Что такое реабилитация определение. Что собой представляет реабилитация

Потеря может быть следствием перелома, ампутации, инсульта или иного неврологического расстройства, артрита, сердечной недостаточности или длительного ухудшения физического состояния (например, после некоторых заболеваний и хирургических процедур). Реабилитация может включать физическую, профессиональную и логопедическую терапию; психологическое консультирование и социальные услуги. Для некоторых пациентов целью является полное выздоровление с полным, неограниченным функционированим, для других это восстановление способности выполнять как можно больше видов повседневной активности. Результаты реабилитации зависят от характера потери функции и мотивации пациента. Прогресс может быть медленным у пожилых пациентов и у пациентов, которым не хватает мышечной силы или мотивации.

Реабилитацию можно начинать в больнице скорой помощи. Реабилитационные центры или отделения обычно обеспечивают наиболее экстенсивный и интенсивный уход, его следует предусматривать для пациентов, имеющих хороший потенциал для восстановления и способных переносить агрессивную терапию (обычно около 3 ч/сут). Во многих домах для престарелых программа реабилитации менее интенсивная (как правило, 1-3 час/день, до 5 дней/нед), и, следовательно, она лучше подходит для пациентов способных в меньшей степени выдерживать терапию (например, хрупко сложенные или пожилые пациенты). В амбулаторных условиях или на дому могут быть предложены менее разнообразные и менее частые программы реабилитации, подходящие для многих пациентов. Тем не менее амбулаторная реабилитация может быть относительно интенсивной (несколько часов в сутки до 5 дней/нед).

Междисциплинарный подход является наилучшим решением, потому что инвалидность ведет к возникновению различных проблем (например, к депрессии, отсутствию мотивации вернуть утраченные функции, финансовым проблемам). Таким образом, пациенты могут потребовать вмешательства и психологической помощи от социальных работников или в области психиатрии. Кроме того, члены семьи должны приспособиться к инвалидности пациента и научиться ему помогать.

Направление

Чтобы начать формальную реабилитационную терапию, врач должен выписать направление к физиотерапевту, терапевту или в реабилитационный центр. В направлении следует указать цель диагностики и терапии. Диагноз может быть конкретным (например, последствия левостороннего инсульта, остаточные явления правостороннего поражения верхних и нижних конечностей) или функциональным (например, общая слабость из-за постельного режима). Цели должны быть как можно более конкретными (например, обучение пользованию протезом, увеличение общей мышечной силы и общей выносливости). Хотя иногда принимают расплывчатые инструкции (например, физическая терапия для оценки состояния и лечения), они не в интересах пациентов и их можно отклонить с просьбой предоставить более конкретные инструкции. Врачи, не знакомые с процедурой оформления направления на реабилитацию, могут проконсультироваться с физиотерапевтом.

Цель терапии

Первоначальная оценка устанавливает цели для восстановления подвижности и функций, необходимых для осуществления повседневной деятельности, которая включают самопомощь (например, уход за телом, купание, одевание, кормление, туалет), приготовление пищи, уборку, покупки, прием лекарств, распоряжение финансами, использование телефона и путешествия. Лечащий врач и реабилитационная бригада определяют, какие виды деятельности могут быть достижимы и имеют важное значение для независимости пациента. Как только максимально определяются функции повседневной деятельности, добавляют цели, способные улучшить качество жизни.

Состояние пациентов улучшается с различной скоростью. Некоторые курсы терапии длятся всего несколько недель, другие дольше. Некоторым пациентам, которые прошли курс начальной терапии, необходимо дополнительное лечение.

Вопросы взаимоотношений пациентов и медицинского персонала

Информация для пациентов является важной частью процесса реабилитации, особенно при выписке пациента. Часто медсестра является членом бригады, в первую очередь ответственной за это обучение. Пациентов учат, как сохранить вновь восстановленные функции и как уменьшить риск несчастных случаев (например, падения, порезов, ожогов) и вторичной инвалидности. Членов семьи обучают помогать пациенту быть максимально независимым, чтобы не чрезмерно его опекать (что приводит к пониженному функциональному состоянию и повышенной зависимости) или пренебрегать его первичными потребностями (что приводит к чувству неприятия, которое может привести к депрессии или помешает физикальному функционированию).

Важное значение имеет эмоциональная поддержка членов семьи и друзей. Она может принимать различные формы. Для некоторых пациентов могут быть необходимы духовная поддержка и консультирование со стороны сверстников или священников.

Гериатрическая реабилитация

Среди пожилых людей распространены заболевания, требующие реабилитации. Пожилые люди чаще становятся бессильными перед острой проблемой, требующей проведения реабилитации.

Реабилитация может принести пользу пожилым людям даже с нарушениями когнитивной функции. Возраст сам по себе не повод откладывать или отказываться от реабилитации. Тем не менее восстановление у пожилых людей идет медленно из-за пониженной способности адаптироваться к изменяющимся условиям, в том числе:

  • отсутствию физической активности;
  • отсутствию выносливости;
  • депрессии или слабоумию;
  • снижению мышечной силы, подвижности суставов, координации или ловкости;
  • нарушению равновесия.

Программы, разработанные специально для пожилых, людей являются предпочтительными, поскольку пожилые люди часто имеют различные цели, требуют менее интенсивной реабилитации и им требуются разные виды помощи, чем молодым пациентам. В сегрегированных по возрасту программах у пожилых пациентов меньше шансов сравнить свой прогресс с прогрессом молодых пациентов, и они становятся разочарованными, а социальные аспекты ухода после выписки могут быть значительно легче интегрированными. Некоторые программы предназначены для конкретных клинических состояний (например, восстановление после операции по поводу перелома тазобедренном сустава): пациенты с подобными состояниями могут работать вместе для достижения общих целей, поощряя друг друга и усиливая реабилитационные упражнения.

Логопедия

Логопеды могут определить наиболее эффективные методы коммуникации для пациентов, у которых наблюдается афазия, дизартрия, вербальная апраксия или перенесших ларингэктомию:

  • экспрессивная афазия: планшет с буквами или рисунками;
  • дизартрия или апраксия в легкой (до умеренной) форме: дыхание и мышечный контроль плюс повторение упражнений;
  • тяжелая дизартрия или апраксия: электронное устройство с клавиатурой и дисплеем для передачи сообщений (печатных или на экране);
  • постларингэктомия: новый способ производства речи.

Терапевтические и вспомогательные устройства

Ортезы поддерживают поврежденные суставы, связки, сухожилия, мышцы и кости. Большинство из них приспособлены к потребностям пациента и его анатомии. Ортезы, рассчитанные на установку в обуви, могут изменить вес пациента в различных частях стопы для компенсации утраченных функций, предотвращают деформацию или травмы, помогают нести вес или облегчить боль, а также оказывают поддержку. Стоимость ортезов часто очень высока и не покрывается страховкой.

Средства, облегчающие ходьбу, включают ходунки, костыли, трости. Они помогают поддерживать вес, сохранять равновесие или то и другое Каждое устройство имеет свои преимущества и недостатки, и у каждого из них имеются многочисленные модели. После оценки трудотерапевт должен выбрать то, которое обеспечивает наилучшее сочетание стабильности и свободы для пациента. Врачи должны знать, как подогнать высоту костылей под рост пациента. Рецепт на вспомогательное устройство должен быть как можно более конкретным.

Инвалидные коляски обеспечивают мобильность пациентам, не способным ходить. Некоторые модели производятся самоходными, они обеспечивают стабильность при передвижении. Подгонка костылей. Пациенты должны быть обуты в обычную обувь, стоять прямо и смотреть прямо перед собой с расслабленными плечами. Для правильной подгонки конец костыля поставить на расстоянии около 5 см от боковой стороны ботинка и около 15 см впереди мыска ноги, а верхняя часть опоры должна быть примерно на 2 - 5 пальца ширины (примерно 5 см) ниже подмышечной впадины. Рукоятка должна быть отрегулирована таким образом, чтобы изгиб локтя составлял 20-30°.

по пересеченной местности и через бордюры. Другие модели предназначены для передвижения с помощью помощника, они обеспечивают меньшую стабильность и скорость. Инвалидные коляски поставляются оснащенные различными функциями. Пациентам-спортсменам с пораженными нижними конечностями, но обладающими хорошей силой в верхней части тела, доступны скоростные коляски. Для больных гемоплегией, но с хорошей координацией, могут быть пригодны инвалидные коляски, управляемые одной рукой или половиной высоты. Если пациенты практически владеют функцией рук, показано использование моторизованных инвалидных колясок. Инвалидные коляски для парализованных могут иметь управление с помощью подбородка или рта (с помощью входа и выдоха) и встроенных вентиляторов.

Протезы искусственных частей тела, чаще всего конечностей, предназначены для замены нижних или верхних конечностей после ампутации. Технические инновации значительно улучшили комфорт и функциональность протеза. Многие протезы можно косметически изменить, чтобы их вид казался естественным. Протезиста следует привлекать на раннем этапе, чтобы помочь пациентам понять разнообразие вариантов дизайна протезов, которые должны удовлетворять потребностям пациентов и требованиям безопасности. Многие пациенты ожидают значительного восстановления функций. Физическую терапию следует начать еще до установки протеза; терапию следует продолжать до тех пор, пока пациент не сможет функционировать с новой конечностью. Некоторые пациенты не в состоянии терпеть протез или завершении полной реабилитации, необходимой для его успешного применения.

Реабилитационные мероприятия для лечения боли и воспалений

Целью лечения боли и воспалений является облегчение передвижения и улучшение координации мышц и суставов. Немедикаментозное лечение включает лечебную физкультуру, тепло, холод, электростимуляцию, вытяжение шейного отдела позвоночника, массаж и иглоукалывание. Эти процедуры используются при лечении многих заболеваний мышц, сухожилий и связок. В направлении на лечение следует указывать:

  • диагноз,
  • метод лечения (например, ультразвук, горячая грелка),
  • место применения,
  • частоту,
  • продолжительность (например, 10 дней, 1 нед).

Тепло . Тепло дает временное облегчение при подострых и хронических травматических и воспалительных заболеваниях (например, растяжение связок и сухожилий, фиброз, тендовагинит, мышечный спазм, миозит, боль в спине, травма шейного отдела позвоночника, различные формы артрита, боли в суставах, невралгия). Тепло увеличивает кровоток, тепло уменьшает боль, мышечный спазм и помогает уменьшить воспаление, отек и экссудаты. Применение высокой температуры может быть поверхностным (инфракрасное тепло, горячие компрессы, парафиновые ванны, гидротерапия) и глубоким (ультразвук). Интенсивность и длительность физиологического действия зависят главным образом от температуры тканей, скорости повышения температуры и области лечения.

Инфракрасное тепло выделяется инфракрасной лампой, процедура длится, как правило, в течение 20 мин/день. К противопоказаниям относятся любые прогрессирующие сердечные заболевания, заболевания периферических сосудов, нарушения ощущения кожи (в частности, от температуры и боли) и выраженная печеночная или почечная недостаточность. Чтобы избежать ожогов, следует принять меры предосторожности.

Горячие компрессы представляют собой контейнеры из хлопчатобумажной ткани, наполненные силиконовым гелем; их варят в воде или подогревают в микроволновой печи, а затем накладывают на кожу. Компрессы не должны быть слишком горячими. Защитить кожу от ожогов можно, предварительно обернув компрессы в несколько слоев полотенца. Противопоказания такие же, как и для инфракрасного тепла.

При назначении парафиновой ванны больной участок тела окунается, погружается или обмазывается расплавленным воском, нагретым до температуры 49 °С. Тепло можно сохранить, укутав больной участок полотенцами на 20 мин. Парафин обычно применяется для терапии мелких суставов - как правило, окуная или погружая кисть, нанося его на колено или локоть. Парафин не следует наносить на открытые раны или применять для пациентов, имеющих на него аллергию. Парафиновые ванны особенно полезны для лечения артрита пальцев.

Гидротерапию можно применять для улучшения заживления ран. Бурлящая теплая вода стимулирует кровоток и очищает ожоги и раны. Эта процедура часто проводится в ванне Хаббарда (крупные промышленные джакузи) с водой, нагретой до температуры от 35,5 до 37,7 °С. Полное погружение в воду, нагретую до температуры 37,7-40°, может также помочь расслабить мышцы и облегчить боль. Гидротерапия особенно полезна в сочетании с упражнениями на объем движений.

Диатермия представляет собой терапевтический нагрев тканей с использованием колебательных высокочастотных электромагнитных полей, либо коротких или сантиметровых волн. Этот способ воздействия вряд ли превосходит простые формы нагрева и в настоящее время используются редко.

Ультразвук использует высокочастотные звуковые волны для проникновения глубоко (от 4 до 10 см) в ткани, оказывая термическое, механическое, химическое и биологическое воздействие. Он показан при лечении тендинита, бурсита, контрактуры, остеоартрита, при повреждениях костей и рефлекторной симпатической дистрофии. Ультразвук не следует применять к ишемической ткани, на участках под анестезией или при острой инфекции, а также для лечения геморрагического диатеза или рака. Кроме того, его не следует применять на глазах, головном мозге, спинном мозге, ушах, сердце, половых органах, плечевом сплетении или костях в процессе заживления.

Холод . Выбор между терапией с использованием тепла и холодотерапией часто эмпирический. Когда тепло не работает, применяется холод. Однако при острых травмах или боли холод лучше, чем тепло. Холод может помочь облегчить мышечные спазмы, миофасциальную или травматическую боль, острую боль в пояснице и острое воспаление, холод может также оказать определенную местную анестезию.

Холод можно применять локально, используя мешок со льдом, холодный компресс или летучие жидкости (например, хлористый этил, охлаждающий спрей), которые охлаждают путем выпаривания. Распространение холода на коже зависит от толщины эпидермиса, лежащих в основе жира и мышц, содержания воды в тканях и скорости кровотока. Чтобы избежать повреждений и переохлаждения ткани, следует соблюдать осторожность. Холод не следует применять на участках с плохой перфузией.

Электростимуляция . При транскутанной электрической стимуляции нервов (ТЭНС) для облегчения боли используется слабый низкочастотный ток. Пациенты чувствуют нежные покалывания без повышенного напряжения мышц. Часто пациентов учат пользоваться приборами ТЭНС и самим решать, когда применять лечение. Так как применение ТЭНС может вызывать аритмию, она противопоказана пациентам с любым прогрессирующим сердечным заболеванием или имеющим кардиостимулятор. Ее нельзя использовать для глаз.

Вытяжения шейного отдела позвоночника. Вытяжения шейного отдела позвоночника часто показаны при хронической боли в шее, вызванной шейным спондилезом, грыжей межпозвоночного диска, травмой шейного отдела позвоночника или кривошеей. Вертикальная тяга (для пациентов в сидячем положении) более эффективна, чем горизонтальная (для пациентов, лежащих в постели). Наиболее эффективно механическое прерывистое ритмическое вытяжение с грузом от 7,5 до 10 кг. Для достижения наилучшего результата вытяжение следует применять при изгибе шеи пациента под углом 15-20°. Как правило, следует избегать гиперэкстензии шеи, поскольку она может увеличить компрессию нервного корешка в межпозвонковых отверстиях. Вытяжение обычно сочетается с другими видами физиотерапии, включая упражнения и ручное растяжение.

Массаж . Массаж может мобилизовать сведенные ткани, снять боль и уменьшить отек и уплотнения после травмы (например, перелом, повреждения сустава, растяжение связок и сухожилий, синяки, травмы периферических нервов). Массаж показан при болях в спине, артрите, периартрите, бурсите, невритах, фибромиалгии, фиброзе, гемиплегии, параплегии, квадриплегии, рассеянном склерозе, церебральном параличе и некоторых видах рака. Массаж нельзя применять для лечения инфекций или тромбофлебита. Он не рекомендован пациентам с тяжелой аллергией, поскольку вызывает выброс гистамина в организме. При лечении травм массаж могут делать только массажисты, обладающие лицензией или сертификатом; это вызвано вариабельностью подготовки и повышения квалификации массажистов.

Иглоукалывание . Тонкие иглы вставляются через кожу в определенные участки тела, часто далеко от места боли, Иглоукалывание иногда применяется наряду с другими методами лечения для управления острой и хронической болью.

Реабилитация при болезнях сердечно-сосудистой системы

Реабилитация может принести пользу пациентам с ишемической болезнью сердца или сердечной недостаточностью, аорто-коронарное шунтирование, особенно тем, кто мог бы самостоятельно осуществлять повседневную деятельность и опережать события.

Как правило, реабилитация начинается с легкой деятельности и развивается на индивидуальной основе; часто выполняется мониторинг ЭКГ. Пациентам с высоким риском следует выполнять упражнения только в хорошо оборудованном центре сердечно-сосудистой реабилитации под надзором обученного персонала.

Когда пациенты в состоянии, их отвозят в кресле-коляске в комнату физиотерапии больницы. Упражнения включают ходьбу, беговую дорожку или велотренажер. Если пациенты переносят эти упражнения хорошо, они переходят к упражнениям, связанным с восхождением по лестнице. Если во время тренировки наблюдаются одышка, головокружение или боли в груди, то упражнения следует немедленно прекратить и проверить состояние сердца. Перед выпиской из больницы проводят оценку состояния пациентов таким образом, чтобы рекомендовать соответствующую программу реабилитации после выписки или схему упражнений.

Физическая активность измеряется в метаболических эквивалентах (МЕТ), которые умножаются на потребление кислорода в состоянии покоя; 1 МЕТ составляет около 3,5 мл/кг/мин Oj. Нормальная трудовая и повседневная деятельность (за исключением развлекательных мероприятий) редко превышает 6 МЕТ. Работа по дому с нагрузкой от легкой до умеренной составляет от 2 до 4 МЕТ; тяжелая работа по дому или во дворе составляет от 5 до 6 МЕТ.

Для госпитализированных пациентов физическая активность должна регулироваться таким образом, чтобы частота сердечных сокращений оставалась <60% от максимальной для этого возраста, для пациентов, восстанавливающихся в домашних условиях, частота сердечных сокращений должна оставаться <70% от максимального уровня.

Пациенты, перенесшие инфаркт миокарда без осложнений, могут выполнить 2 МЕТ-теста на физическую нагрузку, чтобы оценить реакцию организма, как только состояние пациентов стабилизируется. От 4 до 5 МЕТ-теста на физическую нагрузку, выполненные перед выпиской, помогают направлять физическую активность в домашних условиях. Пациенты, которые могут выдержать 5 МЕТ-теста на физическую нагрузку в течение 6 мин, могут смело выполнять после выписки на работу с низкой интенсивностью (например, легкую работу по дому), если они будут достаточно отдыхать между каждом видом деятельности.

Ненужное ограничение деятельности является вредным для восстановления. Врач и другие члены реабилитационной бригады должны объяснить, какие виды деятельности можно выполнять, а какие нет, и должны обеспечить психологическую поддержку. После выписки пациентам могут быть даны подробные программы деятельности в домашних условиях. Большинству пожилых пациентов можно рекомендовать возобновление половой жизни, но во избежание перенапряжения им, в случае необходимости, следует останавливаться и отдыхать. Молодые пары тратят от 5 до 6 МЕТ во время полового акта; тратят ли пожилые пары больше или меньше этого, неизвестно.

Реабилитация других расстройств

Артрит . Пациенты с артритом получат пользу от активности и упражнений на увеличение объема движения в суставах и силы и от стратегии защиты суставов. Например, пациенту может быть рекомендовано:

  • сдвинуть кастрюлю с кипящей водой, содержащей пасту, а не носить ее с плиты к раковине (чтобы избежать излишней боли и напряжения в суставах);
  • как безопасно забраться внутрь и вылезть из ванны;
  • получить возвышенное сиденье для туалета, скамейку для ванной или то и другое (для уменьшения боли и давления на суставы нижних конечностей);
  • обмотать поролоном, тканью или изолентой ручки предметов (например, ножи, кастрюли и сковородки), чтобы амортизировать рукоятку;
  • использовать инструменты с более крупными, эргономичными ручками.

Такое инструктирование можно выполнить в амбулаторных условиях, на дому с помощью агентства по медицинскому уходу или во время частной практики.

Слепота . Пациентов учат больше полагаться на другие чувства, развивать конкретные навыки, а также использовать устройства для слепых (например, шрифт Брайля, трость, читающее устройство). Терапия направлена на оказание помощи пациентам функционировать в максимальной степени и становиться независимыми, восстановить психологическую безопасность, а также помочь пациентам иметь дело с отношением других людей и влиять на него. Терапия зависит от того, каким образом было потеряно зрение (внезапно или медленно и постепенно), степени потери зрения, функциональных потребностей пациента и сосуществующего дефицита. Например, пациенты с периферийной нейропатией и сниженной тактильной чувствительностью в пальцах могут иметь трудности с чтением шрифта Брайля. Многим слепым людям требуется консультирование психолога (как правило, проведение когнитивно-поведенческой терапии), чтобы помочь им лучше справляться со своим состоянием.

Для развития способности передвижения терапия может включать обучение использованию трости; трости, которые используют слепые, обычно белого цвета, длиннее и тоньше, чем обычные трости. Людей, пользующихся инвалидными колясками, учат использовать одну руку для работы инвалидной коляской, а другой использовать трость. Людей, предпочитающих использовать обученную собаку вместо трости, учат обращению и уходу за собакой. При ходьбе со зрячим человеком слепой может держаться за согнутый локоть зрячего, а не использовать вспомогательные средства для передвижения. Зрячий человек не должен водить слепого за руку, потому что некоторые слепые люди воспринимают это действие как доминантное и контролирующее.

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) . Пациенты с ХОБЛ получат пользу от упражнений на увеличение выносливости и от стратегии упрощения деятельности и сохранения энергии. Для увеличения мышечной аэробной способности выполняются действия и упражнения, стимулирующие использование верхних и нижних конечностей, что вызывает снижение общей потребности в кислороде и облегчает дыхание. Наблюдение за пациентами во время выполнения упражнений помогает их мотивировать и заставляет их чувствовать себя более защищенными. Такое инструктирование можно проводить в медицинских учреждениях или на дому у пациента.

Черепно-мозговая травма . Термин «травма головы» часто используется наравне с черепно-мозговой травмой. Нарушения варьируются и могут включать мышечную слабость, спастичность, нарушение координации движений и атаксию; распространенное явление - когнитивная дисфункция (например, потеря памяти, потеря навыков решения проблем, языка и нарушения зрения).

Раннее вмешательство специалистов по реабилитации является необходимым условием для максимального восстановления функций. Такое вмешательство включает предотвращение вторичной инвалидности (например, возникновение пролежней, контрактуры суставов), профилактики пневмонии и семейного образования. Специалисты по реабилитации должны как можно раньше произвести оценку состояния пациентов, для того чтобы сделать основные выводы. Позже, перед началом реабилитационной терапии,следует провести повторную оценку состояния пациентов, эти результаты сравниваются с исходными выводами, чтобы помочь установить приоритеты в лечении. Пациенты с тяжелой когнитивной дисфункцией требуют обширной когнитивной терапии, которая часто начинается сразу же после травмы и длится месяцами или годами.

Травма спинного мозга . Специфическая реабилитационная терапия варьируется в зависимости от нарушений состояния пациента, которые зависят от уровня и степени (частичной или полной) причиненного вреда. Проявления повреждений спинного мозга в зависимости от локализации, полная транссекция вызывает вялый паралич, частичная транссекция вызывает спастический паралич мышц, иннервируемых пораженным сегментом. Функциональная способность пациента зависит от уровня повреждения и развития осложнений (например, контрактуры суставов, пролежней, пневмония).

Пораженный участок следует как можно скорее блокировать хирургическим или нехирургическим путем и в течение всей острой фазы. Во время острой фазы ежедневный уход должен включать меры по предотвращению возникновения контрактуры, пролежней и пневмонии; также следует принять все меры, необходимые для предотвращения прочих осложнений (например, ортостатической гипотензии, ателектаза, тромбоза глубоких вен, легочной эмболии). Размещение пациентов на ортостатическом столе и увеличение угла постепенно к вертикальному положению могут помочь восстановить гемодинамическое равновесие. Компрессионные чулки, эластичные бинты или брюшной бандаж могут предотвратить развитие ортостатической гипотензии.

До настоящего времени нет единого определения понятия реабилитация. Разными авторами и организациями даются разные определения реабилитации. Однако суть их сводится к одному: восстановление здоровья, нарушенных функций и работоспособности больных или инвалидов. В современном словаре иностранных слов реабилитация — восстановление (или компенсация) нарушенных функций организма, дееспособности (трудоспособности) больных или инвалидов, достигаемое применением комплекса реабилитационных мероприятий.

Winter К. (1973) дает следующее определение реабилитации: это целенаправленная деятельность коллектива специалистов в медицинском, техническом, физическом, социальном, экономическом и педагогическом аспектах с целью восстановления здоровья, нормализации и укрепления нарушенных способностей человека и возвращения его к активному участию в общественно трудовой деятельности.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает реабилитацию, как "комбинированное и координируемое применение медицинских, физических, социальных, педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки или переподготовки (переквалификации) больного или инвалида на оптимум его трудоспособности". Таким образом, по определению ВОЗ, реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить здоровье лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов, возвращение их по возможности к нормальным условиям жизни в обществе.

Международная организация труда (МОТ) считает, что под реабилитацией следует понимать восстановление здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями с целью достижения максимальной полноценности их с физической, психической, профессиональной и социальной точки зрения, т. е. основной задачей реабилитации является предотвращение инвалидности в период лечения болезни, предупреждение осложнений и ухудшения состояния здоровья в острый период заболевания.

По образному выражению Тибиттса, реабилитация — это процесс, способный не только продлить жизнь, но и сделать продленную жизнь достойной жизни, т. е. улучшить качество самой жизни. Она является основой вторичной профилактики заболеваний (Jochhaim, 1987; Mathes, 1988; Петренко, 1990).

Наиболее полное определение понятия реабилитация, с нашей точки зрения, дано Австралийской медицинской ассоциацией экспертов по реабилитации: реабилитация — это процесс, обеспечивающий наивысший возможный уровень восстановления утраченных по той или иной причине функций и способностей, что достигается посредством развития физических компенсаторных механизмов и психологического урегулирования с помощью использования медицинских, физкультурных, инженерных, образовательных и профессиональных служб (Smith, 1987).

Одни исследователи реабилитацию понимают как восстановление здоровья с помощью медицинских средств (Дмитриев, 1987), другие — в это понятие вкладывают лишь восстановление трудоспособности и социальной активности (Beyer, 1987). Подобный взгляд на реабилитацию является односторонним, так как исключает такие важные аспекты реабилитации, как этапность, последовательность, непрерывность и комплексность.

Первый этап реабилитации, с нашей точки зрения, должен быть направлен на восстановление здоровья и профилактику осложнений, последующие — на восстановление нарушенных функций и трудовых навыков.

Некоторые авторы (Азолов, 1987; Дмитриев, 1987) в вопросах реабилитации придают решающее значение клиническим методам восстановительного лечения, т. е. сугубо медицинской реабилитации. Однако только клиническое лечение во многих случаях не может вернуть больного или пострадавшего снова в то состояние, в котором он находился до развития болезни.

Наш опыт (Пархотик и др., 1990; Пархотик и др., 1996) показывает, что с помощью только клинических средств реабилитации, медикаментозных или хирургических, пострадавший длительное время не может достичь такой жизнеспособности, чтобы снова вернуться к прежней трудовой деятельности в ее полном объеме. В подобных случаях необходимо использовать другие виды медицинской реабилитации, и в первую очередь физическую реабилитацию (кинезитерапию, гидро- и физиотерапию, трудо- и механотерапию), а также психотерапию. Однако в большинстве исследований по медицинской реабилитации этому вопросу уделено недостаточно внимания, что умаляет значение самого понятия медицинская реабилитация.

Из приведенных определений видно, что в лечебно-оздоровительном понимании реабилитация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление здоровья, нарушенных функций и создание больному или пострадавшему таких физических, психологических и социальных условий, которые позволили бы ему в процессе выздоровления или в последующий период полностью или частично восстановить трудовые возможности и занять соответствующее положение в обществе.

До сих пор в литературе дискутабельным остается вопрос, является ли реабилитация частью лечебного процесса или лечебный процесс — это один из основных элементов медицинской реабилитации. В настоящее время некоторые ученые считают, что физическая реабилитация — это в основном третий этап терапии (1-й этап — диагноз, 2-й — классические клинические методы лечения) (Beyer, 1987). По нашему мнению, физическая реабилитация должна быть опережающей, т. е. начинаться сравнительно рано, на 2—4-й день после травмы или заболевания и продолжаться до излечения пострадавшего. На первом этапе ее цель — восстановление здоровья и профилактика осложнений, на втором — восстановление нарушенной функции, на третьем — бытовых и производственных навыков или выработка адекватных механизмов компенсаций.

Процесс реабилитации не ограничивается лечением только основного заболевания. Он охватывает все последствия, которые возникли в результате травмы или болезни.

Мы разделяем мнение тех авторов, которые считают, что реабилитационные мероприятия должны быть комплексными и адекватными физическому и психическому состоянию реабилитируемого на отдельных этапах реабилитации: 1-й этап — стационарное отделение (отделение ранней реабилитации), 2-й — амбулаторная реабилитация, 3-й — санаторно-курортная реабилитация, 4-й — профессиональная и социальная реабилитация, 5-й — диспансерное обслуживание.

Слово реабилитация давно вошло в обиход. Но, что представляет собой реабилитация? Реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление функций и работоспособности организма. Если работоспособность возобновить нельзя, то реабилитация направлена на адаптацию.

Наш организм страдает не только физически, но психологически. Реабилитация – это комплекс медицинских, психологических, профессиональных, педагогических и юридических мер. В медицине используют физическую, психическую и социальную реабилитацию.

Когда нужна реабилитация

Реабилитация необходима при таких заболеваниях как ревматизм, артрит, инфаркт миокарда, после операций и тяжелых травм – после всех болезней и травм, которые становили серьезную опасность жизни. Еще реабилитация используется при лечении зависимости (наркотики, табак, алкоголь). Медицинская реабилитация нужна в большинстве случаев, она помогает вернуть работоспособность организма. Например, после перелома руки или ноги, нужны специальные упражнения, чтобы вернуть тонус мышцам. Социальная реабилитация нужна больным, для которых изменения в жизни уже неизбежны. Например, при травме человек потерял слух. Во-первых, ему необходима помощь сурдолога, он научиться читать по губам, выучит язык глухонемых. Во-вторых, подобные травмы могут вызвать страх перед будущим. Задача реабилитации показать и научить, как жить дальше.

Методы реабилитации

Обычно все реабилитационные программы начинаются в стационаре или реабилитационном центре, а потом продолжаются дома. Восстанавливать функции организма начинают еще тогда, когда больной не встает с постели. Дыхательные упражнения, правильное положения тела, пассивные упражнения – все это укрепляет организм. Если болезнь вызывает у больного страх перед будущим, то необходимо начинать и психологическую реабилитацию. При травмах наша психическая и эмоциональная сфера также страдают и на это нужно обращать внимание.

Виды реабилитации

Медицинская реабилитация:

  • механические методы (механотерапия, кинезотерапия);
  • физические (баротерапия, электролечение, лазеротерапия);
  • массаж;
  • психотерапия;
  • традиционные методы (фитотерапия, мануальная терапия, трудовая терапия);
  • реконструктивная хирургия;
  • протезно-ортопедическая помощь;
  • санаторно-курортное лечение.

Когда травмы больного могут вызвать проблемы с его образом жизни, проводят социальную реабилитацию, чтобы приспособить человека к жизни в обществе.

  • обучение пациента самообслуживанию;
  • адаптационное обучение семьи пациента;
  • адаптация жилого помещения под нужны больного;
  • обучение пациента пользоваться техническими средствами;
  • сурдотехника;
  • тифлотехника;
  • обучение (переобучение) больного, чтобы он мог продолжать работать;
  • обустройство рабочего места;
  • психологическая коррекция;
  • консультация по правовым вопросам.

Реабилитацией специалисты называют процесс восстановления здоровья и трудоспособности, которые были нарушены болезнью, травмой, физическими или социальными факторами. Ее целью является быстрое и эффективное возвращение больного в общество, к трудовым и бытовым обязанностям.

Понятие «реабилитация»

Виды реабилитации разнообразны. Это и медицинская, и профессиональная, существуют также трудовая или социальная, но у них есть одно общее - все они восстанавливают. Всемирной организацией здравоохранения дано соответствующее определение этому термину.

Реабилитацией ВОЗ называет ту совокупность мероприятий, которые должны обеспечить человеку с нарушениями в результате болезней или травм определенных функций восстановление способностей или максимальное приспособление к новым условиям в том обществе, в котором он живет. Это - действия, направленные на всестороннюю помощь больному человеку или инвалиду для достижения им максимально возможной полноценности, в том числе и социальной или экономической. Таким образом, процесс реабилитации нужно рассматривать в качестве сложной социально-медицинской проблемы, которую специалисты подразделяют на несколько аспектов: медицинский, физический, психологический, профессиональный или трудовой и, наконец, социально-экономический.

Общие подходы

Каждому человеку в определенном промежутке времени может понадобиться профессиональная помощь для того, чтобы он смог вернуться к своему прежнему образу жизни. Многогранная и достаточно длительная работа по восстановлению здоровья пациента и его реинтеграции в трудовую и социальную жизнь и есть реабилитация. Виды реабилитации специалисты рассматривают во взаимосвязи и единстве. Каждый из них соответствует своему типу последствий. Например, медико-биологические последствия заболевания заключаются в отклонениях от морфофункционального нормального статуса, снижение трудоспособности заставляет больного отказаться от работы, социальная реабилитация или дезадаптация нужны при нарушениях связей с семьей, обществом.

Выздоровление пациента после перенесенного недуга и только его физическое восстановление нельзя считать полноценным решением проблемы. Это - не реабилитация: виды реабилитации должны воздействовать на человека в совокупности, поскольку после того, как больной полностью выздоровел, ему необходимо стать работоспособным, вернуть себе свой социальный статус и т. д. Т. е. должно произойти полное возвращение человека к прежней полноценной жизни, причем как в семье или коллективе, так и в обществе.

Методы восстановления

По медицинскому направлению существует много видов реабилитации - физическая, медикаментозная, восстановление с помощью некоторых врачебно-технических средств, диетотерапия и т. д. В зависимости от заболевания или полученной травмы применяются разные методы. Восстановления физической формы можно добиться с помощью кинезио- и физиотерапии, лечебной физкультуры.

В тех случаях, когда пациент очень хочет помочь сам себе, а потому принимает самое активное участие во всех процессах, по мнению специалистов, наступает максимально эффективная реабилитация.

Виды реабилитации психологической - помощь психолога или нарколога - необходимы пациентам, у которых отсутствует желание выздороветь. Это могут быть алкоголики, наркоманы или токсикоманы - те, у кого существует зависимость и полностью подавлена воля.

Средства медицинской реабилитации

Методы врачебного восстановления можно подразделить на три подвида: активный, в который входят все способы кинезотерапии, в том числе и физические упражнения с элементами спорта, спортивная ходьба, бег, занятия на тренажерах, трудотерапия и др., а также пассивный, т.е. фармако-, физио-, фито-, комплиментарная терапия, гомеопатия. Третий метод - психорегулирующий, подразумевает эстето- и фонотерапию, аутогенные тренировки, мышечную релаксацию и пр.

Медицинские системы реабилитации на протяжении долгого време-ни рассматривались как единственные, или основные направления. Они касались в основном стремле-ния врачей к излечению заболевания для восстановле-ния нарушенных функций. Однако этого, как уже доказано, было недостаточно. Поэтому был поставлен вопрос о том, чтобы в первую очередь определять пред-мет реабилитации. Био-логическая концепция наступления инвалидности, которая базировалась только на анатомических и физиологических нарушениях у человека, сменилась теорией, базирующейся в том числе и на дисбалансе взаимодействия пациента с окружающим миром.

Исследования доказали, что больше возможностей для восстановления больного после травмы или недуга есть при воздействии на окружающую его среду. Именно так возникло понятие «социальная реабилитация».

Этапы медицинского восстановления

Первой стадией является оказание помощи больному в период острого течения недуга или после травмы. Этот этап проходит в отделениях в более тяжелых случаях - в реанимации, одним словом, там, где есть условия реабилитации и оказания первой помощи - в медицинских организациях, специализирующихся по профилю данного заболевания.

Вторым этапом специалисты называют поддержку пациента в период раннего оздоровительного процесса после течения болезни или травмы, а также во время остаточных явлений течения заболевания в стационарных условиях различных медицинских организаций. Это может быть центр реабилитации, отделения в санаториях и т. д.

И, наконец, третьим этапом медицинского восстановления является помощь в период остаточных явлений, а также при хроническом течении заболевания вне обострения. На этой стадии она проводится в кабинете физиотерапии, с помощью лечебной физкультуры или рефлексотерапии. Неплохо помогает мануальная терапия, медицинская психология и т. д.

Одним из ключевых в любой реабилитации являются именно физиотерапевтические методы. Они бывают направлены на полное восстановление утраченных функций у пациента и способствуют ускорению репаративных процессов в органах и тканях организма, в первую очередь опорно-двигательного аппарата, нервной и системы кровообращения.

Во время физиотерапевтического способа восстановления не используются медикаменты, а потому риск возникновения аллергической реакции или побочных эффектов, в том числе и лекарственной зависимости, исключен. Специально подобранная для пациента программа реабилитации помогает ему максимально быстро и эффективно восстановиться после перенесенной операции или травмы, возвращает ощущение свободы в движениях и возможность общаться с окружающими людьми без каких-либо ограничений.

Восстановление после инсульта

Этот недуг, приводящий к и повреждению тканей головного мозга, сегодня достаточно распространен. После него может наступить полная неподвижность, снижение сил, например, гемипарез, нарушение речи, ощутимое снижение чувствительности. Реабилитация после инсульта предполагает использование методов, восстанавливающих все нарушения одновременно.

Для возвращения поврежденных органов к нормальному состоянию нужно провести целый ряд мероприятий. Причем начинать их нужно с первых дней, если, конечно, позволит общее состояние пациента. Реабилитация после инсульта должна начаться еще в больнице - в неврологическом отделении, а затем продолжиться в санатории. Прогноз для восстановления всех функций определяется размерами и расположением пораженных областей мозга. Немаловажное значение при этом имеет и то, с какой точностью и полнотой проводится индивидуальная реабилитация.

Наркоклиника или восстановительный центр

Любая зависимость - будь то алкогольная или наркотическая - является болезнью. Человек, систематически употребляющий психоактивные вещества, является социально опасным. При этом в результате злоупотребления алкоголем или наркотиками у индивидуума формируется стойкая психическая и физическая зависимость. В результате у такого человека разрушаются сразу четыре сферы в жизнедеятельности. В первую очередь он теряет здоровье в результате постоянного похмелья, ломки, увеличивается риск заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом, могут появиться сердечно-сосудистые заболевания и т. д. Ухудшается и психологическое состояние - появляется агрессия, раздражительность, замкнутость, нарушаются социальные взаимоотношения и полностью меняются духовные принципы.

Конечно, многих из них близкие помещают в наркологические клиники. Однако больные, приняв за неделю курс лечения, возвращаются домой и в 99,9% случаях через некоторое время начинают вести прежний образ жизни - вновь употребляют алкоголь или наркотики.

По мнению специалистов, чтобы вылечить такую зависимость, человека в первую очередь нужно «вырвать» из окружающего его социума, ограничив его в свободном передвижении и изолировать от обычного круга общения. Вторым, не менее важным мероприятием является это воздержание. Но для этого необходимо работать с этой социальной группой, в противном случае просто воздержание в большинстве случаев перерастает в более длительное и бурное потребление. И тут человеку помогает центр реабилитации.

На сегодняшний день таких организаций в нашей стране очень много. У многих из них своя индивидуальная программа работы. Большую популярность получила двенадцатишаговая программа реабилитации. Какой центр реабилитации выбрать - духовный, социальный, трудовой - решает не только сам больной, но и его близкие.

О социальной реабилитации

Это понятие представляет собой процесс восстановления в обществе статуса человека, утраченного им вследствие проблем или трудных жизненных ситуаций. К ним можно отнести наступление инвалидности, миграцию, лишение свободы, безработицу и т. д.

Социальная реабилитация - это комплекс мероприятий для более тесного взаимодействия личности с обществом. Она, с одной стороны, включает в себя метод передачи индивидам социального опыта и способ включения его в систему отношений, а с другой стороны - личностные изменения.

Виды социальной реабилитации

В зависимости от типов проблем на сегодня применяется сразу несколько основных видов восстановления. В первую очередь это - социально-медицинская реабилитация. Она представляет собой формирование у пациента новых навыков для полноценной жизни, а также помощь в организации быта и ведении домашнего хозяйства. Кроме того, в некоторых случаях человеку назначается восстановительная и реконструктивная терапия, которую проводит центр социальной реабилитации.

Второй вид - это возвращение больному психического или психологического здоровья, оптимизация его внутригрупповых отношений и связей, а также выявление потенциальных возможностей у личности для организации помощи и психологической коррекции.

Следующий метод - социально-педагогический. Он подразумевает организацию и осуществление профессиональной помощи при нарушениях способностей у индивида к получению образования. Для этого проводится определенная работа для создания адекватных условий, а также форм и методов обучения по соответствующим методикам и программам.

Другие виды - профессиональная, трудовая и социально-средовая реабилитация - направлены на формирование у человека утраченных им трудовых и профессиональных качеств и навыков с дальнейшим трудоустройством, а также восстановление социальной значимости внутри соответствующей среды.

Восстановительные мероприятия для детей

По статистике, предоставленной ВОЗ, более шестисот с половиной миллионов обитателей планеты страдают тяжелыми заболеваниями, треть из которых - это дети. Цифры, и без того весьма удручающие, растут с каждым годом. Дети, родившиеся с ограниченными возможностями или получившие инвалидность уже на первом году жизни, достигают своего полного потенциала только с помощью служб и центров реабилитации. Восстановление здоровья этой категории жителей в нашей стране включает все которые предоставляются как младенцам, так и подросткам. Под понятием «реабилитация детей» сегодня имеется в виду весь комплекс услуг для обеспечения социального участия ребенка.

Цель реабилитации детей

Она заключается не только в возвращении ребенку здоровья, но и в развитии его психических и физических функций до оптимального уровня. Местом, где осуществляется реабилитация детей, являются все организации здравоохранения или просвещения, а также семья, которая обеспечивает восстановление их здоровья на данном этапе жизни. ребенка проводится в нескольких учреждениях. Наиболее важным и самым первым является родильный дом. Кроме того, в процессе развития детей немаловажную роль играет поликлиника, амбулатория и консультации, а также стационар. В более взрослом возрасте ребенка принимают такие реабилитационные учреждения, как специализированные диспансеры, санатории, оздоровительные лагеря, школа-интернат.

Этапы детского восстановительного процесса

Государственные программы, направленные на восстановление здоровья больных детей, предусматривают три стадии - клиническую, санаторную и адаптационную.

Первый этап — стационарный - обеспечивает не только восстановление функций пораженных систем, но и подготовку организма ребенка к последующему реабилитационному периоду. Для решения поставленных задач на данной стадии восстановления используются все методы реабилитации - возможности фармакологии, а также диета, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура. Процесс на первом этапе оценивается по биохимическим и функциональным показателям, результатам ЭКГ.

Санаторный период восстановления имеет решающее значение. Во время его проведения нормализуются функции пораженной системы. Особое внимание специалисты уделяют физическому и психическому состоянию ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Третий этап — адаптивный. Его целью является нормализация функциональных показателей для возврата ребенка к обычной жизни. Содержание реабилитационных процедур на данном этапе определяется не только состоянием здоровья малыша, но и степенью его функциональной адаптации. Завершается третий период полным восстановлением детей.

Методы физической реабилитации.

К средствам реабилитации относятся психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезотерапия), физиотерапия, массаж, трудотерапия, курортно-санаторное лечение, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие и др. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность - важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации. Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения, и виды спорта, работа на тренажерах, хореотерапия, трудотерапия и др.; к пассивным - массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы; к психорегулирующим - аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др. Так же используют в сочетании с д.р. методами реабилитации.

Инвалид-индивидуальная программа реабилитации-разработка федеральным учреждением медико-социальной экспертизы комплекса оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и др. реабилитационных мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных или утраченных ф-ций организма, восстановление компенсации способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Медицинская карта (Приказ МинздравСоцРазвития РФ «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» от 4 августа 2008 г. №379-н.

Понятия «инвалид», «инвалидность», «недееспособность», «ограничение жизнедеятельности». Основные физические недостатки. Структура и причины инвалидности.

Инвалид- лицо с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидность – состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека какими либо отклонениями. Недееспосо́бность - неспособность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Ограничение жизнедеятельности - это любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в пределах, которые считают нормальными для человека данного возраста.

Роль семьи в социальной и психологической адаптации инвалидов. Проблемы семей имеющих инвалидов.

1. Социально-медицинские:

Проведение амбулаторного лечения;

Проведение медицинских экспертиз;

Устройство в специализированные медико-реабилитационные центры;

Медикаментозно-лечебное обеспечение;

Здоровье;

Социальный патронаж;

Дефицит узких специалистов (невропатологи, психологи, дефектологи).

2. Социально-психологические:

Самореализация;

Психические расстройства;

Депрессивное состояние;

Не востребованность обществом;

Комплекс неполноценности;

Замкнутость;

Адаптация к окружающему миру;

Потребность в общении.

3. Социально-педагогические:

Обучение;

Изоляция в домах-интернатах, специализированных учебных заведениях;

Ограниченный круг общения;

Проблема межличностных отношении;

Формирование самооценки;

Чувство внутреннего дискомфорта.

4. Социально-правовые:

Правовая неграмотность;

Получение льгот, пенсий;

Оформление инвалидности;

Плохая законодательная база;

Не знание о службах, оказывающих юридическую помощь.

5. Социально-экономические:

Материальное обеспечение;

Низкий уровень жизни.

6. Социально-бытовые:

Жилищные условия (этажность, не благоустроенность жилья);

Недоступность архитектурной среды;

Телефонной связи;

Доставка продуктов, медикаментов;

Организация досуга;

Нуждаемость в уборке квартиры, ремонте;

Нехватка технических средств.

7. Трудоустройство.

8. Социального обслуживания.

Светолечение. Показания, противопоказания к применению.

Светолечение-применение с лечебно-профилактической целью лучистой энергии света.

Показания:Под воздействием света в коже активизируются обменные процессы, усиливается выработка коллагена, эластина, разрушаются меланин и билирубин. Поэтому светолечение очень широко применяется в косметологии и дерматологии. Возрастные изменения кожи (морщины, старческие пятна, дряблость);пигментация кожи (темные и светлые пятна);шрамы и рубцы;нежелательный волосяной покров на теле;купероз (расширенные сосуды) и другие сосудистые заболевания (гемангиомы, невусы, эритемы, телеангиэктазии);псориаз, нейродермит, экзема;желтуха новорожденных.Кроме того, фототерапия клинически эффективна для лечения: аффективных расстройств (сезонных и несезонных депрессий),синдрома позднего засыпания,рассинхронизации биологических часов, связанной с резкой сменой часовых поясов.Обезболивающий и рассасывающий эффект инфракрасных лучей применяетсяпри подострых и хронических воспалительных процессах,невралгических и мышечных болях,для усиления обменных процессов в организме: лечение и ускорение заживления ран и трофических язв у больных сахарным диабетом.Ультрафиолетовое излучение используется при ультрафиолетовой недостаточности, общем ослаблении организма и снижении иммунитета.:некоторых форм артритов;заболеваний периферической нервной системы (невралгии, невриты, радикулиты);мышечных патологий (миозиты);болезней органов дыхания (бронхиты, плевриты);гинекологических заболеваний.Светотерапия активно применяется для леченияразличных форм туберкулеза (суставов, костей, лимфатических желез),перитонита туберкулезной этиологии,фиброзного туберкулеза легких.различнымиаллергиями,бронхиальнойастмой,артритами аллергического происхождения.

Противопоказания: Применение световых лучей, а именно, ультрафиолетовых, противопоказано при:активной форме туберкулеза;злокачественныхновообразованиях;сердечной и почечной недостаточности;гипертонической болезни II и III степени;беременности;резкомистощении;нарушении функции щитовидной железы (тиреотоксикоз);приеме некоторых лекарственных средств (антибиотики, фотосенсибилизирующие или дерматотоксичные препараты);повышенной чувствительности к свету.

Оказание неотложной помощи при электротравмах.

Прекратит воздействие тока на пострадавшего человека;привести пациента в сознание, начать искусственное дыхание рот в рот и закрытый массаж сердцалегкий массаж (поглаживание)укутать больного, дать сладкий чай внутрь, в/м раствор кофеина 20% - 1мл или 20% раствор камфоры – 2-3мл.

Помощь при ожоге:обработатьспиртом,наложить сухую асептическую повязку,Обеспечить госпитализацию

I. Постельный

А) постельный строгий с соблюдением режима покоя

Б) режим постельный облегченный (расширенный) с постепенным расширением двигательной активности (повороты, переход в положение сидя в постели)

Пребывание в постели чаще в положении лежа на спине или полусидя

Прием пищи, туалет с помощью мед.персонала

Допустимое учащение пульса после занятий 12 уд/мин.

II. Полупостельный (палатный)

Допускается переход в положение сидя на кровати с опущенными ногами 2-4 р/день по 10-30 минут

Спустя несколько дней разрешен переход в положение стоя и ходьба по палате с последующим отдыхом

Самостоятельно осуществляют изменение положения в кровати, туалет, прием пищи

Допустимое учащение пульса после занятий ЛФК на 18-20 уд/мин.

III. Свободный (общий)

Разрешается свободная ходьба по отделению и лестнице, а также прогулки на воздухе по 15-30 мин с отдыхом

Допустимое учащение пульса после занятий ЛФК на 32 уд/мин.

Дренирующие дыхательные упражнения – это сочетание динамических дыхательных упражнений с определенным положением тела, что способствует оттоку отделяемого из бронхов с последующим выделением мокроты во время откашливания.

Постуральный дренаж – это дренаж положением тела, когда пациент принимает такое положение, при котором зона поражения легких находится выше места бифуркации трахеи.

Для дренирования нижних отделов легких пациенту необходимо лечь на живот или спину на наклонную плоскость, установленной под углом 30º-45º к полу, ножной конец выше головного.

Из дыхательных упражнений выполняется глубокое диафрагмальное дыхание. На верхние отделы живота можно положить мешочек с песком весом 1-3 кг. Сам пациент в соответствии с фазами дыхания надавливает руками на нижние отделы грудной клетки.

Дренирование средней доли легкого проводится в положении полулежа на левом боку с наклоненной к груди головой. Для дренирования верхних отделов эффективны положения сидя, особенно на низкой скамейке. В этих положениях выполняются круговые движения руками, согнутыми в локтях.

Дренирование верхних отделов легких также проводится в положении пациента лежа на спине с приподнятым изголовьем. Подушка поочередно подкладывается то под правый, то под левый бок.

Дренирующие гимнастические упражнения-частая смена исходного положения, приемы постурального дренажа.

Для дренирования нижних долей используются напряжение мышц брюшного пресса, сгибание ног в коленях и тазобедренных суставах при одновременном надавливании на живот, упражнение «ножницы», «велосипед».

Для дренирования верхних долей пациент из исходного положения сидя на стуле делает наклоны туловища с одновременным его поворотом при этом одна рука поднята вверх.

2). Специальными упражнениями являются упражнения для мимических мышц: рта, щек, бровей, глаз в пределах симметрии лица, то есть во время лечебной гимнастики стараемся не допускать перекоса лица в здоровую сторону. Для этого мышцы на здоровой стороне интуитивно придерживаем рукой, контролируя, чтобы они работали не в полную силу (другими словами, мышцы здоровой стороны лица «играют в поддавки»), а на больной стороне подтягиваем мышцы, добиваясь нормального полноценного симметричного движения. То есть помогаем руками "поправлять" лицо.

3). Обязательно включаем упражнения для артикуляционного аппарата с произношением звуков и слов. Пять гласных звуков (а, о, у, и, ы) сочетаем с различными согласными звуками, но из них обязательными являются б-п, в-ф, м, так как именно эти звуки помогают максимально задействовать мышцы лица. Важно не просто произносить звуки, а тренировать артикуляционный аппарат, поэтому добиваемся выразительной постановки губ для каждого звука.

Кроме того необходимо тренироваться в произношении слов по слогам. Например, молоко, избушка, фёкла, свёкла, кукла, улитка, публика, бублики, воздух, барабан (барабаны), палочка (палочки), бабушки, шишка, кошка, почка, бочка, мальчишка, босиком, бусы, башмаки, игрушки, изюм, кукушка, бабка, папка, мамка, тапки, пума и т.д.

Затем при улучшении состояния подключаем чтение детских сказок перед зеркалом, чтобы контролировать симметрию лица во время чтения и выразительную постановку губ при произношении звуков

Основные задачи ЛФК после инсульта:

профилактика осложнений длительной иммобилизации (пролежней, застойной пневмонии, прогрессирования застойной сердечной недостаточности, тромбоэмболических осложнений, атрофии мышечной массы);

улучшение мышечного тонуса и силы в группах мышц, которые находятся в состоянии пареза или паралича со сниженным тонусом;

снижение мышечного патологического тонуса в группах мышц, которые находятся в состоянии спастического пареза или паралича (с повышенным мышечным тонусом);

улучшение микроциркуляции и обменных процессов во всех тканях организма, что непременно сопровождает инсульт, особенно при длительном постельном режиме;

профилактика мышечных контрактур;

возобновление двигательной активности;

восстановление речевых функций организма;

налаживание работы внутренних органов;

восстановление тонких движений кистями рук (письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах).

Приступать к выполнению массажа рекомендуется как можно раньше, при хорошем самочувствии - буквально на второй день. Так при ишемическом инсульте без осложнений и при отсутствии противопоказаний массаж назначают на 2-4 сутки, а при геморрагическом на 6-8 сутки. Продолжительность первых процедур варьируется от 5 до 10 минут, постепенно продлеваясь с 10 до 30 минут. Увеличение интенсивности воздействия строго индивидуально и зависит от состояния больного. Курс состоит из 20-30 процедур, которые проводятся ежедневно. После 1,5-2 месячного перерыва лечение массажем повторяется.

Каждый массажный приём повторяется 3-4 раза. С 1 по 3 сеанс массаж выполняют только в области плеча и бедра, не переворачивая больного на живот. С 4-5 процедуры, учитывая состояние больного, добавляют область груди, предплечья, кисти, голени и стопы. В 6-8 раз охватывают спину и поясничную область, укладывая больного на здоровый бок.

Массаж, лёжа на животе, можно выполнять при отсутствии противопоказаний, связанных с заболеваниями сердца, в более поздний срок.

В период строгого постельного режима массаж может выполнять только высококвалифицированный массажист, желательно под наблюдением врача. Дома, ухаживающему за больным выполнять массаж можно только в период, когда состояние больного значительно улучшится.

С целью повышения эффективности от выполненного массажа и лечебной гимнастики желательно предварительное согревание парализованных конечностей. Для этих целей можно использовать солевую грелку, парафиновые и озокеритовые аппликации, тёплое одеяло.

Начинают массаж с передней поверхности поражённой ноги, ибо при гемипарезах (параличах) нижние конечности затрагиваются меньше, чем верхние. Далее массируют большую грудную мышцу. Затем переходят на плечо, предплечье, кисть, пальцы.

Выполняя массажные движения на задней поверхности ноги - прежде массируют бедро, после - голень, стопу.

Все движения на спине осуществляются по ходу лимфотока.

Используемые приемы: различные виды поверхностного поглаживания, лёгкие растирания, непрерывная вибрация (потряхивание, сотрясение).

Так для группы спастических мышц используют приёмы лёгкого поглаживания и, несколько позднее, растирания. Для некоторых мышц допустима лёгкая вибрация.

При пояснично-крестцовом радикулите в каждом отдельном случае подбираются облегченные исходные положения. Например, в положении лежа на спине под колени подкладывается валик, а в положении лежа на животе - подушка под живот. Для разгрузки позвоночного столба, как правил, применяется исходное положение стоя в упоре на коленях. Перед тем, как приступить к занятием лечебной гимнастикой при радикулите, надо лечь на наклонную плоскость (угол наклона 20-45 градусов) с упором в подмышечной области. Благодаря такой процедуре (продолжительность от 3-5 до 30 мин.) происходит вытяжение позвоночного столба, а также расширение межпозвонковых пространств и уменьшение сдавления нервных корешков. Продолжительность процедуры - от 3-5 до 30 минут. Помимо этого, можно делать вытяжение в бассейне, а также заниматься плаванием. Для вытяжения, как правило, применяются упражнения типа смешанных висов у гимнастической стенки, которые представляют собой качательные движения на вытянутых руках. Выполнять такие упражнения следует с большой осторожностью.

Комплекс ЛФК при остеохондрозе шейного отдела позвоночника (неострые формы течения):

Разминка

Расслабление шейного отдела позвоночника

Скручивание шейного отдела позвоночника

Махи руками назад

Комплекс ЛФК при остеохондрозе грудного отдела позвоночника:

Разминка

Скручивание грудного отдела позвоночника в стороны

Скручивание грудного отдела позвоночника вперед

Упражнение "Лодка"

Комплекс ЛГ (лечебная гимнастика) при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника:

Разминка

Опрокидывание таза

Вращение тазом

Упражнение "Кошка-Корова"

Все упражнения данных комплексов ЛФК при остеохондрозе необходимо выполнять регулярно, систематически,

1. Крепко закройте глаза на 3–5 секунд. Повторите 6–8 раз.

2. Закройте глаза и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через веки в течение 1–3 секунд. Повторите 3-4 раза.

3. Медленно переводите взгляд с пола на потолок, вправо и влево и обратно, не меняя положения головы. Повторите 8–12 раз.

4. В течение 3–5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего закройте один глаз на 3–5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, потом закройте другой глаз. Повторите 6–8 раз.

5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро моргните (не зажмуриваясь). Закройте глаза и расслабьте веки, сделайте 2-3 глубоких вдоха. Повторите 3 раза.

6. Быстро и легко моргайте 2 минуты. Это упражнение способствует улучшению кровообращения.

7. Крепко зажмурьте на 3–5 секунд глаза, а затем откройте глаза на 3–5 секунд. Повторите 7 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

8. Перемещайте взгляд в разных направлениях: по кругу – по часовой стрелке и против, вправо –

влево, вверх – вниз, восьмеркой. Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, как удобнее.

Если глаза открыты, то при движении старайтесь смотреть на окружающие предметы. Упражнение укрепляет мышцы глаз.

9. Тремя пальцами каждой руки легко нажмитена верхние веки, через 1-2 секунды снимитепальцы с век. Повторите 3 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

10. Стоя возле окна, сосредоточьтесь на предмете, находящемся близко от глаз (например, точка

на стекле), а затем переводите взглядна удаленный объект. Повторите 10 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии

Требования, предъявляемые к массажисту: психологический и технический аспекты.

Хороший массажист обязан знать основы анатомии и физиологии человека. Он должен уметь визуально отличать патологическое состояние тканей от нормального.

Массажисту необходимо владеть методикой проведения массажных приемов, знать конкретное физиологическое воздействие каждого из них, показания и противопоказания для их проведения.

Массажист должен иметь представление о клинических проявлениях болезни, чтобы наблюдать реакцию больного.

О том, что массажист должен быть опрятным, наверное, можно и не говорить.

Большое значение имеет психологический контакт между массажистом и пациентом.

Массажист, как и любой медицинский работник, должен быть вежливым, терпеливым, благожелательным, располагать к доверию. Однако очень важно не допускать фамильярности, поддерживая свой авторитет. Очень важно, чтобы массажист мог развеять пессимистическое настроение больного, внушить ему веру в выздоровление.

ОТВЕТЫ ЭКЗАМЕН ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Определение понятия «Реабилитация». Виды реабилитации.

Реабилитация - это комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов. Виды: медицинская, социально-бытовая, психологическая, физическая, профессиональная, диспансерное наблюдение.