята со мной, а не бегут «сломя голову» в коридор, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит я смогла их заинтересовать, значит у меня получилось. Умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической философии.

Шестой принцип - формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в школе, в университете, о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках. Ученику интересно все то, что затрагивает его чувственно-эмоциональную сферу, вызывает тревогу, волнение и переживание.

Седьмой принцип - сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание - каждому, ждущему - похвала, мыслящему - радость от общего успеха. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит есть оно - сотрудничество. Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания.

Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.

Я преподаю информатику. Информатика и ИКТ тесно связаны с различными дисциплинами. Это, прежде всего, сбор информации: поиск в различных источниках, экспериментальная деятельность, в дальнейшем анализ, синтез: моделирование процессов, происходящих в реальном мире, представление собранной информации. Информационные технологии в настоящий момент настолько разнообразны, что их широкие возможности незаменимы для обработки данных в любом из направлений профессиональной деятельности человека.

Большинство представителей юного поколения воспринимают компьютер как неотъемлемую часть своего досуга. Деятельность, связанная с использованием компьютера, вызывает интерес и положительные эмоции. И если удается эту деятельность направить в русло познания и творчества, то рост мотивации к обучению обеспечен. Поэтому я считаю, что мое предназначение, как учителя информатики, это воспитать функционально грамотную личность, готовую жить, учиться и работать в современном информационном обществе, выявить и развить детей, чья дальнейшая профессиональная деятельность может быть связана с применением компьютерных технологий.

Для успешного достижения этих целей и применяю различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей класса, групп и отдельного ребенка.

И снова звенит звонок, что урок окончен. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя - найти эти изюминки.

Сколько будет еще звонков и уроков в моей судьбе?

Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. На пороге новый век. Но каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, учителя - учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:

  • дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
  • содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
  • вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
  • воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
  • стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Я понимаю и принимаю это.

Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? И это неудивительно, ведь мой педагогический стаж невелик. Но что я твердо усвоила за эти годы - это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое - нести любовь и радость».

Звенит звонок, класс замер в ожидании.
Учитель - дети, все в этой паре слов.
Я говорю им: «Здравствуйте, внимание!»
И начинается урок.

Патимат Багомедова
Мое педагогическое эссе

Воспитатель!

Он всегда в дороге, в заботах, в поисках, тревоге –

И никогда покоя нет.

И 100 вопросов на пороге,

И нужно верный дать ответ.

Он сам себя всех строже судит.

Он весь земной, но рвется ввысь.

Не счесть, пожалуй, сколько судеб

С его судьбой переплелись!

Начать свое эссе хочется с заповеди Пифагора. Это он первым придумал слово «философия» , что в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» . «Что есть мудрость?» - спрашивает Пифагор. И сам отвечает : «Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, всё поставь на своём месте. … Сделай начертание жизни твоей и следуй одному неизменно до последней минуты твоего бытия». Для многих из вас и для меня, в том числе, смысл жизни и сама жизнь заключаются в простом слове – «воспитатель» .

Профессия воспитателя это очень нелёгкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог , который со временем, с приобретением опыта становится только мудрее. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением ФГОС в дошкольных учреждениях, для педагогов предоставляется больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при очень большом желании можно достигнуть наибольших высот.

Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей - «своих детей» . Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети» , радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам.

Лично я не работаю воспитателем, я живу воспитателем. Живу для детей. Иногда я думаю : что же побуждает меня каждое утро с радостью вновь и вновь идти на свою работу? Ведь к педагогу детского сада , которому доверяют самое дорогое, что есть у родителей, предъявляются особые и очень серьезные требования. А ответ на мой собственный вопрос прост – это любовь, любовь к детям, любовь к своей профессии.

Воспитатель, должен видеть больше, чем многие другие, уметь применять самые разнообразные знания из различных областей науки, научиться отвечать на тысячи, порой совсем «недетских» вопросов наших детей. Поэтому я никогда не останавливаюсь на достигнутом уровне знаний и всегда повышаю свое профессиональное мастерство, стараюсь идти в ногу со временем. Мне интересно все : занимательные факты и разнообразные знания об окружающем мире, исследования психологов, новые педагогические технологии . И все это помогает мне в моей работе. Свои знания, я передаю детям, чем бы мы с ними не занимались – играли бы, познавали или трудились – я стараюсь проявить внимание ко всем и одновременно к каждому, чтобы ребенок чувствовал себя незаменимой личностью. Ведь педагог детского сада должен быть внимательным к детям, понимать их проблемы, чувствовать их настроение, сопереживать им, быть готовым всегда прийти на помощь и утешить в трудную минуту, а еще нужно быть требовательным и справедливым. Твердо верю, что каждого ребенка можно увлечь, найдя в каждом свое зерно познания, которое увлечет его. И главная задача современного педагога – умение разглядеть в каждом ребенке это познание, направить в нужное русло, развить и совершенствовать. … Ведь в самом начале своей жизни каждый ребенок подобен цветочному бутону - так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно так же и дети, нуждаются в тепле, любви и питании, то есть заботе, для того, чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту, какую Бог вложил в каждого ребенка.

Мой педагогический принцип- помочь ребенку раскрыться, стать активным деятелем способным задавать вопросы и свободно высказывать свое мнение В это время важно выявлять природные задатки каждого ребенка и на их основе развивать те или иные способности, сохраняя индивидуальность. Интересы, потребности детей побуждают меня находить новые методы, приемы и формы работы, которые способствовали наиболее полному раскрытию неповторимого потенциала личности, главными из которых, я считаю, проблемно-поисковый и исследовательский. С их помощью я стараюсь научить детей самостоятельно находить ответы на любые поставленные вопросы, строя работу в форме диалога и направляя деятельность детей в нужное русло.

Тезисы моей педагогической философии предельно просты! Удивляясь – удивлять, увлекаясь – увлекать. Любое познание мира начинается с удивления. Удивление – это эмоции, это интерес к предстоящему делу, это мотив к действию. В моих силах превратить любое детское занятие в удовольствие, нечто удивительное и увлекательное. Недаром говорят «Творчество – вот лучший учитель!» Вырастить человека в полном смысле слова – это значит совершить чудо, и такие чудеса, я, обыкновенный воспитатель стараюсь совершать ежедневно, ежечасно. Ежеминутно. Рассказать, показать, объяснить- этого не достаточно. Важно суметь увлечь и за собой вести каждого ребенка, работать с ним в содружестве и сотворчестве, быть ему во всем примером.

Каждый ребенок уникален. В нем живет и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра чутко реагирует на ложь и несправедливость.

От того, в какой окружающей обстановке находятся дети, во многом зависит и их развитие. Чтобы дети в группе узнавали много нового и интересного, для развития их познавательного интереса, любознательности, творчества, физического развития, воспитателю необходимо создавать развивающую среду. Это то пространство, на котором педагог может применить все свое умение, выразить свое творчество.

Для маленького ребенка все важно в детском саду; и уют в группе, и красота игрушек, и взгляд, и слово воспитателя, и сверстник, даже солнце, которое светит в окно ярче обычного. Прав оказался В. П. Шереметевский в своем высказывании : «Все дело обучения маленьких людей слагается из мелочей. Из всех мелочей незаметно закладывается фундамент, без которого все здание образования и шатко, и валко, и на сторону». Поэтому каждая мелочь, которая каким-либо образом касается ребенка, имеет определенный смысл.

Часто слышу от родителей, как им тяжело с маленькими детьми, сколько нервов они тратят. И здесь воспитатель должен прийти на помощь родителям, которые затрудняются в вопросах воспитания детей, должен стать им другом и советчиком. Готовясь к встрече с родителями, я всегда тщательно продумываю, как сделать ее интересной, познавательной, максимально полезной, «живой» . Я хочу, чтобы родители понимали и знали, что рядом с ними и их ребенком находится надежный и компетентный по всем вопросам педагог .

Я вывела для себя простую формулу : я - это паровоз, а дети мои - вагончики. Если я разовью большую скорость, то хрупкие вагончики могут рассыпаться или между нами потеряется связь. Если я остановлюсь, то все останется, как было, не будет движения, развития. Если я буду двигаться слишком медленно, то мы далеко не уедем, многого не узнаем. Моя главная задача - выбрать такую скорость на этой дороге, чтобы с этими вагончиками продвинуться как можно дальше. И пока я считаю, у меня это получается.

Счастливый ли я человек, выбрав свое дело и этот труд? Да! Я люблю свою профессию, где у меня все получается. Мне приятно общаться с родителями, я с удовольствием делюсь своими идеями с коллегами, я очень люблю мою с ребятами жизнь! Я счастливый человек, потому что с радостью и любовью свои знания, свой опыт, свое сердце отдаю детям! Поэтому, если начать свою жизнь сначала, то я однозначно снова выберу профессию воспитателя.

Общение с детьми – каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост : они открыты и простодушны. Работая с детьми, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание, это значит хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаметным, когда ему нужна помощь и поддержка.

Мне очень нравится восточное изречение : «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит солнце, другое прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход».

Работая воспитателем, я могу сказать – лучше моей профессии нет. Она заставляет забывать все огорчения, обиды, дает ощущение вечной молодости. Подхожу ли я к категории современного воспитателя? Трудно оценить себя, но думаю, что подхожу. Я люблю детей такими, какие они есть. Стараюсь идти в ногу со временем, знакомлюсь с новыми методиками и применяю их в работе. Осваиваю инновационные технологии.

Я нахожусь в постоянном поиске и не даю себе остановиться на достигнутом. Во всем хочется дойти до самой сути, свершать открытия и схватывать нить событий. Я обыкновенный педагог «бессеребренник» , не ждущий от судьбы ни почестей, ни наград. Мое счастье, как любого другого работающего, в том, чтобы увидеть плоды своего нелегкого труда.

Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка —
Всё начинается с любви.

Р. Рожденственский.

Символом веры, основой мировоззрения, стойким убеждением человека является кредо. Кредо означает «верю». Во что же я верю? Я верю в любовь. Воспитатель должен любить детей – без этого его работа не имеет смысла.

Еще А.С.Макаренко отмечал, что «любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает великолепные человеческие ценности».

Спокойные и непоседы, неугомонные и серьезные, вдумчивые и пытливые «почемучки». И к каждому нужен свой подход, свой ключик. Только тогда открывается душа этого маленького человека, появляется доверчивый, открытый взгляд, и малыш посвящает тебя в самые сокровенные тайны…

«Ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью» , – говорил Ф.Э.Дзержинский.

За много лет работы с детьми, я пришла к выводу, что не надо гнаться за детской любовью – она сама тебя найдёт. Секрет детской чистой любви прост: они открыты и простодушны, и для меня лучшая награда – их радостная улыбка и слова: «А Вы завтра будете снова?», или: «Мы с Вами хотим быть!» Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Я – воспитатель! Я понимаю, что на меня возложена большая ответственность: мне доверены детские сердца.

Воспитатель – это человек, который помогает познать окружающий мир, учит детей общаться и радоваться людям, отличать доброе – от злого, прекрасное – от безобразного, учит сострадать, заботиться о близких, мечтать, творить и создавать.

Что миру отдадим мы, то мы и получим,

И горько будет, если не научим

Детей не только буквам всем от А до Ять,

Но и любить, прощать и понимать…

Великий Ф.М.Достоевский говорил: «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства».

Всё вокруг маленького человека должно быть прекрасно, он должен получать только лучшее: лучший уход, лучшее воспитание, лучшие игрушки, лучшее питание, а главное – лучшее общение. Все, что его окружает, должно нести позитивный заряд и положительные эмоции. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы окружающая среда ребёнка не только способствовала его всестороннему развитию, но и радовала его, притягивала своим уютом, теплотой, красотой.

Соответственно, следующим моим убеждением является высказывание Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир».

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать также безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Сохранение и укрепление здоровья детей является важнейшим условием развития и становления его как личности.

И следующее моё убеждение будет озвучено высказыванием Белинского Виссариона Григорьевича: «Без здоровья невозможно и счастье».

Непременным является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил в себя, поверил мне, сохранил уважение и признательность.

Поэтому мои педагогические позиции:

Ребенка надо принимать таким, какой он есть, ведь каждый ребенок индивидуален;

Воспитывать нужно не только словом, но личным примером;

Находить в ребенке хорошее и говорить о его достоинствах.

Итак, следующее убеждение можно сформулировать так: «Ребенок индивидуален, и важно понять и принять его»

Воспитатель – это созидатель, творец, только ему открыто главное сокровище – детские сердца, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.

Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми, а детям – с ним. Поэтому я стараюсь изучать что-то новое в сфере образования, интересуюсь современными приемами и методами, нетрадиционными технологиями. Все новое интересно, это помогает мне в работе.

При этом важно помнить наставления Станиславского Константина Сергеевича: «Трудное сделайте привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным»

И следующее моё убеждение хочу озвучить так: «Творить нужно созидая, гореть – не сгорая».

Итак, своё педагогическое кредо я хочу выразить такими простыми, но важными для воспитателя словами:

Любовь, Красота, Здоровье, Созидание, Понимание!

И невольно рождаются строки:

Всем Любовь необходима,

Красота спасает мир…

Без Здоровья нам никак,

Без Понимания вовсе – мрак.

Без Созидания скучновато,

Так давайте же любить!

Красотой наполним мир,

Будем созидать, творить!

Жить – здоровье укрепляя,

Беречь друг друга, понимая,

Что дети планеты Земля

Есть ценность всего бытия!

Самое прекрасное на свете –

вид ребенка, уверенно идущего

по жизненной дороге,

после того, как вы показали ему путь.

Конфуций

Много лет назад я сделала свой выбор, и считаю его правильным и сейчас. Моя задача – обучать, развивать и воспитывать. Моя цель – обучаться и развиваться. Моё счастье в успехе ученика. Моё педагогическое кредо: «Каждый из нас сам выбирает свой жизненный путь. Кто-то идет наугад, напролом, а кто-то четко ставит перед собой цель и обязательно достигает ее».

«Что такое достижения?» - задумалась я, прежде чем приступить к написанию эссе. Не правда ли, странно? Такое простое слово. В моей голове сразу стали складываться варианты значений этого слова. Заглянув в толковый словарь В.И. Даля, где в одном ряду стояли слова «иду», «поднимаюсь», «достичь», «достигать», «успех». Как оказалось, глагол достигать имел следующие значения:

1) настигать, нагонять, догонять;

2) дойти, доехать, прибыть куда;

3) добиваться, добиться чего, дойти стараньем;

4) помогать, способствовать, приносить пользу;

5) доживать до чего, доходить путем жизни.

«Удивительно!», - подумала я, - «Как точно значения этого слова отражают все (или почти все) функции педагога!».

Проанализировав значения глагола «достигать», можно сказать, что «достижение» означает процесс действия, в котором человек добивается положительного результата в работе старанием.

Но это общее значение, которое я вывела, используя словарь, а что можно считать достижениями в моей деятельности? С чего начинается успех?

Моя формула направлена на создание у ребенка настроя на преодоление трудностей. Каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Это поможет ему быть доброжелательным, радостным, счастливым, более открытым людям… Я каждый день кропотливо создаю своим ученикам ситуацию успеха, даю им возможность пережить радость успеха, стараюсь сделать их счастливыми.

Талант плюс трудолюбие плюс творчество –

Вот формула успеха педагога.

И с ней, мне в это верить хочется,

К вершинам приведёт всех нас дорога.

Учитель, сам не уставай учиться,

Ведь в жизни совершенству нет предела!

Иду вперёд, покой мне только снится.

Лишь только бы душа не оскудела.

Секрет успеха так же прост от века:

Трудись, твори, прокладывай свой путь!

Выращивая Человека,

Учитель, сам ты человеком будь!

На уроках я не только улыбаюсь, еще я требовательная, строгая, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приемов разных педагогических технологий.

Кардинальная идея современной школы – поступательное движение, диалектика развития. Развиваться должен не только ученик, но и учитель. Сегодня, когда перед современным школьным образованием стоят масштабные задачи модернизации и инновационного развития, в том числе связанные с введением новых образовательных стандартов, значительно расширяется сфера действия и назначение педагога. В условиях предъявления требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, предметным, метапредметным), в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и государства в образовательной сфере я осознаю, что должна дать детям больше, чем просто знания, сформировать больше, чем просто умения и навыки. Я должна суметь сформировать личность ученика, способного к личностному самоопределению, мотивированного к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.

Что для этого требуется? Находиться в постоянном творческом поиске содержания, приемов, методик и технологий обучения. В моем педагогическом арсенале системно-деятельностный подход, технологии критического мышления и групповой деятельности, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, дифференцированный подход, методы проблемного обучения, поисковой и исследовательской деятельности. Моя стратегическая цель – помочь ученику найти себя в жизни. Моя цель как учителя-словесника – раскрыть привлекательные стороны языка, показать его красоту и стройность, научить решать жизненно важные задачи, добиться качественного результата освоения учащимися учебного материала. Мои педагогические аксиомы просты: «Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю. Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве. Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь».

Вторая идея современного образовательного процесса – единение. Единение с теми, кто верит в тебя, для кого ты не просто учитель, но еще и старший товарищ, друг, помощник, член команды. Поэтому задачу педагога вижу и в создании условий для личностного роста ребенка.

Воспитывающую деятельность строю на базовых человеческих ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа и человечество), которые направлены на развитие и воспитание компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях народа.

Важным также считаю формирование готовности обучающихся к выбору направлений профессиональной деятельности с учетом личных интересов и потребностей рынка труда.

Третья идея школы – формула успеха: Закон пяти «С»: Содружество, Сотрудничество, Сопереживание, Совершенствование, Самореализация. И здесь аксиомы просты, а значит, вечны: воспитание через личный пример, милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка. Условиями успеха считаю дифференцированный подход к обучению и воспитанию, учет личностных сфер и опору на сильные стороны ученика.

В своей педагогической деятельности учителю большое внимание приходится уделять вопросам социализации личности школьника, его адаптированности к современным условиям. Самоопределение, улучшение духовного и нравственного климата, пропаганда здорового образа жизни, сохранение культурных и национальных традиций, воспитание гражданских идеалов – вот наиболее важные направления в воспитании молодого поколения. Одним из ведущих методов социализации учащихся на сегодня считаю и успешно применяю метод социального проектирования. Использование в процессе обучения и воспитания данной педагогической технологии дает возможность учащимся самосовершенствоваться, развивать свой внутренний мир, поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой. А самое важное, предоставляет учащимся самим оценить себя, включится в мир проблем, которые стоят перед нашим обществом, проявить независимость, самостоятельность, отстаивать собственную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности. Социальное проектирование позволяет познать доброту в реальной жизни, воспитать в себе честность, милосердие и другие важные качества личности.
Уверена, что настоящий учитель должен обладать высокой педагогической культурой. Эта характеристика его личности, отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с эффективным взаимодействием педагога с учениками. Считаю, что без такого взаимодействия, без обладания им учителем, педагогическая практика оказывается малоэффективной и бессмысленной. Педагогическое мастерство парализуется, если учитель лишен таких черт характера как любовь к детям, уважение их личного достоинства, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность.

Переосмысливая свой педагогический опыт, могу сказать, что быть учителем сегодня нелегко. Нужно обладать базовыми педагогическими компетентностями, быть готовым к разрешению педагогических ситуаций, к системному обновлению системы образования (обновлению содержания образования, технологий, систем оценивания, управления и финансирования). Кроме того, нужно быть интересной и увлекающейся личностью и идти в ногу со временем. Я стараюсь соответствовать всем эти требованиям, профессионально развиваюсь: осваиваю новое, использую опыт коллег, делюсь своим опытом, ведь профессионалами не рождаются – ими становятся. «Так что же такое достижения, успех?», - еще раз задаю я себе вопрос. Титулы, звания, категории? Думаю, это всего лишь следствие. Успех складывается из своеобразных маленьких кирпичиков, направлений работы с педагогами, родителями и детьми. Достижения для меня – это возможность видеть расправленные плечи родителей и счастливые улыбки детей при расставании с педагогом.

Моей профессии можно только позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает не прост. На педагогическом пути тоже иного трудностей и препятствий. Много новых задумок, главное, не останавливаться на достигнутом, а идти вперед несмотря ни на что, в ногу со временем! Поэтому, наверное, я продолжаю учиться, осваивать новейшие технологии и делать свое будущее!

МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО.

Сколько помнят себя люди, всегда был среди них Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Тёплые лучи учительского сердца греют душу каждого ребёнка, подростка. «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – его радость, беду, несчастье, горе» - писал В.А. Сухомлинский. Я считаю, что настоящий преподаватель это тот, кто несёт в себе не только знания, но и доброту в сердце. Это тот, кто чувствует любое неблагополучие своего ученика. Настоящий преподаватель сопереживает вместе с учеником его ученическую радость открытия. У В.О. Ключевского есть такие строки: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь и любить тех, кому преподаёшь».

Я стараюсь организовать свою работу так, чтобы ученик поверил в свои силы, считал себя способным и верил, что его правильно поймут всегда, в любой ситуации. Я стараюсь поддержать ученика потерпевшего неудач, подбодрить его, обязательно похвалить его, обязательно похвалить даже за незначительное продвижение вперёд, даже за попытку изменить что- либо в лучшую сторону.

Американский психолог Д. Карнеги писал: «Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, и люди будут хранить в памяти ваши слова, дорожить ими и повторять их через много лет, после того, как вы их уже забудете». Характер подростков ещё только формируется и всё положительное в их поведении нуждается в словесном подкреплении. Слова одобрения усиливают чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту. Ученик будет ещё больше стараться, чтобы сохранить и усилить всё то, за что его хвалили.

«Секрет обучения заключается в уважении к ученику»- говорил Д. Эмирсон. Поэтому в ученике прежде всего надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усвоить и усваивать. Именно педагог должен научить детей научиться детей не потеряться в жизни, не бежать от трудностей. Не отчаиваться при неудачах, а верить в то, что в любых ситуациях мы приобретаем неоценимый опыт жизни, духовно становимся богаче. Именно педагог должен сеять в души своих учеников семя доброты, милосердия, умения сопереживать. Педагог должен помочь ученикам отличать хорошее от плохого, прекрасное от уродливого, благородное от пошлого в любом явлении жизни.

Я считаю, что надо доверять детям, уметь им прощать, потому что они ещё дети, а педагог житейски более мудрый человек. Ум преподавателя должен не подавлять, а вести, освещать дорогу. Педагог должен видеть в подростке личность, быть предельно честным и справедливым, ведь у подростков обострённое чувство справедливости.

Я знаю, хороший преподаватель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим. От того, что передаёт педагог своим ученикам, какие струны их души он сумеет затронуть, во многом зависит будущее нашего общества.

В своей работе я учитываю способности и возможности каждого ученика, осуществляю дифференцированный подход в обучении.

Каждый урок стремлюсь сделать интересным, увлекательным. На уроке применяю ролевые игры, игровые моменты, нестандартные формы урока, наглядность. Применяю принцип положительного эмоционального фона обучения.

В педагогической деятельности мне близки правила, которые предлагает В.С. Грехнев:

1. Слова не должны расходиться с делом.

2. Быть требовательным к себе и окружающим во всём, что касается учёбы и воспитания.

3. В любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности, а главное о святости дела, которому служишь.

4. Только предельное терпение, настойчивость и внимание смогут помочь с честью решить поставленные задачи.

5.Надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику, если что-то не получается или получается плохо.

Я уверена, что мастерство преподавателя- это не случайная удача, а систематический, кропотливый поиск и труд. День за днём он ведёт своих учеников по тропе знаний, по которой они познают себя, окружающий мир, жизнь в целом. И если после звонка учащиеся не спешат уходить из кабинета, или уходят с улыбкой- я считаю, это один из показателей успешного урока.

В. Ревич писал: «В каждом человеке есть задатки красоты, добра и таланта, и надо только суметь их обнаружить».

Своей задачей я считаю обнаружить их у каждого ученика, не умалять, не унижать достоинство подростка, сделать его своим единомышленником, разбудить его мысль, дать ему всесторонние знания, чтобы он мог гордиться собой. Я учу его замечать и радоваться успехам друзей, чувствовать чужую боль и помогать тем, кому нужна поддержка. Я хочу, чтобы из нашего образовательного учреждения выходили настоящие люди: люди высокообразованные, профессионально подготовленные, люди с большим сердцем и широкой душой и чтобы о каждом их них можно было сказать «Это Человек с большой буквы».