Дневник андрея кураева. Забыть кураева

В абсолютно всех сферах жизни человечества есть люди, деятельность которых у одних вызывает уважение порой даже восхищение, а других недовольство, граничащее очень часто с ненавистью. Не секрет, что особо сложные отношения возникают в религиозной среде, где любовь и почет сегодня-завтра могут трансформироваться в обвинения в неблаговидной деятельности и разжигании конфликтов. Одним из таких противоречивых, но при этом весьма колоритных персонажей современности является Андрей Вячеславович Кураев - хорошо известный церковнослужитель Русской православной церкви. О его жизни, работе и творчестве мы и поговорим максимально подробно в статье.

Появление на свет и семья

Биография Андрея Кураева гласит, что родился он в Москве 15 февраля 1963 года. Несколько лет своего детства мальчик прожил в столице Чехии, где на тот момент трудились его отец и мать. Кстати, стоит заметить, что все они были неверующими. Отец нашего героя, Вячеслав, трудился на должности секретаря Петра Федосеева, который был известным ученым Академии наук СССР. Мать же будущего церковника была сотрудником сектора в Институте философии АН СССР.

Ранние годы жизни

Нынешний протодиакон Русской православной церкви Кураев в детские годы воспитывался атеистом, что и не удивительно, ведь в советские времена верующих в бога людей было крайне мало, и практически все они подвергались гонениям. Если же молодой человек позиционировал себя как православный, то он вполне мог испытывать проблемы как с поступлением в вуз, так и последующим трудоустройством.

Будучи школьником, Андрей Вячеславович Кураев выпускал настенную газету со звучным названием «Атеист», в которой он последовательно объяснял свою позицию.

Получение высшего образования и приход к вере

В 1979 году Андрей Кураев, отзывы о котором будут приведены ниже в статье, стал студентом философского факультета МГУ. А уже буквально через три года молодой человек принял окончательное решение креститься и 29 ноября 1982 года свершил таинство в храме Как позже признался сам священник, на сей шаг его подвигло знакомство с творчеством Достоевского, а именно прочтение романа «Братья Карамазовы».

Само собой, что от такого шага семья Андрея Кураева находилась в абсолютном шоке. В один прекрасный день родители пришли домой и увидели, как их отпрыск читает Евангелие. После этого все надежды отца на блестящую собственную карьеру и светлое будущее сына можно было смело похоронить. Уговоры не дали никаких результатов, а мужчина вначале лишился престижной командировки во Францию, а чуть позже и вовсе был уволен. Несмотря на все сложности в семье, никакого существенного разлада между родителями и Андреем все же не случилось.

В 1984 году Кураев оканчивает обучение в МГУ, причем он получил за свои достижения красный диплом. Руководителем его научной работы в вузе был Кирилл Никонов. После этого Андрей поступил в аспирантуру по направлению зарубежной философии, но так и не окончил ее.

Учеба в духовных учебных заведениях

В 1985 году Кураев занимает должность секретаря Московской духовной академии. Параллельно он стал углубленно постигать азы религии в духовной семинарии, однако уже в 1986 году в ней произошел серьезный пожар. Андрей был вынужден пойти трудиться на стройку, где проработал до момента, когда здание полностью восстановили, и ректор семинарии вновь позвал его учиться обратно. Выпустился из семинарии Кураев только в 1988 году.

Робкие шаги

Первые публикации на тему богословия Андрей Вячеславович осуществил еще в 1988 году. При этом изначально он взял себе псевдоним Андрей Пригорин, а его труды печатались в журнале под названием «Выбор». Под настоящим именем духовник издавался в «Московских новостях» и в «Вопросах философии».

В период 1988-1990 годов мужчина проходил обучение в стенах Бухарестского университета на кафедре православного богословия. Стоит заметить, что на учебу в этот вуз он попал благодаря победе на открытом диспуте в Коломенском педагогическом институте, где смог безоговорочно обойти закоренелых атеистов.

Получение церковного сана

8 июля 1990 года стало для Кураева в некоторой степени историческим. Именно тогда в Патриаршем соборе в Бухаресте он был рукоположен патриархом Феоктистом в чин диакона.

После этого Андрей вернулся в Россию и до 1993 года был личным референтом патриарха Алексия Второго.

Повышение квалификации

В 1994 году Андрей Кураев, православие для которого стало делом всей его жизни, стал кандидатом философских наук благодаря успешной защите диссертации на базе Института философии РАН. Его научным руководителем в этом деле был Павел Гуревич. А еще через год церковник стал кандидатом богословия, отстояв свой труд под названием «Традиция. Догмат. Обряд» в Московской духовной академии. В 1996 году Второй назначил Кураева профессором богословия по рекомендации ученого совета РПУ.

Преподавательская деятельность

В 1993-1996 годах богослов Андрей Кураев занимал должность декана факультета философии в Российском православном университете святого Иоанна Богослова. Как теперь вспоминает сам служитель, он был не просто деканом, а одним из основателей этого престижного ныне вуза. Также в учебное заведение приглашали всемирно известных и уважаемых профессоров, которые читали лекции студентам. Их с удовольствием слушал и сам Кураев.

На протяжении двадцати лет (1993-2013) церковник был сотрудником Московской духовной академии и семинарии. Кроме того, он руководил кафедрой апологетики и богословия в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Признание коллегами

В марте 2002 года Кураева на основании решения Синода включили в редакционную коллегию сборника, получившего название «Богословские труды». В декабре 2004 года он стал членом Синодальной богословской комиссии. А в последний мартовский день 2009 года его зачислили в ряды Церковно-общественного совета, курирующего вопросы защиты от алкогольной угрозы. Также профессор входил в экспертно-консультационный совет, занимающийся проблемами свободы совести, который функционировал на базе Комитета Госдумы РФ по делам религиозных объединений и различных общественных организаций.

Очень часто многие люди сегодня задают вопрос: «Где служит Андрей Кураев?» Достоверно известно, что до конца 2007 года он выполнял возложенные на него церковные обязанности в храме Рождества Иоанна Предтечи (Пресня, Москва), а после перешел в храм Архангела Михаила (Тропарево).

Шаг наверх

Протодиакон Андрей Кураев получил свой нынешний сан во время проведения литургии в стенах Исаакиевского собора 5 апреля 2009 года, которой руководил лично патриарх Кирилл. Наш герой был возвышен благодаря его активной и продуктивной работе с молодым поколением и рьяному миссионерству.

Кинолента

В ноябре 2007 года на базе тульской православной студии «Свет» режиссер Валерий Отставных, являющийся также религиоведом и сотрудником миссионерского отдела областной епархии, снял фильм под названием «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева». С учетом всех технических нюансов киноработа в итоге вышла на экраны лишь спустя полтора года.

Проблемы

30 декабря 2013 года произошло событие, из-за которого многие посчитали, что Андрея Кураева отлучили от церкви. Причиной послужила новость о том, что духовника исключили из состава преподавателей и профессоров академии за довольно эпатажное поведение, а также провокационную работу в средствах массовой информации и интернет-пространстве (в блогах). Сам же церковник высказал свое возмущение по этому поводу и связал эту «атаку» на него со стороны своих руководителей с тем, что он выставил на всеобщее обозрение скандал, произошедший в Казанской духовной семинарии, на котором стоит остановиться детальнее.

В декабре все того же 2013 года в Казанское духовное учебное заведение прибыла специальная инспекция с протоиереем во главе. Такое пристальное внимание со стороны Учебного комитета РПЦ возникло к семинарии неспроста: многие студенты жаловались на домогательства сексуального характера со стороны ректора и других наставников. Как сказал по этому поводу протодиакон Андрей Кураев, молодые люди активно подтверждали все имеющиеся факты содомии перед приехавшей комиссией, молчали лишь несколько человек с пятого курса. В конечном счете увольнению подверглись проректор и пресс-секретарь игумен Кирилл.

Протодиакон Андрей Кураев, рассуждая на тему случившегося в Казани, в одном из своих интервью сказал, что подавляющее большинство церковнослужителей в России - это абсолютно нормальные, адекватные люди. Несмотря на то что в стране живет очень много монахов, даже среди этих добровольных затворников нет каких-либо проявлений гомосексуальных наклонностей. Однако, к огромному сожалению, есть некоторая группа церковно-офисных сотрудников, которая стала пользоваться своей властью и возможностями, забывая, для чего они вообще служат и на что они призваны изначально. При этом, рассуждая на тему о том, что его отлучили от церкви, Андрей Кураев сказал, что не боится быть выброшенным из лона православия, так как, опираясь на историю, он абсолютно уверен, что даже после потенциально возможного отлучения его неизменно восстановит уже следующий патриарх.

Кроме того, Кураев считает, что дополнительным фактором нападок на него можно считать факт его выступлений в защиту нашумевшей в России панк-группы Pussy Riot. Она «прославилась» тем, что пыталась выступить в стенах Богоявленского собора и храме Христа Спасителя.

Мнение об исламе

Осенью 2004 года протодиакон Андрей Кураев стал единоличным автором статьи в газету «Известия». И хотя в ней он признал, что стратегически теракты планируются от имени ислама в западных государствах, все же напрямую церковник указал на полную ответственность непосредственно самого религиозного течения за увеличение террористических атак. Кураев считает: различные призывы с экранов телевидения и газетных страниц о том, что терроризм не имеет религии и национальности, абсолютно беспочвенны. В качестве аргументов говорит о том, что не буддисты захватывают школы, не даосы взрывают самолеты, не христиане берут людей в заложники. Также Кураев акцентирует внимание людей на том, что терроризм - это в некоторой степени следствие весьма искаженного понимания именно Корана, а не какой-либо другой книги. Причем авторами этих искажений являются очень образованные исламские мужи, а не безграмотные арабы. Но самое главное, по мнению Андрея, это то, что значительная часть всего мусульманского мира не считает террористов мерзавцами, а причисляет их к героям и очень часто пытается им в некоторой степени подражать.

Свою нелюбовь к исламу духовник проявил и в одной из его обителей - Крыму. В 2006 году лекции Андрея Кураева на этом полуострове был направлены на то, что необходимо противодействовать крайне радикальной политике меджлиса - этнического парламента крымских татар.

Отношение к ЛГБТ-сообществу

Церковник является ярым критиком гомосексуализма. Многие книги Андрея Кураева, в том числе и «Церковь в мире людей», сигнализируют верующим о том, что терпимость к гомосексуальным контактам - это своего рода прикрытие для «нападения на традиционную семью христиан». Кроме того, в одной из своих бесед с журналистами Андрей Вячеславович уравнял гомосексуализм и наркоманию, назвав жалость к этим грехам «предвестниками смерти». В 2007 году герой статьи заявил, что церковь просто обязана помогать тем геям, которые признают свою слабость и греховность. В то же время нераскаявшихся мужеложцев Кураев вообще назвал «мерзавцами».

В начале 2008 года Андрей сделал обращение к действующему на тот момент президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву с призывом дать максимально объективную оценку ряду новогодних программ, вышедших на канале НТВ, где якобы было очень много «гомосексуальных жестов» и полуобнаженных девушек. При этом Кураев подчеркнул, что если обращение не будет рассмотрено и не будет дан официальный ответ, то такая позиция власти будет расценена как желание руководителей страны растлевать молодежь и пропагандировать гомосексуализм.

В 2012 году возник масштабный общественный резонанс по причине предложения, вынесенного Кураевым. Все дело в том, что духовник хотел сорвать запланированный концерт американской поп-певицы Мадонны в Санкт-Петербурге, на котором эта всемирно известная женщина хотела высказать свое возмущение и недовольство законом против пропаганды гомосексуальных взаимоотношений. Давая ответ на вопрос одного из российских депутатов о том, как же поступить жителям Северной Пальмиры, Андрей произнес краткую речь: «Нормальный человек в таких ситуациях берет телефон и совершает звонок в ФСБ, говоря правоохранителям, что кто-то где-то заложил взрывчатку».

Словесные баталии с Лолитой Милявской

Чем же еще отличился работник РПЦ? Андрей Кураев также отличился еще и тем, что после рождения у Филиппа Киркорова дочери от суррогатной матери он потребовал отлучить народного артиста России от церкви. Духовник, описывая свое видение ситуации, объяснил, что суть данного вопроса не в суррогатном материнстве как таковом и не в позиции Церкви по данной ситуации, а основной момент заключается в вопросе достоинства человека. Проще говоря, если ты покупаешь или продаешь ребенка, то будь готов к тому, что через некоторое время и тебя точно также смогут либо продать, либо выкупить.

Свое мнение Кураев рьяно отстаивал в рамках телевизионной программы под названием «Поединок» 26 апреля 2012 года, где ему оппонировала Лолита Милявская. Кстати, справедливости ради стоит отметить, что победителем в этом споре оказался именно представитель православной церкви.

Украинская тема

Некоторые лекции Андрея Кураева и его интервью по теме политической ситуации на Украине всегда вызывали бурную реакцию в обществе. Например, 29 марта 2014 года духовник последовательно в девяти пунктах изложил свое видение ситуации о присоединении Россией полуострова. В результате своих мыслей и анализа ситуации Кураев пришел к печальному выводу, что Российская Федерация все-таки больше теряет из-за подобного конфликта, а не приобретает. Стоит ли говорить, что такое мнение церковника является по своей сути оппозиционным и не добавляет авторитета Андрею на территории страны.

Также крайне негативно отозвался Кураев и о молчании патриарха Кирилла о ситуации с Крымом, однако впоследствии Андрей Вячеславович уже в позитивном ключе отозвался о главном лице Русской православной церкви, отмечая, что тот находится под жестким давлением со стороны московской элиты.

Признание

Несмотря на громкие скандалы, за свою бурную во многих отношениях жизнь церковник был награжден следующими отличительными знаками:


О царе и кино

В 2017 году в России произошел скандал на почве выхода на экраны фильма «Матильда». Многие православные активисты посчитали, что кинолента является богохульной и выставляет последнего российского самодержца в негативном свете. Однако Кураев отмечает, что, по его мнению, в этой работе нет ничего такого, что могло бы очернить Николая Второго. Он считает, что все мы должны помнить причисленного к лику святых царя как великомученика, а не как обычного человека, имеющего грехи молодости и юности. Особое внимание духовник акцентировал на том, что Николай не совершил брачной измены.

Личное

Кто же дети Андрея Кураева? Это вопрос сегодня интересует большое количество людей. На него сам церковный деятель отвечает, что у него нет никаких кровных сыновей и дочерей. При этом благодаря своим многочисленным странствиям он встречается с обычными людьми, военнослужащими, заключенными в тюрьмах, студентами, учениками школ. При этом церковник всех их считает в некоторой степени своими отпрысками, хоть и духовными.

В заключение хотелось бы сказать о том, что можно как угодно относиться к герою статьи, однако никак нельзя отметить тот факт, что он все же является полноценным христианином, который пытается призвать общество одуматься и жить по законам Божьим.

Как подло и низко ведет себя о.Андрей Кураев в последнее время.

Не буду вновь говорить о его симпатиях к Болотному митингу и оппозиции, не хочу повторяться о его " сказочном" восприятии выступления скандальной панк-группы в Храме Христа Спасителя и даже не стану напоминать о выворачивании о.Кураевым наизнанку правды, когда вина богохульниц в одночасье превратилась с какого-то перепугу в вину христиан.

Скажу про иное, что раньше лишь смутно и вскользь обращало мое внимание, но я надеялась(и даже была уверена), что это всего лишь мои личные подозрения.

Я читаю блог о.Кураева с самого его открытия и хорошо помню, что любые наглые и оскорбительные реплики в адрес Церкви и Святейшего Патриарха удалялись раньше о.Андреем моментально.
Но вот уже примерно год, как я стала обращать внимание на то, что ругать Патриарха Кирилла, называть его " Гундяеем" и что-то подобное в ЖЖ о.Андрея считается допустимым.
Никаких комментариев, например, по поводу оскорбления Дмитрием Быковым в его статье " Толоконные лбы" Святейшего Патриарха - со стороны Кураева не последовало, хотя я обращалась с этим вопросом и к нему в личку, и в блоге.
При перепосте о.Андреем хамского фельетона про " Зуб медведя Серафима Саровского" мне также показалось, что ирония была направлена не только на людей, стоявших к Поясу Богородицы в те дни, но и на Святейшего Патриарха.
Фраза Кураева о бестактности, обращенная к выступлению Патриарха Кирилла на встрече с Путиным, лишила меня надежды на то, что я ошибалась в своих догадках.
А указание Кураева на " Эхе Москвы" о том, когда и как должен говорить Патриарх о хулиганской выходке панк-группы, это ли не наглость?

И вот на днях была поставлена последняя точка, отброшены все сомнения. Я не считаю, что человек, именующий себя миссионером, умеющий ладно и складно читать лекции о Православии и Церкви, носящий сан протодиакона Русской Православной Церкви имеет право так по хамски отзываться о Патриархе да еще и на просторах интернета, а не на собственной кухне в Москве.

О чем я?
А вот, о чем.

Многие знают(или догадываются), что у о.Андрея есть в ЖЖ двойники(клоны) - им же созданные аккуанты, которые он использует часто для комментариев как в своем блоге, так и в чужих.
Я знаю точно о двух из нескольких таких клонов Кураева.
О ком чаще идет речь в их комментариях? Конечно же, о самом себе любимом.
Само по себе - это не плохо и не хорошо. Любой человек имеет право, вероятно, создавать свои клоны-блоги. И я бы не стала сейчас об этом говорить, но о.Кураев переступил черту.

В последние дни один из его клонов распространил информацию о том, что Кураева в понедельник 12 марта будут разбирать на ученом совете в Московской Духовной Академии. Замечу, что настоящий порядочный мужчина об этом кудахтать, как испугавшийся петух, не стал бы. Или сказал бы, но честно и открыто в своем основном блоге. Но о.Андрей привык действовать иначе(кругами, да полями с болотами), вызывая ажиотаж-психоз публики и потом за этим же наблюдая.

Но и это - пол-беды. Этот же клон о.Андрея выдал 8 марта такой перл, которым я лично возмущена до предела. И не желаю об этом молчать.
В теме о статье В.Р.Легойды Кураев комментирует, прячась за спину своего двойника, так:

" Слова Легойды лукавы. Именно церковь требует расправы и именно его святейший шеф требует расправы и над девушками и даже над Кураевым."

ЭТО ЧТО ТАКОЕ, ОТЕЦ АНДРЕЙ?
Итак, у Вас Легойда - лукав, Церковь требует расправы(заметьте, именно расправы, а не законного решения суда!), Святейший Патриарх называется Кураевым - " святейшим шефом", а разбор слов и поступков блинопёка Кураева сам Кураев акцентирует словом " ДАЖЕ"!
О, Боже, как посмели в Московской Духовной Академии, как посмел Святейший Патриарх прикасаться к этой священной корове?! А откуда у Вас информация, что Святейший требует над Вами расправы? А? Незнайка с луны донес или еще какая иуда придумала?

Отец Андрей,
Вы переступили черту и Ваши гаденькие и подлые выверты за спиной Ваших клонов - мерзки.
Что бы Вы не говорили, стараясь(по-Вашему) соответствовать Евангелию, подобное Ваше поведение вызывает лишь презрение и неприязнь к Вам, как к человеку непорядочному и лживому.
За свои слова и поступки надо уметь отвечать, если уж извиняться Вы за долгие годы так и не научились.

Храни Господь Святейшего Патриарха Кирилла!

Диакон Андрей Вячеславович Кураев – священнослужитель, философ, богослов и общественный деятель, он оппозиционно настроен ко многим инициативам РПЦ, за что получил негласное прозвище «либерала от РПЦ». Он придерживается позиции о необходимости просветительской деятельности среди молодежи, также известен как разоблачитель гомосексуализма среди священников РПЦ.

Детство и юношеские годы

Будущий религиозный деятель родился 15 февраля 1963 года в Москве, семье убежденных атеистов. Отец, Вячеслав Иванович, известный советский ученый-философ, был личным помощником академика Петра Федосеева, видного идеолога КПСС. Мать, Вера Трофимовна, преподавала материальную диалектику в АН СССР.


Мальчику с ранних лет внушалось, что бога не существует, а жизнь на земле возникла согласно общепринятой теории Дарвина. Андрюша рос обычным советским школьником, хорошо учился, много читал, был редактором стенгазеты «Атеист» и образцовым пионером и комсомольцем.

Окончив школу в 1979 году, он решил пойти по стопам родителей и поступил в главный университет страны на кафедру научного атеизма. В МГУ Кураев зарекомендовал себя талантливым студентом, ему прочили прекрасную карьеру и престижное место преподавателя в будущем. Никто и не догадывался, что в душе Андрея вера в бога уже давно вытеснила основные догмы марксизма-ленинизма.


Тайное стало явным, когда родители случайно застали сына с богословскими писаниями в руках. Отпираться было бессмысленно, и юноша признался, что верует, собирается креститься и хочет поступать в духовную семинарию. Родители пытались всячески переубедить сына и не портить карьеру ни себе, ни отцу, однако молодой человек был непреклонен. На семейном совете был достигнут компромисс, в результате которого Андрей 29 ноября 1982 года принял крещение в стенах храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, а окончив МГУ с красным дипломом в 1984 году, поступил в столичную духовную семинарию (МДА).

Из-за этого Вячеславу Ивановичу запретили выезжать в заграничные командировки и уволили с должности референта партийного чиновника. Однако эти события не повлияли на отношения в семье, родители с пониманием отнеслись к выбору сына и всячески поддерживали его на протяжении всей жизни.

Карьера в РПЦ

Еще во время учебы в семинарии Кураев стал писать статьи и публиковать их в журнале «Вопросы философии». Участвовал в религиозных диспутах, на которых яростно отстаивал свои убеждения. В 1988 году он окончил МДА и поступил на богословский факультет Бухарестского университета и там же, в Румынии, получил сан дьякона с величайшего благословения патриарха Феоктиста. В университете он учился до 1990 года, но не окончил его.


Вернувшись в Москву, Кураев три года проработал личным секретарем патриарха Алексия, параллельно читая лекции по православию в МГУ на факультете журналистики. При этом он не переставал совершенствовать свои знания и окончил столичную духовную академию.

В 1993 году священнику предложили возглавить факультет богословия МДА. В 35 лет Кураев стал самым молодым профессором богословия, а его заслуги были высоко отмечены патриархом Всея Руси. В 1994 году он защитил диссертацию на тему «Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения» и получил степень кандидата философских наук. Спустя год он получил степень кандидата богословия с диссертацией на тему «Традиция. Догмат. Обряд».


Работы Андрея Вячеславовича на духовные темы легли в основу нескольких учебников по богословию, тиражи книг давно превысили шестьсот тысяч экземпляров, а на лекциях в МГУ не найти свободного места.

Кураев объездил с миссионерскими проповедями всю страну, а в последнее время часто выступает с обличительными материалами. Так, огромный резонанс вызвало его интервью на радиостанции «Эхо Москвы», в котором он разоблачает миф о схождении Благодатного огня, а также публикация о гомосексуальном скандале в стенах Казанской семинарии.


В 2009 году патриарх Кирилл назначил Андрея Кураева ответственным за создание школьного учебника по основам православной культуры, который был апробирован в 2010 году под названием «Основы религиозных культур и светской этики».


В 2013 году Кураева уволили из преподавательского состава МДА. Основной причиной диакон назвал поддержку Pussy Riot после их скандального выступления в храме Христа Спасителя, а также откровенный разговор о «голубом скандале» в Казани.


О деятельности священника режиссером Валерием Отставных был снят документальный фильм «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева», в котором он подробно осветил одну из его миссионерских поездок.


В отличие от многих священников, Кураев активно присутствует в Сети. Широкое известен его блог в Живом Журнале, его рассуждения часто транслируются в эфире радио «Эхо Москвы».

Скандальные высказывания

В своих публикациях Кураев часто затрагивает острые темы, его высказывания получают критику с «обоих полюсов». Он неуважительно высказывался в адрес муфтия Нафигулла Аширова, который среди других видных мусульманских деятелей России подписал открытое письмо Путину «Клерикализм – угроза национальной безопасности России». Кураев предлагал отправитель его в «бессрочную командировку».


В 2007 году Кураев усомнился в божественном происхождении благодатного огня – слова греческого патриарха Феофила о том, что «это не ежегодно свершающееся чудо, а лишь напоминание о свете, воссиявшем при Воскресении Христа», диакон ответил: «Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверное, и не мог».

Андрей Кураев. «Мастер и Маргарита»

Также священника обвиняли в антисемитизме. В 1998 году он издал книгу «Как делают антисемитом» (второе издание вышло в 2006 году), а в 1999 в статье «Можно ли не праздновать 8 марта?» нашел сходство праздников 23 февраля и 8 марта с еврейским Пуримом, после чего осудил празднующих: «Как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей?».

А в своей книге «Православие и эволюция» Кураев раскритиковал течение западного креационизма, отметив, что в православии нет никаких оснований для отрицания теории эволюции.

Дата рождения: 15 февраля 1963 г. Страна: Россия Биография:

Родился в 1963 году в Москве.

В 1984 г. окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР; в 1985 г. перешел на работу в .

В 1988 г. окончил Московскую духовную семинарию, после чего учился в Бухарестском Богословском институте. По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 г. работал референтом .

В 1992 г. окончил Московскую духовную академию.

В 1993-1996 гг. декан философско-богословского факультета . С 1997 г. — профессор (сейчас — ПСТГУ).

В 1994 г. в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской духовной академии.

В 1996 г. Патриархом Алексием по представлению ученого совета РПУ присвоено ученое звание профессора богословия.

Решением Синода от 12 марта 2002 г. включен в состав редколлегии сборника «Богословские труды».

В 2004-2013 гг. — преподаватель МДА, член .

5 апреля 2009 г. за Литургией в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга Святейшим Патриархом Кириллом в сан протодиакона с возложением камилавки.

Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.

Протодиакон храма Архангела Михаила в Тропареве г. Москвы.

Старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

Образование:

1984 г. — философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма.

1988 г. — Московская духовная семинария.

1992 г. — Московская духовная академия.

Награды:

Церковные:

  • 2003 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.
E-mail:

Это стало одной из самых обсуждаемых тем первых дней 2014 года.

В ходе заседания был также рассмотрен вопрос об отсутствии со стороны протодиакона Андрея Кураева положительной реакции на постановление Ученого совета от 12 марта 2012 года, в котором ему братски напоминалось, что: «звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви».

Ученый совет констатировал, что протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной.

В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении.

Протодиакон Андрей Кураев: Справедливостью будет возвращение чистоты жизни казанским семинаристам

В эфире телеканала “Дождь” протодиакон Андрей Кураев ответил на вопросы о своем увольнении .

– Скажите, за что же вас уволили?

– Насколько я могу судить по сообщению пресс-службы МДА – за те суждения в блогосфере, которые показались эпатажными Ученому совету. Для меня как профессионала это радостная формулировка – это означает, что ко мне как к профессору Академии – тем лекциям, которые я читал, тем книгам, которые я написал по своему предмету “Миссиология”, – нет претензий. Это хорошо.

– Разве до вас кого-нибудь когда-нибудь увольняли из Московской духовной академии за высказывания в блогах?

– За это уволили Василия Осиповича Ключевского, который 36 лет преподавал в МДА, а затем баллотировался в Госдуму по списку не монархистов, а кадетов. Но его все же не Ученым советом увольняли. Было решение Синода, ректор настоял – а так, чтобы всех коллег замарали, – это впервые.

– А почему коллеги не высказались против?

– Я не был на Совете, это произошло в мое отсутствие, у меня были, к сожалению, похороны близкого мне человека, но мне рассказывали, что были разные голоса и по сути и по процедуре. Значительная часть профессоров МДА, это еще и профессора и выпускники МГУ – это люди университетской культуры. И в моем сознании – а я 20 лет преподаю в МГУ, как и в сознании других выпускников МГУ немыслимо чтобы ученый совет МГУ увольнял профессора за то, то он делает вне университетского пространства, за частные высказывания в блоге. Даже в советские времена это было немыслимо.

– То есть вас легализовали как церковного диссидента?

– Знаете, это очень странное решение, нелогичное. Если Академия увольняет меня за то, что я сделал что-то не то в моем блоге, что-то вынес наружу, что-то рассказал из церковных тайн, это мгновенно означает, что вся блогосфера бросается ко мне. Происходит – говоря языком Интернета – усиление аудитории, многократное усиление аудитории. То есть эффект ровно обратный. Они хотели что-то скрывать. Напротив, это стало предельно очевидно.

– То, что начальство следит за вашим блогом – это, с одной стороны, лестно для вас, с другой стороны – были ли такие намеки раньше?

– Намеки такие были, в том числе в ситуации с Пусси Райт, когда мое мнение разошлось с официальным мнением Патриархии. Понимаете, мы говорим о вопросах, в которых речь идет о моей совести.

Протоиерей Максим Козлов: К сожалению, отец протодиакон не услышал то братское увещание, которое имело место уже более полутора лет назад, в марте 2013, когда его корпорация его уже просила заботиться о достоинстве того места, в котором он призван служить, просила прекратить эпатажные провокационные выступления в сфере массовой информации. Проблемы, которые есть в Казанской семинарии, и которые, в частности, привели к увольнению проректора, они, как и в любой духовной школе, те или иные проблемы есть, они рассматриваются. Увольнение о. Андрея из профессуры МДА никак не следует связывать с данным казанским делом, в этом смысле он принимает желательное за действительное.

– Что это за казанское дело?

– Это беспрецедентный случай – увольнение профессора посреди учебного года. не в конце, когда можно было не продлить контракт. Ясно, что именно сейчас что-то произошло, не когда-то в прошлом. В прошлом у меня было расхождение по поводу Пусси Райотс, но они сейчас на свободе. Сейчас эта тема неактуальна.

Я жестко высказывался по поводу суррогатного материнства Филиппа Киркорова и Аллы Пугачевой, но моя позиция теперь – это официальная позиция Церкви. Посмотрите заявление Синода в конце декабря о суррогатном материнстве.

Поэтому единственное, что могло считаться скандальным – это казанское дело. В конце декабря комиссия во главе с о. Максимом Козловым ездила в Казань в ответ на многочисленные жалобы семинаристов на сексуальное домогательство со стороны руководства этой семинарии. Они пробовали обращаться к местному митрополиту много лет. Комиссия съездила и к чести о.Максима – подтвердила правоту их. Проводилось анкетирование семинаристов – из 74 42 или больше сказали, что домогательства имели место.

Проректора, которого обвиняли, уволили с поста проректора, но в полицию это не было передано. А начальник, пристающий к подчиненному – это статья. Не было обращения в прокуратуру, не было церковного суда, не было заявлено, что это будет сделано, не было снятия сана или запрета, ему тут же был оформлен свободный полет, он стал искать себе новое место благоустройства и нашел его в Тверской епархии. Я об этом написал, но не я первый, я взял это из казанской прессы.

Затем когда местные семинаристы увидели, что я на их стороне, они стали слать мне свои иски. В частности они прислали мне выступление митрополита Анастасия перед ними после отъезда комиссии, дескать, как вы смеете жаловаться, мы вас поим-кормим, а вы меня предали и так далее.

– Вы ждали какой-то реакции?

– Нормальная реакция – это то, что результаты проверки о. Максима Козлова передаются в Следственный комитет. Пока получается, что скандал в Казанской семинарии, а увольняют за это почему-то меня.

– Наш спикер пояснил, что вы выдаете желаемое за действительное, и мотивы были другие.

– Он кривит душой и выдает желаемое за действительное. Иных мотивов нет.

– Он сказал, что вас о чем-то предупреждали и вы тогда не услышали.

– В марте было заседание Ученого совета, посвященное мне, специально созванное: в марте у нас обычно не проводятся заседания, только в конце декабря и в конце мая. Был один вопрос на повестке дня – Кураев и Пусси Райотс. Но мои заявления не были скандальными – предложение накормить блинами – что здесь эпатажного? Что здесь скандального?

– Были ли раньше такие скандалы?

– Были. Например, в Екатеринбурге в 1994 году был скандал с епископом Никоном Екатеринбургским, но только когда это ушло в прессу. Патриархия не реагировала никак. Когда возникла перспектива уголовного дела и начала реагировать пресса федерального уровня, тогда со скрежетом послали проверяющую комиссию из Патриархии и решение было такое: уволить всех. Епископа – по формулировке – за то, что не контролирует ситуацию в епархии. То есть не за педофилию, а за то, что писк послышался за стенами епархии.

– Что в ваших высказываниях в блогах еще могло повлиять?

– Все остальное многолетно проверено в рамках нормальной богословской дискуссии.

– Вы будете пробовать опротестовать решение?

– Я думаю, что это будет неприятно моим коллегам. Я не люблю появляться там, где меня не ждут. Пусть даже Патриархия заставит переголосовать – все равно будет неприятно. Люди свое решение так или иначе приняли, пусть и с нарушением протокола.

– То есть вы не хотите бороться за справедливость?

– Для меня справедливостью будет, если будет возвращена чистота жизни казанским семинаристам.

– Вы пишете, что “официальная позиция РПЦ” по актуально-политическим сюжетам в своей претензии на непогрешимость и внутрицерковную обязательность является богословским новоделом…

– Нет такого термина в Библии и в древних канонах Церкви. Есть заповеди, есть церковные догматы, каноны – мы их все знаем. Но нет такого правила, что если церковное руководство дало какой-то комментарий к общественно-политической жизни то все члены Церкви должны с этим согласиться. Все комментарии неизбежно партийны, то есть это мнение части (слово “партия” – от слова “часть”). А Церковь объединяет людей на основании веры во Христа. Поэтому Церковь не может ставить политический партийный фильтр при входе в себя и не может требовать политической лояльности.

Есть в Церкви 5 человек – Патриарх, митрополит Иларион, прот. Всеволод Чаплин, Владимир Романович Легойда – у них такая тяжелая работа – вести GR – диалог с правительством – они вынуждены говорить комплименты правительству. Но они не требуют, чтобы все священники в своих проповедях то же говорили.

Я уже 20 лет преподаю в МГУ, уже сейчас получаю очень интересные предложения от разных университетов в Москве и за рубежом, моя писательская работа всегда со мной. Я не настолько идиот, чтобы занимать позицию человека, которого ссадили с поезда, а он издалека кричит: “Вы без меня теперь разобьетесь!”. В Церкви все будет нормально, в Академии замечательные люди остались, которых я уважаю и ставлю выше себя по богословскому уровню. Я не собираюсь уходить из Церкви. Патриарх Кирилл – это мой канонический Патриарх.

– Вы не боитесь дальнейших преследований?

– Не исключено, что меня исключат еще из нескольких комиссий, где я состою. Возможно лишение меня сана. Наверное, епархии будут бояться приглашать меня с лекциями. Если епископы будут бояться меня приглашать – как заниматься миссией? Мне говорят: “Пишите книги” – покажите мне то издательство, которое согласится меня издавать. Придется больше выходить на светское поле.

Комментарии

Протоиерей Владислав Цыпин,

профессор Московской духовной академии прокомментировал причину исключения протодиакона Андрея Кураева из профессорского состава

“На Совете Академии не шла речь о позиции отца Андрея по вопросам богословским, церковно-историческим, или по вопросам отношений Церкви, государства и общества. Причиной стали вопросы этические. Поскольку отец Андрей около двух лет назад уже был предупрежден о необходимости изменить тон своих публикаций, ввести его в рамки церковного этикета, но этим предупреждением пренебрег, то у Духовной академии не оставалось иного выбора, кроме принятия административных мер”.

Протоиерей Всеволод Чаплин:

с пониманием отнесся к решению об исключении из числа профессоров Московской духовной академии (МДА) протодиакона Андрея Кураева, отметив, что подчас его высказывания воспринимались как противоречащие документам, которые выражают соборную волю Церкви. “Я ему (Кураеву - ред.) не судья и не начальник, но решение принято профессорско-преподавательской корпорацией Московской духовной академии; по-моему, достаточно четко объяснено. Я лично мог бы добавить только одно: посещая регионы, встречаясь с духовенством и мирянами, я постоянно слышу вопросы о некоторых высказываниях отца Андрея, и вопросы это критические”, - сказал РИА Новости Чаплин на просьбу прокомментировать решение руководства МДА по поводу Кураева. Как пояснил священнослужитель, многие люди, с которыми ему приходилось встречаться, “считают, что ради того, чтобы сделать оригинальное и неожиданное высказывание, он подчас уходил достаточно далеко от соборного самоощущения нашей Церкви, от позиций, которые разделяются абсолютным большинством ее духовенства и мирян”. Эти высказывания Кураева “подчас противоречили документам, в которых выражена соборная воля Церкви”, добавил собеседник агентства.

По словам Чаплина, яркое, оригинальное, нестандартное высказывание - это не всегда плохо, и “сегодня, чтобы докричаться до людей, иногда нужно говорить кратко и ярко”.

“Но по многим вопросам - вспомним хотя бы историю с кощунством в храме Христа Спасителя или взгляд на российскую государственность, на принципы устройства церковной жизни, на возможность обращения христианина к власти для защиты значимых для христиан ценностей и святынь - мнение отца Андрея довольно сильно расходилось с тем, что думают и о чем говорят, за немногими исключениями, практически все пастыри и миряне нашей Церкви. А прислушиваться к их голосу стоит, потому что этот голос лежит в русле православной традиции, основанной на Евангелии и являющейся Божиим откровением людям”, - отметил представитель РПЦ.

Протоиерей Максим Козлов

По словам протоиерея Максима Козлова, решение об исключении Кураева из числа профессоров МДА “касается человека, выступающего в публичной сфере, - это не какое-то дисциплинарное обвинение или нарушение профессиональной дисциплины внутри корпорации”.

Прот. Максим Козлов отметил, что протодиакон в свою очередь “не поставил Ученый совет академии в известность о том, что он не будет на нем присутствовать”. Как отметил священнослужитель, способы принятия решений на Ученом совете различны. “Абсолютное большинство вопросов, которые обсуждаются на Совете, не предполагают голосования руками и уж тем более какого-то тайного голосования. У нас академическая корпорация, семья, где люди обсуждают друг с другом те или иные вопросы, и когда ясно, что консенсус и общее видение ситуации достигнуто, то это не требует каких-то формальных процедур с подсчетом голосов”, - сказал прот. Максим Козлов РИА Новости.

“Странно говорить, что мы обсуждаем заявления человека, который не присутствовал сам (на заседании совета МДА) и пишет (о том, что там происходило) не известно с чьих слов, не известно какой степени авторитетности”, - отметил прот. Максим Козлов.